Особой заботой священноначалия в первые послевоенные годы было окончательное преодоление внутренних расколов. В 1945-46 гг. последние обновленческие приходы перешли в ведение Патриархии. Деятели обновленчества приносили покаяние и, получив православную хиротонию, возобновляли свое служение теперь уже в Русской Православной Церкви. Под омофор Патриарха вернулись и те, кто отделились после издания «Декларации 1927 г.». В послевоенные годы Русская Православная Церковь приобрела высокий авторитет в православном мире благодаря победе Советского Союза. Это обстоятельство было полезно для советской внешней политики. Важнейшим событием церковной жизни 1946 г. явился Львовский Собор. Во время Великой Отечественной войны часть униатского духовенства скомпрометировала себя сотрудничеством с оккупационным режимом. Греко-католическая иерархия была связана также с движением под руководством Степана Бендеры. Сталиным было принято решение ликвидировать унию, с целью ослабить влияние католической Церкви в Восточной Европе. В этих обстоятельствах при прямой поддержке властей образовалась инициативная группа униатского духовенства, которая к 1946 г. насчитывала уже 986 священников. Целью ее было воссоединение греко-католиков с Православной Церковью. Львовский Собор вынес постановление отменить акт Брестского Собора 1596 г., ликвидировать унию и возвращаться в лоно Православной Церкви. Миллионы мирян, тысячи священнослужителей через три с половиной века после отторжения от Православия вернулись в лоно Матери-Церкви. В июле 1948 г. Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии. В юбилейном событии участвовали делегации всех Поместных православных Церквей. Было проведено Совещание Глав Поместных Церквей. Это событие явилось уникальным и плодотворным. Участники Всеправославного Совещания: - осудили Римскую курию за подрывные действия по отношению к Православию; - не сочли благовременным для своих Церквей участвовать в создании экуменического Всемирного Совета Церквей, в котором преобладали протестантские течения и политические тенденции; - высказались за сохранение Александрийской Пасхалии.

http://ruskline.ru/analitika/2010/04/17/...

Оценка жизни и деятельности митрополита Сергия (Страгородского) является одним из самых спорных и трудных вопросов церковной истории. Пожалуй, ни о ком не написано больше. Количество авторских листов иностранного происхождения в десятки раз превышает отечественные. Можно встретить особые термины: сергианство, сергианская линия, сергианцы, которыми награждались и награждаются сторонники митрополита. Обсуждали и обсуждают, в основном, три момента: " Декларацию 1927 года " , пресс-конференцию 1930 года и каноничность главенства митрополита в Церкви. Утверждение авторских выводов идет в одном направлении: принимается все, что указывает на отношения иерарха с властью, и отметается все, что объясняет причины этих контактов. Предъявляются необоснованные обвинения, формируется далекое от объективности мнение, ставится под сомнение позиция, которую занимала Церковь в конце 20-х, в тридцатые и в начале 40-х годов. Упрощенно и схематично толкуется личность самого иерарха, чья судьба неразрывно связана с труднейшим периодом в истории страны и Церкви. И вряд ли кому из Первосвятителей, чей тяжкий жребий служения пришелся на долгие годы строительства новой жизни, выпала доля митрополита, а с осени 1943 года и Патриарха Сергия... Будущий Первосвятитель (Иван Николаевич Страгородский) родился в семье священника Алексиевского женского монастыря в городе Арзамасе 2 января 1867 года. Быстро пролетели годы в Арзамасском Духовном училище, затем в Нижегородской семинарии, которую пытливый юноша окончил по первому разряду. За время учебы в Петербургской Духовной академии Иван Страгородский проявил себя как вдумчивый исследователь, его семестровые работы удивляли широтой мышления. 30 января 1890 года, в день памяти трех Святителей, юноша был пострижен в монашество с именем Сергий в честь преподобного Сергия Валаамского. В этом же году он закончил Академию со степенью кандидата богословия за сочинение " Православное учение о вере и добрых делах " . В работе была предпринята попытка через полемику с католическим учением о " сверхдолжных " заслугах святых и протестантским об оправдании только верой изложить православное учение о Спасении, основанное на святоотеческой традиции. Этой же теме будущий митрополит посвятил и свою магистерскую диссертацию, защищенную им в 1896 году и выдвинувшую молодого магистра в ряд видных православных богословов своего времени.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/189/...

