[Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему, и услыша мя; из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой.] Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною […вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша] . И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня […возлияся на мя вода до души моея, бездна обыде мя последняя] ; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада […да взыдет из истления живот мой к Тебе, Господи Боже мой]. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего. Чтущие суетных и ложных (богов) оставили Милосердаго своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву […хранящии суетная и ложная милость свою оставиша; аз же со гласом хваления и исповедания пожру Тебе]; что обещал, исполню: у Господа спасение!» ( Ион.2:2-10 ) 7-я и 8-я песни канона построены на основе благодарственной песни трех отроков, вверженных в раскаленную печь за отказ поклониться идолу и чудесно спасенных (3-я глава Книги пророка Даниила; следует отметить, что во всех протестантских изданиях Библии, в которых указано «Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические», с пометой «перепечатано с Синодального издания», песни трех отроков вы не найдете, так как она переведена с греческого текста Библии и отсутствует в еврейском, которым руководствуются протестанты). Вспоминая чудесное спасение отроков, Церковь славит Всемогущего и Всесильного Бога и призывает все творение Его к хвале Ему. Образец 7-й песни — Дан.3:19,26-56 (выделено жирным шрифтом): «Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее, и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскаленную огнем.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

11. И видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю. 12. В нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. 13. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. 14. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. 15. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. 16. Сие было трижды; и сосуд опять поднялся на небо. В этом чрезвычайном состоянии экстаза Петр видит отверстое небо (ср. Деян.7:56 и парал.) и из него опускающееся как бы большое полотно, привязанное за четыре угла там вверху в отверстом небе. Рассматривая содержащееся в нем ( Деян.11:6 ), Петр увидел, что в нем находятся всякие (собственно – все) четвероногие, пресмыкающиеся и птицы. Это было в экстазе, когда невозможное по естественным законам представляется возможным в образах и символах, о чем справедливо некто сказал, что «созерцание сие нельзя измерять человеческим способом, ибо экстаз даровал Петру иные очи». – Встань, заколи и ешь, повелевал Петру голос, принесенный из того же отверстого неба. Может быть Петр лежал простертым на земле во время экстаза и видения, что бывало иногда с ветхозаветными пророками при особенно поразительных видениях (ср. Дан.10:9 ), или в коленопреклоненном положении, в каком бывали во время молитвы (ср. Деян.20:36 ) и в каком может быть молился Петр; посему голос повелевал ему встать; впрочем выражение это означает иногда просто возбуждение к повелеваемому действию ( Деян.8:26 ; Деян.9:11 ; Деян.9:39 и др.). Заколи и ешь: приспособление видения к ощущаемому Петром голоду, – возьми какое из животных хочешь, приготовь его как должно и утоляй им голод свой. – Нет (собственно – никак, никоим образом, ни за что; более усиленное отрицание, чем простое – нет). – Господи: голос шел из отверстого неба, и Петр несомненно мог думать, что с ним говорит Господь Иисус, и потому обращается к Нему с обычным у апостолов еще во время земной жизни с ними Христа Иисуса наименованием Его – Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Рабство вавилонское по месту и по числу лет предызображено пророком Иеремией ( Иер. 29:10, 14 ), а удостоверено пророком Даниилом, как очевидцем ( Дан. 9:2–3  и др.) 49 . О третьем рабстве, когда оно будет, как и отчего произойдёт, каким образом, в какое время кончится, на что переменится, с точностью до одного дня, предсказано у Даниила ( Дан. 8:2–12 ; Дан. 12:9–10  и др.) 50 . Достоверное изображение этого рабства, бывшего в правление Антиоха