Закрыть itemscope itemtype="" > Катехизис без Катехона. Новая книжка Дмытра Корчинского 30.06.2014 475 Время на чтение 13 минут Дмитрий Александрович Корчинский (Дмитро Олександрович Корчинський; 1964 г.р.) - один из самых внешне противоречивых политиков «постсоветского пространства». Будучи одним из создателей первой «новобандеровской» партии на Украине УНА-УНСО, он воевал на стороне чеченских сепаратистов в 1994-1995 гг. Однако «оранжевую революцию» 2004 г. в Киеве не поддержал и даже приезжал в Россию и проводил инструктирование движения «Наши» на Селигере. После начала Евромайдана поддержал его, но вскоре отошел из-за разногласий с руководителями и организаторами. Весной 2014 года заявил: «Может быть, Крым не станет украинским, но он не будет и российским. Крым будет или украинским, или безлюдным». Известный литератор, автор сборника стихов «Философия смуты», книг «Война в толпе», «Авторитарная альтернатива», «Революция от кутюр». Считает себя «христианским фундаменталистом» (принадлежа к одной из ветвей РПЦЗ, не воссоединившихся с РПЦ»), считает своей задачей «борьбу за дело Иисуса Христа методами исламской революции». И вот - Корчинский только что выпускает ни много, ни мало, как «Катехизис» (М., 2014). Первоначально катехизис - оглашение, устное наставление в вере. Как книжный жанр он возникает вне православной традиции, на Западе (кстати, как и индивидуальная проповедь), причем при переходе к Новому времени, в эпоху начала секуляризации. Первый русский катехизис был написан в 1562 г. белорусским протестантом Симоном Будным, «на простом наречии» в подражание лютеровским изданиям., Первый православный катехизис написал учитель Львовской братской школы Лаврентий Зизаний (1560-1634) . В его катехизисе очень сильно католическое влияние. После Зизания у Русской Церкви вплоть до XX века было два официальных катехизиса - «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви Восточной» киевского митрополита Петра Могилы ((1596-1647) и знаменитый «Катехизис пространный христианский» московского митрополита Филарета (Дроздова). Как правило, катехизис должен содержать разъяснение молитвы Господней, Символа веры и десяти заповедей, а также христианских таинств.

http://ruskline.ru/opp/2014/06/30/katehi...

К читателю Эта книга сложилась из многих источников по мере вживания в молитвенный строй Церкви, в опыт духовничества и пастырского душепопечения. Непосредственным материалом для этого сборника стали беседы архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которые проводились в семидесятые годы в Псково-Печерском монастыре на первой седмице Великого поста, после чтения покаянного канона Андрея Критского. Многим запомнились те вечера трепетного покаянного предстояния перед живым и близким Богом и собственной совестью, запомнилось обличающее и врачующее слово пастырского назидания. Беседы были записаны. Естественно, что при переписывании и перепечатке в них появилось немало погрешностей. Издавая беседы по просьбе паломников и прихожан, мы стремились не только устранить погрешности, но и в наибольшей степени сохранить разговорную интонацию. «Покайтесь, приблизилось бо Царствие Небесное!» Публикуя эти беседы, мы надеемся, что они помогут хотя бы некоторым услышать и исполнить этот Божий призыв. Опыт построения исповеди Опыт построения исповеди по десяти заповедям Мы собрались здесь, чтобы принести Господу очередное покаяние. Хотелось бы предварить исповедь несколькими словами. Всякий из нас по мере сил и возможностей старается в обыденной жизни соблюдать чистоту в жилище и опрятность в одежде. А есть некоторые особенно чистоплотные люди, которые ревностно поддерживают чистоту и порядок. И как озабочен такой человек, если по каким-либо обстоятельствам эти порядок и чистота нарушаются. Также и человек, привыкший следить за чистотою своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Такой человек ждет и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждет живительной влаги. По словам псалмопевца Давида, «душа моя, яко земля безводная Тебе» (Пс.142:6). Представьте себе на минуту человека, не смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения, и что было бы, если не было бы Таинства Покаяния, этого целительного и очистительного «второго Крещения»! Все, наверное, видели не раз, а может, с детства помнят, что бывает, когда зимой потеплеет и дети катают снежные шары. Возьмут крохотный, с кулак, шарик и покатят с горки: в мгновение ока этот шарик превращается в огромный, невпроворот, ком мокрого грязного снега! То же происходит и с греховным состоянием нашей души. Последите за собой! Вы искреннейшим образом со слезами покаялись, причастились Святых Христовых Тайн — какой мир и покой на сердце! Но вот, идя из храма вы кого-то встретили и в разговоре неосторожно бросили маленький комочек осуждения в свое сердце... Все! Лавина тронулась с места! Посмотрите теперь, с какой молниеносной быстротой будет наматываться греховный ком...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3255...

