15. Cp. Van Espen, p.161. 16. Карфагенский собор 398 г. называет этих пресвитерид viduae vel sanctimoniales, а в своем 12 правиле говорит: eliguntur ad ministerium baptizandarum mulierum, tam instructae sint ad officium, ul possint apto otsano sermone docere imperitas et rusticas mulieres, tempore, quo baptizandae sunt, qualiter baptizatori in-terrogatae respondeant et qualiter accepto baptismo vi-vant. Harduin., I,979-80,985. Правило 12. Епископов, по суду митрополитов и окрестных епископов, поставляти на церковное начальство, и притом таких, которые с давнего времени испытаны и в слове веры, и в житии сообразном правому слову. (Ап. 58, 80; I всел. 2, 4; трул. 12, 19; VII всел. 2, 3; антиох. 19; лаод. 5, 13; сердик. 6, 10; конст. 1; карф. 13, 49, 50; двукр. 17). См.толкования 58 Ап. правила, 4 правила I всел. собора, 19 правила трулльского и 2 правила VII вселенского собора. Правило 13. Да не будет позволяемо сборищу народа избирати имеющих произвестися во священство. (I всел. 4; антиох. 19; лаод. 5, 12; сердик. 10; карф. 50). Под словом священство (εεο, sacerdotium), по правильному толкованию Зонары, необходимо подразумевать священных лиц высших иерархических степеней, не исключая следовательно и епископов В связи с постановлениями 5 и 12 правил, отцы лаодикийского собора возбраняют данным правилом при избрании священных лиц участвовать " сборищу народа " . Греческое слово ο, употребленное в данном правиле и переведенное нами словом " сборище народа " (серб. " светина " ), означает смешанную (сбродную) толпу народа и употреблено для противопоставления избранной и уважаемой части народа (напр., в Свящ. Писании см. Мф.14:5; 21:26,46; 27:15 и др.), означает вообще сбор простого народа, производящего бунт и беспорядок (напр., Деян.24:18), по латыни turbis, или точнее - tumultus, tumultuosa plebs, по-русски - сборище черни. Такие сборища народа также желали иметь свой голос при выборе священных лиц и каждый раз, как это им удавалось, происходили беспорядки, которые неизбежно должны происходить при активном участии неосведомленной и сбродной черни Против последнего и издано настоящее лаодикийское правило. Относительно того, что правило не отнимало этим у народа законного права участвовать, в определенных границах, при выборах духовных лиц и особенно епископов, мы уже говорили в толковании 4 правила I вселенского собора, приводя свидетельства, как из этого века, когда был созван лаодикийский собор, так и из последующих веков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1320...

756 Cod Theod. lib. 1. Nov. 7, 16, 42, 57, ef. Labb. T. V. Concil. Constant. Sub. Menna act. 5. Epism. S. Gregor. M. ad orient. 760 См., напр., Сардик. Соб. пр. 3; послание папы Льва ко 2-му Ефес. Соб. (Деян Всел. Соб. в русск. пер. т. III. стр. 27). Того же папы посл. Собору Халкидонскому (Там же, стр. 52). 770 Жерсон.: Tractat, de modis uniendi al reform, eccles. с. 10. Dupin. T. II. p. 174; Петра д " Айли Monita de necess. reform. Dupin. appendix. ad tom. II. p. 295. 772 Ioann. Gers. Tractat de modis uniendi ac reform, eccles. in concil. universal, c. 5 et 9. Dupin. II. 168, 172 et 173. 839 Можно заметить, что еще в книге о церковной иерархии, священство прямо называется таинством (μυστριον ιερατικν τελεισεων). De eccles. hierach. c. 5. n. 1–3. 848 4-е правило I Вселенскою Собора: «Епископа поставляти наиболее прилично всем, тоя области, епископам. Аще же сие неудобно, или по надлежащей нужде, или по дальности пути: по крайней мере, три во едино место да соберутся, а отсутствующие, да изъявят согласие, посредством грамот, и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковые действия в каждой области подобает ее митрополиту». 