Вот почему насколько с внешней стороны царство римское было «всесокрушающим», всемирным, «крепким, как железо», настолько же с внутренней стороны оно было «хрупко, как глава»: при малейшем ослаблении державной руки «железного» Рима отдельные части громадной империи могли распасться, что и случилось, действительно, в последующей истории римского царства. Камень, оторвавшийся от горы, ударивший в ноги истукана и разбивший его, а сам сделавшийся великою горою и наполнивший всю землю, означает, по словам пророка Даниила, последнее царство, совершенно отличное от предыдущих. Существенные признаки его состоят в следующем: четыре других царства «восстают» преемственно как бы сами собою, по естественному порядку исторической жизни ( Дан. 2:39 ), – последнее же царство «воздвигнет» Сам «Бог Небесный» ( Дан. 2:44 ); предыдущие царства постепенно сменяют одно другое, полагая конец предыдущему и уступая в свое время место последующему ( Дан. 2:39 ), а последнее царство «сокрушит и разрушит все царства в лице последнего из них» ( Дан. 2:34, 44 ), но само «не будет» уже «передано другому народу» ( Дан. 2:44 ); другие царства временны, скоропреходящи и исчезают без следа ( Дан. 2:35 ), а последнее из них «будет стоять вечно» и «во веки не разрушится» ( Дан. 2:44 ); оно будет расти постепенно и наполнить собою «всю землю» ( Дан. 2:35 ). Такие признаки указывают только на царство мессианское, царство основанное «Богом Небесным», явившееся «во дни» римского царства ( Дан. 2:44 ), грубую, военную силу которого (да и вообще древнего мира – всех мировых царств) оно «сокрушило» высшею, духовно-нравственною силою, – по существу неизменное и вечное, – наконец, постепенно распространяющееся и наполняющее собою «всю землю». Замечателен и символический образ этого царства – камень, образ, указывающий в устах Господа и апостолов на Основателя мессианского царства ( Мф. 21:42 ; Мк. 12:10 ; Лк. 20:17 ; Деян. 4:11 ; 1Пет. 2:4 ; Рим. 9:32 ). 1047 Твор. св. отцов. Т. XXIX. Твор. бл. Феодорита, ч. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Новое – что представляет собою книга пророка Даниила, – заключается в учении о лице Мессии, Его царстве и времени наступления этого царства. В книге пророка Даниила мы не встречаемся со столь любимым пророками наименованием Мессии сыном, потомком Давида. Пророк Даниил называет Мессию «Сыном человеческим». «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл как-бы Сын Человеческий ( Дан.7:13 ) ( ) 79 . Царство Божие также изображает в книге Даниила совершенно иначе, нежели у других пророков. Оно воздвигается Богом ( Дан.2:44–45 ) и является вдруг ( Дан.2:34–35 ), без содействия человеческой воли. Время наступления будущего царства определяется таинственным числом семидесяти седьмин ( Дан.9:24–27 ), или последовательною сменою владычества четырех царств ( Дан.2:37–45 ) 80 . Главное, что обращает на себя внимание в пророчествах Даниила, это отрешение от земного чувственного элемента и стремление к сверх естественному, небесному ( Дан.2:44–45, 7:9–14, 18, 22:24 ). Но это отрешение от земного не есть отрицание его. Царство Божие у пророка Даниила грядет со своим небесными Царем на землю. Но замечательно, Небесный Бог уже не вступает в борьбу для водворения своего царства, а производит торжественный суд. Самый страшный последний враг «будет сокрушен – не рукою» … «Воссядут судьи и отнимут у него (зверя) власть губить и истреблять до конца… сели судьи, и раскрылись книги» ( Дан.8:25, 7:6:10 ) 81 . Еще сравнительно новое, по крайней мире, несомненно, более развитое, что мы находим у пророка Даниила – то свидетельство о воскресении мертвых ( Дан.12:2 ) и учение об ангелах целых стран и народов ( Дан.10 ), вообще появление богатого мира ангельского. Теперь перейдем к обозрению содержания апокалипсисов, заключающих в себе мессианские и эсхатологические элементы. Между апокалипсисами – и по времени происхождения, и по важности или богатству содержания, – первое место должно принадлежать книге Еноха, написанной «несомненно ранее христианской эры и по всей вероятности в последние годы правления Иуды Маккавея, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

