Византийская Литургия часто может пользоваться основополагающими определениями, формальными доктринальными исповеданиями или поэзией в романтическом вкусе — как это мы еще увидим, когда будем обсуждать гимнографию, — и все же никак нельзя понять ее структуру и внутреннюю логику календарных циклов, не ухватив всей динамики мысли о переходе «старого» в «новое», которая является центральной темой едва ли не каждой литургической единицы. Вариации на эту тему появляются повсеместно. Бедственность человеческого существования «в ветхом Адаме» подчеркнута в большей или меньшей степени, тогда как проблески новой, блаженной жизни показываются или как уже существующая действительность, или как цель, которую еще только предстоит достичь.    Каждый цикл обычно соответствует какой-то особенной литургической книге. Будничный цикл, содержащийся в Следованной Псалтири или, в сокращенном виде, в Часослове, ставит пасхальную тему в связь со сменой светлого и темного времени суток. Следуя в своем постоянном, неизмененном построении древним монастырским образ цам, которые создавались с целью предупреждения внедрения гим нографии в Литургию, византийские вечерни и утрени обращаютс почти исключительно к Писанию, выбирая из него отрывки, увязыва. ющие приход ночи с человеческим грехопадением и отпадением человека от Бога, тогда как восход солнца связуется с пришествием Христа, «Света Истинного». Вечерня начинается с воспоминания о сотворении мира (Пс. 103) и напоминания о беспомощности человека после Грехопадения (Пс. 140:141, 129, 116), а завершается молитвой Симеона (Лк. 2:29—32), надеждой на спасение, мыслью, что ночь и смерть способны еще и стать блаженным отдохновением для тех, кто уповает на пришествие Мессии. Попеременно чередуя темы покаяния и надежды, утреня изображает восхождение ко встрече Света: десять ветхозаветных песнопений — включая явно пасхальные Песни Моисея (Ис. 15:1—18; Втор. 32:1—43) и Песнь трех отроков в Вавилоне (Дан. 3:26—56, 67—88), — входят в совокупность псалмопении, именуемую каноном и достигающую наивысшей напряженности в сочетании песнопений Magnificat (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

§ 99. Гл. XXXVI:1–12: закон о непереходе владения землею из удела одного колена в другой чрез брачные союзы и закон ужичества, Изложения содержания. – Начальники племени сынов Галаада (из колена Манассиина) излагают пред Моисеем, первосвященником Елеазаром и князьями колен свое недоумение о том, что дочери Салпаада, получившие поземельный удел своего отца (см. гл.27:1 и д.), могут выйти замуж за юношей из другого колена, и что таким образом их участок земли может перейти во владение другого колена, а тем нарушится общинное владение землею членами одного колена и явится чрезполосное владение землею (ст. 1–4). Моисей, по повелению Божию, дает закон, по которому дочери Салпаада (и вообще все женщины, владеющие землею) должны выходить в замужество только за человека из своего колена, и вообще браки должны быть заключаемы между лицами, принадлежащими к одному и тому же колену, родственными (тт. 5–9). Дочери Салпаада так и сделали: они вышли замуж за мужей из своего колена и рода (ст. 10–12). ___________________ 1. Чем известны дочери Салпаада из колена Манассиина? – Тем, что по поводу их сиротства без братьев и по поводу их замужества даны были два закона: закон о наследии женщинами поземельной собственности и закон ужичества, или о браке по родству. Салпаад из племени Махирова, колена Манассиина, умер, не оставивши сыновей, а только пять дочерей. Когда в стане у Иордана Моисей делал исчисление народа, мужей от 20 лет и старше, с целью между прочнм для определения и разделения наследственных уделов по коленам, родам и семействам ( Чис.26:52–56 ); то дочери Салпаада просили, чтобы семейство их отца, состоявшее тогда только из них пятерых девиц, не лишено было поземельного удела в своем колене и роде. В следствие такого их ходатайства дан был Богом общий закон о праве дочерей наследовать удел своего отца в случае, если нет сына наследника у умершего ( Чис.27:1–8 ). Если же умерший совсем бездетен, то удел его переходил к братьям и т. д. к ближайшим родственникам по боковым линиям (ст. 9–11). Другой закон, закон ужичества, изложен в рассматриваемой XXXVI-oй главе книги Числ. По этому закону, браки