Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОНИСИФОР (Девочка Михаил (Михно) Петрович; нач. 10-х гг. XVI в.- между 10 и 28 апр. 1592), митр. Киевский и Галицкий в 1579-1589 гг. Мирское имя О. установлено недавно, после находки завещания (тестамента) О., составленного 10 апр. 1592 г. Отцом О. был Петр Гринькович Девочка - гродненский боярин, в 20-30-х гг. XVI в. писарь брестского старосты (впервые упом. в 1519), Петр имел дядю - Ивашко Девочку. Матерью О. была неизвестная по имени брестская мещанка, сестра Мартина Даньковича. Род О. происходит из бояр Витебщины, в нач. XVI в. представители рода прибыли на гродненские земли, где именовались Гриньковичами-Девочками. Исследователи считают, что фамилия Девочка была известна с XVI в. не только на Гродненщине, но и на Киевщине, позже - в Жемайтии. Версии о происхождении рода Девочка с Перемышльской земли (в 1469-1491 известен Перемышльский еп. Иоанн (Иван, Ивонка, Иона) (Девочка)) (М. С. Грушевский ) или с Галицкой земли (митр. Макарий (Булгаков)) требуют проверки. С 1540 г. Михаил Девочка владел богатым имением Олешавичи (Олешковичи) на Гродненщине (ныне дер. Олешевичи Мостовского р-на Гродненской обл., Белоруссия), которое было куплено его отцом за 650 коп литов. грошей, в 1590 г. состояло из 2 боярских служб и более чем из 10 служб тяглых людей. Михаил Девочка также владел имением Ятвеськ (Зяновавщина), частью имения Степанишки, частью имения Рожанка в Гродненском у. (с 1578). В 1540 г. Михаил вступил во 2-й брак с кнж. Анной Тимофеевной Пузыной (имя 1-й жены неизв.), дочерью кн. Тимофея Ивановича Пузыны, земли к-рого соседствовали с имением Олешавичи. В 1-м браке Михаил имел сына Александра, во 2-м браке - сыновей Яроша, Лазаря и Петра, дочь Анастасию. Ярош умер в молодости, др. дети пережили отца. В 1562 г. Михаил Девочка начал работу на управленческих должностях в Киеве, в 1567-1570 гг. занимал пост городничего. В переписи войска Великого княжества Литовского под 28 сент. 1567 г. сказано, что киевский городничий Михаил Девочка должен был выполнять воинскую повинность из доходов своего имения Олешавичи. В акте Гродненского земского суда от 1 окт. 1578 г. Михаил Петрович Девочка назван королевским дворянином.

http://pravenc.ru/text/2578435.html

Девочка остановилась перед ней. Старушка смотрела ей прямо в глаза и как будто чего-то ждала. Потом-то, спустя годы, героине этого рассказа пришло в голову, что она ожидала от нее пасхального приветствия. Только вот девочка-то была из советского нашего прошлого: откуда ей было знать про «Христос воскресе»? Она ничегошеньки тогда не знала – кроме слова «Пасха» и своего желания побывать в храме в этот день... Старушка прервала, наконец, затянувшуюся паузу. Девочка, к тому времени уже закончившая филологический факультет, опознала говор этой женщины. Она не была уроженкой того города, и выговор у нее был как у «бывших». То есть как у людей, получивших хорошее воспитание по дореволюционным образцам. Вот именно так говорит Шульгин в фильме «Перед судом истории» (пусть это будет замечанием в скобках для тех, кто помнит этот фильм). Медленно и старательно, как-то ласково выговаривая слова, старушка молвила: – Девочка, дай мне, пожалуйста, тридцать пять копеечек, у меня на сметанку не хватает. Девочка порылась в кармане и подала ей. Старушка взяла деньги и опять стала пристально смотреть ей в глаза. И опять как будто ждала чего-то... Потом наконец положила деньги в карман и сказала ей: – Спасибо, девочка. Потом повернулась и очень быстро удалилась в сторону больших домов. А в этот момент... В этот момент на девочку вдруг обрушилась какая-то огромная радость В этот момент на девочку вдруг обрушилась какая-то огромная и непонятная ей радость! Она вдруг стала так счастлива и так весела! Все горькие мысли ее исчезли в этой всё затопившей радости (она так и осталась с ней до вечера того Светлого Воскресенья). Быстро дошла девочка до дома и рассказала маме о встрече с чудной старушкой. – Тебе стало радостно, потому что ты подала святую милостыньку . Да еще в Пасху! Ты запомни это. И девочка запомнила! Прошло много лет, а она все вспоминает ту встречу. Вот мы сейчас – сколько трудов нам нужно, чтобы пережить эту пасхальную радость: и пост, и молитвенные бдения, и богослужения в храме... А тогда, в то дикое советское время, ничего не знавшая девчонка побродила вокруг храма, чуть не расплакалась из-за того, что он заперт... Собирались же люди в ту ночь на пасхальную заутреню в храм и – получили от Господа дар! Эта же пришла, по слову Иоанна Златоуста , даже не «к одиннадцатому часу», а после – и, как оказалось, не опоздала. Ей было дано столько же, сколько и тем, кто трудился во славу Господа с первого часа поста. Он это сделал ради Самого Себя. Она ведь благодарить не умела... Да и сейчас – умеет ли?