Патриарх всего СССР РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_98963.html 11 января 2013 Михаил Тюренков Патриарх всего СССР Источник:  http://portal-kultura.ru/ Газета " Культура " лет назад, в самый разгар Сталинградской битвы и канун Нового, 1943-го года, патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) обратился ко всей Русской православной церкви с призывом жертвовать на танковую колонну имени Дмитрия Донского. Чуть более года спустя колонна была передана Красной Армии. Владыка Сергий к тому времени уже стал патриархом Московским и всея Руси, хотя земного жития ему оставалось всего два месяца. Патриарх Сергий, стоявший у управления Русской церковью два самых тяжелых ее десятилетия – с середины 20-х до 15 мая 1944-го, до сих пор является спорной фигурой церковной истории. Но именно его жизненный путь отвечает на один из самых сложных для всех нас вопросов: можно ли оставаться православным христианином и при этом быть советским патриотом? Этим вопросом задавались многие церковные деятели XX века – так, еще святитель Тихон (Беллавин), будучи патриархом Московским и всея России в 1917-1925 годах, публично заявлял о своей лояльности советской власти. Но одно дело – проявить отстраненность Церкви от внешних и внутренних врагов нового режима, а совсем другое – сделать четкий выбор в пользу этой власти. Многие считают, что переход митрополита Сергия (Страгородского) на позиции советского патриотизма был вынужденным – владыку " сломали " в ходе последнего ареста в 1926 году. Некоторые – из числа противников " сергианства " полагают, что иерарх всегда был склонен к " соглашательству " , а потому просто предал Церковь и верующих, подчинив их безбожной власти. Но если без предубеждения вчитаться в текст его знаменитой Декларации 1927 года, сразу становится ясно, что эти глубоко искренние слова относятся не к ВКП(б) и ее вождям, а к родной стране: " Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи " .

http://religare.ru/2_98963_1_21.html

Подвиг любви Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 17-24 ноября. – Первый официальный визит. – Предположения и прогнозы. – Просьбы о воссоединении. – Первые шаги. – Старые раны. – Невыносимая жажда скандала. – Роль президента. – Миссия журналиста. – Война за Лавру. – Беатификация фашизма. – Казаки против разбойников. – Памяти архиерея. – Михайлов день. Всю прошлую неделю внимание как светских, так и церковных СМИ было приковано к визиту в Россию делегации Русской Православной Церкви  Заграницей. «В понедельник начинается первый официальный визит в Москву делегации Русской Православной Церкви за рубежом во главе с архиепископом Берлинским и Германским Марком, епископом Сиднейским и Автралийско-Новозеландским Илларионом и епископом Сан-Францисским и Западно-Американским Кириллом», - сообщает РИА «Новости» . Как отмечает «Седмица.Ru», «отдельные архиереи и клирики РПЦЗ бывали в России и ранее», но это были частные поездки: «Нынешний визит впервые носит официальный характер, приглашение посетить Россию было направлено иерархам РПЦЗ по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Его передал во время своего визита в США лично Президент В.В.Путин». Естественно, что СМИ, обсуждая визит иерархов РПЦЗ в Москву, строили разные предположения о том, какие результаты принесут встречи на российской земле, каких договоренностей достигнут на переговорах собеседники. И главное – обретет ли единство Русская Церковь. Именно так называется статья диакона Андрея Кураева , опубликованная газетой «Известия». Рассуждая об истории раскола, о его современном состоянии, отец Андрей отмечает, что сегодня «нелогичность этого раскола» стала еще очевиднее: «Московская патриархия гласно прославила новомучеников (в том числе и царскую семью). Атеистической власти давно уж нет. Патриарх Алексий в феврале 1991 года при еще живом Советском Союзе заявил, что Церковь не будет руководствоваться «декларацией митрополита Сергия» (именно этот документ о лояльности соввласти, принятый в 1927 году, служил объектом самой жесткой критики со стороны эмиграции). А «Социальная концепция», принятая на соборе 2000 года, ясно сказала, что Церковь не гарантирует своей послушливости, если государство начнет понуждать людей ко греху. Наконец, на том же соборе был принят документ, в котором вполне четко и православно очерчивались возможные границы экуменических контактов».

