Полная исповедь. Подготовка к таинству Покаяния по наставлениям святых и подвижников благочестия (с объяснением грехов) Источник От издателей Эта книга, предназначенная как для священнослужителей, так и для мирян, является самым полным сборником исповедей, исповедей святых и подвижников благочестия, составленных по десяти заповедям Божиим, по заповедям блаженства, церковным заповедям и мытарствам. Материалы, вошедшие в этот уникальный сборник, помогут как священнослужителю при составлении проповеди перед началом исповеди, так и каждому верующему при подготовке к великому таинству. В конце книги приведены многочисленные списки грехов и их краткое объяснение, а также старческие советы о подготовке к исповеди. Эта книга создана, чтобы помочь исповеднику. Но знать свои грехи еще не значит каяться в них. Духовнику исповедник должен принести не список грехов, а покаянное чувство, не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце. Преосвященный Евсевий, архиепископ Могилевский, писал: «Добросовестно исповедует грехи свои тот, кто обличает себя в них пред духовником не только с полною откровенностью, без лжи и лукавства, но вместе с твердым намерением исправиться в них на будущее время, – вот это исповедь. А как большей частью делают только один перечень грехов – это совсем не исповедь, не покаяние. Разве Господь и без нас не знает грехов наших? Но Он хочет, чтобы мы просили у Него сознания во грехах, и, стоя пред духовником, старались извергнуть из души своей все грехи, с полною решимостью при этом не вносить их более туда, не оскверняться ими более. Вот это исповедь. Грешное сердце – это заросль, которую чистить и чистить надо. Знаете, как приготовляют под сев поле, покрытое кустами или сорными травами? Стараются их с корнем вырвать, а то новые ростки пойдут. Так вот и для нас мало пересказать грехи, а надо при этом и до самих корней греховных добраться, то есть начать самое сердце очищать от грехов. Только с таким условием и спасительны исповедь и святых Тайн приобщение».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Воскресни, Гди, спаси м, Бже мой. Гдне cnacehie и на людхъ Твоихъ блrocлobehie Тво. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых. Аллилуя. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Аллилуя. Служите Господу со страхом, и радуйтеся пред Ним с трепетом. Аллилуя. Блаженны все надеющиеся на него. Аллилуя. Восстань, Господи! Спаси меня, Боже мой. Аллилуя. От Господа спасение, да будет над народом Твоим благословение Твое. Аллилуя. значит: хвалите Бога. Гди, воззвахъ 100 къ Теб, услыши м. Оуслыши м, Гди. Гди, воззвах к Теб, услыши м; вонм 101 глас моег, внегда 102 воззвати м къ Теб. Оуслыши м, Гди. Да исправитс молитва мо, к кадило предъ Тобою, воздние 103 рк моею 104 , жертва вечерн. Оуслыши м, Гди. Господи! я взываю к Тебе! услышь меня. Услышь меня, Господи! Господи, я взываю к Тебе, внемли гласу молитвы моей; когда я взываю к Тебе, услышь меня, Господи. Да приидет молитва моя, как фимиам, пред лице Твое,– возношение рук моих, как вечернее приношение. Услышь меня, Господи. Что выражается пением этих псалмов? Недолго люди блаженствовали в раю, они согрешили и изгнаны были оттуда за то. Господь по милосердию своему обещал людям возвратить рай за веру, покаяние и добродетель. В начале вечерни воспоминается и это. Покаяние, молитва о спасении и надежда на спасение согрешивших людей и слышится в стихах псалмов: Блаженъ мжъ и Гди воззвахъ. Поясните слова: Да исправитс … жертва вечерн. Да исправитс … жертва вечерн. У евреев, по закону Моисееву, в ветхозаветное время вечером каждого дня приносилась жертва вечерняя, которая обыкновенно соединялась с поднятием рук кверху и каждением. Слова сии и указывают на это. Между тем самые ветхозаветные жертвы были образом новозаветной жертвы И. Христа на горе Голгофе за спасение людей. Так как известно, Господь обещал согрешившим людям Спасителя. Чтобы они не забывали сего обещания, для постоянного напоминания, повелел им приносить жертвы. Как жертвенное животное закалали, и проливалась кровь его; так и обещанный Спаситель имел быть умерщвлен на кресте и пролил кровь Свою, за спасение людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

