С трудом преодолел желание ослушаться старца, свернуть к родной обители, прорваться к ней, как к убежищу, сквозь метель и вьюгу – имже образом желает елень на источники водныя. Сбавил скорость, проехал мимо – к Никифорово, достал сотовый – и телефон не заставил себя долго ждать, забасил голосом отца Савватия: – Отец Валериан, ты где сейчас едешь? Нужно заехать в Никифорово, к автобусной остановке, там – девочка с бабушкой стоят, замерзают. Девочка нам в монастырь только что позвонила, утверждает, что украла свою бабушку, нужна помощь. Слышно ее плохо, непонятно. Разберись давай, в чем там дело! Телефон отключился. Отец Валериан притормозил у обочины. Крепко задумался. Вот это номер! Девочка отцу Савватию только что звонила, а выходит, Виталька с утра всё это знал! Знал и каким-то чудесным образом отцу Захарии объяснил! А тот – про будущий звонок игумена Савватия, выходит, всё знал… Да уж… С нашей братией да не соскучишься! Эх, се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе! Девочка тоже хороша – бабушку она, видите ли, украла! У кого она ее украла?! Зачем?! Дожили: бабушек воруют! Кошмар! На носу Рождество – и на тебе: езжай, отец Валериан, разбирайся с похищенными старушками и сумасшедшими девочками! Стоп – пока я тут рассуждаю, думу думаю – замерзнут на самом деле обе! Инок быстро завел машину и сквозь пелену метели поспешил в Никифорово, где на пару минут обычно останавливался транзитный автобус из областного центра в районный. Девочка тоже хороша – бабушку она украла! Дожили: бабушек воруют! По краям дороги замелькали занесенные снегом дома, только дымок из труб указывал на наличие здесь жизни. Пустая остановка. Отец Валериан затормозил: никого нет, ни бабушки, ни девочки! Вышел из машины – навстречу шевельнулось белое, непонятное, облепленное снегом, еще немного – и два снеговика готовы! Засуетился, стал отряхивать, сажать в машину – не поймешь, где бабушка, где девочка: две маленькие фигурки, одна меньше другой. В машине было тепло, уютно, и фигурки отдышались на заднем сидении, откинули шали и платки и превратились в девочку-школьницу и маленькую-маленькую очень старую бабушку. Лет девяносто – не меньше. Как она вообще в путь пустилась? Старушка сидела, откинувшись головой назад, и отец Валериан испугался: не умрет ли она прямо сейчас, не доехав до монастыря? Достал термос, напоил чаем – оживились, задвигались, старушка перестала умирать и ласково назвала сынком.

http://pravoslavie.ru/67021.html

Б. можно считать миниатюру Шумиловского тома Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 833), иллюстрирующую известие о событиях 1521 г., когда во время приближения к Москве крымского хана Махмет-Гирея «праведный нагоходец Василий», ночью молившийся перед Успенским собором, услышал шум внутри храма и глас от Владимирской иконы Богоматери, намеревавшейся покинуть свое место (этот эпизод был позднее включен в состав клейм иконы «Богоматерь Владимирская с деяниями» 2-й пол. XVII в. из ярославской ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (ЯХМ)). Устойчивая иконография В. прослеживается с 1588 г., когда состоялось церковное прославление святого. В 1589 г. был создан надгробный покров с прямоличной фигурой В. Б. и образом Св. Троицы в сегменте наверху, шитый по повелению царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины в ее мастерской (ГИМ, музей «Покровский собор»). видимо, схожее изображение В. Б. находилось и на крышке несохранившейся серебряной раки 1588 г. на существование икон В. Б. до его церковного прославления указывают сведения о составлении ему службы ранее 1588 г., о сооружении каменной палатки над его гробом до 1588 г. ( Баталов, Успенская. С. 37), а также его изображение на иконе «Походная церковь» (Токг) 3-й четв. или 70-х гг. XVI в. К числу древнейших образов В. Б. также относятся изображения на киоте иконы «Богоматерь Умиление Корсунская» (ВСМЗ), вложенной в 1590 г. в суздальский Евфимиев мон-рь Демидом Черемисиновым: фронтальная фигура на правом поле малого киота и образ в молении на правом поле большого киота. Повторение фигуры В. Б. свидетельствует о том, что вкладчик иконы, брат царского казначея Дементия Черемисинова, почитал недавно прославленного, «нового» чудотворца как молитвенника о «царском чадородии», покровителя царя Феодора Иоанновича и всего Русского гос-ва. Святые блаженные Максим, Василий, Андрей и прп. Мария Египетская. Фрагмент иконы «Походная церковь». Кон. XVI в. (ТОКГ) Святые блаженные Максим, Василий, Андрей и прп. Мария Египетская.