849 З-е правило VII Вселенского Собора: «Всякое избрание во епископа, или пресвитера, или диакона, делаемое мирскими начальниками, да будет недействительно по правилам. А, имеющий произвестися во епископа, должен избираем быти от епископов, яко от Св. Отец в Никее определено в правиле. Утверждати же таковые действия в каждой области подобает ее митрополиту». 850 19-е прав. I Всел. Собора: «О бывших павлианами, но потом прибегнувших к кафолической Церкви, постановляется определение, «чтобы они все, вообще, вновь крестимы были. Аще же которые в прежнее время к клиру принадлежали: таковые, явясь беспорочными и неукоризненными по перекрещении, да будут рукоположены епископом кафолической Церкви. Аще же испытание обрящет их неспособными к священству, надлежит им изверженным быти из священного чина». 851 2-е прав. IV Всел. Собора: «Аще который епископ за деньги рукоположение учинит и непродаваемую благодать обратит в продажу, и за деньги поставит епископа, или хорепископа, или пресвитера, или диакона, или иного коего от числящихся в клире, или, вообще, произведет за деньги в какую-либо церковную должность, ради прибытка своего: таковый, быв обличен, да будет подвержен лишению собственной степени; и, поставленный им, отнюдь, да не пользуется купленным рукоположением или производством, но да будет чужд достоинства, или должности, которые получил за деньги». 5-е прав. VII Всел. Собора: «Аще который епископ за деньги учинит рукоположение и непродаемую благодать обратит в куплю, и за деньги поставит кого-либо из, числящихся в причте, или произведет, вообще, в какую-либо церковную должность, то дерзнувший на сие, быв обличен, да подлежит лишению собственной степени, а поставляемый, отнюдь, да не пользуется купленным поставлением, или производством, но да будет чужд достоинства, или должности, которые получил за деньги».

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

В пользу авторства Аполлоса можно выдвинуть еще одно, рискованное , предположение. В тот момент, когда Прискилла и Акилла встретили Аполлоса, он, как сказано, знал лишь «крещение Иоанново» (Деян.18:25). Однако, Иоанн Креститель, хотя и не принадлежал к ессейской общине Кумрана, тем не менее, был близок к их настроениям (ессеи практиковали крещение; как и Иоанн Креститель, они называли себя «гласом вопиющего в пустыне» ( Ис.40:3 ; Устав общины. VII. 14. Х. 3.). Можно предположить, что до того, как принять христианство , Аполлос был ессеем. Послание к Евреям содержит, как кажется, более или менее явную критику ессейских учений, в частности их мессианских воззрений. Ессеи, как и автор Евр., исповедовали священническое служение Мессии. Однако, в то время как ессеи ждали мессию из колена Ааронова, 42 из которого по закону выходили иудейские священники, в Евр. речь идет об Иисусе, «священнике по чину Мелхиседека» (Евр.7:11), а не Аарона. 43 Если Аполлос действительно был ессеем, то неудивительно, что в Евр. содержится толика антиессейской полемики. Это подтвердило бы авторство Аполлоса в отношении Евр. Место отправления, дата и адресат Евр. Естественно предположить, что Евр. было отправлено из Рима, поскольку в нем содержится приветствие от «Италийских» (13:24). Вероятно, апостол Павел, которому принадлежит конец Послания, находился в то время в Риме; он на свободе, так как готовится к путешествию (13:23). Однако на свободе Павел был в Риме только после первых уз, то есть около 62 года. Что касается адресата Послания, то вопрос остается открытым. Спик предположил, что оно адресовано евреям, которые были начитаны в Писаниях; вероятно, они были священниками, так как очень хорошо разбирались в храмовом богослужении; обратившись в христианство, они, скорее всего, все вместе ушли из Иерусалима. 44 Приходит на ум и другое предположение: возможно адресатами Послания были те двенадцать иоаннитов, которых апостол Павел катехизировал в Ефесе, немного спустя после обращения Аполлоса (произошедшего также в Ефесе) они тоже знали лишь «крещение Иоанново» и ранее тоже могли быть ессеями (Деян.19:1–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

