Didymus in 2 ad Cor,, 39, 1677–1732. Chrysostomus. Нот. 1–44,61,9–382;1–30,381–610. Homiliæ 1–3 de matrimonio (1 Cor., VII), 51 207–42; aliä, 241–72, 64, 466–74. Hamiliæ 1–3 in 2 Cor,, IV, 13, 51, 271–302. Aliæ in 2 Cor., 61, 301–10; 64, 25–34. Theodorus Mops., 66, 877–94; 893–8. Cyrillus Alexandrinus, 74, 855–916; 915–52. Theodoretus, 82, 225–376; 375–460. Gennadius, 85, 1727–30; 1729–30. Joan. Damascenus, 95, 569–706; 705–76. Photius (2a), 101, 1253–54. O_Ecumenius, 118, 635–906; 905–1088. Theophylactus, 124, 559–794: 795–952. Ad Galatas. Origenes. Fg., 14, 1293–8. Chrysostomus, 61, 611–82. Homilia, 51, 371–88. Theodorus Mops., 66, 897–912. Theodoretus, 82, 459–504. Gennadius, 85, 1729–32. Joan. Damascenus, 95, 775–822. O_Ecumenius, 118, 1089–1166. Theophylactus, 124, 951–1032. Ad Ephesios. Origenes. Fg., 14, 1297–8. Chrysostomus. H. 1–24, 62, 9–176. Theodoretus Mops,, 66, 911–22. Theodorus, 82, 505–58. Joan. Damascenus, 95, 821–56. O_Ecumenius, 118, 1165–1256. Theophylactus, 124, 1031–1138. Ad PHILIPPENSES. Chrysostomus, 62. 177–298. Homilia, 51, 311–20. Theodorus Mops., 66, 921–6. Theodoretus, 83, 557–90. Joan. Damascenus, 95, 855–84. O_Ecumenius, 118. 1255–1326. Theophylactus, 124, 1139–1204. Ad Colossenses. Origenes. Fg., 14, 1297–8. Chrysostomus. Horn. 1–12, 82, 299–392. Theodoras Mops., 66, 925–32. Theodoretus, 82, 591–628. Joan. Damascenus, 95, 883–904. O_Ecumenius, 119, 9–56. Theophylactus, 124, 1205–78. Ad Thessalonicenses 1–2. Origenes in (primam) fg., 14, 1297–1304. Chrysostomus. Hom. 1–11, 62, 391–468; Hom. 1–5, 467–500. Theodorus Mops., 66, 931–34; 933–6. Theodoretus, 82, 627–56; 657–74. Joan. Damascenus, 95, 905–18; 917–30. O_Ecumenius, 119, 57–106; 105–134. Theophylactus, 124, 1279–1326; 1327–58. Ad Timotheum 1–2. Chrysostomus 1–18, 62, 501–600. – 1–10, 599–662. Homiliæ, 51, 321–38, 56, 271–80. Theodorus Mops,, 66, 935–44, 945–8. Theodoretus, 82. 787–830, 831–58. Joan. Damascenus, 95, 997–1016. – – 1015–1030. O_Ecumenius, 119, 133–196, 155–240. Theophylactus, 125, 9–88; 87–140.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

И Ангел прикоснулся ко мне, и отверзох уста моя и глаголах, и рех ко Ангелу страшному, стоящему предо мною: Господи, в видении твоем обратная утроба моя во мне… и дыхание не оста во мне . От этого видения повернулись во мне внутренности мои и не в силах я стоять перед тобой, от трепета расслабли колени мои, поэтому како возмогу ныне глаголати к тебе (Дан. 10:15–17). И приложи, и прикоснуся мне яко зрак человечь (Дан. 10:18). Смотри, три раза подается помощь Даниилу, чем знаменуется тайна Троицы: в первый раз воздвигает его Ангел, во второй раз отверзает уста его, и в третий раз — дает ему силу говорить. Укрепленный силой этой тайны Даниил говорит: да глаголет Господь мой рабу Своему, яко укрепил мя еси. И рече: веси ли, почто приидох к тебе? Да возвещу тебе, и ныне возвращуся, еже братися со князем Персским . Ангел извещает об этом Даниила, чтобы Иудеи бодрствовали в молитве, и не вознерадели о своем избавлении. Князь же Еллинский грядяше (Дан. 10:19–20), то есть и он радовался, что праведники выйдут из плена и спасутся в народе, который под его начальством. Но да возвещу ти вчиненое в писании (Дан. 10:21), а именно, что выйдут полчища из земли Китиейской, как предвозвестил Валаам: и изыдут из земли Китиейской (Числ. 24:24). И несть ни единаго помогающаго со мною о сих, но точию Михаил князь ваш (Дан. 10:21). Так говорит Ангел пророку, чтобы или побудить Евреев молиться, или вразумить самого Даниила, что непохвально его желание делать принуждение свободе.   Глава 11 Истолкование видения Даниила (Дан. 11:1–45) В первое лето Дария Мидянина восстал Михаил, князь ваш, на помощь мою, в то самое время, когда и ты ободрял себя тем, что предопределенный срок семидесяти лет приходит к концу (Дан. 11:1). И ныне истину возвещу тебе о том, что будет еще. Се, еще трие царие востанут в Персиде , четвертый же, то есть Дарий… воставит на себя царство Еллинское, то есть дом Александра (Дан. 11:2). И востанет царь силен, и обладает властию многою . Это — Александр. И егда станет царство его, сокрушится и разделится на четыри ветры небесныя, и не в последняя своя, ниже по власти своей .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

