Первые известные упоминания о самой иконе относятся уже к 1830-м годам, однако событие, давшее повод к ее написанию, произошло как минимум на столетие раньше и описано уже в книге «Руно Орошенное», составленной святителем Димитрием Ростовским. Некий лихой человек вел грешную жизнь, но был тем не менее благоговейно привязан к Пречистой, ежедневно неопустительно молясь на Ее икону. Однажды, собравшись «идти для греховного дела», он помолился и вдруг узрел, как у Младенца стали кровоточить язвы на руках, ногах и в боку, а глас Пречистой изрек: «Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, как иудеи. Вы называете Меня Милосердной, но зачем же оскорбляете Меня своими беззаконными делами?» Потрясенный грешник умолил Пречистую о заступничестве, в знак прощения облобызал язвы Спасителя и с того времени вернулся к честной и благочестивой жизни. Согласно этому преданию на иконе «Нечаянная Радость» и пишется «человек некий беззаконный», молящийся на коленях пред образом «Одигитрии», под которым обычно начертаны первые слова самого повествования или же особая молитва. На ризе чудотворной из храма во имя Ильи Обыденного надпись: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на иконе Божией Матери “Нечаянная Радость” восстановлена риза в лето 1959 при настоятеле храма Святого Пророка Божия Илии Обыденного протоиерее А. В. Толгском». Покойный патриарх Пимен особенно любил эту икону и потому считал себя прихожанином храма Ильи Обыденного, часто приезжая сюда к вечерней службе. Рассказывают, будто однажды он увидел этот образ в тонком сне, а оказавшись первый раз в храме Ильи пророка, тотчас узнал именно такой список «Нечаянной Радости». Скажем здесь и о других святынях этого храма. Прекрасный образ Казанской Богородицы письма Симона Ушакова. Икона «Успения», перешедшая сюда из закрытой церкви Успения на Могильцах. Когда в 1924 году был закрыт близлежащий Зачатьевский женский монастырь, то его последняя игуменья принесла сюда иконы «Троеручицы» и Богоматери «Милостивой» (ровно семьдесят лет спустя эта обитель была восстановлена, а ее иконы возвращены на свое исконное место, в монастырь). Икона Державной Богоматери, написанная художником Николаем Чернышевым, арестованным и погибшим за веру в декабре 1924 года.

http://pravoslavie.ru/1993.html

По инициативе секретаря Одесского обкома партии В. Солдатенкова в здании устроили планетарий, в нем находился уникальный маятник Фуко, был установлен один из самых современных ан тот момент в Советском союзе аппаратов «планетарий». В планетарии также показывали кино и читали лекции по киноискусству.  22 октября 1991 года исполком одесского областного совета передал здание Свято-Пантелеимоновского подворья Церкви, в нём возобновились богослужения.  В 1995 году в Пантелеимоновском подворье учреждена мужская обитель. В результате восстановительных работ преобразился внешний и внутренний облик монастыря. Фасадную часть храма украсили восемь мозаичных икон и наименование обители из мозаики. К Пасхе 2009 года позолотили главный купол. Отреставрирована колокольня, ее шатровый купол украшается позолоченными пластинами более темного оттенка, установлены новые колокола, произведена роспись храма Державной иконы Божией Матери. В главном храме сделан новый иконостас с иконами в византийском стиле. Расписаны стены 3-х этажей по большой лестнице и обновлен паркетный пол храма. Обитель пополнилась многочисленными иконами с частицами мощей святых угодников Божиих, особенно почитается образ Пресвятой Богородицы «Достойно есть», чудесным образом обновившийся в тяжелое для монастыря время, а также иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», «Ченстоховская». В настоящее время в храмах собора освящены пять приделов: Святого великомученика и целителя Пантелеимона (центральный), Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша», преподобного Сергия Радонежского, Пресвятой Богородицы «Державная», святого великомученика Димитрия Солунского.  По материалам: http://ros-vos.net/palomnichestvo/4/odessa/3/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05637