Епифана, даёт Иосиф Флавий в его трогательном описании бедствий еврейского народа 51 . Тот же пророк Даниил предсказал иго римское, взятие Иерусалима, опустошение храма римлянами и пр. ( Дан. 9:25–27 ) 52 . Бог , говорит Флавий, показал всё это Даниилу, а он записал и оставил нам, чтобы мы, читая его пророчества и видя исполнение их, дивились той чести, какой Бог удостоил Даниила 53 . Пророк предсказал именно запустение иудейского святилища „до скончания времени” ( Дан. 9:26–27 ) 54 . Неудачная попытка иудеев, при восстановлении храма в правление Юлиана Отступника, является блестящим подтверждением богодухновенности пророчества. „Свидетели этого, – говорит Златоуст, – все мы, так как это случилось при нас, не так давно” 55 . Такого рода факты доказывают боговдохновенность св. книг, силу Божиих определений, могущественное действие слов Божьих 56 . Из пророчеств, нашедших себе исполнение в Новом Завете, важны пророчества мессианские. В них ясно предсказаны вочеловечение Бога, рождение Спасителя от девы, из дома Давида, в городе Вифлееме, после потери власти иудейскими правителями (ср. Вар. 3:36–38 ; Ис. 7:14 ; Ис. 11:1, 3 ; Мих. 5:2 ; Быт. 49:10–12 ) 57 . Точно описан и самый образ пришествия Христа, что Он явится, не посылая грома и молнии, не колебля землю, не потрясая неба, что родится в неизвестности, будет обитать в доме древодела, бедном и неизвестном ( Пс. 81:6 ; Ис. 42:3–4 ) 58 . Исцеление хромых, врачевание слепых и немых, успехи проповеди , торжественный вход в Иерусалим, предательство Иуды, бесстыдные совещания врагов, суд, исполненный беззакония, образ смерти Господа, успехи проповеди о Распятом и победа её над вселенной, отвержение иудеев и обращение язычников, – всё это было предначертано боговдохновенными пророками и нашло для себя полное осуществление и оправдание в Новом Завете 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Выражение Сын Человеческий несомненно восходит к Дан 7:13, хотя в Лк перед нами уже христианский титул Мессии, а не описательное выражение жj ‘подобный сыну человеческому’ (то есть ‘человеку’) у Даниила. Грядущего на облаке — ср. Дан 7:13 в переводе Семидесяти и Откр 1:7, где цитата из Даниила совпадает с переводом Феодотиона. Облако есть знак Божественного присутствия и славы, ср. Лк 9:34; Деян 1:9,11. Когда же начнет это сбываться — антецедент местоимения moЪmwn ‘это’ не совсем ясен — имеются ли в виду космические знамения, упомянутые в 21:25–26, или вся цепь событий в 21:8–27 (кроме, конечно, самой Парусии). Поднимите головы ваши — об этом жесте, выражающем надежду и готовность к действию, см. Суд 8:28; Пс 82:3; Иов 10:15. Притча о смоковнице (21:29–33) В изложении этого отрывка Лука следует за Марком, опуская слова о том, что о дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мк 13:32). Причина может быть в том, что эти слова непосредственно не связаны с притчей и могли показаться читателям умаляющими авторитет Иисуса; невероятно было бы предполагать, что они оказались неприемлемыми для Евангелиста с точки зрения христологии (близкое по смыслу речение Лука приводит в Деян 1:7). Посмотрите на смоковницу и на все деревья — смоковница в течение зимы выглядит совершенно голой, однако зеленеет раньше других деревьев, первой возвещая наступление весны; Лука прибавляет и на все деревья, может быть, ввиду того, что для его читателей, в основном живущих вне Палестины, такая роль смоковницы могла быть непонятной. Духовные знамения столь же недвусмысленно свидетельствуют о близости и неизбежности наступления Царства Божиего, как природные знамения — о наступлении лета. Многие исследователи предполагают, что притча первоначально говорила о том, что чудеса, совершаемые Иисусом, свидетельствуют о близости спасения (как притчи об облаке и о южном ветре в 12:54–56), и лишь впоследствии была переосмыслена применительно к апокалиптическим знамениям. Однако контекст, в котором выступает притча, говорит о том, что цель ее — вдохнуть в учеников бодрость и надежду на окончательное избавление; поэтому знамения, о которых говорится в 12:56, включают в себя не только чудеса, совершаемые Христом, но и апокалиптические явления в конце времен.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

