В александрийском кодексе и московском издании перевода LXX дополнение помещается после Псалтири в «Песнях» (9-я и 10-я песни). В ватиканском кодексе и других греческих рукописях оно находится в 3-й главе книги пророка Даниила, что, без сомнения, более естественно. Ссылок на молитву и песнь нет у Иосифа Флавия, в кумранских рукописях и в переводе Акилы. Ориген , свт. Афанасий Александрийский и свт. Кирилл Иерусалимский отстаивали подлинность дополнения. Блж. Иероним включил молитву и песнь в свой перевод Библии, но отметил, что они отсутствуют в еврейском тексте. Многие святые отцы толковали этот раздел и ставили отроков как пример мученичества и молитвы. На русском языке отдельного исследования молитвы нет. Краткие обзоры есть в общих трудах на книгу пророка Даниила 189 . 2.5.1.6. Использование в богослужении . На основании Песни трёх отроков составлены 7-я и 8-я песни канона. В великом посту, когда в соответствии с триодью библейские песни читаются полностью, она произносится на каноне. На вечерне великой субботы, соединенной с литургией Василия Великого , история трёх отроков читается в качестве заключительной (пятнадцатой) паремии, а их песнь читается с припевами чтецом и молящимися (или хором от их лица) 190 . 2.5.2. Сусанна ( Σουσννα ). Эта история также называется «Суд Даниила» (Δικρισις Δανιλ). В древнегреческих переводах она является своеобразным прологом и находится перед Дан.1:1 . В церковнославянском и русском переводах это 13-я глава, и расположена она после канонической части. Этот эпизод, наряду с историей о Ваале и драконе, можно назвать «двумя самыми ранними детективами» 191 . 2.5.2.1. Содержание . Сусанна ( [Шошанна] «Лилия») была красивой и благочестивой женой Иоакима, который жил в Вавилоне в первые годы вавилонского плена. У него был прекрасный сад, в котором собирались изгнанники ( Дан.13:1–4 ). Среди них было два старца-судьи, которые, хотя и пользовались большим уважением, но испытывали похотливые желания к Сусанне. Однажды, встретившись в парке, они поделились друг с другом своей нечистой страстью к этой женщине и решили воспользоваться первой же возможностью подстеречь её одну в парке и овладеть ( Дан.13:5–15 ). У них почти всё получилось, но Сусанна сопротивлялась, несмотря на угрозы ( Дан.13:22–26 ). Сусанна отвечала им: «Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом» ( Дан.13:23 ). Тогда старейшины обвинили её в прелюбодеянии, и Сусанна была приговорена к смерти ( Дан.13:27–41 ). По дороге на казнь Даниил («Судья Божий») останавливает расправу и с помощью перекрестного допроса двух старейшин показывает, что Сусанна невиновна ( Дан.13:45–60 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Пророчество «4 зверя и Сын человеческий» (Дан. 7). Это Вавилон, Персия, Греция, Рим и вечное Царство сына человеческого. «...поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями... (изображение Бога Отца)... одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь» (Дан.7, 9). Опять перекличка и с Иезекиилем, и с Исаией. «Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7, 10). «Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему» (Дан.7, 27-28). Второе видение Даниила — «видение овна и козла» (Дан. 8). Это цари Мидийские, Персидские и цари Греции. Это видение заканчивается видением небольшого рога («малый рог», по мнению многих толкователей экзегетов, — это антихрист). «От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране. И вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их. И даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жатва, и поругано было место святыни Его. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал. И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то вопрошавшему: «Насколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?» И сказал мне: «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (Дан.8, 9-14). На три года, как мы и говорим о правлении антихриста на земле, то, что мы видим в Откровении Иоанна Богослова (Откр.1, 13). Архангел Гавриил объясняет «Знай Сын человеческий, что видение это относится к концу времени», т.е. окончание мировой истории. Следующее видение — пророчество о «семидесяти седьминах» (Дан.9, 3-19,20-27).

