Авва Евагрий Понтийский. О помыслах 1. Ο трех основных помыслах Из бесов, противостоящих [духовному] деланию 795 , первыми выступают те, которым вверены аппетиты чревоугодия, а также те, которые побуждают нас [к исканию] славы человеческой. Все другие [бесы] следуют за этими, воспринимая от предшественников [души] уязвленных ими. Ибо нельзя попасть в руки духа блуда тому, кто перед этим не впал [в страсть] чревоугодия; нельзя возмутиться гневом тому, кто не сражается за яства, или за деньги, или за славу человеческую; нельзя избежать беса печали тому, кто всего этого лишился, или не может стяжать 796 ; нельзя избежать гордости, этого первого порождения диавола, тому, кто не исторг [из себя] «корень всех зол – сребролюбие» ( 1Тим. 6, 10 ), поскольку, согласно мудрому Соломону, «нищета мужа смиряет» ( Притч. 10:4 ). И сказать кратко: нельзя человеку попасть [в руки какому-либо] бесу, если он прежде не был уязвлен предстоятелями [бесов] 797 . Поэтому эти три помысла диавол некогда предложил Спасителю: первый, – когда просил камни сделать хлебами; второй, когда обещал [отдать] весь мир, если [Господь], пав, поклонится ему; третий, когда говорил, что если [Христос] послушается его, то прославится и ничего не потерпит, бросившись вниз [с крыла храма] 798 . Но Господь наш, явив Себя выше этих [искушений], повелел диаволу отойти прочь, научая этим также нас, что нельзя отразить диавола, если не презреть эти три помысла 799 . 2. Чувственные представления и память на служке помыслам Все бесовские помыслы вносят в душу представления чувственных вещей; запечатленный ими ум вращает образы этих вещей в самом себе. Следовательно, исходя из [представляемой] вещи можно узнать приближающегося [к нам] беса. Например, если мысленно предо мною предстает лицо обидевшего и унизившего меня, то этим изобличается приближение помысла па-мятозлобия; если всплывает воспоминание о богатстве или славе, то ясно, что мучитель наш узнается по вещи, [вызывающей эти воспоминания]. И в отношении других помыслов [также можно сказать, что] ты можешь обнаружить [того беса], который предстоит и внушает [тот или иной помысел]. Я не говорю, что все воспоминания о таковых вещах случаются от бесов, поскольку и самому уму, приводимому в движение человеком 800 , присуще воображать [нечто] о существующих [вещах]. Нет, от бесов происходят только те воспоминания, которые увлекают яростное или желательное [начала души, заставляя их] двигаться вопреки своей природе 801 . Вследствие смятения этих сил [души] и ум прелюбодействует и [начинает] бунтовать 802 , будучи не в состоянии воображать о .Боге – Законоположни-ке своем 803 , если только [не] появится та светозарность, которая бывает в [нашем] владычественном начале во время молитвы, при условии, [конечно], отсутствия всех мыслей о [тленных] вещах 804 . 3. О борьбе против помыслов и предостережение против тщеславия

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

В.М. Чернышев Разделение внутри самих сект В XVI в. как результат широкого антикатолического движения в Европе возникает Протестантизм, который насчитывает до 3000 (!) различных вероучений, школ, сект. Ежегодно в мире появляется очередное учение протестантского толка и тут же, едва ли не с момента своего возникновения, заявляет, что лишь оно спасительно и истинно, а все не согласное с ним отвергается как заблуждение. При этом неизменно следуют ссылки на Священное Писание . Иногда же вероучение такого «новоиспеченного» религиозного объединения бывает столь заумно (например, сайентологической Церкви), что в нагромождении ее якобы богословской терминологии видна лишь спираль мудрствования, которая уходит в никуда. И подобные организации растут как грибы. Вот историческая последовательность возникновения наиболее крупных ересей: 1517 г. – лютеранство, 1531 г. – меннониты, 1611 г. – баптисты, 1863 г. – адвентисты, 1931 г. – свидетели Бога Иеговы. И это лишь основные и наиболее крупные религиозные объединения, которые давно переросли (как в