«Любовь к родной земле легче всего воспитать там, где есть любовь к Богу и людям» Источник: Народы Саратовской области Епископ Саратовский и Вольский Лонгин Как Вы объясните такой парадокс: число посещающих храмы (мечети, церкви) растет, но нравственное состояние общества падает? Насколько обострились проблемы нравственного воспитания в современном российском обществе? Если взять за точку отсчета август 1991 года, момент развала СССР, как изменилось общество и его характеристики за последние двадцать лет? Думаю, что никакого парадокса тут нет, если рассмотреть ситуацию подробнее. Прежде всего, скажу: проводить какие-то прямые аналогии, пытаться установить связь между религиозностью общества и уровнем его нравственности, пробовать вывести «математические показатели» влияния или невлияния Церкви на общественные процессы можно было бы лишь в том случае, если бы границы Церкви и общества совпадали — как это было, например, в России в давние времена, или как это отчасти происходит сегодня в католической Польше, православных Румынии, Греции. Россия сегодня — это страна, которая пережила, можно сказать, не просто тяжелую болезнь, а клиническую смерть. Если сегодня в нашем обществе в целом и начинается какое-то движение людей к Богу, к Церкви, то делаются лишь робкие первые шаги, и всерьез говорить о том, что количество храмов может как-то повлиять на общую атмосферу в обществе, пока, к сожалению, невозможно. Достаточно сказать, что при советской власти, с середины 1940-х гг. до 1988 г., в Саратовской епархии было 12 приходов. Сегодня их уже 250. Кажется, много. Но до революции в епархии было больше 1000 храмов, при том, что население области было гораздо меньше! Вот, так сказать, в трех цифрах — объяснение той ситуации, которую мы наблюдаем сегодня. Безусловно, и сегодня есть люди, которые выбирают для себя путь жизни с Богом. 70–80% жителей нашей страны крещены, считают себя православными. В храмы ходит, в разной местности, от одного до десяти процентов населения. Это и есть люди, которые стремятся жить по заповедям Божиим. Насколько у них это получается — другой вопрос. Мы знаем, что каждый человек на протяжении даже одного дня переживает самые разные состояния, начиная от ярко выраженного стремления жить по заповедям, совершать только добрые дела и кончая искушениями и падениями.

http://pravoslavie.ru/48797.html

протоиерей Лев Липеровский Скачать epub pdf ИСЦЕЛЕНИЕ СУХОРУКОГО ( Мк. 3. 1–8 ; Мф. 12:9–15 ; Лк. 6:6–11 )   «Суббота для человека, а не человек для субботы». Чудо исцеления сухорукого в Галилейской синагоге тесно связано с учением Иисуса Христа о почитании дня субботы. Книжники и фарисеи постоянно обвиняли Христа, что Он «не хранит субботу» и, таким образом, нарушает данную через Моисея заповедь Божию. А Христос, говоря о Себе, что Он «пришел не нарушить закон, а исполнить», в то же время – с точки зрения фарисеев – постоянно, и как бы нарочно, Своими чудотворными деяниями нарушал святость покоя субботнего дня. Это приводило «в бешенство» врагов Христа. Христос видел крайнее раздражение фарисеев и, тем по менее, продолжал исцелять в субботу. Зачем Он это делал? Не лучше ли было, рассуждая по человечески, из экономии сил, в этом пункте уступить фарисеям? – и не исцелять на их субботних собраниях в синагогах? Но это были бы рассчеты чисто-человеческие, компромиссные, не совместимые с учением об Истине. Уступить фарисея л, в их бездушном формализме, было нельзя. Конечно, заповедь о субботе была дана людям Самим Богом. И дана в самой торжественной и грозной обстановке исторической жизни Израиля. «И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу и стали у подошвы горы, – говорит Бытописатель, – «гора язе Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей. И сказал Господь Моисею» ( Исх. 19:17–20 ) – далее следует беседа Бога с Моисеем и текст изреченных Богом десяти заповедей, иссеченных на каменных скрижалях и легших в основу всего дальнейшего Моисеева законодательства Израилю. Среди этих заповедей на 4-м месте стоит и заповедь