http://sedmitza.ru/lib/text/432159/

По сравнению с др. ветхозаветными пророческими книгами представление о Мессии в Книге пророка Даниила получает неск. иное выражение, действие Мессии не ограничивается пределами одного народа - Израиля. Так, в мессианском видении Сына Человеческого (Дан 7. 13-14), к-рый шел «с облаками небесными» и «дошел до Ветхого днями», после чего Ему была «дана власть, слава и царство», Д. увидел Мессию, противостоящего персонифицированному злу, к-рое воплощено в образе небольшого рога, символа безжалостного земного тирана (Дан 7. 8; 8. 9). В конце концов Сын Человеческий привел Свой народ («святых Всевышнего») к победе. У Д. расширены политические и военные аспекты мессианских представлений о сыне Давидовом, царе-Мессии. В Дан 7 пророк выходит за пределы националистического истолкования Мессии: вместо спасителя Израиля, ведущего свой народ к победе над враждебными народами, Мессия станет победителем зла как такового. Владычество Сына Человеческого - «владычество вечное... и царство Его не разрушится». Откровение о 70 седминах Книги пророка Даниила (Дан 9. 24-27) также имеет важное христологическое содержание. В нем дается хронология пришествия Помазанника-Христа (7 и 62-я седмины с момента издания указа о восстановлении Иерусалима - Дан 9. 25), сообщается, что Христос будет предан смерти, а за этим последует разрушение «города и святилища» иноземным войском (Дан 9. 26). Однако эти катастрофические события будут иметь важное продолжение: в последнюю седмину будет утвержден (Новый) Завет и прекратится жертвоприношение по моисееву закону (Дан 9. 27). Э. . П. С. Древние переводы Книги пророка Даниила. Греческие переводы этой книги, сохранившиеся до наст. времени, существенным образом отличаются от масоретского еврейско-арам. текста в первую очередь наличием в них т. н. добавлений. Кроме того, в церковном использовании перевод LXX повсеместно был заменен переводом Феодотиона (см. разд. о греч. переводах в ст. Библия ). Блж. Иероним Стридонский (PL. 28. Col. 1357) в предисловии к своему переводу Книги пророка Даниила (кон. IV в.) свидетельствует о том, что в церквах вместо перевода LXX используется перевод Феодотиона; причиной этого он считает тот факт, что перевод LXX слишком сильно отличается от «халдейского» оригинала книги.

http://pravenc.ru/text/171183.html

Пророчество «4 зверя и Сын человеческий» ( Дан. 7 ). Это Вавилон, Персия, Греция, Рим и вечное Царство сына человеческого. «…поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями… (изображение Бога Отца)… одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь» ( Дан. 7:9 ). Опять перекличка и с Иезекиилем, и с Исаией. «Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» ( Дан. 7:10 ). «Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, которого царство – царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему» ( Дан. 7:27–28 ). Второе видение Даниила – «видение овна и козла» ( Дан. 8 ). Это цари Мидийские, Персидские и цари Греции. Это видение заканчивается видением небольшого рога («малый рог», по мнению многих толкователей экзегетов, – это антихрист). «От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране. И вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их. И даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жатва, и поругано было место святыни Его. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал. И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то вопрошавшему: «Насколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?» И сказал мне: «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» ( Дан. 8:9–14 ). На три года, как мы и говорим о правлении антихриста на земле, то, что мы видим в Откровении Иоанна Богослова ( Откр. 1:13 ). Архангел Гавриил объясняет «Знай Сын человеческий, что видение это относится к концу времени», т.