Богослужебные песнопения исполнил хор храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, регент Н.А. Мышкин. В сугубую ектению было включено прошение: «Еще молимся Тебе Господу Богу нашему, о еже прияти исповедание и благодарение нас недостойных рабов Твоих, о Твоих благодеяниих, яже излиял еси изобильно на Церковь Русскую, от лет древних, наипаче же в мимошедшее столетие чрез милостивое явление иконы Пречистыя Твоея Матери, именуемыя «Державная», ею же страна и Церковь наша, в годы гонений невредима и непреоборима от всех стрел вражиих восстающих на ню сохраняшеся, и припадаем и славословия Тебе, яко Богу приносим и умиленно вопием: избави и впредь от всех бед верныя люди Твоя и всегда яко Милостив, исполни во благих прошения наша, прилежно молим Ти ся, Благосерде Господи, услыши и помилуй» . Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, Боже всякого милосердия и щедрот, Его же милость безмерна и человеколюбия неизследимая пучина! Ко Твоему величеству припадающее со страхом и трепетом, яко раби недостойнии, благодарение Твоему благоутробию о Твоих благодеяниих на Церкви Русской в мимошедшем столетии бывших, ю же велиею милостию Своею невредиму сохранил еси и даровал ей знамение милости Своея, чрез явление чудныя иконы Пречистыя Матери Своея, именуемыя «Державная», ею же Церковь наша в годы лихолетия и гонений, от страшных бед, скорбей и разделений предивно ограждашеся и спасашеся. Молим Тя, Благосерде Господи, огради и ныне Церковь Твою святую и страну нашу и всю Русь, от всякого злаго обстояния и от поползновения многих распри, разделения и расколы творящих. Пробави милость Твою любящим и ныне усердно благодарящим Тя. Утверди благословение Твое на державе нашей и на всей земле Русской, да Дух Твой благий почиет на нас и якоже древле, так и ныне прославится всесвятое имя Твое, молитвами Пречистыя Твоея Матери, от лет древних покрывающей и заступающей страну нашу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков». Затем были вознесены молитвы о упокоении душ «усопших рабов Божиих, в революционной междоусобной брани погибших».

http://patriarchia.ru/db/text/4834726.ht...

— Значит, гнать гостей в шею? — грозно сказала мама. — Пожалуйста: выгоню. Я в одиночку напьюсь! И мама лихо выпила стакан коньяка. Это был бунт на корабле, и такой устрашающий, что папа в панике сбежал из дома и всю ночь сидел на скамейке в парке. Позже выяснилось, что папа просто ревновал маму к соседу, игриво ухаживавшему за ней во время общих застолий. Впрочем, это был единственный случай, когда мои родители были на грани развода, но, к счастью, не развелись. «Державная» 2/15 марта, в день отречения от престола государя-страстотерпца Николая Александровича, в селе Коломенском (ныне это Москва) явила себя чудотворная икона Божией Матери «Державная». В «Сказании о явлении Державныя Божия Матери» говорится: «Зная исключительную силу веры и молитвы царя-мученика Николая и его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем предположить, что это он умолил Царицу Небесную взять на Себя верховную, царскую власть над народом, отвергшим своего царя-помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей “Дом Богородицы” в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа». Об иконе Божией Матери «Державной» написано так много, что, вероятно, не стоит повторять. А потому расскажу о фактах менее известных. В Москве мы с сыном окормлялись у отца Георгия Таранушенко, ныне протоиерея и настоятеля храма Святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине. А в те годы он служил священником в коломенском храме Казанской Божией Матери. Подружились мы и с супругой отца Георгия матушкой Ириной, работавшей научным сотрудником в Историческом музее. Обстановка в музее была сложная, на «попадью», бывало, косились. Но когда матушка Ирина решила уволиться из музея, то духовник их семьи архимандрит Адриан (Кирсанов) не только не одобрил ее решения, но как-то особенно значимо благословил ее продолжать работать там. Благословение было не случайным, именно матушке Ирине дано было отыскать в запасниках музея, казалось бы, утерянную икону Божией Матери «Державную».

http://azbyka.ru/fiction/sila-molitvy-i-...

