В Кирове прошел крестный ход с мощами священноисповедника Виктора (Островидова), Киров, 1 июля 2005 г . Крестный ход с мощами священноисповедника Виктора (Островидова), епископа Глазовского и Воткинского, прошел 30 июня в Кирове. В молитвенном шествии участвовали большая часть клириков Вятской епархии и около тысячи верующих города, сообщает Патриархия.Ru. Крестный ход перенес раку с мощами из Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря Макарьевской слободы в восстанавливаемый Преображенский женский монастырь на противоположном берегу реки Вятки. В течение трех часов молитвенное шествие прошло по центральным улицам города; по пути следования было перекрыто движение автотранспорта. Молитвенное шествие ознаменовало важный этап восстановления Преображенского монастыря — насельницы переходят туда на постоянное место жительство. Они считают, что воссоздание обители совершалось во многом благодаря молитвам священноисповедника Виктора. По словам настоятельницы игуменьи Софии (Розановой), переезд был бы немыслим без небесного покровителя, который является для сестёр «духовной опорой». Священноисповедник Виктор (Островидов) родился в 1875 году в семье сельского псаломщика в Саратовской губернии. В 1903 г . был пострижен в мантию и рукоположен во иеромонаха; в 1919 г . хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. В годы гонений играл важную роль в управлении епархией. В начале 1927 г . назначен правящим архиереем новообразованной Воткинской епархии с кафедрой в г. Глазов. Получив декларацию митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности к советской власти, епископ Виктор не пожелал ее принять и отослал обратно в Москву. Священный Синод предостерег епископа Виктора от сеяния смуты, а в июле 1927 года упразднил Воткинскую епархию. «Дорогой Владыко. Ведь не так давно Вы были доблестным нашим кормчим, и для всех нас вожделенным нам первопастырем, и одно воспоминание святейшего имени Вашего вливало в сердца наши бодрость и радость, —  писал епископ Виктор митрополиту Сергию в 1927 году. — И вдруг — такая печальная для нас перемена: умы наши колеблются, сердца потеряли опору и чувствуется, что мы снова остались без руководителя и защитника от нападающих на нас, — и это с тех пор, как окружили Вас советчики Ваши» («Новые мученики российские», сост. М. Польский).

http://pravoslavie.ru/13967.html

Архив Пн Жития святых Русской Зарубежной Церкви, включенных в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской 12 марта 2020 г. 13:18 11 марта 2020 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о включении в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имен нескольких святых, почитаемых в Русской Зарубежной Церкви  ( журнал 17 ). Епископ Серпуховской Максим (Жижиленко; †1931). Окончил медицинский факультет Московского университета и работал врачом-психиатром в Сокольниках, фронтовым врачом на Австрийском фронте, терапевтом-практиком. В 1922-28 гг. был главным врачом больницы Таганской тюрьмы. По благословению Святейшего Патриарха Тихона тайно принял монашество. В 1927 г. не принял Декларацию митрополита Сергия . Был рукоположен в сан пресвитера в Петербурге в соборе Воскресения Христова (Спас на Крови) еп. Димитрием (Любимовым), затем во епископы. С 1929 г. стал жить в Серпухове и возглавил движение иосифлян в Московской области. В Серпухове к нему перешли все 18 приходов; то же самое произошло в Коломне. Большинство приходов в Звенигороде, Волоколамске, Переславле Залесском и других городах также перешли к иосифлянам. 24 мая 1929 г. епископ Максим был арестован и приговорен к пяти годам концлагерей за свою церковную позицию и деятельность. Был отправлен на Соловки, где был назначен врачом во время эпидемии сыпного тифа. Вместе с епископами Виктором (Островидовым), Нектарием (Трезвинским) и Иларионом (Бельским) и другими заключенными епископ Максим совершал тайные богослужения в лесу. В 1931 г. епископ Максим (Жижиленко) был вызван в Москву по новому делу и заключен в Бутырскую тюрьму. Расстрелян 4 июня, похоронен на Ваганьковском кладбище г. Москвы.  Епископ Нарвский Сергий (Дружинин; †1937). За долгие годы пастырского служения владыка был насельником Валаамского монастыря , Александро-Невской лавры и Троице-Сергиевой пустыни, в которой в 1915-19 гг. служил настоятелем в сане архимандрита. 10 (23) ноября 1924 г. отец Сергий был хиротонисан Патриархом Тихоном во епископа Нарвского, викария Петроградской (Ленинградской) епархии. В декабре 1927 г. епископ отделился от заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, в конце 1929-30 гг. фактически возглавлял «иосифлянское» движение в стране. После ареста и пятилетнего заключения в Ярославской тюрьме он был сослан в Марийскую АССР, где в 1937 г. принял мученическую кончину по приговору НКВД.

http://patriarchia.ru/db/text/5606409.ht...