а. Слава Божия, дом наполняющая, слово Господне к пророку, алтарь, поставление священников, жертвоприношение и очищение. Иез.43 . б. Врата святые затворенные, повеления, священники. Иез.44 . 3) Видение о восстановлении Церкви и нового правления, – Иез.45 до конца, где: а. Новой земли разделение священникам и Левитам и старейшинам; приношения, праздники. Иез.45 . б. Заповедание о отворении врат восточных в Субботу, место поклонения, жертвы праздничные, место священников. Иез.45 . в. Видение о исходящей воде из храма, древа на брегах, пределы святой земли для туземцев и пришельцев. Иез.47 . г. Разделение земли коленам и священникам; место для града, для предградия, для старейшины, для колен, для врат; имя града. Иез.48 . VII. Места особливого примечания достойные . § 35. О Книге Даниила пророка (I. Надписание У евреев надписывается от имени писателя, Даниел, и у греков Δανιλ, Даниил. II. Писатель 1. Его имя. Во обрезании ему дано имя Даниель, которое означает, судия или отмститель мой (есть) Бог , и подлинно пророк многократно дознал, что Бог есть отмститель: Ибо Бог его невинность защитил, и противозаконников его отразил, а от старейшины евнухов назван Валтасаром, Дан.1:7; 4:5 . Ибо обыкновение у восточных было, переменением имен власть некоторую себе над другими присвоять: означает же сие имя хранящего сокровище Вилово, и потому таин Виловых объявителя и хранителя. Дан.4:5 . 2. Род. От колена Иудина ( Дан.1:6 ), и притом из фамилии царской, или княжеской произшел ( Дан.1:3,6 ), сличи 4Цар.20:18 , и потому отличен от того, о котором Ездра упоминает ( 1Ездр.8:1 ). 3. Отведение в плен Вавилонский. Оное случилось в начале четвертого года Иоакима царя Иудина. Дан.1:1,2 , которое первое было отведение Иудеев в плен Вавилонский. 4. Должность. Во время плена Вавилонского у некоторых монархов восточных служил в высоком чине (Даню2:48,49; 6:1,2). ) 11 Был князем или начальником волхвов или философов и богословов Халдейских Дан.4:6; 2:48 , и Божиим пророком; ибо всякого рода откровения Божественного был удостоен Дан.2:19; 7:1; 8:1; 10:4,5 , и равное по всему сделал прочим пророкам: ибо Священное Писание справедливо истолковал, Мессию предвозвестил Дан.7:13,14; 9:24–27 , народов и Церкви перемены предсказал Дан.6; 11; 12 ; чего ради от Христа именем пророка означается ( Мф.24:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

16) сообщает Даниилу, что пришел возвестить ему будущее его народа (Дан 10. 14) и пришел бы ранее, если бы не противостал ему «князь царства Персидского». На помощь ему в этом противостоянии пришел «Михаил, один из первых князей» (Дан 10. 13). Слово «князь» (   - вождь, начальник) здесь, по-видимому, означает не обычного военачальника, а некую небесную фигуру: напр., в Дан 8. 11 оно используется в титуле Самого Бога (     - Вождь воинств), а в кумранских текстах этим словом неоднократно обозначаются вожди сил света и сил тьмы ( Collins. 1993. P. 375). Возвещая Даниилу будущее - то, «что начертано в истинном писании»,- облеченный в льняную одежду муж говорит: «...нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан 10. 21). По-видимому, в этом месте М. понимается как вождь или покровитель израильского народа ( Collins. 1993. P. 376), помогающий в борьбе против «князя Греции» (Дан 10. 20). В переводе LXX этого стиха М. назван ангелом (Μιχαλ γγελος). Явление арх. Михаила Иисусу Навину. Миниатюра. 1-я пол. X в. (Palat. gr. 431. Fol. 4) Явление арх. Михаила Иисусу Навину. Миниатюра. 1-я пол. X в. (Palat. gr. 431. Fol. 4) После пространного описания грядущих событий Даниил слышит о нечестивом царе, к-рый «вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное» (Дан 11. 36). «Под конец же времени» этот царь войдет «в прекраснейшую из земель», т. е. в Палестину, где он завладеет многоценными сокровищами (Дан 11. 40-43). Власть его, однако, будет иметь предел - он «придет к своему концу, и никто не поможет ему» (Дан 11. 45). Предсказание о гибели нечестивого царя завершается пророчеством о приходе М.: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

