читателю, — и явственная, непрерывная оглядка на эту самую традицию, восстанавливающая связи в истории и в вере. (26:23) Опустить руку именно в блюдо, стоящее перед Иисусом (при очевидном наличии хотя бы еще одного блюда за столом) означает в традиционном кодексе Востока претензию на особую степень дружеской близости и доверительных отношений. Обычная древняя символика совместного вкушения еды в этом пункте особенно усиливается. (26:29) Дня того — характерный случай, когда самое простое слово “день” выступает как эсхатологический символ и термин. (26:30) Славословие — “халлель”, входящий в обрядность иудейской Пасхи. Гора Маслин — высокий холм к востоку от Иерусалима, отделенный от города оврагом реки Кидрон. В традиционном переводе — “Масличная гора”; церковнославянская транскрипция греческого топонима — “Елеон” (“Елеонская гора”). На холме до сих пор растут маслины (некоторые — очень старые). (26:31) Ср. Зах 13:7. (26:36) Гефсимания (евр. “Дом Точила”, то есть место, где было устройство для выдавливания сока из виноградных гроздьев) — место на западном склоне Горы Маслин. (26:47) Один из Двенадцати — высокое избрание Иуды еще раз многозначительно подчеркнуто. (На ином языке, чуждом миру Евангелий, это можно было бы назвать трагической иронией). (26:50) Любезный — греч. ta‹re. Так же обращается в притче царь к рабу, явившемуся на брачный пир без подобающего одеяния (Мф 22:12). (26:64) Ср. Дан 7:13; Пс 109(110):1. (26:73) В талмудической литературе встречается отголосок анекдотов о галилейском говоре, не всегда понятном жителям Иерусалима и забавлявшем их. Право приговаривать к смертной казни римские оккупационные власти удерживали за собой. Приговор, вынесенный иудейским Синедрионом, нуждался  в формальном утверждении римского наместника. (27:6) Обсуждение казуистических вопросов, касающихся пожертвованных Храму, но ритуально нечистых денег, характерно для исторического фона эпохи и среды. (27:9–10) Ср. Иер 32:6–15; Зах 11:12–13. (27:34) По-видимому, имеется в виду “одуряющая” и потому уменьшающая страдания смесь вина с миррой (ср. Мк 15: 23), которую набожные иудеянки (ср. Лк 23:27) предлагали осужденным на мучительную казнь. Иисус отказался от этого напитка.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-matfeya-2...

Долго после этого знаменательнейшего откровения Божия не слышно было имени Сына человеческого. Необыкновенно было потому услышать его от Лица, Которое Само Себя называет Сыном Человеческим; и когда стали слышать, то многим показалось уместным спросить: кто сей Сын человеческий? ( Ин.12:34 .) Несмысленным вопрошателям дан был ответ, который заставлял их наперед просветить свое мысленное око. Сын Человеческий был Человек — истинный и совершенный, безгрешный и  вземлющий грехи мира ( Ин.1:29 ), а потому Ходатай Бога и человеков, примиривший нас с Богом в Своем Теле, посредством Креста убив вражду на нем ( Еф.2:16 ), и в этом самом Теле открывший нам источник жизни и бессмертия. Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа ( Евр.2:17 ); должен был стать примирительной Жертвой за нас — Агнцем человечества непорочным и пречистым, закланным за грехи людей, пострадавшим, и искушенным, и могущим помогать искушаемым ( Евр.2:18 ), приемлющим книгу судеб человеческих, написанную внутри и извне, запечатанную семью печатями, и разверзающим их одну за другой ( Откр.5:1 ) до скончания времен. Под звуки торжественных приветствий вступал Он некогда в этот день в Иерусалим обреченной на заклание Жертвой и плакал над несчастным городом, убившим уже столько пророков — Его слуг, друзей и собратий по человечеству. Вскоре и Сам Сын Человеческий будет отвержен людьми, предан, поруган и осужден, испиет чашу бедствий человеческих всю до последней капли. Должно вознесену быть Сыну Человеческому ( Ин.12:34 ), — говорил Он в этот же самый день. Но вместе с бесчестием начиналась и слава Сына Человеческого. В тот же день Он говорил: Пришел час прославиться Сыну Человеческому (Ин. 12, 23). Лишь только предатель выйдет с Тайной вечери приготовить Ему величайший и последний позор, первые слова Его будут: Ныне прославился Сын Человеческий ( Ин.13:31 )… Среди позора заплеваний и заушений Он скажет нечто еще — самое высшее, что только может быть сказано в похвалу и славу Сына Человеческого: Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных ( Мф.26:64 ). Эти слова в то время слепоты и оглушения произвели всеобщее неудовольствие и ускорили смертный приговор Ему.