девиц, имеющих поземельную наследственную собственность, должны быть заключаемы только с мужами из своего колена и рода и даже с родственниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Первосвященник понял смысл этого торжественного заявления лучше, чем многие новейшие комментаторы: он разорвал свои первосвященнические одежды и воскликнул с негодованием, весь содрогаясь от ужаса: Он богохульствует! ( Мф.26:65 ). Иисус неоднократно проявляет Себя как Законодатель Нового и последнего Завета (см. Мф.5:22–24, 28:19–20 ); Основатель духовного царства, обширного, как вселенная, и постоянного, как вечность (см. Мф.16:19, 27:11 ; Лк.22:30 ; Ин.18:36 ; ср. Дан.7:13 ; Лк.1:33 ); Судья, поставленный судить живых и мертвых ( Ин.5:22, 25–27 ; Мф.5:31 и след.); единственный Посредник между Богом и человеком, Спаситель мира (см. Мф.18:11 ; Лк.9:56, 19:10 ; Ин.3:17, 5:34, 10:9, 12:47 ; ср. Лк.1:47, 2:11 ; Ин.4:42 и след.). Он расстается со Своими учениками, произнося великие слова, которых одних совершенно достаточно для того, чтобы засвидетельствовать Его Божественность: Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ( Мф.28:18–20 ). Наконец, Христос указывает на Свое отношение к Богу как к Отцу, на единосущность Свою с Богом Отцом и вместе на Свое личное отличие от Отца, соединяя эти понятия со Своими объяснениями о Духе Святом и таким образом приводя нас к учению о Святой Троице. Христос постоянно отличает Себя от Бога Отца, Который Его послал, дела Которого Он пришел совершить, воле Которого Он подчиняется, силой Которого Он творит чудеса, Которому Он молится и к Которому обращается как самобытное личное Существо. Также ясно отличает Он Себя и от Св. Духа, Который сошел в виде голубя при Его Крещении, Которого Он вдохнул в Своих учеников, Которого обещал им послать и действительно послал как Утешителя и Духа истинной святости, со всей полнотой благодати. Но никогда Христос не делал подобного различия между Собою и Сыном Божиим, а скорее употреблял это выражение, как мы уже заметили, в том смысле, который заключает в себе нечто гораздо большее, чем иудейское представление о Мессии, и нисколько не меньше того, что выражает в себе единосущность и субстанцианальное единство.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/syn-...

Наступила и великая Седмица едина, долженствовавшая утвердить завет Новый ( Дан.9:27 ), и потребить Помазанника ( Дан.9:26 ). Для живейшего и полнейшего воспоминания каждого из последних дней жизни Иисуса Христа, Церковь определила по целому также дню; и составилась, таким образом, дополнительная в Четыредесятнице, седмица страстей Христовых. – Завет утвержден. Жертвы и возлияния прекратились. В отреченном святилище началась мерзость запустения. Старейшина грядущий ( Дан.9:27 ) умер и воскрес, умертвив смертию смерть, и даровав новою жизнью обновление жизни ( Рим.6:4 ) человеческому роду. С Четыредесятницею оканчивается для нас воспоминание ветхозаветного периода лет вечных. С нашею Пасхою минула сень гаданий, и началась действительность. Сорок дней Воскресший пребывал на земле, являясь, по временам, верующим. Ровно столько же дней и Церковь посвящает памяти сего, столь дорогого для нее промежутка времени, – сего неложного свидетельства непреложности ее глубочайших и сладчайших чаяний, связанных с лицом Господа Иисуса. В соответствие как бы того, что последнее сорокадневное пребывание Богочеловека с нами не ознаменовалось особенно памятными событиями (исключая явления Его апостолам в восьмой день по восстании), и Св. Церковь неизменно одинаково продолжает празднственно воспоминать одно Его приснорадостное воскресение, пользуясь всяким случаем учить нас, как нам вкушать от сего нового древа жизни. – Ея «новая неделя» есть первый внушительный урок наш о нашем сораспятии Христу и совосстанию со Христом, о нашем обновлении во внутреннем человеце ( Еф.3:16 ) с истлением внпшняго ( 2Кор.4:16 ), ветхаго ( Еф.4:22 ; Кол.3:9 ). Проводя сию цель, она в живых примерах учит нас то вере, то любви, то надежде, то молитве Христианской, на каждую седмицу задавая особенный урок хождения во обновлении жизни. – Наконец, совершается вознесение Сына Божия, идеже бе прежде ( Ин.6:62 ), и седение одесную Отца ( Пс.109:1 ; Мк.16:19 ; Деян.56 ), завершившее собою велию благочестия тайну (Тим.3:1).