о субботе: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый – суббота, Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твои, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его». ( Исх. 20:8–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Слово о любви к Богу Как недалеко от нас Вечная жизнь, христоносный слушатель? Только с двумя ступенями лестница стоит перед старающимися дойти до нее, как слышали ныне из Евангелия от Луки, которое читалось. Эти ступени, я разумею, — любовь к Богу и сродная ей любовь к ближнему. Сказано: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим, и ближнего твоего, яко сам себе» (Лк. 10:27). Заповедь эта не нового составления. Она древняя, была дана ещё давно через Моисея по случаю спасительного вопроса о том, что писано в законе. Если она была нужна для хранения ветхозаветными законниками, то новоблагодатным людям есть большая потребность её исполнять, потому что они получили от Бога большую любовь к себе. Заповедь эта — любить Бога и любить ближнего — кажется малою и лёгкою. Но если бы её исполнять, то желающим спастись не было бы более любезного, чем заниматься ею. В этих двух заповедях вся сила закона и пророков. Как же это может быть? Так, когда кто первые четыре из десяти данных чрез Моисея заповеди принимает и исполняет, как-то: «Аз есмь Господь Бог твой» ; «не сотвори себе кумира» ; «не приемлиши имени Господа Бога твоего всуе» ; «помни день субботний, еже святити его» (Исх.20:2, 4, 7, 8), — то какую добродетель исполняет, как не любовь к Богу? О Боге и речь идёт. Последние же шесть, как-то: «не уби еши», «не прелюбы сотвори ши», «не украд еши» и другие (Исх.20:13—15), — эти же касаются любви ближнего. Таким образом, исполняющий эти две заповеди исполняет весь закон. Другого пути, который бы вёл более последовательно к наследованию Вечного Жития, кроме того, чтобы любить Бога и любить ближнего, мы не находим. Любить Бога закон велит в четыре раза более, чем любить ближнего: и от всего сердца, и от всей души, и всею крепостию, и всем помышлением, а ближнего — однажды и так, как самого себя. О любви к ближнему мы скажем после. Указанные свойства любви к Богу: сердце и душа, крепость и помышление — находятся между собой в близком родстве. Ведь сердечное действие — что, как не душевное, и что душевное, как не мысль, и от них рождающаяся крепость? Но мне представляется, что четверица слов этих может основательнее показать, в частности с четырёх сторон, как любить Бога, достойного любви сверх меры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3408...

Часть третья Беседа I. О любви Настоящею беседою мы начинаем с вами, братие, объяснение третьей части христианского православного катехизиса. Как вы уже знаете, три добродетели, по слову Божию ( 1Кор.13:13 ), составляют отличительное свойство всякого христианина, а именно вера, надежда и любовь. До сего времени, при объяснении первых двух частей катехизиса, мы беседовали с вами, братие, о двух добродетелях о вере, – именно о том, в чем она состоит, на чем основывается и что служит ее предметом, – и о надежде на Бога, а именно о том, в чем она состоит, на чем основывается и как достигается христианином. Теперь, братие, будем беседовать о третьей добродетели, которою должен отличаться христианин, именно о любви. Эта третья добродетель, любовь, подобно тому, как и надежда христианская, находится, братие, в тесной связи с первою, так что искренняя, живая и твердая вера в Бога должна сопровождаться и любовию к Нему и ближнему и сообразными с нею добрыми делами. «Во Христе Иисусе», говорит св. апостол Павел, «не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовию» ( Гал. 5:6 ), т. е. вера живая, горячая, деятельная, проявляющаяся в исполнении заповедей Божиих. Тот, кто истинно верует в Господа Бога, вместе с тем и любит Его, т. е. всем сердцем прилепляется к Нему и охотно исполняет волю Его, выраженную в Его заповедях. По такой тесной связи между собою, вера и любовь необходимо предполагают одна другую, истинная вера не бывает без любви, а также и любовь без веры, а посему та и другая необходимы для получения спасения. Что любовь необходима для достижения спасения и что одной веры без любви и добрых дел недостаточно для христианина, об этом ясно учит, братие, слово Божие. Сам Господь Иисус Христос говорил иудеям: что Мя зовете Господи, Господи, и не творите, яже глаголю? ( Лк.6:46 ). Не всяк глаголяй Ми Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моею, иже есть на небесех ( Мф.7:21 ). Следовательно, недостаточно только веровать в Господа Бога, но необходимо исполнять волю Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