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Находка в 1958 году [Кумранского — А.С.] текста 4Q246 на арамейском языке, во-первых, показала, что выражение «Сын Божий» было известно и употреблялось в палестинской межзаветной литературе. Во-вторых, тщательное рассмотрение данной рукописи позволяет сделать вывод, что оно мыслилось в отношении грядущего Мессии». — Юревич Д., свящ. С. 108-10; ср.  Данн Д.Д. С. 85. 204 Единственное исключение составляет случай в Деян. 7, 56, где Сыном Человеческим называет Иисуса диакон-первомученик Стефан. Но этот случай выглядит почти как дословная цитата Дан. 7, 13 или слов опять же Иисуса в Ин. 1, 51; Мф. 26, 64 и пар. 205 См.  Meier J. P. Jesus.//NJBC. P. 1324. 206 Мень А., прот. Евангелия.//Библиологический словарь. Т. I. М. 2002. С. 386. 207 В славянском языке существует звательный падеж, в котором и «Господь» и «Господин» будут звучать как «Господи». Не имеющий звательного падежа русский язык сохранил в виде своеобразного исключения (как наследие от славянского) лишь некоторые слова в звательном падеже, преимущественно связанные с Богом: например, «Боже» и «Господи». 208 Впрочем, для славянского языка все же возникает проблема — там, где ku/rioj употреблено в именительном падеже, например, в притчах. Здесь славянский текст тоже вынужден изменять «Господь», что однозначно имело бы в виду имя Божие, на «господин», имеющее в виду обыденный смысл (напр., Мф. 10, 24; 20, 8 и др.). Иногда даже необходимое простое значение «господин» как бы заглушается божественным «Господь», например: «Господь бо есть и субботы, Сын Человеческий» («ибо Сын Человеческий есть господин и субботы», Мф. 12, 8) 209 Об этой трудности см.: Аверинцев С.С. Некоторые языковые особенности в Евангелиях.//Православная община. М. 1997. С. 49. 210 Мы уже отмечали, как, например, совершенно небогослужебный вопль учеников в лодке «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» по Мк. 4, 38 трансформируется в Мф. 8, 25 в призыв «Господи! спаси нас, погибаем», явно звучащий как богослужебный возглас (см. § 20. 1). 211

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

То, что Сын Человеческий «должен вознесён быть» на Крест, Господь открыл Никодиму, фарисею и члену Синедриона, когда тот пришел ночью, чтобы получить ответы на свои вопросы. Но, конечно, то, что Никодим услышал, тогда еще превышало меру его понимания, и Господь на недоумение «учителя Израилева»: «Как может это быть?» отвечал: «Если Я о земном сказал вам, и вы не верите, - как поверите, если скажу вам о небесном?» (Ин. 3, 9, 12). И тем не менее Господь говорит о небесном, и Его Слова обращены уже не только к Никодиму, но ко всем, кто ищет Бога в своей жизни. Господь возвещает вечное откровение о Боге и Его любви, о Его пришествии в мир и Крестной жертве. Господь объясняет, почему Его слово обладает исключительной достоверностью – потому что «никто еще не восходил на небо, только с неба Сошедший, Сын Человеческий, сущий на небе». И в этих словах заключена вся Тайна Боговоплощения. Господь, пребывая на земле, беседуя с Никодимом и учениками, совершая чудеса и даже восходя на Крест, по Своему Божеству не разлучался с Отцом и Духом Святым. «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе со Отцем и Духом, вся исполняй Неописанный» - так говорит о вездеприсутствии Господа тропарь Великой Субботы, и эти же слова произносит священнослужитель в начале Божественной Литургии, на которой в Таинстве Причащения является Христос Бог – «иже везде Сый и вся исполняй». Открывая Никодиму тайны Царства Божьего, Господь именует Себя Сыном Человеческим. Именно так чаще всего называл Себя Христос. Он, как подлинный человек, есть еще и Единородный Сын Божий и, как истинный Бог, Он еще и Сын Человеческий. Это имя указывает на то, что в Рождестве Бог стал во всем, кроме греха, подобным нам человеком. И это имя еще соотносится с Ветхим Заветом: пророк Даниил в своих видениях созерцал Того, Кто был подобен Сыну Человеческому грядущему с облаками к Ветхому днями и «Ему дана всякая власть, слава и царство» (Дан.7.13). Вероятно это пророчество, хорошо всем знакомое, и подразумевал Господь, когда на допросе у первосвященника на вопрос: «Ты ли еси Христос Сын Божий?» отвечал: «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мт.26.64).