У учеников было с собой два меча ( Лк.22:38 ), и Петр схватился за один из них. Но Иисус остановил его: «Все, взявшие меч, от меча и погибнут» ( Мф.26:52 ). Это было его прямым «нет» политическому и военному мессианизму. Иисуса связали, и процессия тронулась. Сначала арестанта отвели во дворец первосвященника, и в ожидании, пока соберется Синедрион, прошло предварительное слушание. Точную последовательность дальнейших событий воссоздать трудно. По видимому, Иисуса привели в Синедрион и обвинили в угрозе разрушить храм ( Мф.26:61 ; Мк.14:58 ). Ранее Иисус предсказал одному из учеников гибель храма ( Мк.13:1–2 ), и, очевидно, эти слова широко разошлись, по-разному пересказываясь и и столковываясь. Однако свидетельские показания, выставленные про тив Иисуса, расходились между собой, а потому стали искать новое обвинение. Наконец, первосвященник Каиафа торжественно призвал Иисуса сказать, действительно ли он – Мессия, Сын Благословенного. («Благословенным» иудеи называли Бога.) Иисус ответил предельно прямо: «Я. И вы увидите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» ( Мк.14:62 ). Для первосвященника это было чистейшее кощунство: какой-то галилейский плотник называет себя «Сыном Человеческим» в возвышенном смысле Дан.7:13 , да еще говорит, что воссядет одесную Бога и придет «на облаках небесных»! Первосвященник разодрал на себе одежды – по обычаю так делали судьи, услышав кощунство, – и объявил, что Иисус достоин смерти ( Лев. 24:16 ). Дальнейшие свидетельские показания не потребовались: члены Синедриона собственными ушами услышали святотатственное притязание обвиняемого. Они подвергли Иисуса непристойным издевательствам ( Мф.26:67–68 ; Мк.14:65 ; Лк.22:63–65 ). Во время суда перед Каиафой Петр был во дворе первосвя-щеннического дворца, ожидая и наблюдая, что происходит с его учителем. Он набрался достаточно смелости, чтобы следовать за стражей на расстоянии, но трижды отрекся, что знает Иисуса, когда его об этом спросили ( Мф.26:69–75 ; Мк.14:66–72 ; Лк.22:56–62 ; Ин.18:17, 25–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Алексей 26 сентября 2011, 14:02 > Модернизаторы богослужебных текстов должны > были сначала спросить у народа, желает ли он таких > переводов или нет Желает и не один человек. > Что мы видим в результате языковой реформы > на католическом Западе? [...] > Храмы опустели; Упадок религии повсеместно, при чем тут язык литургии. Правильно автор сказал, что перевод - дело сподвижников, соавторов благодати. А пассажи про " язык человеческого сердца " и " внутренний язык " не имеют оснований. В Индии таким языком считается санскрит. Скользкая это почва для аргументов. В сухом остатке - переводить некому. Нет в РПЦ сподвижников, обладающих достаточным языкознанием, духовным зрением и авторитетом. Чтож, это понятная причина. Надеемся, таковые появятся. Зоя 26 сентября 2011, 13:56 Абсолютно согласна с о.Рафаилом ! Спасибо за статью ! Дай Бог Вам здоровья и сил. Сергей 26 сентября 2011, 09:36 Нам нельзя отказываться от церковнославянского и изменять язык богослужения, потому что он дан нам от Бога. Начав отказом от церковнославянского мы закончим изменением Символа Веры. Нельзя этого допустить. o_Sv 25 сентября 2011, 21:58 По делам их узнаете их...кто сталкивался с кочетковцами, для тех комментарии излишни. Игорь Иванович 25 сентября 2011, 17:51 Отец Рафаил, Вы нам очень нужны, ваши слова и действия нам необходимы! Не останавливайтесь, ведите нас. Цель обновленцев (экуменистов) сегодня хорошо видна в Сербии. Их не интересует Бог... Дарья 25 сентября 2011, 13:38 Поддерживаю отца Рафаила! Перевод не нужен! Благодарю за статью! Валентин 25 сентября 2011, 10:57 Один мой знакомый был безусловным противником перехода на русский язык в богослужении. А тут, пребывая в командировке за границей, посетил православный храм, где служба велась по-английски. К своему изумлению, он обнаружил, что многие места понимает лучше по-английски, чем по-церковнославянски. :) Это заставило его призадуматься. Выходит, что православные англичане, французы, японцы и т.д. находятся в более привилегированном положении, чем православные русские?

