На наш взгляд, подход свв. Мефодия, Ефрема, Василия, Григория и Августина способен в значительной степени ослабить его, а подход свв. Максима и Феофана – даже полностью снять. Точка зрения последних двух отцов делает понятным, почему наука, заглядывая в прошлое доступными ей методами, видит там распад, начавшийся вместе со становлением, и смерть, возникшую вместе с жизнью.   БИБЛИОГРАФИЯ 1) Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. – 2560 с. 2) Бумажнов Д. Мир, прекрасный в своей слабости. Св. Исаак Сирин о грехопадении Адама и несовершенстве мира по неопубликованному тексту Centuria 4,89//Символ. Журнал христианской культуры, Париж – Москва, 2012, с. 177-194. [Электронный ресурс.] URL: http://kassia-senina.ru/nauka/bumazhnov_2012.pdf (дата обращения: 07.02.2016). 3) Деяния Девяти Поместных Соборов, издаваемые при Казанской духовной академии в русском переводе. Казань, 1901. – 410 с. 4) Жичинский Ю. Бог и творение. Очерк теории эволюции. М., ББИ, 2014. – 132 c. 5) Иларион (Алфеев), митр. Исаак Сирин//Православная энциклопедия. Электронная версия. [Электронный ресурс.] URL: http://www.pravenc.ru/text/674153.html#part_16 (дата обращения: 11.03.2017). 6) Исаак Сирин, преп. Творения, том II, 4-я сотница о совершенном познании, гл. 89//Символ. Журнал христианской культуры, Париж – Москва, 2012, с. 180-182. [Электронный ресурс.] URL: http://kassia-senina.ru/nauka/bumazhnov_2012.pdf (дата обращения: 11.11.2016). 7) Коровчинский Н.М. Творение, эволюция и креационизм. [Электронный ресурс.] URL: http://www.bogoslov.ru/text/3825071.html (дата обращения: 11.05.2017). 8) Кураев А., диак. Может ли православный быть эволюционистом? [Электронный ресурс.] URL: http://evolbiol.ru/kuraev.htm (дата обращения: 30.03.2016). 9) Ляшевский С., прот. Библия и наука о сотворении мира. [Электронный ресурс.] URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2425 (дата обращения: 26.05.2017). 10) Максим Исповедник, преп. Амбигвы к Иоанну. [Электронный ресурс.] URL: (дата обращения: 28.02.2016).