http://pravoslavie.ru/4862.html

Послание Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви боголюбивой пастве о преодолении духовного разделения в Русской Православной Церкви Нью-Йорк, 1 ноября 2004 г. " Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса. Благодать со всеми неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа " (Еф. 6, 23-24). Сими апостольскими словами предварялось Послание Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви от 27 августа-9 сентября 1927 г., когда возникла необходимость ответить на обнародованное в июле того же года Послание митрополита Сергия и Временного Патриаршего Синода, ставшее известным как " Декларация лояльности " . В заключении ответного Послания от имени Собора зарубежных русских епископов под председательством митрополита Антония (Храповицкого) было сказано: " Тщательно рассмотрев Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного Патриаршего Синода, и приняв во внимание, что высшая церковная власть в России находится в тяжком пленении у врагов Церкви, несвободна в своих деяниях, а также то, что у нас нет возможности иметь с нею нормальные сношения, Священный Собор Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей определил: Заграничная часть Всероссийской Церкви должна прекратить сношения с Московской Церковной властью ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения ее безбожной советской властью, лишающей ее свободы в своих волеизъявлениях и канонического управления Церковью. Чтобы освободить нашу иерархию в России от ответственности за непризнание советской власти заграничной частью нашей Церкви, впредь до восстановления нормальных сношений с Россией и до освобождения нашей Церкви от гонений безбожной советской власти, заграничная часть нашей Церкви должна управляться сама, согласно священным канонам, определениям Священного Собора Всероссийской Поместной Православной Церкви 1917-18 гг. и постановлению Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 7-20 ноября 1920 года, при помощи Архиерейского синода и Собора Епископов под председательством Киевского митрополита Антония.

http://pravoslavie.ru/11687.html

«Православное учение о спасении» архимандрита Сергия (Страгородского) и его критика священноисповедником Виктором (Островидовым) и архиепископом Серафимом (Соболевым) Источник «Православное учение о спасении» – известная работа архимандрита Сергия (Страгородского) , защищенная им в качестве магистерской диссертации в Московской Духовной академии в 1895 г., – по сей день признается эталонным сочинением в области право­славного богословия. Между тем в первой половине XX в. она подверглась резкой критике по меньшей мере двух видных представителей церковной иерархии этого времени – священноисповедника Виктора (Островидова) и архиепископа Серафима (Соболева) . В предлагаемой статье не только рассматривается их аргументация, но и предпринимает­ся собственное осмысление основных тезисов сочинения архимандрита Сергия. Работа исследователя в данном случае осложняется большим количеством святоотече­ских текстов, которые приводятся архимандритом Сергием и обилие которых затрудня­ет выявление его собственных оригинальных идей. Тем не менее проведенный анализ позволяет утверждать, что диссертация не содержит не только святоотеческого, но и сколько-нибудь ясного учения ни о грехопадении, ни о состоянии человека после грехо­падения, ни об искуплении, ни об усвоении человеком плодов искупления. Кроме того, иллюстрируемые в диссертации текстами святых отцов тезисы принадлежат не столько им, сколько первым славянофилам, учителю и старшему другу архимандрита Сергия ар­химандриту Антонию (Храповицкому) , наконец, Эммануилу Канту. Вследствие этого, в своем учении о том, что свобода предваряет благодать, архимандрит Сергий приходит к опасной близости с пелагианством. Указанные выводы понуждают признать правоту претензий, предъявленных к работе архимандрита Сергия святителем Виктором (Островидовым) и владыкой Серафимом (Соболевым) . В своих известных «Ответах на пятнадцать вопросов ОГПУ» 1 священноисповедник епископ Виктор Глазовский объясняет появление «Воззвания» (июльской декларации 1927 г.) митрополита Сергия «неправильным учением о Церкви и о деле спасения нашего во Христе Иисусе» 2 и чуть ниже поясняет: «Воззвание» есть удаление от истины Спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Скачать epub pdf Предлагаемый очерк, по признанию самого автора, «не может претендовать ни на научность, ни на полноту изложения»,– благодаря скудости «доступных автору сведений». Цель труда – дать приблизительную картину положения Церкви в СССР и заставить читателей «освободиться от некоторых, распространенных за рубежом, упрощений, отрывающих эмиграцию от Родины и вредных для дела ее освобождения». Какие именно эмигрантские «упрощения» разумеет автор, – из содержания книги точно вывести нельзя. И почему понадобилось автору окутать это заявление свое туманом – непонятно. Первый период преследования Церкви в СССР с момента октябрьского переворота и до 29 июля 1927 года оценивается как «счастливое время» когда «сила и превосходство Церкви над врагами были совершенно очевидны..., когда между пастырями и пасомыми установились такие отношения, какие только были в первые века жизни Христовой Церкви...» Несмотря на то, что « Церковь ограблена и материально разорена», что «ее все время гонят и преследуют», что «за четыре только года убито 28 епископов и несколько тысяч священников», что «над нею глумятся, ее высмеивают, на нее клевещут..., ПОБЕДИТЬ ЕЕ НЕ МОГУТ. Церковь не только стоит крепко, но и все время борется с ними (врагами), то прямо обличая их, то косвенно, внедряя в народ начала христианской веры и морали» (9–10 стр.). «Убедившись в том», что всякая поддержка неканонических церковных группировок, боровшихся против Патриарха Тихона, не только не расшатывает Церковь , а напротив даже укрепляет ее, «большевики стали добиваться капитуляции законной церковной власти, что обеспечило бы им возможность постепенного ПОРАБОЩЕНИЯ ЦЕРКВИ и ее компрометации в глазах верующих» (21 стр.). Выполняя этот план, советская власть предложила митрополиту Петру легализацию Церкви на следующих условиях: 1) «издание декларации определенного содержания, 2) исключение из числа управляющих неугодных власти епископов... 3) осуждение заграничных епископов в случае их неподчинения церковной власти в России, 4) в дальнейшем определенный контакт с органами правительств» (20–21 стр.). Митрополит Петр отклонил их и 10 декабря 1925 года был арестован.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Molchano...