организационном построении, так и по численности последователей) то, что обычно называют сектами. Эти религиозные объединения делятся на более мелкие, а те, в свою очередь, делятся вновь. Некоторые из них доходят до прямого богохульства. «Привычку подходить к теориям с меркой своего разума они переносят на христианство и принимают христианство так, как благоволит поврежденный господин-рассудок. Вот тогда создаются «свои» христианства. И делается это совсем не злостно, а просто по пословице: «Всяк молодец на свой образец». Человеку совсем неискушенному в вере и в христианской жизни думается, что вот то или иное слово Христово надо понять так, а не иначе..., что так будет жизненнее. И каждый, применительно к своему разуму и применительно к уровню своей душевной жизни, строит свою христианскую теорию...», – писали святые отцы Оптиной пустыни. В письме Игнатия Брянчанинова к афонскому монаху Серафиму можно прочитать следующее: «...оживить чувства и кровь старались западные; и в этом преуспели скоро, скоро достигли прелести исступления, которое и называют святостью. Зараженные духом прелести сами готовят себе роковой конец, говоря словами Божественного Писания: »...удаляющие себя от Тебя гибнут...» ( Пс. 72:27 )».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Вопрос первый Услышав от некоторых людей, что внешней мудрости надо искать и монашествующим, так как без нее нельзя избавиться от незнания и ложных мнений, и даже достигнув высшего бесстрастия человек не придет к совершенству и святости, если не наберется знаний отовсюду, особенно из эллинской науки; что эта наука, подобно откровению пророков и апостолов, тоже есть Божий дар, от нее в душе возникает знание сущего, она оттачивает познавательную способность, якобы высшую силу души, и избавляет душу от всякого зла, поскольку любая страсть вырастает и укореняется тоже от незнания; что наука ведет человека даже к познанию Бога, поскольку-де нельзя познать Бога иначе как через Его Творения, - услышав такое, я, правда, не очень-то поверил, ведь уже мой малый опыт монашеской жизни показал мне совсем противоположное, однако возразить им не смог, потому что говорят они как-то очень уж возвышенно: " Не просто любопытствуем мы о тайнах природы, измеряем круг небес, исследуем упорядоченные движения светил, их схождения, расхождения и восхождения, схватываем вытекающие отсюда последствия и тем гордимся, - нет, но поскольку законы сущего заключены в божественном, первом и творящем уме, образы же этих законов есть в нашей душе, мы стремимся достичь их познания, чтобы приемами различения, умозаключения и разложения избавиться от печати невежества и таким путем при жизни, как и после смерти, хранить в себе подобие Творцу " . Поскольку тогда я побоялся, что не смогу правильно ответить, и смолчал перед ними, прошу теперь тебя, отец, научить меня словам в защиту истины, чтобы мы были готовы, по апостолу, " дать отчет в нашем уповании " (1 Пет 3, 15). Ответ первый 1. Брат! " Хорошо благодатью укреплять сердца " , по апостолу (Евр 13, 9), но как словом выразить Благо, которое выше слова? Поэтому остается только благодарить Бога за то, что Он дает благодать, которая и на ум не придет людям, воображающим, что они все знают в своей великой мудрости. Если даже ты пока не можешь им возразить, хоть знаешь, что они не нашли истину, расстраиваться не надо: ты убежден делом, во всем всегда будешь тверд и непоколебим, неся в себе прочное утверждение истины, а полагающиеся на словесные доказательства обязательно будут опровергнуты, пусть и не сейчас, от твоих доводов; ведь " всякое слово борется со словом " , то есть, значит, и с ним тоже борется другое слово, и невозможно изобрести слова, побеждающего окончательно и не знающего поражения, что последователи эллинов и те, кого они считают мудрецами, доказали, постоянно опровергая друг друга более сильными на взгляд словесными доказательствами и постоянно друг другом опровергаемые.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/715/...

