архим. Нектарий (Мулациотис) Часть первая. Почему человек познал Иисуса не как Любящего, но как Бога-Законодателя Бог на Западе Если мы спросим какого-нибудь европейца или американца, что такое Бог , ответ, который мы получим, будет стандартным: он скажет, что Бог – это высшая и всемогущая Сила, некое сверхъестественное Существо, создавшее Вселенную и находящееся в ней. Понятие Бога на Западе состоит преимущественно в том, что Он, будучи высшим Существом, находится и движется вне нашего мира и безотносительно к нашей жизни. Он является Тем, Кто упорядочивает ход нашей жизни на основании десяти заповедей, в которых мы должны выказывать Ему слепое повиновение. Если ты подчиняешься Ему и строго исполняешь Его заповеди, тогда и здесь, на земле, ты будешь благословен, а наградой в будущей жизни для тебя станет рай. В противном случае справедливый Бог покарает тебя в день суда за то, что ты не следовал Его заповедям, и отправит на вечные муки туда, где пылает огнь неугасимый. Приблизительно таковым является понятие о Боге, которое сложилось у современного западного человека. Иными словами, на Западе Бог понимается как некое сверхъестественное и неприступное Существо. Он обитает в собственном мире, управляя жизнью и судьбами людей и давая им заповеди, согласно которым следует регламентировать свою жизнь. Он является и праведным Судией, карающим тех, кто преступает Его Закон и заповеди, и дарующим награды тем, кто Ему повинуется. Тот факт, что у западного человека сложилось именно такое понятие о Боге, подтверждается и архитектурой западных храмов: огромные соборы готического стиля, колокольни и купола которых рассекают небо подобно небоскребам, пытаясь приблизиться к далекому Богу и заставляя людей чувствовать себя карликами и перед Ним, и перед Его Церковью . Статуи в этих соборах также огромны и весьма высоки, так что человек, находясь рядом с ними, ощущает себя маленьким и ничтожным. Все это свидетельствует о взгляде западного христианства на Бога и на сотворенный Им мир.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iisus-...

Библейский взгляд на причины болезней и исцеление Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 25 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 Священное Писание не содержит специального рассуждения о болезнях, однако указания на болезни весьма многочисленны и обнаруживаются в книгах самого различного содержания. Упоминание болезней мы можем найти и в исторических повествованиях, и в назидательных размышлениях, и в поучениях, и в псалмах, а также в обсуждении вопросов, связанных с ритуальной чистотой и храмовым культом. В Ветхом Завете упомянуты десятки различных заболеваний; точное значение их названий не всегда определено. К примеру, среди проклятий, которыми Господь грозит Израилю, если тот отступит от Его заповедей (Втор 28), упоминаются: бесплодие, моровая язва, чахотка, горячка, лихорадка, воспаление, проказа, короста, чесотка, сумасшествие, слепота, сердечный приступ и др. Интересно, что в иврите многие слова, обозначающие болезнь, выделяются в особый класс, образуя единую морфологическую модель. Наиболее общими словами, обозначающими болезнь в целом, являются холи (от хала ‘быть слабым’) и нега (вероятно, от нага ‘касаться’);последнее служит, как правило, для указания на инфекционные заболевания. В Новом Завете тема “болезнь и исцеление” также занимает весьма заметное место. Большинство повествований о чудесах Спасителя передает случаи чудесного исцеления: исцеление тещи Петра, слуги сотника, согбенной женщины, кровоточивой, слепорожденного, десяти прокаженных и еще многие другие (из 36 чудес упомянутых в Евангелиях, 26, то есть больше чем две трети — это случаи, связанные с исцелениями). Причем целый ряд исцелений Господь совершает в субботу, чем вызывает, с одной стороны, гнев и осуждение законоучителей, фарисеев, но с другой — ликование народа, который радовался о всех славных делах Его (Лк 13:17). Вся эта проблематика, связанная с субботними исцелениями, лежит в чисто религиозной плоскости. Поэтому попытаемся через рассмотрение значения субботнего дня и субботних исцелений Спасителя приблизиться к пониманию библейского отношения к природе и к причине болезни.

http://pravmir.ru/bibleyskiy-vzglyad-na-...