е. окончание мировой истории. Следующее видение – пророчество о «семидесяти седьминах» ( Дан.9, 3–19,20–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Козел же косматый – это, по объяснению небожителя, царство греческое ( Дан. 8 :2l), вернее – греко-македонское, как видно из указания на дальнейшую судьбу этого царства, – а большой рог между глазами козла означает первого царя этого царства ( Дан. 8:21 ) – Александра Великого, сделавшего свою монархию действительно непобедимою и «возвеличившего» её в возможной только для его времени степени ( Дан. 8:7, 8 ). Направившись с запада, козел прошел всю землю, двинулся на барана, стоявшего у реки, с яростью бросился на него, сломал оба его рога, поверг овна на землю и растоптал его ( Дан. 8:5–7 ); – пророческое значение этого образа ясно: Александр Великий с запада (из пределов своего государства) двигался с военною силою, «прошел до пределов земли», «произвел много войн», «овладел многими укреплёнными местами», «взял добычу от множества народов», пошел и на Дария Кодомана, «царя персидского и мидийского», у которого отнял и славу и царство, «воцарившись вместо него над Элладой», «господствуя и над другими областями и народами и властителями, сделавшимися его данниками», так что «умолкла земля пред ним, и он возвысился, и вознеслось сердце его» ( 1Мак. 1:1–4 ). Но когда козел «усилился», большой рог его сломился н вместо него выросли четыре другие с четырех сторон света ( Дан. 8:8 ); – едва достигши своей славы, царство греко-македонское потеряло своего знаменитого вождя – Александра Великого, вместе с которым лишилось и значительной доли своего могущества и силы; громадная монархия, по завещанию, впрочем, самого Александра ( 1Мак. 1:5–6 ), разделилась на четыре новые царства, меньшие, разумеется, как по величине, так и по силе ( Дан. 8:22 ): македонское (Македония и Греция), сирийское (Сирия, Вавилон и Персия), фракийское (Фракия, Вифиния и азиатские владения вдоль Геллеспонта и Босфора) и египетское (Египет, Ливия, Аравия и Палестина). «От одного-то из этих четырех рогов вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране, и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд и попрал их, и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его, и воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал» ( Дан. 8:9–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Но хотя эти три слова три отрока относят к одному лицу, – Отца, именуя Его и Господом; ибо сказано: благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки (Дан. 3, 57) , однако божественный Косма разделил их между тремя Богоначальными лицами и ипостасями единого Божества. Он сделал это не потому, что в особенности и отдельно относится " благословите " Отцу, " пойте " – Сыну и " превозносите " – Св. Духу; прочь такое безумие! ибо общи трем присносущным лицам блаженного Божества и благословение, и пение, и превознесение; но он это сделал, с одной стороны, чтобы показать, что отроки благословляющие, поющие и превозносящие Господа были три числом и, следовательно, каждый из них славословил отдельным словом одно Лице Св. Троицы, с Которой они были равночисленны. Главнейшая же причина этому была та, что в этой песни трех отроков священный песнопевец видел упоминание и о трех лицах царственнейшего Божества. Именами " Господь " и " Бог " возвещается Отец; ибо сказано: благословите вся дела Господня Господа и еще: и тии трие Седрах, Мисах и Авденаго падоша посреде пещи и хождаху посреде пламене поюще Бога и благословяще Господа (Дан. 3, 23. 24). Сын же называется здесь именем Ангела: Ангел же Господень, говорится, сниде купно с сущими со Азариею в пещь, и оттрясе пламень огненный от пещи (Дан. 3, 49. 50); ибо этот Ангел не был один из простых ангелов, но единородный Сын и Слово Бога и Отца, Ангел великого совета, Который этим Своим снисхождением предуказал на будущее Свое схождение к нам плотию. Поэтому и царь Навуходоносор назвал Его Сыном Божиим говоря: не трех ли мужей ввергохом среде огня связанных? Се аз вижду мужи четыре разрешены ходящи среде огня и истления несть в них и зрак четвертаго подобен Сыну Божию (Дан. 3, 91-92). Таким же образом и Ангел, явившийся в купине Моисею, был Сам Сын Божий в виде ангела снисшедший, как толкует Василий Великий в словах против Евфимия. Подобно тому и Ангел, избавляющий Иакова от всех зол (Быт. 48, 15), как Сам говорил, был Бог Слово, Ангел великого совета, по мнению Афанасия Великого. А Дух Святый означается в песни этими словами: и сотвори среднее пещи як дух росы шумящ, (Дан. 3, 50). Поэтому и священный Косма, видя в этой песни упоминаемыми три Лица единоначальнейшей Троицы, не хотел, чтобы воспевалось в ней только одно Лицо, но каждому Лицу уделил соответственно и одно из выше упомянутых слов, чтобы и три Лица, как единосущные и избавившие отроков из печи, прославлялись. Вот по какому поводу и Церковь в конце настоящей осмой песни прибавила слова: благословим Отца, Сына и Св. Духа Господа (и эти слова не принадлежат трем отрокам) видя, что в этой песни говорится о трех Лицах единого Божества.

http://predanie.ru/book/108441-tolkovani...