Пимен, Патриарх Московский и всея Руси (Извеков Сергей Михайлович) Дата рождения: 10 июля 1910 г. Дата смерти: 3 мая 1990 г. Дата хиротонии: 17 ноября 1957 г. Дата пострига: 4 октября 1927 г. День ангела: 27 августа Страна: Россия Биография: Будущий Патриарх Пимен (в миру Сергей Михайлович Извеков) родился 10 июля 1910 г. в городе Богородске Московской губернии (по другим данным, в селе Кобылино Бабичевской волости Малоярославецкого уезда Калужской губернии) в семье служащего. В отроческие годы в праздничные и свободные от учебы дни любил бывать в храме, где часто читал и пел на клиросе, а также иподиаконствовал у епископов Богородских Никанора и Платона. В 1923 г. Сергея, обладавшего прекрасным голосом, пригласили в архиерейский хор собора. В 1925 г. после окончания школы переехал в Москву и в конце того же года в Сретенском монастыре принял постриг в рясофор с именем Платон. В этот период жизни инок Платон управлял церковными хорами в московских храмах. 4 октября 1927 г. в пустыни Параклит (Святого Духа) близ Троице-Сергиевой лавры 17-летний инок Платон был пострижен в монашество с именем Пимен в честь преподобного Пимена Великого. 16 июля 1931 г. архиепископом Звенигородским Филиппом (Гумилевским) монах Пимен был рукоположен во иеродиакона, в январе 1932 г. — во иеромонаха. В течение нескольких лет проходил пастырское служение в Москве. В 1932 г. был призван на два года для несения срочной службы в РККА в одной из частей в Белоруссии. По некоторым сведениям, иеромонах Пимен не принял «Декларацию» митрополита Сергия (Страгородского) и до 1945 г. не состоял в общении со структурами в юрисдикции митрополита Сергия. Точных сведений о жизни иеромонаха Пимена в 1932-45 гг. нет, существуют различные версии его биографии. Согласно одной из них, дезертировал, жил по подложным документам в Москве, был осужден по обвинению в дезертирстве и до осени 1941 г. отбывал наказание на строительстве канала Москва-Волга и в ссылке в Узбекской ССР. В 1944 г. был осужден на 10 лет, отбывал ссылку в Воркуте; в 1945 г. амнистирован в связи с победой над Германией. Согласно другой версии, в 1934 г. был арестован за нарушение закона об отделении Церкви от государства и осужден на три года лишения свободы; отбывал срок на строительстве канала Москва-Волга в городе Химки Московской области. После окончания срока в 1937 г. был выслан в город Андижан Узбекской ССР, где до начала Великой Отечественной войны заведовал домом санитарного просвещения. В июне 1941 г. был призван в действующую армию.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198641...

Протоиерей Виктор Потапов: «Обрести единство Церкви нам помог Господь» К 15-летию IV Всезарубежного Собора В жизни Русской Зарубежной Церкви в 2021-м году случилось немало знаменательных дат. Одна из них – 15-летие IV Всезарубежного Собора, который стал ключевым моментом в процессе восстановления единства Русской Церкви, утраченного в 1920-е годы. О том, как проходило обсуждение вопроса о предстоящем объединении, как неожиданно возникли резкие противоречия внутри самой РПЦЗ и каким образом удалось их устранить, рассказал участник тех событий, настоятель собора Святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне протоиерей Виктор Потапов. IV Всезарубежный Собор Перед Всезарубежным Собором я думал, что вся работа уже сделана Безусловно, восстановление единства Русской Церкви, прерванное после того, как митрополит Сергий (Страгородский) в 1927-м году подписал декларацию о лояльности Советской власти, стало важнейшей вехой в нашей истории. Епископы, священники и миряне, жившие на Западе, не могли принять эту декларацию и были вынуждены прекратить всякие отношения с Московским Патриархатом. Эта, так сказать, «временная мера» продолжалась фактически до начала 2000-х годов, когда между обеими Церквами начались первые движения в поисках пути сближения. В 2005-м году в РПЦЗ была создана комиссия по проведению Собора, в состав которой вошли протоиереи Петр Перекрестов из Сан-Франциско, Серафим Ган из Нью-Йорка, чтец Владимир Красовский и я. Мы составили все предварительные документы, и по решению архиереев нашей Церкви Собор был назначен через год в Сан-Франциско – городе, освященном трудами Патриарха-исповедника Тихона, служившего в начале ХХ века епископом Аляскинским и Алеутским. Кроме того, там находятся мощи нашего святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Работа в Предсоборной комиссии вселила в меня оптимизм: мне казалось, что вся предварительная работа уже завершена, Московская Патриархия готова к диалогу и объединению, и это самое главное. В общем, на сам Собор в Сан-Франциско я поехал в позитивном расположении духа.

