В адм. отношении гос-во А. делилось на этнические территории (до 127, согласно Есф 1. 1, и более чем 70, по Геродоту (Historia III 90-96)), сгруппированные в 20 и более крупных округов-сатрапий, чье население было обложено регулярной податью. За пределами сатрапий проживали зависимые народы, платившие нерегулярную дань (колхи, набатейские арабы и сев. эфиопы). Столицами державы были Пасаргады (древний центр персид. племен), затем Сузы (ставшие адм. центром) и Персеполь (построен при Дарии I). К 521 г. до Р. Х. гос. религией А. стал зороастризм . Всех богов, кроме почитаемого Ахура Мазды , персы ставили неизмеримо ниже, что давало повод язычникам упрекать их в неуважении к богам ( Herodot. Historia IX 77). Но в целом А. терпимо относились к религиям покоренных народов, что во многом способствовало созданию мировой державы. По-видимому, персид. цари покровительствовали древним евреям, находя в их религии, к-рая также боролась с многобожием, определенное сходство со своей верой, ВЗ также нигде прямо не выступает против религии А. Завоевав Вавилон, Кир II позволил части древних евреев, к-рая была депортирована вавилонскими царями, вернуться на родину (2 Пар 36. 22-23; 1 Езд 1. 1-11). 1-я группа вернулась в Иерусалим под предводительством Шешбацара (538 г. до Р. Х., 1 Пар 3. 18). После этого Иудея составила особое наместничество более крупного окр. Самарии, входившего в сатрапию Заречье. В 516 г. до Р. Х. Дарий I издал эдикт, позволивший завершить строительство Второго храма, и передал наместничество над Иудеей евреям, во главе к-рых в кон. VI - нач. V в. до Р. Х. были поставлены Шешбацар и Зоровавель. При Ксерксе I (см. Артаксеркс ) отношения А. с Иудеей резко ухудшились, но его преемник Артаксеркс I назначил наместниками Ездру (458 г. до Р. Х.) и Неемию (445 г. до Р. Х.), предоставив Иудее широкую автономию и выделив ее из состава Самарии в особый округ, а наместникам дал права религ. власти над всеми евр. подданными. С кон. V в. до Р. Х. наместничество в Иерусалиме было передано первосвященникам иерусалимского храма. После жестоких ассир. завоевателей правители А. воспринимались как носители мира. Цари династии А. неоднократно упоминаются в Свящ. Писании: Кир II - в 1 Езд 1. 1; 3. 7 и др., Дан 1. 21; 6. 28 и др., на него возлагается надежда на разрушение Вавилона (Ис 44. 25 - 45. 7), Дарий I - в 1-2 Езд, в Агг 1. 1, в Зах 1. 1; Ксеркс I - в Есф, в 1 Езд 4. 6; Артаксеркс I - в 1-2 Езд, в Неем 2. 1-6; Дарий III - в Неем 12. 22, в 1 Макк 1. 1. Однако соотнесение упомянутых в Свящ. Писании Дария (Книга пророка Даниила), Артаксеркса (1 Езд 4. 6 и сл., 2 Езд 2. 7 и сл.) с реальными фигурами, а также изложенных в Библии событий с фактами истории А. является до сих пор предметом дискуссий.