http://pravenc.ru/text/150789.html

Из грамоты короля Стефана Батория, 1578 г., видно, что архиеп. Полотский Феофан большею частью пребывал в Могилеве и что поэтому король передал в его непо­средственное владение Могилев. Спасский мон. с церковью, со всеми имениями, угодьями и доходами. В 1588 г. мона­стырь отнят от Феофана за корысто­любие и нерадение и передан в веде­ние Могилевских граждан. В 1588 г. монастырь передан во владение архиеп. Полотскому Афанасию Терлецкому. В 1650 г. грамотою короля Яна Казимира отдан православным. В церкви Пре­ображения, достроенной в 1746 г., погребаются архиепископы Могилевские. “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., Отд. 1, 26; IV, 6; “Витеб. губ. вед.”, 1859 г., 12 (архиеп. Феофан и Афанасий); “Акты Зап. Р.”, III, 94 (Ж. гр. 1578 г. Полоцк. архиеп. Феофану на влад. м-рем), примеч. к III тому, 57; 6 (Ж. гр. 1588 г. Могилев. жителям о предоставл. м-ря их веде­нию и управл.), 7 (Ж. гр. 1588 г. Лещинскому архим. Афанасию Терлецкому на Полоц. архиепи­скопию), 23 (Гр. 1590 г. архиеп. Афан. Терлецкого Могилев. мещанам об уступке м-ря в их владение и управл.), 119 (Ж. гр. 1597 г. Мо­гилев. православ. мещанам о дозволении им учре­дить при м-ре братство и школу); V, 19 (Меновая запись 1644 г. Киево-Печер. м-ря сел на волость Попова Гора, принадлежав. Св. Спасу кафедры Могилев.); “Памят. кн. Витеб. губ. на 1865 г.”, 180 (грамота Яна Казимира 1650 г. о передаче м-рей и церквей православным); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1837 г., 420 (обозр. Могилева; с 1608 по 1674 г. был в руках униатов); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., III, 74 (наказная память 1657 г. о перемене наместника Спасского м-ря). 2047 . Спасо – Преображенский на Болгаре, мужской, совсем уни­чтоженный, Тверской губ., где-то в быв­шем Шеском уезде, часть которого входила в нынешний 2-ой стан Корчевского у. В писцов. книге XVI ст. значится в Шеском уез.: «Вел. кн. мо- настырек на Болгаре; к тому же мона­стырку 7 деревень; пашни в них полтрети сохи. Царя и вел. кн. Монастырек на Болгаре, а в нем церк. Пре­ображенье Спасово». Калачов, “Писцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1587 г. февраля 17–4 мая (выехал). – Посланник, «с ведома Руделфа цесаря», Максимилиана, эрцгерцога Австрийского, Генрих (Индрик) Гойгель с предложением быть в любви и для переговоров по поводу предстоящего избрания короля Польского по случаю смерти Стефана Батория. – 7 апреля приехал в Москву; 20 принят, а 4 мая выехал. 1588 г. июня 20 – в конце 1588 г. (приехал в Москву). Любской торговый человек Захарий Мегер с грамотой императора Рудольфа – о дозволении свободной торговли с Новгородом любчанам и о невинности Мегера, которого по ненависти оклеветали (Б.К.). 1588 г. августа 15–23 июля 1589 г. (выехал из Москвы). Посланник эрцгерцога Австрийского Максимилиана Лука Павлов Магнус – о литовских делах. – Прибыл в Москву вместе с Николаем Варкочем и Кашпером Кроном (Caspar Krohn); последний от Любских «буймистров и ратманов». 1588 г. декабря 9–23 июля 1589 г. (выехал из Москвы). Посол императора Рудольфа Николай Варкоч – о союзе против турок, о литовских делах и о торговых людях. – 20 марта 1589 г. приехал в Москву, 6 апреля принят, а 15 июня отпущен. 