Скачать epub pdf Часть первая “Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы... То, что творите вы не только жестокое дело; это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей, загробной, и страшному проклятью потомства в жизни настоящей, земной..... Враги Церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия”... Святейший ТИХОН Патриарх Московский и всея Руси. Ищущим правды и любящим ее От духовенства Православных Русских приходов в Марокко. Архимандрит М. Ярославцев, настоятель патриаршего прихода в Рабате, отвечая на предложение о. Митрофана Зноско-Боровского о воссоединении его прихода с Русской Православной Общиной в Марокко под омофором Русской Церкви Заграницей, призванной к жизни святейшим Патриархом Тихоном и возглавляемой, волей Божией, здравствующим членом св. Синода патриарха Тихона м-ом Анастасием, высказывает в письме своем от 9/22 мая 1952 года намерение предать свой ответ о. Митрофану гласности, чтобы – по его словам – “НЕ БЫЛО КРИВОТОЛКОВ ВОКРУГ НАС СРЕДИ НЕЛЮБЯЩИХ ПРАВДЫ”. Посему и мы, в целях ВЫЯВЛЕНИЯ ИСТИННОЙ ПРАВДЫ, ВЫНУЖДЕНЫ дать следующее разъяснение по существу письма-ответа архимандрита Митрофана Ярославцева. 1 . Архимандрит М. Ярославцев утверждает: “ВАША НЕПРИЕМЛЕМОСТЬ ни в какой форме влияния, исходящего от Московской Патриархии, имеет причины исключительно политического характера, но ОТНЮДЬ НЕ ЦЕРКОВНОГО, ибо положение каноническое Русской Церкви и законность избрания Патриарха Московского и всея Руси – стоит вне всякого сомнения”. ОТВЕЧАЕМ: такое голословное утверждение архим. Ярославцева дает и нам право утверждать, что и он со своими единомышленниками подчиняется нынешнему Московскому Патриарху по причинам исключительно политическим. Да ведает архимандрит Митрофан, что дело не в каноническом положении Русской Церкви (оно вне всяких сомнений), а в том, что прежний возглавитель Ее, патриарх Сергий, ВОПРЕКИ ГЛАСУ епископата Русской Церкви, поддержанного “Памятной запиской Соловецких епископов” от 27 мая/7 июня 1926 г., которая была принята семнадцатью епископами во главе с Архиепископом Илларионом, бывшим ближайшим сотрудником Патриарха Тихона, Пахомием, Евгением, Ювеналием; двумя письмами епископа Виктора Ижевского, ВЫСТУПИЛ с известной Декларацией 16/29 июля 1927 года и, приняв все условия советской власти о легализации Церкви, КОТОРЫЕ ПРЕД ЭТИМ САМИМ МИТРОПОЛИТОМ СЕРГИЕМ И ВСЕМ ЕПИСКОПАТОМ БЫЛИ ОТВЕРГНУТЫ, ПРЕВЫСИЛ свою власть первого епископа И НАРУШИЛ ТЕМ основной канон Вселенской Церкви, требующий, чтобы старший епископ НИЧЕГО НЕ ТВОРИЛ без рассуждения всех, ибо так да будет единомыслие” (34 Ап. Правило), Так патриаршая власть в лице ее местоблюстителя м. Сергия стала неканоничной.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Шипков Петр Алексеевич, протоиерей Родился 27 ноября 1888 г. в Москве. В 1921 г. окончил Высшие богословские курсы в Москве. С 1921 г. слушатель Московской духовной академии. 1 августа 1920 г. рукоположен Святейшим Патриархом Тихоном в диакона, а 8 августа 1920 г. – во иерея с причислением сверх штата к московской Дмитрие-Солунской церкви у Тверских ворот. В 1922 г. арестован «по делу об изъятии церковных ценностей», через два месяца освобожден. С 1922 по 1925 г. настоятель Никитской церкви в Москве. До 1925 г. Был секретарем Святейшего Патриарха Тихона и секретарем Епархиального совета. 21 декабря 1925 г. арестован по делу митрополита Петра (Полянского) . Отправлен в Соловецкий лагерь. С конца 1920-х гг. находился в ссылке в Туруханском крае. После освобождения проживал в Загорске (ныне Сергиев Посад). Отрицательно восприняв Декларацию митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г., отошел от открытого служения. Работал на кустарной фабрике бухгалтером и одновременно тайно продолжал священническое служение. В конце 1943 г. арестован. Обвинен в участии в организации «Антисоветское церковное подполье». Приговорен к 5 годам ИТЛ. По этому делу проходили также епископ Афанасий (Сахаров) , иеромонах Иеракс (Бочаров), монахиня Ксения (Гришанова), Н. В. Трапани, епископ Василий (Преображенский) . Отправлен в Сиблаг. В 1948 г. Особым совещанием МГБ СССР приговорен к ссылке на поселение в Красноярский край. В 1952 г. Судебная коллегия Красноярского краевого суда осудила его на 10 лет лишения свободы. Был освобожден, как инвалид, раньше срока. Вернувшись из заключения, несмотря на тяжелую болезнь (рак кожи), о. Петр стал служить в соборе г. Боровска (Калужская обл). Имел обыкновение каждый день поминать не только своих духовных детей, но и всех тех, кто хоть раз пришел к нему в храм с просьбой о поминовении. Скончался 3 июля 1959 г. 911 1. 1 февраля 1955 г. Дорогой и глубокоуважаемый Владыко! От всей души благодарю Вас за преподанные мне в письме Вашем молитвенные благопожелания, за праздничное приветствие и за всю любовь Вашу ко мне, худому и грешному.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

