Как говорит святитель Иоанн Златоуст , ад – это место бессилия, это место на границе бытия. Душа человека умершего, не возрожденного таинствами, – это бессильная душа, потому что она разъедена ничем не сдержанными страстями. Ад – это место безнадежной тоски, о мучениях же Библия ничего не говорит. Грешники мучаются огнем неутолимых желаний. А настоящие мучения начнутся только после конца мира. После прихода Христа в ад разворачиваются следующие события. 1 . Сатана не хочет пускать Христа в ад. 2 . Христос врывается в ад и разоряет его, врата ада падают. И из-за этого падения на земле случилось землетрясение. Это подробно описано в 106-м псалме: «Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом; ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего. Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их. Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих: ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил» ( Пс. 106, 10–16 ). 3 . Ангелы подводят ко Христу Сатану. 4 . Христос спрашивает Сатану, по какому праву тот смел протянуть руку к Христу, ведь Он не сделал никакого греха. За это Сатана лишается своего обычного местопребывания. 5 . Христос связывает Сатану узами вечного мрака и бросает его на тысячу лет в подземелье. 6 . Христос говорит с мертвецами живыми устами, и они просыпаются. 7 . Христос будит праведников ото сна и всех, кто не был идолопоклонником и жил по совести, забирает их с Собой в Царствие Небесное. 8 . Из самых глубин ада он за руку выводит Адама и Еву, говоря Адаму: «Зачем ты так далеко убежал от Меня?» 9 . Христос воскрешает нескольких праведников. По преданию, это были Мелхиседек, Иов, пророк Даниил, три отрока, Симеон Богоприимец и два его сына. Господь их воскрешает, чтобы они на земле рассказали о победе над смертью. Они умирают в день Вознесения, чтобы вместе с Господом войти в рай. У Евангелиста Матфея есть подтверждение воскресения праведников: «И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» ( Мф. 27, 52–53 ). Воскресение из мертвых Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

ОТВЕЧАЮ, ВО-ВТОРЫХ: Здесь Бог не запрещает призывать святых, но говорит, что не послушает их, и не потому, что не любит их и никогда их не слушал, но потому, что в то время Иудеи пребывали в такой злобе и в непокаянном нечувствии, что Бог постановил Своим праведным судом наказать их халдейским пленением и не желал исполнить чьи-либо молитвы о них. В другое время Бог послушал трех мужей, как сказано в Писании. Ибо Даниил умолил Бога избавить кающихся Иудеев из плена Вавилонского ( Дан. 9 ), Иов вымолил прощение грехов своим друзьям ( Иов. 42 ), Ной умолил своими молитвами и жертвами, чтобы не было всемирного потопа ( Быт. 8 ). Из этого, противники, следует вывод, противоположный вашему, то есть выход о том, что должно призывать святых. Ибо так завещал Господь друзьям Иова, говоря: пойдите к рабу моему Иову (...) и раб мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас ( Иов. 42, 8 ). Так, часто и земной царь говорит любимому вельможе: «Не проси меня об этом мятежнике, ибо не послушаю тебя», как бы говоря: «Послушаю тебя в другой раз, но не сейчас, ибо грех выше меры». Но послушаем, что об этом богословствует Златоуст, который в толковании на Евангелие от Матфея в Беседе пятой, говорит следующее: «Хотя бы то был Моисей, или Самуил, или Иеремия? Послушай, что говорит Бог Иеремии: не проси за этот народ и не возноси за них молитвы ( Иер. 11, 14 ), так как не послушаю тебя. И что дивишься, если Я тебя не слушаю? Хотя бы предстал сам Моисей и Самуил, то Я не принял бы и их прошения об этих людях. Хотя Иезекииль станет молиться, – и он услышит, что если предстанет Ной, Иов и Даниил, то сынов и дщерей их не избавят ( Иез. 14, 14–18 ). Хотя патриарх Авраам будет ходатаем за неисцельно больных и нераскаянных, – Господь, оставив его, удалится, чтобы не слышать его моления о них ( Быт. 18, 33 )». И ниже: «Не станем же слишком уповать на других. Молитвы святых имеют очень великую силу, но только, когда мы сами раскаиваемся (во грехах), и исправляемся. И Моисей, избавивши некогда брата своего и шестьдесят тысяч от угрожавшего им гнева Божия, не мог избавить сестру, хотя и грех не равен был. Мариам оскорбила Моисея, Аарон же с народом отважились на явное нечестие». И ниже: «Впрочем, говорю это не для того, чтобы не призывать святых в молитвах, но для того, чтобы мы не ленились, и, предавшись беспечности и сну, не возлагали только на других того, что должны делать сами».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

