Содержание Обзор литературы предмета Введение Часть первая. Жизнь и деятельность митрополита Даниила Отдел первый. История направлений Иосифа Волоцкого и Нила Сорского до эпохи митрополита Даниила Глава I. Характеристика направлений Иосифа Волоцкого и Нила Сорского Глава II. Борьба между направлениями Иосифа Волоцкого и Нила Сорского до эпохи митрополита Даниила Отдел второй. Жизнь и деятельность митрополита Даниила Глава I. Даниил в сане игумена Волоколамского монастыря Глава II. Даниил в сане митрополита Глава III. Борьба м. Даниила с Заволжцами Глава IV. Святительство Даниила после падения заволжцев до его низложения Часть вторая. Обозрение сочинений митрополита Даниила Библиография сочинений митрополита Даниила Форма сочинений митрополита Даниила Русская проповедь в первой половине XVI века. Разделение сочинений митрополита Даниила Отдел первый Глава I. Слова с догматическим содержанием I. Пятое слово о воплощении, написанное против Вассиана Косого II. Седьмое слово, написанное против догматических заблуждений жидовствующих III Шестое слово, написанное против их же жидовствующих IV. Одиннадцатое слово о промысле Божием и о младенцах умирающих Глава II. Слова митрополита Даниила с нравственным содержанием I. Первое слово II. Осьмое слово Глава III. Слова, излагающие учение о сохранении священного предания и обрядов церкви I. Третье слово II. Четвертое слово Заключение отдела Отдел второй Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Заключение отдела Отдел третий Глава I-я. Обозрение посланий, имеющих главным своим предметом учение о монашестве и о правилах иноческой жизни I II III IV V VI Общее замечание о рассмотренных посланиях Глава II Обозрение посланий, имеющих главным своим предметом учение о сохранении целомудрия и чистоты I II III IV V Глава III. Обозрение разнородных посланий I. Послание о страхе Божием II. Послание о страшном суде III. Послание о ничтожестве земных благ и скоротечности человеческой жизни IV–V. Два послания к неизвестному епископу VI. Послание к Дмитровскому князю Юрию Ивановичу VII О Кормчей митрополита Даниила Предполагаемая духовная м.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

На международной конференции, посвященной 900-летию хождения игумена Даниила в Святую Землю, обсуждались проблемы современного паломничества Москва, 29 марта 2007 г. Международная конференция «Дабы не в забыть было то, что показал мне Бог»: хождение игумена Даниила в истории Русской Церкви и культуры (1107-2007)» открылась 29 марта в Паломническом центре Московского Патриархата, сообщает Благовест-инфо . Форум проходит в рамках программы мероприятий, посвященных 900-летию древнейшего из дошедших до нас русских описаний паломничеств во Святую Землю, одного из ярчайших произведений древнерусской литературы - «Хожения Даниила, Русской земли игумена». Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл зачитал приветствие Патриарха Алексия II к участникам конференции. В послании говорится о значении древнего литературного памятника не только для истории и культуры, но и для современных паломников, которые «вслед за игуменом Даниилом и многими поколениями православных богомольцев имеют возможность своими глазами зреть святыни Палестины». «Через 10 дней исполняется ровно 900 лет с той Великой субботы, когда русский человек впервые затеплил у Гроба Господня лампаду от Святого огня, чтобы принести его на Русь», - начал свой доклад митрополит Кирилл. Он отметил, что «Хождение» Даниила, к которому обращались на протяжении веков, стало не только «образцом для всей последующей паломнической литературы», но и своеобразным «путеводителем - не только по святым местам, но и по всему тысячелетнему пространству нашей духовности и культуры». Время игумена Даниила - рубеж XI-XII веков - это время крестовых походов, когда Европа в лице крестоносцев впервые соприкоснулась со Святой Землей, продолжил докладчик. В отличие от рыцарей, русские паломники «никогда не облачались в военные доспехи, отправляясь в Святую Землю как странники». Русско-палестинские связи оказали влияние не только на духовную жизнь Руси, но и влияли на «государственную, державную инициативу», отметил глава ОВЦС.