http://pravenc.ru/text/77172.html

33 То есть помазанниками . 34 Иосиф в Древностях (кн. X гл. 8) говорит о прибытии Александра в Иерусалим и о принесении им жертвы в храме, но не упоминает при этом о построении Александрии этим царем. 35 Здесь и ниже следует читать: седьмой олимпиады вместо шестой. 36 В толкованиях на Даниила или в творении „об истории Сусанны». 37 Под Фарсисом Иосиф Флавий разумеет Тарс (Anmiqu. IX, 2), на что указывает и блаж. Иероним в толковании на книгу пророка Ионы (Сотт. in Ion. I, 3). Поэтому в рассматриваемом месте некоторые критики предполагают порчу текста, в котором было сказано, может быть, так: „не в Тарс, киликийский город, как думает Иосиф, понимая это буквально, и не в страну Индии, как большею частью полагают». 38 Толк. на Дан. гл. VII ст. 1 (стран. 56). 39 Vergil. Аеп. lib. IV. 40 Антиоха VI, по прозванию Теоса. 41 В книгах Маккавейских. 42 См. Твор. блаж. Иеронима в русск. перев. ч. 7, стран. 420—421. 43 Древн. кн. XI гл. 10. 44 См. выше толкование на ст. 7. 45 См. ниже гл. XIV ст. 18. 46 В толковании на гл. XIII ст. 5. 47 Об этом мнения более подробно говорит блаж. Иероним в толкованиях на пророка Иерем. XXIX:21—23 (Твор. блаж. Иеронима ч. 6, стран. 469—470). 48 Сн. выше гл. XIII, стр. 46. 49 То есть ad вместо jar . 50 Ovid. Metamorph. IV, 57—58. 51 Vergil. Aeneid. I, 729—730. 52 Модий заключает в себе около 2 1 2 гарнцев. 53 Собственно: ископал (fodi). 54 См. Быт. 18, 1 по еврейскому тексту, в котором слово beloni различно понимается переводчиками: дубрава, дуб или теревинф . 55 То есть подвергаются оскоплению. Блаж. Иероним, по-видимому, смешивает известный народ галлов с одноименными жрецами Кибелы, носившей также название Великой Матери (Magna Матег). В жрецы этой богини римляне обыкновенно брали оскоплявшихся фригийских галлов, имя которых производится от фригийской реки Галла (Gallus). См. Fasm. IV, 361—364. 56 Скорее можно предположить наоборот, — смешение буквы вав с иод . В этом именно смысле делает исправление в тексте Викторий. 57 Сн. . Acad. posm. I, 2; Terent . Eunuch. 8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

38 Сыновья Сеира: Лотан, Шовал, Цивеон, Ана, Дишон, Ецер и Дишан. 39 Сыновья Лотана: Хори и Гемам; а сестра у Лотана: Фимна. 40 Сыновья Шовала: Алеан, Манахаф, Евал, Шефо и Онам. Сыновья Цивеона: Аиа и Ана. 41 Дети Аны: Дишон [и Оливема дочь Аны]. Сыновья Дишона: Хемдан, Ешбан, Ифран и Херан. 42 Сыновья Ецера: Билган, Зааван и Акан. Сыновья Дишана: Уц и Аран. 43 Сии суть цари, царствовавшие в земле Едома, прежде нежели воцарился царь над сынами Израилевыми: Бела, сын Веора, и имя городу его - Дингава; 44 и умер Бела, и воцарился по нем Иовав, сын Зераха, из Восоры. 45 И умер Иовав, и воцарился по нем Хушам, из земли Феманитян. 46 И умер Хушам, и воцарился по нем Гадад, сын Бедадов, который поразил Мадианитян на поле Моава; имя городу его: Авив. 47 И умер Гадад, и воцарился по нем Самла, из Масреки. 48 И умер Самла, и воцарился по нем Саул из Реховофа, что при реке. 49 И умер Саул, и воцарился по нем Баал-Ханан, сын Ахбора. 50 И умер Баал-Ханан, и воцарился по нем Гадар; имя городу его Пау; имя жене его Мегетавеель, дочь Матреда, дочь Мезагава. 51 И умер Гадар. И были старейшины у Едома: старейшина Фимна, старейшина Алва, старейшина Иетеф, 52 старейшина Оливема, старейшина Эла, старейшина Пинон, 53 старейшина Кеназ, старейшина Феман, старейшина Мивцар, 54 старейшина Магдиил, старейшина Ирам. Вот старейшины Идумейские. 2 1 Вот сыновья Израиля: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, 2 Дан, Иосиф, Вениамин, Неффалим, Гад и Асир. 3 Сыновья Иуды: Ир, Онан и Силом, - трое родились у него от дочери Шуевой, Хананеянки. И был Ир, первенец Иудин, не благоугоден в очах Господа, и Он умертвил его. 4 И Фамарь, невестка его, родила ему Фареса и Зару. Всех сыновей у Иуды было пятеро. 5 Сыновья Фареса: Есром и Хамул. 6 Сыновья Зары: Зимри, Ефан, Еман, Халкол и Дара; всех их пятеро. 7 Сыновья Харми: Ахар, наведший беду на Израиля, нарушив заклятие. 8 Сын Ефана: Азария. 9 Сыновья Есрома, которые родились у него: Иерахмеил, Арам и Хелувай. 10 Арам же родил Аминадава; Аминадав родил Наассона, князя сынов Иудиных;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/456/...