3 . Но так как выше мы сказали по поводу [слов]: «Тогда праведники воссияют, как солнце» ( Мф.13:43 ), что праведники воссияют не различно, как прежде, но будут все, как одно солнце, мы должны будем изложить представившееся нам [понимание] этого места. Похоже, что Даниил, зная, что разумные и многие из праведников, различающихся славой – это «свет мира» ( Мф.5:14 ), сказал: «и разумные будут сиять, как светлость тверди, и [некоторые] из праведных многих – как звёзды, вовеки, навсегда» ( Дан.12:3 ). Да и апостол в [словах]: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная слава звёзд: и звезда от звезды разнится в славе. Так и воскресение мёртвых» ( 1Кор.15:41–42 ), – говорит то же, что и Даниил, взяв эту мысль из его пророчества. И вот кто-нибудь спросит, как это они говорят о различии света в праведниках, а Спаситель [говорит] наоборот: как одно солнце, воссияют 22 . Я предполагаю, что в начале блаженства спасаемых [праведников], поскольку ещё не очистились те, кто не таков, имеет место [всё, касающееся] различия света в спасаемых 23 . Когда же, как мы объяснили, будут собраны из всего Царства Христова все соблазны и ввергнуты в печь огненную творящие беззаконие помыслы (ср. Мф.13:41–42 ), и истребится худшее, и, пока будут происходить эти [события], придут в сознание те, кто усвоил мнения, [которые суть] сыны лукавого (ср. Мф.13:38 ), тогда, став одним солнечным светом, праведники воссияют в Царстве Отца их. Для кого же воссияют, если не для низших [чем они], которые будут пользоваться их светом, подобно тому, как теперь солнце светит тем, кто на земле? Ведь не для себя же самих они воссияют. Возможно, что и [изречение]: «да светит свет ваш пред людьми» ( Мф.5:16 ), можно написать на скрижали сердца, согласно сказанному Соломоном, трояким образом (ср. Притч.3:3 и 22:20), так что и теперь светит свет учеников Иисуса пред остальными людьми, и после смерти до воскресения, и после воскресения, пока не придут все в мужа совершенного (ср. Еф.4:13 ) и не станут все одним солнцем: тогда воссияют, как солнце, в Царстве Отца их.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

Здесь мы узнаем, что Иисус будет судить вместе со своими учениками. Почему и в другом месте Он сказал иудеям: «И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями» ( Mф. XII, 27 ). На том основании, что Он говорит только о двенадцати, имеющих воссесть на престолы, мы не должны думать, будто с Ним будут судить только двенадцать человек. Числом двенадцать обозначена известная совокупность всех судящих по причине двух частей числа семь, которым обыкновенно обозначается совокупность всего: эти две части, т. е. три и четыре, умноженные одна на другую, дают двенадцать. Ибо и четырежды три, и трижды четыре – двенадцать. Возможна, впрочем, и другая причина, достаточно уясняющая употребление этого числа двенадцать. Но при буквальном понимании его, после того, как мы читаем о доставлении на место Иуды-предателя апостолом Матфея ( Дeяh. I, 26 ), апостол Павел, который более всех потрудился ( I Kop. XV, 10 ), не имел бы престола для суда; а между тем он прямо указывает, что вместе с другими святыми и сам принадлежит к числу судей, когда говорит: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов» ( I Kop. VI, 3 ). Такая же несообразность при буквальном понимании числа двенадцати была бы и в применении к имеющим подлежать суду. Из того, что сказано «судить двенадцать колен Израилевых» не следует, будто колено Иуды, которое по числу тринадцатое, не будет ими судимо, или что они будут судить только этот народ, но не все остальные. А говоря «в пакибытии», Он давал разуметь под именем пакибытия воскресение мертвых. Ибо наша плоть так же возродится нетлением, как возрождена душа наша верою. Я перейду в настоящем случае непосредственно к тому, что в евангелие от Матфея говорится о разделении добрых и злых на суде Христовом, составляющем предмет нашего исследования и самом последнем. " Когда же, – говорит Иисус Христос, – приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