http://zavet.ru/b/braverman/euangelium/0...

В параллель сему раскрывается величие истинного Бога и разумность служения Ему (11–16). Главным побуждающим мотивом для критических сомнений 64 в подлинности этого отдела служат ясные следы (особенно в словах и оборотах) знакомства лица, произносившего это пророчество, с последним отделом (40–66 гл.) книги пророка Исаии (особ. 40.19–20, 41:22–34, 44:9–20 и др.), также «единодушно» признаваемым критиками неподлинным пророчеством Исаии 65 . Очевидно, для того, кто не сомневается в подлинности книги пр. Исаии, этот мотив недействителен. Другие мотивы также неосновательны. Резонно ли было Иеремии удерживать современников от идолопоклонства? – Конечно резонно, так как он был свидетелем наибольшего распространения этого порока в Иудее (2:13, 23–37), тогда как во время плена и после плена, к каковой эпохе относится учеными критиками пророчество Исаии (40–66 гл.) и этот отдел Иеремии, подобная речь мало уместна, потому что тогда уже Иудеи не увлекались идолопоклонством. 11-й стих, говорят критики, изложен на арамейском языке. Но и пророк Иеремия мог знать арамейский язык, еще при Исаии не безызвестный Иудеям ( Ис.36:11 ). Еврейский язык его книг: Пророчеств, Плача и 3 и 4 Царств, носит очень сильную арамейскую окраску 66 . Нет ничего удивительного, если он мог и по-арамейски говорить. Замечательно, что в 11 стихе очень уместна арамейская речь, потому что здесь заключается обращение Израильтян к язычникам: «говорите им», говорившим по-арамейски Подобным же образом Даниил (младший современник Иеремии) излагает по-арамейски речи Халдеев и исторические повествования, касавшиеся их ( Дан. 2–7 гл.). Таким образом, этот стих, кажется, напротив доказывает подлинность рассматриваемого пророчества. Кроме того, в этом отделе встречаются слова и обороты, «свойственные» преимущественно языку пророчеств Иеремии. Напр. название языческих уставов и богов «суетою – » (10,3, 15=2:5); –у них (10:5=1:7, 16); – нет (10:6=4:17). Речь и мысли о «суетности» языческого идолопоклонства очень часто высказываются Иеремией сходно с настоящим отделом (2:11, 27–28, 5:19, 7:9, 16:20).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Через изучение может быть осилена всякая наука; нужно только, чтобы изучаемый материал ее дан был ранее. Но напр. начало вселенной для Эллинов всегда составляло загадку: не было оно известно ни Фалесу, который в качестве первопричины всех вещей указывал воду 219 , ни последующим физикам. Анаксагор первый стал учить, что происхождению всех вещей предшествовал Ум. Но, будучи не в состоянии защитить достоинство деятельной сей Первопричины, вскоре стал он рисовать кружение каких-то бессмысленных вихрей, где Ум уже бездействовал и только слепо повиновался. He даром говорит Логос: И учителем не называйте никого на земле ( Мф.13:9 ). Наука вся стоит на доказательствах. Вера же напротив есть особенная милость Божия. От вещей, бытие которых не может быть и доказано, она возвышает нас до начала простого, общего и вселенского, которое от материи не зависит, под оной не скрыто и самой ей не состоит. Неверующие, кажется, все готовы были бы стащить с неба на землю и перенести на нее весь мир невидимый; все, по словам Платона, они своими руками ощупывают, и камень и дерево. Ограничивая все творение лишь осязаемым, они усваивают бытие только тому, до чего могут дотронуться и что взять в руки; сущность и материя для них одно и тоже. И однако же они становятся отрицателями своей собственной системы, когда по какому-то непобедимому состраданию защищают бытие некоторых бестелесных форм, утверждая доступность понимания их только уму и помещая их в сферы высшие наши, в мир невидимый, но через это лишь издеваясь над истинной сущностью. Вот Я сотворю новые чудеса, говорит Логос, каких глаз не видал, ухо не слыхало, подобных каким еще на сердце человеческое не входило ( Ис.64:4,19 ; 1Kop.2:9). И все эти чудеса могут быть видимы и слышимы учениками Господа, способными понимать дивные вещи своими верой и разумением, ибо вера дарит их новым глазом, новым слухом и новым сердцем, по силе чего они говорят и слухом воспринимают, но и действуют под влиянием Духа Божия. Рядом с настоящей монетой ходит и поддельная; эта последняя способна обмануть глаз неопытный, но не обманет она меновщика; привычка научила его различать и отделять деньги хорошего качества от денег качества дурного. Таким образом только меновщик в состоянии сказать неопытному: «Вот монета фальшивая». Отчего и как? Это знает только тот, кто был в учении y меновщика