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

2.4.5. История текста и толкования . Псалом сохранился в Синайском и Александрийском кодексах, а также в разных переводах. Многие переводы имеют разные дополнения к тексту. Например, в сирийском переводе ко 2-му стиху добавлена фраза «и я встречал льва и медведя, и я убивал их, и я раздирал их». Святые отцы не толковали этот псалом, возможно потому, что он понятен сам по себе. Свт. Афанасий Александрийский ставит его в число тех псалмов, которые имеют «похваления о Господе» («Послание к Маркеллину об истолковании псалмов») 178 . У Евфимия Зигабена есть ссылки на содержание псалма 179 . В русской дореволюционной библеистике об этом псалме наиболее подробно написано у Н. Вишнякова 180 . Его сведения повторяет П. А. Юнгеров . Из современных русских библеистов псалом исследовали И. Ш. Шифман 181 и И. С. Вевюрко 182 . Дополнения к книге пророка Даниила 2.5. Дополнения к книге пророка Даниила – наиболее объёмные из неканонических отделов. К ним относятся: молитва Азарии и Песнь трёх отроков ( Дан.3:24–90 ), история Сусанны ( Дан. 13 ) и история о Ваале и змие ( Дан. 14 ). Рассказы в добавлениях объединены одной идеей: благодаря своей вере герои были избавлены от неминуемой смерти. Эти дополнения были написаны в разное время и разными людьми, и поэтому будут рассматриваться по отдельности. Греческий текст книги пророка Даниила сохранился в двух вариантах – в переводе Септуагинты и Феодотиона. Церковь в древности приняла книгу Даниила в редакции не Семидесяти толковников, а Феодотиона. Причиной подобного выбора были сильные расхождения LXX с еврейским текстом 183 . 2.5.1. Молитва Азарии и Песнь трех отроков . Это дополнение можно разделить на четыре части: 1) вводные стихи, соединяющие раздел с основным рассказом (Стт.24–25); 2) молитва Азарии (Стт.26–45); 3) Стихи о дальнейшем нагревании печи нефтью, гибели Халдеев и нисхождении Ангела Господня в печь (Стт.46–50); 4) Песнь трёх отроков с вводным стихом (Стт.51–90), одой (Стт 52–56) и псалмом (Стт.57–90). 2.5.1.1. Содержание. После того как трёх друзей бросили в раскаленную печь, Азария, встав посреди огня, произнес молитву Богу. У Феодотиона сообщается, что текст молитвы произносил только Азария, в то время как в Септуагинте добавляется, что он молился вместе с остальными юношами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Под песнями Священного Писания разумеются гимны Господу Богу, находящиеся в Библии , – гимны, которые были воспеты, главным образом, в Ветхом Завете по случаю благодеяний Божиих, ниспосланных иудеям. Песней Священного Писания десять. Первая, воспетая Мариамной, сестрой Моисея, по переходе евреев чрез Чермное море, начинается так: «Поем Господеви. славно бо прославися» ( Исх.15:1–19 ); вторая песнь – Моисея во время шествия евреев в пустыне: «Вонми небо и возглаголю» ( Втор.32:1–44 ); третья песнь – Анны, матери пророка Самуила, благодарственная: «Утвердися сердце мое в Господе» ( 1Цар.2:1 ); четвертая песнь – Пророка Аввакума, который видел Бога, грядущего из горы приосененныя: «Господи, услышах слух Твой и убояхся» ( Авв.3:1–20 ); пятая песнь – Пророка Исаии, возвестившего рождение от Девы Еммануила: «От нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже» ( Ис.26:9–20 ); шестая песнь – Пророка Ионы, бывшего три дня во чреве китове и потом выброшенного на сушу: «Возопих в скорби моей к Господу Богу» ( Ион.2:3–7 ); седьмая песнь – трех отроков в пещи: «Благословен еси, Господи, Боже отец наших» ( Дан.3:26–56 ); восьмая песнь – тех же отроков: «Благословите вся дела Господня, Господа пойте и превозносите Его во веки» ( Дан.3:57–72 ). К этим восьми песням еще присоединяются: девятая песнь – Матери Божией: «Величит душа моя Господа», и. десятая песнь – Пророка Захарии о рождении сына его, Предтечи и Крестителя Господня: « Благословен Господь, Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим » ( Лк.1:68 ). Песни Священного Писания поются пред песнями канонов. Но так как каноны имеют только девять песней, а песней Священного Писания десять, то пред девятою песней канона, поются две песни Священного Писания, девятая и десятая. Песнь Богоматери поется сряду после 8-й песни канона; затем поется песнь Пророка Захарии. Песни Священного Писания в полном составе, т. е. так, как они изложены в Библии , Устав назначает петь или читать только в седмичные дни великой Четыредесятницы. В прочие же седмичные дни, непраздничные, эти песни поются с опущением 461 некоторых стихов, главным образом с опущением тех стихов, которые находятся в песнях впереди стиха, имеющего пред собою в богослужебных книгах следующие слова: «на 14-ть», или: «Начинай», или: «От зде начинай стихи в случившийся глас канона и глаголи ирмос со стихом, и по чину тропари» (Ирм., песнь 1-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРМОЛОГИЙ [греч. Ερμολγιον, Ιρμολγιον; церковнослав.        ], богослужебная певч. книга визант. традиции, содержащая ирмосы - 1-е строфы каждой из 9 песней гимнографических канонов Октоиха, Постной и Цветной Триодей и Минеи, являющиеся образцами для распевания остальных строф - тропарей. Тексты ирмосов, как правило, содержат аллюзии на библейские песни , послужившие основой для гимнографических канонов: 1) прор. Моисея после перехода израильтян через Чермное м. (Исх 15. 1-19), 2) прор. Моисея во время шествия в пустыне (Втор 32. 1-44), 3) Анны, матери прор. Самуила (1 Цар 2. 1-10), 4) прор. Аввакума (Авв 3. 1-19), 5) прор. Исаии (Ис 26. 9-19), 6) прор. Ионы (Иона 2. 1-10), 7) трех вавилонских отроков (Дан 3. 26-56), 8) тех же отроков (Дан. 3. 57-88а), 9) Пресв. Богородицы (Лк 1. 46-55) и св. прав. Захарии, отца Иоанна Предтечи (Лк 1. 68-79). Почти все И. состоят из 8 разделов по числу гласов , на которые распеты соответствующие ирмосы (хотя встречаются исключения, когда последования ирмосов расположены по датам праздников и памятей независимо от гласовой принадлежности, напр. греч. список Ath. Dionys. 95, XIII в.). По способу расположения ирмосов внутри гласовых разделов выделяют 2 типа И. (в научной лит-ре впервые это сделал Э. Кошмидер ). В 1-м типе ирмосы сгруппированы по канонам: сначала все ирмосы одного канона, затем другого и т. д. (И. с последованиями канонов); во 2-м типе - по песням: сначала ирмосы 1-й песни всех канонов, затем 2-й песни и т. д. (И. с последованиями песней). Греческий И. появился не позднее кон. VIII в. в связи с резким увеличением числа канонов и с появлением практики заимствования ирмосов для новых канонов из уже существовавших. Накопление большого количества ирмосов и канонов привело к созданию сборника, содержащего ирмосы-образцы. Такой сборник, с одной стороны, облегчал авторам новых канонов заимствование готовых ирмосов, с другой - мог использоваться певчими как пособие для заучивания наизусть ирмосов, на мелодии которых исполнялись тропари канонов. Грузинский И.