V. Конец Оный есть: 1) живой веры, ничего, как только одного Бога за велико почитающей, и не только всю мира славу, но и самую жизнь из любви Божией за ничто вменяющей примеры, и как бы живое понятие нам представить. – 2) Ясными примерами доказать благость и промысл Божий особливо о благочестивых и тогда, когда они различными искушаются бедствиями. – 3) Показать частью историю, частью пророчество о царствах, как своего времени, между коими было Иудейское, так и в будущие времена имеющих возникнуть, и в них назнаменовать состояние Царства Христова и антихристова. – 4) Народов привести в познание Бога и Мессии. – 5) Церковь уведомить о времени пришествия Христова, и о бедностях, обещанное Царство Христово предварить имущих, и оную в вере живой утвердить. – 6) Изъявить как тесноты и бедности, коими Церковь имеет быть угнетаема, так и избавление, оной от Бога быть имеющее, и притом показать, что Церковь Божия хотя утесняется, но не утеснится и не истребится в конец, но печаль ее от Бога на радость и претерпение в славу обратится. VI. Пророчества о Иисусе Христе Дан.2:44; 7:13,14,27; 9:4 –27. VII. Разделение На две части сие пророчество разделяется. В первой части содержится история Даниила и сверстников его, при трех царях, Навуходоносоре, Валтасаре и Дарии, – гл. 1 до гл. 7 ( Дан.1–6 ), где: 1) Даниил и сверстники его, отведенные в Вавилон, воспитываются, обучаются и представляются царю. Дан.1 . 2) История тех же при Навуходоносоре последнем, – гл. 2 до гл. 5 ( Дан.2–4 ), где: а. Первый Навуходоносоров сон, которого Халдеи истолковать не могли, Даниил толкует и от царя почитается. Дан.2 . б. Ввержение в пещь огненную сверстников Данииловых за непоклонение кумиру. Дан.3 . в. Сон другой Навуходоносоров о древе великом, Даниилом истолкованный и вскоре исполнившийся. Дан.4 . 3) История Даниилова при Валтасаре, который во время пира видел руку, пишущую на стене; Даниил призванный толкует писание, почитается от царя; царь умерщвляется. Дан.5 . 4) История того же, при Дарии в ров левский вверженного и избавленного. Дан.6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию. Если закон, говорит, дарует благословение и делает наследниками жизни и правды, то обетование, данное Аврааму, следовательно, отменено и уничтожено. Но это не имело бы смысла: закон ведь явился позднее, как же он может отменить завет, который был прежде его? Но не спеши весь этот пример строго проводить. Посему он и сказал: говорю по рассуждению человеческому, то есть человеческий пример привожу. Поэтому неудивительно, если он не может быть вполне применен к божественному. Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений. Так как он возвысил веру и указал, что она древнее закона, возникало возражение: для чего же был дан закон, если вера была древнее и сама сообщила благословение? Не напрасно, говорит он, дан закон, но ради преступлений, чтобы быть вместо узды для иудеев, препятствуя нарушению если не всех, то, по крайней мере, некоторых заповедей. Прекрасно также сказано: дан после, чтобы показать, что закон дан не в качестве первообразного установления, как обетования, но как бы дан в добавление, по причине многих преступлений, дабы воспрепятствовать хоть немногим. До времени пришествия семени, к которому относится обетование. Однако не навсегда был дан закон, но до времени пришествия Христа, к Которому относилось обетование, что о Нем благословятся народы. Если же до явления Христова дан закон, зачем же ты далее простираешь его значение? И преподан через Ангелов, рукою посредника. Закон, говорит он, дан чрез посредство ангелов — или священников, или действительных ангелов, потому что ведь ангелы производили оные трубные звуки, громы и знамения. Рукою посредника, то есть Христа. Показывает, что и закон дал Христос, а потому Он волен и отменить его. Но посредник при одном не бывает, а Бог один. Так и Христос служит посредником между двоими, а именно, между Богом и людьми. Ибо Он примирил обоих, дав мир и уничтожив вражду, которая была у людей с Богом. С тех пор как соединил с Собой человеческое естество, Он дал мир, чудесным образом соединив с Божественной природой враждебную ей вследствие греха плоть. Итак, если Он ходатай и примиритель, то ясно, Он спасает, а не закон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Когда хвалители наши или, лучше