«Лучше творить милостыню, нежели собирать золото» ( Тов. 12, 8 ). Всякий да внемлет: если Ангел говорит это, не явно ли, что пост умилостивляет? В книге Иудифь написано, что Иоаким, великий священник Господень, обходил весь народ израильский и говорил, что Господь услышит их молитвы, если они пребудут в посте и в молитвах. В книге святого пророка Ионы рассказывается, что царь ниневийский, услышав пророчество Ионино о гибели города, облекся во вретище и запретил вкушать всему городу, чтобы не только люди постились, но чтобы и скотам не давали пищи в течение трех дней. О том, как постился царь Давид, он сам упоминает в псалмах: «одевался во вретище, изнурял постом душу мою» ( Пс. 34, 13 ); и в другом псалме: «Колени мои изнемогли от поста» ( Пс. 108, 24 ). Вот как постился царь, чтобы Бог был милостив к нему. Сам Спаситель постился сорок дней и сорок ночей, «оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет. 2, 21 ), чтобы и мы по силе нашей хранили пост в святую четыредесятницу. Пишется в Евангелии от Матфея, что Христос, изгнав беса из некоего юноши, сказал апостолам: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17, 21 ). Постились и святые апостолы, как об этом говорится в Деяниях: «Когда они служили Господу и постились. Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян. 13, 2–3 ). И святой апостол Павел в послании к Коринфянам, увещевая верных: да «во всем являем себя, как служители Божии» ( 2Кор. 6, 4 ), между иными богоугодными делами упоминает и пост: «в бдениях, в постах» ( 2Кор. 6, 5 ); и затем, вспоминая свои подвиги, говорит: в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте ( 2Кор. 11, 27 ). Кто не знает и того, что Моисей, постившись, сподобился беседовать с Богом? Даниил постом заградил уста львов, три отрока постом угасили силу огненную? И много других примеров поста имеется в Ветхом и Новом Завете и в церковной истории, как рассказывают об этом жития святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

«И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» ( Дан.12:1 ). Последнее гонение во времена Антихриста будет самым тяжелым временем жизни на Земле. Но в это время народу Божию будет помогать архангел Михаил – князь небесных сил. Он является великим князем, потому что руководит всеми ангелами Божьими, и его заступничество спасет народ Божий. Здесь нужно понимать, что народ Божий это не только Церковь , но и еврейский народ. Почему здесь указано вмешательство архангела Михаила? Дело в том, что архангел Михаил является ангелом-хранителем еврейского народа, и его особое вмешательство будет именно во время последнего великого гонения Антихриста. Это проявится в том, что еврейский народ тогда примет Господа Иисуса Христа, в том, что он покается, и, по словам апостола Павла, Израиль спасется таким образом ( Рим.11:26 ), он войдет в народ Божий. Благодаря вмешательству ангела-хранителя этого народа – архангела Михаила, люди из еврейского народа войдут в царство Божие. «Стоящий за сынов народа твоего», т.е. он будет защищать евреев от совращения. Во время власти последнего врага архангел Михаил будет оказывать людям особое покровительство. И его мощная защита – огненное пламя, будет покрывать от козней врага. Антихрист никого против воли не сможет ни к чему принуждать. Нам известно, что когда умножается зло, то начинает преизобиловать и благодать – чем сильнее тьма, тем ярче Свет. Здесь мы должны помнить, что во время власти последнего противника Бога будет особое вмешательство ангельских сил. Даже в прошедшие века известно, что чудес больше всего было в эпоху мучеников, в эпоху гонений. Но для всей Вселенной «наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени», сам Господь эти слова прямо относил к самым последним временам конца мира. Вот как об этом сказано в 24-й главе Евангелия от Матфея: «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам» ( Мф.24:20–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

