Оба действия связаны одно с другим как причина и следствие, как победа (с неотъемлемым кровопролитием) и освобождение (с его радостью и миром); Новый Завет поддерживает такую последовательность, развивая ее в Отк. 19:11–16 , где Воитель – это Сам Иисус Христос . Однако в обоих заветах Господь вначале предлагал способ избежать Его суда (ср.: 27:5). 1–2 Едом и его столица Восор уже были показаны как олицетворение всего нераскаявшегося мира в 34:6. В данном стихе обыгрывается значение слова Едом (красный) и слова Восор, что приблизительно можно перевести как «сборщик винограда». Изрекающий правду (1) относится к неуклонному исполнению Богом всего, что Он обещал (ср.: 45:23; 55:11). Одна из главных фраз во всем отрывке, хотя и полностью посвященном теме суда, – сильный, чтобы спасать. 3 Фраза Я топтал точило один может напомнить христианам о Голгофе, однако смысл ее в том (ср.: Отк. 19:15 ), что Он не нуждается в помощниках, ибо у Него хватит сил и желания для исполнения суда над злом. 63:7– 64:12 Вопиющая нужда Сиона Описание славы Господа в гл. 60 – 62 и видение Бога карающего в 63:1–6 подводят пророка к одному из самых патетических моментов всей Библии, поскольку он пережил и прошлые милости Господа и Его нынешний гнев на Свой народ. 63:7–14 Воспомяну милости Господни. 7 Исайя исполняет функции «напоминающего» (ср.: 62:6); его решение я расскажу буквально означает «воспомяну». 8 Метафора отцовских ожиданий от своих детей позволяет возобновить начальную тему книги (1:2,4), а в ст. 9 содержатся вольные вариации из Книги Исход (ср. по очереди Исх. 3:7; 33:14; 19:4 ). 10–14 Здесь используются выражения, близкие лексике Пс. 77 , напр.: возмутились и огорчили ср. с Пс. 77:40 ; сравнение со стадом, ведомым на пастбище в ст. 13–14 ср. Пс. 77:52–53 . Однако пророк наполняет выражения новым звучанием (ср.: ст. 9) и заново подчеркивает, что Святой Дух – это Господь среди Своего народа (10 – 11, 14). В ст. 10–14 дан намек на отступников Израиля, выведенных из пустыни, которые подверглись наказанию, но не были отвержены до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В большинстве манускриптов «Эли», «Или» (евр.: «Бог мой»), а не «Элои» (арам.), но в нескольких лучших – «Элои» (как, напр., у Марка). 27:48–49 Исполнение пророчества, Пс. 68,22 (см. ком. к ст. 34). 27 завеса... раздралась. Завеса в храме отделяла Святое Святых от всего святилища в знак того, что к Богу нельзя приблизиться ( Евр. 9,8 ). Своею смертью Иисус принес жертву на небесном алтаре ( Евр. 9,12.24.25 ), открыв нам путь к Богу ( Евр. 10,19.20 ). Небеса открылись новому, царственному священству во Христе ( 1Пет. 2,9 ). 27 воскресли. Воскресение «многих святых», как описано здесь, произошло, когда разорвалась завеса, но фактически оно связано с воскресением, о котором говорится в ст. 53. Это воскресение является символическим первым исполнением пророчества Даниила (12,2). Не стоит предполагать, кто были эти «святые» и умерли они снова или вознеслись на небо. 27 воистину Он был Сын Божий. Независимо от того, понимали ли сотник и солдаты мессианское значение этого титула, слова их показывают, что законные наследники большей частью отвергли своего Мессию и признание досталось язычникам. 27 богатый человек. Только Матфей говорит, что Иосиф был богат. То, что он «положил Его в новом своем гробе», завершает исполнение пророчеств Исаии (53,9). 27:62–66 Матфей подготавливает здесь основание для 28,11–15. 27 день, который следует за пятницею. Суббота, день покоя. Глава 28 28:6 См. статью «Воскресение Иисуса». 28:7 См. 26,32. Явления воскресшего Христа. 28 братьям Моим. Всем ученикам Иисуса (12,49.50; 25,40). 28:11–15 Самое явное и неоспоримое свидетельство не действует на тех, кто предпочел неверие. История об «украденном теле» ходила еще во времена Иустина Мученика : так пытались иудейские старейшины объяснить, почему могила оказалась пустой. 28 иные. По-гречески это слово означает «некоторые другие»; усомнились – употреблено редкое греческое слово, означающее, видимо, что-то вроде «не знали, что и подумать». 28 Теперь у Иисуса «всякая власть». Сын Человеческий предстал перед Ветхим днями и получил обетованную власть ( Дан. 7,13.14 ). Начался конец истории, и он не завершится, пока Христос не придет на землю во славе (26,64). См. статью «Небесное царствование Иисуса».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