20-е Св. священномуч. Мефодия, еп. Патарского О жизни св. Мефодия сохранилось мало сведений. Он больше известен своими красноречивыми сочинениями, которые свидетельствуют вместе с тем и об его обширном образовании. «Мефодий, – пишет блаж. Иероним, – с блистательным и ясным красноречием написал несколько книг против Порфирия, также: «Пир десяти дев», превосходное сочинение против Оригена о воскресении, против него же о Пифониссе и свободном произволе, объяснение на книгу Бытия и Песнь Песней и множество других сочинений, которые читаются повсюду». В изложении учения о свободе Мефодий говорит: – «если человек был сотворён чем-то, состоящим из элементов, бесчувственно служащих (Творцу) Богу, то не получал бы награды, достойной произволения, а был бы орудием виновника своего, не стоящим и наказания за зло. Человек не узнавал бы и лучшего, а знал бы только бытие. Потому Бог , желая почтить человека и соделагь способным узнавать лучшее, дал ему власть, но которой он может делать, что хочет, и его способность наклоняется к лучшему не с тем, чтобы опять отнять свободу, но как отец убеждает сына учиться наукам... Человек создан свободным: это не значит, что какое-либо зло уже существовало, для избрания которого будто бы получил он способность; но ему дана способность, которой он может повиноваться или не повиноваться Богу: в этом состоит произвол свободы. Созданный человек получает от Бога заповедь, и зло начинается с того, что уже не повинуется он Божественной заповеди; вот в чём одном и состоит зло – в неповиновении, которое человек сам начал» ... На вопрос: для чего создан мир? – Мефодий отвечает: – «мы не в состоянии знать намерения и подобного нам человека, тем более тайны Божии. Но кое-что можем и знать о целях мира. Созданием мира Бог открыл славу Свою, и человек наслаждается созерцанием этой славы. Потому человек обязан быть провозвестником славы Божией» ... В сочинении же о свободной воле, в обличение недовольных своей участью, св. Мефодий говорит: – «роптать за недостаток благ земных – не умно: человек должен быть выше всего земного; Бог сотворил человека для деятельности, а не для наслаждений, расслабляющих душу и тело. Совершенное равенство невозможно, разнообразие – принадлежность совершенства; бедность допускается или как наказание за грехи, или как предостережение от грехов». В конце этого сочинения Мефодий увещевает богатых помогать бедным.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Сталинград: второе рождение нашей цивилизации Александр Рудаков   20:26 02.02.2013 527 Время на чтение 6 минут 70-лет назад, второго февраля 1943 года, закончилась Сталинградская битва. Это событие значимо не только с точки зрения военной истории. Настало время задуматься над тем, какой оно несет духовный, философский, нравственный, цивилизационный смысл. С КЕМ МЫ СРАЖАЛИСЬ? Какая сила, какая идея была повержена под Сталинградом? Только лишь идеология германского нацизма как локальное историческое явление? Мы убеждены в том, что - нечто большее: идеология превосходства, расизма, гордыни, грабежа, идеология колонизаторов, делящая мир на господ и рабов. Мировоззрение, представлявшее собой дерзкий вызов Десяти Заповедям Божиим, лежащим в основе актуальной для всего человечества универсальной этики. НАША ПОБЕДА. Кто победил в Сталинграде? Советское ли государство или коммунистическая идеология? Мы считаем, что коммунизм, как историческое явление, теряется в веренице веков. Победу под Сталинградом одержала наша цивилизация, созданная русским народом и другими этносами, связанными с ним общностью исторической судьбы.