http://pravoslavie.ru/48754.html

По мнению Бультмана, то, что Иисус Сам задает вопрос ученикам, есть признак литературного вымысла, ибо в раввинистических обсуждениях ученикам надлежало задавать вопросы учителю, но не наоборот. Надо думать, что если бы в Евангелии ученики задавали вопрос, Бультман отверг бы историчность отрывка на том основании, что он де сконструирован по схеме раввинистических дискуссий. Но послепасхальное исповедание Иисуса Христом не могло возникнуть на пустом месте: оно предполагает, что вопрос о Его мессианстве был задан и ответ на него дан еще во время Его земной жизни. Указание на молитву Иисуса встречается только у Луки и означает особую важность события и необходимость Божественного водительства в исповедании веры. Выражение kat¦ mTnaj ‘в уединенном месте’, ‘один’ не противоречит присутствию учеников, ср. такой же контекст его употребления в Мк 4:10. А вы за кого почитаете Меня? Расположение слова Шme‹j ‘вы’ показывает, что на нем сделано резкое контрастивное ударение, противопоставляющее учеников всему народу 55 . Иисуса уже называли Христом — ангелы при Его рождении (2:11), затем сам Евангелист (2:26); о Его мессианстве знают бесы (4:41); здесь еще добавлено выражение тоа qeoa ‘Божий’, которое призвано показать, что Иисус помазан Богом на Свое служение, ср. 2:26; 23:35; Деян 3:18; 4:26. Лука опускает рассказ о прекословии Петра, и в результате предсказание о Кресте и слова о необходимости для учеников нести свой крест оказываются рядом и образуют тесное смысловое единство. Предсказание в том виде, в каком мы его читаем у Луки, соединяет, по всей вероятности, две первоначальные формулы устного предания: первая — Сыну Человеческому должно много пострадать и быть отвержену (см. Мк 9:12; Лк 17:25) и вторая — Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет (Мк 9:31; 14:41 — краткая формула, включающая лишь первое из трех предсказаний; см. Лк 24:7); Иеремиас отстаивал древность второй формулы, указывая на возможную игру слов в ее арамейском прототипе 56 .

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Ирмос 3-й песни: « Приидите, пиво [то есть питье] пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа…»  — здесь древнее чудо, когда во время странствия израильтян по пустыне Бог по молитве Моисея извел воду из скалы — «неплодна камене»  ( Исх.17:1–7 ), — сравнивается с тем, как из каменного гроба Христа истекает, словно дождь, источник нетления. Стоит отметить, что темам дождя и странствия по пустыне соответствует, вообще говоря, не 3-я, а 2-я библейская песнь ( Втор.32:1-43 ) 8 . Ирмос 4-й песни:  «На божественней стражи, богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна ангела, ясно глаголюща: Днесь… воскресе Христос…» , прямо отсылает к пророку Аввакуму, автору 4-й библейской песни ( Авв.3:2–19 ). Ср. Авв.2:1:  «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, что скажет Он во мне…»  Пророческое видение Аввакума отнесено в ирмосе к ангелу, возвещающему весть о Воскресении Христовом. Ирмос 5-й песни:  «Утренюем утреннюю глубоку, и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим, Правды Солнце…» , содержит парафраз 5-й библейской песни, пророка Исаии ( Ис.26:9-19 ):  «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже…»  Славянское слово «утреневати» буквально означает «пристально вглядываться [во время предрассветных сумерек]». Тем самым ночное исполнение пасхального канона (по строгому уставу, утреня всегда должна служиться еще ночью, до рассвета) соотносится с тем, как мироносицы рано-рано утром спешили ко гробу Христа:  «вместо мира песнь принесем». Ирмос 6-й песни:  «Снизшел еси в преисподняя земли… и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси…» —  упоминает пророка Иону, поскольку именно ему принадлежит 6-я библейская песнь ( Ион.2:3-10 ). Согласно Священному Писанию, Иона воспел ее, находясь глубоко под водой во чреве кита. Пасхальный канон соотносит погружение Ионы на дно моря с сошествием Христа во ад, а освобождение из чрева кита спустя три дня — с тридневным Воскресением Христовым. Ирмос 7-й песни: « Отроки от пещи избавивый, быв человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие…» —  ссылается на историю о трех еврейских отроках, которые были брошены вавилонским царем Навуходоносором в раскаленную печь, но были спасены Богом. Рассказ об этом событии, молитва и песнь отроков составляют 7-ю библейскую песнь ( Дан.3:26-56 ). В ирмосе подчеркивается, что Тот, Кто некогда спас отроков от неминуемой гибели, Сам принял страдания, чтобы облечь смертную природу красотой нетления ( «в нетления облачит благолепие» ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/kratkij-kom...