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. СОБЫТИЯ ПРИ ПРАВНУКАХ ЯРОСЛАВА I, БОРЬБА ДЯДЕЙ С ПЛЕМЯННИКАМИ В РОДЕ МОНОМАХА И БОРЬБА СВЯТОСЛАВИЧЕЙ С МОНОМАХОВИЧАМИ ДО СМЕРТИ ЮРИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА ДОЛГОРУКОГО (1125 – 1157) Сыновья Мономаха. – Мстислав, великий князь. – Усобица между Святославичами черниговскими. – Княжество Муромское. – Присоединение Полоцка к волостям Мономаховичей. – Война с половцами, чудью и литвою. – Смерть великого князя Мстислава Владимировича. – Брат его Ярополк – великим князем. – Начало борьбы дядей с племянниками в племени Мономаховом. – Святославичи черниговские вмешиваются в эту борьбу. – События в Новгороде Великом. – Смерть Ярополка Владимировича. – Всеволод Ольгович черниговский изгоняет Вячеслава Владимировича из Киева и утверждается здесь. – Отношения между Мономаховичами; война с ними Всеволода Ольговича. – Отношения его к родным и двоюродным братьям. – Ростиславичи галицкие. – Война великого князя Всеволода с Владимирком Володаревичем галицким. – Князья городенские, полоцкие, муромские. – События в Новгороде Великом. – Вмешательство русских князей в дела польские. – Морской разбой шведов. – Борьба русских с финнами и половцами. – Предсмертные распоряжения великого князя Всеволода Ольговича. – Смерть его. – Изгнание из Киева Игоря Ольговича. – Изяслав Мстиславич Мономашич княжит в Киеве. – Плен Игоря Ольговича. – Раздор между Святославичами черниговскими. – Союз Изяслава Мстиславича с Давыдовичами черниговскими; союз Святослава Ольговича с Юрием Владимировичем Мономашичем, князем ростовским, против Изяслава Мстиславича. – Первое упоминовение о Москве. – Отступление Давыдовичей черниговских от Изяслава Мстиславича. – Киевляне убивают Игоря Ольговича. – Мир Изяслава Мстиславича с Святославичами черниговскими. – Сын Юрия ростовского, Ростислав, переходит к Изяславу Мстиславичу. – Изяслав в Новгороде Великом; поход его на волости дяди Юрия. – Изгнание Ростислава Юрьевича из Киева. – Движение отца его, Юрия, на юг. – Победа Юрия над племянником Изяславом и занятие Киева.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Без Бога - и в школе не до порога 20.08.2004 436 Время на чтение 7 минут Нет бездуховных народов и нет разумного народа, который утверждал бы: " Духовность моего народа совершеннее духовности других народов " . Конечно, в разные периоды истории общества духовность может быть в расцвете или в упадке. Полное же исчезновение духовности означает исчезновение племени, этноса, нации. Мы стоим на пороге исчезновения, ибо из жизни большинства русских людей, а главное, из школы ушла духовность, без которой знания, переполняющие головы наших детей, - мертвый груз... Что такое духовность и как наполнить ею современные школы, - размышляет доктор педагогических наук, директор Центра этно-национального образования при педуниверситете им.А.Герцена, создатель Всероссийского движения " Русская национальная современная школа " Иван Федорович ГОНЧАРОВ. - Иван Федорович, каковы, на ваш взгляд, основные признаки духовности и каковы главные идеи русского духовного процесса? - Человек - носитель двух природ: материальной и духовной, то есть принадлежит одновременно двум мирам - земному и Небесному. Духовный человек - соработник Бога, он стремится к идеалу, о котором евангелист Матфей сказал: " Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный " (Мф.5,48). А духовность - это прежде всего евангельские идеалы: любовь ко Господу и людям, истина, сострадание, праведность, безкорыстие, нелюбовь к избыточному материальному благополучию - " блаженны добровольно нищие " , главенство духовного начала над телесным, безкорыстная помощь слабым, высшая же ступень духовности - это, как писал В.