http://ruskline.ru/opp/2013/2/02/staling...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Всякий гневающийся на брата своего подлежит суду» Эта часть Нагорной проповеди основана на противопоставлениях ветхозаветной и новозаветной морали. Прием противопоставления Иисус Христос использует не для того, чтобы отменить ветхозаветный Закон Божий, но для того, чтобы его пояснить и дополнить новыми понятиями, и рассказать, как правильно его следует соблюдать. Обращаясь к слушателям, Иисус Христос чаще всего говорит: «Вы слышали, что сказано древним» Затем Спаситель рассказывает о древнем законе, а потом произносит слова «а Я говорю вам» и провозглашает Свои истины, которые не отменяют, а дополняют древний закон. Продолжая изложение Нагорной проповеди Иисус Христос провозгласил: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» ( Матф.5:21–22 ). Как нужно понимать эти слова? Истины, которые провозглашал Иисус Христос, были те же о которых говорили патриархи и пророки еврейского народа. Эти истины были даны Богом Моисею в десяти заповедях на горе Синай. Так шестая заповедь Моисеева гласит: «не убий». Иисус Христос в начале своей фразы приводит дословное высказывание из Библии: «Не убивай» (Исход 20,13). Во второй части своей фразы Иисус Христос говорит о том, что любой человек, гневающийся на своего брата напрасно, тоже подлежит суду. При помощи такого сопоставления, Иисус Христос приравнивает убийство к гневу на своего брата, объявляя что эти два греха по своей тяжести как бы равны. И человек, совершивший их, подлежит суду. Иисус Христос сравнивает гнев на брата с убийством, чтобы нагляднее показать всю тяжесть греха, проявляемого во время гнева на брата, а также для того, чтобы осудить этот вид греха. Причем, осуждая этот грех , Иисус Христос указывает на то, что за гнев на брата человек подлежит суду также, как и за убийство. Таким образом Иисус Христос подводит человека к мысли о том, что гневаться на брата плохо, так как это злой поступок. А любить брата и относиться к нему с миром и уважением есть добрый поступок. Эта мысль не нова и она уже говорилась Богом еврейскому народу. «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем ... но люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Не прелюбодействуй!» Продолжая сравнивать ветхозаветный кодекс морали с новозаветными заповедями, Иисус Христос сказал: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Матф.5:27–28 ). Для того, чтобы правильно понимать эти слова Иисуса Христа, нужно знать, что у древних евреев седьмая из десяти заповедей, полученных Моисеем от Бога на горе Синай, гласит: «Не прелюбодействуй» ( Исх.20:14 ). Эта заповедь, стоя на страже супружеской верности, запрещала мужу или жене иметь сексуальные связи с другими женатыми людьми и защищала чистоту брака, рекомендуя постоянство в брачных отношениях, и предписывала не допускать супружеской измены ни в коем случае. Тому человеку, который нарушал эту заповедь, по Ветхозаветному закону грозила смертная казнь. «Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, – да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка.» ( Лев.20:10 ). Евреи всегда гордились своей высокой нравственной системой и с презрением относились к распущенности язычников, осуждая проявление их животных инстинктов, изобличая их невоздержанность и чувственность. С появлением римских чиновников и войск в Палестине, начали активно распространяться языческие обычаи и нравы, развлечения и забавы, пронизанные всеми видами невоздержанности и разнузданности. Римские чиновники уже с утра прогуливались по улицам Иерусалима и других городов Палестины со своими разнаряженными любовницами и открыто предавались различного рода развлечениям. Все это осуждающе воспринимали и с отвращением на это смотрели старейшины израильского народа. Поэтому евреи и надеялись услышать от Иисуса Христа во время Нагорной проповеди осуждение языческих нравов римлян. Но к их удивлению слова Иисуса Христа были направлены на разоблачение зла в их собственном сердце и мыслях. По представлениям евреев прелюбодеянием считалось совершение сексуальной связи одного из супругов с другими женатыми людьми, хотя еврейскому мужчине разрешалось иметь наложниц. Однако Иисус Христос дополняет эту заповедь, уточняя «что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал в сердце своем». Перед этим Иисус Христос сказал евреям о том, что «блаженны чистые сердцем» ( Матф.5:8 ). Таким образом, по учению Христову, чистоту сердца нельзя осквернять даже мыслями о прелюбодеянии. А супруги, состоящие в освященном Богом браке, должны хранить друг к другу супружескую верность и жить между собою в мире и согласии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010