О каноническом достоинстве книги пророка Даниила свидетельствуют вышеприведенные многочисленные ветхозаветные ( Иез.14:14–20, 28:3 , 1Мак.1:54, 2:39–60 ) и новозаветные ( Мф.24:15–16 ) цитаты. Ряд последних можно увеличить множеством цитат из книги Даниила, хотя без имени последнего. Таково, напр., по общему мнению часто употребляемое у Иисуса Христа, в ясно мессианском смысле, название «Сын человеческий» ( Мф.10:23, 16:27–28, 19:28, 24:30, 25:31 и мн. др.).·Это наименование в ясно мессианском смысле употребляется в Ветхом Завете исключительно лишь у одного пророка Даниила (7 глава). Употребляя, таким образом, без особых пояснений это наименование, Иисус Христос очевидно утверждал мессианское богодухновенное учение книги пророка Дании-ла И замечательно, некоторые образы в учении о Сыне человеческом очень сходны в книге Даниила и в пророчествах Иисуса Христа. Напр. явление на облаках, с силою и славою ( Дан.7:13 = Мф.24:30, 25:31–32 , Лк.21:27 ; Ин.3:13 ); сидение Его на престоле, окруженном сонмом Ангелов ( Дан.7:10, 14 =Мф.25:31, Лк.22:69 ). Особенно нельзя оставить без внимания употребление Иисусом Христом этого наименования на суде у первосвященника Каиафы в ответ на его вопрос: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Я, и вы узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мк.14:61–62). Ясно, что Христос как бы так говорил: Я – Мессия, о Котором возвещал вам пророк Даниил (7:13–14). В том же пророчестве Даниила заключается объяснение видения архидиаконом Стефаном Сына человеческого ( Деян.7:56 ). Ап. Павел, говоря о мужах, угасивших силу огня, заградивших уста львов ( Евр.11:33–34 ), несомненно напоминал о лицах, описываемых в книге Даниила (3 и 6 гл.). В его же пророчестве об антихристе ( 2Сол.2:4 ) есть черты из пророчеств Даниила (11:36–39). В Апокалипсисе находится очень много образов и символов, объясняемых из книги Даниила, особенно из 7 главы (напр. Откр.13:1 = Дан.7:3 ; Откр.11:7, 13 = Дан. 7:7, 27 ; Откр.5:11 = Дан.7:10 ; Откр.20:4, 11 = Дан.7:9 ; Откр.14:4 = Дан.7:18 ; Откр.17:12 = Дан.7:20–21 ). Отцы Церкви, несмотря на уверения еретиков, всегда были единодушны в признании каноничности и богодухновенности книги пр. Даниила. Во всех православно-церковных исчислениях она помещается в числе пророческих писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

11:26), то есть соумышленники Трифона. И падут силы многие, потому что он, Трифон, не от семени царского, и рассыплются, потому что когда Трифон убьет Антиоха и воцарится вместо него, тогда войска его рассыплются и оставят его. И оба царя, сердца их на лукавство, и на трапезе единей возглаголют лжу , то есть Антиох и Трифон, ибо Трифон злоумышляет убить Антиоха, а Антиох опасается Трифона, зная, что он не отец его. И не предуспеет , потому что близко убиение их (Дан. 11:27). И возвратится на свою землю другой Антиох, сын Димитрия. И сердце его на завет святых, сердце Трифона на завет святых, разумею сынов народа святого (Дан. 11:28). И сотворит якоже первая и последняя (Дан. 11:29), потому что Трифон прежде воцарения своего умертвил Ионафана, и по воцарении при Симоне, брате Ионафана, нанес Иудеям великое поражение. И приидут на него силы Киттиев, и сокрушат его. Против Трифона выступят сто двадцать тысяч жителей островов Киттимских, которые придут с Антиохом и сокрушат его. И возвратится, и возъярится на завет святый (Дан. 11:30), то есть на первосвященников, управлявших царством. И соумыслит со оставльшими завет святый , то есть примет сторону Иасона и его сообщников, обещавших ему сребра талант триста шестьдесят