2 . Второй отрывок, который нужно знать и в котором говорит о личностном существовании Святого Духа, находится в 63-й главе Книги пророка Исаии ( Ис. 63, 9–14 ). В этом отрывке трижды упоминается Святой Дух. Исаия говорит, что евреи огорчили Святого Духа. Личность можно огорчить, нельзя огорчить радар. При всем желании ни радар, ни ветер огорчить невозможно. Дальше сказано, что Он «вложил в сердце его [народа] Святаго Духа Своего» ( Ис. 63, 11 ). И третье: «Как стадо сходит в долину, Дух Господень вел их к покою» ( Ис. 63, 14 ). Это значит, что Дух Господень вел израильский народ. Здесь сказано, что Он действует как Руководитель. Читая в контексте, мы видим здесь указание на личное существование Святого Духа. 3 . Самое яркое свидетельство того, что Дух Святой есть отдельная Личность – 3-я глава Евангелия от Матфея: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» ( Мф. 3, 16 ). Дух – это иной, нежели Отец и Сын. «Иной и иной, но не иное и иное», как говорит святитель Григорий Богослов . Та же Сущность, но не та же Личность. 4 . Следующее место – 3-я глава Евангелия от Иоанна: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» ( Ин. 3, 5–8 ). Здесь мы видим, что Дух рождает детей для Отца Небесного, для Царствия Божьего. Он дает возможность людям войти в Царствие Божие, Он – Рождающий. По поводу 8-го стиха, в котором очень ярко говорится о Личности Духа – «дышит, где хочет» – надо помнить, что в греческом тексте слово «пневма» стоит без определенного артикля. Его можно понимать двояко: как «дух» – в смысле Дух Святой дышит, где хочет, или как «ветер». Поэтому существуют два перевода этого места, и если вы будете опираться на него, вы ввяжетесь в долгую и никому не нужную полемику.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В Книге пророка Иезекииля говорится (8-я и 9-я главы Книги Иезекииля), что самое страшное, что было с Храмом незадолго до взятия Иерусалима – пророк Иезекииль это видел – это то, как Слава Божия покидала Храм через херувимов. Затем Слава Божия возвратилась, когда Храм был освящен. О том, что Слава Божия навсегда покидает Храм Соломона, говорится в 27-ой главе Евангелия от Матфея. Слава Божия остается в Храме Тела Господня, т. е. в Церкви. Церковь есть жилище Святого Духа. Та самая Слава, которая в свое время являлась в Скинии, теперь является в нас. Но в Церкви есть еще более великая реальность, чем люди: там – Причастие, то самое Тело Господне, через которое в нас входит Слава. Главное, что есть в храме – святая Евхаристия, Причастие. Евхаристия – сердцевина Церкви. Поэтому храм называется местом особого присутствия Божьего. Где Христос – там и Слава. Господь говорит: «Я живу на высоте Небес среди ангелов». Поэтому, когда говорится «Отец наш Небесный», имеется в виду, что Он действует в Небесах. Ангелов миллиарды, но у них одна воля – воля Божия. Слава Божия среди ангелов на Небесах являет себя беспрепятственно. Бог все видит и все слышит. Вездесущность Божия означает не только то, что Бог находится везде. Бог все видит, все слышит. Поэтому, как говорит святой Ириней Лионский , «Бог есть целиком око», целиком слух. Поэтому Он и называется Всевидящим Оком. И скрыться от Него невозможно. Бог имеет характер. Теперь несколько слов о характере Бога. Что такое характер? Буквально это очертание. У человека это характеристика воли, чувств. Когда мы говорим о Боге, мы говорим, что у Него есть ум, воля, чувства. Мы сотворены по Его образу. Ум Божий, однако, отличается от нашего. Бог всеведущ  – Он все знает. Ум у Бога обладает таким свойством, как всеведение. Бог знает все, «ибо если сердце наше осуждает нас, то[ кольми паче Бог], потому что Бог больше сердца нашего и знает все» ( 1Ин. 3, 20 ). Бог испытывает сердца людей и воздает каждому по делам его. «И уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим» ( Откр. 2, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Почему здесь Дух Святой сходит прежде Крещения? Это было первое Крещение язычников. Эта практика была внедрена в некоторых Церквях Востока, например, в Антиохийской Церкви, когда миропомазывали после Символа Веры , но до Крещения. И последним из святых отцов, кто говорил о такой практике, был Иоанн Златоуст . Состав мира. Традиция варения мира идет от Апостолов. Сейчас при мироварении используют 33 вещества и каждый год добавляют миро с предыдущего года. Основа миро – оливковое масло, белое и красное вино, разные масла, ладан. «Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли» ( Быт. 8, 11 ). Масленичный лист – конец гнева Божия. Упоминание елея в Священном Писании. Елей упоминается во многих местах Священного Писания: «Возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его» ( Ис. 61, 3 ) «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» ( Пс. 44, 8 ). Лекция двадцать первая. Таинство Евхаристии Соединение Бога и человека возможно только в Православии. Учение о Теле Христа. Что такое Причастие? Зачем нужно Причастие? Библейские тексты о Евхаристии (Причастии). Виды приобщения Богу. Предсказание о Причастии. Антипричастие, антицерковь (мировое сообщество). Установление Евхаристии в Евангелии от Иоанна. Условия Причастия. Кто не причащается, не может жить вечно. Нетолерантность Бога Иисуса Христа. Связь Причастия и Миропомазания. Евхаристический реализм. Как часто нужно причащаться? Православный храм не имеет трехмерного измерения. Описание Евхаристии в Евангелии от Матфея. Описание Евхаристии в Евангелии от Марка. Описание Евхаристии в Евангелии от Луки. Где теперь нужно искать Христа? День недели совершения Евхаристии. Евхаристия строит Церковь . Другие тексты описания Евхаристии в Новом Завете. Соединение Бога и человека возможно только в Православии.