Православные готовы преодолеть раскол Русская православная церковь и Русская православная церковь за рубежом (РПЦЗ) близятся к преодолению 80-летнего раскола. Делегаты IV Всезарубежного Собора Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) подавляющим большинством приняли решение о восстановлении связей с Московским Патриархатом. Церковь, основанная эмигрантами из России, прекратила отношение с российскими православными после того, как патриарх Сергий в 1927 году публично поддержал советскую власть. В течение долгих лет это оставалось главным препятствием для восстановления отношений. Постановление Всезарубежного собора, прошедшего в Сан-Франциско, является рекомендательным - окончательное решение остается за Архиерейским Собором, который пройдет на следующей неделе. Однако наблюдатели ожидают, что он последует мнению делегатов Всезарубежного собора. Формальное препятствие к восстановлению отношений было устранено после того, как Московский патриархат дезавуировал декларацию Сергия и другие постановления той поры. При этом РПЦ подчеркнула, что поведение патриарха было продиктовано желанием спасти церковь от преследований. Представители двух церквей были в контакте после смены власти в России в 1991 году. Сближению помогли и визиты архиепископов РПЦЗ в Россию. Последним в Москве побывал в 2004 году нынешний лидер РПЦЗ митрополит Лавр. " Я думаю, это очень большое дело " , - цитирует митрополита агентство РИА Новости. - Я лично доволен, что дело сдвинулось с места. И надеемся, что будет двигаться и дальше и что евхаристическое общение будет постепенно восстановлено " . Представители Московского патриархата приветствовали решение единоверцев за рубежом. По словам секретаря комиссии Московского патриархата по диалогу с РПЦЗ протоиерея Николая Балашова оно открывает путь " к скорому исцелению длительного, продолжавшегося более восьми десятилетий разделения между Русской церковью в Отечестве и ее зарубежной частью " " Церковное единство нужно для нашего национального возрождения, для укоренения на Родине тех духовных ценностей, носителями которых осознавали себя вынужденные эмигранты времен гражданской войны " , - цитирует Балашова агентство Интерфакс.

http://pravoslavie.ru/4964.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 6 (19) ноября Преподобномученик Гавриил (Владимиров) Преподобномученик Гавриил (в миру – Григорий Петрович Владимиров) родился 14 января 1873 года в деревне Котляровка Опочецкого уезда Псковской губернии в крестьянской семье. Окончив сельскую школу, отправился на Афон, где подвизался в монастыре до 1914 года и был пострижен в монашество с именем Гавриил. Рукоположенный во иеромонаха, служил полковым священником 438-го Охтинского полка, квартировавшего в конце первой мировой войны в Новгороде. В 1918 году полк был расформирован и иеромонах Гавриил поступил на службу в Новгородский военкомат. В 1920 году арестован по обвинению в незаконной выдаче пропуска для проезда в Петроград, но судом оправдан. С 1920 года работал лектором в губернском отделе народного хозяйства, читал лекции по сельскому хозяйству. В 1923 году духовных лиц стали с таких работ увольнять. Предложение снять с себя сан иеромонах Гавриил категорически отверг. Был причислен к Сковородскому во имя архангела Михаила мужскому монастырю Новгородской епархии, находившемуся в 4 верстах от Новгорода, служил на разных приходах. В 1924 году арестован за нелегальный вход на пограничную полосу и выслан на жительство в Новгород. После опубликования «Декларации» 1927 года митрополита Сергия Страгородского, (впоследствии Патриарха Московский и всея Руси) присоединился к противникам его церковной политики, которых возглавляли митрополит Иосиф (Петровых) и Гдовский епископ Димитрий (Любимов). С 1928 года тайно служил на кладбищах, в домах и квартирах верующих. В 1929 году в Псковской области обходил деревни, предлагая подписать заявление властям на открытие молитвенного дома, одновременно служил молебны и совершал требы. 6 декабря 1929 года арестован в Новгороде по делу «Ленинградского филиала Истинно-православной Церкви», обвинен в «срывах всех культурных начинаний, развале колхозов, массовом выходе из кооперации, запрещении родителями детям посещать школу». 8 декабря  перевезен в тюрьму в Ленинграде.

