Он несколько раз страдал от пожара. Холодный Казанский собор освящен в 1808 году. Здесь до последнего времени находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери в дорогой ризе, украшенной бриллиантами и другими драгоценными камнями (см. 22 октября). В ночь на 29 июня 1904 года эта святая икона была похищена дерзкими святотатцами. В монастыре осталось два списка с нее. Здесь находится также весьма чтимый древний образ святителя Николая, именуемый Тульским, так как привезен был из Тулы. Ежегодно в монастыре совершается 14 крестных ходов, из которых главные бывают 23 и 26 июня, 8, 20 и 27 июля, 15 августа, 4 и 22 октября. При монастыре приют для девочек, иконописная и рукодельная школы и свечной завод. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» История Казанского Богородицкого женского монастыря неразрывно связана с обретением, прославлением и почитанием в России чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Эта чудотворная икона является одной из наиболее почитаемых в Русской Церкви. Среди всех богородичных икон Казанский образ имеет наибольшее количество чудотворных почитаемых списков. До революции в сознании большинства русских людей название губернского города Казань ассоциировалось, прежде всего, с Казанской чудотворной иконой, хранившейся в Богородицком женском монастыре. История обретения чудотворной иконы и основания монастыря такова. В начале июля 1579 года в Казани был большой пожар. Огонь поглотил целый район, примыкавший к Кремлю с северо-востока. Сгорел двор стрелецкого сотника Данилы Онучина (церковное предание говорит о нем, как о стрельце, хотя Онучины - нижегородские дворяне, переселившиеся в Казань в 60-е годы XVI в.). Двенадцатилетней девочке Марфе, дочери сотника Онучина, трижды являлась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на городское пепелище и обрести Ее образ. Девочка рассказала матери, а та сообщила о видении архиепископу Казанскому Иеремии, который благословил духовенство участвовать в поисках иконы. 8 июня 1579 года девочка Марфа обнаружила икону Богородицы на месте горевшего дома.

http://sobory.ru/article/?object=06242

История Казанского Богородицкого женского монастыря 21 июля 2005 г. 21:40 История Казанского Богородицкого женского монастыря неразрывно связана с обретением, прославлением и почитанием в России чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Эта чудотворная икона является одной из наиболее почитаемых в Русской Церкви. Среди всех богородичных икон Казанский образ имеет наибольшее количество чудотворных почитаемых списков. До революции в сознании большинства русских людей название губернского города Казань ассоциировалось, прежде всего, с Казанской чудотворной иконой, хранившейся в Богородицком женском монастыре. История обретения чудотворной иконы и основания монастыря такова. В начале июля 1579 года в Казани был большой пожар. Огонь поглотил целый район, примыкавший к Кремлю с северо-востока. Сгорел двор стрелецкого сотника Данилы Онучина (церковное предание говорит о нем, как о стрельце, хотя Онучины - нижегородские дворяне, переселившиеся в Казань в 60-е годы XVI в.). Двенадцатилетней девочке Марфе, дочери сотника Онучина, трижды являлась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на городское пепелище и обрести Ее образ. Девочка рассказала матери, а та сообщила о видении архиепископу Казанскому Иеремии, который благословил духовенство участвовать в поисках иконы. 