сказать, обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий; и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу (прп. Иоанн Лествичник , 58, 149). Источник. Бывают из тщеславных такие, коих некоторые прошения должны бы быть услышаны Богом; но Бог предваряет их молитвы и прошения, чтобы они, получив через молитву просимое, не впали в большее самомнение (прп. Иоанн Лествичник , 58, 149). Простые же сердцем не очень подвержены отравлению сим ядом, ибо тщеславие есть погубление простоты и притворное жительство (прп. Иоанн Лествичник , 58, 149). Часто случается, что червь, достигши полного возраста, получает крылья и возлетает на высоту; так и тщеславие, усилившись, рождает гордость, всех зол начальницу и совершительницу (прп. Иоанн Лествичник , 58, 149). Источник. Тщеславию свойственно лицемерие и ложь... (авва Фалассий, 92, 291). Тщеславие истребляется укрыванием добрых дел... (авва Фалассий, 92, 291). Тщеславию свойственно действовать напоказ... (авва Фалассий, 92, 312). Между человеческими действиями многие добры сами по себе, но бывают недобрыми по какой-либо причине. Например, пост и бдение, молитва и псалмопение, милостыня и странноприимство сами по себе суть дела добрые, но когда делаются из тщеславия, тогда они уже не добры (прп. Максим Исповедник , 92, 184). Тщеславие рождает гордость, иногда быв изгоняемо, а иногда оставаясь. Но, быв изгоняемо, оно приводит самомнение, а оставаясь – надменность (прп. Максим Исповедник , 92, 206). Тщеславие истребляется скрытным действованием, а гордость – приписыванием Богу исправно делаемых дел (прп. Максим Исповедник , 92, 206). Кто творит добродетели из тщеславия, тот и познания ищет из тщеславия же. Но такой ничего уже не делает и не говорит для назидания, но во всем ищет уловить славу от видящих дело его или слышащих слово его. Обличается же страсть сия тем, если когда некоторые из таковых станут хулить слова или дела его, он крайне огорчается Тем не потому, что те не получили назидания, ибо сей цели он и не имел, но потому, что он унижен или уничижен ими (прп. Максим Исповедник , 92, 209).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Епископ Александр ( Семенов Тян-Шанский ). Православный катехизис . Краткое изложение православного вероучения. Читает священник Андрей Спиридонов. - Мультимедийное издательство «Деоника». Формат: CD-ROM (mp-3)/Представляет Всеволод Бучирин , генеральный директор издательства «Деоника»//Фома. - – июль 2009. – С.90,92. - (рубрика « Путеводитель. 5 дисков июля »). Символ веры. Марина Михайлова . – Студия «Град Петров». Формат: CD-ROM (mp-3)/Представляет Константин Пигров , заведующий кафедрой социальной философии и философии истории СПБГУ//Фома. - – июль 2009. – С.92. - (рубрика « Путеводитель. 5 дисков июля »). Виктор Астафьев . Прокляты и ; О романе «Прокляты и убиты» . Протоиерей Георгий Митрофанов ; Стихи о – Студия «Град Петров». Формат: CD-ROM (mp-3)/Представляет Тамара Вахитова , ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН//Фома. - – июль 2009. – С.92. - (рубрика « Путеводитель. 5 дисков июля »). романа читает протоиерей Константин Смирнов. Стихи Твардовского, Ахматовой и других. А. С. Пушкин . Капитанская дочка. Метель. – Студия «Град Петров». Формат: CD-ROM (mp-3)/Представляет Сергей Фомичев , главный научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН//Фома. - – июль 2009. – С.92. - (рубрика « Путеводитель. 5 дисков июля »).             4 радиопередачи июля: «Фома» - программа для тех, кто хочет верить. Радиостанция «Говорит Москва». 3-я кнопка радиотрансляционной сети или 92.0 FM в Москве. По средам 21.00. Автор и ведущая программы Алла //Фома. - – июль 2009. – С.92. - (рубрика « Путеводитель. 4 радиопередачи июля »). В передаче участвуют священник Игорь Фомин (первая среда месяца) и главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда (последняя среда месяца). Словарь. Радиостанция «Град Петров». 1323 кГц в Петербурге и on-line на сайте www.grad-petrov.ru . По средам в 19.15/Представляет автор и ведущая Марина Михайлова , кандидат философских наук//Фома. - – июль 2009. – С.92. - (рубрика « Путеводитель. 4 радиопередачи июля »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-75-i...