63, 11–19; 64, 1–5) о величии Мессии. Четырнадцатая из книги пр. Иеремии (Иер. 31, 31–34) об установлении Нового Ветхого Завета. Пятнадцатая из книги пр. Даниила (Дан. 3, 1–24) о чудесном избавлении трех отроков, поверженных в пламень и прообразовавших спасением своим невредимое исшествие Спасителя из недр земли. На Литургии в Великую Субботу, совершаемой позже Литургии всех дней и составляющей ближайшее предначатие Воскресения Христова, созерцая пребывание Господа во гробе плотью — в образе предлежащей плащаницы, Церковь в этот день, подобно Иисусу Христу, предрекшему о своем воскресении, еще яснее, чем на вечерне, предвозвещает нам о приближавшемся времени Воскресения Господа — чтением Апостольскими о том, что верующие во Христа умершего и воскресшего соединены с Ним подобием смерти через крещение, и должны быть соединены подобием воскресения. Да якоже восста Христос от мертвых славою отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем (Рим. 6, 11–13), особенно по прочтении Литургийного апостола пением:«Воскресни Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». Во время этого радостного предвестия священнослужители слагают с себя темное церковное облачение и, облекшись в белые ризы, по словам апостола, читаемым в Великую Субботу: аще бо сообразна быхом подобию смерти Его, то и воскресения будем (Рим. 6, 5), неприметно переходят от участия в состоянии уничижения Спасителя к участию в состоянии предначинающейся Его божественной славы, и являются предстоящим во храме в светлом облачении, подобно Ангелам, кои явились во гробе Господа в белом одеянии и первые были свидетелями и вестниками Воскресения Христова. Весть о предначатии радости пасхальной Церковь продолжает чтением Литургийного Евангелия о явлении Ангела на гробе Господа, возвестившего мироносицам, что воскрес Господь, и о явлении им самого Воскресшего (Мф. 28, 1–20). В целом году одна Великая Суббота не облегчается от поста, и пост ее, состоящий в сухоядении, продолжается не только до вечера, как и в другие дни св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Здесь изложен очень ясный пример и дано историческое доказательство молитвы умерших за живых: видение Иеремии и Онии, молившихся за иудеев (15:12–17). Ориген обращал внимание и цитировал это место (Com. in Iohan. t. XIII). Здесь же дан первый исторический пример действенности молитвы живых за умерших (12:39–45). Здесь представлено много примеров непоколебимой веры и надежды на Бога, не посрамляющей надеющихся людей ( 2Мак.1:8–29; 2:17; 3:15, 22, 33–35; 8:18, 27 ). Много поучительных примеров и явного Божия наказания грешников, например Иасона (5:7–10), Епифана (9:5–28), Менелая (13:6–8), Никанора (15:32–35). Особенно же, как выше замечено, прославленное всеми древними православными отцами Церкви и позднейшими проповедниками и внесенное Православной Церковью в ежегодное церковное воспоминание (1 августа) мученичество Елеазара, семи отроков и их матери ( 2Мак.6:18–7:42 ) – на все времена останется для всех борцов за истинную веру чтением, воодушевляющим на их мученичество. По мнению бл. Августина «все три Маккавейские книги внесены в канон (западной церкви) главным образом по нахождению в них высоконазидательного повествования о мученичестве за веру в истинного Бога семи братьев Маккавеев» (О граде Божией. Кн. 18, гл. 36). Св. Киприан Карфагенский много раз в поучение и для воодушевления