    О Блаженная Дева, чистая Голубица, Небесная Невеста Мария, Ты есть Небо и Храм и Престол Божества, и в Тебе пребывает Христос – сияющее Солнце – на Небесах и на земле, Ты есть Облако Светлое, принесшее в мир Христа как всеблистающую Молнию. Ты – Облако Небесное, сокрывшее в себе гром Духа Святого и пославшее Его на землю. Ты вызвала бурный ливень Святого Духа по всей земле, дабы возрос на ней плод веры. Радуйся, Благодатная, Врата Небесные, о которых сказал пророк: «…ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44: 2).     Об этих вратах и в Песни Песней явственно глаголет пророк: «Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песн. 4: 12). Пребыла Девой Святая и Смиренная Дщерь Мария, Светлое Облако, заключающее в себе Божественное Слово, о которой возвестил громовым голосом пророк Исайя: «Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет» (Ис. 19: 1). Ты есть Гора Нерукосечная, от которой оторвался Камень, сиречь Христос, о котором свидетельствует мудрейший Даниил: «…камень отторгнут был от горы не руками…» (Дан. 2: 45), подразумевая, что Дева родила без мужа Христа, Который есть Камень Твердый.     Ты – Храм, в котором Небесный Камень – Христос, Грозовая Туча, в чреве своем хранящая молнию, о чем согласно со словом моим гласит и Святое Писание: «Чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями» (Песн. 7: 3). Ты есть Несеянная Нива, принявшая Слово как пшеничное семя и родившая целый сноп. Ты – Мысленная Печь, хранящая в себе Огонь и Хлеб жизни, сиречь Христа. Ты есть Преподобная Мать Спасителя, родившая Воплощенное Слово Отца, о Которой сказал Исайя: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14).     О Святая Дева, Мать Господа! Блаженная Невеста, неотделимая от Троицы. Блаженнее Ты всех жен, ибо родила как Младенца Творца всех. Блаженнее Ты всех жен, ибо только Ты сподобилась родить на земле Небесного Бога. Блаженнее Ты всех жен, ибо напитала своими сосцами Кормящего Вселенную. Ты есть Блаженная Богородица Святая Дева, родившая ныне Того, Кто некогда сотворил Адама в Раю.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2672

40 . Письма о духовной жизни: уроки из деяний и словес Спасителя: письма. – [Репр. изд.]. – Москва: Правило Веры, 1996. – 350 с. (Е) 41 . Письма о разных предметах веры. – Москва: Правило веры: Моск. Сретен. монастырь, 2003. – 591, с. – (Духовное наследие святителя Феофана Затворника ). (Р) 42 . Письма о христианской жизни: поучения, письма. – Москва: Правило веры, 1997. – 448 с.: портр. (Е) 43 . Письма о христианской жизни. Поучения: собр. писем. – Москва: Правило веры: Сретен. монастырь, 2003. – 445 с., 1 л. портр. (Р) 44 . Православие и наука: руководственная книга изречений и поучений/святитель Феофан Затворник ; сост. игум. Феофан (Крюков); Данилов ставропигиальный мужской монастырь. – 2-е изд. – Москва: Даниловский благовестник, 2009. – 680 с. (Е) 45 . Православие и наука: сборник очерков и поучений/святитель Феофан Затворник ; сост. игум. Феофан (Крюков). – Пермь: Панагия; Москва: Пересвет, 2004. – 112 с. (Е) 46 . Примеры записывания добрых мыслей, приходящих во время богомыслия и молитвы. – Саратов: Благовест, 1997. – 48 с. (В) 47 . Простые истины сердца. Внутренняя жизнь: слова и проповеди . – Москва: Правило веры: Моск. Сретен. монастырь, 2002. – 541 с., 1 л. портр. – (Духовное наследие святителя Феофана Затворника ). (Р, Е) 48 . Путь ко спасению: крат. очерк аскетики. – Москва: Изд-во Московской Патриархии: Центр «Благо», 1996. – 367 с.: 1 л. портр. (Е) 49 . Путь ко спасению: крат. очерк аскетики: [в 3 ч.]. Ч. 3: Начертания христианского нравоучения/соч. еп. Феофана. – 8-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонова монастыря. – Москва: Типо-литогр. И. Ефимова, 1899. – 346, II с.: портр. (Р) 50 . Путь ко спасению: крат. очерк аскетики: начертание христианского нравоучения. – Москва: Правило веры, 2003. – 606 с.: ил. (Р, Т) 51 . Путь ко спасению: (краткий очерк аскетики): начертания христианского нравоучения; Истолкование Молитвы Господней словами Святых отцов. – Фототип. изд. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1962. – 508, с.: портр. – На тит. л. вых. дан. ориг.: Москва, 1908. (В, Р)