8 июня 1579 года девочка Марфа обнаружила икону Богородицы на месте горевшего дома. В этот же день икона была перенесена в приходскую церковь Николы Тульского, расположенную поблизости от места обретения образа Богородицы. В обретении иконы принимал участие священник казанской Николо-Гостинодворской церкви Ермолай, позже - Казанский митрополит, а затем и Всероссийский патриарх и священномученик Гермоген, канонизированный Русской Церковью в 1913 году. Он и описал, в бытность Казанским митрополитом, сказание об обретении иконы и чудотворениях от нее. В 1595 году было установлено особое празднование Казанской иконе Божией Матери (8 июля, в честь обретения иконы). В 1611 году митрополит Казанский Ефрем, которого призвал на борьбу с поляками заточенный в тюрьму патриарх Гермоген, направил вместе с казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/29526.html

Этот крестный ход установлен в 1618 году в память перенесения иконы из Москвы в Курск и в воспоминание ее первоначального явления См.: Сказание о чудотворных иконах Богоматери и Ее милостях роду человеческому. Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, 1993. С.578. К сожалению, в 1920 году икону вывезли в Грецию, затем по просьбе барона Врангеля вернули в Крым, но 29 октября она окончательно покинула Россию. Образ был в Югославии, Германии. Ныне явленная чудотворная икона принадлежит Русской Зарубежной Церкви и находится в США. 19 ...в городе Казани, где дерзкая рука святотатца похитила образ Казанской Божией Матери. Празднование Божией Матери 8/21 июля в честь Ее Казанской иконы имеет своим началом чудесное явление этого образа в Казани в 1579 г. Через некоторое время после покорения Казани молодым царем Иоанном Васильевичем Грозным, учреждения им Казанской епархии и успешного распространения христианства магометане стали оказывать сильное сопротивление. Пожар 1579 г., истребивший половину Казанского Кремля и прилегавшую часть города, они расценили как гнев «русского Бога». Именно в это время для укрепления Православия в Казани была явлена милость Божия через чудесное обретение иконы Богоматери, получившей по этому случаю наименование Казанской. Матроне, девятилетней дочери стрельца Онучина, вознамерившегося поставить себе новый дом на месте пожарища, во сне явилась Матерь Божия, повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать. Так как никто не обращал внимания на слова ребенка, Матерь Божия явилась вторично, а на третий раз девочка во сне увидела саму икону, от которой исходил грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Тогда мать испуганной девочки отвела дочь к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не поверил словам ребенка. Наконец, 8 июля мать с помощниками стала копать по указанию дочери, но только когда сама девочка взялась за заступ и стала копать около печи, появилась икона Богоматери, обернутая в ветхий суконный рукав.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Во время ужасов, постигших русскую землю в начале XVII-ro века за грехи русского народа, когда наступило на русской земле так называемое «Смутное время», Матери Божией угодно было прославить другую Ее святыню, незадолго перед тем явленную, чудотворную икону Казанскую; по усердным молитвам перед этой святыней покаявшихся русских людей, пришло чудесное избавление от ужасов Смутного времени всего русского народа и вновь было восстановлено Русское Царство. Эта другая великая святыня, также особенно чтимая русским народом, явилась чудесно во граде Казани, вскоре после покорения Казанского царства Царем Иоанном Васильевичем Грозным, 8 июля 1579 года. В этом году в Казани произошел страшный пожар, превративший в развалины половину Кремля и прилегавшую к нему часть города. Татары стали насмехаться над русскими, говоря, что русский Бог