— Поначалу на стройплощадке Храма Христа Спасителя наше бюро спроектировало деревянный храм в честь Державной иконы Божией Матери. Собственно, и стройплощадки-то тогда еще не было: рядом красовался бассейн, в котором плавали люди. Затем мы подготовили архитектурную концепцию воссоздания кафедрального соборного храма. Она предусматривала использование глубины всей чаши бассейна для организации стилобата, в объеме которого размещался нижний храм (этим наше предложение выгодно отличалось от альтернативных, предусматривавших там размещение гаража с парковкой). Тогда же я предложил выбрать посвящения трех престолов нижнего храма аналогично собору бывшего Алексеевского женского монастыря, существовавшего на этом месте до 1836 года: в честь Преображения Господня, в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя Алексия, человека Божия. Тем самым мы возрождали тот собор, пускай не в архитектурном, но в религиозно-мистическом смысле, словно бы снимая вошедшее в историю «проклятие» недовольной сносом монастыря игумении Клавдии. Эту концепцию городское руководство заметило и одобрило. И генеральный директор «Моспроекта-2» Михаил Посохин предложил мне вернуться в институт — теперь уже в новую специализированную мастерскую создававшуюся специально под проектирование Храма Христа Спасителя. — Занявшее пять лет воссоздание Храма Христа Спасителя — эпоха в лужковском ­периоде московской истории. Что из нее запомнилось больше всего? — То была подлинная работа на износ — днем и ночью, без выходных и без праздников. Вся проектная документация шла в производство «с колес». Порой архитекторы рисовали что-то для одного угла помещения, не зная, что будет в другом, при этом по соседству уже вовсю трудились строители. До сих пор для меня огромная загадка, как в итоге все сошлось. Работавшие на ­строительстве храма зодчие ценили свободу, которая им предоставлялась. В частности, в облицовке стен, полов, киотов, алтарей, архиерейского и Горнего места нам удалось использовать израильский доломит с места Рождества Христова. Я тогда лично объездил несколько карьеров близ Вифлеема и выбрал лучший. Мы выпускали все спецификации для местных технологов и инженеров, там они изготавливали панели под ключ и отправляли в Москву, где оставалось просто смонтировать их и закрепить. А обходную галерею я замостил, «процитировав» мостовую Крестного пути Cnacumeля Via Dolorosa в Иерусалиме. Конечно, подражание это ассоциативное, не буквальное, но тем не менее с четким следованием прообразу.

http://patriarchia.ru/db/text/5831948.ht...

Прежде всего, в сознании православных верующих русских людей издревле живет подкрепляемая чудесными явлениями твердая уверенность в том, что священная земля нашей Отчизны находится под непрестанным милостивым покровительством Царицы Небесной. Ее дивное предстательство пред Богом многократно спасало народы нашей страны от вражеских нашествий, избавляло многих от внезапной смерти, возвращало воинов с поля битвы в родные семьи по молитвам их верующих матерей. И святая Церковь наша, исповедуя в одном из своих замечательных песнопений, что «небесе и земли Царица, от святых сродних наших умоляемая, доныне землю Русскую покрывает», усердно взывает к Ней: «О, Владычице Державная! не престани и на будущее время во утверждение на Руси Православия милости и чудеса изливати до века». Но и в мирные времена Матерь Божия помогает нам «низлагать ополчения сопротивных», то есть побеждать невидимых врагов нашего спасения: прогонять нечистые помыслы, искоренять порочные навыки, противостоять греховным соблазнам, угашать «раскаленные стрелы лукавого» ( Еф. 6:16 ). Ведь помимо кровопролитных войн, происходивших и все еще, к сожалению, происходящих на земле, в мире беспрерывно совершается великая незримая, но напряженнейшая духовная война, фронт которой проходит через каждое человеческое сердце. Это – всеобъемлющая и многообразная в своих проявлениях борьба между добром и злом, между любовью и ненавистью, между стремлением к праведности и служением греху. И в этой духовной борьбе каждый из нас, призванный быть »добрым воином Иисуса Христа« ( 2Тим. 2:3 ), имеет дивную Помощницу и Покровительницу в лице Божией Матери, Которую Святая Церковь именует «избранной Воеводой», «нерушимой стеной и предстательством», «лукавых духов Прогонительницей». Вспоминая о чудесном знамении от иконы Пресвятой Богородицы, задумаемся о самом понятии «чуда» и о значении чудес в жизни христианина. Иногда думают, что чудо – это необходимое средство для возбуждения веры, то есть такое сверхестественное явление, которое для того и совершается, чтобы поразить воображение человека и заставить его поверить в то, чего раньше он никак не хотел признать. Так мыслящие о чудесах, и особенно люди малоцерковные, идут иногда и дальше, делая для себя такой вывод: «Поверю в чудеса лишь в том случае, если сам, своими глазами, увижу чудо».