Что же мы сегодня празднуем в таком случае? А празднуем мы то, что даже совершающаяся трагедия служит к прославлению имени Божия; что это наступающее страшное время оказывается радостным для Церкви. И даже то, что время это начинается весной, как бы предвозвещает расцвет Церкви, потому что слава Церкви есть ее мученики. Государь Император в день своего отречения от престола вступил на мученический путь, на котором уподобился Самому Христу, потому что, имея власть, богатство и славу, он добровольно лишился их, идя за Христом, как и Христос добровольно пришел на землю и взял на Свои рамена позорный крест, прославив его Своим вольным распятием. В этом году праздник «Державной» иконы Божией Матери совпал с Крестопоклонной седмицей, с поклонением Кресту. И мы празднуем то, что все препоны, которые устраивает враг, все козни, все ухищрения его служат к еще большему прославлению святых, к еще большему прославлению Церкви Христовой. Ведь что бы ни предпринимал лукавый, что бы он ни делал, как бы ни тщился вратами адовыми поглотить Церковь Христову, все равно Церковь побеждает. Поэтому хотя дни эти были трагическими для России, мы празднуем явление в это страшное время замечательной чудотворной иконы Матери Божией. Через нее Господь показал нам, что власть над Россией никаким большевикам не принадлежит, что власть эта в руках Божиих и, если отрекается от нее добровольно Государь Император, власть эта переходит в руки Матери Божией. Матерь Божия является Царицей России, Она является вершительницей судеб наших с вами и судеб Церкви Российской. И как бы ни увеличивалось в этом мире зло, мы знаем: чем сильнее зло восстает на нас, тем больше и помощь Божия; чем труднее нам и чем больше скорби на нашем пути, тем больше будет утешение Божие, являемое нам. Святые мученики, пострадавшие за веру Христову, познали это на своем опыте. Служба, которую мы сегодня совершали, составлена именно при участии мученика, исповедника Патриарха Тихона, составлена теми, кто, быть может, потом пошел в тюрьмы, в лагеря и ссылки. И хотя в ней слышится вопль, исторгнутый скорбью из глубины сердца, но слышится в ней и то, что люди эти обретали утешение в своей молитве, что молитва их была услышана Богом, что Матерь Божия изливала на них Свою богатую милость и благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Патриарх Алексий и Митрополит Лавр говорили просто, доступно и о главном, не увлекаясь красноречием и «сплетением словес, пронизывающим сердца». Писали они мало, вернее писали, но не чернилами на бумаге, а иным образом. К ним можно отнести слова апостола Павла к коринфянам: «Вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго» (2 Кор. 3: 3). Писали они частым и благоговейным совершением церковных служб, жертвенностью, любовью к духовенству и пастве, отцовством, спасительной простотой, Христовым милосердием и состраданием - и таким образом ими написано множество, множество книг. Они оба обладали даром рассудительности, огромной эрудицией, способностью быстро вникать в суть дела. В своей церковной работе они прислушивались к разным мнениям, но принимали решения сами. И Святейший Патриарх Алексий, и Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр несли в своих сердцах опыт своих предшественников и духовных руководителей и опирались на него. Интересно, что они оба вели дневники, а в отношении переписки были исключительно внимательны: аккуратно отвечали на письма, а во время дальних путешествий посылали домой открытки знакомым и сотрудникам. Особым объединяющим духовным звеном в жизни Святейшего Патриарха Алексия и Митрополита Лавра была икона Божией Матери «Державная». В 1984 году, еще в годы застоя в Советском Союзе, в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, по благословению тогда еще архиепископа Сиракузского и Троицкого Лавра, был издан акафист «Державной» иконе Божией Матери. Издание было довольно изящным, с киноварью и цветным вкладышем «Державной» иконы. В плане коммерческом издание было убыточным, но владыка Лавр нередко издавал книги, не считаясь с этой стороной дела. Он часто и с верой говорил: «Это для будущей России». И на самом деле, это издание запретного в советские годы акафиста «Державному» образу лишь несколько лет спустя, во время перестройки, рассылалось по всей изголодавшей духовным голодом России. После подписания Акта о каноническом общении Святейший Патриарх благословил делегацию из России и хор Сретенского монастыря посетить епархии Зарубежной Церкви именно с «Державной» иконой. Божия Матерь в Ее «Державном» образе присутствовала на праздновании 40-летия архиерейского служения Митрополита Лавра в Троицком монастыре в Джорданвилле в сентябре 2007 года, а последний день земной жизни Владыки Лавра - 15 марта - был день памяти «Державной» иконы. За шесть недель до своей кончины Святейший Патриарх Алексий освятил храм - подписал антиминс, прочитал заключительную молитву чина освящения и окропил святой водой стены нового храма иконы Божией Матери «Державная» при Елисаветинском монастыре в Минске. Таким образом, храм в честь «Державной» иконы Пресвятой Богородицы стал последним, освященным Патриархом Алексием.