Находка в 1958 году [Кумранского — А.С.] текста 4Q246 на арамейском языке, во-первых, показала, что выражение «Сын Божий» было известно и употреблялось в палестинской межзаветной литературе. Во-вторых, тщательное рассмотрение данной рукописи позволяет сделать вывод, что оно мыслилось в отношении грядущего Мессии». — Юревич Д., свящ. С. 108-10; ср.  Данн Д.Д. С. 85. 204 Единственное исключение составляет случай в Деян. 7, 56, где Сыном Человеческим называет Иисуса диакон-первомученик Стефан. Но этот случай выглядит почти как дословная цитата Дан. 7, 13 или слов опять же Иисуса в Ин. 1, 51; Мф. 26, 64 и пар. 205 См.  Meier J. P. Jesus.//NJBC. P. 1324. 206 Мень А., прот. Евангелия.//Библиологический словарь. Т. I. М. 2002. С. 386. 207 В славянском языке существует звательный падеж, в котором и «Господь» и «Господин» будут звучать как «Господи». Не имеющий звательного падежа русский язык сохранил в виде своеобразного исключения (как наследие от славянского) лишь некоторые слова в звательном падеже, преимущественно связанные с Богом: например, «Боже» и «Господи». 208 Впрочем, для славянского языка все же возникает проблема — там, где ku/rioj употреблено в именительном падеже, например, в притчах. Здесь славянский текст тоже вынужден изменять «Господь», что однозначно имело бы в виду имя Божие, на «господин», имеющее в виду обыденный смысл (напр., Мф. 10, 24; 20, 8 и др.). Иногда даже необходимое простое значение «господин» как бы заглушается божественным «Господь», например: «Господь бо есть и субботы, Сын Человеческий» («ибо Сын Человеческий есть господин и субботы», Мф. 12, 8) 209 Об этой трудности см.: Аверинцев С.С. Некоторые языковые особенности в Евангелиях.//Православная община. М. 1997. С. 49. 210 Мы уже отмечали, как, например, совершенно небогослужебный вопль учеников в лодке «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» по Мк. 4, 38 трансформируется в Мф. 8, 25 в призыв «Господи! спаси нас, погибаем», явно звучащий как богослужебный возглас (см. § 20. 1). 211

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Впрочем, и сын его был сам по себе порочен, и все потомки его были развращенны и уклонились к нечестию; об этом послушай, что говорит Писание с проклятием: « Отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттеянка » (Иез. 16:3); и в другом месте с укоризною: « Племя Ханаана, а не Иуды! » (Дан. 13:56). Но, узнав, какому наказанию подвергся открывший наготу отца, надобно уже выслушать и то, каких наград удостаиваются оказавшие такое уважение и почтение к отцу. « Сказал , — сказано (Ной): благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему » (Быт. 9:26). Это, может быть, скажет кто, не значит благословить Сима. Напротив, здесь Ной преподал ему самое высокое благословение. В самом деле, когда Бог прославляется и благословляется людьми, тогда Он, обыкновенно, подает обильнейшее благословение Свое тем, ради которых Сам благословляется. Поэтому Ной, благословивши Бога, как бы обязал Его к большему благословению и приобрел Симу большее воздаяние, нежели когда бы он сам от себя благословил его. Как в том случае, когда Бог за нас благословляется, Он удостаивает нас великого Своего благословения, так, напротив, когда другие из–за нас хулят Его, тогда мы подвергаемся тем большему осуждению за то, что подали повод к этому. Постараемся же, прошу, жить так и являть такое преспеяние в добродетели, чтобы взирающие на нас возносили к Господу Богу песни благословения. Он, благой и человеколюбивый, желает прославляться чрез нас, не потому, чтобы Сам получал от того какое–либо приращение собственной славы, — Он не имеет ни в чем недостатка, — но для того, чтобы мы подавали Ему случай удостаивать нас больших милостей. « Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему ». Видишь, как он (Ной) налагает (на Хама) отеческое наказание, которое скорее есть вразумление, нежели наказание? Он был ведь отец, и отец чадолюбивый; и хотел не столько наложить достойное наказание, сколько пресечь дальнейшее распространение зла. Для того, говорит, я осуждаю тебя на рабство, чтобы ты имел постоянное и неизгладимое напоминание (о своем грехе).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010