http://pravoslavie.ru/103010.html

1749 Письмо помещено: 1) в А. З. Р., т. III, 167; 2) в Памят. Киев. Ком., т. III, 11. и 3) в Diplom. statut. VIII; в двух последних изданиях это письмо относится к ноябрю 1588 г. (когда патриарх Иеремия находился в Москве), тогда как в А. 3. Р. письмо это значится написанным в ноябре 1587 года. 1750 Патриарх Иоаким осудил некоторые обычаи, принятые в то время в западнорусской церкви, но епископ Гедеон стал покровительствовать этим обычаям, и когда некоторые брагчики приняли к руководству постановление патриарха, но епископ Гедеон предал их отлучению. См. летоп. Львов. брат. под 1586 и 1588 годами. 1752 При митрополите Арсении братством была в 1588 году составлена и введена в употребление инструкция учителю шкоты греческой и славянской. (См. летоп. Львов. брат. под 1588 г.) – В окружном послании от 1 мая 1587 года епископа Гедеона весьма выразительно сказано, что митрополит Арсений в братской Львовской шкоде учил греческому и славянскому письму детей всякого стану, причём убогих (бедных) детей учил: „за прости Бог“. Макарий, Ист. рус. церк., т. IX, стр. 414. 1755 Устав Виленского св. Троицкого братства, по редакции 1620 года, помещён проф. О. Голубевым в материалах для ист. зап. рус. правосл. церк., напечатанных в Труд. Киев. Дух. Акад. за 1878 год, и в сочинении его ,,Пётр Могила“ (приложения), причём С. Голубев замечает, что документ этот относится к 1588 году. 1756 А. 3. Р., т. IV, 4. На пакете имеется следующий адрес: Братству о Христе храма Успения Божией Матере, православным христианом, мещаном великого града Лвова славному народу Рускому належит“. В примечании 3 сказано: что же касается до чина Виленского братства, то эту любопытную книжку, кажется, надо считать потерянной. Не составляет ли обнародованный проф. Голубевым устав этого братства, его первоначальное издание? 1757 „Братию же непокарающуся истинне и соблазн зсебе инем подающу сим листом нашим Митрополиту киевскому и галицкому и его наместнику, и всем купно свещенником места Виленского за прозбою всее купно братьи пред всеми людми во церкви от братства отлучити повелеваем“ – сказано в самой грамоте. Эта грамота – от 5 июня 1583 года помещена в Собр. древ. акт. и грам. гор. Вильни, Ковна, Трок, 1843 г., ч. II, 3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В кон. 50-х - 60-х гг. XVI в. Г. служил в Астрахани (Астраханское ханство вошло в состав Русского гос-ва в 1556), по 2-3 года, а иногда и более отсутствуя дома. В отличие от двоюродного брата Ивана или родственника Т. Субботина