Когда заканчивается восхищение красотой и начинается прелюбодеяние? Грешен ли человек, восторгающийся Венерой Милосской? Уместны ли монашеские нормы для мирян? Грешна ли Булгаковская Маргарита, сидящая на скамейке и оценивающая проходящих мимо мужчин? — отвечает священник Димитрий Агеев. Одна из десяти заповедей гласит: «Не прелюбодействуй». Только ли супружеская измена скрывается за этим словом? Когда заканчивается восхищение красотой и начинается прелюбодеяние? Грешен ли человек, восторгающийся Венерой Милосской? Может ли человек отрешиться от мира? Уместны ли монашеские нормы для мирян? Грешна ли Булгаковская Маргарита, сидящая на скамейке и оценивающая проходящих мимо мужчин? На эти вопросы отвечает священник Димитрий Агеев , клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке. — Отец Димитрий Першин считает, что булгаковская Маргарита — грешница, потому что сидя на лавочке, она смотрела на мужчин и их оценивала . Так ли это? Во-первых, я, конечно, всецело соглашусь с отцом Димитрием Першиным в том, что Маргарита, конечно же, грешница, как каждый человек — грешник, потому что изначально человек рождается, будучи грешником. Я думаю, что есть некая разница в том, кто сидит на лавочке и смотрит. Если смотрит отец Димитрий Першин на проходящих мимо мужчин и женщин и оценивает их, то, конечно же, этот грех более тяжкий, нежели чем если сидит на лавочке и смотрит на проходящих мужчин или женщин незамужняя девушка, неженатый парень. Что такое прелюбодеяние ? Прелюбодеяние — это, прежде всего, предательство. Предательство по отношению к близкому человеку. При этом — предательство по отношению к Богу. Конечно же, все мы люди, и Господь создал нас людьми, Господь создал мужчину и женщину для того, чтобы люди были вместе, для того, чтобы люди любили друг друга. Это влечение мужчины к женщине, женщины к мужчине, естественно, и оно благословлено Богом. Поэтому вполне естественно, что, определяясь в своей жизни, выбирая свой жизненный путь и отправляясь на поиски близкой души, родного человека мы так или иначе оцениваем каких-то людей, которые встречаются на нашем пути. Очень важно, чтобы эта оценка была правильной.

http://pravmir.ru/svyashhennik-dimitrij-...

Корпус работ М. сравнительно невелик, и восстановить хронологию его раннего творчества затруднительно. Уже первое датированное его произведение, фреску «Маэста», написанную в 1315 г. на торцевой стене зала Совета (позднее - зал Маппамондо) сиенского Палаццо-Пубблико, можно считать работой сложившегося мастера. М. развивает ключевую для сиенской культуры иконографию, восходящую к монументальному алтарю работы Дуччо, установленному в городском соборе в 1311 г. (Музей собора, Сиена), но интерпретирует ее по-своему оригинально. Сцена заключена в орнаментальную раму, плоскую подобно ковру, на к-рой помещены медальоны с погрудными изображениями благословляющего Христа и пророков Исаака, Моисея, Давида и Иакова (вверху), евангелистов (по углам), святых и учителей церкви, а также двуликой жен. фигуры, к-рая держит в руках скрижали с перечислением десяти заповедей и семи таинств и символизирует Ветхий и Новый Заветы. Вторая, внутренняя, рама имитирует каменный резной карниз; данная в перспективном сокращении, она вводит зрителя в иллюзорное пространство сцены, где под балдахином на троне с островерхой спинкой восседает Богоматерь, фланкированная 2 группами ангелов и святых. В сравнении с алтарем Дуччо М. расположил фигуры менее строго и симметрично, ярче выделил индивидуальные черты персонажей: их фигуры тяжеловаты, но раскованны в движениях, их пластика полностью подчиняется стройному ритму гибких певучих линий, к-рый выдержан во всех частях композиции. Перед Божией Матерью, к-рую почитали как покровительницу Сиены, преклоняют колена св. патроны города - Кресцентий, Виктор, Савиний и Ансан; на ступенях Ее трона - надпись, прославляющая принципы доброго правления в 2 стихотворных строфах, составленных в духе Франческо Петрарки и поэтов «нового сладостного стиля»; на раме изображены гербы Сиены и Анжуйского королевского дома. Помещенная на стене городского дворца сцена величания Божией Матери приобретает прежде всего политическое, гражданственное звучание ( Cairola, Carli. 1963. Р. 92). В 1321 г. М. собственноручно реставрировал фреску; следы стороннего вмешательства заметны на новом тонком слое штукатурки, нанесенном на лики Божией Матери, Младенца, святых Екатерины, Варвары, Ансана, Кресцентия и 2 ангелов, преподносящих Богоматери цветы ( Iidem. 1963. P. 78-85).

