Должен ли был митрополит Сергий спасать Церковь? РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_89233.html 03 октября 2011 Андрей Зайцев Должен ли был митрополит Сергий спасать Церковь? Источник:  http://www.taday.ru/text/1230743.html Татьянин день Новый сборник статей протоиерея Георгия Митрофанова вновь оживил дискуссию о роли митрополита Сергия (Страгородского) в истории Церкви ХХ века. Сам отец Георгий раскритиковал деятельность заместителя патриаршего местоблюстителя, упрекнув его в сервилизме: " Пытаясь своими немощными человеческими усилиями сохранить Церковь Христову, митрополиты Сергий (Страгородский) и Сергий (Воскресенский) главной целью своего служения сделали достижение политического соглашения с коммунистическими и нацистскими предтечами Антихриста " . Подобное заявление предполагает, что у митрополита Сергия (Страгородского) был иной путь, кроме попыток договориться с советской властью о легализации Церкви. Отец Георгий считает, что нужно было брать пример с части епископов, не признавших Декларации 1927 года и погибших в сталинских лагерях, тюрьмах и ссылках. Что же касается судеб Церкви в СССР, то физическое уничтожение ее структуры и организации не представляется для протоиерея Георгия Митрофанова большой трагедией, так как православие сохранилось бы в других странах, а потом могло бы возродиться в некоммунистической России. Если бы митрополит Сергий пошел по этому пути, то большевики получили бы от Церкви очень большой подарок. После смерти патриарха Тихона в 1925 году глава VI управления ОГПУ " красный игумен " Евгений Тучков прилагал огромные усилия для того, что бы окончательно расколоть православие на множество маленьких, не признающих друг друга групп. Для окончательного уничтожения православия изнутри был выбран очень выгодный момент – после смерти святителя Тихона невозможно было собрать Поместный собор для выборов нового патриарха, а потому власть перешла к митрополиту Петру (Полянскому) – одному из патриарших местоблюстителей. Вскоре после этого митрополит Петр был арестован, и один из заместителей патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий стал тем иерархом, который взял на себя ответственность за судьбу Церкви и в июле 1927 года вместе с несколькими епископами подписал Декларацию, составленную при активном участии Тучкова.

http://religare.ru/2_89233_1_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Иванович Крючков (10.09.1874, с. Ляховка Глуховского у. Черниговской губ.- 9.09.1952, близ г. Абакана, Хакасия), священноисп. (пам. 27 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из крестьянской семьи. С 8 лет жил без родителей, работал пасечником и садовником. В 1893 г. переехал в Москву, пел в церковном хоре. С 1908 г. псаломщик в храме с. Краскова Московского у. и губ. В 1915 г. (по др. данным, в 1916) был рукоположен во диакона. В 1917 г. переведен в Москву в ц. в честь Воздвижения Честного Креста на Чистом вражке. В 1919 г. (по др. данным, в 1920) рукоположен во иерея. В 1922 г. переведен в храм во имя прп. Саввы Освященного на Девичьем поле по ходатайству клира этой церкви. В том же году арестован вместе со всеми клириками храма по обвинению в «антисоветских действиях» в связи с изъятием церковных ценностей . Приговорен к 3 годам ИТЛ. В заключении занимался сапожным ремеслом и пчеловодством. В 1924 г. досрочно освобожден, вернулся к священническому служению в храме прп. Саввы. Не принял «Декларации» 1927 г., был близок к священноисп. прот. Сергию Мечёву и др. «непоминающим». В 1927 г. уволен за штат. С 1928 г. внештатный священник в ц. во имя св. мучеников и бессребреников Кира и Иоанна на Солянке. 5 апр. 1932 г. арестован вместе с большой группой священников и мирян во главе с Дмитровским еп. сщмч. Серафимом (Звездинским) по делу «Всесоюзной контрреволюционной монархической организации церковников Истинно-Православная Церковь», заключен в Бутырскую тюрьму. Виновным в «контрреволюционной деятельности» себя он не признал. 7 июля 1932 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР выслан на 3 года в с. Тымск Западно-Сибирского края. В 1935 г., отбыв наказание, поселился в г. Гжатске (ныне г. Гагарин Смоленской обл.), где работал лесорубом. В кон. 1937 г. переехал в пос. Томилино (ныне Люберецкого р-на Московской обл.) и работал садовником при детском саде.