немилостив к ним, послав им такой пожар, вскоре после завоевания ими города. «Вера Христова, – замечает летописец, – стала притчею и поруганием». И вот тогда-то, как бы для того, чтобы избавить веру православную от поругания, Господь явил православным людям в Казани милость Свою через явление чудотворной иконы Своей Пречистой Матери. На месте пожарища один стрелец собирался поставить себе дом. Девятилетней дочери его Матроне трижды являлась во сне Божия Матерь, повелевая сказать архиепископу и городским начальникам, чтобы они извлекли из земли Ее икону, причем Богоматерь указывала девочке во сне и самое место на пепелище, где скрыта эта икона. Девочка рассказала о своем сне матери, но мать и в первый и во второй раз не придала этому никакого значения. Наконец, в третий раз девочка увидела во сне самую икону, от которой послышался грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, я явлюсь в другом месте, но ты погибнешь». В страхе девочка проснулась и с криком начала требовать от матери, чтобы та исполнила приказание Царицы Небесной. Тогда мать отвела дочь к воеводе и к архиепископу Иеремии, но никто из них не придал серьезного значения словам девочки. Тогда мать взяла заступ и сама начала рыть на указанном месте. Помогали ей рыть и другие из собравшегося вокруг народа, но икона не появлялась. Но как только стала рыть Матрона, икона была найдена. Она была обернута в ветхое сукно и сияла чудным светом. Лик иконы был совершенно свежий, как будто икона была только что написана.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Между 1584 и 1597 гг. власти обители получили от царя Феодора Иоанновича жалованную грамоту на сельцо Хорошёво в Переславском (?) у. ( Антонов. 1997. 193. С. 74). 12 марта 1588 г. городовой приказчик С. Т. Николаев утвердил межевание земли П.-З. Ф. м. от переславль-залесского Свято-Духовского мон-ря под мельницу на р. Трубеж до устья р. Чёрной (Там же. 196. С. 74). 12 окт. 1588 г. вопреки указу о тарханах царь Феодор Иоаннович выдал жалованную тарханно-несудимую - на данного пристава, односрочную и заповедную проезжую грамоту - игум. Силуану «с братией» на владения обители в Переславском у. Этот документ защищал их от нежданных ездоков, запрещал последним появляться и в монастырских лесах ( Иванов. 1850. С. 234-236; Антонов. 1997. 197. С. 74). 21 нояб. 1588 г. царь Феодор выдал игум. Силуану жалованную данную грамоту на с. Тюшино, «Ильинское тож» с деревнями. 14 дек. 1598 г. оба этих пожалования были подтверждены царем Борисом Феодоровичем Годуновым ( Свирелин. 1903. С. 27; Антонов. 1997. 197-198. С. 74-75). В 1608 г. жители Переславля-Залесского признали над собой власть Лжедмитрия II . 27 нояб. 1608 г. самозванец выдал властям П.-З. Ф. м. свою подтвердительную жалованную тарханно-несудимую грамоту на их владения в пределах Переславского у. ( Антонов. 1997. 197. С. 74). Отряд воинов из Переславля-Залесского участвовал в войсках пана Я. П. Сапеги в осаде Троице-Сергиева мон-ря (23 сент. 1608 - 12 янв. 1610). 28 июня 1609 г. отмечалось, что ранее, во время штурма обители «Федоровского монастыря вотчины Слободки», было «убито 5 человек крестьян» (АИ. Т. 2. 237. С. 279). В 1611 г. население Переславля-Залесского активно боролось против польско-литов. интервентов, поддерживая деятельность Первого и Второго ополчений. Сохранилась грамота от 23 мая 1612 г., к-рая свидетельствует о получении денег за лошадей «для земские службы в Ярославле» с вотчин П.-З. Ф. м. ( Антонов. 1997. 201. С. 75). Нуждаясь в деньгах, 15 апр. 1612 г. игум. Герасим и «вся братья» продали один из своих осадных дворов в городе сыну боярскому И.