Г. не сделал значительной служебной карьеры и не попал не только в пришедший на смену опричному «особый» двор (1572-1584) царя Иоанна IV, но и в «земский» двор (Г. отсутствует в списке «земского» двора 1577 г.). По свидетельству Повести о прп. Иулиании, Г. с супругой жили «во мнозе добродетели и чистоте по закону Божию», утром и вечером они усердно молились Богу, совершая по 100 и более поклонов. Г. читал Свящ. Писание, сочинения Козьмы Пресвитера, жития святых, к-рые с вниманием слушала его супруга, не знавшая грамоты. В березопольском поместье Г. имелась ц. во имя вмч. Георгия Победоносца, при к-рой существовали «две кельи нищии, питаются от церкви Божии» (Выпись из Нижегородских дозорных книг 1588 г.- Анпилогов Г. Н. Нижегородские документы XVI в. (1588-1600 гг.). М., 1977. С. 174). В семье Г. и прп. Иулиании было 13 детей, из к-рых 7 дожили до совершеннолетия. Известны имена 5 сыновей: Григорий (род. ранее 1574), Каллистрат (Дружина) (род. в 1578), Иван (род. в 1580), Георгий (род. в 1587) и Дмитрий (род. в 1588), последним ребенком была дочь, впосл. принявшая схиму (см. Феодосия, прп., род. в 1590). Вместе со св. супругами жили родители Г. Согласно муромской десятне, в 1578 г. Г. был боярским сыном 1-й статьи. «На государевы службы» он обязан был являться «на коне в пансыре, в шеломе, в саадаке, в сабле, да три человека на конех, в пансырех, в шапках в железных, в саадацех, один с копьем, человек на мерине с юком» (Лихачёв. Грамоты рода Осоргиных. С. 19-20). При царе Феодоре Иоанновиче, между 1584 и 1588 гг., Г. «за старость и за увечье» был отставлен от службы, его поместье перешло к старшему сыну, к-рый в кон. 1588 г. был убит холопом на охоте. 11 марта 1589 г. следующему сыну Г., Григорию, в Москве была выдана ввозная грамота на поместье отца в Нижегородском у.- дер. Ярцово-Чирьево, селище Олисеевское с пустошами Вордогино, Веретея и Вочнева. За это пожалование Григорий был обязан помимо службы царю «отца своего и мать кормит до их живота, а братью кормит до тех мест, как поспеют в нашу службу» (АСЗ. Т. 2. 337. С. 297). Однако в 1589/90 г. Григорий был убит. В соответствии с ввозной грамотой, выданной Осорьиным в Москве 4 сент. 1590 г., поместье погибшего на царской службе Григория было возвращено Г., до того времени пока кто-либо из оставшихся его сыновей на царскую службу «поспеет и будет в пятнатцать лет, и он с того отца своего поместья учнет… службу служити и его, Юрья, и меньшую братью, и сестру кормить, и, вскормив, сестру замуж выдать» (Там же. 338. С. 297-298).