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

    «Како будет сие, идеже мужа не знаю», — спрашивала давшая обет девства Мария у Архангела Гавриила, благовестившего Ей о рождении Христа.    И ответил Ангел: «Дух Святый найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя; темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий» (Лк. 1:34—35).    Позднее Ангел явился к праведному Иосифу, который захотел отпустить из дому Марию, зная что Она зачала, не вступая с ним в брачное сожительство. Иосифу Архангел Гавриил сказал: «Не убойся прияти Мариам, жены твоея, рождшеебося в Ней от Духа есть Свята», и напомнил ему пророчества Исаии о зачатии Девою (Мф. 1:18—25).    Прозябший Ааронов жезл (Чис 17:8), камень без рук отторгнувшийся от горы, виденный Навуходоносором во сне, истолкованном пророком Даниилом (Дан 2:31—45), затворенные врата, виденные пророком Иезекиилем (Иез 44:1—4), и многое другое в Ветхом Завете прообразовало рождение Девою. Подобно тому, как Адам был сотворён Словом Божиим из необделанной и девственной земли, так и Себе Слово Божие создало плоть от девственной утробы, когда Сын Божий сделался новым Адамом, чтобы исправить грехопадение первого Адама (Св. Ириней Лионский, кн. III).    Отвергать бессеменное рождение Христа могут и могли лишь отвергающие Евангелие, а Христова Церковь искони исповедует Христа «воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы». Но рождение Бога от Приснодевы явилось камнем преткновения для тех людей, которые желали называться христианами, но не желали смириться умом и ревновать о чистоте жизни. Чистая жизнь Марии явилась укором для тех, которые нечисты и в своих помыслах. Чтобы показаться христианами, они не смели отрицать, что Христос родился от Девы, но стали утверждать, что Мария оставалась Девою лишь «дондеже роди сына Своего первенца... Иисуса» (Мф. 1:25).    «После рождения Иисуса», — говорил в IV веке лжеучитель Гелвидий, а также многие до и после него, — «Мария вступила в супружескую жизнь с Иосифом и имела от него детей, именуемых в Евангелии братьями и сестрами Христа». Но слово «дондеже» не означает, что Мария оставалась Девою лишь до известного времени. Слово «дондеже» и ему подобные часто означают вечность. В Священном Писании говорится о Христе:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3271...

Если мир отдать всецело в распоряжение книжников, они, пользуясь доступными средствами (а в их арсенале сегодня все достижения науки), постараются перекрыть доступ к чуждому им Небу, и непременно распнут мир, как когда-то распяли Христа. _____________ 1 Книжники — (евр. «соферим», греч. γραμματες — писцы) библейское наименование класса людей, упоминаемых в Ветхом, и в Новом Завете — учителя закона (законники). Они переписывали книги Священного Писания, толковали закон, во многих случаях помогали решать вопросы, касающиеся закона, потому их называли книжниками (I Езд. 7:6–11). Многие из законников состояли членами Синедриона. Были среди них и достойные люди, как, например, Ездра — книжник, Гамалиил — законоучитель или Никодим — учитель Израилев, но большинство их не понимало духа закона и толковало его ложно. Потому Господь часто и сильно обличал их (Мф. 23). «Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят» (Лк.11:49). «И сделались упорны и возмутились против Тебя, и презрели закон Твой, убивали пророков Твоих, которые увещевали их обратиться к Тебе, и делали великие оскорбления» (Неем. 9:26). «И не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы поступать по законам Его, которые Он дал нам через рабов Своих, пророков» (Дан. 9:10). 2 «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3;6). «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» ( 2 Кор. 3:17 ). Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/analytics/chem-opasny...