книгах, сектанты говорят, что они вкушают плоть и кровь Господние именно тогда, когда читают свящ. Писание. На разбор этих ложных толкований и должно быть обращено внимание миссионера при собеседовании с молоканами о таинстве причащения. VII. О таинстве покаяния и елеосвящения Сектанты-рационалисты, признавая Иисуса Христа единым главою Церкви, единым пастырем и учителем, отвергая церковную иерархию и признавая за каждым верующим право самому устроять свое спасение, естественно отвергают покаяние, как таинство, в котором пастырь церкви силою Духа Святого разрешает кающегося и исповедающегося христианина от всех грехов, совершенных им после крещения. Они признают покаяние только в смысле сокрушения о грехах пред Богом и молитвы к Богу о прощении грехов. «Никто не может прощать грехи, кроме Бога ( Мк.2:7 ), поэтому мы пред Богом только сокрушаемся о грехах своих и Его только просим: прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим ( Мф.6:12 ), в этом состоит наше покаяние», говорят обычно сектанты. В виду этого в начале беседы о покаянии необходимо остановиться на уяснении следующих мыслей. Все мы много согрешаем ( Иак.3:2 ), поэтому все мы непрестанно должны сокрушаться о грехах своих пред Богом ( Иоиль2:12–13 ; Пс.60:19 ; Лк.18:13 ; 2Кор.7:9 ; Иак.4:9 и др.), молить Бога о прощении грехов, с твердым намерением впредь не грешить и проводить жизнь святую и непорочную ( Деян.3:19 ; Тит.2:11–12 ); без такого покаяния нет спасения ( Лк.13:1–5 ; Мф.4:17 ; Деян.17:30 ). Но одного такого покаяния недостаточно для получения прощения грехов. Мы должны исповедовать грехи свои не в молитве только, но и в особом, установленном Самим Богом, таинстве, пред лицом Богом поставленного пастыря. Так повелел Господь каяться и очищаться от грехов израильтянам ( Лев.5:13, 6:6–7 ; Чис.5:6–8 ; 1Цар.2:25 и др.). Так и поступали израильтяне, как это мы видим из примера ветхозаветных мужей (чит. Чис.12:11 ; 1Цар.15:24 ; 2Цар.12:13 ; Мф.3:5–6 и др.). Но собственно таинство покаяния установлено Христом Спасителем, даровавшим апостолам, а в лице их, и преемникам их – пастырям церкви право и власть «вязать и решить» ( Ин.20:21–23 ; Мф.18:18 ; Мф.28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Говорят: 1) Апостолы пользовались истолкователями, или толмачами, напр. Петр Марком (Eus. Η. Е. III, 39, Clem. Strom. VII, 7. 765). 2) Апостолы Павел и Варнава не знали языка Ликаонцев ( Деян. 14:11 ). 3) Язык греческий новозаветных писателей весьма много содержит в себе еврейского; в образе выражения апостолов видно, что они по еврейскому или сирохалдейскому учились греческому: у них греческий не чистый язык. 4) Им не нужно было знание многих языков: а) потому что проповедь их ограничивалась пределами Римской империи, многих – только Палестиной, или вообще Иудеями. В Римской империи довольно успешно можно было действовать и с знанием одного господствовавшего языка; б) потому что этот дар открывался и сообщался только для молитвы ( 1Кор. 14:13–17 ). 5) Места Деян. 10:46–19:6 и 1Кор. 14:13 , заставляют разуметь под γλσσαις λαλιν что-нибудь отличное от внезапно возбуждаемой способности говорить на иностранных языках. 