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Свое незримое, но весьма явно ощутимое присутствие на Русской Земле Пречистая Матерь Божия являла чрез многочисленные чудотворные иконы, которых у нас в России было так много, как больше нигде. Отчего же постигло тогда Русскую Землю такое страшное бедствие? Ясный ответ на это дает наш великий российский светильник Епископ Феофан, Вышенский Затворник. – «Следует наказать нас», – пишет он в одном из своих писем: «пошли хулы на Бога и на дела Его гласныя. Некто писала мне, что в какой-то газете «Свет» 88  напечатаны хулы на Божию Матерь. Матерь Божия и отвратилась от нас:  ради Ея и Сын Божий, а Его ради Бог Отец и Дух Божий.  Кто же за нас, когда Бог против нас?»  (Собр. пис. вып. 7, стр. 206). Вот и причина страшного кровавого бедствия русской революции:  не захотели мы, чтобы Родина наша была «Домом Пресвятыя Богородицы», а потому и лишились Ее покрова и заступления. Но мы все же веруем, что эти страдания попущены Богом русскому народу  промыслительно,  что Матерь Божия не отступила от нашего русского народа, за его тяжкие грехи, окончательно, что не предаст Она его в бездну падения его, но пошлет ему избавление, как во времена древние, когда обратится он к Ней  со слезами покаяния: «Владычице, помози на ны милосердствовавше, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы». Что это так и что Пречистая Матерь Божия не отняла совсем Своего покрова над Русской Землей, об этом свидетельствует чудесное явление в самый день отречения Государя Императора Николая Александровича 2 марта 1917 года последней нашей чудотворной иконыБожией Матери Державной. На этой иконе Божия Матерь изображена в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью, одежде, со взглядом очей, выражающим скорбь. Что это значит, как не то, что Пречистая Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть над Русской Землей, после того, как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя – Помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, естественно порожденные его неистовым беснованием, и терпеливо ждет, как истинная Мать, его покаяния и обращения к Богу...

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Икона была гонима, потому что она утверждала иную - и более реальную, более могучую - власть на нашей земле, чем та, которую захватили силой и обманом, невероятной жестокостью безбожники. Она поставила их власть вне Божьего закона, вне русской истории, как то, что не угодно Богу, но лишь попущено ради вразумления народа, ради того, чтобы он убедился в безплодности и пагубности безбожного исторического пути с его вроде бы благими, реальными целями - только руку протяни, - но на практике оборачивающимися кровью, страданиями и вечной гибелью души, по слову Спасителя: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5) . Явление иконы возвестило нашему народу о том, что его державное, государственное устроение неразрывно связано с небесным его предназначением, что оно для него остаётся главным, как главное всегда в человеке - его душа. Это явление означало, что «свержение диавольскими силами с Престола последнего Российского Императора и его последующее убийство не принесло победы диаволу», - говорилось в одной из статей сборника, посвящённого Державной иконе (О.Иванькин. Царица Небесная и Владычица наша. В сб.: «Царица Небесная - Державная Правительница Земли Русской». Сост. С.В.Фомин. М., «Форум», 2007, с. 326). Явление иконы возвестило о том, что Москва остаётся Третьим Римом и после 1917 года. И даже ещё больше возрастает её значение в судьбах мipa - тогда, когда до крайности обостряется борьба сил света и тьмы. Но поскольку Сама Пречистая встаёт на защиту Своего Дома, берёт на Себя власть Удерживающего мipoboe зло, зло победить не сможет. И вся история прошедшего столетия подтвердила это, и прежде всего - Победа в Великой Отечественной войне, которая стала возможной прежде всего заступлением Державной Владычицы. «Совершилось не только по грехам нашим, но да и явятся дела Божии...» В чем же причина крушения нашей православной державы век назад? Вопрос, жизненно важный для нашей страны сегодня - ради и завтрашнего её дня. Что, в России слабее, чем в других странах, была вера? Наш народ оказался грешнее других?

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/28/...