http://pravicon.com/info-2048

820 ...в соборную церковъЖивоначальныя Троица... – Троицкий собор в Псковском кремле, главный храм Пскова. 821 ...к сроднику своему, к благоврному великому князю Гаврилу-Всеволоду... – Всеволод-Гавриил Мстиславич (ум. в 1138 г.), внук Владимира Мономаха , князь Новгородский. Изгнанный новгородцами, Всеволод был приглашен в Псков; только год княжил Всеволод в Пскове, но оставил о себе добрую память, уже в конце XII в. начинается, по-видимому, его почитание как патронального святого, защитника и покровителя города, в 1192 г. его мощи были торжественно перенесены в Троицкий собор (здесь они покоятся и ныне), на соборе 1549 г. было установлено его общерусское почитание. 822 ...Вифлянскую же землю до конца повоива... – Поход 1577 г. был одним из самых удачных походов в истории Ливонской войны, были покорены все бывшие ливонские земли, за исключением Курляндии, городов Ревеля и Риги. 823 ...воинством на новоприемныя государем грады воополчаютца... – В 1578 г. в земли, завоеванные Грозным в 1577 г., вторглись войска курляндского герцога и виленского воеводы Николая Радзивилла, им удалось овладеть рядом городов, в числе которых был Венден (Кесь). 824 ...паки в третье лто первого своего походу во отмщение на них пути ся приемлет. – В 1579 г. Иван Васильевич готовился к осаде Ревеля, в Курляндию им были посланы войска под предводительством воевод В. Д. Хилкова и М. А. Безнина. 825 ...росийского государя нашего измнников, князя Ондря Курбского с товарыщи. – Участие Курбского «с товарыщи» в походе 1579 г. подтверждается посланиями Ивана Грозного и Стефана Батория. 827 ...войску же своему вооружатися повел и готовитися и с ними на Рускую землю устремися... – В течение 1578–1579 гг. Баторий собирал войска, в июне 1579 г. официально объявил войну русскому государству. 828 ...к старому Литовския земли их граду к Полодцку... – Полоцк – один из древнейших русских городов; в XIII в. был завоеван Литвой, в 1563 г. вновь присоединен к России Иваном IV. 829 Рускому же государю нашему шествие пути на нмцы творяще, достигшу же ему... Пскова... – Иван Грозный летом 1579 г. намеревался совершить поход на Ревель, принадлежавший Швеции. Будучи уже в пути, он получил известие об объявлении войны Баторием. Не зная его планов, Иван IV отправил войска на юг Ливонии, сам остановился в Пскове. Здесь он узнал о том, что королевская армия приближается к Полоцку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между 1568 и 1572 гг. Михаил Девочка получил от кор. Сигизмунда II Августа в управление Лавришевский мужской монастырь в окрестностях Новогрудка (в Новогрудке находилась резиденция главы Западнорусской митрополии ). В грамоте кор. Сигизмунда III Вазы Михаилу Брольницкому на Лавришевский мон-рь от 28 авг. 1591 г. упоминается, что мон-рь был предоставлен О. Сигизмундом Августом до поставления О. в митрополиты. Игуменство в крупной обители было передано мирскому человеку и двоеженцу. Это пожалование следует рассматривать в ряду др. пожалований королевским дворянам в последние годы правления Сигизмунда II как вознаграждение за заслуги, когда не было возможности наградить иным образом. Будучи митрополитом, О. сохранил владение Лавришевским монастырем. В Литовской метрике в записи от 19 июня 1579 г. по делу королевского секретаря Матвея Протасовича-Островского, сына умершего митр. Ионы III (Протасовича (Протасевича)-Островского), О. назван «нареченным митрополитом». Т. о., к этому времени Михаил Девочка принял монашеский постриг. 12 дек. 1579 г. уже в качестве митрополита О. заключил соглашение с королевским инстигатором о своей юрисдикции в Киеве (О. уже являлся тогда настоятелем киевского Софийского мон-ря). Вероятно, выборы митрополита состоялись в 1578 г. (митр. Сильвестр (Косов) в «Патериконе» датировал начало правления О. 1578 г.). Впрочем, существует свидетельство того, что хиротония О. состоялась 27 февр. 1583 г. (в этот же день митрополит выдал ставленую грамоту иерею Афанасию). В 1579 г. король пожаловал О. в пожизненное владение виленский во имя Святой Троицы мужской монастырь. Для непосредственного заведования мон-рем митрополит назначил игум. Сильвестра. При королевском дворянине правосл. члены Виленской городской рады и горожане передали Сильвестру имущество мон-ря. Правосл. горожане издавна пользовались правом ежегодно проверять имущество виленских церквей и Троицкого мон-ря, но игум. Сильвестр не стал допускать их к такой проверке. Виленские бурмистры и радцы неоднократно жаловались О.