http://pravenc.ru/text/674073.html

После молитвы: «Спаси, Боже, люди Твоя» Устав назначает петь канон. Эта часть утрени есть особенно праздничная, торжественная. Под именемканона разумеется собрание священных песнопений, составленных в честь празднуемого лица или события. Канон состоит из ирмосов (сцепление, связь), тропарей празднуемому событию или святому и песней Св. Писания, которые перемежевываются с песнями и тропарями. Канон состоит из девяти песней. Для того, чтобы понять содержание и смысл канонов, необходимо знать происхождение песней Св. Писания. Посему включаем в наши заметки описание построения и припевов канонов. «Под песнями Св. Писания разумеются гимны Господу Богу, находящиеся в Библии, — гимны, которые были воспеты, главным образом, в Ветхом Завете по случаю благодеяний Божиих, ниспосланных Иудеям. Песней Священного Писания десять. Содержание ирмоса первой песни заимствовано из благодарственной песни Моисея и Мариамны — сестры его, воспетой по переходе через Чермное море: «поим Господеви, славно бо прославися» ( Исх.15:1-19 ). Вторая песнь заключает угрозы и обличения Моисеем непокорных Иудеев, она начинается словами: «вонми небо, и возглаголю» ( Втор.32:1-43 ). Как песнь обличительная она поется только во время святой четыредесятницы. Содержание третьей песни заимствовано из благодарственной молитвы матери Самуила Анны, воспетой после рождения ею сына. Начальные слова этой песни: «утвердися сердце мое в Господе» ( 1Цар.2:110 ). Четвертая песнь заимствована из песни пророка Аввакума, который изображает явление Иисуса Христа под образом багряного солнца, восходящего из-за горы, осененной лесною чащею: «Господи, услышах слух Твой и убояхся» ( Аввак.3:1-19 ). Пятая песнь заимствована из песни пророка Исаии, в которой заключаются пророчества об Иисусе Христе и благодарность Богу за благодеяния, имеющие открыться чрез явление Мессии: «От нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже» ( Ис.26:9-19 ). Шестая песнь заимствована из песни пророка Ионы бывшего три дня во чреве китове и потом выброшенного на сушу: «Возопих в скорби моей к Господу Богу» ( Иона 2:17 ). Седьмая песнь — трех отроков в пещи: «Благословен еси Господи, Боже отец наших» ( Дан.3:26-56 ). Восьмая песнь — тех же отроков: «Благословите вся дела Господня, Господа пойте и превозносите Его во веки» ( Дан.3:57-72 ).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Итак, канон строится по определенному плану, по образцу. Что же представляет собой этот образец? Это ряд так называемых библейских песен, которые употреблялись за богослужением с глубокой древности. Сейчас они поются только Великим постом. Не зная о существовании библейских песен, невозможно основательно понять строение канона, поэтому нам нужно хотя бы вкратце ознакомиться с ними. Первая песнь – это песнь Моисея при переходе евреев через Чермное море ( Исх.15:119 ). Практически во всех канонах первая песнь в том или ином виде содержит напоминание об этом событии. Вторая песнь – это предсмертное завещание Моисея израильскому народу ( Втор.32:1-43 ). Третья песнь – это благодарственная молитва Анны, матери пророка Самуила ( 1Цар.2:1-10 ). Четвертая песнь взята из книги пророка Аввакума (гл. 3:1-19). Пятая песнь – из книги пророка Исаии (гл. 26:9-19). Шестая песнь – это молитва пророка Ионы (гл. 2:3-10). Седьмая и восьмая библейские песни – это песнь трех отроков в пещи Вавилонской ( Дан.3:26-56 ), ( Дан.3:67-88 ). В ирмосах 7-й и 8-ой песен любого