Поскольку на следующий день после отрешения Государя от Престола Церковь наша вспоминает великое чудо - явление Державной иконы Божией Матери (более того, это будет 100-летний юбилей явления чудотворной иконы), мы решили провести конференцию не 14-го, а 16 марта, в день, когда под давлением революционеров брат Государя Великий князь Михаил Александрович отказался принять Престол до решения Учредительного собрания. Тему нашей конференции или совещания мы решили обозначить так: «Почитание святых Царственных Страстотерпцев и прославление царских слуг в России и зарубежье». Тема сегодня крайне важная и актуальная. Почитаем ли мы должным образом святую Царскую Семью спустя 17 лет со времени канонизации? Да, теперь редко можно найти храм, где не было бы иконы Царственных Мучеников. Да, сегодня никто из членов Церкви не дерзает публично усомниться в святости Государя. Но почему-то у нас принято поминать святых Царственных Страстотерпцев, что называется списком, а вот прпмц. Великую княгиню Елизавету и даже инокиню Варвару поименно. Разве мученический подвиг Царской Семьи ниже? В мае сего года мы будем отмечать 10-летие воссоединения Русской Церкви. Важное, знаковое событие, ознаменовавшее завершение русского раскола. Но Русская Зарубежная Церковь канонизировала не только Царскую Семью, но и всех убиенных Царских слуг, даже католика Алоизия Труппа и лютеранку Екатерину Шнейдер по примеру практики Древней Церкви, причислившей к лику святых язычников, которые пострадали вместе с христианами (например, воины Анатолий и Протолеон вместе с Великомучеником Георгием Победоносцем). Однако по прошествии 10 лет со времени воссоединения с РПЦЗ у нас из пострадавших вместе с Царской Семьей и за Царскую Семью православных христиан к лику святых причислен только страстотерпец Евгений (Боткин), да и то, только год назад. Получается, что в вопросе канонизации пострадавших с Царем и за Царя мы не объединились еще в Зарубежной Церковью. А когда объединимся? Ну пускай в вопросе о канонизации католика и лютеранки наша комиссия по канонизации стоит на жестких принципах, но чем же подвиг убиенных православных христиан князя Василия Долгорукова, Ильи Татищева, графини Анастасии Гендриковой, Ивана Харитонова, Анны Демидовой, Ивана Седнёва, Климентия Нагорного ниже подвига мужественного и благородного врача Евгения Боткина? Почему до сих пор не канонизированы люди, принявшие смерть за Царя? Что препятствует этому?

http://ruskline.ru/news_rl/2017/01/21/po...

Будем всегда обращаться к Пречистой Матери Божией, да милует и спасает нас божественная Любовь на всех путях жизни нашей. б) Напечатлеем, слуш. глубже в умах и сердцах наших ту отрадную истину, что Пресвятая Богородица , так многократно и многообразно являвшая предкам нашим чудную Свою помощь во времена различных бедствий, всегда готова оказать и каждому из нас таковую же помощь, если только мы будем прибегать к Ней с теплою молитвою и покаянием. Никто скорее не подвигнет Господа на милость, как Пресвятая Богородица. Нет никого сильнее, чтобы утолить праведный гнев Его, как Она, всемощная Ходатаица! Просите, братие, помощи во всяких нуждах у сей щедроподательной Матери. «Всем бо предстательствует Благая, прибегающим с верою в державный покров Ея». Для утверждения нашей веры во всесильную помощь заступницы рода христианского приведем себе на память и следующия весьма утешительные слова св. Дмитрия ростовского о важности и необходимости заступления Девы Марии. «Когда праведный Судия восхотел наказать весь мир водами потопа, тогда оставил одно прибежище спасения для всех видов животных – ковчег Ноев, и кого не было в сем ковчеге, все погибли, а всякий, кто был в нем с патриархом Ноем, спасся от потопной смерти. Подобным образом тот же нелицеприятный Судия, уготовляя вечное наказание грешникам по кончине мира потопом огненным, дал всему роду человеческому одно изряднейшее прибежище спасения – Пречистую Деву Марию, простирающую над нами покров милосердия Своего, и кто прибегает под кров Ея, тот удобно может спастись, а кто не хочет прибегать под кров сей, несомненно погибнет в вечноогненном озере». «Но боюсь, скажу словами того же святителя, чтобы Дева Мария не сказала о нас, новом Израиле, то же самое, что сказал Сын Ея и Бог о ветхом Израиле (т. е. еврейском народе): «Иерусалим, Иерусалим, избивший пророков и камнями побивший посланных к тебе! Сколько раз Я хотел собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья; но вы не захотели». Ибо многие из нас, быть может, имеют мало усердия, чтобы прибегать под кров благоутробия Девы Марии, а некоторые, быть может, и совсем не прибегают».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