христиан цитирует седьмую же главу (Ер. LXVI. Testim. adv. Iud. 1, 2). Особенно же прославляют описанные в этой главе подвиги Иоанн Златоуст , Григорий Богослов и Ефрем Сирин , в своих «Похвальных словах Маккавеям». Позднее: Иоанн Дамаскин и Косма Майумский в принятых Православной Церковью песнопениях воспевают их подвиги. Эта книга написана на греческом языке и сохранилась в оригинальном тексте, преимущественно в александрийском списке и в Венетском кодексе перевода LXX; а в ватиканском и синайском списках нет ее. В некоторых списках Лукиановой рецензии 19, 62, 64, 93) находится эта книга, хотя с корректурами. Существует древний сирский перевод при Пешито, но сделанный свободно. В Вульгате этой книги нет и католическими богословами она не всегда обозревается.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

А между тем «Сыном Божиим» признал всенародно Господа Иисуса Иоанн Креститель ( Ин. 1:34 ); пророческое же значение Иоанна не мог никто отрицать из народа, даже самые книжники, как ясно видно из Лк. 20:4–8 ; Мф. 21:25 ; Мк. 11:80 . И Петр, движимый Духом Божиим, произнес исповедание «Ты Христос Сын Бога живаго» ( Мф. 16:16 ); и честный, хотя сомневавшийся прежде Нафанаил ( Ин. 1:49 ) душою узрел и устами исповедал Господа Иисуса Христом и Богом. Сам Господь перед первосвященником и синедрионом подтвердил, что Он действительно Христос, Сын Божий ( Мф. 26:63–64 и параллельные места). Но кто же Сын человеческий? спрашиваем мы вторично, не в неверии и злобе, как Иудеи, а со смирением ограниченного ума человеческого стараясь уразуметь великие тайны Милосердия Божия, дабы согреть великою любовью Господа в нас оледенелость нашего сердца, объятого холодом бесплодной степи мира. В Ветхом Завете мы не находим разъяснения имени Сына человеческого, возложенного на Себя Господом на земле. У Иова ( Иов. 25:6 ), в Псалмах (напр. 143:3), у пророков напр. Исайи 51:12 ) говорится о сынах человеческих с указанием на бессилие и ничтожность их, когда они лишены помощи Божией. И пророк Иезекииль ( Иез. 2:1 ) называется Господом «сыном человеческим» с намеком на слабость сил его, не могущих вынести величие видений, ему раскрываемых, без особой помощи Божией. Таково значение выражений «бен-адам» и «бен-ишь» во всем Ветхом Завете. В одном только величественном видении Даниила имя «Сына человеческого», «бен-енош» переносится на «Идущего с облаками до Ветхого днями» ( Дан. 7:13 ) 141 . Но пророческий проблеск имени Сына человеческого один во всем Ветхом Завете и дальнейшее раскрытие значения этого таинственного имени оставляется до пришествия Мессии. Только в новом Завете раскрывается таинство восприятия человеческой плоти Богом всемогущим. «Ветхий Закон», говорит Св. Григорий Богослов , яве проповедовал Отца, Сына же темнее. Новый явственно показал Сына, Божество же Духа прикровенно назнаменовал» 142 . «Сын человеческий, говорит тот же Отец церкви (со ссылкой на Мф. 24:27 ), и ради Адама и ради Девы от нихже родися, – от оного яко от праотца, а от сее яко от матере, – законом рождения человек есть: касательно же умствуемого Бог видимый» 143 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Говорил иудеям, чтобы они вникли в Писания, ибо Писания свидетельствуют о Нем ( Ин.5:39 ). Говорил Он также о том, что Он Сын, Которому должно сидеть одесную Отца, ссылаясь на Псалом 109-й ( Мф. 22:44 ). Иисус Христос говорил также о том, что Он «Камень,» отвергнутый «строителями,» ссылаясь на известное предсказание в 117-м Псалме ( Мф.21:42 ). Перед Своими страданиями Иисус Христос напомнил Своим ученикам о том, что «должно исполниться всему, написанному о Нем» ( Лк.22:37 , Ис.53 гл.). Во время суда у Каиафы на прямой вопрос первосвященника, является ли Он «Христом, Сыном Божиим», Христос ответил утвердительно и напомнил пророчество Даниила о Сыне Человеческом ( Мф.26:63–64 , Дан.7:13 ), и это Его признание послужило