http://pravenc.ru/text/178123.html

Патриарх Алексий совершил панихиду у гробницы Патриарха Сергия Москва, 15 май 2004 г. 15 мая исполнилось 60 лет со дня кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил панихиду у гробницы Святейшего Патриарха Сергия в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. За панихидой молились архиепископы Истринский Арсений и Орехово-Зуевский Алексий, епископы Красногорский Савва, Дмитровский Александр и Люберецкий Вениамин. Перед началом панихиды предстоятель Русской Православной Церкви обратился к богомольцам с Первосвятительским словом. По окончании панихиды архиереи и священнослужители возложили цветы на гробницу приснопамятного Святейшего Патриарха Сергия. Слово Предстоятеля Русской Православной Церкви перед панихидой по Патриарху Сергию Собратья архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня исполнилось 60 лет со дня кончины приснопамятного Святейшего Патриарха Сергия. На долю этого архипастыря пришлись самые тяжелые годы богоборчества, когда нужно было сохранить Церковь Русскую. По-разному оценивается деятельность Святейшего Патриарха Сергия, особенно его Послание к пастырям и пастве от 29 июля 1927 года. В этой Декларации он сказал: «Мы хотим быть православными и хотим осознавать Советский Союз своей Родиной, радости которой - наши радости и печали которой - наши печали». Это была попытка показать богоборческой власти, что Церковь не является контрреволюционной организацией. Этой фразой часто попрекают Святейшего Патриарха Сергия, говоря: какие могут быть общие радости и общие печали между Церковью и атеистическим государством? Но Святейший Патриарх Сергий имел в виду не атеистическое государство, он писал о Родине. Слово «Родина» и понятие Родины в послереволюционные годы не употреблялось. Только когда пришла беда в нашу страну, когда началась Великая Отечественная война, тогда вспомнили о патриотизме и призывали стоять за Родину. В 1927 году само употребление этого – Родина - было смелым шагом Митрополита Сергия: попыткой показать властям, что Церковь всегда разделяет с Родиной и ее радости и ее печали.

http://pravoslavie.ru/9783.html

Под управлением еп. Павла в 1922 г. находилось 20 единоверческих приходов в Нижегородской губ. и единоверческий Керженский Благовещенский жен. мон-рь. По мнению исследователей, Керженский епископ хотел объединить под своей властью все российские единоверческие приходы; впосл. еп. Павел писал, что патриарх Тихон не видел препятствий для подобных планов. Еп. Павел стал одним из организаторов и активных участников Всероссийского съезда единоверцев в Н. Новгороде (1928), в работе к-рого были заняты еще 2 единоверческих архиерея: Амвросий (Сосновцев), еп. Мстёрский, вик. Владимирской епархии, и Вассиан (Веретенников) , еп. Саткинский, вик. Уфимской епархии. 20 февр. 1924 г. в ведение еп. Павла поступили все единоверческие приходы Нижегородской епархии, Никольский единоверческий собор в Ленинграде и ряд др. единоверческих храмов. 10 авг. 1924 г. патриарх Тихон принял определение о юрисдикции единоверческого Керженского епископа; одновременно был издан указ на имя еп. Павла о том, что ему поручается «управление единоверческими приходами, которые к нему обратятся, то есть не только приходы Нижегородской епархии могут входить в Керженскую епископию, но и любые другие единоверческие» (цит. по: Святители земли Нижегородской. 2003. С. 445-446). Вскоре полномочия еп. Павла признали единоверческие приходы в Тюмени, в Златоусте и в др. местах. В Москве во время работы собора старообрядцев белокриницкого согласия (см. Белокриницкая иерархия ) с 5 по 14 сент. 1927 г. его участник А. А. Селезнёв по поручению священноначалия встречался с еп. Павлом по вопросу объединения 2 юрисдикций. Еп. Павел поддержал «Декларацию» 1927 г. После присоединения священнослужителей Никольского собора и неск. других единоверческих храмов Ленинграда к митр. Иосифу (Петровых) Керженский архиерей отправил послание настоятелю ленинградской единоверческой Сретенской ц. на Волковом кладбище прот. Иоанну Крючкову с увещеванием отделившихся от митр. Сергия. Послание было оглашено в единоверческих храмах Ленинграда в нач. 1929 г.