Ключевский, " переживание стыда, проявление совести, достижение нравственной чистоты и святости " . Ведь духовность - это не только потребность удовлетворения " познавательного голода " , но и жажда самопознания, зарождения великих вопросов: кто? откуда я? среди кого и чего живу? для чего рожден? что должен сделать для совершенствования себя и действительности? Человек, ум которого требует ответов на такие вопросы, наслаждается процессом открытия мира, Бога, - у духовно бедного человека происходят в основном одни " растительные " процессы. Духовность - это потребность служить Богу, Отечеству, людям. В этом духовные люди видят оправдание, а не удовлетворение своей жизни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вопросы к Дмитрию Сивиркину в связи с ситуацией в Симбирской епархии 24.07.2015 3567 Время на чтение 12 минут У меня возникли вопросы к Дмитрию Сивиркину по поводу публикации «Если ваши обвинения ложны, вы делаете епископа Анастасия святым мучеником» . Сразу хочу оговориться, что не имею к этим событиям ни прямого, ни косвенного отношения, но как любой православный человек переживаю за чистоту нашей Церкви, сохранении Ее святости и соборности. Относясь с большим уважением к Вам как к депутату и лидеру движения «Самара православная», предложившему законопроект о выведении абортов из системы ОМС, я после прочтения Вашего интервью осталась в некотором недоумении. Но все по - порядку. Вы говорите: «Во-первых, в церкви ни при каких обстоятельствах нельзя кричать. Тем более, так истерично и остервенело. Есть церковные пути решения любых конфликтов, возникающих в Церкви, у верующих есть право обратиться в церковный суд, к епископу, пожаловаться на епископа " выше " ... Словом, все инструменты четко прописаны и известны любому православному человеку». Позвольте с Вами не согласиться и в связи с этим задать Вам два вопроса: 1. Знаете ли Вы отрывок из Евангелия, когда Господь изгоняет торгующих из храма плетьми? А это больше, чем громко скандировать: «Анаксиос». 2. О каких четко прописанных инструментах решения конфликтов в Церкви, которые знает любой православный человек, Вы говорите? В связи с этим предлагаю поговорить о Древних и современных церковных правилах. Раннехристианские источники определённо указывают, что избрание епископов и диаконов совершалось местной церковью, и в нём принимал участие весь церковный народ. Самые ранние свидетельства мы находим в 1-ом Послании святителя Климента Римского «συνευδοκησασης της εκκλησιας» - с благоволения всей церкви. «Дидахи» подчёркивает, что епископы и диаконы избираются местной церковью (Учение 12; 1, 5). Согласно «Апостольскому Преданию» св. Ипполита Римского, «избрание епископа совершается местной церковью без участия других епископов» (11; 1-2). Апостольские Постановления указывают «рукополагать в епископа того, кто беспорочен во всем, избран всем народом, как наилучший». Как и в «Апостольском Предании» говорится, что избрание совершается местной церковью без участия других епископов.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «И памятником ему являются его труды» Памяти Игоря Яковлевича Фроянова 09.12.2020 1260 Время на чтение 3 минуты В четверг, 10 декабря, мы прощаемся с великим мыслителем и патриотом России, основателем научной школы Игорем Яковлевичем Фрояновым . Мало кто сделал больше Игоря Яковлевича для изучения допетровской Руси. Книги Игоря Яковлевича уже стали классикой: «Рабство и данничество у Восточных славян», «Мятежный Новгород», «Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории», «Киевская Русь: Главные черты социально-экономического строя», «Древняя Русь: Опыт исследования истории социальной и политической борьбы», «Города-государства Древней Руси». Игорь Яковлевич выдвинул принципиально новый концепт Киевской Руси: он отказался от господства марксистского представления классово-феодального устроения Руси и о Древней Руси как о сложившемся феодальном государстве. Он доказывал, что в Древней Руси крупное частное землевладение было слабо развито и базировалось на труде рабов (холопов), а отнюдь независимых крестьян, которых было весьма мало. Игорь Яковлевич Фроянов ввёл понятие многоукладности в изучении Древней Руси. По его мнению, одновременно существовали рабовладельческий и феодальный уклады. Вспомним «Слово о полку Игореве», где говорится о том, что если бы великий князь Всеволод помог Игорю Святославовичу, то рабов бы продавали по самым мелким монетам – ногате и резане. Тем не менее, доминировал