и от приходов некиих иных талант осмьдесят (2 Мак. 4:8). И крепкие от них востанут, то есть от царей и с помощью царей. И осквернят скинию могутства , потому что в святой скинии устроят жертвенник. И преставят жертву , то есть прекратят заклание жертв и хлебы предложения. И дадят мерзость на запустение (Дан. 11:31). Это — Маккавеи, которые придут и истребят мерзость. И востающих на завет погубит, то есть восстающих на завет с этим рогом, глаголюща великая (Дан. 7:20). Людие же ведуще Бога своего премогут над врагами своими (Дан. 11:32). Это — Маккавеи. И праведные в народе научат многих , то есть Маккавеи же, егда изнемогут в мечи и в пламени, и в пленении и в разграблении , и претерпят все эти бедствия; тогда поможется им помощию малою . После же малой помощи разделением лукавым разделятся сын с отцом и брат с братом (Дан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Возражение второе: если закон не изменял условий оправдания по вере, то зачем он и дан был? Решая этот вопрос, Св. Апостол говорит: а) сначала о сравнительном достоинстве закона и обетования, а потом б) разъясняет значение закона в истории спасения чрез Иисуса Христа. а) Сравнительное достоинство закона и обетования. Гал. 3:19 . «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений». Итак, во-первых, закон не есть первообразное учреждение, но дан как нечто придаточное (Экумений). Во-вторых, он дан для подчиненной и второстепенной цели – именно по причине преступлений, т. е. для обуздания преступности, или, как говорит Св. Златоуст, чтобы иудеи не жили без страха и не дошли до крайнего нечестия, закон и дан им вместо узды, для их научения, усмирения и удержания их от нарушения хотя не всех заповедей, по крайней мере некоторых. Итак, не малая польза и от закона. Еще закон дан «до времени пришествия семени, к которому относится обетование» (продолжение Гал. 3:19 ). Сим указывается относительно закона третье обстоятельство, именно его временность и преходящее значение. Если закон дан только до пришествия Христова, то для чего ты, – говорит Св. Златоуст от лица Апостола, – продолжаешь его далее, за пределы этого времени? Еще о законе: он «преподан через Ангелов, рукою посредника (т. е. Моисея)» (продолжение Гал. 3:19 ). Ангелы не творцы закона, а служители при учреждении его. Они от лица Божия ( Втор. 33:2 ), а Моисей от лица людей. Бог им внушал, они передавали Моисею ( Деян. 2:2–7:53 ), а Моисей народу (Еп. Феофан). Помянул о сем Апостол для того, чтобы видно было, что закон, имевший придаточное и временное значение по существу своему в сравнении с обетованием, был ниже его и по устроению своему. «Обетование дано лицом к лицу Богом Аврааму, а закон вчинен ангелы, и притом рукою ходатая. Две инстанции отделяли народ от Бога – Моисей снизу и ангелы сверху, а обетование дал сам Бог» (Еп. Феофан). Гал. 3:20 . «Но посредник при одном не бывает; а Бог один». Какая связь сего изречения с предыдущими и с ходом всей речи Апостола о законе – непонятно. Темнота зависит от сжатости и быстроты речи Апостольской. Из всех существующих многочисленных объяснений сего трудного места, проще следующее объяснение. «Закон дан чрез посредника Моисея, который был посредником между Богом и народом; напротив Бог, давший обетование о семени, действовал один, без всякого посредника. А отсутствие посредника опять говорит в пользу завета веры, так как поставляет верующего в непосредственное общение с Богом» (Еп. Филарет Черниговский ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Итак, в продолжение такого числа дней Антиох будет владычествовать над Иудеями, а потом правда Божия препобедит его, внезапно поразив его на обратном пути с востока. И се, ста предо мною аки образ мужеск. И слышах глас мужеск среде увала… и рече: Гаврииле, скажи видение оному (Дан. 8:15–16), Ангел Хранитель Даниила, неотлучно пребывавший с пророком, просит объяснить Даниилу это видение другого Ангела, который