http://pravenc.ru/text/2562428.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ГОЛЛАНДСКИЙ КАТЕХИЗИС» общепринятое наименование кн. «Новый катехизис: изложение веры для взрослых» (голл. De Nieuwe Katechismus: Geloofsverkondinging voor volwassenen, далее NK), подготовленной Неймегенским высшим ин-том катехизации по поручению католич. епископата Нидерландов. Работа над «Г. к.» проводилась с кон. 1960 г. под ред. пресвитеров (впосл. епископов) И. В. М. Блейсена и Г. К. А. Эрнста; в создании «Г. к.» участвовали известные католич. теологи (в т. ч. пресв. Э. Шиллебеекс , П. Шонненберг и др.). Существенное влияние на составление «Г. к.» оказал Ватиканский II Собор . Пользуясь нек-рой свободой в выражении богословских мнений, предоставленной в ходе проведения соборных реформ, авторы «Г. к.» попытались изложить католич. вероучение ориентируясь на развитие совр. общества. Стремление сделать «Г. к.» удобным руководством для мирян в вопросах веры обусловило его написание свободным лит. стилем и простым языком. Однако формулировка мн. важнейших положений христ. веры или способ их разъяснения позволяет выделить в «Г. к.» богословскую систему, в целом ряде моментов не согласующуюся с совр. католич. вероучением. О Свящ. Писании В основе богословской концепции «Г. к.» находится особый подход к Свящ. Писанию, сочетающий принцип символического толкования библейских текстов и историко-критические гипотезы их происхождения. Несмотря на ранее высказанное католич. Церковью осуждение библейской критики, авторами «Г. к.» полностью разделяются документальная гипотеза и выводы библейского источниковедения сер. XIX-XX в. о происхождении и составе Библии (см. ст. Библеистика ). Возникновение основы Пятикнижия Моисея датируется в «Г. к.» периодом от 1000 до 750 г. до Р. Х.; в 750-500 гг. до Р. Х., по версии авторов «Г. к.», оно было переработано в духе богословия пророков (т. н. священническая редакция), в это же время создается «поэма о сотворении мира» в кн. Бытие (NK. 205-215). Традиц. представления об авторстве ряда книг ВЗ объясняются значимостью к.-л. лица в период, о к-ром повествуют книги: Пятикнижие приписывается прор. Моисею, т. к. «Моисей является основным деятелем той эпохи, когда начинают складываться законы» (NK. 247), также объясняется усвоение авторства Псалтири Давиду, книг Премудрости, Песни Песней и Екклезиаста - Соломону (NK. 259-260); книга прор. Исаии разделяется на 2 части - начиная с 40-й гл. текст относится к т. н. «Второисаии» (см. ст. Исаия ), т. е. к ученикам школы пророка (NK. 265). Появление Десяти заповедей в «Г. к.» не связывается с к.-л. автором, «рассказ о Синае есть сжатое выражение длительного исторического процесса» осознания Израилем правильного отношения к Богу (NK. 1796).