Библия, изложенная для семейного чтения. Книга Товита И услышана была молитва обоих пред славою великого Бога, и послан был Рафаил исцелить обоих: снять бельма у Товита и Сарру, дочь Рагуилову, дать в жену Товии, сыну Товитову, связав Асмодея, злого духа; ибо Товии предназначено наследовать ее. Тов. 3:16-17 История Товита переносит нас почти за три века до вышеупомянутых событий. Он принадлежал к колену Неффалимову и жил в Галилее, у подножия гор Ливанских, и во времена Ассирийского царя Салманассара был переселен в Ниневию вместе с прочими пленными из десяти колен царства Израильского. Он пребывал верен Господу Богу своему и никогда не преклонял колени пред Ваалом; ежегодно ходил в Иерусалим на праздник для совершения установленных по закону жертвоприношений, «как заповедала ему Деввора, мать отца его, когда он, после отца своего, остался сиротою. Достигнув мужеского возраста, он взял жену Анну из отеческого рода», и воспитывали Товит и Анна родившегося у них сына Товию в страхе Божием и в отвращении от греха. Когда отведен он был в плен в Ниневию, то, хотя единоплеменники его и «ели от снедей языческих», он же «соблюдал душу свою и не ел, ибо он помнил Бога всею душею своею». «И даровал ему Всевышний милость и благоволение у Енемессара», и пользовался он своим почетным положением, чтобы оказывать всякую помощь своим пленным братьям. При царе же Сеннахириме, потерпевшем поражение своего войска под стенами Иерусалима и возненавидевшем поэтому народ израильский, Товит, во избежание смерти, на которую он был осужден за покровительство и всякие благодеяния своим братьям, бежал из Ниневии. Когда же, по смерти Сеннахирима, убитого сыновьями своими, Товит возвратился в Ниневию, то почти все его имущество было разграблено. Но, несмотря на перемену состояния, он продолжал помогать своим единоплеменникам. В особенности же усердно относился он к делу погребения тел умерших, которое было запрещено при прежнем царе, преследовавшем и казнившем израильтян, тайно хоронивших трупы умерших своих единоплеменников.

http://pravoslavie.ru/2924.html

Вводные замечания Христова заповедь о любви, называемая в Евангелии «новою» ( Ин.13:34 ), действительно такова. Дохристианский мир действительно не знал ее. Вот – что я отвечу моим корреспондентам, спрашивающим меня по этому пункту, – и свой ответ надеюсь обосновать краткими, но документальными данными. Правда, что Э. Геккель, на которого корреспонденты ссылаются, считает эту заповедь дохристианской, называя ее проповедников «Конфуция, Фалеса, Питтака, Солона, Сократа, Платона, Аристотеля, Исократа, Аристиппа, Секста 1 », – но правда и то, что этот профессор в данном случае (как и в весьма многих других) грубо ошибается. «Заслуга Христа 2 », таким образом, остается бесспорной и после геккелевских утверждений. Таковой останется она, конечно, и впредь – всегда. Геккель несамостоятелен. Он ссылается на известное «легкомысленнейшее» сочинение Salandin´a (=W Stewart Ross), Jehova´s gesammelte Werke 3 , крайняя не научность которого уже достаточно установлена в науке такими авторитетными лицами, каковы Dr. Friedrich Loofs 4 , Dr. E. Dennert 5 , Dr/Vitus Biander 6 , Dr. Jos Engeit 7 и много других 8 . Но так как геккелевские идеи быстро распространяются, между прочим, и у нас в России русскими переводами его сочинений (в 1906–1908 гг.) и так как они смущают, как сказано выше, некоторых и, может быть даже очень многих лиц, то разоблачение фальши этих идей является делом бесспорно важным и неотложным. Из перечисленных выше десяти мудрецов, указываемых Геккелем, стоит особо Конфуций, – особо стоят три (из числа известных «семи») мудреца Питтак, Солон и Фалес, – особо – Сократ, его ученик Платон и ученик последнего Аристотель и особо – каждый Секст «пифагореец», Аристотель и Исократ. § I 1 И так, что находим у Конфуция (551–479 гг. до Р. Х.)? Весьма много симпатичного. «Мы», по Конфуцию, «должны любить других, как себя самих, должны желать им всего того, чего себе желаем». При наличности подобной любви, «весь свет будет на подобии одного семейства, все люди будут представлять в себе одного человека»... Этими и подобными выражениями и мыслями, можно сказать, наполнены нравоучительные китайские книги «Сяо-сио», «Лунь-юй», «Мэнь-цзы», «Чжунь-юнь», «Да-сио», «Сяо цзинь», «И цзинь», «У-цзинь», «Ши цзинь», «Чунь-цю», «Чжэу-ли», «Ли-цзи» 9 . Читая такие рассуждения о любви, невольно вспоминаете новозаветные изречения: «весь закон заключается в одном слове: люби ближняго своего, как самого себя» ( Гал.5:14 ; Мф.22:35–40 ; Лк.10:27 ; Иак.2:8 ; 1Ин.13:34–35 ; 1Кор.13 ; Еф.5:2 ; Кол.3:14 ; Гал.6:2 ; 1Тим.1:5 ; 1Ин.4:7–9, 11, 12, 16, 20, 