http://pravenc.ru/text/1684227.html

Русская Православная Церковь XX век 26 декабря 1927 — Последовало отделение от митрополита Сергия части ленинградской паствы и духовенства во главе с епископами Гдовским Димитрием (Любимовым) и Нарвским Сергием (Дружининым). Епископы подписали акт отхода от митрополита Сергия, сохраняя при этом «апостольское преемство чрез патриаршего местоблюстителя Петра, митрополита Крутицкого». А накануне, 23 декабря, митрополит Сергий вместе с членами Временного Патриаршего Священного Синода уволил от управления Шадринским викариатством и Свердловской епархией и запретил в священнослужении по обвинению в раскольнической деятельности («за раздорническую деятельность») епископа Виктора (Островидова), ранее ленинградцев отмежевавшегося от церковно-административных мероприятий митрополита Сергия; епископ Виктор находился в то время в г. Глазове (Вотская автономная обл.) и фактически являлся временным управляющим Вятской епархией. 29 декабря епископ Виктор направил письмо митрополиту Сергию, а также копию «Письма ближним», в которых оценивал последствия выхода Декларации 1927 г. как разрушительные для Русской Церкви. Еще раньше иосифлянской оппозиции оформилось оппозиционное движение, вдохновителем которого был архиепископ Томский (до этого — Уфимский) Андрей (Ухтомский). Оно возникло после смерти Святейшего Патриарха Тихона. При обновленчестве, в период тюремного заключения патриарха Тихона, многие церковные иерархи и духовенство не желали признавать обновленческого ВЦУ, но это движение не было в полном смысле оппозицией, ибо само обновленчество являлось расколом по отношению к патриаршей Церкви. Оппозиционное движение, иногда именуемое «Истинно православными христианами» (ИПХ), начинает развиваться с середины 1920-х гг., когда в 1925 г. ряд епископов не признал местоблюстительских полномочий митрополита Крутицкого Петра (Полянского). У истоков этого движения стояли архиепископ Андрей (Ухтомский), часть постриженных им епископов, в разное время возглавлявших так называемую Уфимскую автокефалию (самостоятельную церковную область), епископ Стефан (Бех), схиепископ Макарий (Васильев).

http://pravoslavie.ru/5688.html

Серафим (Самойлович), архп. Угличский, вик. Ярославской епархии Родился в 1885 году в Полтавской губернии. Окончил Полтавскую духовную семинарию. Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. При архиепископе (впоследствии Патриархе) Тихоне был миссионером в Северной Америке, (1905–1907 гг.), а затем наместником Толгского монастыря. В 1915 году назначен настоятелем Угличского Александровского монастыря и возведен в сан архимандрита. 2 февраля 1920 года хиротонисан во епископа Угличского, вик. Ярославской епархии. В 1924 году возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа. С 30 ноября 1926 г. по 27 марта 1927 года был заместителем Патриаршего Местоблюстителя в период отсутствия митрополита Сергия. Применяя права заместителя запретил в священнослужении Томского еп. Димитрия (Беликова), объявившего в своей епархии автокефалию. С конца 1927 года, после декларации, а официально с 6 февр. (24 янв.) 1928 года, вместе с митр. Агафангелом, находился в оппозиции против митр.Сергия. Одновременно с подписанным всей группой ярославских иерархов «актом отхода», архп. Серафим послал Заместителю и от себя лично горячее письмо. Из письма видно, как доброжелательно и сочувственно относился он к самому митр. Сергию, и как желал убедить его в том, что сам считал правильным. Понятно, что никакое письмо не могло уже в это время заставить митр.Сергия изменить свои взгляды и образ действий. На официальный «акт отхода» он ответил официально же, запретив в священнослужении архиепископа Серафима и группу других архиереев. В противоположность иосифлянам и григорианам, архиепископ Серафим подчинился этому запрещению, т.к. не хотел нового раскола. В мае 1928 года, он вслед за митр.Агафангелом, примирился с митрополитом Сергием. С 17 февраля 1928 года епархией не управлял. Проживал в Вуйническом монастыре г. Могилева. Дальнейших сведений о нем не имеем. Литература: “Урал. Церк.·Вед. " (обн·) 1928, 5–6, стр.8. “Списки архиереев 1897–1944 гг. Патр. Алексия”, стр.16, 25. Елевферий митр. “Неделя в Патриархии”.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Тверской (с 1931 Калининской) епархии (см. ст. Тверская и Кашинская епархия ), существовало с перерывами в 1920-1937 гг. Названо по г. Осташкову (ныне адм. центр Осташковского городского окр. Тверской области ). О. в. было учреждено во исполнение постановления патриарха свт. Тихона (Беллавина), Синода и Высшего Церковного Совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов ( Бовкало. 1996. С. 340). 8 июня (по др. данным, 18 февр.) 1920 г. во епископа Осташковского был хиротонисан настоятель Ниловой Столобенской в честь Богоявления мужской пустыни (ныне Осташковский городской окр.) архим. Гавриил (Абалымов). До 1922 г. он продолжал быть настоятелем обители. В состав О. в. входили приходы на территории Осташковского и Ржевского уездов Тверской губ. 24 нояб. 1922 г. арестован временно управлявший Тверской епархией (вместо находившегося в заключении в Москве Тверского архиеп. Серафима (Александрова; впосл. митрополит)) викарный Старицкий еп. сщмч. Петр (Зверев; впосл. архиепископ). 1 дек. 1922 г. Осташковский еп. Гавриил вступил во временное управление епархией. Однако в связи с неприятием архиереем поддерживаемого властями обновленчества уже 25 февр. 1923 г. он был арестован по обвинению в «совершении обманных действий с целью возбуждения суеверия», а также в «присвоении себе административных функций» и 16 мая того же года приговорен к 3 годам заключения в СЛОН. В мае 1926 г. архиерея освободили, он возвратился в Тверь, впосл. проживал в Ниловой Столобенской пуст., где 30 июня того же года был вновь арестован по обвинению в сокрытии от комиссии по изъятию церковных ценностей в мае 1922 г. церковной утвари. Еп. Гавриил был приговорен к 1,5 годам заключения, после освобождения из тверской тюрьмы в кон. 1927 г. некоторое время жил в трудовой коммуне «Божье Дело» при официально закрытой Новосоловецкой Вселуцкой мужской пустыни бывш. Осташковского у. (ныне о-в Зосимы и Савватия оз. Вселуг Пеновского р-на). Имеются данные, что в этот период еп. Гавриил примыкал к даниловской группе непоминающих ( Регельсон. 2007. С. 547, 577) и состоял в оппозиции к заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому; впосл. патриарх Московский и всея Руси) после издания тем «Декларации» 1927 г.