http://pravoslavie.ru/21574.html

     Страшная весть о трагической кончине настоятеля Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском игумена Даниила (Соколова) пришла 7 июля. Его жизнь после принятия монашества была связана с восстановлением из руин этой древней святыни. «Избрав монашеский путь, отец Даниил пришел подвизаться в полюбившуюся его сердцу Троицкую Данилову обитель. Его трудами восстанавливался монастырь, его молитвы были в числе тех первых молитв, которые прозвучали в монастырских стенах после возвращения святыни Церкви», – вспоминает о нем митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон. Следственные органы сейчас ищут преступника, поднявшего руку на священнослужителя, нам же остается молиться об отце Данииле и вспоминать его. Своим рассказом о почившем батюшке поделился ключарь Владимирского кафедрального собора Переславля-Залесского протоиерей Андрей Кульков. Есть у военных такой термин – «второй номер». После игумена Иоанна (ныне владыки) в Даниловском монастыре таким незаменимым «вторым» был для меня отец Даниил. Вспоминаю отпевание моего отца, монаха Матфея, постриженного перед смертью по благословению владыки Михея. Отпевание моей мамы. Вижу военный уазик и где-то всегда рядом – братскую руку отца Даниила. Или вот понадобилось привезти в наш дом какую-то мебель. Тащим этот диван из монастырского «бычка» вместе с о. Даниилом, смеемся, что в деревенском доме нестандартные узкие двери. Или просто встретились где-то случайно. При каждой встрече расплываемся в улыбках, пара слов, пара шуток, как условный знак «свой-свой»… Вроде и нет человека с тобой напрямую рядом, а он рядом, пусть и вторым планом. Если мы и говорили, то мало, вскользь. Ясно, что главное не в словах. Это когда ты с человеком, что называется, «на одной волне». Это если человек молится. Если он доброго Духа. А отец Даниил таковым и был. С ним и помолчать было хорошо, не тягостно. Он был свой… Если б меня спросили, кого из близких мне священников вскоре заберет Господь, менее всего я подумал бы про отца Даниила (впрочем, как и про отца Олега Колмакова). А если бы меня спросили, кого я считаю наиболее достойным священником из монашествующих в своем окружении, я бы, не задумываясь, назвал игумена Даниила. Значит, действительно Господь выбирает среди лучших…

http://pravoslavie.ru/95187.html

Завершилось паломничество по стопам игумена Даниила, посетившего Святую Землю 900 лет назад 23 января 2007 г. 11:38 Делегация Фонда Андрея Первозванного (ФАП) совершила 16-20 января паломничество по стопам игумена Даниила, посетившего Святую Землю 900 лет назад и оставившего первое ее описание на русском языке. «Не случайно нас сегодня встречают здесь с улыбкой и добротой. Отношение к нам — это отношение к нашим предкам», — сказал РИА «Новости» вице-президент ФАП, историк Михаил Якушев, долгие годы проработавший на Ближнем Востоке. По его словам, русский человек, в отличие от католиков-крестоносцев, захвативших Иерусалим в 1099 году, никогда не шел на Святую Землю с войной, но всегда с молитвой и миром. И местное население, будь то арабы-мусульмане, христиане или иудеи, хранит добрую память о наших пилигримах. Они оставляли в этих местах свидетельства благоговения перед святынями, уважения к жителям этой земли и, конечно же, определенные денежные средства на возведение храмов и монастырей. Одна из основных целей ФАП сегодня — возрождение славных традиций русского паломничества к святыням Палестины, празднование 160-летия Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и поддержка хранителей святых мест, молящихся за Россию, народ, власти и воинство ее. «Даже на высоком дипломатическом уровне здесь говорят: мы знаем, что Россия никогда не участвовала в крестовых походах и всегда несла местному населению добро и помощь», — отметил востоковед. Он подчеркнул, что, духовно питаясь от святых мест, частично перенимая здешние обычаи и одежды, Россия также знакомила со своей культурой, создавала бесплатные русские школы, которые действовали под Вифлеемом, в Назарете и других городах. «Даже сейчас здесь русский язык очень популярен. Достаточно сказать несколько слов по-русски, чтобы вас просто не обидели», — добавил Якушев. Прошедшие столетия сберегли святые места почти такими же, какими увидел их игумен Даниил. Его «Хождение», написанное удивительно подробно, искренне и вдохновенно, и сегодня может служить руководством паломнику.

http://patriarchia.ru/db/text/186555.htm...