1590 г. в июне прибыл в Псков любской немчин Ганс Вербес с грамотами к царю Федору (от 22 декабря 1589 г.) и боярину Борису Годунову (от 20 декабря 1590 г. sic; ошибка, вероятно) эрцгерцога Максимилиана и бывшего посла Николая Варкоча (от 1 апреля 1590 г.) о литовских делах, – грамотами, переданными Вербесу для доставления Каппером Кроном в г. Любеке. В Москве грамоты получены 8 июня 1590 г. 1591 г. июня 6 (приехал в Москву) – 25 июня (отпущен). – Немчин Андреас Гартрам (Гартрофт) с грамотами к царю Федору (от марта 1591 г.) и боярину Борису Годунову (от 24 декабря 1590 и марта 1591г.) Николая Варкоча – о «графе Италийской земли Ерониме Шкоте», желающем выехать на Государево имя в Москву, и самого гр. Шкота. 1691–1592 (7100) гг. – гонец Ирык Ласорг? 1593 г. апреля 9–8 декабря ( выехал из Москвы). – Посол императора Рудольфа II Николай Варкоч для переговоров о заключении мира с Польским и Шведским королями и союза против турок. – С ним сын его Иван, писарь Гарман и 30 человек цесарских дворян и их людей. – В Москву прибыли 17 сентября; отпущены 30 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

б) в самом царстве Русском до крещения Владимира. Период Ï История Церкви Русской в зависимости от Константинопольского Патриарха (988–1588): а) под управлением одного, подвластного ему Митрополита (988–1240); б) под управлением то одного, то двух Митрополитов (1240–1462); в) под управлением двух Митрополитов (1462–1588). Период IÏ История Церкви Русской в её самостоятельности, т. е. зависимости от собственных Первосвятителей (1588–1884). а) вначале одного, носившего титул Патриарха (1588–1721); б) затем Собора иерархов или Святейшего Синода, заменившего собой Патриарха (1721–1884). Заключение: Современное состояние Церкви Русской – Русская церковная Статистика. Метод расположения предметов в Русской церковной истории может быть тот же, какой указан для истории Церкви вообще. Из источников главнейшие: I. Летописи: 1) Греческие, сначала церковные: Евсевия, Сократа, Созомена , Феодорита, Евагрия и проч. (это для вступления в историю Русской Церкви); потом общие: Льва Грамматика (X в.), Георгия монаха (X), Кедрина (XI), Зонара (XII), Вриенния (XII), Хониата (XIII) и других, продолжающиеся до последней половины XV века 768 ; 2) Отечественные, начатые преподобным Нестором в конце XI века, и продолженные в разных местах России, Киеве, Новгороде, Пскове и других, с большей или меньшей обширностью. Одни до XIII века, другие до XIV или XVI, а некоторые почти до ΧV ΙΙΙ 769 ; 3) Польские, начинающиеся в XII веке и оканчивающиеся в ΧV 770 . II. Акты: 1) отечественные, изданные Археографическими Экспедицией и Комиссией, собранные и изданные в Киеве 771 и Вильне 772 , изданные Новиковым (в древней Российской вивлеофике), Графом Румянцевым (в собрании государственных грамот), Протоиереем Григоровичем (в Белорусском архиве), Мухановым 773 и другими 774 , также помещённые в полном собрании Русских законов. СПб. 1840; 2) иностранные, каковы, например, собранные Тургеневым 775 . III. Записки современников, составленные частью нашими соотечественниками 776 , а более иностранцами, посещавшими наше отечество, или писавшими о нём только по слуху 777 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

19 Кружка братская находилась у старшего, а ключ от неё у млад­шего брата; при отворении и замыкании братской скрынки были произно­симы особо составленные молитвословия. 20 С знаменем обходили также и для извещения о погребении умер­шего братика. Братство имело еще свою печать с изображением Успения Пресвятой Богородицы и старого братского храма со следующей надписью по-славянски: † Братсво † лвовское † храма † Оуспения † Бца †. Дру­гая меньшая печать с изображением колокольни при храме и внизу льва (герб города Львова) имела следующую надпись: «оглашение церкве братств лвовского». Снимки с этих печатей помещены в 1 т. юбилейн. изд. Львов. брат., табл. XIII. 21 «Если бы кто из братства был обвинен пред епископом, то он не должен сам по себе оправдываться, – пока не станет с ним братство; тогда братия вместе при епископе должны исследовать обстоятельства обвинения и судиться по правилам св. отцов» (§ 31 устава). – В летоп. Львов. брат., под 1605 год. указывается, что Львовское братство (в XVII веке), если дело касалось одного из его членов, имело право назначать своих депутатов с правом голова в епископскую консисторию. 