http://pravenc.ru/text/2581653.html

Яковлевич Смирнов (12.11.1872, дер. Пахомово Калязинского у. Тверской губ.- 4.12.1937, Северо-Казахстанская обл.), сщмч. (пам. 21 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи торговца хлебом. В 1895-1899 гг. служил в армии писарем. В 1922 г. Ковровским еп. священноисп. Афанасием (Сахаровым) рукоположен во диакона, служил в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском мужском монастыре . В 1927 г. арестован по обвинению в «антисоветской пропаганде среди церковников мысли об избрании патриархом антисоветского деятеля митрополита Кирилла» (Казанского митр. сщмч. Кирилла (Смирнова) .- Авт.), приговорен к 3 годам ссылки в Сибирь. В 1930 г. поселился в г. Владимире, где служил в Николо-Кремлевской ц. Не принял «Декларации» 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси), примкнул к «непоминающим» . 3 нояб. 1931 г. арестован по обвинению в «участии в контрреволюционной группе церковников», помощи заключенным и ссыльным. После 4 месяцев содержания под следствием решением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 7 марта 1932 г. выпущен с зачетом в наказание срока предварительного заключения. Был рукоположен во иерея (точная дата неизв.), продолжал служить в Николо-Кремлевской ц. 26 апр. 1936 г. арестован по обвинению в участии в «контрреволюционной организации Истинно-Православная церковь», заключен в тюрьму г. Иванова. Проходил по одному делу с еп. Афанасием (Сахаровым), приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. Ссылку отбывал в с. Марьевка Тонкерейского р-на Северо-Казахстанской обл. Непродолжительное время работал на маслозаводе. 24 нояб. 1937 г. арестован по обвинению в том, что «поддерживал связи с ссыльным епископатом, занимался контрреволюционной агитацией». Виновным в контрреволюционной деятельности себя не признал. 2 дек. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Северо-Казахстанской обл. приговорен к расстрелу. Казнен, похоронен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/469211.html