http://pravenc.ru/text/165269.html

Необходимость воздержания в пище, в обуздании чрева вытекает из самого устройства человека, имеющего, кроме тела, бессмертную душу. Из-за греховной испорченности человеческой природы нарушена гармония между человеческим телом и душой, в результате чего греховные желания тела большей частью берут верх, а иногда и совсем подавляют в человеке все добрые порывы его души. Человек превращается в раба своих страстей. Обуздать насилие своей физической природы, дать раскрыться и окрепнуть возвышенным стремлениям души возможно только с помощью поста. Вот почему Церковь придаёт посту такое большое значение и утверждает, что без него невозможна христианская жизнь. Воздержание, или своего рода пост, было заповедано нашим прародителям Адаму и Еве, когда они ещё находились в раю и были безгрешными ( Быт. 2:17 – запрещение вкушать плоды дерева «познания добра и зла»). Тем более пост стал необходимостью после грехопадения, и поэтому на протяжении всей священной истории мы видим, как праведные люди строго постились в разные периоды своей жизни. Великий пророк Моисей, законодатель Ветхого завета, постился в течение сорока дней перед получением от Бога десяти заповедей на Синайской горе ( Исх. 34:28 ). Часто постился праведный царь Давид, что можно заключить из его боговдохновенных псалмов. Постился великий пророк Илия ( 3Цар. 19 ), взятый живым «яко на небо». Постился пророк Даниил перед тем, как получил откровение от Бога о судьбах своего народа ( Дан. 10 ). Пророк и креститель Господень Иоанн был великим постником, научившим поститься и своих учеников. Пророчица Анна, не отходя от храма, служила Богу постом и молитвой день и ночь, и удостоилась благодати Божией и откровения о рождении Спасителя ( Лк. 2:37 ). Постился даже безгрешный Богочеловек, Господь наш Иисус Христос , в течение сорока дней, перед тем как выйти на общественное служение, не потому, что Сам нуждался в посте, но чтобы нам дать пример. Постились и Его ученики, святые апостолы ( Деян. 13:3 ; 1Кор. 7:5 ; 1Кор. 9:27 ; 2Кор. 6:5 ; 2Кор. 11:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О праздновании воскресных и праздничных дней 344 Шесть дней есть, в няже достоит делати.., а не в день субботний ( Лк. 13:14 ) Не подлежит никакому сомнению, что старейшина сонмища, в котором Спаситель исцелил больную женщину в субботу, отнюдь не по ревности к закону Божию провозглашал о необходимости празднования седьмого дня. Омраченный неверием, он завидовал славе Божественного Чудотворца, и хотел представить Его в глазах народа нарушителем закона. Господь обличил лицемера, изъяснив и словом, и собственным примером, что как верно то, что человек обязан в седьмой день, да и вообще во всякий праздник прекращать все свои житейские дела, кроме дел необходимости, так несомненно и то, что делами благотворения не только не нарушается, а еще более святится покой праздничного дня. Итак, слышанное вами, братья, при сегоднешнем богослужении, святое благовествование внушает нам размыслить о нашей обязанности праздновать дни, нарочито посвященные Богу, и о том, каким образом мы должны их праздновать. 1. Можно быть уверенным, что нет, братья, между вами человека, которому бы не было известно, что наша обязанность праздновать дни, посвященные Богу, основывается на четвертой заповеди Божией. Помни, сказал Бог всему израилю, и всему роду человеческому, помни день субботный (в новой благодати – день воскресный), еже святити его. Шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя; в день же седмый (а к сему, как в Ветхом, так и в Новом Завете, относится и всякий праздник) – суббота (то есть, покой) Господу Богу твоему ( Исх. 20:8–10 ). Это знают все. Но опыт показывает, что многие как будто не знают, или не хотят знать и понимать, что четвертая заповедь Божия требует столь же строгого исполнения, как и всякая другая из святых десяти заповедей Божиих. От сего происходит, что иные, гнушаясь и самой мыслью о том, чтобы, например, что-нибудь украсть, или вообще сделать что-нибудь постыдное, – по-видимому, не считают тяжким грехом похитить для себя время, посвященное Богу, и работать, или заниматься житейскими делами в праздник. Таковым нужно напомнить слова святого апостола Иакова: иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен; то есть: «кто сохранит весь закон, и в одном чем-нибудь согрешит, тот становится виновен во всем. Рекий бо, продолжает апостол Христов, не прелюбы сотвориши, рекл есть, и не убиеши: аще же не прелюбы сотвориши, убиеши же, был еси преступник закона ( Иак. 2:10,11 ). Это потому, что самое благоговение наше к Божественному Законодателю и сердечное убеждение в премудрости и благости непреложных предписаний Его закона – не позволяют нам думать, что которое-нибудь из сих предписаний не имеет особенной важности. Такая нечестивая мысль совершенно не свойственна доброму и богобоязненному христианину. Благочестивый христианин боится навлечь на себя гнев Отца Небесного, каким бы то ни было образом, и самый малый грех считает для себя величайшим несчастием, особенно же грех намеренный и произвольный.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Никто из нас не живет один 14.10.2017 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 19-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице Сегодня Церковь снова говорит нам о любви. Христос постоянно говорит о любви, выделяя из всего, что есть в тайнах жизни, в заповедях Божиих две самые главные заповеди: о любви к Богу и к ближнему. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10, 27). «Огонь пришел Я низвести на землю, — говорит Христос, — и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12, 49). Бог — это любовь, и христианин — это тоже любовь. Никто из нас не живет один на необитаемом острове. Мы, например, живем в городе, где более десяти миллионов человек, в стране, где более ста миллионов человек, на земле, где несколько миллиардов. И без любви семья, общество, народ и человечество начинают распадаться, разрушаться. Люби, говорит нам Господь и Его святая Церковь, родителей твоих: отца и мать, которые дали тебе жизнь и воспитали тебя. Люби друзей своих и тех, с кем ты Господом поставлен рядом в твоих каждодневных трудах. Люби соседей, с которыми ты видишься каждый день, — не так чтобы выходили, и не здоровались друг с другом. Мы должны любить в первую очередь тех, с кем связаны особыми узами родства или дружбы. Хотя эта любовь может быть очень непрочная. Мы знаем слова Евангелия: «Предаст брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мф. 10, 21—22). А слово о любви, которое предлагает нам Господь, — это не совет, не пожелание. Это заповедь, которая занимает самое высокое место в Евангелии — высоту Креста. Мы должны любить своих ближних, домашних. «Если же кто о своих, и особенно о домашних не печется, — говорит нам слово Божие, — тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8). Однако врагами человеку могут быть его домашние. Почему? Потому что они любят только земной любовью, хотят, чтобы все у нас было устроено в земном плане: здоровье, благополучие.