6) Наконец, только с III века, со времен Оригена , начали учить, что апостолы в день пятидесятницы получили ведение незнакомых им языков. Ириней, Тертуллиан , говоря о даровании языков, как существующем еще в их время и как существовавшем прежде, сближают его с дарованием προψητεα. Но против 1-го отвечаем: " Ερμηνευτς может означать и не толмача; Марк мог быть даже толмачом на таком языке, который не был известен апостолу Петру. Ибо Петр конечно не все языки знал. И апостол Павел говорит Коринфянам, что он более их говорит языками, но не говорит, что может говорить всеми. Против второго идет последнее замечание. Против третьего довольно сказать, что апостолы, получая способность говорить новым языком, не лишались всех прежних своих понятий, которые проистекали из еврейского источника; поэтому естественно находить в речи их много еврейского. Против четвертого а) заметим: что если бы пределы проповеди апостольской и действительно ограничивались Римской империей, то и тогда бы нельзя было сказать, что им довольно было бы знания одного господствующего языка, потому что этот господствующий язык весьма во многих местах был недоступен простому народу, с которым по большей части первоначально они должны были иметь дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

13). А св. Василий великий так описывает древний порядок избрания и поставления священнослужителей. «По обычаю, говорит он, издревле водворившемуся в церквах Божиих, служители Церкви приемлемы были, по испытании, со всякою строгостью, и все поведение их прилежно исследуемо было: не злоречивы ли они, не пианицы ли, не склонны ли к ссорам, наставляют ли юность свою, да возмогут совершати святыню, без коея никто не узрит Господа; и сие испытывали пресвитеры и диаконы с ними живущие, доносили о том хорепископам, а сии приняв отзыв от свидетельствующих по истине и представив епископу, таким образом причисляли служителя к священному чину» (пр. 89). Св. Василий, со всею строгостью обязывая подчиненных своих хорепископов соблюдать такой порядок при избрании священно-и-церковнослужителей, замечает: «впредь достойных испытайте и принимайте, но не числите в клире, прежде нежели представите мне. Иначе же ведайте, яко принятый в церковнослужение без моего разрешения, будет мирянином» (там же). Отсюда между прочим видно, какие права принадлежали в древней Церкви хорепископам (иначе викариям епископов епархиальных) в поставлении священнослужителей. Соборами первых веков предоставлено было хорепископам производить своею властью иподиаконов и прочих церковнослужителей (апкир. 15. антиох. 10). Но в последствии и на эти степени поставлять запрещено им без воли главных епархиальных архиереев (VII всел. 14). – При этом церковные правила весьма строго запрещают епископам: а) рукополагать клириков в чужих епархиях, или из чужого клира поставлять на места своей епархии: иначе всякое такое поставление правила объявляют недействительным (деян. 35. I всел. 16. IV всел, 20. каре. 65. 91. 101. сардик. 15); б) принимать запрещенных или изверженных другими епископами (деян. 16. антиох. 3. сардик. 13); в) рукополагать клириков без точного назначения к известному месту: иначе рукоположение также объявляется недействительным и рукоположенных таким образом запрещается допускать к священнослужению (IV всел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Павла к морю, требовали именно путешествия его морем, а не сухим путем. Цель отправления св. Павла христианами из Верии главнейше заключалась в том, чтобы скорее и незаметнее скрыть его от преследователей-иудеев. Удобнее всего, конечно, этого можно было достигать через быстрое безопасное препровождение Апостола в сравнительно отдаленное какое-либо место от Верии. По отношению к Афинам это возможно было только при посредстве морского пути, а никак не сухопутного. Афины от Верии по Антониевой дороге отстояли на 251 римскую милю, что равняется 50 географическим (Wieseler. Cit. ор., S.42). Но если Апостол сперва пошел как бы к морю, то он должен был бы значительно уклониться в сторону от прямой дороги в Афины, дойдя или до устья реки Haliakmon’a (Liv. XLII,53; Plin. IV,10) или до лежавшего близ моря города Dion’a (Herod. VII,22; Thucyd. IV); через это путь до Афин удлинялся; а для прохождения более, чем 50 геогр. миль, потребно по меньшей мере 10–15 дней. Между тем, если от ближайшей к Верии гавани плыть к Афинам морем, то при попутном ветре, плывя день и ночь, даже при небольших остановках во встречающихся по пути гаванях, можно свободно прибыть в Афины через трое суток; если плыть только днем, то через шесть (в сутки средним числом плавали в древности при хороших условиях навигации по 1000 стадий, т.