http://fond.ru/kalendar/1164/gavriil/

Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Священного Синода июля 2017 В историческом здании Святейшего Правительствующего Синода на Сенатский площади 29 июля под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось заседание Священного Синода. Открывая его, Предстоятель напомнил, что 90 лет назад, 29 июля 1927 года, митрополит Сергий (Страгородский) подписал декларацию, направленную на легализацию Церкви в советском государстве. Она была лишена всех прав, духовенство было полностью поражено в правах. " Отсутствие легального существования Церкви в России могло привести вообще к полному уничтожению, исчезновению христианства в стране " , - сказал Святейший Патриарх. В годы репрессий Церковь была почти полностью обескровленна, народ, духовенство, епископат прошли через эпоху страшных гонений . " Но, может быть, по молитвам тех новомучеников, исповедников, которые остались верны Христу, не дрогнули в исповедании веры, не отказались от Бога и Церкви, сегодня что-то доброе и происходит в жизни Церкви и народа. Поэтому мы вспоминаем сегодняшнюю дату с благодарностью к нашим отцам, дедам, ко всем тем, кто отстоял православие в России " , - отметил Его Святейшество. Члены Синода заслушали сообщение Предстоятеля о принесении мощей святителя Николая Чудотворца в Россию и отметили, что это событие стало возможным благодаря договоренности, достигнутой в ходе встречи Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска в Гаване 12 февраля 2016 года. Святейший Патриарх проинформировал членов Синода о помещении им в мае, июне и июле епархий России, а также о посещении Киргизской Республики, сообщил о работе Высшего церковного совета в первом полугодии 2017 года, о работе Межсоборного Присутствия и завершении VII премиального сезона Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Утверждены документы о порядке признания Русской Православной Церковью эквивалентности светских дипломов кандидата или доктора теологии дипломам кандидата богословия или доктора богословия соответственно, а также нормативные документы, касающиеся подготовки регентов церковных хоров.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Священномученик Анатолий, митрополит Одесский Аудио      Священномученик Анатолий родился в конце XIX века. Он был сыном служащего из города Ковеля на Волыни. Отучившись в семинарии, он поступил в Киевскую духовную академию. Будучи еще студентом, он принял постриг и был рукоположен в священный сан. Через пять лет он закончил учебу с отличием и получил степень магистра богословия. Святой Анатолий обладал необычайной эрудицией и специализировался на истории сирийского монашества до арабского завоевания. В 1911 году он был возведен в сан архимандрита и назначен инспектором Московской духовной академии. Затем его рукоположили в епископа Чистопольского, викария Казанской епархии, и поставили ректором Казанской духовной академии. После революции 1917 года святитель Анатолий с большим трудом сумел отсрочить закрытие этого заведения, превратив его в частный институт. За это в 1921 году он был арестован и осужден на год принудительных работ. После освобождения священномученик Анатолий взошел на Самарскую кафедру, но в 1923 году его вновь арестовали по клеветническому доносу. По освобождении святой был возведен в сан архиепископа, в третий раз арестован за «антисоветскую деятельность» и сослан в Красноводск в Туркмении. В заключении святой Анатолий продолжал научную деятельность и вел переписку с коллегами и прихожанами. После серьезной болезни и операции его перевели в Москву без права выезда (1927). Святой Анатолий подписал декларацию митрополита Сергия, заместителя Патриаршего местоблюстителя, о лояльности Церкви по отношению к советской власти и был назначен Одесским епископом и членом Священного Синода (1928). Эта должность и тот большой духовный авторитет, которым пользовался святой Анатолий, позволили ему много сделать для разрешения противоречий и преодоления расколов, сотрясавших Церковь в то время испытаний. Святитель Анатолий занимал некоторое время и Харьковскую кафедру. В 1936 году он был снова арестован и заключен в киевскую тюрьму, где с ним очень жестоко обращались. В этих условиях у него обострились болезни, и он лишился возможности ходить. Несмотря на это, в конце года его перевели в Москву и 27 января 1937 года приговорили к пяти годам принудительных работ за контрреволюционную деятельность.