http://pravenc.ru/text/2578435.html

Затем на месте братской могилы было решено построить храм-памятник Спаса Нерукотворного образа. Автором проекта был петербургский архитектор Н. Ф. Алфёров, который предложил необычный проект: при сохранении всех канонических принципов православного храма основой его формообразования является пирамида. Почему пирамида? Во-первых, пирамиды были в моде, так как это были времена Наполеона Бонапарта, своеобразно исследовавшего Египет и украсившего Париж обелисками, сфинксами, пирамидками и иными символами вечности. Во-вторых, для знатока египетских древностей Н. Ф. Алфёрова это был не просто храм, а храм-гробница (по материалам книги: М. Пинегин. Казань в ее прошлом и настоящем. – Казань, 1890). Однако в настоящее время храм, в котором при советской власти был склад, находится в полуразрушенном состоянии. 245 История Казанского Богородицкого женского монастыря неразрывно связана с обретением, прославлением и почитанием в России чудотворной Казанской иконы Божией Матери. В начале июля 1579 г. в Казани был большой пожар. Огонь поглотил целый район, примыкавший к Кремлю с северо- востока. Двенадцатилетней девочке Марфе, дочери сотника Онучина, трижды являлась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на городское пепелище и обрести Ее образ. Девочка рассказала матери, а та сообщила о видении архиепископу Казанскому Иеремии, который благословил духовенство участвовать в поисках иконы. 8 июня 1579 г. девочка Марфа обнаружила икону Богородицы на месте горевшего дома. В обретении иконы принимал участие священник казанской Николо-Гостинодворской церкви Ермолай, позже Казанский митрополит, а затем и Всероссийский патриарх и священномученик Гермоген, канонизированный Русской Церковью в 1913 г. Он и описал, в свою бытность Казанским митрополитом, сказание об обретении иконы и чудотворениях от нее. В этом же году (1579) по случаю обретения иконы был основан женский Богородицкий монастырь. Одной из настоятельниц этого монастыря стала Марфа, принявшая монашество. В 1594–1595 гг. на месте чудесного события был выстроен Собор Пресвятой Богородицы, куда поместили икону.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой. Эта елка была гораздо выше и наряднее той, которую девочка увидела в сочельник, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но… спичка погасла. Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре превратились в ясные звездочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след. “Кто-то умер”, — подумала девочка, потому что ее недавно умершая старая бабушка, которая одна во всем мире любила ее, не раз говорила ей: “Когда падет звездочка, чья-то душа отлетает к Богу”. Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую. - Бабушка, — воскликнула девочка, — возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдешь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как теплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая елка! И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, — вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко — туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха, — они вознеслись к Богу. Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл румянец, на губах — улыбка, но она была мертва; она замерзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило мертвое тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку. - Девочка хотела погреться, — говорили люди. И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье. Сон Все яблони в саду покрылись бутонами — цветочкам хотелось опередить зеленые листья. По двору разгуливали утята, на солнышке потягивалась и нежилась кошка, облизывая свою собственную лапку. Хлеба в полях стояли превосходные, птички пели и щебетали без умолку, словно в день великого праздника. В сущности, оно так и было — день-то был воскресный. Слышался благовест, и люди, разодетые по-праздничному, с веселыми, довольными лицами шли в церковь. Да, право, и вся природа вокруг как будто сияла! Денек выдался такой теплый, благодатный, что так вот и хотелось воскликнуть: “Велика милость Божья к нам, людям!”

http://azbyka.ru/fiction/snezhnaya-korol...