В этом учении Беды мы встречаем больше разнообразия и оригинальности. Для спасения первого, падшего Адама пришел Второй Адам, “то есть Сам Господь и Создатель наш, родившийся от Девы, неискаженно и неизменно созданный по образу Божию, непричастный никакому греху, исполненный всякой благодати и истины Он истинно есть Новый Человек, созданный по образу Божию, поскольку Он так воспринял от Адама истинную сущность плоти, что в Нем не было ничего от скверны порока” (На нач. Быт, I, PL 91, 29). Как постхалкидонский богослов, Беда точно излагает учение о двух истинных природах и едином Лице Спасителя (Толк. на 1 Цар, III.2; Толк. на Лк, I.1, PL 92, 326). “Человеческая природа без каких-либо предшествующих заслуг доброделания соединилась с Богом Словом в утробе Девы, так что стала одним Лицом с Ним” (Толк. на Деян, X). Сын Божий воспринял не только человеческую плоть, но и душу, не отягощенную никаким грузом греха (Толк. на Лк, I.1, PL 92, 319; ср. I.2, PL 92, 350). Безгрешность человеческой природы Спасителя Беда вслед за Августином объясняет непорочностью Его девственного зачатия, ибо в Деве Марии “было зачатие, а не плотское влечение”, и “не разжжение плотского вожделения”, ибо “только Тот поистине свят, Кто не был рожден от плотского соединения, чтобы победить само состояние тленной природы” (Толк. на Лк, I.1, PL 92, 318–319). В образе зачатия Спасителя Беда различает действие Второго и Третьего Лиц Святой Троицы, а именно — исполнение Пресвятой Девы Святым Духом, которое совершило само зачатие, и осенение Силой Всевышнего, то есть Сыном Божиим, когда “бес­телесный Свет Божества воспринял в Ней [уже зачатое] человеческое тело” (Толк. на Лк, I.1, PL 92, 318–319). Беда считает, что Господь, восприняв разумную человеческую душу (ani­ma rationalis), “возрастал в премудрости и благодати” (sa­pientia et gratia), то есть Его душа имела “естественное человеческое знание (naturalem intelligentiam), которое признается причиной разума у людей”; но не потому что Бог нуждался в этом, а потому что “Он выбрал это в качестве средства нашего спасения” (Толк.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Не примеряй себя к слабейшим из людей, а лучше расширяй себя в меру заповедей о любви. Примеряясь к людям, впадешь в пропасть высокомерия; а расширяя себя в меру любви, достигнешь высоты смиренномудрия (прп. Максим Исповедник , 91, 198). ...Что благодать Божия производит по порядку добродетельной жизни, то, и достигши совершенства, опять подвигается к возрастанию: ибо здесь тако бывает, что конец одного служит началом другого. Кто пресек в себе живущие в нем тленные страсти деятельною добродетелию, тот вместе с сим начал другие божественнейшие преобразования от славы в славу ( 2Кор. 3, 18 ) (прп. Максим Исповедник , 91, 234). Страх геенны понуждает... (новоначальных) избегать греха; желание воздаяния благ придает готовности преуспевающим в делании добродетелей; а таинство любви восторгает ум превыше всего тварного... (прп. Максим Исповедник , 91, 237). Не останавливайтесь, и не предавайтесь лености в служении Богу, и, смотря на притрудность в настоящее время, не лишите себя наслаждения, которое в веке будущем (прп. Феодор Студит , 92, 37). ...Подвизайтесь добре, пресекайте искушения, отбрасывайте с пути вашего всякие камни и преткновения и бодро восходите на гору небесного жития, пока придет чаемый день (прп. Феодор Студит , 92, 83). ...Оградите себя страхом Божиим и паче и паче, возвышайтесь в небесном восхождении своем (прп. Феодор Студит , 92, 137). Не будем ослабевать восходя, ни падать духом, видя высокость восхождения (прп. Феодор Студит , 92, 303). Нельзя... мерить свое преуспеяние длительностью времени... но смотреть, соответствуют ли длительности времени число и степени добродетелей наших? (прп. Феодор Студит , 92, 313). ...Преспеянию вовеки не будет конца, так как остановка (или замедление) в возрастании положит конец Бесконечному, (внесет) постижение совершенно Непостижимого и Невместимого всеми сделает (предметом) пресыщения (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 122). Источник. ...Невозможно сразу воспринять всего Духа человеку душевному и сделаться бесстрастным (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 159).