http://pravoslavie.ru/143525.html

Архиерейский собор Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) одобрил резолюцию о воссоединении с Московским патриархатом. Это приблизило окончание продолжающегося 80 лет раскола Русской православной церкви. Однако, как сказал в интервью Би-би-си директор коммуникаций Архиерейского синода РПЦЗ Николай Охотин, решение Архиерейского собора пока что является скорее «декларацией о намерениях». Воссоединение же возможно лишь после принятия и вступления в силу Акта о каноническом общении с Московским патриархатом. Церковь, основанная эмигрантами из России, прекратила отношение с российскими православными после того, как митрополит Сергий в 1927 году подписал декларацию о лояльности советской власти. В течение долгих лет это оставалось главным препятствием для восстановления отношений. Как утверждают в РПЦЗ, Акт о каноническом общении с Московским патриархатом может быть подписан в ходе нынешнего Архиерейского собора. Однако Собор также может оставить решение на усмотрение Архиерейского синода, или отложить подписание, решив, что до сих пор остаются неразрешенные вопросы. «Идейное согласие» В Московском патриархате, тем временем, выражают удовлетворение резолюцией Архиерейского собора РПЦЗ. Как сказал Би-би-си секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов, резолюция «открывает путь к восстановлению канонического общения». Он рассказал, что работа комиссии по диалогу Московского патриархата и РПЦЗ продолжалась в течение двух лет и привела к значительным результатам. «Идейные вопросы, такие, как взаимоотношения церкви и государства, удалось совместно разрешить, - сказал протоиерей Николай Балашов. - Но есть и церковно-практические вопросы, которые еще нуждаются в окончательном согласовании». В частности, по его словам, такой церковно-практической проблемой является существование приходов РПЗЦ на территории России и Украины. Такие приходы начали создаваться в начале 1990-х годов. Однако на состоявшемся на прошлой неделе IV Всезарубежном соборе подобную практику осудили.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Владимир Путин встретился с иерархами Русской Зарубежной Церкви Нью-Йорк, 25 сентября 2003 г. Фото пресс-службы Президента России Владимир Путин придает большое значение диалогу с Русской Православной Церкви Заграницей. Об этом президент заявил на открытии встречи с иерархами РПЦЗ в генеральном консульстве РФ в Нью-Йорке, сообщает РИА " Новости " . Встреча прошла в первый день официального визита российского президента в США. Владимир Путин отметил важность этой встречи, назвав ее " шагом навстречу друг другу " . По словам президента, его встреча с представителями РПЦЗ - еще один знак того, " что Россия открывается миру, интегрируется в него " , передает " Интерфакс " . В ответном слове первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подчеркнул, что для РПЦЗ " нет большего блага, чем служить Родине, работать на благо Русской Церкви, русского народа, русской культуры " . Он передал в дар Владимиру Путину икону преподобномученицы Елизаветы, пожелав, " чтобы она хранила президента " . В свою очередь, Владимир Путин вручил Митрополиту Лавру икону Святой Троицы и альбом " Московский Кремль на рубеже веков " . " Кремль - это не только средоточие власти, но и центр духовной жизни " ,- подчеркнул президент. По окончании встречи, продолжавшейся далее за закрытыми дверями свыше двух часов, Митрополит Лавр подчеркнул, что " более чем доволен ее результатами " . РПЦЗ была основана духовенством, оказавшимся за пределами России после гражданской войны 1918-21 гг. На протяжении десятилетий РПЦЗ отказывалась от контактов с московскими православными иерархами после выхода известной " Декларации " местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия в 1927 году. Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Лавр был избран в 2001 году Архиерейским Собором. Кроме него, во встрече с Владимиром Путиным в Нью-Йорке приняли участие архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл, епископ Манхэттенский Гавриил.