http://bogoslov.ru/article/6028401

Очерки Новейшего периода истории Русской Православной Церкви (1917 – 1944 гг.). С. 28. 89 Маленков В.В. Государственная политика в области религии на Дальнем Востоке России (1917–1937 гг.). (дата обращения: 30.11.2020). 90 См.: Дестивель И. свящ. Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. и принцип соборности./Православная энциклопедия «Азбука веры». – [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 02.11.2020). 91 См.: Цыпин В., прот. История Русской Церкви (1917–1997)./Православная энциклопедия «Азбука веры». – [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 15.11.2020). 92 Соколов А.В. Государство и православная Церковь в России, февраль 1917 – январь 1918 гг.: дис. … док. ист. наук: 07.00.02. – СПб, 2014. С. 691. (Эл. вариант: 94 Там же. С. 692. В Туле во время расстрела крестного хода был ранен епископ Каширский Корнилий (Соболев) и много других лиц, убиты 13 верующих (в т. ч. 2 рабочих оружейного завода), десятки ранены (http://genby.livejournal.com/734956.html). 95 Новомученики Солигалича/Русская линия. – [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://rusk.ru/st.php?idar=59765 (дата обращения: 01.12.2020). 96 Сизов С.Г. Крестные ходы в Омске в 1918–1919 годах как способ выражения гражданской позиции Церкви в условиях смуты//Вестник Омской православной духовной семинарии. 2016. С. 125–126. 100 См.: Коростелев В.А. Крестьянские восстания в Рязанской губернии в 1918 году. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://62info.ru/history/node/7495 (дата обращения: 12.11.2020). Осипова Т.В. Российское крестьянство в революции и гражданской войне. М.: Стрелец, 2001. С. 267, 275. О религиозной составляющей тамбовского восстания см.: Абрамова Г.А. Тамбовская Вандея. – [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://gazetakifa.ru/content/view/4276/202/(дата обращения: 12.11.2020). 101 Худобородов А.Л., Яшина М.А. Репрессивная политика советского государства в отношении Русс кой православной церкви (1920–1930-е гг.).//Вестник ЮУрГУ. – 2011. 30 (247). С. 63. 102 Документ. Приказы Тухачевского во время подавления Антоновского восстания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Прогулка. Стихотворения. СПб.: Литературный фонд «Дорога жизни», Общество «Молодой Петербург». СПб, 2014. 48 с. 15. Казин А. Л. Классика, модерн и постмодерн//Александр Казин. Русская народная линия/URL: (дата обращения 26.07.2017). 16. Каминский Е. Ю. Пиршество живых. Восьмая книга стихотворений. СПб.: ООО «Журнал " ЗВЕЗДА " », 2012. 160 с. 17. Каминский Е. Ю. С глазами загнанного зверя: стихотворения последних лет/Евгений Каминский. М.: Союз российских писателей, 2017. 64 с. (Дорожная библиотека альманаха-навигатора «Паровозъ») 18. Кекова С. В. Иней Рождества: стихи//Знамя 1, 2000/URL: (дата обращения: 16.10.2017). 19. Кекова С. В. Солдатская трава: стихи//Знамя 4, 2001/URL: (дата обращения: 16.10.2017). 20. Кекова С. В. Цветная Триодь: стихи//Знамя 4, 2001/URL: http://znamlit.ru/publication.php?id=1401 (дата обращения: 16.10.2017). 21. Круглов Р. Г. Грани. Сборник статей. СПб.: АПИ, 2013. 60 с. 22. Кублановский Ю. М. Юрий Кублановский: Религиозность в литературе - деликатная вещь//Церковный вестник 19 августа 2016 г./URL: обращения: 16.10.2017). 24. Медведев А. В. Поэзия, причастная стихиям// А. В. Медведев . Ни коня, ни сабли. Проза, эссе. СПб.: ОАО «Информационно-издательский центр Правительства Санкт-Петербурга «Петрацентр», 2013. 364 с. С. 334-339. 26. Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: 2003 27. Пурин А. А. Листья, цвет и ветка. О русской поэзии ХХ века. СПб.: ЗАО «Журнал " ЗВЕЗДА " », 2010. 384 с. 28. Ратникова Е. Стихотворение с большой буквы: критика/Екатерина Ратникова; МПб. Литературный фонд «Дорога жизни», Общество «Молодой Петербург». СПб.: Реноме, 2012. 88 с. 29. Ребров А. Б . Ребров Андрей Борисович//Сайт издательства «Российский писатель»/ http://www.rospisatel.ru/rebrov-stihi.htm (дата обращения: 16.10.2017). 30. Романова Н. Литературно-критические статьи и интервью/Наталья Романова; СПб. Литературный фонд «Дорога жизни», Общество «Молодой Петербург». СПб, 2015. 80 с. 31. Сухова Н. П. Утонченная эпоха//Поэты серебряного века/Состав., вступ.

http://ruskline.ru/analitika/2019/05/10/...

[Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 12.11.2020). 71 Шкаровский М.В., Никитин Д.Н. Ленин./Православная энциклопедия. – [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.pravenc.ru/text/2463379.html (дата обращения: 15.11.2020). 72 Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. С. 583–584. (Козаржевский А.Ч. Церковноприходская жизнь Москвы 1920–1930-х годов//Журнал Московской Патриархии. 1992. 11/12. С. 22–23). 76 Плякин М., свящ. Просвещение молодежи в годы гонений//XVI Межрегиональные Пименовские чтения. Молодежь: свобода и ответственность. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2019. С. 22. 78 Гавриил (Игошкин)/«Древо» открытая православная энциклопедия. – [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://drevo-info.ru/articles/16227.html (дата обращения: 08.11.2020). 80 Кашеваров А.Н. Разработка советскими органами тактической линии в отношении Православной Церкви в период окончания гражданской войны и перехода к НЭПу//Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2012 С.103. 81 См.: Русак В. История российской Церкви./Православная энциклопедия «Азбука веры». – [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 16.11.2020). 82 См.: Лобанов В.В. Материалы Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б)-ВКП(б) как источник по истории «обновленческого» раскола/Электронная библиотека ИРИ РАН – [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 30.11.2020). 83 См.: Петр (Полянский) , митр. Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего престола, сщмч.: †1937. ». – [Электронный ресурс]: сайт. URL: обращения: 30.11.2020). 84 Протоколы по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП (б) – ВКП (б) (Антирелигиозной комиссии) 1922–1929 гг./сост. В.В. Лобанов. – М.: ПСТГУ, 2014. С. 183–184. 87 См.: Лобанов В.В. «Следствие не нуждалось в объективном доказательстве и подтверждении вины»: документы Госархива Российской Федерации о репрессиях против обновленческого духовенства и мирян во второй половине 1930-х гг.//Отечественные архивы. 2009. 6. С. 94–101. 88 См.: Краснощеков К., прот.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