21, 2:10, 11 ; 1Пет.1:22, 3:8–9 ; 2Пет.1:7 ; Евр.13:1 …), «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Мф.7:12 ; Лк.6:31 ; Деян.15:20 ). Если Слово Божие заповедует нам «будем делать добро всем» ( Гал.6:10 ), то и в конфуцианских книгах читаем, что «всех любить должно» 10 и тому подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Вторая книга Моисеева: Исход Вступление Книга, которую Иудеи называли Шемот 1 (имена), иди Еллех Шемот (вот имена) и которую мы называли Исход, есть продолжение той Священной Летописи, которая в книге Бытия повествовала о сотворении мира и человека, и содержала историю избранной Богом семьи, разросшейся ныне в большой народ, дальнейшие судьбы которого и начертаны в книге, повествующей об исходе его из Египта. В книге Бытия (см. Св. Летопись), указано близкое родство, в котором состояли Израильтяне к потомкам Агари и Кеттуры от Авраама, к потомкам Лота (Моав) и к потомкам Исава (Эдом), и те сношения, которые связывали воспоминаниями потомков Патриархов с племенами Ханаана, посреди которых жили Патриархи. При движении в Палестину народу Израильскому приходилось снова встретиться с своими единокровными племенами и с племенами Аравии, Семитами как они, но вполне примкнувшими к куфитской цивилизации и куфитским верованиям, а в самой Палестине вступить в ожесточенную борьбу с племенами ханаанитскими, также находившимися под влиянием астрономической и элементарной религии древней Халдеи. Именно при этих столкновениях более всего выступает величие данного Богом закона родственному всем этим идолопоклонническим племенам Израилю. Теория Ренана возникновения монотеизма исключительно среди одних только семитских племен не оправдывается ни в Ассирии, ни среди Арамейских племен Падан Арама и Сирии, ни даже в Аравии, где Иектавиды, изгнав из Иемена Адитов, продолжали поклоняться светилам, как предшественники их Сабеяне. Единобожие, сохранявшееся отчасти среди кочевых племен Аравии (потомков Измаила и Исава), было не плодом собственной масли Семитов, а предание, полученное в наследство от Авраама и Исаака. Закон, данный торжественно человечеству, через посредство Израиля, в пустыне, и выразившийся в десяти заповедях, был не вдохновение законодателя, как то пытались представить последователи известных школ, – а величественное откровение, – откровение, облекавшее в плоть слова человеческого первое откровение, данное Адаму и сохранившееся в сердце всего человечества, – как закон истины, добра, любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава LXIV 1 . О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего, 2 . как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать известным врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы. 3 . Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные, и нисходил, – горы таяли от лица Твоего. „Призри с небес“ восклицает пророк в 15 ст. предыдущей главы; в 1 стихе наст. главы в рыданиях своих о судьбе Израиля он молит о большем: „расторгни небеса и сниди Боже“! Прежде всего напомним, что в 1 т. Св. Летописи в заметке на Быт. 11мы говорили: „Господь снисходит на землю (как выражается священный язык) тогда, когда, не предоставляя уже последующих событий воле людей, Господь всемогущею властию Своею растраивает их беззаконные планы“. Мы не раз говорили в предыдущих наших работах, что Господь, даруя человеку волю избирать между добром и злом, даровал ему и полную свободу пользоваться этою волею 1808 . Но были моменты в жизни человечества, когда оно падало так низко, что только милосердие Божие могло спасти его от совершенного уничтожения в нем священного образа и подобия Божия; и в эти периоды жизни, Господь возвращал его на путь правды и совершенствования Своею священною волею. Так было во время потопа для всего человечества, так было во время смешения языков в Месопотамии; так было во время исхода из Египта и создания народа, которому дарован закон десяти заповедей для всего человечества 1809 . Так было много раз и среди Израиля и даже среди языческих народов (как в Ниневии). Господь по милосердию Своему приостанавливал проявление злой воли человеческой, дабы не погиб народ, не погибло человечество. Исаия в 1 стихе наст. главы очевидно просит такого вмешательства Божия в дела человеческие, которое помешало бы злу, неудержимо творимому народом. Такой же смысл имел и 17 стих предыдущей главы, когда Исаия вопиял: „Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих.... и ожесточиться, и забыть страх Твой“. В стихах 1–3 Господь изображается как „огнь поядающий“ ( Втор. 4:24 ; Евр. 12:29 ); горы же здесь (как в Ис. 2:12,14 ) 1810 , означают могущественные в человеческом