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сила терпения крепче радостных мыслей, овладевающих сердцем (прп. Исаак Сирин , 59, 403). Источник. Не тогда можем мы называться терпеливыми, когда мужественно переносим поругание от отца , но когда от всякого человека и презрения, и уязвления переносим с терпением, ибо от отца мы все сносим из почтения, стыдясь, и по долгу нашему (прп. Иоанн Лествичник , 58, 47). ...Поистине дело великих – терпеть поругания от своих. Но да не приводит вас в ужас сказанное мною; никто никогда не мог одним шагом взойти на верх лестницы (прп. Иоанн Лествичник , 58, 177). Источник. Если ты приобретешь жезл терпения, то адские псы скорее перестанут бесстыдствовать перед тобою (прп. Иоанн Лествичник , 58, 229). Источник. Терпеливый есть непадающий делатель, который и через падения одерживает победу (прп. Иоанн Лествичник , 58, 229). Источник. Терпение есть предназначение себе и ожидание ежедневной скорби (прп. Иоанн Лествичник , 58, 229). Источник. ...Верхом терпения справедливо называется то, если человек, находясь в утеснении, считает себя имеющим отраду (прп. Иоанн Лествичник , 58, 243–244). ...Глубина долготерпения показывается в человеке, когда он пребывает в равном спокойствии: и в присутствии, и в отсутствии злословящих (прп. Иоанн Лествичник , 58, 244). Где является страх геенны, там терпение всяких трудов и скорбей (прп. Иоанн Лествичник , 58, 259). Источник. Переноси терпеливо удары печальных и душераздирательных случайностей, ибо таковыми очистить тебя хочет Божие промышление (авва Фалассий, 92, 292). Терпение есть трудолюбие души (желание преутруждать душу); где же есть такое трудолюбие, там изгнано сластолюбие (авва Фалассий, 92, 301). Благодушное перенесение страшных напраслин рождает незлобие; терпение же до конца искореняет из души все худое (авва Фалассий, 92, 304). Терпение стоит на душевном желании самоутруждения, состоит же оно в подъятии произвольных трудов и невольных искушений (авва Фалассий, 92, 304). Кому дарована вера, от того требуется воздержание, которое, утвердившись, рождает терпение, поддерживающее трудолюбивый навык (авва Фалассий, 92, 314).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Наиболее ясно сказывается это сходство в употреблении редко встречающихся слов, так называемых нарах legomena. Так, «баг» Дан.1:5 = Иез.25:7 ; «хув» Дан.1:10 = Иез.18:7 ; «цеви» Дан.8:9 = Иез.20:6, 15 ; «келал» Дан.10:6 = Иез.1:7 ; «зегар» Дан.12:3 = Иез.8:2 ; «бен-адам» Дан.8:17 = Иез.2:1, 3, 6, 8 ; Иез.3:1, 3, 4 и т. п. Примером совпадения наречий книги Даниила и Ездры служат такие, напр., выражения: «шему» Дан.6:5 = 1Ездр.4:22 ; «невали» Дан.2:5 = 1Ездр.6:11 ; «питгама» Дан.4:14 = 1Ездр.6:17 ; «сим теем» Дан.5:2 = 1Ездр.5:4 ; 1Ездр.6:1 ; «ди» Дан.5:30 = 1Ездр.5:17 и т. п. Вполне соответствует эпохе написания книги пророка Даниила наличность в ней персизмов и вавилонизмов, т. е. слов, объясняемых из персидской и вавилонской терминологии. Таковы, по указанию экзегетов: «азда» Дан.2:5, 8 от древне-персидского «aranda» – наука; «гаддам» Дан.2:5 ; Дан.3:29 – от персидского «handam» – член; «патбаг» Дан.1:5, 8, 13 – от древне-персидского «patibaga» – трапеза богов; «гедаберим» Дан.3:2, 3 – от древне-персидского «gasbar» – казначей; «пеха» Дан.3:3, 27 – от древне-персидского «paik» – наместник. «Ариох» Дан.2:14 =ассир. Eri Асни, т. е. раб богини Луны; «Мисах» Дан.1:6 =ассир. Misa Achu, т. е. кто как Аку – бог луна; «Седрах» Дан.1:6 =Sudar Achu, т. е. повеление бога Аку; «Авденаго» Дан.1:6 =Abad Nabu, т. е. раб бога Небо; «ашафим» Дан.2:2 =ассир. «assipu»; «табагайа» Дан.2:14 =ассир. «tabihu»; «гашхин» Дан.3:16 =ассир. haspuhu и т. п. Как произведение современника и очевидца описываемых событий, книга пророка Даниила отличается далее полной исторической достоверностью своих сообщений. Таковы, напр., рассказы об отведении в Вавилон иудейских пленников не лично самим Навуходоносором, а по его приказанию Асфеназом ( Дан.1:3 ), о воспитании пленных юношей при царском дворце и в придворных школах ( Дан.1:5–6 ), о разделении халдейских жрецов и правительственных чиновников на различные классы (2 и 4 гл.; Дан.3:3 ), о поставленной Навуходоносором на поле Двир громадной золотой статуе ( Дан.3 ), о сопровождающей ее открытие процессии, о болезни Навуходоносора и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010