http://moral.ru/odin/

Общие понятия о праздничном богослужении Беседа 1. О необходимости и спасительности почитания праздников Православной Церкви I. Христианские праздники суть такие дни, которые должны быть посвящаемы на служение Богу и Господу нашему Иисусу Христу и в которые мы должны отложить всякое житейское попечение, оставить все обычные наши занятия и дела. Посредством праздников Православной Церкви наглядно изображаются все благодатные дары христианства. II. Праздники установлены Богом. Самый древний и распространенный праздник есть день недельный: начало его совпадает с появлением первого человека на земле. Когда и для чего он установлен? Об этом ясное свидетельство находим в книге Бытия. Вслед за рассказом о сотворении мира в ней говорится: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт.2:3 ). Всемогущий Творец таким распорядком Своей деятельности подал людям пример, чтобы и они шесть дней трудились, а в седьмой прекращали свои дела. Но не в одном только покое отличие седьмого дня от прочих дней недели: Бог не только почил в этот день, но благословил и освятил его, т. е. день этот есть день радостный и день святой, или священный. Покой, или прекращение всякой работы, в день седьмой служит только средством его освящения, необходимым его условием, без соблюдения которого невозможно было достигнуть действительного посвящения субботнего дня Господу. Из десяти заповедей, данных Богом при Синае и содержащих в себе весь нравственный закон, четвертая обязывает человека шесть дней работать, а в седьмой прекращать свои дела и служить Богу ( Исх.20:8–10 ). Сознавая важность этой заповеди, евреи со всей строгостью исполняли ее. Как же евреи посвящали субботу на служение Богу, в чем состояло их служение? Служение Богу состояло в том, что народ собирался в скинию или в храм, где совершались молитвы, были приносимы жертвы, происходило чтение и изъяснение Св. Писания. Кроме субботы, в ветхозаветной Церкви были и другие дни, посвященные воспоминанию важнейших событий в жизни народа еврейского, каковы: Пасха, праздник Опресноков, Пятидесятница, День Очищения, Кущей, Пурим и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Творения одного из величайших учителей духовной жизни. Стяжал непререкаемый авторитет как популяризатор и систематизатор восточной аскетики. Богословие Иоанна Кассиана представляет собой своеобразный синтез метафизических интересов Востока и практической установки Запада. Иоанн Кассиан аккумулировал аскетический опыт Египта и Палестины и преподнес его Западу. Иными словами, значение Иоанна Кассиана в систематизации восточной аскетики в более или менее популярной форме. В наше собрание творений Иоанна Кассиана вошли: «Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей» («О постановлениях киновитян» — главный труд Иоанна Кассиана, ситематический труд о монашестве: внешний уклад монастырской жизни, борьба с восмью помыслами), «К десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне» («Собеседования египетских подвижников» — своеобразное продолжение первой книге Иоанна Кассиан о киноветянах; отличеи он формулирует так: «Теперь от внешнего, видимого образа жизни монахов, который мы описали в первых книгах, перейдем к невидимому состоянию внутреннего человека, и речь от чина установленных молитв должна перейти к постоянству той непрестанной молитвы, которую заповедует Апостол» — по сути череда изречений великих Отцов Пустыни о главных вопросах духовной жизни». Читаемость: Язык: Объём текста: Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin .

http://pravbiblioteka.ru/book/ioann-kass...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010