был при всех утешительных видениях, сообщаемых Даниилу и другим святым. И прииде и ста близ стояния моего… и… ужасохся от избытка светлости лица Ангельского. И рече ко мне: разумей, сыне человечь , значение виденного тобою сна, еще бо до скончания времене видение (Дан. 8:17), то есть неблизко то время, когда народ твой изведен будет из плена. Се, аз возвещаю тебе будущая на последок (Дан. 8:19), то есть сказываю, что будет по исполнении ста лет, в которые народу твоему обещаны все блага. Овен, егоже видел еси имуща рога , — это Дарий, царь Мидский и Персский (Дан. 8:20). Два рога означают два царства — Мидийское и Персидское. А козел козий… рог же великий, иже между очима его, той есть царь Александр. Рог великий, иже между очима его , — означает владычество над целым миром (Дан. 8:21). Сему же сокрушившуся восташа четыри рози под ним (Дан. 8:22). Царство его сокрушилось, когда Александр умер, и овладели царством четыре любимца его: Селевк, Филипп, Димитрий и Птоломей. И на последок царства их , когда исполнится мера грехов народа твоего, под конец царства Иудейского нападет потомок Селевка Никатора. Востанет царь безсрамен лицем (Дан. 8:23). Это безсрамный лицем Антиох, разумеяй обладати, то есть искусный устроять козни и овладевать. И державна крепость его, не в крепости же своей . Этим показывается, что Антиох не собственной силой приобретет славу и не по заслугам возвеличится, но, по причине умножения грехов народа Божия, Господь попустит Антиоху возобладать над Иудеями, чтобы рукой Антиоха вразумить их. И чудесно растлит и успеет; растлит чудесно, то есть растлит все, что достойно удивления в доме Божием. И разсыплет крепкия (Дан. 8:24), то есть мужей сильных и святых в народе твоем немилосердо перебьет мечом, и тела их повергнет окрест Иерусалима , как духом свидетельствует об этом Давид (Пс. 78:3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В греко-славянской Библии книга пророка Даниила занимает среди пророческих книг четвертое место. Оно отводится ей, согласно исчислению ветхозаветных книг, в Синайском кодексе (Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил и 12 пророков). В кодексах же Александрийском, Ватиканском, в 85 апостольском правиле, 60 пр. Лаодикийского собора в 39 – праздничном послании Афанасия Великого , у отцов церкви – Кирилла Иерусалимского , Григория Богослова , Амфилохия Иконийского , Епифания Кипрского , Иоанна Дамаскина книга Даниила поставлена последней между пророческими, а в реестре Мелитона Сардийского и Оригена – ранее книги пророка Иезекииля. Помещаемая в христианском каноне в отделе пророческих писаний, книга Даниила занимает у евреев неодинаковое место. При Сирахе она, по-видимому, не считалась пророческою ( Сир.49:10–12 ), при Иосифе Флавии признавалась таковой, (Иуд.Древн. 10–11), а ныне, как и при блаженном Иерониме, относится к отделу писаний (кетубим). «Напоминаю, – говорит он, – что у евреев не считали Даниила между пророками, но между теми, которые написали этнографы». И действительно, талмудисты не признавали Даниила пророком. «Даниил, читаем в Мидраше, не был пророк, если даже сравнивать с тремя последними пророками, но зато он был провидец и апокалиптик, чем не были те» (Furst. Kanon., 101 с.). По словам современных блаженному Иерониму иудеев, отнесение книги пророка Даниила к отделу «писаний» обусловливалось его жизнью при иноземном дворе (Comm. in. Dan. Дан.1:3 ). Наличность книги пророка Даниила в древнейших исчислениях канонических книг является убедительным и ясным доказательством ее канонического достоинства. В качестве канонической, хотя без упоминания имени автора, она нередко цитируется в Новом Завете в речи Иисуса Христа и Его апостолов. Так, помимо ссылки на Дан.9:27 , Спаситель применяет к Себе заимствованное, по общему мнению, из книги Даниила наименование «Сын человеческий» ( Дан.7:13 ; Мф.10:23 ; Мф.16:27–28 ; Мф.19:28 ; Мф.24:30 ; Мф.25:31 и т. п.) и