и упражнялся в его деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Исполнится на них и другое изречение, сказанное тем же Исайей еще прежде: «Неправедные будут охвачены бурей и не найдут успокоения, поскольку для нечестивых не существует радости, говорит Бог». Правило 5 О тех, которые притворились, подобно Давиду, принявшему на себя ради избавления от смерти вид одержимого припадками, хотя он не был одержим (см. 1Цар.21:13–15 ), и не подписали свидетельства об отречении прямо, но в крайне тесных обстоятельствах осмеяли козни врагов, как смышленые и разумные дети смеются над детьми неразумными. Иначе говоря, о тех, которые или прошли мимо жертвенников, или якобы подписались, или привели вместо себя язычников. Хотя некоторым из таковых, как я слышал, иные из исповедников подали прощение, прежде всего потому, что они с великой осмотрительностью избежали того, чтобы возжечь огонь и покадить нечистым демонам своими руками, и хотя осталось сокрытым, что эти поступки они совершали неразумно, тем не менее, пусть им назначат пребывать в покаянии шесть месяцев. Ведь таким образом и сами они получат больше пользы, поучаясь в пророческом речении и говоря: Отрок родился нам, и Сын дан нам, у Которого владычество на раменах Его, и нарицается имя Его: великого совета Ангел 60 . Как вы знаете, в шестой месяц после зачатия другого отрока, который проповедал перед Его приходом покаяние во оставление грехов, Он был зачат и Сам, чтобы проповедать покаяние. И мы слышим, что они оба проповедуют, но прежде всего не только о покаянии, но и о Царствии Небесном, а оно, как мы знаем, внутри нас, поскольку близ нас слово, в которое мы веруем, в устах наших и в сердце нашем 61 . Когда им об этом напомнят, они научатся исповедовать своими устами, что Иисус есть Господь, веруя в сердце своем, что Бог воскресил Его из мертвых 62 , поскольку они слышат, что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению 63 . Толкование Настоящее правило выносит определение о тех, кто – подобно Давиду, который, спасаясь бегством от Саула, перед царем Анхусом изображал душевнобольного, чтобы тот его не убил, – сделали вид, будто подошли к идольским жертвенникам, или написали отречение, или привели вместо себя язычников, чтобы те принесли жертвы, однако не подписали отречения от веры открыто, но, даже теснимые крайними обстоятельствами, нашли способ посмеяться над гонителями, подобно тому как сообразительные дети осмеивают несмышленых 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

85 Златоуст, (IV, 2), T. I стр. 310. Дальнейшее предложение вызвано словом «всего»; a общий итог сказанного==мы не должны называть Его Сыном человеческим. 86 Этим я довожу до настоящего конца большую часть тех, которые рассматриваются в § Х-м и как будто прямо не хотят ведаться с онтологическим предположением, которое необходимейше стоит в подкладке их толкования. Что же касается до представителей разбираемого взгляда, которые изъясняются до конца; то бесспорно это же высказывается и ими – Baur (см. его статью о значении именования Сына человеческого в Hilgenfeld, Zeitschr. V, 4) t. lll, p. 279 f.; но, если не ошибаюсь, высказывается к совершенному несогласию со своей, правда совсем неверной однако для них логически – необходимой мыслью, о которой будет сказано в 93 прим. этого параграфа. 87 Kα γp πντες, μες τν Χpιστν νϑpωπον ξ νϑpπων πpοσδοxμετ γενσεσϑαι. Прибавлю, что одни пользовались именованием для утверждения того, что Спаситель есть просто человек (см. I. Chr. Wolfius, Curae philologicac et criticae in ss. Evangelia et A. Apostolorum ed. III. Hamburgi 1739 t. I, p. 159); a другие переводили υ. τ. νϑpωπον=сын мужчины и засим утверждали, что это именование Спасителя говорит против Его бессеменного зачатия. (Polo VIII, 10, t. III, p. 141), почему и является мнение (Зигабена), что именование означает: сын (одной только) жены (без мужа). 93 Βaur (VII, 1) p. 283–290. А дальше p. 290 ff. досказывает об именовании то общее, что Сам Спаситель объявлял им о Своей просто-человечности; по Бауру (р. 278 f.) даже без того, что усматривается учеными, о которых в § VIII; но после ученики и последователи Его подложили подкладку Дан.7:13 , расширили в понятие предсказанного пророками Мессии, якобы присовокупили только христианские представления (предвечное существование) и затем внесли в Евангелие соответственное этому. Таким образом такие места, как Мф. 26:64 , которые можно сказать отнимают даже у самого придирчивого скептика возможность вопроса о их достоверности, у Баура но вынуждению принятого им штандпункта вызывают иное отношение, а Беншлагу открывается хороший случай поставит на вид пред всеми, что человеку, отрицавшему подлинность Ев. Иоанна, по иронии судьбы приходится основывать свое мнение о Сыне Человеческом на Ев. Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Но при более внимательном рассмотрении нетрудно убедиться, что это преимущество – только кажущееся и что понимание наименования «Сын человеческий» в смысле идеальной человечности столь же мало применимо во многих случаях, как и чисто-рационалистическое понимание, которое разобрано выше. Для примера можно указать Ин.3:13 : «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын человеческий, сущий на небесах». Как бы мы ни идеализировали в этом случае понятие человечности, до какой бы высоты не поднимали его, – для нас навсегда останется необъяснимым сочетание его с такими предикатами, как вечное пребывание на небе и сшествие с небес. Равным образом, с библейской точки зрения всегда останется непонятным тот апофеоз человечности, хотя бы и идеальной, какой будет дан, при рассматриваемом толковании термина, в изречении Христа на суде у первосвященника: «отныне узрите Сына человеческого сидящаго одесную силы и грядущаго на облаках небесных» ( Мф.26:64 , – ср. Ис.19:1 ; Наум.1:3 ) и т. п. Невозможность последовательного проведения без натяжек такого смысла наименования через всю совокупность евангельских изречений если не всегда сознаётся, то всегда более или менее чувствуется самими представителями этого воззрения, – что и выражается в тех колебаниях мысли между идеально-человеческим и мессианским пониманием наименования, какие заметны, напр., у неоднократно упомянутого уже нами Виттихена. Бесспорное преимущество рассмотренного толкования наименования перед бауровским составляет то, что оно свободно от крайностей этого последнего, низводящего личность Христа – Сына человеческого до уровня необыкновенных людей; в этом отношении оно, несомненно, делает шаг вперёд, в смысле приближения к истине, хотя в существе дела продолжает ещё тяготеть к рационализму. Но в то же самое время оно представляет другое неудобство, обращая до известной степени человеческую личность Христа – Сына человеческого в какую-то отвлечённую схему, в абстрактную идею человечности. Совсем особенный способ истолкования наименования «Сын человеческий» находим мы у Кеерля 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Но он еще не сознавал, что согрешил, так был усыплен страстью! Когда правящий колесницею не трезв, то и колесница несется беспорядочно; а колесница и правящий ею то же, что наше тело и душа. Если душа омрачена, то и тело погрязает в нечистоте. Доколе правящий колесницею стоит твердо, дотоле и колесница бежит хорошо; но когда он теряет силы и не может править вожжами, тогда и самая колесница является в самом худом положении. Так бывает и с человеком. Доколе душа трезва и бодра, дотоле и само тело пребывает в чистоте; а когда душа омрачена, тогда и само тело погрязает в нечистоте и сладострастии. Что же Давид? Совершил прелюбодеяние, но не сознавал этого, и ни от кого не был обличаем. Притом, (совершил это) в глубокой старости, дабы знал ты, что, если будешь беспечен, то и старость не принесет тебе пользы, и наоборот, если будешь рачителен, то и юность не может повредить тебе. Не от возраста добрые нравы, но от душевного расположения добрые дела. Вот Даниил был только двенадцати лет — и судил; а старцы были преклонных лет — и замыслили прелюбодеяние (Дан. 13:45–64); и как последним не принесла пользы старость, так первому не повредила юность. И чтобы ты узнал, что дела целомудрия зависят не от возраста, но от душевного расположения, вот Давид, уже в старости, впал в прелюбодеяние, совершил убийство и был в таком состоянии, что и сам не знал, что он согрешил, так как управитель — ум был упоен невоздержанием. Что же Бог? Посылает к нему Нафана пророка. Пророк приходит к пророку. Так бывает и с врачами: когда врач сделается болен, тогда нуждается он в другом враче. То же самое и здесь. Пророк согрешил, пророк же принес и врачевство. Итак, приходит к нему Нафан, и не сейчас, как переступил порог, обличает его, не говорит: беззаконник, непотребный, прелюбодей и убийца! Столько почестей получил ты от Бога — и попрал заповеди Его! Ничего такого не сказал Нафан, дабы не сделать его бесстыдным, потому что оглашение грехов вызывает согрешившего на бесстыдство. Итак, Нафан приходит к Давиду и сплетает рассказ о тяжебном деле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010