е. по 25 геогр. миль. См. Forbiger, Handbuch d. Alten Geograph. Band. I. S.550. Cf. Wieseler. Cit. op. S.43). Что касается безопасности путешествия от преследования иудеев, то на сухопутной дороге, на всем протяжении, ее не было; между тем морское путешествие требовало осторожности пути только до гавани, а после снятия корабля с якоря было совершенно безопасно. Безопасность пути до гавани для Ап. Павла, повидимому, достигалась тем, что его внезапно (εθως ττε), тотчас же, как только появились преследователи в Верее, отправили оттуда в гавань; а оставшиеся в Верее Сила и Тимофей могли на первых порах, так сказать, замаскировать отсутствие самого Апостола. Имевшие на себе обет назорейства особенно чтились среди иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

I, 7), опять молчал и не противоречил. И после этого, когда на горнице, и при видении плащаницы, услышал голос, говорящий ему: яже Бог очисти, ты не скверни (Деян. X, 11), — и еще не знал ясно, что значат эти слова, — молчал и не спросил. 4. Все это было следствием падения. Прежде этого Петр все приписывал себе, говоря: аще и вси соблазнятся, аз не соблажнюся; аще ми есть с Тобою и умрети, не отвергуся Тебе, тогда как надлежало бы сказать: если получу от Тебя помощь. Но после падения он говорит совершенно противное: что на ны взираете, яко своею ли силою или благочестием сотворихом его ходити (Деян. III, 12)? Отсюда мы научаемся той великой истине, что недостаточно бывает собственного старания человека, если он не получит высшей помощи; и наоборот, что мы не получим никакой пользы от высшей помощи, если не будет у нас собственного старания. То и другое доказывают Иуда и Петр. Первый, получивши много помощи, не получил никакой пользы, потому что не захотел, и не приложил собственного старания; а последний и при собственном старании пал, потому что не получил никакой помощи. Добродетель слагается из этих двух принадлежностей. Поэтому я умоляю, чтобы вы, предоставляя все на волю Божию, не предавались усыплению, и чтобы при собственном старании не думали, что вы все совершаете собственными трудами. Богу не угодно, чтобы мы были нерадивы, а потому Он не все сам совершает; равно не угодно Ему и то, чтоб мы были самонадеянны, вследствие чего не все нам дал, но, из того и другого отнявши вредное, оставил нам полезное. Поэтому же попустил пасть и верховному апостолу, чтобы сделать его кротким и возбудить к большей любви. Кому больше, сказано, оставится, больше возлюбит (Лук. VII, 47). Итак, будем во всем повиноваться Богу и ни в чем не будем противоречить, хотя бы слова Его казались противными нашим мыслям и взглядам; но пусть управляет слово Его нашими мыслями и взглядами. Таким же образом будем поступать и в таинствах, обращая внимание не на внешность только, но содержа в уме своем слова Христовы.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику иерусалимского богослужения V в. Чтение Д. с. а. в этом памятнике и его груз. аналоге (отражающем практику иерусалимского богослужения примерно V-VII вв.) также указывается на памяти: ап. Фомы (24 или 23 авг.) (Деян 1. 12-14; сейчас не читается), ап. Филиппа (15 нояб., сейчас - 14 нояб.) (Деян 8. 26-40), праотца Давида и ап. Иакова, брата Господня (25 или 24 дек.) (Деян 15. 1-29; в груз. переводе иерусалимского Лекционария - 26 дек., чтение сокращено до Деян 15. 13-29), первомч. Стефана (26 дек., сейчас - 27 дек.) (Деян 6. 8 - 8. 