общинный уклад. По мнению Фроянова, подавляющая масса землевладельческого населения была свободной и непосредственно участвовала в государственном управлении на Вече. Вечевая концепция Киевской Руси – это то новое, что внёс Игорь Яковлевич в изучение истории Древней Руси. Именно концепция древнерусских городов-государств – древнерусские княжества являлись местными общинными городами-государствами, а не феодальными государствами западного образца. Игорь Яковлевич проницательно постигал сущность социальных движений Древней Руси, в частности, Киевского восстания 1113 года. Он считал, что восстание было направлено в основном против Святославовичей, которых поддерживала еврейская община иноземных ростовщиков, установивших подобно мафии своё господство на местном рынке.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/09/i_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Международные транспортные коридоры, как фактор интеграции пространства Евразии Доклад на конференции «Идеология Евразийского Союза» (Санкт-Петербург, 15 мая 2012 г.) 30.05.2012 1303 Время на чтение 13 минут Территория нашей страны расположена на пересечении кратчайших торговых путей между странами Европы, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, где формируются основные международные транспортные потоки. Исторически так сложилось, что через Россию во все времена проходили транспортные коммуникации между различными государствами, народами и цивилизациями. В этом году отмечается 1150-летняя годовщина со дня основания первого государственного образования России. 862 г. – дата, конечно условная, но именно к ней были приурочены торжества по поводу 1000-летия России и установлен известный памятник в Новгороде. Считается, что именно тогда, разрозненные славянские племена, обитавшие в северной части Восточно-Европейской равнины решили объединиться в одно государство и пригласили на княжение трех братьев-варягов. Первой столицей вновь образованного государства стал город Старая Ладога на р. Волхов. Спустя пять лет, приблизительно в 867 г., глава новообразованного государства, князь Рюрик перенес столицу ближе к оз. Ильмень, основав город Новгород. Примерно тогда же, был основан стратегический пункт в верховьях Днепра – Смоленск. Позже, ок. 882 г., преемник Рюрика, князь Олег перенес столицу из Новгорода в Киев. Все эти мероприятия предпринимались практически с единственной целью - более полного и надежного контроля движения людей и товаров по существовавшему тогда Великому северному пути, проходившему по рекам Нева, Волхов, Ловать, Днепр, озерам Ладожскому, Ильмень и известному в древнерусских летописях как «Великий путь из варяг в греки». Именно этим путем воспользовался на несколько столетий раньше Святой апостол Андрей Первозванный для проповеди в скифских землях. Еще почти через столетие, князь Святослав разгромил Хазарский каганат, находящийся в нижнем течении Волги и установил контроль над Великим Волжским путем. Таким образом, протекторат над двумя важнейшими транспортными артериями раннего средневековья, соединяющими государства Северной Европы со странами Ближнего и Среднего Востока, оказался в руках правителей Киевской Руси.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/31/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы пришли в самое сердце нашего города, чтобы прославить Бога за Победу» Петербуржцы о шествии «Бессмертного полка» в северной столице 23.05.2015 598 Время на чтение 10 минут В год 70-летия Великой Победы над фашизмом памятные торжества не ограничились одним 9 мая и ближайшими к нему числами, а захватили весь май, слившись с Пасхальным торжеством победы веры и любви над смертью и беспамятством. В движении «Бессмертный полк» с новой силой выплеснулась на улицы российских городов патриотическая энергия, потребность через прикосновение к святости памяти людей, прошедших ту страшную войну, почувствовать единение с согражданами, ощутить себя причастным к единому, великому народу. 