Паломники-писатели петровского и послепетровского времени или путники во святой град Иерусалим Источник Предисловие (Посвящается памяти А.С. Норова ) Произведения наших древних паломников-писателей, начиная от «Странника» игумена Даниила (XII века) и до «Проскинитария» Арсения Суханова (его описательной части) включительно, изданы впервые трудолюбивым И.П. Сахаровым. Покойный А. С. Норов , усердно собиравший все касающееся допаломнического отдела нашей литературы, первый положил начало ученому изданию русских паломников изданием (на иждивение Русской археографической комиссии) «Странника» игумена Даниила. Из поломников же петровского времени (если не причислять к оным путешествие нашего известного пешехода Барского, только начавшееся в 1723 году) доселе издано в свет лишь путешествие в Иерусалим московского священника Лукьянова (1711 года). Остаются неизданными сочинения трёх паломников петровского времени, которые по своему языку (церковно-русскому) и взглядам на виденное ими, относятся бесспорно к древнему периоду русской народной литературы. В год празднования юбилея великому преобразователю России, когда обновляется в памяти русского народа все относящееся к той достопамятной эпохе, не излишне будет вспомнить и о произведениях паломников его времени, тем более, что из числа трех известных нам паломников-писателей, двое, как увидим ниже, состояли на службе при знатных сподвижниках Петровых: в звании их домовых священников (капеллянов) и, как надобно предполагать, принадлежали к числу избранных людей из современного им духовенства; это были: московский священник Андрей Игнатьев, капеллян при российском полномочном после графе П.А. Толстом, и иеромонах Киево-Печерской Лавры Варлаам, капеллян фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. Третий паломник-писатель, земляк игумена Даниила, иеромонах Новгород-Северского монастыря, Макарий, со спутником своим, того же монастыря иеромонахом Сильвестром, описал свое путешествие в Иерусалим и на Синайскую Гору, начавшееся в 1704, а окончившееся в 1707 году и, следовательно, тоже принадлежит к числу паломников-писателей Петровской эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

     Познакомились мы с отцом Даниилом давно, в 2000-м или 2001 году. Случайно, если, конечно, что-нибудь бывает случайно в этом мире. На Даниловском кладбище в Москве. Мы пришли помянуть схимонахиню Даниилу (Мачкину), отслужить на ее могилке панихиду. Схимонахиня Даниила, в миру Прасковья Емельяновна Мачкина, почила о Господе в 1999 году. Была она живой даниловской легендой. Пришла в московский Данилов монастырь в начале 1920-х годов, совсем юной девушкой, с мамой. Отстояв огромную очередь, исповедалась у даниловского духовника иеромонаха Серафима (будущего архимандрита, в схиме Даниила) и осталась его духовным чадом на всю жизнь. Была активной прихожанкой, помогала даниловской братии в ссылках, ездила в лагерь к настоятелю Данилова архиепископу Феодору (Поздеевскому). В 1932 году владыка несколько месяцев тайно жил в доме Мачкиных под Каширой, набираясь сил после многочисленных тюрем, лагерей и ссылок. В 1937 году, когда почти вся даниловская братия была расстреляна, Паню еще не арестовали – посадили позже, во время войны, в 1942-м. Дали 5 лет, которые она отбыла в лагере в Свердловске. Потом не прописывали обратно в Москву, скиталась по друзьям и знакомым. Трудилась всю жизнь в храмах. В 60-е годы духовник постриг ее в монашество – Прасковья стала монахиней Параскевой. Но так уж ведется в обители князя Даниила, что все даниловские стремятся принять постриг с именем любимого святого князя: есть предположение, что архиепископ Феодор успел принять постриг в великую схиму с именем Даниил, отец Серафим незадолго перед смертью стал схиархимандритом Даниилом. И монахиня Параскева за два месяца до кончины стала схимонахиней Даниилой. Было ей тогда почти 95 лет. И вот к матушке Данииле мы пришли на могилу на Даниловском кладбище. Мы – это три редактора издательства «Даниловский благовестник» и младшая сестра схимонахини – Антонина Емельяновна. Был теплый солнечный осенний день, еще не опала ярко желтая листва, на кладбище было пусто и проникновенно тихо. Мы-то собрались, а вот даниловский иеромонах, который должен был отслужить панихиду, не смог прийти.