Раз у меня появилась житейская нужда, значит, я могу попросить святителя Спиридона помочь мне купить подарок для бабушки, решила девочка. Вечером, она встала на коленки и шепотом, что бы бабушка не услышала, рассказала святому о платке. У Леночки была игрушечная змейка, и девочка была уверена, что именно ее святой Спиридон превратит в деньги. Она спрятала игрушку под подушку, что бы бабушка не нашла деньги раньше; Но время шло, а змея так и оставалась змеею. «Наверное, святитель Спиридон меня не услышал. Не смогу я порадовать бабушку платком», расстроилась девочка, как вдруг услышала разговор одноклассниц: - Я сегодня шла мимо дворца, где люди женятся, и видела целую кучу монет, лежащих на асфальте, — сказала одна девочка. - Да кому нужны эти монеты. Там одни копейки. Их только нищие собирают, — ответила другая. «Мне! Мне нужны эти монеты!», сердце Леночки от радости забилось сильнее. «И как я раньше не догадалась собирать там деньги?! Я же видела, как их бросают под ноги жениху и невесте!». После школы Леночка помчалась собирать монетки. Их было множество, но в основном это была мелочь. За один раз девочка собрала несколько рублей. Каждый раз, нагибаясь, Леночка говорила про себя – «Спасибо, Господи». Она собирала деньги долго, но совсем не устала. За три дня до Христова Рождества Леночка собрала нужную сумму. Вечером, она ненадолго отпросилась у бабушки, и побежала к заветному магазину, крепко сжимая в руке тяжелый мешочек, набитый мелочью. Пуховый кружевной платок по-прежнему красовался в витрине, а рядом с ним появилась голубая вязаная шапочка с вышитыми серебряными снежинками. Леночке очень захотелось ее купить и тут же надеть. Стоила шапочка, как и платок сто пятьдесят рублей. На девочку вдруг накинулись мысли о том, что бабушке на платок можно насобирать монеток в другой раз, в конце-концов, жила же бабушка без платка и еще поживет, а шапочка так подойдет к Леночкиным голубым глазам. «Купи себе шапочку, купи», вкрадчиво уговаривал девочку внутренний голос. «Господи, помоги мне. Что мне делать?!», подумала Леночка, и голос тут же исчез вместе с мыслями о шапочке. Девочка уверенно зашла в магазин и весело сказала продавщице:

http://azbyka.ru/fiction/teplyj-dom-svya...

С трудом преодолел желание ослушаться старца, свернуть к родной обители, прорваться к ней, как к убежищу, сквозь метель и вьюгу – имже образом желает елень на источники водныя. Сбавил скорость, проехал мимо – к Никифорово, достал сотовый – и телефон не заставил себя долго ждать, забасил голосом отца Савватия: – Отец Валериан, ты где сейчас едешь? Нужно заехать в Никифорово, к автобусной остановке, там – девочка с бабушкой стоят, замерзают. Девочка нам в монастырь только что позвонила, утверждает, что украла свою бабушку, нужна помощь. Слышно ее плохо, непонятно. Разберись давай, в чем там дело! Телефон отключился. Отец Валериан притормозил у обочины. Крепко задумался. Вот это номер! Девочка отцу Савватию только что звонила, а выходит, Виталька с утра всё это знал! Знал и каким-то чудесным образом отцу Захарии объяснил! А тот – про будущий звонок игумена Савватия, выходит, всё знал… Да уж… С нашей братией да не соскучишься! Эх, се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе! Девочка тоже хороша – бабушку она, видите ли, украла! У кого она ее украла?! Зачем?! Дожили: бабушек воруют! Кошмар! На носу Рождество – и на тебе: езжай, отец Валериан, разбирайся с похищенными старушками и сумасшедшими девочками! Стоп – пока я тут рассуждаю, думу думаю – замерзнут на самом деле обе! Инок быстро завел машину и сквозь пелену метели поспешил в Никифорово, где на пару минут обычно останавливался транзитный автобус из областного центра в районный. Девочка тоже хороша – бабушку она украла! Дожили: бабушек воруют! По краям дороги замелькали занесенные снегом дома, только дымок из труб указывал на наличие здесь жизни. Пустая остановка. Отец Валериан затормозил: никого нет, ни бабушки, ни девочки! Вышел из машины – навстречу шевельнулось белое, непонятное, облепленное снегом, еще немного – и два снеговика готовы! Засуетился, стал отряхивать, сажать в машину – не поймешь, где бабушка, где девочка: две маленькие фигурки, одна меньше другой. В машине было тепло, уютно, и фигурки отдышались на заднем сидении, откинули шали и платки и превратились в девочку-школьницу и маленькую-маленькую очень старую бабушку. Лет девяносто – не меньше. Как она вообще в путь пустилась? Старушка сидела, откинувшись головой назад, и отец Валериан испугался: не умрет ли она прямо сейчас, не доехав до монастыря? Достал термос, напоил чаем – оживились, задвигались, старушка перестала умирать и ласково назвала сынком.

http://pravoslavie.ru/67021.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010