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Николая Тульского. По совершении в этом храме молебствия, икона с торжеством перенесена была в собор и на пути явила первое чудо, исцелив одного слепца, который три года ничего не видел. Другой слепец тоже получил зрение по принесении иконы в собор. Так начались чудотворения от Казанской иконы Божией Матери, которые и до сих пор подаются всем, с верой притекающим к Ее чудотворному Образу. На другой день после обретения, в соборном храме совершена была литургия; Архиепископ, повелев снять список с новоявленного образа и описав обретение его и чудеса, от него бывшие, отправил все это в Москву к царю Иоанну Васильевичу IV. Царь на месте обретения приказал соорудить деревянный храм и устроить при нем во имя Казанской иконы Божией Матери женский монастырь для сорока инокинь. Храм был сооружен, монастырь открыт и в нем первою инокиней, а затем и первой настоятельницей была обретшая чудотворную икону Богоматери девица Матрона, а по пострижении в монашество инокиня Мавра. Вот как явилась в Казани чудотворная икона Божией Матери, имени который посвящен ваш храм. Но не в одном вашем селе и не один ваш только храм освящен в честь Казанской иконы Божией Матери; нет св. храмы в честь Ее, чудотворные иконы размножены по всей России; есть они в других многочисленных селах, есть они и во многих городах, есть и в столицах. Всюду русские православные люди усердно прибегают под державный покров Владычицы Богородицы, прося Ее молитв пред Ее пречудным Казанским Образом со слезами. И как нам не прибегать с молитвами к Царице Владычице Богородице. Невелика, кратковременна наша жизнь, но эти краткие дни исполнены постоянных трудов, забот, болезней, печалей, лишений, оскорблений, всяких потерь, опасностей и иных многих бедствий. Да, други мои, немного ясных дней в жизни нашей выпадает на долю нашу. Одна скорбь сменяется другой. После одной заботы или печали наступает другая и сменяется третьей. Кто же ободрит, укрепит и утешит нас в этих скорбях? Одна у нас Мать утешительница – это Матерь Божия и Матерь всего рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Не всё так плохо. К примеру, как приятно видеть, когда Юрий Шишков привозит из Брянской области чудотворную икону Локотскую «Умиление». Она несколько раз была и у нас в редакции. Это чудо, когда у тебя на глазах стекает миро по иконе и другие иконы тоже начинают мироточить. Но многие люди не знают и не хотят знать об этих чудесах. Как сделать, чтобы люди задумались: для чего мы живём? Так называемая пандемия, как мне кажется, ещё больше открыла: кто с Богом, а кто нет. Я заметил, что упала посещаемость храмов не только потому, что в них якобы опасно ходить, а просто оказалось, что для людей их физическое состояние значит намного больше, чем духовное. Один монах в Псковской епархии как-то сказал: «Да, все мы в Бога верим, только Богу не доверяем». И чуть что, мы не в храм бежим, а к разным докторам. – Четверть века уже выходит газета «Русь Державная». Единственная – православная народная. Что удалось сделать посредством газеты за этот срок, когда страна едва выживает экономически, образование и медицина бьются в тисках реформ? – Иначе как Промыслом Божиим это назвать нельзя. Откуда у меня, журналиста-международника, который работал в газете «Правда» возникла идея создать православную народную газету? Само название пришло в молитве. Я не Бог весть какой молитвенник, но, когда я укладывал спать своего младенца сына, молился и думал над названием газеты. И вдруг услышал, как дочь на кухне читала урок, заданный в школе, строки Ивана Никитина: «Это ты, моя Русь державная, моя родина православная»! Слова «Русь державная» прямо в сердце ударили! Поехал я к своему духовнику архимандриту Кириллу (Павлову) в Троице-Сергиеву лавру, и он благословил это название. Свёрстан и напечатан первый номер был в недрах редакции газеты «Правда». Отец Геннадий Сандаков освятил типографию и на станке вышел первый номер газеты. Помню, как красная река прямо полилась со станка. К сожалению, отец Геннадий был потом убит при невыясненных обстоятельствах. В первые годы мы получали изумлённые письма читателей. Люди видели узнаваемые храмы Кремля и двуглавые орлы на башнях. Молитва Державной Божией Матери была отпечатана уже, наверное, миллион раз.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/31/...