http://pravoslavie.ru/104997.html

II. Митрополит Иона III Сысоевич и его постройки в Кремле Ростова Великого Верстах в 10 от Ростова, за озером Неро, в Воржской волости, есть небольшая деревенька, называемая Ангелово. Вблизи этой деревни в старину была густая роща, у опушки которой находилась усадьба князей Луговских. В конце XVI века на месте усадьбы был уже погост, в котором жил поп Сысой, и у этого попа около 1607 года родился сын, впоследствии митрополит Иона Сысоевич. О первых годах жизни Ионы не сохранилось никаких известий, и мы знаем его прямо уже иноком Угличской Воскресенской обители. Затем Иона был архимандритом Ростовского Белогостицкого монастыря, а позднее настоятелем Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. 15 августа 1652 года патриархом Никоном Иона был посвящен в сан митрополита и назначен в Ростов; при самом вступлении в управление епархиею он написал окружное послание к ростовскому духовенству. Иона Сысоевич вступил на кафедру во время того великого движения в русской церковной жизни, которое составляет отличительную черту царствования Алексея Михайловича и которое особенно стало заметно с возведением на патриарший престол новгородского митрополита Никона. Отречение Никона от кафедры, самовольный уход его в Ново – Иерусалимский Воскресенский монастырь и вмешательство оттуда в дела управления, и в то же время начатый уже пересмотр церковных книг, все это создало в среде правящего духовенства положение в высшей степени тревожное и неопределённое, которое и послужило причиной созыва многократных соборов. На всех соборах мы видим присутствующим и Ростовского митрополита Иону Сысоевича, без которого не было ни одного собрания как при Никоне, так и после Никона; без Ионы не предпринималось ни одного более пли менее выдающегося дела того времени. В первый же год своего поставления на кафедру, а именно через 4 ½ месяца, – 30 декабря 1652 года Иона выехал из Ростова в Переяславский Данилов монастырь, где свидетельствовал св. мощи преподобного Даниила Переяславского. Любопытен документ по поводу открытия этих мощей, сохраняющийся в Переяславском Даниловом монастыре: «И мы, богомольцы твои», – пишет Иона к патриарху Никону , – «мощи преподобного чудотворца Даниила в 18 день с молебным пением осмотрели подлинно; и мощи, государь, преподобного чудотворца игумена Даниила лежат вкупе, и одежда, государь, на нём иноческая; обвит мантиею и сплетен плетцами, а на главе куколь, и та, государь, одежда обветшала, и была, государь, буря велика по три дня, и как мы чудотворцевы мощи в седьмом часу нощи обрели и милостию Божиею и его чудотворными молитвами Бог дал тишину» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Преподобный Даниил Столпник Преподобного отца нашего Даниила Столпника, сию ветвь райскую, возрастила Месопотамия . Он родился в селе, называемом Вифара и лежавшем около города Самосат , от христианских родителей Илии и Марфы. Мать его была неплодна и не рождала, и через это должна была переносить немало неприятностей и укоризн как от своего мужа, так и поношений со стороны родственников и родственниц. Однажды в полночь, находясь в состоянии сердечной тоски, она потихоньку вышла из своего дома и, простерши руки к Небу, обратилась к Богу с такою многослезною молитвою: — Господи Царю! Ты изначала создал мужа и жену и сказал им: раститеся и множитеся (Быт. 1:28). Ты даровал Сарре на старости Исаака, Анне — Самуила, Елисавете — Иоанна. Умилосердись же и над моим таким же несчастием и, милостиво призрев на меня, разреши мое неплодство, сними с меня позор и дай плод моему неплодному чреву, дабы я могла данное Тобою принести в дар Тебе, как некогда Анна принесла Тебе Самуила. Помолившись так сокрушенным своим сердцем и духом смиренным, Марфа вернулась к себе в дом и едва лишь заснула, как увидала во сне два больших и весьма светлых светильника, похожие видом на блюдо, постепенно спускающиеся с неба на ее голову. Утром, встав, она рассказала о видении своему мужу и родным, и они, всякий по своему, старались объяснить ей ее сон. Между тем этот дивный сон был предзнаменованием того, что от нее родится сын, который сиянием добродетелей своих затмит как бы самые звезды. Вскоре после этого Марфа зачала во чреве своем и родила сына; рождением этим она освободилась от причинявшего ей такую скорбь своего неплодства. Столь знаменательно было начало жизни блаженного Даниила на земле и так чудесно появился на свет тот, кто стал впоследствии поистине сыном света. До пяти лет отрок рос без имени, потому что родители не хотели сами дать сыну своему имя, но желали, чтобы тот, кто родился по дару от Бога, от Бога же получил себе и имя. Поэтому они привели его в один монастырь, принеся сюда и дары Богу, и просили игумена наречь имя их сыну.