смысле народы, которые „растают от лица Божия“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Гомилии на Песнь песней Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 4, 5; 1995 3 февраля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 4, 5; 1995 Пролог Блаженнейшему папе Дамасу — Иероним 1 . Ориген, в других своих сочинениях превосходящий всех, в толковании на Песнь песней превзошел самого себя. В десяти книгах, содержащих почти двадцать тысяч строк 2 , он истолковал сперва Септуагинту, затем Акилу, Симмаха, Феодотиона и, наконец, пятый перевод, найденный, как он пишет, им самим на побережье Акция 3 . Все там настолько великолепно и ясно изложено, что кажется даже — на нем исполнились слова Писания: “Ввел меня царь в покои свои” 4 . Но оставим этот его труд: слишком много времени, сил и средств потребуется, чтобы достойно перевести его целиком на латинское наречие. Я же перевел, скорее верно, чем искусно, эти два трактата, написанные самым простым языком, как бы в пищу младенцам 5 : ими ты не насытишься, а лишь узнаешь вкус Оригеновых рассуждений. Подумай же, сколь ценен должен быть большой труд, если и малый так прекрасен. Гомилия первая От начала Песни песней до места, где говорится: “Доколе царь был в покое своем” 6 . 1. Учит нас Моисей, что есть не одно лишь святилище, но и Святое-святых 7 , и не только суббота, но и Суббота суббот 8 . Так и ныне мы видим, что написанное Соломоном есть не просто песнь, но Песнь песней. Блажен входящий в святилище, но много блаженней входящий в Святое-святых. Блажен соблюдающий субботу, но блаженнее соблюдающий Субботу суббот. Подобно им, блажен разумеющий песни и поющий их — ибо поет только торжествующий, — но многажды блаженнее поющий Песнь песней. И как входящему в святилище многого еще недостает, чтобы достичь Святого-святых, и исполняющий заповеданную Богом субботу еще во многом нуждается, чтобы быть в силах исполнить Субботу суббот, так нелегко найти человека, который, изучив все песни, содержащиеся в Писании, сможет взойти к Песни песней. Сперва надлежит тебе выйти из Египта 9 и, выйдя из земли Египетской, пересечь Чермное море — тогда ты сможешь “песнь воспеть, говоря: Воспоем Господу, славно возвеличился Он” 10 .

http://pravmir.ru/gomilii-na-pesn-pesnej...

ЗАКОН ТВОЙ – УТЕШЕНИЕ МОЕ Представьте, что вам подарили автомобиль и вы решили поехать похвастаться другу, а законов дорожного движения не знаете. Наверное, такой водитель будет хвастаться уже из больницы. Или вы решили идти через дремучий лес, а точный путь неизвестен. Тоже не лучший вариант. Теперь скажите, кому подобно человечество после потопа? Наверное, и вправду потерянному страннику, блуждающему в темном лесу. Какова же будет радость такого странника, если вдруг вдали он заметит огонек, свидетельствующий о жизни, а значит, и о спасении самого странника. Духовный огонек, указывающий путь к небесной вечной жизни, – заповеди Божии. «Закон Твой утешение мое... Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты сделал меня мудрее врагов моих... Велик мир у любящих закон Твой и нет им преткновения», – восклицал царь Давид ( Пс. 118:77, 97–98, 165 ). Посредством пророка Моисея Господь дал человечеству десять заповедей ( Исх. 20:1–17 ). В них заповедан путь, следуя которому, человек минует многие ненужные ошибки. Каждая заповедь – указатель, знак, как человеку стоило бы поступать, чтобы избежать духовных травм и не заблудиться в буреломе жизни. Заповеди Божии подобны законам природы. Те и другие установлены одним Творцом, они дополняют друг друга. Первые обращены к душе, а вторые регулируют бездушную материю. Но если природа безусловно подчиняется физическим законам, то человек свободен в следовании заповедям. Впрочем, вы знаете, к чему ведет нарушение установленных законов. Наконец, скажите еще: можно ли достичь совершенства и счастья, не исполняя заповедей Господа? В древности великие мастера передавали свое искусство только верным и послушным сыновьям. Так и Небесный Отец только Своим верным детям – людям, соблюдающим заповеди, откроет удивительные тайны и подарит чудные дары. Давайте обратимся к каждой из десяти заповедей. 1. Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня Помните, как в детстве родители вам строго запрещали: «Не ходите с посторонними людьми! Не садитесь в лифт с незнакомцами! Не соглашайтесь на предложение покататься на машине!» Родители были правы: посторонние незнакомые дяди часто жестоко обманывают. Доверие родителям оказывалось лучше катаний с разными незнакомцами даже в иномарках.