Распространенное житие Все редакции Распространенного вида жития представляют небольшой интерес с точки зрения литературы, так как являются более или менее умелыми компиляциями второго порядка по сравнению с Обычным житием. Мы приводим две из них: 3-ю редакцию Распространенного вида – Чудовскую, так как там есть интересные дополнения, и 4-ю редакцию, так как это наиболее часто датируемый текст. 3-й вид издается по единственному известному списку ГИМ, Чуд. 264/62, XVI в., л. 329 об. – 333 об. 4-й вид издается по списку «Минеи новым чудотворцам» 1494 г. Сол. 518/537, л. 367–371 об. (Сол. 1) с разночтениями по сборнику Матвея Кусова 1414 г. (Мусин-Пушкинскому) в копии нач. XIX в. РНБ, ОР, Б. 1. 295, л. 45–49 об. (М-П) и рукописи РГБ, ОР, ф. 98 (Ег.), 637, л. 538–543 (1470-е гг., Е). В отличие от «Памяти и похвалы» Иакова и «Слова о Законе и Благодати» Илариона, деление текста на разделы в рукописях отсутствует. В публикации, так же как и у Обычного жития, оно отражает границы заимствованных фрагментов. Особое житие Является самостоятельным памятником (см.: Гл. 5. 2). Текст издан по единственному списку XVII в. БАН 21.5.20 (л. 431 об. – 434 об.). Служба св. Владимиру Служба св. Владимиру издается в двух старших редакциях. 1-ая редакция (по определению М. В. Славнитского) издается по трем старшим спискам: Минея XIV в. РНБ, ОР, Соф. 382 , л. 67–71 об. (С1), Трефолой с уставом XIV в. Соф. 386 , л. 70 об. – 77 (С2); «Минея новым чудотворцам» 1494 г. Сол. 518/537, л. 144–148 об. (Сол.). Особая редакция службы представлена в сборнике Матвея Кусова 1414 г. (Мусин-Пушкинском) в Ермолаевской копии нач. XIX в. РНБ, ОР, Б. 1.295, л. 40–41 об., 43 об. – 44. Первая из этих стихир представлена в йотированном Волоколамском стихираре XIV в. РГБ, ОР, ф. 113, (Волок.), 3, л. 183–184 об. Стихиры из службы 2-й редакции, стихиры и тропари из службы по Сборнику Матвея Кусова читаются в Кирилло-Белозерском йотированном стихираре РНБ, ОР, КБ 586/843, л. 652 об. – 653 об. (XVII в.), иногда в особой в редакции. Оба йотированных стихираря представляют большой интерес с точки зрения языка, так как там текст дан без сокращений и выносных, так, как он должен был звучать при пении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28: 35, 43; 29: 30; 30: 20; 31: 10; 35: 19; 39: 1; 1Пар. 23: 13; 24: 3, 19; Сир. 45: 19). Это служение левитов в скинии и  Храме (Чис. 1: 50; 3: 6, 31; 4: 3, 12, 14, 23-24, 27-28, 30, 33, 35, 37, 39,41, 43; 7: 5, 7-9; 8: 22, 25, 26; 16: 6; 18: 2, 6, 7, 21, 23; 1Пар. 15: 2; 16: 4, 37; 23: 24, 26, 28; 2Пар. 29: 11; 31: 2, 16; 35: 3; Иез. 45: 5). Это служение священников (Втор. 17: 12; 18: 5, 7; 3Цар. 8: 11; 2Пар. 5: 14; 8: 14; 13: 10; 31: 2, 16; Сир. 7: 32; 50: 16; Ис. 61: 6; Иез. 40: 46; 43: 19; 44: 15-17, 19; Иоил. 1: 9, 13; 2: 17; 1Мак. 10: 42; 2Мак. 4: 14); служение юного Самуила при Храме (1Цар. 2: 11, 18; 3: 1); вообще служение в Храме или при Храме (4Цар. 25: 14; 1Пар. 23: 32; 1Пар. 26: 1, 12; 28: 13, 21; 2Пар. 35: 10, 15-16; Сир. 24: 11; Иер. 52: 18; Иез. 44: 11-12; Иез. 46: 24); жертвенное служение (2Мак. 3: 3); служебные одежды и сосуды (Исх. 31: 10; 1Пар. 9: 28; 2Пар. 24: 14); по сходству с храмовыми служителями ангелы – тоже литургии (leitourgoi) Божии (Пс. 102:21; 103: 4); leitourgia - служба на небе перед престолом Божиим (Дан. 7: 10); литургией названо служение Моисея – молитва и умилостивление кадильное (Прем. 18: 21). Термин latreia, latrevo также обозначает сакрально-культовое служение. В книге Исхода Бог повелевает Моисею совершить служение на горе (Исх. 3: 12) и далее постоянно говорится об этом служении, ради которого Моисей просит фараона выпустить народ Израильский в пустыню, как о латрейе (Исх. 4: 23; 7: 16; 8: 1; 8: 20; 9: 1; 9: 13 и т. д.). Это служение представляло собой обряд, но совершаемый не в храме, поскольку храма не было. Латрейей назван и установленный Моисеем обряд Пасхи (Исх. 13: 5), латрейа – запрещенное служение кумирам (Исх. 20: 4-5), латрейа также  – служение всесожжениями и жертвами вне Храма (Нав. 22: 27), латрейа – идолослужение (1Мак. 1:43), а также общее обозначение иудейского «богослужения отцов» (1Мак. 2: 19, 22). Создается впечатление, что словом latreia  выражали преимущественно общее понятие о служениии Богу или языческим богам, а также его относили к культовым действиям, которые происходили вне Храма.