12 миллионов человек, вставшие в строй «Бессмертного полка» 9 мая 2015 года по всей стране, явили миру, что мы едины в своём стремлении помнить связь поколений, быть достойными своего героического прошлого. «Мы знаем, почему мы вступили в «Бессмертный полк», - сказал Святейший Патриарх Кирилл 18 мая при посещении мемориального комплекса «Соборная гора» в Серпухове, - это проистекает от внутреннего сердечного движения, потому что в каждой семье есть тот, кто погиб. Соединяя себя с теми, кто погиб во имя Родины, мы становимся вместе с ними сегодня на защиту священных рубежей нашего Отечества. Вот почему День Победы имеет огромное значение для жизни каждого последующего поколения. Он дает нам возможность осознать свою ответственность за Родину, за ее безопасность и за ее процветание». Как известно, в этом году Санкт-Петербурге с «Бессмертным полком» прошло минимум 150 тысяч горожан, а по оценкам ГУВД все 300 тысяч. Это при том, что в прошлом году, когда «полк» впервые прошел по Невскому проспекту, в нем участвовало 30 тысяч человек, и организаторы движения предполагали, что на этот раз придет до 90 тысяч. Оказалось, тех, кого сердце позвало встать в один ряд с дедами и прадедами, защищавшими Родину, гораздо больше! И это очень радует. Давайте, еще раз вспомним тот удивительный день, тот потрясающий марш и тех людей, кто занял место в строю «Бессмертного полка» по велению души.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/05/23/my...

Закрыть itemscope itemtype="" > Очерки по теории иконописания. Часть 6 (единство образа и имени) 08.03.2008 314 Время на чтение 5 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Как мы увидели выше, православная традиция разводит понятия природы и ипостаси, объясняя, что есть образ Бога в человеке. По этой традиции, Бог есть одновременно одна природа и три ипостаси; человек есть одновременно одна природа и множество ипостасей; Бог единосущен и триипостасен; человек единосущен и многоипостасен. Именно единая человеческая природа, (да еще и природа преображенная в Боге) ограничивает арсенал символов и приемов, которыми пользуется иконописец. Так существует всего четыре варианта ликов, а не бесконечное разнообразие характеров, и каждый тип строится по определенной строгой схеме. Так, четыре типа ликов могут явиться только в трех поворотах: фас, три четверти и, редко, в профиль. Жестко соблюдаются здесь гармонические меры лица: уши, очи, уста, нос абсолютно на всех изображениях окажутся совершенно одинаковыми по форме и пропорциям; при этом нос равен лбу, высоте волос, расстоянию от носа до бороды, а глаза - устам, ширине разлета ноздрей. В классической иконе существует только два вида усов, рисунок ног тоже исчерпывается двумя вариантами, а руки представляют всего десяток позиций. Все людское многообразие в изографии систематизировано в несколько ликов (видов) святости с характерными, общими, почти отсутствующими индивидуальными признаками: лик святителей, лик преподобных, мучеников, бессребреников, апостолов и равноапостольных, воинов, благоверных князей, царей, юродивых и пророков. 1 Певец " коснения русского искусства " Федор Буслаев особым отмечал " неразрешимое противоречие между задачей иконописи воспроизводить портреты священных личностей по существу, по образу и подобию и между полным забвением иконописцами действительности " . Не без сарказма он писал: " Имея своим назначением воспроизводить лики святых, апостолов, пророков, мучеников по их существу, согласно действительности, то есть каковы они были при жизни, это искусство вместе с тем как бы боялось действительности, не находя необходимым брать у нее уроки в правильном начертании рук и ног, в естественной постановке фигур и их движениях, соответствующих законам природы и душевному расположению... Портрет по смерти угодника. Такой портрет, составленный по соображениям с общими очертаниями и характером угодника ставился на его гробнице. То есть действительность должна была перейти в вечность, вместе с жизненностью должна была утратить все индивидуальные подробности портрета, они должны были скрыться от глаз иконописца под завесою смерти, чтобы стать предметом его, так сказать, портретного изображения " . 2

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010