http://pravenc.ru/text/2579998.html

Несмотря на все лишения и невзгоды, испытанные при жизни, Блаженный Василий дожил до глубокой старости. В последние годы он лежал тяжело больной. Царь Иоанн Грозный и царица с младенцами – старшим Иваном и меньшим Феодором пришли к нему испросить молитв за них. Блаженный, находясь уже при смерти, сказал, обращаясь к младенцу царевичу Феодору: «Все достояние прародителей твоих будет твоим, ты – наследник». Это было последнее дошедшее до нас пророчество Блаженного. Вскоре, 2 августа 1557 г., он скончался 11 . Святитель Московский митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение Блаженного. Тело Блаженного Василия было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 г. был пристроен Покровский собор в память покорения Казани. Почитание Блаженного Василия началось сразу после его кончины. Уже до прославления, совершившегося 2 августа 1588 г., когда Блаженный просиял множеством чудес, происшедших у его гроба, была составлена служба святому Василию Блаженному, принадлежавшая перу старца Мисаила Соловецкого 12 . На почитание Блаженного в народе обратил внимание англичанин Флетчер, который в своей книге «О государстве русском...» писал в 1588 году: «Был еще... умерший несколько лет тому назад, по имени Василий, который решался упрекать покойного царя в его жестокости и во всех угнетениях, каким он подвергал народ. Тело его перенесли недавно в великолепную церковь близ царского дворца в Москве и причли его к лику святых. Он творил здесь много чудес, за что ему делали обильные приношения не только простолюдины, но и знатное дворянство и даже сам царь и царица, посещающие этот храм с большим благоговением» 13 . Много различных исцелений и чудес происходило у гроба Блаженного, которые записывались с большой обстоятельностью и точностью. Так, рассказывается об исцелении 2 августа 1588 г. Ксении, жены протопопа града Вереи, сына боярского Василия Сергиева Коптяева, а также прозревшей некоей Анны, после 12-летних страданий от слепоты. После описания исцелений приводится иногда месячный итог: «Месяца сентября исцелил святый Василие всяческими различными недуги муж и жен 183 человеки» 14 . Большинство списков Жития приводят запись двадцати одного чуда, происшедших у раки святого. Некоторые, в том числе августовские Минеи Милютина, приводят описания 24 чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

6 января 1583 года царь Иоанн Грозный поминал в Троице-Сергиевом монастыре своего сына Ивана, скончавшегося в Александровой слободе в 1582 году. «И о том поминание о царевиче Иванне плакал и рыдал, и умолял царь и государь, шесть поклонов в землю челом положил со слезами и рыданием». 1584 год – архимандритом монастыря стал Митрофан (Дмитровец; 1584–1588). 14 августа 1585 года – переложение мощей Преподобного Сергия из деревянной в серебряную раку. 15 августа – освящение Успенского собора в присутствии царя Федора Иоанновича. 2 февраля 1586 года царь Федор Иоаннович пожаловал Троице-Сергиеву монастырю губную грамоту. В том же году, 8 июля, посетил монастырь Антиохийский Патриарх Иоаким (первый из Греческих Патриархов приезжавший в Россию). 1588 год – архимандритом монастыря стал Киприан (Балахонец; 1588–1594). В том же году написание иконы-складня «Явление Божией Матери Преподобному Сергию». В 1589 году посетил монастырь (пробыв в нем с 5 по 10 февраля) Константинопольский Патриарх Иеремия. 1594 год – архимандритом монастыря стал Кирилл (Завидов; 1594–1605). Переведен из архимандритов Новгородского Антониева монастыря, впоследствии Архиепископ Ростовский. В том же году царем Федором Ивановичем было вызвано в Троицкий монастырь несколько старцев Соловецкого монастыря для улучшения в Троицком монастыре порядков жизни и ведения хозяйства. 