http://pravoslavie.ru/58953.html

" Сегодня ни одна Церковь не может уйти в изоляцию " . Интервью со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ: " СЕГОДНЯ НИ ОДНА ЦЕРКОВЬ НЕ МОЖЕТ УЙТИ В ИЗОЛЯЦИЮ " ИНТЕРВЬЮ СО СВЯТЕЙШИМ ПАТРИАРХОМ МОСКОВСКИМ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЕМ - Ваше Святейшество, каково Ваше отношение к ответу Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей на братское послание Священного Синода Русской Православной Церкви? - Я предполагал, что будет более мягкий ответ на братское послание Священного Синода, чем тот, который сделан. Я думаю, что здесь сказывается раскол, который сегодня существует в Русской Зарубежной Церкви. Есть ярые противники любых контактов с Матерью-Церковью, хотя большинство иерархов выступает за начало диалога и возможное объединение. Мы надеемся, что все-таки здравый смысл возобладает, возобладает мнение большинства, которое считает, что нужно начинать возвращение в лоно Матери-Церкви, потому что сегодня нет никаких оснований для того, чтобы дальше углублять нахождение вне Матери-Церкви. Ведь постепенно Зарубежная Церковь будет терять " русскость " : новое поколение епископата и духовенства уже сейчас часто принадлежит к той нации, которая населяет страну, в которой Зарубежная Церковь осуществляет свое служение. Время не ждет, надо воссоединяться с Матерью-Церковью, потому что пройдет еще десятилетие и эта Церковь не сможет называться Русской. - Ваше Святейшество, насколько оправданно мнение, которое выражено в ответе Зарубежной Церкви, согласно которому препятствием для объединения является отношение Русской Православной Церкви к " сергианству " и экуменизму? - Это искусственное обвинение и искусственный предлог, который пытаются раздуть для того, чтобы не воссоединяться. В основном, здесь говорится о Декларации митрополита Сергия 1927 года, в которой митрополит Сергий, в то время когда расстреливали, сажали в тюрьмы, показал властям, что Церковь не является контрреволюционной организацией.

http://pravoslavie.ru/guest/patriarch.ht...

Скачать epub pdf Другим важным центром антисергианского движения на Украине стал Харьков – тогдашняя столица республики. В конце 1920-х в этом городе проживало много ссыльных священнослужителей. Именно из их среды вышли руководители местных иосифлян. На положении ссыльного с подпиской о невыезде с весны 1925 жил в Харькове и еп. Старобельский Павел (Кратиров) . Он не признавал митр. Сергия еще до опубликования Декларации, считая его захватчиком высшей церковной власти, которая с 1926 должна принадлежать митр. Ярославскому Агафангелу, и за это был запрещен в свя-щеннослужении экзархом Украины митр. Михаилом (Ермаковым). Резко отрицательно еп. Павел встретил и Декларацию митр. Сергия. Он отправил в конце 1927 письмо к митр. Агафангелу и остался вполне удовлетворен ответом, так как ярославский митрополит назвал Сергия «узурпировавшим церковную власть». Увидев поддержку своим действиям, еп. Павел в апреле 1928 отослал Заместителю Патриаршего Местоблюстителя официальное заявление об отделении от него. В том же месяце он был запрещен в священнослужении постановлением Свящ. Синода14. Епископ Старобельский выступил прежде всего как сильный идейный оппонент митр. Сергия. Он стал автором трех широко разошедшихся по стране произведений. Первое из них было написано в феврале 1928 и называлось «Наши критические замечания по поводу второго послания митрополита Сергия». Владыка Павел указывал, что нижегородский митрополит открыто боролся за власть в Церкви, получив же ее, самовольно вступил на новый курс и, призывая всех к миру, начал налагать на не согласных с ним церковные прещения. «Если бы митрополит Сергий действительно желал до Собора сохранить «единство Духа в союзе мира», «чтобы не разрывать хитона Христова», как он выражается, то, оказавшись всякими неправдами и правдами во главе церковного управления, он не пугал бы напрасно церковными канонами не признающих его, как это делает он все время с большим усердием; не налагал бы единолично запрещений на десятки не согласных с ним епископов, а с должным смирением, поставивши собственную каноничность под знаком вопроса «в единстве Духа и в союзе мира», ожидал бы будущаго Собора, который разобрался бы в том, кто прав и кто виноват в церковных смутах, и каждому воздаст по делам его»15. Еп. Павел призвал митр. Сергия раскаяться: «Мы же горячо убеждаем его самого принести, во имя блага Церкви, в жертву свое самолюбие и властолюбие, которыми он до сих пор руководился больше, чем боголюбием, и снова чистосердечно покаяться во всех своих церковных прегрешениях, а управление Церковью предоставить тому, у кого оно было им отнято»16.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Kratirov...