тем самым подтверждает ее мессианское богодухновенное учение. Вполне согласно с Даниилом очерчивается Иисусом Христом и образ «Сына человеческаго». Он грядет на облаках с силою и славою, восседает одесную силы ( Мф.24:30 ; Мф.25:31–32 ; Лк.22:69 ; Мк.14:61–62 ; Дан.7:13–14 ). В том же пророчестве Даниила находит свое объяснение видение Сына человеческого архидиаконом Стефаном ( Деян.7:56 ). Равным образом и Апостол Павел, говоря о мужах, угасивших силу огня и заградивших уста львов ( Евр.11:33–34 ), несомненно имеет в виду лиц, описываемых в книге Даниила (3 и 6 гл.), и одинаково с ним характеризует антихриста ( 2Сол.2:4 ; Дан.11:36–39 ). Наконец, и в Апокалипсисе встречается не мало образов и символов, объясняемых из книги пророка Даниила, особенно из 7 гл. ( Откр.11:7, 15 = Дан.7:7, 27 ; Откр.5:11 = Дан.7:10 ; Откр.20:4, 11 = Дан.7:9 и т. п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В царствование его успеет: «лесть в руце его». Так говорится потому, что Антиох хитростью войдет в Иерусалим, сокрушит и истребит все, что было славного в храме, и разрушит стены города. «И лестию разсыплет многих». Сказано так потому, что Антиохом сорок тысяч Иудеев убито, и столько же отведено в плен. «И противу Бога князя князей восстанет», – восстанет или хулами на Бога, или тем, что осквернит и поругает храм Божий и священные сосуды, «и от прикосновения руки сокрушится» ( Дан.8:25 ), то есть сокрушен будет внезапно или Лисием, или постигшей его мучительной болезнью. «И видение вечера и утра... истинно есть», то есть справедливо все, виденное от вечера до утра. " Ты же, Данииле, назнаменай видение, яко надни многи» ( Дан.8:26 ). Сокрой видение, потому что исполнится оно после многих лет, сокрой, чтобы сыны народа твоего не сочли исполнения близким и, убоявшись, не отказались возвратиться в землю свою. Глава 9 «В первое лето Дариа... дах лице мое к Господу... еже взыскати молитвы... И молихся... и рех: Молю Тебя, Господи Боже великий и чудный, за грехи наши почитаешься Ты у Вавилонян как бы немощным. Храняй завет Твой и милость Твою любящым Тя» ( Дан.9:1, 3–4 ), как сказал Моисей ( Втор.7:9 ). «Согрешихом, беззаконновахом... уклонихомся от всех заповедий Твоих» ( Дан.9:5 ), данных нам рукой Моисея и священников. «Тебе, Господи, правда» ( Дан.9:7 ). Ты предварял нас и, угрожая проклятиями, предостерегал, чтобы не грешили мы. Посему «праведен Господь Бог наш во всем деянии Своем» ( Дан.9:14 ). На самом деле постигли нас те проклятия, которыми предостерегал ты нас, и которые определил нам в слове Твоем. Ибо вот, повсюду постыждены мы, потому что за грехи наши рассеяны мы по всем странам. «И весь Израиль преступи закон Твой» ( Дан.9:11 ). Истинно слово, сказанное Иеремией: «аще обрящется муж, творяй суд и правду : и милосерд буду ему» ( Иер.5:1 ). " И навел на них клятву», те заклятия, которые определены были от дней Моисея ( Втор.28:15 ). «Поэтому, – говорит пророк, – молился я ко Господу с горьким раскаянием и плачем, чтобы прощены были нам грехи наши». «Праведен Господь... во всем деянии Своем» ( Дан.9:14 ). Праведен Он, ибо все наказания, каким подверг Он нас, заслужены нами, и по делам нашим воздано нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Мн. места из Книги пророка Даниила Афраат считает исполнением более ранних ветхозаветных пророчеств; это свидетельство подлинности Книги пророка Даниила является для него гарантией, что исполнятся и те пророчества, к-рые содержатся в ней самой. Так, слова Д. Навуходоносору: «Ты - это золотая голова!» (Дан 2. 38) - он считает исполнением пророчества Иер 51. 7: «Вавилон был золотою чашею в руке Господа» ( Aphr. Demonstr.//PS. Vol. 1. Pars. 1. Col. 205); 1-й зверь в Дан 7. 4, похожий на льва с орлиными крыльями,- это Навуходоносор, что предсказано, по его мнению, в Иер 50. 17: «Израиль - рассеянное стадо; львы разогнали [его]; прежде объедал его царь Ассирийский, а сей последний, Навуходоносор, царь Вавилонский, и кости его сокрушил». А поскольку в Дан 4. 