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Иоанн Златоуст пишет на это, что Христос не только дает нам соединяться с Ним, но и позволяет есть Его плоть и пить Его Кровь. Этот предельно жесткий евхаристический реализм восходит непосредственно к словам Христа. Внутри причастника появляется источник, который бьет внутри человека. Кто не причащается, жизни в себе не имеет. Ответ на постоянные стоны о плохой жизни и уныние один – причащаться. Христианин должен приучать себя быть независимым в смысле сил от окружающих, а брать силу от причастия со Христом. «Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин. 6, 55–57 ). Причастие, входя в нас, не делается частью нас, а мы делаемся частью Причастия. И оно из нас не выходит естественным путем, а остается в нас, если мы Его не изгоняем своими грехами. Если человек хранит Причастие, то он может бесконечно долго с ним жить. Как часто нужно причащаться? На каждой Литургии, на которой мы присутствуем, согласно 8-му правилу святых Апостолов и 2-му правилу Антиохийского собора. Особенно часто рекомендуется причащаться на Светлой Неделе , по правилам VI Вселенского Собора. Православный храм не имеет трехмерного измерения. Мы причащаемся Тела, которое вознесено на Небеса. Есть интересная мысль Иоанна Златоуста : «Не думай, что Тело сходит с Небес на наши алтари. Нет. Но хлеб и вино, силой Духа Святого, становятся вознесшимся Телом, восседающим одесную Отца». То Тело, которое мы вкушаем, это жертвенное Тело Иисуса Христа, которое сейчас восседает на Троне Небес. Для нас Престол Земной (алтарь), и Престол Небесный – это вещи тождественные. Если угодно – это Небесные врата. Происходит прорыв в пространство, поэтому православный храм нельзя описать с помощью трехмерного пространства. Это многомерное пространство на самом деле, и в нем есть выход в несколько измерений. В мир ангелов, в измерение блаженных духов, в измерение грешных душ (находящихся в аду), которые нуждаются в помощи, и за пределы всех измерений к Богу. Более высокое измерение может видеть более низкое, но не наоборот. «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Ин. 6, 63 ). Описание Евхаристии в Евангелии от Матфея.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Например, образ блудницы Вавилона, сидящей на семиглавом змее, многими прочитывается как Рим, расположенный на семи холмах. Или уже не только Рим? Апостол Иоанн видел посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему (Откр. 4: 6–7). Впоследствии эти образы стали символами четырех евангелистов: лев — символом Марка, телец — Луки, Ангел — Матфея, а орел — самого Иоанна. Прекрасным и величественным предстает в Откровении Иоанна образ Церкви. И явилось на Небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд (Откр. 12: 1). В Апокалипсисе Христос через апостола Иоанна обращается и к семи конкретным церквям в Асии (римской провинции в Малой Азии) — в Эфес, Смирну, Пергам, Фиатиру, Сардис, Филадельфию и Лаокидию. Считается, что эти семь церквей являются олицетворением всей Вселенской Церкви на разных этапах ее развития, вплоть до наших дней. «Семь — это символ полноты мира, и Иоанн Богослов обращается к семи Церквам, то есть к полноте всей Церкви», — написал в своем «Толковании на Апокалипсис» священник Даниил Сысоев. Последняя церковь — Лаодикийская, единственная, о которой ничего хорошего не сказано, — это церковь времен конца мира. Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извегну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3: 15–17). Мы привыкли воспринимать Апокалипсис как страшное повествование о великой вселенской катастрофе перед концом мира, говорить об апокалиптических настроениях, имея в виду самые мрачные предчувствия. Это любимый голливудский сюжет о том, каким будет конец нашей цивилизации. А четыре всадника Апокалипсиса (чума, война, голод и смерть) по-прежнему носятся над землей — хотя и в ином воплощении, нежели это изображено у Дюрера, Бёклина, Виктора Васнецова и других художников.