сост. А.А. Маркова Список использованных источников 1. Афонский Патерик: Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших. М.: Благовест, 2001. – 909 с. 2. Гавриил Дионисатский архим. «Лавсаик» Святой Горы. М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2010. – 192 с. 3. Преподобный Силуан Афонский . М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в г. Москве, 1998. – 464 с. 4. Святая Гора Афон . М.: Сибирская благо-звонница, 2009. – 352 с. 5. Паисий (Величковский) , прп. Крины сельные, или Цветы прекрасные; Житие Паисия (Величковского). М.: Ключ, 1998. – 191 с. 6. Дашков С. Б. Императоры Византии. М.: Красная площадь; АПС-книги, 1997. – 369 с. 7. Звезда Утренняя: ...Они покинули Афон, чтобы Свет Христов воссиял в России. М., 2006. – 199 с. 8. Сайт Что такое Афон. – 2012 [Электронный ресурс] URL: http://www.clerical.ru (дата обращения 01.01.2012). 9. Сайт Святая Гора Афон. – 2012 [Электронный ресурс] URL: http://www.isihazm.ru (дата обращения 05.01.2012). 10. Сайт Myafon.ru. – 2012 [Электронный ресурс] URL: http://www.myafon.ru (дата обращения 02.01.2012). 11. Сайт Седмица.ru. – 2012 [Электронный ресурс] URL: http://www.sedmitza.ru (дата обращения 08.01.2012). 12. Сайт Русский портал. – 2012 [Электронный ресурс] URL: http://calendar.russportal.ru (дата обращения 16.02.2012). 13. Сайт Древо. – 2012 [Электронный ресурс] URL: http://drevo-info.ru (дата обращения 10.02.2012). 14.Сайт Русские святые. – 2012 [Электронный ресурс] URL: http://www.saints.ru (дата обращения 04.02.2012).   Читать далее Источник: Афон и ero святыни./Сост. Маркова А. А. – М.: Благовест, 2014. – 560 с. ISBN 978–5-9968–0320–0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/afon-i...