3 сентября царь Федор Иоаннович разрешил властям Троицкого монастыря ломать камень в окрестностях вотчинного села Богородского, что на реке Кунье, для починки Троицкой крепости. 6 декабря Борис Годунов дал в Троицкую обитель «колокол большой благовестник, весу в нем 625 пуд». Годуновский колокол, названный «Лебедь», сохранился до настоящего времени. В 1598 году Троицкий старец Варсонофий Якимов купил в монастырь колокол весом 200 пудов за 520 рублей. 25 сентября – приезд царя Бориса Годунова в Троице-Сергиев монастырь. Царь Борис «приложил к чюдотворному местному образу живоначальные Троицы пелену большую» («Жемчужная пелена»). В том же году – вклад Борисом Годуновым в Троицкий монастырь драгоценного оклада к образу «Троицы» и колокола, получившего впоследствии название «Годунов».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Прославление В. Б. совершалось в торжественной обстановке и, по-видимому, было связано с подготовкой учреждения Патриаршества в России, т. к. помимо прочего должно было продемонстрировать перед находившейся в Москве греч. делегацией богатство духовных дарований Русской Церкви. По свидетельству Флетчера, собор Покрова на Рву, куда были перенесены мощи святого, посещался с величайшим почтением не только простыми людьми, но и высшей знатью, «императором» (царем Феодором) и «императрицей» (царицей Ириной); дни и ночи напролет звонили соборные колокола, возвещавшие о чудесах, совершенных по молитвам В. Б. (По словам Флетчера, нек-рые чудеса у гробницы блаженного в период с янв. по май 1589 были фальсифицированы монахами, напр., «исцеление» мнимого хромого, уличенного в обмане и заточенного в мон-рь, где он обвинял монахов, заставивших его пойти на это,- Fletcher. P. 219). В 1589 г. царь и царица вложили в собор покров на гробницу В. Б. Живое участие в канонизации святого принял Борис Феодорович Годунов . Согласно свидетельству архиеп. Арсения Элассонского , участника посольства Патриарха Иеремии, Годунов «устроил много сребровызолоченых рак, украсив их многочисленным жемчугом и драгоценными камнями, и переложил в них чудотворные мощи святых, просиявших в Москве и по всей России», и среди них - «святого блаженного Василия чудотворца» (цит. по: Дмитриевский. С. 161). По-видимому, речь идет не о времени царствования Годунова, но о предшествующем царствовании Феодора Иоанновича. По словам Флетчера, зимой 1588/89 г. Годунов носил в храм В. Б. своего больного сына-младенца; советов врачей он якобы не слушал, и сын умер ( Флетчер. С. 1270). Англ. посланник, по-видимому, пишет о Феодоре Борисовиче Годунове , к-рый родился в кон. 1588 или нач. 1589 г., однако известно, что он был убит в нач. июня 1605 г. Службы и дни памяти В. Б. Судя по самым ранним сборникам (РГБ. Рум. 1831), уже в кон. XVI в. существовало 2 службы святому разного состава, причем одна из них была написана до прославления В. Б. в авг. 1588 г. Большинство списков (80) содержат начинающуюся с великой вечерни полиелейную службу, 28 списков начинаются с малой вечерни, 12 включают только один канон. Наиболее древний канон В. Б. был составлен соловецким старцем Мисаилом ранее 1587 г. (в списке службы В. Б.- РГБ. МДА. 99 (412) - рукой Евфимия (Туркова) , скончавшегося в 1587, к канону сделана помета: «Творение старца Мисаила Соловецкого»). Уже в кон. XVI в. служба распространилась в рукописных сборниках ( Ключевский. С. 319). По-видимому, в 90-х гг. XVI в. Элассонский архиеп. Арсений написал греч. службу блаженному. В сборниках с житием встречается похвала В. Б., составленная на основе икоса 3-й песни канона 2-й службы и Похвалы блж. Исидору Твердислову . К 1610 г. существовало 3 службы на память В. Б.