          Возлюбленные! В истекшем году Господь благословлял Свою Церковь миром, радостью и успехами во многих трудах, ко спасению народа Божия прилагаемых. В праздник Вознесения Господня была восстановлена полнота единства Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью, к которой принадлежит значительная часть нашего церковного народа, рассеянного по разным странам мира. Ныне мы вновь единая Церковь, скрепленная общением в таинствах и молитвах, несущая свидетельство об истине Святого Православия не только в Отечестве, но " даже до края земли " (Деян. 1,8).           В пределы нашей Церкви были принесены честные мощи святого апостола и евангелиста Луки, святителя Спиридона Тримифунтского, святителя Иоанна Златоуста. Из Петербурга в Москву были доставлены мощи святого благоверного князя Александра Невского, которые затем были пронесены по городам, исторически связанным с земными подвигами Небесного защитника нашего Отечества. Многие и многие чада церковные пришли в православные храмы, чтобы поклониться святым угодникам Божиим, получить от них духовное утешение и благословение, исцелиться от недугов душевных и телесных.           При активном участии православного народа совершались торжества в честь 600-летия преставления преподобного Саввы Сторожевского - ученика Преподобного Сергия, молитвенника за благочестивых русских правителей и наставника иноков. О лучшем будущем для России, об исправлении ее исторических путей мы молились пред иконой Божией Матери " Державная " в день 90-летия ее явления. Молитвенно и торжественно отметили 90-летие восстановления Патриаршества в нашей Святой Церкви. В память о многих сотнях новомучеников и исповедников Российских, о тысячах и тысячах невинно убиенных в годы богоборческой власти из Соловецкого монастыря в Москву, на Бутовский полигон, где приняли мученическую кончину тысячи страдальцев за веру и правду, был принесен поклонный крест. Дай Бог, чтобы память об их подвиге укрепляла наш народ на путях духовного возрождения!           В минувшем году по милости Божией я многократно совершал богослужения в первопрестольном граде Москве, посещал приходы и монастыри Подмосковья, побывал на Валааме, где освятил скит в честь Смоленской Иконы Божией Матери. Господь сподобил меня посетить Вологодскую, Ижевскую и Корсунскую епархии нашей Церкви, свидетельствовать о духовных ценностях и общественной миссии Православия перед членами Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге. Об этом же - о вере нашей, просвещающей и преображающей мир, - я говорил во время встреч с государственными деятелями, с людьми различных вер и убеждений.

http://bogoslov.ru/event/265652

Временное правительство не ликвидировало обер-прокуратуру, оставив светский надзор новой, «демократической» власти над Православной Церковью. Новая власть, вместе со всеми другими властными полномочиями, присвоила себе и право утверждения решений Святейшего Синода. Это не было анахронизмом или случайностью. В этот же день – В Коломенском произошло явление иконы Божией Матери «Державной». Икона Божией Матери «Державная» явила себя в трагический для России день отречения от престола государя императора Николая 1918 год – Депутация Поместного Собора во главе с А.Д. Самариным вручила в Кремле наркому юстиции Д.И. Курскому декларацию Собора по поводу декрета об отделении Церкви от государства. В декларации говорилось: «...Религиозное успокоение ста миллионов православного русского населения, без сомнения, необходимое для государственного блага, может быть достигнуто не иначе как отменой всех распоряжений, посягающих на жизнь и свободу народной веры». Представитель Совнаркома признал, что в декрете есть неточные и ошибочные формулировки, которые можно исправить или устранить. В.Д. Бонч-Бруевич обещал, что зарегистрированные церковные общины получат право владеть имуществом. 1922 год – Церковь отреагировала на проявление насилия при изъятии церковных ценностей. У Казанского собора в Петрограде с ведома святителя Вениамина были оглашены известия о шуйском инциденте и послание святителя Тихона с предупреждением воздержаться от повторения подобного. В этот день в «Известиях» появилась беседа со Святейшим Патриархом под рубрикой «Церковные ценности для помощи голодающим», в которой первосвятитель объяснял позицию Русской Православной Церкви в этом вопросе. «В церквах нет такого количества драгоценных камней и золота, чтобы при ликвидации их можно было бы получить какие-то чудовищные суммы денег. Боюсь, что около вопроса о церковных ценностях поднято слишком много шума, а на практике намеченная мера не даст ожидаемого результата при всем благожелательном отношении к делу помощи голодающим со стороны церковных общин... Если наши храмы имеют в своих ризницах не так много драгоценных предметов, то во всяком случае в них хранится немало предметов, имеющих художественное и историческое значение. Заграничный рынок охотно будет скупать нашу церковную старину. Я по своей жизни в Америке знаю, каким спросом пользуются там предметы старины, особенно русской. Даже простой тульский самовар помещается там в богатых семьях как антикварная редкость, на особом столе, а церковные сосуды, лампады прошлых веков, конечно, найдут немало охотников... Я полагаю, что комиссии надлежит очень внимательно отнестись к ликвидации поступающих в ее распоряжение вещей и приложить все старание, чтобы то, что ценно для нас по своим художественным и историческим данным, осталось в наших общественных собраниях».

http://pravoslavie.ru/5386.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010