http://pravoslavie.ru/70857.html

862 Период брани с еретиками, о котором говорит Даниил, весьма мало у него выяснен. Чрезвычайно поэтому трудно выделить и уловить взгляд Даниила на тот момент споров и представит его в более ясном и отчетливом виде. Беспорядочность в изложении мыслей, краткость, отрывочность их составляют здесь другое немаловажное препятетвие. Это обстоятельство само собою вынуждает сознание, что то определение, какое дано понятию бранн, не может претендовать на полную достоверность и не может выходить за пределы истин проблематического характера. 865 Разумети же и о сем подобает, говорит Даниил по этому поводу, яко много человеком прилучаются многообразные напасти душевные и телесные; ово от ненаучения, и ненавидения, ово от другов не полезных, ово от объядения и пиянства, от него же блуд и многоразличные страсти и ереси погибельные... а еще от гордости бывают напасти человеком душевные и телесные, сия вси ведят, сице и от осужения, такоже и от сребролюбия и желания богатства, есть же и от непокорения и непослушания, другое же от немилости и жестокосердия, ино же от несоветия и самочиния, другое же от возношения и желания славы скоропогибающего жития, и паки от неимения любви, иже о Господе, к человеком, от него же неверие и хуление... да таковых ведяще бесовских сетей множество распростертых на уловление ваше, будем милостиви друг друту и себе, братие. 867 л. 266–269. Цитата приведена из бесед Златоуста на послание к Коринфянам. Краткие выдержки из настоящей цитаты Даниила находятся и в Просветителе, сл. 13, стр. 528, но в последнем случае нет никакого указания на источник заимствования. Настоящее свидегельство Златоуста Даниил заимствовал из 25 слова Никона Черногорца, половина I, 183–184. 868 л. 269–271. Цитата верная, извращений мыслей нет. См. Беседы Златоуста на св. Матфея. Москва. 1829. Нравоучение 29-е, 183–189. Подлинник его Migne, Patrol, curs. compl. ser. graec.tom. LVII, J. Chrysostomi tom. VII, pars prima, p. 361–362. 869 л. 271. Иосиф Волоцкий в своем Просветителе объясняет это свидетельство Златоуста в смысле, не вполне противоречащем строгим преследованиям и казням еретиков. Просветитель, сл. 13, 534. Беседы Златоуста на св. Матфея. Москва, 1829, 273–274.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Если диавол для своей позорной цели употребил хитрость, то и Бог с своей стороны в своем предвечном совете предопределил спасти человека тем же именно способом; но как Бог в то же время есть всемогущее и премудрое Существо, то Он естественно превзошел своего врага, и это тем более, что цель, с которою Бог «прехитри злаго хитреца диавола», была диаметрально противоположна действию злого врага, соблазнявшего первого человека: «вельми паче Господь ухитрил есть нань (диавола) за живот и спасение всех». Свою мысль о прехитрении Богом диавола в воплощении митрополит старается уяснить аналогическими примерами, заимствованными из ветхозаветной истории, и пользуясь, по его словам, Златоустом, представляет примеры в роде следующего: «якоже евреями Фараона прехитри (Богъ), и поругася, ему и изведе люди своя из работы египетския, и яко же воплотився, прехитри давола». А вот пример, аналогическим образом уясняющий самый способ «прехитрения»: «ацем бо образом, говорит Даниил, ссылаясь на слова св. Ефрема, ловци творят рыбарям (нужно читать рыбам) черви на удицу возложши, излачат из глубины рыбу, ухитряюще червем, такоже и Христос якоже на удици льщением червя, плотию Своею, прехитрив улови диавола, и поругася ему, и изведе вся верующая вон от ада». Вот собственный взгляд митр. Даниила на характер действия премудрости Божией в акте искупления человека, проявившейся здесь в «прехитрении» и «коварстве», какой высказан им в первой части слова. В доказательство своих известных мыслей Даниил по своему обыкновению представляет обширную группу святоотеческих и других свидетельств. Подтверждая собою основную мысль слова, эти свидетельства тем не менее различаются между собою по своему содержанию и с этой стороны требуют разграничения их на отдельные категории. Так именно один ряд свидетельств сосредоточивается на мысли о том, что для Бога позволительны и законны вообще хитрость и коварство, которые нисколько таким образом не противоречат безусловной высоте Его нравственных совершенств. Сюда относятся свидетельства, заимственные одно из толкования Златоуста на евангелие Матфея, другое из толкового или учительного евангелия и третье скрытое автором под неопределенным названием «от иных книг.» «Не с дерзновением преодолевати врагов токмо так читается приводимое здесь толкование Златоуста, но и еже с удобством их прельщати Божия силы достойно есть: сице убо и египтян о иудеях прельсти, и могий явствен онех богатство в руки евреям преставити, о тай и с лестию сие повелевает творити, еже неменьши иных знамений страшна Его пред сопротивными сотвори».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010