формальной причиной к осуждению Его на смерть. После же Своего воскресения из мертвых Христос укорил апостолов в том, что они «медлительны сердцем, чтобы верить всему, что писали о Нем пророки» ( Лк.24:25 ). Одним словом, Иисус Христос с самого начала Своего общественного служения, до самых Своих крестных страданий и после Своего воскресения признавал Себя Мессией, обещанным пророками. Если Христос в присутствии народа избегал прямо называть Себя Мессией, а только ссылался на пророчества о Нем, то это Он делал по причине тех грубых и искаженных представлений о Мессии, которые утвердились в народе. Христос всячески уклонялся от мирской славы и от вмешательства в политическую жизнь. По причине своей унизительной зависимости от Рима, многие евреи желали иметь в лице Мессии могучего царя-завоевателя, который бы дал им политическую независимость, славу и земные блага. Иисус же пришел для того, чтобы вызвать среди людей духовное возрождение. Блага Он обещал не земные, а небесные, как награду за добродетель. Вот почему многие евреи отвергнули Христа. Хотя апостолы перед распятием Христовым малодушно поколебались в своей вере в Него, зато после воскресения Христова из мертвых уже не имели ни малейшего сомнения в том, что Он есть обещанный Богом Мессия. После воскресения их вера в Него настолько окрепла, что ради Христа они готовы были отдать и действительно отдавали свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

О началах 11, 1. 5. Com. in Iohan. I, c. 18). Затем, здесь очень ясно раскрывается учение о воскресении мертвых и древняя вера в него Иудеев (7 гл., 12:44–45; 14:46). Здесь изложен очень ясный пример и дано историческое доказательство молитвы умерших за живых: видение Иеремии и Онии, молившихся за Иудеев (15:12–17). Ориген обращал внимание и цитовал это место (Com. in Iohan. t. XIII). Здесь же дан первый исторический пример действенности молитвы живых за умерших (12:39–45). 279 Здесь представлено много примеров непоколебимой веры и надежды на Бога, непосрамляющей надеющихся людей (1:8–29; 2:17; 3:15,22,32–35; 8:18,27). Много поучительных примеров и явного Божия наказания грешников, напр. Иасона (5:7–10), Епифана (9:5–28), Менелая (13:6–8), Никанора (15:32–35). Особенно же, как выше замечено, прославленное всеми древними православными отцами Церкви и позднейшими проповедниками и внесенное Православною Церковью в ежегодное церковное воспоминание (1 августа) мученичество Елеазара, семи отроков и их матери (6:18 – 7:42) – на все времена останется для всех борцов за истинную веру чтением, воодушевляющим на их мученичество. По мнению бл. Августина «все три Маккавейские книги внесены в канон (западной церкви) главным образом по нахождению в них высоконазидательного повествования о мученичестве за веру в истинного Бога семи братьев Маккавеев» (О граде Божием. Кн. 18, гл. 36). Св. Киприан Карф. много раз в поучение и для воодушевления христиан цитует седьмую же главу (Ep. LXVI. Tesmim. adv. Iud. 1, 2). Особенно же прославляют описанные в этой главе подвиги Иоанн Златоуст , Григорий Богослов и Ефрем Сирин , в своих «Похвальных словах Маккавеям». Позднее: Иоанн Дамаскин и Косма Майумский в принятых Православною Церковью песнопениях воспевают·их подвиги. 280 Третья Маккавейская книга Эта книга написана на греческом языке и сохранилась в оригинальном тексте, преимущественно в александрийском списке и в Венетском кодексе перевода LXX; а в ватиканском и синайском списках нет ее. В некоторых списках Лукиановой рецензии 19, 62, 64, 93) находится эта книга, хотя с корректурами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