А.В. Журавский Глава IV. Последний период жизни митрополита Кирилла (1927–1937) Отношение священномученика Кирилла к деятельности митрополита Сергия как заместителя патриаршего местоблюстителя С апреля 1927-го по весну 1929 года митрополит Кирилл находился в ссылке в Туруханском районе Красноярского округа, из них последние полтора года – в станке Хантайка 520 . Зимой 1928 года, когда владыку везли в новое место ссылки, он проезжал поселок Полой (200 км севернее Туруханска 521 ), в котором находился в ссылке епископ Глуховский Дамаскин (Цедрик) 522 . Встреча со старцем-иерархом произвела неизгладимое впечатление на епископа Дамаскина. Результатом ее стала переписка двух архипастырей по вопросам внутрицерковной жизни. Именно здесь, в Туруханском крае, митрополита Кирилла застало известие об указе митрополита Сергия от 27 мая «Об образовании и легализации Временного Патриаршего Священного Синода и регистрации на местах органов епархиального управления», а также об опубликовании им 29 июля 1927 года особой Декларации. О реакции митрополита Кирилла на эту Декларацию в первый год после ее публикации ничего неизвестно. Создается даже впечатление, что митрополит Кирилл не придает этой Декларации такого существенного значения, какое придавали ей, например, митрополит Иосиф (Петровых) и его последователи. Вместе с тем, известно частное письмо митрополита Кирилла архимандриту Неофиту (Осипову) от 13 июля 1928 года, где говорится: «Учреждение новой формы Высшего Церковного Управления и я не признаю. Покойного патриарха реформаторам не считаю, а заявление, сделанное о нас в Сергиевской Декларации, считаю клеветой. О господине нашем Петре молюсь, потому что не знаю о его отношении к так называемому Патриаршему Синоду. Я здоров, прозимовал первую зиму благополучно, да поможет Господь и во вторую» 523 Здесь присутствует негативная реакция митрополита Кирилла на учреждение Временного Патриаршего Синода и на Декларацию. Зная, что в дальнейшем о Декларации митрополит Кирилл обычно не упоминал, стоит предположить, что это реакция на тезис о ссыльном духовенстве, прозвучавший не в Декларации, а в известном интервью митрополита Сергия. В условиях ссылки вполне вероятно было получение неточной информации о содержании Декларации.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010