25 Письмо помещено: 1) в А. З. Р., т. III, 167; 2) в Памят. Киев. Ком., т. III, II, и 3) в Diplom. statut. VIII; в двух последних изданиях это письмо относится к ноябрю 1588 г. (когда патриарх Иеремия находился в Москве), тогда как в А. З. Р. письмо это значится написанным в ноябре 1587 года. 26 Патриарх Иоаким, осудить некоторые обычаи, принятые в то время в западно-русской церкви, но епископ Гедеон стал покровительствовать этим обычаям, и когда некоторые братчики приняли к руководству постановление патриарха, епископ Гедеон предал их отлучению. См. Летоп. Львов. брат. под 1586 и 1588 годами. 29 При митрополите Арсении братством было в 1588 году составлена и введена в употребление инструкция учителю школы греческой и славянской. (См. летоп. Львов. брат. под 1588 год). – В окружном послании от 1 мая 1587 года епископа Гедеона весьма выразительно сказано, что митрополит Арсений в братской Львовской школе учил греческому и славянскому письму детей всякого стану, причем убогих (бедных) детей учил: «за прости Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Княгиня Анна Свирская завещала на виленский Пречистенский собор свой дом в Вильне, на Троицкий монастырь в том же городе десять коп грошей и столько же на прочие виленские церкви (1588) . Между тем раздача православных монастырей людям светским и иногда духовным продолжалась по-прежнему, если даже не усиливалась. Король Стефан Баторий раздал монастыри: а) Спасский во Владимире — земянину своему Михаилу Оранскому и его детям без обязательства вступать в духовный сан (1578 и 1580) ; б) Варваринский женский в Пинске, находившийся дотоле в пожизненном управлении земянки Софии Воловичевой-Кирдеевой, другой земянке, Раине Воиновой (1580); в) Уневский в городе Львове — дворянину Василию Балабану (1581); г) Брацлавский на озере Неспеши, который держал дотоле Семен Волович, дворянину Ждану Левоновичу с условием, чтобы он принял духовный сан (1581); д) Пречистенский женский в Луцке, на Святой горе,— Феодоре Боговитиновне-Загоровской (1583); е) мстиславский Пустынский — поповскому сыну Матфею Евпатьевичу, с согласия Полоцкого архиепископа Феофана—Богдана, которому монастырь этот прежде был пожалован (1585); ж) кобринский Спасский — дворянину Ивану Гоголю под условием, чтобы он принял духовный сан (1586). Король Сигизмунд III пожаловал мстиславский Онуфриевский монастырь князю Богдану Озерецкому-Друцкому, изъявившему желание принять духовный сан (1588), а мстиславский Нагорный — местному протоиерею Ивану Ипатьевичу в пожизненное управление (1589). Следует присовокупить, что не одни архиереи имели в своем управлении по нескольку монастырей, а иногда и архимандриты. Так, архимандрит Михаил Рагоза, управлявший с 1579 г. минским Вознесенским монастырем, получил еще от слуцких князей в пожизненное управление слуцкий Троицкий монастырь в 1582 г. и слуцкий Мороцкий в 1589 г., мая 20 . Вести о нестроениях в Западнорусской Церкви, без сомнения, не раз доходили до ее верховного пастыря, Вселенского патриарха,— наконец, он увидел их и собственными очами. До 1588 г. ни один из Цареградских патриархов не посетил Русской Церкви, хотя под властию их она находилась уже ровно шесть столетий.