По указу Св. Синода от 12 августа того же года поручен ему в управление Козелецкий Георгиевский монастырь. С 1825 г. сент. 20, ректор и наставник богословских наук в Воронежской семинарии; ноября 19 – член консистории. В 1826 г. июня 22, возведен в сан архимандрита Алексеевского Акатова монастыря в Воронеже; 10 сент. – благочинный монастырей и цензор проповедей, писанных для произношения в кафедральном соборе. Ему как деятельному члену Воронежского попечительного о бедных комитета (с 1828 г. янв. 13), объявлено Монаршее благоволение в 1829 г. янв. 24. Того же года февраля 5 переведен настоятелем в перемышльский Троицкий Лютиков монастырь Калужской епархии. Указом св. Синода от 18 марта 1830 г., дан ему в управление Златоустов монастырь; апреля 16 – член московской консистории. В следующем году 25 января определен ректором Кишиневской семинарии и учителем богословских наук; 1832 г., 4 марта – присутствующим в местной консистории; 28 апреля – настоятелем Курковского Рождество-Богородичного монастыря. С 25 дек. 1833 г. по 16 марта 1835 г. исправлял безмездно должность ревизора Бессарабских взаимного обучения школ. В 1837 г. июня 19 переименован настоятелем Добрушского Николаевского монастыря. 1840 г. 29 апреля удостоен награждения орденом св. Анны 2-й ст. В 1846 г. исправлял в С. Петербурге чреду священнослужения и проповеди слова Божия; 17 апреля пожалован тем же орденом с Императорской короной; 17 декабря присвоена ему лично степень первоклассного архимандрита. В 1849 г. апреля 16 (на 64 г. от роду) уволен от семинарской службы, с оставлением настоятелем Добрушского монастыря. 11 . Даниил (1832–1837), в мире Димитрий Сивиллов, сын причетника, обучался до богословия в Пензенской семинарии, а потом, сентября 12-го 1818 г., поступил в медико-хирургическую академию (в С. Петербурге). В следующем году, марта 14, дозволено ему перейти в Александро-Невскую семинарию, но и здесь находился очень недолго. Министерство иностранных дел, по случаю отправления в Пекин духовной миссии, требовало в состав ее способных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Через 10 лет, благодаря архипастырским трудам епископа Илариона, число приходов в Восточно-Американской епархии возросло до 64. Посещая приход за приходом, владыка снискал любовь и уважение тех, с кем общался. Занимая ответственную должность в центре церковно-административного управления Русской Зарубежной Церкви, являлся деятельным участником важнейших событий в ее истории. В 1995 г. епископу Илариону был дан титул «епископа Вашингтонского» с местопребыванием в Нью-Йорке, но ввиду нестроений в Австралийской епархии , возникших после ухода на покой по болезни архиепископа Павла (Павлова), 20 июня 1996 г. был назначен на Сиднейскую и Австралийско-Новозеландскую кафедру с возведением в сан архиепископа. В 2003 г. награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке. После кончины Первоиерарха Зарубежной Церкви митрополита Лавра в марте 2008 г. являлся исполняющим обязанности председателя Архиерейского Синода РПЦЗ. 12 мая 2008 г. Архиерейский Собор РПЦЗ избрал архиепископа Илариона шестым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви и возвел в сан митрополита. 13 мая 2008 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ избран  председателем Архиерейского Синода РПЦЗ. 14 мая 2008 г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил утвердить решение Собора епископов Русской Зарубежной Церкви об избрании архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Илариона Первоиерархом РПЦЗ ( журнал 39 ). 18 мая 2008 г., в Неделю 4-ю по Пасхе, в Синодальном Знаменском храме в Нью-Йорке  состоялось настолование новоизбранного Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона. Решением Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви от 8-9 декабря 2016 г. в подчинение переданы приходы Великобританской епархии (как председателю Архиерейского Синода РПЦЗ). 9 июня 2017 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом удостоен права ношения двух панагий. Решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 2 октября 2017 г. поручено временное управление Западно-Европейской епархией .