канона всегда, так или иначе, упоминается об этих отроках или же приводятся слова их песни. Девятая песнь – песнь Пресвятой Богородицы «Величит душа моя Господа» ( Лк.1:46-55 ). Эта песнь, в отличие от всех остальных, продолжает звучать в нашем богослужении почти весь год (кроме двунадесятых праздников и еще ряда дней). Десятая песнь – это молитва св. прав. Захарии, отца св. пророка Иоанна Предтечи из Евангелия от Луки (гл. 1:68-79). Исследователи считают, что тропари канонов появились как припевы к библейским песням, которые употреблялись наряду с псалмами за раннехристианским богослужением. Первый тропарь каждой песни называется ирмос. Он является как бы связующим звеном между библейской песнью и текстом остальных тропарей. В древности каноны пелись целиком. Сейчас поется только Пасхальный канон, в остальных случаях поются ирмосы, а тропари читаются. При этом вместо библейских песен в подавляющем большинстве случаев перед тропарями канонов произносятся припевы «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святителю отче Николае, моли Бога о нас» и пр. Поется только песнь Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

человека, то он от всего этого будет испытывать только нудность и скуку 146 . И все же, несмотря на бедность своего богословского содержания, эти возгласы-то и возбуждают внимание, заставляют встрепенуться. А чтение – кто его слышит и понимает?.. Поэтому в шумных приходах, любящих толпу и развлечения, его совсем опускают. Остаются одни ирмосы, в светской, нецерковной переделке, и то иногда не все. Господи, куда мы зашли!.. Только Великим постом исполнение канона приобретает характер, имеющий некоторое подобие истинного. Разумею – бывает включение в него песней Свящ. Писания. Но на самом деле песни из Свящ. Писания всегда должны соединяться с пением канона, ибо они составляют его основу. Итак, что же они такое собой представляют? Библейские песни – это боговдохновенные, с сверхъестественной, и высоко поэтические, с естественной стороны глубоко религиозные пророческие гимны. Они вылились в исключительные моменты жизни из уст величайших людей Ветхого и Нового Завета. Это благоуханные цветы их молитвенного воодушевления, красноречия и чисто поэтического дара. Церковь в основу канона положила, по числу ликующих и непрестанно славословящих на небе девяти чинов ангельских, тоже девять песен. Содержанием их являются следующие места в Библии : Исх. 15:19 ; Втор. 32:1–43 ; 1Цар. 2:1–11 ; Авв. 3:1–19 ; Ис. 26:9–19 ; Ион. 2:3–10 ; Дан. 3:26–56 ; Дан. 3:67–88 ; Лк. 1:46–55; 68–79 . Связываются они с небиблейским содержанием канона, то есть с его тропарями, посредством ирмосов (ερμς – связь) и катавасий (καταβασα [κατβασις] – возвращение, разумеется опять к ирмосу). Ирмос достигает связи тропарей в честь какого-либо святого или новозаветного события с не имеющими к этому никакого формального отношения песнями Свящ. Писания тем, что находит между первыми и последними известное подобие (аналогию) – иными словами, воспевает известную память приспособительно к содержанию библейской песни и, по возможности, ее словами 147 . Катавасия исполняет в конце каждой песни канона то же назначение, какое ирмос в ее начале, служа связью между пропетыми тропарями и следующей песнью, и возвращает таким образом ряд тропарей снова к ирмосу. (В большие праздники – уже к пропетому, в малые – к иным. Обычная воскресная катавасия: «Отверзу уста моя... )

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010