http://pravoslavie.ru/2867.html

Прозябший Ааронов жезл (Чис 17:8), камень без рук отторгнувшийся от горы, виденный Навуходоносором во сне, истолкованном пророком Даниилом (Дан 2:31—45), затворенные врата, виденные пророком Иезекиилем (Иез 44:1—4), и многое другое в Ветхом Завете прообразовало рождение Девою. Подобно тому, как Адам был сотворён Словом Божиим из необделанной и девственной земли, так и Себе Слово Божие создало плоть от девственной утробы, когда Сын Божий сделался новым Адамом, чтобы исправить грехопадение первого Адама (Св. Ириней Лионский, кн. III). Отвергать бессеменное рождение Христа могут и могли лишь отвергающие Евангелие, а Христова Церковь искони исповедует Христа «воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы». Но рождение Бога от Приснодевы явилось камнем преткновения для тех людей, которые желали называться христианами, но не желали смириться умом и ревновать о чистоте жизни. Чистая жизнь Марии явилась укором для тех, которые нечисты и в своих помыслах. Чтобы показаться христианами, они не смели отрицать, что Христос родился от Девы, но стали утверждать, что Мария оставалась Девою лишь «дондеже роди сына Своего первенца... Иисуса» (Мф. 1:25). «После рождения Иисуса», — говорил в IV веке лжеучитель Гелвидий, а также многие до и после него, — «Мария вступила в супружескую жизнь с Иосифом и имела от него детей, именуемых в Евангелии братьями и сестрами Христа». Но слово «дондеже» не означает, что Мария оставалась Девою лишь до известного времени. Слово «дондеже» и ему подобные часто означают вечность. В Священном Писании говорится о Христе: «Возсияет во днех Его правда и множество мира, дондеже отымется луна» (Пс. 71:7), но это не означает, что когда не станет луны при кончине света, не станет правды Божией; тогда-то именно она восторжествует. Или что значит сказанное: «подобает Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама Своима» ? (1 Кор. 15:25; Пс 109:1). Неужели Господь имеет царствовати лишь столько времени, пока враги Его не будут под ногами Его! И Давид в четвёртом псалме степеней говорит: «яко очи рабыни в руку госпожи своея, тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны» (Пс. 122:2). Итак, пророк будет иметь очи ко Господу до тех пор, пока не испросит милости, а испросивши милость, обратит на землю? (Блаж. Иероним. О Приснодевстве Блаженной Марии). Спаситель в Евангелии говорит апостолам: «Се аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20). Итак, по скончании века Господь отступит от учеников Своих, и тогда, когда они на двенадцати престолах будут судить двенадцать колен израильских, они не будут иметь обещанного общения с Господом? (Блаж. Иероним. Там же).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3271...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010