В 90-ые годы к отцу Николаю и ко мне пришло понимание державного строительства после прочтения одноименной статьи владыки Иоанна (Снычёва) в «Советской России». Я надеюсь, что отец Николай всегда будет занимать достойное место в Русской Православной Церкви, в нашем русском патриотическом движении, русской культуре и литературе. Приведу последний пример нашего соработничества: в очередной раз к нам привезли Локотскую икону Божией Матери «Умиление». И у меня вместе с хранителем иконы Юрием Шишковым возникла идея проехать с образом вокруг Москвы и помолиться. Стоило мне только рассказать о нашей идее отцу Николаю, как он мгновенно согласился и быстро к нам приехал. Вместе с настоятелем храма в Голяново отцом Алексеем мы провезли чудотворную икону и несколько икон, привезенных мною со Святой Горы Афон, вокруг Москвы. А буквально через три дня после этого Святейший Патриарх Кирилл объехал Москву с иконой Божией Матери «Умиление», которая принадлежала самому преподобному Серафиму Саровскому. Желаю отцу Николаю твёрдости и стойкости в наше непростое время. Пожелаем все вместе юбиляру державного духа, духовной крепости,многая и благая лета! Публицист, иконописец, обозреватель православного радио «Радонеж» Виктор Александрович Саулкин: Помню, как отец Николай начинал возводить храм Державной иконы Божией Матери в Кратово в районе Жуковского – города русских лётчиков. Он возводил храм по благословению старца Николая Гурьянова. На моих глазах возрастал величественный белокаменный храм – это было настоящим чудом! А отец Николай говорил, улыбаясь: «Как я до сих пор не сижу в долговой тюрьме? Не понимаю!». Храм строился чудом, по молитвам старца Николая, но и, конечно же, молитвами отца Николая Булгакова и его трудами, милостью Царицы Небесной, молитвами Царственных мучеников, которых отец Николай горячо почитает. Недавно владыка Ювеналий совершал великое освящение храма – это было, действительно, великое торжество. Думаю, что все, кто знает отца Николая, отмечают его добрую улыбку, которая соединяется с очень добрым и внимательным отношением к духовной жизни своих прихожан. Радостный и никогда не унывающий характер отца Николая мне очень напоминает дух Оптиной пустыни.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/06/ud...