2155 Apologia in hexaemeron 113. 3//PG 44. 113 A: ν γινομνων, οκτ’ ν μν ες λληλα τν στοιχεων λλοωσις σκζειν δοκοη, λλ δι’ κολοθου δεσμεται λγος, τν κστου πρς τ τερον τροπν, γνεσιν κενου το ες μετεβλθη βλπων, κα τν π’ κενου πρς τ ξ ρχς πλιν ποκατστασιν. 2158 Ibid. 112 A: τς δ γρτητος τς κ το ψυχρο συνισταμνης, κα λην τν το δατος φσιν ν αυτ τελειοσης. 2172 Dialogus de anima et resurrectione//PG 46. 44 B: λγος τς φσεως; Contra Eunomium 3. 4. 59. 7: τς φσεως λγος, и др. 2189 Liddell H. G., Scott R. A. Greek-English Lexicon. P. 121; Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. P. 124. 2193 Contra Eunomium 3. 3. 69. 7–8: τν το νθρπου πρς τν Χριστν μεταστοιχεωσιν ποησιν νομζων. 2196 Согласно данным словаря Liddell & Scott и базы TLG, из языческих философов глагол использовал только перипатетик Аспазий (но исключительно, что в нравственном аспекте), см.: Aspasius. In ethica Nichomachea commentaria 9. 20; 29. 30. 2197 Это редкое слово является производным от «ργζομαι». Согласно поиску в TLG, оно встречается только у свт. Григория. 2201 Antirrheticus adversus Apollinarium 3, 1. 201. 16–17: ς δ σαρκς τ δ φσει σαρκς οσης, μεταποιηθεσης δ πρς τ τς θανασας πλαγος. 2203 Oratio catechetica 8. 20: ες τ ξ ρχς σχμα δι τς ναστσεως ναπλασθεη; Ibid. 8. 64–65: δι τς ναστσεως ναπλσας πρς τ ξ ρχς κλλος ναστοιχεισει τ σκεος. 2216 Улитчев И. И. Христология свт. Кирилла Александрийского в интерпретации современных католических и протестантских авторов//URL: (дата обращения 18. 04. 2014). 2217 Новиков В. В. Сотериологические аспекты христологии свт. Кирилла Александрийского в «Толкованиях на Евангелие от Иоанна»//URL: (дата обращения 18. 04. 2014). 2218 Keating D. A. Divinisation in Cyril: The Appropriation of Divine Life//Theology of St. Cyril of Alexandria. Critical appreciation. N.Y., 2000. P. 149; Phan P. Grace and the Human Condition. Wilmington: Michael Glazier, 1988. P. 151.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Дионисий (Шлёнов), игум. Предисловие к книге монаха Серафима (Зисиса) «Внутритроичная монархия Отца и новоявленный монарх экклезиологии Фанара». Москва: Познание, 2022. Дионисий (Шлёнов), игум. В поисках подлинной каноничности: по поводу терминов συνεδαφικτης и πολυαρχα в «новой» экклезиологии митр. Григория (Папафомаса)//Конференция Санкт-Петербургской академии «Епископ в жизни Церкви: богословие, история, право» 15 марта 2022 г. (готовится к публикации). Ермилов П. В. Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха//Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 1 (51). С. 36–53. Кобеко Д. О. Разрешительные грамоты иерусалимских патриархов//Журнал министерства народного просвещения. 1896. Ч. 305 (июнь). С. 270–279. Лапидус И. Э., прот. Некоторые канонические аспекты деиствии Патриарха Константинопольского Варфоломея (Архондониса) на Украине на рубеже 2018–2019 годов//Богословскии вестник. 2019. 3 (34). С. 218–246. Лебедев А. П. История Греко-восточной церкви под властью турок: От падения Константинополя (в 1453 г.) до настоящего времени. Санкт-Петербург: Изд. Олега Абышко, 2012. (Библиотека христианской мысли. Исследования). Лука Григориатский, иером. Права Церквей и единство Церкви/пер. игум. Дионисия (Шлёнова). Москва: Познание, 2022. Новиков А., прот. Первенство в Церкви: примат чести или примат власти? [Электронный ресурс]. URL:  http://www.rus-obr.ru/ru-club/4184  (дата обращения 15.10.2022). Понятие первенства: Истоки и контексты: Коллективная монография/отв. ред.: П. В. Ермилов, М. В. Грацианский. М.: Изд. ПСТГУ, 2022. Серафим (Зисис), мон. Внутритроичная монархия Отца и новоявленный монарх экклезиологии Фанара. Москва: Познание, 2022. Троицкий С. О границах распространения права власти Константинопольской Патриархии на «диаспору»//ЖМП. 1947. 11. С. 34–45. Христофор (Даниилидис), митр. Место Вселенского патриарха в Православной Церкви (статья 1924 г. в переводе с франц.). [Электронный ресурс]. URL:   (дата обращения 14.10.2022).

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/90...

( Ladeuze. 1898. Р. 229-233; Veilleux. 1980. Vol. 1. P. 287 (примеч. к S, Bo. 123); Gould. 1996. Р. 136), и к 347 г., когда Пасха пришлась на 12 апр. ( Lorenz. 1989. S. 281-282; Joest. 1994; Idem. 2014. S. 23), и к 345 г., когда Пасха отмечалась 7 апр. ( Grützmache r. 1896. S. 31-32), и, наконец, к 348 г., с Пасхой, праздновавшейся 3 апр. ( Amélineau. 1889. Р. LXXVI). Авторы, которые отталкивались от свидетельства S7 о том, что П. В. прожил 60 лет, основываясь на своей датировке смерти П. В., устанавливали и дату его рождения: 287 г. ( Lorenz. 1989. S. 283; Joest. 2014. Р. 7), 285 г. ( Grützmacher. 1896. S. 33), 288 г. ( Amélineau. 1889. Р. LXXVI-LXXVII). Др. авторы, признавая приоритет греч. традиции, брали за точку отсчета время призыва П. В. в армию. Уже П. Ладёз показал, что речь в этом пассаже может идти только о войне правителя Египта Максимина II Дайи против Лициния (312-313), в последнем сражении к-рой (30 апр. 313) Максимин потерпел поражение ( Ladeuze. 1898. S. 235; возможно, столь темной ссылкой на это событие автор VP хотел завуалировать то обстоятельство, что буд. христианин П. В. служил в армии у гонителя христиан: Chitty. 1966. Р. 17. Not. 39); если П. В. в возрасте ок. 20 лет был взят в армию, т. е. ок. 313 г. (эта дата принята теперь большинством исследователей: Veilleux. 1980. Vol. 1. Р. 267 (примеч. к S, Bo. 7); Rousseau. 1985. Р. 58 и др., которые, исходя из установленной ими даты рождения 287 г., считают, что П. В. был призван в армию в 308), то его рождение можно датировать ок. 292 г. (колебания датировок в пределах 1 года вполне допустимы, т. к. месяц рождения П. В. неизвестен; ср.: Fest u gi è re. 1965. Р. 15: 292/294 г., т. к. «ок. 20 лет» предполагает, что П. В. мог быть и старше и младше этого возраста). От этой даты рождения устанавливается и время, когда П. В. принял христианство, хотя и здесь источники далеки от единообразия: так, согласно Bo. 8, П. В., отпущенный из армии, пришел в дер. Шенесет и через неск. дней был крещен, но столь короткий срок между обращением и крещением вызывает серьезные сомнения, т.