http://pravoslavie.ru/7673.html

Митрополит Антоний (Храповицкий) и Россия вне России Что определило русскую историю новейшего времени? Русско-японская война 1904-1905 годов? Революция 1905 года? Начало Первой мировой войны в 1914? Октябрьский переворот в 1917? 6 февраля, 2014 Что определило русскую историю новейшего времени? Русско-японская война 1904-1905 годов? Революция 1905 года? Начало Первой мировой войны в 1914? Октябрьский переворот в 1917? Часто говорят, что начало и конец века – понятия не календарные, а событийные. Так, XX век лишь формально начался в 1901 году. Что определило русскую историю новейшего времени? Русско-японская война 1904-1905 годов? Революция 1905 года? Начало Первой мировой войны в 1914? Октябрьский переворот в 1917? Распад Империи и возникновение СССР в 1922? XX век Русской Церкви Для Русской Церкви XX столетие может отсчитываться с 4 декабря 1917 года (вступление на Патриарший престол первого после Синодального периода Патриарха Московского и всея Руси – Святейшего Тихона), или с мая 1919 года (создание в Ставрополе Высшего Церковного управления – структуры, ставшей фундаментом Русской Православной Церкви заграницей), или даже с 1927 года (разрыв общения между Русской Православной Церкви за границей и Московской Патриархией из-за неприятия Декларации митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти). Закончился XX век 17 мая 2007 года подписанием исторического Акта о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром. Страница разделения перевернута. Понимание этого периода еще не пришло или, по крайней мере, только начато. Границы Церкви, богословие в диаспоре и богословие диаспоры, русская история глазами соотечественника на родине и в изгнании – все эти темы нуждаются в проговаривании, осмыслении и усвоении. 4 февраля в Доме Русского зарубежья им. А. С. Солженицына в Москве состоялось открытие выставки «К истории создания Русской Православной Церкви заграницей», которая проводится при участии Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле, и прошла презентация книги «Митрополит Антоний (Храповицкий) – архипастырь русского рассеяния». Россия вне России

http://pravmir.ru/mitropolit-antonij-xra...

митрополит Иосиф (Петровых) (15.12.1872–20.11.1937) Ветхий Завет Дневники История Русской Православной Церкви Письма Слова митрополит Иосиф (Петровых) Епископ Русской Православной Церкви. Богослов, духовный писатель. Не приняв декларации 1927 года о полной лояльности власти и своего перевода на Одесскую кафедру, становится лидером «иосифлянства» . Расстрелян в 1937 году.Прославлен в лике священномучеников РПЦЗ в 1981 году. Биография Память в Неделю Новомучеников (РПЦЗ). В миру Петровых Иван Семёнович, родился 15 декабря 1872 года в городе Устюжне, Новгородской губернии. Родился в семье мещан. С юности был почитателем праведного Иоанна Кронштадтского. Окончил Устюженское духовное училище и Новгородскую духовную семинарию. В 1895 году за казенный счет направлен в Московскую духовную академию, где вскоре проявил себя усидчивым и способным к серьёзному труду и учёным занятиям. Он успешно и с одобрением выполнил задание Академии Наук, записав по выработанной программе северный народный выговор. В 1899 году окончил Московскую духовную академию первым кандидатом-магистрантом и оставлен профессорским стипендиатом при академии. 9 сентября 1900 года утверждён исполняющим должность доцента академии по кафедре Библейской истории. 26 августа 1901 года епископом Волоколамским Арсением, ректором академии, был пострижен в монашество в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. Затем, 30 сентября рукоположен во иеродиакона, а 14 октября того же года - во иеромонаха. В июне 1903 года удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему " История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия (Опыт критического разбора и обработки) " и утверждён в звании доцента. 9 декабря 1903 года назначен экстраординарным профессором и инспектором Московской академии. 18 января 1904 года возведён в сан архимандрита. В 1905-1910 годах издал свой духовный дневник под заглавием " В объятиях Отчих. Дневник инока " , который он вел подражая праведному Иоанну Кронштадтскому. В 1905 году прекратил поминовение императорской фамилии за богослужением и на некоторое время был запрещен в служении. Затем, из-за конфликта со студентами по прошению был уволен из академии и назначен, в июне 1906 года, настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского первоклассного монастыря Холмской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Несмотря на многочисленные истязания и пытки, протоиерей Иоанн Русанович не отрекся от веры и не сделал наговор на себя и ближних, поэтому его фактически убили на допросах за пять дней до окончания следствия. Случилось это в 6 утра 8 января (н.ст.) 1939 года, на второй день после Рождества Христова. Протоиерей Иоанн Русанович. Бровары, 1918 г. Род Русановичей имеет более чем 500-летнюю историю, среди его представителей – крупные землевладельцы, казачьи старшины, политические и религиозные деятели. Вторая половина XIX века и первая половина ХХ-го отмечены в истории села Гоголева (ныне Броварской р-н Киевской области) тем, что священниками в здешних храмах служили исключительно представители рода Русановичей. Протоиерей Иоанн Русанович родился в 1875 году в с. Гоголеве в семье православного священника Симеона Русановича, настоятеля гоголевской церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Второй сын отца Симеона Александр также был священником, служил в Свято-Троицкой церкви г. Бровары, а затем сменил отца в гоголевской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, умер во время голода 1933 года. Сын отца Александра, Дмитрий, выпускник Киевской духовной семинарии, был расстрелян НКВД 26 мая 1938 года. Его дочь Татьяна Дмитриевна и передала нам материалы о брате своего деда – мученике протоиерее Иоанне. Отец Иоанн организовал у себя катакомбный домовой храм, где тайно совершал богослужения До 1906 года И.С. Русанович служил почтово-телеграфным служащим (с 1902 г. в Киеве). В 1906 году принял рукоположение во священника и служил в Петропавловской церкви города Бровары. В это время его брат отец Александр Русанович служил священником в Свято-Троицкой церкви того же города. После революционных лихолетий 1920-х годов и начала гонений на Православную Церковь отец Иоанн Русанович переехал в с. Плоское, где служил настоятелем местного приходского храма. Коммунистический режим и декларацию о лояльности советской власти 1927 года отец Иоанн не принял, считал себя «тихоновцем». В связи с гонениями на Церковь храм в с. Плоское был закрыт большевиками, и отец Иоанн нелегально перебрался в родное село Гоголев, в отцовский дом, где жил его брат священник Александр. Пережив искусственно учиненный большевиками голодомор и потеряв в эти страшные годы родного брата – священника Александра, умершего голодной смертью, отец Иоанн организовал в отчем доме катакомбный домовой храм, где нелегально совершал богослужения, крестил детей, проводил собрания верующих.