30 сказано про Навуходоносора, что волосы у него выросли, как у орла (так в Пешитте; в синодальном переводе Дан 4. 33 - «как у льва»), то это окончательно убеждает Афраата в том, что 1-й зверь соответствует именно Навуходоносору (Ibid. Col. 213-216). Прп. Ефрем Сирин понимал Дан 7 двояко: он относил пророчества к маккавейской эпохе, но при этом утверждал их окончательное исполнение - во Христе ( Ephraem Syrus. Opera omnia quae exstant graece, syriace, latine/Ed. G. S. Assemani, e. a. R.; Vat., 1737-1743. T. 5. P. 215). Т. о., выражение «Сын человеческий» он в какой-то мере применял к иудейскому народу. В этом он отличается от Афраата, но похож на более поздних сир. авторов, Феодора бар Кони (кон. VIII в.) и Ишодада Мервского (IX в.) ( Ferch. 1980; Casey. 1979. P. 67). Небольшой рог прп. Ефрем Сирин, как и Афраат, отождествлял с Антиохом Епифаном ( Collins. 1993. P. 115). Оригинальную интерпретацию он предлагает для слов «вознесся на Вождя воинства сего» из Дан 8. 11; притом что традиционно этот текст вместе с Дан 8. 25 «и против Владыки владык восстанет» понимали как восстание против Бога, прп. Ефрем считает, что «вождь воинства» - это первосвященник Ония (Ibid. P. 333). Нельзя исключить знакомство Афраата и прп. Ефрема с трудами Порфирия (Ibid. P. 116). Принимая частично толкование малого рога как Антиоха, неуникальное для Порфирия, они оба принадлежат к христ. экзегетической традиции, средоточием к-рой является христологическое понимание Дан 7. 13. Блж. Иероним Стридонский

http://pravenc.ru/text/171183.html

Предметом возвещенного пророку ангелом откровения служит ближайшая судьба народа Божия в связи с историей прикосновенных к нему языческих государств (ср. Дан. 10:14 ). Вот почему небесный посланник начинает с Персии, под властью которой были иудеи даже по выходе из вавилонского плена. Три царя, имеющие восстать еще в Персии, это три ближайшие преемника Кира – Камбиз (529–522), Лжесмердиз (522–521) и Дарий Гистасп (521–486), а четвертый царь, «превзошедший всех всяким богатством» ( Дан. 11:2 ), -это знаменитый Ксеркс (486–465), славившийся, действительно, несметными богатствами. Царь этот с громадным войском пошел войною против Греции ( Дан. 11:2 ); решительная битва была при Саламине, где греки, однако, остались победителями. С того времени персидское царство стало явно клониться к упадку; значение его, как первенствующей мировой державы, переходит к Греции. Вот почему небожитель оставляет без упоминания дальнейших персидских царей – преемников Ксеркса, переходя от последнего к третьему мировому царству – греко-македонскому, в частности, среди представителей его – к Александру Великому, так как с этого только времени царство греко-македонское входит в соприкосновение с народом Божиим. Александр Великий – вот тот «царь могущественный, который будет владычествовать с великою властью и будет действовать по своей воле» ( Дан. 11:3 ). Такими же чертами охарактеризовано царствование этого государя и в других видениях пророка Даниила ( Дан. 2:39; 7:6; 8:8, 21 ). Жизнь знаменитого царя, впрочем, скоро пресеклась, а с его смертью и царство его распалось. Александр не оставил потомства, почему и владения его перешли к чужим для него людям ( Дан. 11:4 ). Громадная монархия распалась «по четырем ветрам небесным» ( Дан. 11:4 ) и образовала четыре отдельные друг от друга царства: на востоке – фракийское, на западе – македонское, на севере – сирийское и на юге – египетское; кроме их, отпали от Македонии и другие области – Каппадокия, Армения, Вифиния и др., образовавшие из себя самостоятельные владения. Так, великая монархия знаменитого завоевателя быстро «разрушилась» и «раздробилась» и каждое из образовавшихся таким путем государств далеко, естественно, уступало в силе и могуществе прежнему царству Александра ( Дан. 11:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010