http://sedmitza.ru/lib/text/436059/

Хозяйственный кризис 2-й половины царствования Иоанна IV затронул и монастырские вотчины. Уже в 1563 г. власти И. В. м. жаловались, что более 300 вытей в вотчинах запустело по причине повинностей, вызванных Ливонской войной, и в связи с отсутствием промыслов (АФЗХ. Ч. 2. 302). В 1568-1571 гг. мон-рь пострадал от эпидемии чумы и во время набега крымских татар (за 3 года умерло 300 монахов). В вотчинах монастыря произошли убыль населения и сокращение посевных площадей. Власти И. В. м. стали проводить более гибкую экономическую политику: предоставляли льготы, заменяли платежи повинностями, унифицировали денежные оклады. В 1574-1580 гг. хозяйство И. В. м. восстановилось: на 40% выросло количество вытей, на 66% - объем денежной ренты. После отмены тарханов в 80-х гг. XVI в. на монастырь были возложены обязательства уплаты регулярных и разовых сборов (данных, полоняничных, ямских денег). Это повлекло за собой разорение крестьян, которые не смогли выдержать двойные платежи. В 1591 г., по данным казначейских записей, необработанными оставались 56% земель ( Щепетов. 1946. С. 97). Хозяйство И. В. м. было перестроено: организовано кредитование крестьян деньгами, осуществлен переход с оброка на барщину, расширена практика предоставления земель в аренду, упорядочены платежи. Эти мероприятия привели к росту доходности монастырского хозяйства в 3-5 раз, но вызвали крестьянские волнения в 1594-1595 гг., спровоцированные не бедняками, но «прожиточными» крестьянами. Приобретенное по инициативе Мисаила Безнина с. Вейна стало предметом ряда конфликтов. В 1594-1595 гг. И. В. м. выиграл тяжбу с боярином И. В. Годуновым, в 1595-1596 г.- с помещиками Киреевскими, в 1595-1605 гг. тянулся спор с помещиком Ф. З. Богдановым. В процентном отношении среди источников доходов И. В. м. поборы с крестьян составляли: 11% - в 1573/74 г., 13% - в 1575/76 г., 19% - в 1579/80 г., 16% - в 1588/89 г. Доходы от торговли были менее стабильны: в 1573/74 г.- 6%, в 1575/76 г.- 11, в 1579/80 г.- 5, в 1588/89 г.- 3% ( Колычева. 2002. С. 107). Вклады

http://pravenc.ru/text/673721.html

пиастров ( P curariu. 1997. Vol. 3. P. 117). 22 янв. 1862 г. в Бухаресте было создано единое правительство и созвано Представительное собрание (Парламент), что заложило основы для создания единого национального гос-ва, получившего офиц. название Румыния. 18 июня 1863 г. была произведена инвентаризация ценностей и документов преклоненных мон-рей. Не использовавшиеся во время богослужения ценные предметы утвари следовало сдать на хранение в мон-рь Голия в Яссах под военную охрану. В авг. того же года представитель Румынии в К-поле подал Порте проект решения вопроса о секуляризации земель преклоненных мон-рей. Согласно проекту, св. места должны были получить компенсацию в размере 80 млн тур. пиастров, из них изымался накопившийся долг (ок. 29 млн). Кроме этого, Румынское гос-во предоставляло 10 млн тур. пиастров на основание светской школы и госпиталя в К-поле. Однако представители св. мест отвергли это предложение. 