http://patriarchia.ru/db/text/113638.htm...

Открывая Никодиму тайны Царства Божия, Господь именует Себя Сыном Человеческим. Именно так чаще всего и называл Себя Христос. Он как подлинный человек есть еще и Единородный Сын Божий, и как истинный Бог Он еще и Сын Человеческий. Это имя указывает на то, что в Рождестве Бог стал во всем, кроме греха, подобным нам человеком. И это имя еще соотносится с Ветхим Заветом: пророк Даниил описывает свои видения, в которых он созерцал Того, Кто был подобен Сыну Человеческому, грядущего с облаками к Ветхому днями, и «Ему дана всякая власть, слава и царство» (Дан. 7, 13). Именно это пророчество имел в виду Господь, когда на допросе у первосвященника на вопрос: «Ты ли еси Христос Сын Божий?» отвечал: «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф. 26, 64).Одной из особенностей четвертого Евангелия является множественность смыслов, которые Иоанн Богослов усмат-ривает в делах и словах Христа Спасителя. Яркий пример — понятие «вознесение» — восхождение на Крест, за которым последует прославление, Вознесение на Небеса, куда Своим Воскресшим Телом взойдет Господь, чтобы как Сын Человеческий быть прославленным той славою, которой Он как Сын Божий обладал, «когда мира еще не было» (Ин. 17, 5). И еще до Своих страданий и смерти Господь говорит о тайне Креста: «Как Моисей вознес змею в пустыне, так должен вознесен быть Сын Человеческий». Именно как о вознесении говорил о Своей Крестной смерти Господь: «Я, когда вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе», и чтобы мы не подумали, что речь идет о Вознесении во Славе, апостол Иоанн Богослов уточняет: «Это Он говорил, давая понять, какою смертью предстояло Ему умереть». (Ин. 12, 32, 33). И Господь, научивший нас видеть в событиях Ветхого Завета прежде всего свидетельства о Нем, сравнивает Свое вознесение на Крест с историей из Книги Чисел — вознесением медного змея. За полтора тысячелетия до того, как Господь Своей Смертью и Воскресением выведет людей из рабства греху и смерти, Моисей вел из рабства свой народ. Но на пути к свободе люди унывали и роптали, а потому и подвергали себя различным бедствиям, одним из которых стали ядовитые змеи, от укусов которых многие погибли. И тогда, по указанию Господа, Моисей сделал медного змея и вознес — выставил его на знамя, и, взирая на него, ужаленные получали исцеление. Но что же общего может быть между медным змеем и Крестной смертью Христа Спасителя, почему Господь соотнес эту историю с Собою? Тогда ужаленные ядовитыми змеями получали жизнь, взирая на змея, в котором не было яда, а теперь уязвленные грехами получают исцеления, взирая очами веры на Того, в Ком нет греха, взирая на знамение нашего спасения — Крест! Есть еще один эпизод из ветхозаветной истории, связанный также с исходом из рабства, который, как и медный змей — «нехуштан», является прообразом спасительного Креста.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/9/93...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010