http://pravenc.ru/text/2579862.html

Но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный ( Втор. 32:5 ). И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего ( Втор. 32:15 ). 336 Коллиандер Т. Узкий путь. – Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992. – С.12. 354 Там же. С. 338–339. См. также: Преподобного отца нашего Феодора Едесского сто душеполезнейших глав. Гл. 93//Добротолюбие. Т. 3. – С. 342. 357 Евр. ‘1. Дерзко или надменно вести себя; поступать дерзко или надменно’ [Электронный ресурс]//URL: (дата обращения: 14.07.2016 года). 358 См.: Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – М.: Православный паломник, 1998. 364 Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1. Кн. 2. – СПб.: Типография В.Ф. Киршбаума. – С. 242. 366 Евагрий, авва. О различных порочных помыслах//Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. – М., 1895. – С. 618. 368 Макарий Египетский , прп. О том, что все добродетели и все худые дела связаны между собою и, подобно звеньям в цепи, зависят одни от других//Его же. Духовные беседы, послания и слова. – М.: Правило веры, 1998. – С. 268–271. 369 Евагрий, авва. О различных порочных помыслах//Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. – М., 1895. – С. 619. 373 Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости.//Опыт изложения православной аскетики. Т. 1. – Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995. – С. 80. Электронная библиотека.//URL: (дата обращения: 27.06.2017 года). 382 Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о прелести. Электронный ресурс.//URL: (дата обращения: 23.05.2016 года). 384 Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о прелести. Электронный ресурс.//URL: (дата обращения: 23.05.2016 года). 397 Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. – Калуга: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2000. – С. 91. 408 Коллиандер Т. Узкий путь. Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

А нам не хочется. У нас планы на «пожить тут», закончить ВУЗ, подрастить детей, съездить в отпуск... И поэтому надо попросить Бога, чтобы Он отложил свой гнев на потом. А когда это «потом» наступит, мы снова попросим Бога. Все это идет вразрез с многочисленными святоотеческими свидетельствами о желанности бытия с Богом, о том, что « не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его » (1 Кор. 2:9). Все это никак не соглашается с призывом ап. Иоанна Богослова, который венчает книгу Апокалипсис: «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр. 22: 20) – а это означает конец земной жизни и всех наших планов. Не потеряли ли мы что-то очень важное, торопясь все успеть? Радуем ли заботой и нежностью своих близких, исполняя заповедь Божию (Мф. 22:39)? Чувствуем ли мы присутствие Бога каждую секунду своего бытия? Ждем ли встречи с Ним, как самого желанного события в нашей жизни? Если да, то и молитва наша должна быть иной. Это должна быть молитва благодарности Богу за то, что Он не оставляет нас без своей заботы и попечения. Пусть даже это попечение переживается нами очень трудно. И просьбы наши должны быть иными. Это должны быть просьбы о даровании сил и терпения всем нам, даровании нам трезвости и разумения, как поступать в непростых обстоятельствах. Чтобы мы своей черствостью и эгоизмом не сделали наши души неспособными чувствовать Бога каждое мгновение нашей жизни земной жизни. И упование наше должно быть иным. Это должно быть упование на окончательную встречу с Создателем, время которой известно только Ему! И жизнь наша должна быть другая… Потому что «если соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13). Да не будет этого.   Как молиться от коронавируса. [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://foma.ru/kak-molitsya-ot-koronavirusa.html (дата обращения: 18.03.2020 г.). Господи, избави нас от кризиса! [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/24227.4/428341/ (дата обращения: 18.03.2020 г.).

http://bogoslov.ru/article/6026069

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010