«Дана Мне всякая власть на небе и на земле». Тем самым утверждается решительно и окончательно: князь мира сего низвергнут; созданный Богом мир видимый, точно так же как и невидимый, принадлежит людям как любимым созданиям Бога Творца. Это необходимо помнить всякий раз, когда мы, печально вздыхая, приговариваем, что мир лежит во зле. Да, лежит, - вопреки воле Божией и благодаря нашей косности и нашему страху. Самые, пожалуй, непринимаемые (и тем самым отвергаемые) слова Писания - это утверждения Иоанна Богослова о том, что люди более возлюбили тьму, нежели свет, и что совершенная любовь изгоняет страх. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам». Опять-таки не все так хорошо с учением, как хотелось бы. Дело даже не только в том, что вместо учения зачастую бывало принуждение, к которому эпизодически присоединялось завлечение. И что и доныне практикуется более-менее стремительное крещение (даже бывает массовое, называется «православный десант») с последующим полным пренебрежением жизнью новокрещенных, но и в том, о чем говорил убитый отец Даниил Сысоев: крестит он кого-то из тюрок, рассказывает им о Христе, они идут в храм с надеждой слушать про Него больше и больше... а им рассказывают про патриотизм. Или про то, что нужно батюшку слушаться, а не вопросы, понимаешь, задавать. А вот Апостолы задавали вопросы Христу, и Он на них отвечал с глубоким проникновением... «И се, Я с вами во все дни до скончания века». Поэтому аннулируются разнообразные вопли на тему «Где Бог?!». Вопрос следует ставить по-другому: где мы? Почему мы, отвернувшись от Него, пренебрегая Его заповедями, старательно забывая Его учение или, что еще хуже, истолковывая его так, как нам удобно, требуем, чтобы Он всегда исполнял нашу волю? И ведь даже не догадывемся, от каких пучин зла и гибели Он нас отводит, в том числе и тогда, когда мы обижаемся на то, что Он не по-нашему поступает. А заканчиваются речи Христа в Евангелии от Матфея Его клятвой: «Аминь», - говорит нам Господь, что значит «Верно, поистине, да будет так». И можно вспомнить Пс 109:4. где сказано «клялся Господь, и не раскается». И действительно не раскается, что бы мы ни вытворяли. Правда, это не означает для нас безнаказанности...

http://foma.ru/svershilos-mf-27-28.html

– Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. И когда был Он у Галилейского озера, то увидел двух братьев, Симона и Андрея, закидывающих сети в море. Господь подошел к ним и попросил отплыть от берега, чтобы проповедать народу Слово Божие. И так учил людей. Потом сказал Симону: – Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Тот ответил, зная, что днем рыба с глубины уходит: – Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. И тотчас сети наполнились множеством рыб, так, что даже начали разрываться. Он позвал своих товарищей, и те подплыли и наполнили две лодки так, что они начали тонуть. Увидев это, Симон в ужасе воскликнул: – Выйди от Меня, Господи, ибо я человек грешный. Но Христос сказал ему и Андрею: – Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами людей. Они тотчас бросили сети и пошли за Ним. Проходя дальше, Он увидел двух братьев, сыновей Зеведея, Иакова и Иоанна, которые в лодке чинили сети. Он позвал их, и они, бросив сети и отца, пошли за Христом. Позже Господь увидел сборщика податей (мытаря) Левия Матфея и сказал ему: – Следуй за Мной. Тот оставил все и пошел за Иисусом Христом. У себя дома Левий приготовил большое угощение, и в гостях у него было множество мытарей и других грешников. Фарисеи роптали и говорили: – Зачем вы едите и пьете с грешниками? Но Христос ответил: – Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию. Так любовь Божия преодолела в будущих апостолах и любовь к родителям, и сребролюбие. Однажды Господь всю ночь молился Своему Отцу и затем избрал из Своих учеников двенадцать, которых и назвал апостолами (посланниками), и послал их на проповедь. Первый из них Симон, которому Христос дал имя Петр (Камень), и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, им дано имя Воанергес (то есть сыновья грома), Филипп и Варфоломей (Нафанаил), Фома и Левий Матфей, Иаков Алфеев и Иуда Левей, прозванный Фаддеем (Хвалящий), Симон Кананит (по прозвищу Зилот – ревнитель) и Иуда Искариот, который и предал Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И