2), апостолов Иакова и Иоанна (евангелиста) Зеведеевых (29 дек.) (Деян 12. 1-24; в груз. переводе сокращено до Деян 12. 1-17); Вифлеемских младенцев (9 или 18 мая) (т. к. в Деян 12. 1-24 повествуется о неожиданной смерти Ирода, хотя это не тот Ирод, к-рый погубил младенцев, а гонитель апостолов) и в Великий четверг (Деян 1. 15-26 - рассказ об избрании Матфия на место Иуды-предателя). В совр. Апостоле из этих перикоп указываются только чтение на память первомч. Стефана (27 дек.; Деян 6. 8-15; 7. 1-5, 47-60) и ап. Иакова Зеведеева (30 апр.; Деян 12. 1-11). То же зачало, что и на память ап. Иакова Зеведеева, читается, согласно совр. уставу, на память вмч. Георгия Победоносца (23 апр., а также в дни памяти освящений церквей в его честь); среди памятников древнего иерусалимского богослужения чтение из Д. с. а. на память вмч. Георгия Победоносца указано в груз. переводе иерусалимского Лекционария, но выбор перикопы отличается от совр.- Деян 16. 16-34. В груз. переводе иерусалимского Лекционария есть еще 2 чтения из Д. с. а.- на память свт. Афанасия Великого и всех учителей Церкви (2 мая) (Деян 20. 28-32) и на память сожжения Иерусалима персами (17 мая) (Деян 4. 5-22). Кроме чтений на Усекновение главы Иоанна Предтечи и на памяти ап. Иакова Зеведеева, первомч. Стефана и вмч. Георгия Победоносца в совр. Апостоле указаны еще неск. чтений из Д. с. а. на праздники годового неподвижного круга : на память сщмч.

http://pravenc.ru/text/171799.html

По выздоровлении он был сделан иподиаконом. Это чудо (36-е) описано в числе других 70 чудес мучеников Софронием, который был в Египте в начале VII столетия с Иоанном Мосхом, принял здесь монашество и после сделан патриархом Иерусалимским. Из этого описания чуда видно, что иподиакон феодор был еще жив, когда Софроний был в Египте и у мучеников. Сам Софроний получил через мучеников исцеление от тяжкой глазной болезни, которую врачи объявили неисцельною. Описание чуда, бывшего с Феодором, читано было на 7-ом Вселенском Соборе и Фома, почтеннейший инок и пресвитер и представитель епископов востока, сказал: " эта икона, досточтимые отцы, и доныне стоит в Александрии в Тетрапиле и исцеляет всякие болезни " [ 3 ]. Исцеление Феодора совершилось в конце VI или в начале VII столетия, а Вселенский Собор был в 787 году, следовательно это иконе Спасителя было более 180 лет.На самом Вселенском Седьмом Соборе Манзон, епископ Праканский, сказал: когда я в прошлом году (в 786) оставил царствующий город и отправился в город, назначенный мне местом служения, то меня постигла весьма тяжкая болезнь, так что понудила меня созвать моих родных и сделать завещание. В их присутствии, под угнетением болезни, я поднес (к себе икону) Иисуса Христа и сказал: Господи, давший благодать святым своим! призри на меня. И как только я приложил эту досточтимую икону к страждущему члену, тотчас оставила меня болезнь и я стал здоров. Тогда Феодор, епископ Селевкийский, встал и сказал: известие об этом дошло до нас, потому что расстояние не велико [ 4 ]. Деян. Вселен. Соборов VII, 416 и 417. Деян. Вселен. Соборов VII, 247. Деян. Вселен. Соборов VII, 285. 286. Деян. Вселен. Соборов VII, 292. Наказания Божии за непочитание св. икон По прочтении на 7-ом Вселенском Соборе сказаний о чудесах от икон преподобного Симеона столпника, Константин, боголюбезнейший епископ Констанции Кипрской, сказал: и я знаю подобные чудеса и хочу рассказать: " некто кипрянин (иконоборец), родом из города Констанции, гнал пару волов своих идя на свою работу, он на пути зашел в молитвенный дом Святой Богородицы помолиться и во время молитвы взглянул вверх и увидел на стене писанную красками икону Святой Богородицы и говорит: а эта что тут делает? Схватил остроконечную палку, которой он погонял волов, и выколол правый глаз иконы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010