Статистика Павел Левашов, прот. род. 9 декабря 1873 г. в местечке Чёрная гряда Череповецкого уезда Новгородской губернии. Дворянин. Окончил гимназию, духовное училище и семинарию. Епископом Мисаилом рукоположен во диакона, а потом во иерея. В Оптиной пустыни становится духовным чадом старца Иосифа и постоянно с ним переписывается. В начале 1900 гг. о. Павел назначается вторым священником в Петропавловский собор в г. Гомеле. В 1907-1914 гг. назначен благочинным Гомельской епархии. С началом войны переезжает в Петроград, на должность настоятеля церкви Главного штаба. После революции переехал в Москву и священствовал в Ново-Девичьем монастыре. После Поместного Собора 1917-1918 гг. вновь направляется в Гомель благочинным. В 1922-1923 гг. вместе с о. Елисеем (Назаренко), гомельским епархиальным миссионером, категорически отказывается примкнуть к " живой церкви " . В 1923-1924 гг. по благословению Св. Патриарха Тихона о. Павел принимает покаяние от обновленческих священников Гомельской губернии и присоединяет их из раскола к " тихоновской " Церкви. Был удостоен награды Золотым Крестом за борьбу с обновленчеством. В это время о. Павел поддерживает связь с Оптиной Пустынью и последним её старцем о. Нектарием (Тихоновым). После Декларации Митр. Сергия старец Нектарий и о. Павел отошли от общения с ним. За о. Павлом последовал его духовный сын о. Антипа Злотников. Духовным сыном у него был и другой белорусский исповедник о. Феодор Рафанович, служивший в местечке Шерстин. В 1927 г. Гомельским ОГПУ " за контреволюционную деятельность " о. Павел арестован, под следствием находился 1 месяц, но был освобожден. В июле 1928 г. вместе с несколькими священниками Гомельской епархии, в том числе с иеромонахом о. Герасимом (Каешко) и иереем о. Феодором Семёновым, о. Павел по благословению старца Нектария Оптинского подаёт одному из руководителей киевских иосифлян протоиерею Димитрию Иванову, направлявшемуся через Гомель в Петроград к Еп. Димитрию Гдовскому, письменное заявление о присоединении к ИПЦ.

http://lib.cerkov.ru/authors/467

Святители Иларион (Троицкий) и Виктор (Островидов): к вопросу об отношении к декларации митрополита Сергия (Страгородского) Андрей Горбачев Священномученик Иларион (Троицкий)      В современных публикациях по истории Русской Православной Церкви XX века существует ряд недоуменных вопросов, связанных с реакцией российского духовенства и православного народа на декларацию митрополита Сергия от 16/27 июля 1927 года об отношении РПЦ к советской власти. Эта декларация нередко становилась разделяющей чертой между православными иерархами, многие из которых в наши дни Русской Православной Церковью причислены к сонму святых новомучеников и исповедников Российских. Известно об энергичной деятельности священномученика Илариона , направленной на усмирение волнений, возникших в Русской Церкви и особенно в ее епископате в 1927 году по поводу некоторых действий заместителя местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) . Главным же предметом пререкания стала декларация митрополита Сергия от 16/27 июля 1927 года об отношении РПЦ к советской власти. Осенью того же года опасность отделения от заместителя местоблюстителя увеличилась действиями митрополита Иосифа (Петровых), недовольного переводом с Ленинградской епископской кафедры на Одесскую. Смущение, колебания и разделение стали проникать в среду заключенных на Соловках иерархов. Уже в ноябре 1927 года «архиепископ Иларион сумел собрать до пятнадцати епископов в келлии архимандрита Феофана, где все единодушно постановили сохранять верность Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Сергием. “Никакого раскола! – возгласил архиепископ Иларион. – Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это как на провокацию!” “Никакого раскола! – возгласил архиепископ Иларион. – Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это как на провокацию!”» . Сколь большое значение эта инициатива владыки имела впоследствии, видно из следующего случая. Его современнику, соратнику по борьбе с обновленцами и соузнику, епископу Мануилу (Лемешевскому) после освобождения из лагеря по прибытии в Москву 10/23 февраля 1928 года митрополитом Иосифом (Петровых) было сделано предложение примкнуть к расколу с обещанием немедленного возведения в сан митрополита, на что епископ Мануил дал такой ответ: «Я – представитель “соловецкого” епископата. Все мы единогласно и единодушно в количестве 17 человек под председательством архиепископа Илариона клятвой скрепили себя не отделяться от митрополита Сергия, хранить церковное единство и не присоединяться ни к какой группе раздорников. Мне поручено “соловецким” епископатом доложить о всём этом митрополиту Сергию» .