На часах – тропарь и кондак прмц. Евдокии. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь прмц. Евдокии; кондак дня, ин кондак дня, кондак прмц. Евдокии. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь храма, тропарь прмц. Евдокии; кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, кондак прмц. Евдокии. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня. Апостол и Евангелие – дня. Б. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы (иконы Божией Матери «Державная»), глас 4й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 13я и 14я. По 1м стихословии малой ектении нет . Седален Триоди, глас 5й: «Четыредесятницу, и предочистительницу…». «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «В Тебе надежды…». По 2м стихословии малая ектения, возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…». Седален Богородицы (иконы; по выбору, см. по 1м стихословии). «Слава, и ныне» – седален Богородицы (иконы; по выбору, см. по 2м стихословии). Полиелей. Величание Богородицы (иконы) и избранный псалом. Седален Богородицы (иконы) по полиелее, глас 4й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен Богородицы (иконы), глас 4й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде» (со стихом). Евангелие Богородицы. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы (иконы), глас 6й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь». Каноны: 1я, 3я, 5я, 6я и 7я песни: Богородицы (иконы) со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды) . 4я, 8я и 9я песни: Богородицы (иконы) со ирмосом на 6 и трипеснцы Триоди на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 1й, 3й, 5й, 6й и 7й песни: «Отверзу уста моя…»; по 4й, 8й и 9й – ирмосы второго трипеснца Триоди. По 3й песни седален Богородицы (иконы). «Слава, и ныне» – ин седален Богородицы (если есть), или тот же седален.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь прмц. Евдокии; кондак дня, ин кондак дня, кондак прмц. Евдокии. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь храма, тропарь прмц. Евдокии; кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, кондак прмц. Евдокии. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня. Апостол и Евангелие – дня. Б. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы (иконы Божией Матери «Державная»), глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 13-я и 14-я. По 1-м стихословии малой ектении нет . Седален Триоди, глас 5-й: «Четыредесятницу, и предочистительницу...». «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «В Тебе надежды...». По 2-м стихословии малая ектения, возглас: «Яко Благ и Человеколюбец...». Седален Богородицы (иконы; по выбору, см. по 1-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален Богородицы (иконы; по выбору, см. по 2-м стихословии). Полиелей. Величание Богородицы (иконы) и избранный псалом. Седален Богородицы (иконы) по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы (иконы), глас 4-й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде» (со стихом). Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы...». Стихира Богородицы (иконы), глас 6-й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами...». Певцы: «Аминь». Каноны: 1-я, 3-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Богородицы (иконы) со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды) . 4-я, 8-я и 9-я песни: Богородицы (иконы) со ирмосом на 6 и трипеснцы Триоди на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 1-й, 3-й, 5-й, 6-й и 7-й песни: «Отверзу уста моя...»; по 4-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца Триоди. По 3-й песни седален Богородицы (иконы). «Слава, и ныне» – ин седален Богородицы (если есть), или тот же седален.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-14/

Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил храм Державной иконы Божией Матери в Чертанове. В настоящее время завершается строительство этого каменного храма. Приветствуя настоятеля игумена Митрофана (Гудкова) и верующих, Святейший Патриарх сказал: «Я очень рад посетить храм Державной иконы Божией Матери в Чертанове — замечательный храм, который еще строится, но очень надеюсь, что в ближайшее время будет завершен. Если Господь сподобит, то с радостью совершу великое освящение сего храма. Радуюсь всех вас видеть. Мы действительно становимся радостнее, чище и светлее, когда благодать Божия к нам прикасается, и спасаемся мы не столько своими силами, сколько силой Божией. Особенно эту силу мы чувствуем в дни Святой Пасхи. Хотел бы всех вас сердечно поздравить с наступающим днем Святой Пасхи, пожелать вам мира душевного, крепости сил. Особенно рад видеть детей и молодых людей. Очень важно, чтобы новое поколение россиян, москвичей становилось более воцерковленным, чем были предыдущие поколения, оторванные, можно сказать, силой от веры Христовой. Сегодня мы живем в свободной стране, мы имеем возможность устроять свою церковную жизнь так, как велит нам Господь, как повелевают святые каноны. Потому есть все основания считать, что следующее поколение будет еще более воцерковленным, чем предыдущее. Но для этого нам нужно работать, потому что враг не дремлет, и на молодых людей обрушивается поток греховной, зловредной информации. Для того чтобы души не погибли, нужно, чтобы родители — папы, мамы, бабушки, дедушки — обращали особое внимание на состояние души своих детей и внуков. Очень важно воспитывать их с детства в православной вере. Хотел бы пожелать всем вам, мои дорогие, помощи Божией в вашей жизни, благословения на все ваши труды. Пусть Господь хранит вас от всякого зла и помогает укрепляться в вере православной». Далее Предстоятель Русской Церкви побывал на территории строящегося храмового комплекса Живоначальной Троицы в Чертанове. В действующем деревянном храме Святейший Патриарх Кирилл напутствовал настоятеля протоиерея Константина Сопельникова и прихожан:

http://patriarchia.ru/db/text/4864448.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010