http://pravoslavie.ru/109981.html

Патриарх Тихон      Он не был богословом и не обладал харизмой общественного деятеля, подобно другому претенденту на патриаршее место митрополиту Антонию (Храповицкому) . Он не был талантливым администратором и ловким политиком, как его преемник по управлению Русской Церковью митрополит Сергий (Страгородский) . Не был он и бескомпромиссным, бесстрашным исповедником своих убеждений, каким явился назначенный им первый местоблюститель Патриаршего престола, кремень мужества святитель Кирилл Казанский . Он не был, наконец, даже отрешенным подвижником-аскетом, каким хотели бы его видеть некоторые люди (например, глава «даниловской оппозиции» Патриарху епископ Феодор (Поздеевский) ). Но верующий народ любил и почитал его как никакого другого иерарха, как ни одного из последующих патриархов Русской Православной Церкви. 1923 год. Народ встречает освобожденного Патриарха Тихона      Так в чем же тайна неотразимого обаяния его личности и ее влияния на потомков? Патриарх Тихон, безусловно, фигура «узловая» для всей новейшей истории Русской Церкви. К ней сходятся и от нее расходятся самые разные пути, выбранные иерархами и простыми верующими. Митрополит Сергий (Страгородский) в своей – для одних печально известной, а другими одобряемой – Декларации 1927 года будет позиционировать себя как продолжателя церковно-политического курса патриарха Тихона. На него же будут ссылаться и оппозиционные Сергию иерархи, обвиняя последнего в отступничестве от «тихоновской» линии поведения. В эмиграции те, кто поддерживал Церковь в Советском Союзе, называли ее «Патриаршей». Новомученики и исповедники Российские были счастливы, что причастны к святителю Тихону (так, архимандрит Серафим (Тяпочкин) с гордостью цитировал свое… следственное дело, где он был охарактеризован как «поп-тихоновец»). Святитель Тихон стал не церковным политиком, а отцом для своей паствы. Именно такого предстоятеля ждала Русская Церковь Первый патриарх после более чем 200-летнего перерыва, святитель Тихон стал не церковным политиком, а отцом для своей паствы. Именно такого предстоятеля ждала Русская Церковь в эпоху крушения всего прежнего церковно-государственного строя.

http://pravoslavie.ru/86600.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010