13 дек. 1863 г. была самопровозглашена автокефалия Румынской Православной Церкви, М. м. вышла из юрисдикции К-польской Патриархии и с тем же названием вошла в юрисдикцию новообразованной национальной Церкви (см. в ст. Молдовы и Буковины митрополия ). Митрополиты М. м. Иосиф (ок. 1387-1388 - ок. 1415), не принятые в княжестве - Феодосий (после 1388 - до 1392/93) и Иеремия (1392/93 - ок. 1410), Макарий, Григорий, Дамиан (1437-1447), Иоанникий (1447-1453), Феоктист I (1453-1478), Георгий I (1478-1508), Феоктист II (1508-1528), Каллистрат (1528-1530), Феофан I (1530-1546), Григорий I (Рошка) (1546-1551), Георгий II Бистрицкий (1551-1552), Григорий II Нямецкий (1552-1563), Феофан II (1563-1572, 1578-1579, 1582-1588), Анастасий (1572-1577), местоблюститель митрополичьего престола, епископ Романский Никанор (1579-1582, митрополит в 1591-1594), Георгий III (Мовилэ) (1588-1591, 1595 - май 1600, сент. 1600-1605), Митрофан (1594-1595), Мардарий (1595), Дионисий (Ралли-Палеолог) (май-сент. 1600), Феодосий (Барбовский) (1605-1608), Анастасий (Кримка) (1608-1617, 1619-1629), Феофан III (1617-1619), Афанасий (1629-1632), свт. Варлаам (1632-1653), Гедеон (1653-1659, 1664-1671), Савва (1659-1664), свт. Досифей (Барилэ) (1671-1674, 1675-1686), Феодосий из Брази (1674-1675), Каллистрат (Вартик) - местоблюститель (1686-1689), Савва Романский (1689-1701/02), Мисаил (1701/02-1708), Гедеон (1708-1722), Георгий IV (1722-1729), Антоний (1730-1739), Никифор (1739/40-1750), свт. Иаков I Путнянский (1750-1760), Гавриил (Каллимаки) (1760-1786), Лев (Леон) (Геукэ) (1786-1788), Иаков II (Стамати) (1792-1803), Вениамин (Костаки) (1803-1808, 1812-1821, 1823-1842), Мелетий (Лефтер) (1844-1848), Софроний (Миклеску) (1851-1860). Архитектура и искусство М. м.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Даже самое сословие, которое дало России Гермогена, точно не определено. Но, видимо, для всех тогдашних сословий дорого было имя великого русского человека. Как в древности семь городов спорили о чести считаться родиной величайшего греческого поэта Гомера, так точно чуть не все русские сословия называли Гермогена своим. Поэтому и русские историки до сего времени не согласились, – к какому сословию отнести его по происхождению: одни полагают, что он был невысокого рода и принадлежал к тяглому городскому сословию; у него был зять в Вятке посадский человек, – Корнилий Рязанцев; по другому мнению, Гермоген был донской казак, т. е. военный человек; по словам историка С. М. Соловьева он происходил из рода князей Голицыных и до пострижения носил имя Ермолая; наконец, Гермогена считают родственником царя Василия Ивановича Шуйского 2 . Такое разногласие говорит лишь о том, что Гермоген был дорог всем русским людям и для всех русских он был свой. К довершению печали в июне 1579 года в Казани случился необыкновенный пожар. Сгорела большая часть казанского посада, все торговые ряды, великокняжеский дворец и даже Спасо-Преображенский монастырь, где погребены были св. Гурий и Варсонофий. В пожаре 1579 г. многие, особенно магометане, видели гнев Божий на христиан, а потому унижали самое достоинство христианства перед иноверием. «Истинная православная вера бысть в притчу и поругание, источника целебного не бе тогда в Казани», писал святитель Гермоген. Но в утешение скорби христиан на месте сгоревшего дома стрельца Данила Онучина, откуда начался страшный пожар 1579 г. и где ныне находится холодная церковь Казанского женского монастыря, 8-го июля чудесно явилась икона Божией Матери, сделавшаяся святым знаменем не только для Казани, но и для всей православной России, с которым последняя шла на защиту себя и православной веры и с которым каждый верующий мог смело идти по бурным волнам житейского моря. Великое событие взволновало и одушевило всю христианскую Казань. Нет слов описать тогдашний религиозный подъем и христианское воодушевление казанцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010