вершиной этого прекрасного сияющего пути является дар любви, изливающийся в сердца людей, укрепленных в Боге надеждой, Утешителем Духом Святым. Действительно, надежда наша не посрамляет, потому что независтливый Бог щедро изливает в такие сердца свой бесконечный дар любви, величайший из даров Святого Духа. По словам апостола Павла, его можно определить так: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» ( 1Кор. 13, 4–8 ). Таково краткое описание процесса строительства духовного храма Божия в нашем сердце. А сейчас мы расскажем, из каких духовных камней он строится. Заповеди Блаженства В отличие от десяти Заповедей, которые заповеданы Богом на Синае среди огня и бури, Заповеди Блаженства даны не как жесткое повеление. Иисус Христос дал их своим ученикам, проповедуя на горе, рядом с Галилейским озером ( Мф. 5, 1–12 ). Кротчайший Господь наш называет блаженными, то есть счастливыми, тех, кто добровольно будет исполнять их. Блаженство же происходит, по слову святителя Григория Нисского , от участия в блаженстве Самого Бога, Который есть «чистая Жизнь, неизреченное и непостижимое Благо, невыразимая Красота, источная Благодать, Премудрость и Сила, истинный Свет, Источник всякой благости, превышающая все Власть; единая достолюбезная, всегда неизменная, непрестанная радость; вечное веселье, о котором, если кто скажет все, что может, не скажет по достоинству ничего» (О блаженствах. 1). Настолько велико значение этих заповедей, что Церковь напоминает нам их на Литургии. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Счастливы те, которые ничего не считают своим, знают, что все, что есть у них, на самом деле Божие. Счастливы смиренные, которые знают свое недостоинство и немощь перед лицом Бога Всемогущего. «Как гордость есть источник всякого нечестия, так смирение есть начало всякого благочестия» ( Иоанн Златоуст . Толкование на Евангелие от Матфея. 15, 2 ). Смиренным принадлежит Царство Небесное, предназначенное человеку прежде начала времен. Принадлежит оно ему здесь – как залог, данный в вере и надежде, а в будущем – во всей полноте. Ведь, по словам церковного песнопения, «побеждающие от зде (отсюда) возносятся».

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

При виде Петра Корнилий падает к его ногам. Обычай кланяться до земли многократно зафиксирован в Ветхом Завете ( и мн. др.), однако для римского сотника такое поведение было необычным: рядовой офицер римской армии мог кланяться до земли императору, или его статуе, или статуям языческих богов при жертвоприношениях, но не пришельцу-еврею. Останавливая Корнилия словами «встань, я тоже человек», Петр, возможно, имеет в виду языческий обычай обожествлять людей. В Деяниях описывается случай, когда в Листре местные язычники приняли Павла за Гермеса, а Варнаву – за Зевса и хотели совершить им жертвоприношение, но апостолы остановили их словами: «Мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки...» ( Деян. 14:11–15 ). Не исключено, что Петр увидел в поведении Корнилия признаки подобного рода суеверия. В своем обращении к собравшимся Петр первым делом указывает на причину, по которой он пришел: иудеям запрещено общаться с язычниками, но ему Бог открыл, что ни одного человека нельзя считать скверным или нечистым. Петр здесь говорит о видении, которое имел накануне. Если сначала он не понял смысл этого видения, то к моменту, когда он переступил порог дома Корнилия, в его голове сложилось ясное понимание того, что Бог хотел ему сказать. На вопрос Петра о цели, с которой он был приглашен, Корнилий отвечает рассказом о явлении ангела: ...Четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе. Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога 298 ( Деян. 10:30–33 ). Данный рассказ содержит дополнительный штрих к тому, что мы уже знаем об обстоятельствах, при которых ангел явился Корнилию: этому явлению предшествовала не только молитва , но и пост. Под постом (евр. ôm) в еврейской традиции понималось полное воздержание от пищи и воды от рассвета до заката: именно такой смысл вкладывается в Ветхом Завете в выражение «поститься весь день до вечера» ( Суд. 20:26 ). Пост мог быть как общим, так и индивидуальным: Моисей постился «сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил» ( Исх. 34:28 ; Втор. 9:9, 18 ); царь Давид в знак покаяния постился семь дней ( 2Цар. 12:16–20 ); пророк Даниил постом сопровождал молитву ( Дан. 9:3 ). Согласно Евангелию от Матфея, Иисус Христос постился в пустыне сорок дней и сорок ночей ( Мф. 4:2 ); Лука говорит, что в течение этого времени Он «ничего не ел» ( Лк. 4:2 ) 299 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Евангелие от Марка описывает все чудеса Христа. «Второе животное подобно тельцу». Христа в образе тельца описывает евангелист Лука. Бык, телец – это символ жертвы, приносимой за людей. Это символ жертвенной любви к людям Бога, Который принес Своего Сына в жертву за нас. «Третье животное имело лице, как человек». Это символ евангелиста Матфея, который возвестил истинное человечество Иисуса Христа. Через этого Серафима 46 человеколюбие Божие как бы изливается на нас – в знак того, что Бог – это не какое-то далекое, безразличное к нам существо, а Тот, Кто любит нас до ревности, даже по-человечески. «Четвертое животное подобно орлу летящему», потому что до пришествия Господа Иисуса Христа в мир знания о Боге передавались в мир через Ангелов, начиная с Серафимов и кончая низшими Ангелами. «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» ( Откр.4:8 ). Почему у животных по шесть крыльев? Двумя они закрывают свои лица – чтобы, глядя на Бога, не сгореть; двумя другими закрывают свои ноги – потому что они всегда подчиняют свои движения Богу; а с помощью еще двух крыльев они летают. Внутри они исполнены очей, потому что их взгляд направлен вовнутрь, они видят Бога через себя, и этот путь очень важный. Многие люди думают, что Бога можно найти, перемещаясь в пространстве, однако путь к Богу лежит через наше сердце. Так же и Ангелы видят Бога посредством особого инструмента, именуемого духовным сердцем. Из глубины духа своего они видят Господа, поэтому и полны изнутри очей. Почему гимн поется Богу трижды? Потому что свят Отец, свят Сын, свят Дух Святой, но Один Господь, Один Бог, Один Вседержитель, в Троице славимый, Который был в вечности, есть и грядет. Он был изначально, Он – Сущий, Он и сейчас вечно существующий; Он есть и грядет, чтобы судить всю вселенную в правде и преобразить весь мир. Это славословие, возвещающее святость Бога, является победной песнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Мф.2:3 .  Слышав же Ирод царь смутился, и весь Иерусалим с ним. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. Ирод, конечно, смутился, боясь за царскую власть свою и своих сыновей; но отчего смутился весь город, так называемый Иерусалим? Напротив, следовало скорее радоваться, что родился Царь, о котором издревле пророки предвозвестили, как о Спасителе и Искупителе Израиля и, как сродникам, хвалиться, что тотчас с колыбели Он привлек персов на поклонение. Но зависть ослепила их, и тотчас услышав, они смутились, как бы боясь того, что каким-нибудь образом не наследуют спасения. Персы, хотя были чужие, не только не завидовали рожденному, напротив, из пределов своей страны пришли даже в Вифлеем ради Него. А иудеи, будучи сродниками, завидовали даже Его славе, – что Он будет великим, и хотя имели Вифлеем у себя в соседстве, не пошли. Так они были завистливы и мстительны. Мф.2:4 .  И собрав вся первосвященники и книжники людския, вопрошаше от них: где Христос раждается? И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Но волхвы не сказали, что они ищут Христа, как же Ирод спрашивает о Христе? Так как он давно уже слышал, что должен родиться Христос, Царь Израиля; а теперь слыша, что в Иудее родился Царь и что звезда открыла Его персам, понял, что это и есть так называемый Христос. И созывает первосвященников и книжников, как имеющих всегда на устах пророческие книги и изречения, и спрашивает, где Христос рождается, т.е. в каком месте земли Он находится, потому что рождается. Они называют место и приводят, как свидетеля, пророка. Должно знать, что яснее других Даниил написал, что именно Христос есть Бог. Мф.2:5 .  Они же рекоша ему: в Вифлееме Иудейстем, тако бо писано есть пророком: Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: Мф.2:6 .  «И ты, Вифлееме, земле Иудова, ни чимже менши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет Вождь, Иже упасет люди Моя Израиля». «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010