http://pravoslavie.ru/89119.html

ТОМ I ИЕРОМОНАХ ДАНИИЛ, НАСТОЯТЕЛЬ (1715) Иеромонах Даниил – первый настоятель Глинской пустыни, о котором сохранились сведения в документах обители. В 1715 г. митрополит Киевский и Галицкий Иоасаф Кроковский в своем донесении в Святейший Синод писал, что 14 июля 1715 г. иноки Глинской пустыни поднесли ему челобитную, в которой просили принять обитель «под власть Киевского митрополита» 33 и поставить им строителя, которого они сами выберут. Митрополит Иоасаф «рукоположил во пресвитера единомысленно избранного братией» иеродиакона обители Даниила Хрисанфиевича и поставил «его строителем Глинской пустыни Храма Рождества Пресвятой Богородицы» 34 . Для «подтверждения власти строительской» митрополит Иоасаф дал о. Даниилу «благословительное писание» 35 . Донесение митрополита Иоасафа содержит важные сведения о Глинской пустыни, однако ранее оно не было известно исследователям истории монастыря 36 . Этот документ свидетельствует о том, что в XVIII в. в монастыре уже сложилась духовная традиция, которая в XIX в. была закреплена Синодальным указом – выбирать настоятеля самим инокам Глинской пустыни. Достоверность сведений о строителе Данииле подтверждает игумен Путивльского Молченского монастыря Моисей, который в своем прошении в Святейший Синод в 1729 г. писал, что митрополит Киевский Иоасаф определил строителем Глинской пустыни иеромонаха Даниила 37 . Другие сведения о строителе Данииле не сохранились Архивные документы Прошение Путивльского Молченского монастыря игумена Моисея с братиею об отдаче по-прежнему ко оному монастырю Глинской пустыни со своими угодьями, которою завладел Киевский архиерей собою//ЦГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 1, 3. ИЕРОМОНАХ ПАХОМИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ (1730) Иеромонах Пахомий, возможно, был преемником строителя Даниила. Краткие сведения о нем содержатся лишь в ответе иноков Глинской пустыни на указ Киевского архиерея Варлаама (Ванатовича), присланный в обитель в феврале 1730 г. Архиепископ Варлаам (Ванатович) приказывал строителю Глинской пустыни иеромонаху Пахомию взять крепости (грамоты) на все угодья обители и с двумя Глинскими старцами приехать немедленно в Киев для объяснения: на основании каких крепостей Глинская пустынь относится к Киевской кафедре 38 . Однако в то время строитель Глинской пустыни иеромонах Пахомий находился в Москве «для прошения у государыни царицы Евдокии Феодоровны о необходимых монастырских нуждах» 39 , поэтому вместо него на указ архиерея отвечала Глинская братия во главе с иеромонахом Серафимом 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #5674d93166 Закрыть «Хожение» игумена Даниила и развитие паломнической литературы (время и пространство) Виктор Гуминский   01:58 05.04.2014 1839 Время на чтение 115 минут «Русские - движущийся этнос с самосознанием оседлого»- с такого парадоксального заявления начала исследование, посвященное «культуре дороги», современная фольклористка. Все, что нам сегодня известно о жизни русских людей только подтверждает это наблюдение. По свидетельству летописей, средневековые купцы ездили к «поганым купли ради», «княжии люди» посылались в любую из «окольных» земель, династические браки связывали русских князей (например, «Ярославов дом») со множеством королевских дворов Западной Европы. Иоанн Полоцкий, ритор и врач великого князя Владимира Святославича, побывал не в одной стране с целью ознакомления с их религиозными системами и т. д. Научная литература, посвященная международным связям Древней Руси, весьма обширна: фундаментальные труды М. Н. Тихомирова, В. Т. Пашуто, В. П. Даркевича, А. В. Назаренко и др. давно обосновали положение об устойчивости, закономерности и системности разнообразных контактов между Русью и другими средневековыми странами и народами, осуществлявшимися, в том числе и за счет многочисленных путешествий (торговых, дипломатических и т. п.). Круг географических сведений об окружающем мире был достаточно велик: согласно карте, составленной Б. А. Рыбаковым, он охватывал большой регион Старого Света, включавший всю Европу, северо-восточную Африку, Ближний и Дальний Восток и т. д. Нужно ли говорить, что с приходом Нового времени русских путешественников стало еще больше, а маршруты их путешествий прокладывались без преувеличения через весь земной шар.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010