http://pravoslavie.ru/79180.html

Подпишитесь на наш Телеграм Наверное, каждый из нас что-нибудь да слышал о «Декларации митрополита Сергия». А если не слышал о ней, то слышал о горячих спорах вокруг нее. А если не о спорах, то об их далеких отголосках. Сегодня, спустя 95 лет после подписания «Декларации», про нее сказаны тысячи слов, в разных уголках русского православия бытуют разные (порой диаметральные) оценки ее значения, а живой интерес к этой проблематике почти остыл. И это хороший повод воспользоваться как интеллектуальными наработками прежних поколений, так и нынешним эмоциональным затишьем — чтобы попробовать спокойно разобраться в проблеме. Что же свершилось 29 июля 1927 года — рождение «ереси сергианства» или очередная веха мудрой политики спасения Церкви, начатой еще патриархом Тихоном ? « Пусть погибнет имя мое в истории, лишь бы Церкви была польза », — говорил святой патриарх Тихон, вставший в последние годы жизни на путь поиска компромиссов с безбожной властью. Сергиевская «Декларация» 1927 года заканчивается теми же словами, вербализацией намерения «совершить возложенное на нас дело к пользе Святой нашей Православной Церкви». Но одинаково ли понимали пользу Церкви два патриарха — Тихон и Сергий? Маленькая деталь Расхожее выражение «дьявол в деталях» иногда приобретает буквальный смысл. Вступая в 1923 году на путь компромисса, патриарх Тихон публично заявлял: Будучи воспитан в монархическом обществе…, я действительно был настроен к Советской власти враждебно, причем враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям… Я раскаиваюсь в этих поступках против государственного строя… Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий в своей «Декларации» 1927 года повторяет те же клише советского новояза (навязанные теми же тайными редакторами из ГПУ): Людям, не желающим понять «знамений времени», и может казаться, что нельзя порвать с… монархией, не порывая с Православием. Такое настроение известных церковных кругов, выражавшееся, конечно, и в словах, и в делах и навлекшее подозрения Советской власти, тормозило и усилия Святейшего Патриарха установить мирные отношения Церкви с Советским правительством.

http://blog.predanie.ru/article/patrioti...

Священномученик Иларион (Троицкий) Хочется сказать несколько слов об авторстве одного спорного письма, которое в сборнике документов, составленных М.Е. Губониным, приписывается архиепископу Илариону (Троицкому) , поскольку признание владыки Илариона автором этого письма вносит в позицию священномученика чуждую ему двойственность. Письмо это написано по поводу Декларации об отношении Русской Православной Церкви к советской власти, опубликованной 16/27 июля 1927 года митрополитом Сергием (Страгородским). Общеизвестен тот факт, что архиепископ Иларион (Троицкий) принадлежал к числу российских архиереев, признающих митрополита Сергия (Страгородского) главой (хоть и временным) Русской Церкви, и относился к так называемому лагерю «поминающих». После публикации нашумевшей Декларации митрополита Сергия с призывом лояльности к Советской власти отношение владыки Илариона к высокопреосвященному Сергию кардинально не изменилось. Не принимая некоторые пункты Декларации, священномученик Иларион, тем не менее, не считал ее содержание достаточным поводом для отделения от заместителя Местоблюстителя Патриаршего престола. «Никакого раскола!» – возгласил архиепископ Иларион. – Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это как на провокацию!» Уже в ноябре 1927 года «архиепископ Иларион сумел собрать до пятнадцати епископов в келии архимандрита Феофана, где все единодушно постановили сохранять верность Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Сергием. “Никакого раскола!” – возгласил архиепископ Иларион. – Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это как на провокацию!”» Епископ Мануил (Лемешевский) после освобождения из лагеря по прибытии в Москву 10/23 февраля 1928 года получил предложение от митрополита Иосифа (Петровых) примкнуть к нему с обещанием немедленного возведения в сан митрополита, на что епископ Мануил дал такой ответ: «Я – представитель “соловецкого” епископата. Все мы единогласно и единодушно в количестве 17 человек под председательством архиепископа Илариона клятвой скрепили себя не отделяться от митрополита Сергия, хранить церковное единство и не присоединяться ни к какой группе раздорников. Мне поручено “соловецким” епископатом доложить о всём этом митрополиту Сергию».

http://pravoslavie.ru/71868.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010