Умножение страха Божия есть начало любви... (прп. Иоанн Лествичник , 58, 248). Источник. Страх Божий, когда он бывает в чувстве души, обыкновенно очищает и истребляет нечистоту ее (прп. Иоанн Лествичник , 58, 248). Как тает воск от лица огня ( Пс. 67, 3 ), так нечистый помысл от страха Божия (авва Фалассий, 92, 315). Источник. Страх Божий удерживает похотения, а печаль по Бозе отгоняет сластолюбие (авва Фалассий, 92, 321). Боящийся Бога радеет о своей душе и от злой участи избавляет себя (авва Фалассий, 92, 324). Боящийся Господа имеет смиренномудрие всегдашним своим собеседником и по его напоминаниям восходит к любви и благодарению Бога. Он, воспоминая первое свое житие по духу мира, свои разнообразные прегрешения, случившиеся с ним от юности искушения, и то, как Господь от всех их избавил его и от жизни страстной перевел к жизни по Богу, со страхом восприемлет и любовь; и непрестанно с глубоким смиренномудрием благодарит Бога, благодетеля и правителя жизни нашей... (прп. Максим Исповедник , 92, 169). Страх Божий двояк. Один рождается от угроз наказанием, от которого порождаются в нас по порядку воздержание, терпение, упование на Бога и бесстрастие, из коего любовь. Другой сопряжен с самою любовью, производя в душе благоговение, чтобы она от дерзновения любви не дошла до пренебрежения Бога (прп. Максим Исповедник , 92, 174). Страх двояк: один чистый, а другой нечистый. Тот страх, который порождается по причине прегрешений под действием ожидания мук, нечист, так как причиною имеет сознаваемый за собою грех, и не пребудет навсегда, потому что вместе с отъятием через покаяние греха исчезает. А тот, который и без этого боязливого беспокойства из-за грехов всегда стоит в душе, этот страх чист и никогда не отойдет, потому что он некако соприсущ Богу, как дань от лица тварей, проявляя собою естественное всем благоговение перед Его величием, превысшим всякого царства и силы (прп. Максим Исповедник , 92, 259–260). Источник. Дух страха Божия есть воздержание от злых дел... (прп. Максим Исповедник , 92, 295).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Пс.95:2.   Воспойте Господеви, благословите имя Его: благовестите день от дне спасение Его. Пс.95:3.   Возвестите во языцех славу Его, во всех людех чудеса Его. Приглашая трижды к песнопению, Давид называет три раза имя «Господа» , желая этим показать, что во Христе прославляется Святая Троица, почему и одно поклонение и одно песнопение должно быть воздаваемо Святой Троице (Златоуст). Пс.95:4.   Яко Велий Господь и хвален зело: страшен есть над всеми боги. Пс.95:5.   Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори. «Велий и хвален Господь» тем, что будучи так чрезмерно велик, снисходит к смиренным, и будучи праведным — терпеливо ожидает спасения грешников. «Вси бози» языческие оказались злыми демонами, а наш «Бог небеса сотвори» . Ибо во время вольного страдания Его не только омрачилось солнце и распались камни и катапетасма (завеса) храма разорвалась, но и силы небесные поколебались и, кратко сказать, все угрожало разрушением, видя Носящего вся висевшим на кресте (Златоуст, Феодорит). Пс.95:6.   Исповедание и красота пред Ним, святыня и великолепие во святиле Его. Вместо демонов небо приняло «исповедников» и «святых» . С «исповеданием» Бог соединил и «красоту» , потому что исповедающий свой грех пред Богом превращается из покрытого смрадом в облеченного в благолепие. Со «святынею» Бог соединил и «великолепие» , потому что нет ничего великолепнее святого, потому что в нем почивает Сам Бог, как Святой (Златоуст). Пс.95:7.   Принесите Господеви отечествия язык, принесите Господеви славу и честь. Пс.95:8.   Принесите Господеви славу имени Его: возмите жертвы, и входите во дворы Его. «Отечествиями язык» именует вождей церковных (священников и предстоятелей), которые должны прославлять Бога добрыми делами и воздавать Ему честь от праведных трудов своих. А далее обращается ко святым: «слава имени» Христова заключается в кресте. Крест мы «приносим Господеви» — если распинаем себя в своей жизни. А с какими «жертвами» повелевает входить во «дворы» (Церкви) Его, об этом упоминает апостол: «представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови — словесное служение ваше» (Рим. 12:1). Пророк желает, чтобы прославлялся Бог в Троице, поэтому три раза называет Его Господом и три раза повелевает воссылать Ему славу (Златоуст, Кирилл).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010