http://pravenc.ru/text/150789.html

30 апреля 1586 г. Гедеон Балабан издал грамоту, адресованную всем священникам и горожанам Львова. В ней он объявлял о «смущении», которое «чинят в людех Юрко и Иван Седлярове промежку станы духовными также и общими людми многими соблазны якими новыми науками, за чим умножается межи невежами ерес также и васнь». Все это наносит ущерб благочестию, правам и прерогативам епископа. На этом основании Балабан запрещал горожанам общаться с Седлярами 462 . В ответ горожане обратились в Константинополь, и в ноябре 1587 г. константинопольский патриарх Иеремия запретил Гедеону Балабану под угрозой отлучения противодействовать Львовскому братству. Балабан был назван в послании «убийцей», «ненавистником добра», который поступает «яко враг Божий и чуждый веры Его» 463 . На протяжении последующих лет конфликт разрастался, включая все более широкий спектр вопросов. Участие патриарха Иеремии в конфликте братств и духовенства (1588–1589) Совершенно новый акцент в противостояние мирян и духовенства в православной церкви Речи Посполитой внесли два визита константинопольского патриарха Иеремии в 1588–1589 гг. Это событие было подлинно незаурядным, поскольку такой визит был первым во всей предшествующей истории отношений константинопольского патриархата с Киевом и Москвой. Да и сам Иеремия был личностью незаурядной 464 . На территории Речи Посполитой Иеремия останавливался дважды: по пути в Москву и при возвращении в Константинополь – в мае – июне 1588 г. и во второй половине 1589 г. 465 В первый раз, остановившись на 12 дней в Вильно, Иеремия издал благословенную грамоту Виленскому братству. Кроме того, он вмешался в конфликт между Гедеоном Балабаном и мегленским епископом Феофаном по поводу прав на владение Жидичинским монастырем, пригрозив Балабану низложением, если тот не вернет монастырь Феофану 466 . Рассчитывая вскоре вернуться из московской поездки, Иеремия, по словам Гедеона Балабана, «за позволением короля его милости зложити рачил собор великый духовный на все епископы и все духовеньство, также и всех общих посполитых людей закону нашего святого в месте Вильни скоро по Рождестве Пречистой Богородици» 467 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Изображение икон Пресвятыя Богородицы, Православной церкви прославляемых... Москва: Манухин, 1853. С.14. " Сия св. икона находится в Заоникиевской обители (Вологодской епархии). Она явилась в 1588 году июня 23 дня, в 12 верстах от города Вологды, где и устроена вскоре упомянутая обитель " . http://dlib.rsl.ru/viewer/01003568766#?page=154 579x800, 149 Kb 2018-06-03 Казанская Заоникиевская (Владимирская Заоникиевская) Двухсторонняя икона: Богоматерь Заоникиевская (Владимирская). Никола. XVI-XVII в. Дерево, левкас, темпера. 49 х 36,5 х 2,5 см. Устюженский краеведческий музей. 2560x1920, 2061 Kb 2018-06-01 800x600, 89 Kb 2018-06-01 800x600, 281 Kb 2018-04-22 412x493, 101 Kb 2018-04-11 Владимирская Заоникиевская. Изображение икон Пресвятой Богородицы в православной церкви прославляемых, с краткими о них сказаниями, и с присовокуплением умилительных молений к Божией Матери. 2-е изд., испр. и доп. М., 1853. С.14: Сия св. икона находится в Заоникиевской обители (Вологодской епархии). Она явилась в 1588 году июня 23 дня, в 12 верстах от города Вологды, где и устроена вскоре упомянутая обитель. http://dlib.rsl.ru/viewer/01003568766#?page=154 529x667, 173 Kb 2018-04-11 Владимирская Заоникиевская. Земная жизнь Пресвятой Богородицы, и описание святых чудотворных ее икон... Составила София Снессорева. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Терирем, 2010. С. 254: 23.06. Заоникиевская. В 1588 году июня 23 явилась икона Владимирская в 12 верстах от Вологды. В честь сей иконы преподобный Иосиф на месте ее явления построил храм и обитель. Эта пустынь названа Заоникиевскою, как говорит предание, потому, что в окрестном лесу жил разбойник Аника, отчего и самый лес назывался Аникиевским, а как пустынь находится за сим местом, то и названа Заоникиевскою, так же как икона, в ней пребывающая. Казанско-Островоезерская икона Божией матери. Хромолитография Фесенко в Одессе. (с аукциона Цитата по Официальное издание Паломнического центра Московского Патриархата. Ваш путеводитель по святым местам! Островоезерское чудо Монастырь хранил величайшую святыню – часть Ризы Господней, а сейчас здесь единственный в России действующий храм преподобного Михаила Малеина, покровителя династии Романовых.

http://pravicon.com/waitingimages.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010