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Закрыть itemscope itemtype="" > Коммунистическое " христианство " 01.03.2005 346 Время на чтение 16 минут Плакат советских времен Коммунистические идеологи до сих пор не устают повторять, что их учение не расходится в основе с христианством, более того: едва ли не основано на христианских заповедях ( " на десяти заповедях блаженства Моисея " , как выразился однажды коммунистический лидер Г.Зюганов). Да, живая жизнь заставляет и коммунистов ориентироваться на утвердившуюся в веках нравственность истинной религии, но в основе своей коммунистическая вера и мораль противостоят христианству. Опираясь на известное " Послание соловецких епископов " , мы можем кратко обозначить суть такого противостояния. Христианство утверждает бытие духовного начала - коммунистическая идеология сугубо материалистична. Для христианина Бог не только Творец, но и Промыслитель, направляющий бытие к истинной цели, - для коммуниста никакой надмирной цели бытия, являющегося результатом случайного сцепления обстоятельств, существовать не может. Смысл же земной жизни человека для христианина небесным призыванием Духа - коммунист озабочен лишь земным благоденствием. Нравственность христианина определена Божьим Промыслом - у коммуниста его мораль вытекает из задач классовой борьбы. Идеал любви и милосердия должен лежать в основе отношений между христианами - коммунист сочетает принципы товарищества между единомышленниками с беспощадной борьбой против всего, что противится " делу пролетариата " . Христианина возвышает смирение - коммунист унижает себя гордыней. Христианин должен сдерживать бездуховные порывы плоти - коммунист господство инстинкта. Верующий относится к своей вере как к животворящей силе, как к опоре во всех испытаниях житейских - коммунизм обязан видеть в религии " опиум народа " , источник бедствий и нищеты, расслабляющий в борьбе с врагами. Христианские заповеди могут обеспечить подлинный расцвет жизни - коммунистическая идеология направлена, по сути, на разложение и уничтожение бытия. Хотя цели ставит перед собою как будто высокие. Но идеал коммунистического рая - проявление, как известно, давней хилиастической ереси - а что из ереси может явиться доброго? Этого не хотят видеть, это не хотят признавать многие, упорно отождествляя христианские и коммунистические идеалы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Победа или смерть! 1. К верному осознанию текущего момента нашей истории 15.06.2023 6455 Время на чтение 11 минут Только в православной парадигме Как правило, установить истинную значимость переживаемых нами исторического момента или периода удается лишь много спустя после их протекания. Скажем, Лев Гумилев считал, что для верной оценки значимости исторического события должно пройти как минимум столетие. Но за последние два-три века историческое время настолько убыстрилось − в смене форм правления и технологических эпох, в стремительном внедрении научных и технических достижений в повседневный быт, и, как следствие, в разрушении тысячелетних культурных стереотипов и нравственных норм, − что стала возможной и оценка текущего периода или момента истории едва ли не в самый этот момент. Однако сама оценка исторического события или периода истории в принципе возможна только в рамках той или иной модели − иначе парадигме − всего исторического процесса − всей наблюдаемой лично, по документам, преданиям и артефактам земной истории. Модели эти, между тем, весьма различны. А отсюда совершенно различны и оценки исторических событий в этих исторических парадигмах. Наиболее существенна разница в интерпретации исторического процесса у парадигм религиозных и материалистических, типа марксистских и либеральных. Хотя несомненная разница есть и у последних. В марксизме конечным «выходом» процесса материальной эволюции «от амебы» является массовое возникновение человека-творца, наделенного всеми достоинствами из десяти заповедей и Нагорной проповеди, и распространяющего эти добродетели на всю Вселенную − довольно неожиданный результат смены экономических формаций и производственных отношений! В либерализме суть и смысл той же эволюции проще и наглядней: от амебы до толерантного педераста, прошу прощения за неполиткорректность. На этапе массовой педеризации история, естественным образом, схлопывается. Славный финал! Но все это – в скобках. Оставим марксистов и либерастов разбираться с их прото-амебными эволюциями. А рассмотрим значительно более естественный и наглядный «круг земной истории» в рамках парадигмы христианской, прежде всего православной. В определенных чертах совпадающей с парадигмой исламской.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/16/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010