30 авг. 1911 г. в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавре хиротонисан во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской и Нежинской епархии. С 17 сент. 1916 г. еп. Стародубский, первый викарий Черниговской епархии. В мае 1917 г., после увольнения на покой Черниговского архиеп. сщмч. Василия (Богоявленского), возглавил Черниговскую кафедру. По воспоминаниям современников, любил проповедовать, обладал феноменальной памятью, был знатоком церковного устава. Являлся членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг . В 1919 г. был арестован в Чернигове, освобожден с запретом возвращения на кафедру. В 1921 г. подвергался аресту в качестве заложника, через неск. дней был выпущен на свободу. На Киевском совещании 1922 г. входил в комиссию для обсуждения вопроса о «прекращении раскола в Православной Украинской Церкви с целью представления о сем обстоятельного доклада Всеукраинскому Церковному Собору». 20 окт. 1922 г. сотрудники ГПУ провели обыски в Черниговском ЕУ и на квартирах П. и служащих управления. 21 окт. П. был арестован. После завершения следствия приговорен в дек. того же года к высылке за пределы Черниговской губ. на 3 года. В нач. 1923 г. проживал в дер. Предмостная слободка Остёрского у. Черниговской губ. (ныне в черте Киева). В этом месте П. было удобно регулярно встречаться с экзархом Украины митр. Михаилом (Ермаковым) и связываться с Черниговским ЕУ, но он был вынужден оттуда уехать по требованию властей. Нек-рое время проживал в Москве у своего однокурсника, настоятеля Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского мужского монастыря Волоколамского еп. Феодора (Поздеевского; впосл. архиепископ). 29 нояб. 1923 г. возведен в сан архиепископа. В том же году получил назначение на Ярославскую и Ростовскую кафедру, но в конце того же года отказался от этого назначения. 30 нояб. 1925 г. арестован в Москве по обвинению в «укрывательстве и пособничестве правой организации церковников». Проходил по групповому делу Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского).Постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ СССР от 11 мая 1926 г. приговорен к 3 годам ссылки в Коми (Зырян) автономную обл. В ссылке проживал в с. Деревянск Усть-Сысольского у. После освобождения вернулся в Чернигов и продолжил управлять Черниговской епархией. Выступал с критикой «Декларации» 1927 г. митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси).

http://pravenc.ru/text/2579850.html

В Кашине прошел вечер памяти священномученика Григория (Лебедева) 18 сентября 2023 г. 13:08 16 сентября 2023 года, в канун дня памяти священномученика Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского, в «Купеческой гостиной» Кашинского музея кашинских традиций прошел памятный вечер, посвященный святому Григорию. Священномученик Григорий (Лебедев) был викарием Петроградской (затем Ленинградской) епархии, наместником Александро-Невской лавры . Его хиротонию в 1923 году Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России  сопроводил следующими словами, обращёнными к верующим Петрограда: «Посылаю вам жемчужину». Молитвенник, аскет, выдающийся библеист и проповедник, он не принял декларацию 1927 года митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности к советской власти. Последние четыре года своей жизни святитель жил на покое в Кашине, работал над богословскими трудами, переписывался с духовными чадами. В 1937 году был арестован и обвинен в том, что «являлся руководителем контрреволюционной группы фашистско-монархической организации в г. Кашине». В том же году 17 сентября он был расстрелян. В 2023 году исполняется 145-лет со дня рождения святителя. Перед началом конференции  митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил СИЗО-2 г. Кашина. В рамках проекта Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Слово новомучеников» в СИЗО-2 глава Тверской митрополии  зачитал письмо священномученика Григория (Лебедева). Затем в Николаевском Клобуковом женском монастыре г. Кашина митрополит Амвросий встретил гостей: наместника Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы  епископа Солнечногорского Алексия и епископа Тарского и Тюкалинского Петра . Настоятельница монастыря игумения Варвара (Иванова) провела для гостей экскурсию по территории обители, рассказала о главных монастырских святынях. Митрополит Амвросий благословил вечер памяти и приветствовал гостей мероприятия: «Мы собрались здесь, чтобы почтить память священномученика Григория Шлиссельбургского, 145 лет со дня рождения которого исполняется в нынешнем году. Последние годы своей земной жизни он провел именно здесь, в Кашине. Это место особенное для него, и поэтому мы с вами сегодня вместе. Его жизнь была ярким примером несокрушимой веры, преданности Церкви и любви к Богу. В тяжелые времена, когда верующим приходилось скрывать свою веру и сталкиваться с преследованиями, будущий священномученик не отступил и не изменил своим убеждениям, своей вере и своему упованию. Из его жизни мы можем извлечь множество уроков. Прежде всего, это урок верности своему призванию, несмотря на все риски и опасности. Это урок любви к Богу и ближнему, который проявляется в каждом деле и слове. Это урок мужества и стойкости духа, который вдохновляет нас на подвиги ради веры».

http://patriarchia.ru/db/text/6060270.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010