Из истории проблемы Федеральное государственное учреждение культуры «Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник» сообщает: 20 марта 2006 года получены документы с резолюцией Президента Российской Федерации В.В. Путина о возможности принятия положительного решения по вопросу передачи памятников Рязанского кремля Рязанской епархии на письме Патриарха Алексия II, в котором искажены реальные факты. Сообщаем по существу вопроса. Рязанский кремль исторически - это, прежде всего: - древнейший археологический памятник, заселенный со II тыс. до н. э.; - территория города-крепости с более чем 900-летней историей; - уникальный природный ландшафт (кремлевский холм с окружающими его реками); - историко-культурный комплекс памятников XII - XIX веков; - богатейшие музейные коллекции (более 225 тыс. единиц хранения). В Рязанском кремле располагается федеральный музей-заповедник, включенный Указом Президента Российской Федерации от 6 декабря 1995 года за 1219 в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Нахождение епархии в Рязанском кремле - главный аргумент на передачу Кремля Рязанской епархии - представляет собой только один из этапов в истории этой территории. До XVI века центр Рязанской епархии находился за пределами Кремля - во Владычной слободе (1,5 км от Кремля), где располагались кафедральный Борисоглебский собор и резиденция архиерея. Территория Кремля стала осваиваться рязанскими архиереями после того, как Кремль перестал быть княжеской резиденцией в связи с присоединением в 1521 году Рязанского княжества к Москве. Одновременно с архиерейским подворьем в Кремле продолжали существовать светские административные учреждения и жилые кварталы знати и горожан. В XVII веке, в период расцвета на Руси каменного зодчества, в Рязанском кремле был возведен комплекс зданий культовой и гражданской архитектуры, который сохранился до наших дней и представляет собой уникальный ансамбль, имеющий непреходящее историко-культурное значение.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

площади. М., 1982, 19832; Земцов С. М., Глазычев В. Л. Аристотель Фьораванти. М., 1985; Успенский собор Московского Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1985; Выголов В. П. Архитектура Моск. Руси сер. XV в. М., 1988; Моск. Кремль: Указ. лит-ры (1723-1987). М., 1989. [Ч. 1]: Моск. Кремль с древнейших времен до наших дней; 1998. [Ч. 2]: Моск. Кремль - уникальное собр. памятников истории и культуры; Большой Кремлевский дворец архит. К. А. Тона: (Альбом)/Авт.-сост.: Г. А. Маркова. М., 1994; Гончаренко В. С., Нарожная В. И. Оружейная палата: Путев. М., 1995, 19982, 20043; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996; Благовещенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1999; Гончаренко В. С. Московский Кремль: Стены и башни: Путев. М., 2001; Романенко А. И. Патриаршие палаты. М., 2001; Селезнева И. А. Золотая и Серебряная палаты. М., 2001; Соколова И. М. Церковь Ризположения: Путев. М., 2002; Сокровищница России: Страницы ист. биографии Музеев Моск. Кремля. М., 2002. (ГММК: Мат-лы и исслед.; 14); Вьюева Н. А., Романенко А. И. Моск. Кремль: Дворцы и сады: Путев. М., 2003; Журавлева И. А., Качалова И. Я. Благовещенский собор: Путев. М., 2003; Подъяпольский С. С. и др. Новые данные о Кремлевском дворце рубежа XV-XVI вв.//ДРИ. 2003. [Вып.:] Рус. искусство позднего средневековья: XVI в. С. 51-98; Власова Т. Б. Архангельский собор: Путев. М., 2005; Моск. Кремль: Хроника ист. событий (1147-1480)/Авт.-сост.: В. Н. Захаров. М., 2005; Костина И. Д. Колокола Московского Кремля. М., 2007; Баталов А. Л., Самойлова Т. Е. Архангельский собор. М., 2008; Горева О. В. Сокровища Алмазного фонда России. М., 2008; Воронов А. А. Мон-ри Моск. Кремля. М., 2009; Древние святыни и исторические памятники. М., 2009; Толстая Т. В. Успенский собор: Путев. М., 2009; Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневек. Москвы. М., 2010; Баталов А. Л., Крашенинникова Т. И. Ансамбль Моск. Кремля, 1990-2010: Реставрация и изучение. М., 2010; они же. Благовещенский собор: Итоги реставрации 2006-2010 гг.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

С 23 по 27 апреля 2010 года специалистами ФГУП МНРХУ были сделаны зондажи в киотах Спасской и Никольской башен, располагающихся со стороны Красной площади. Проведенные исследования подтвердили гипотезу о сохранности иконописных изображений под слоем штукатурки. 29 июня 2010 года начались реставрационные работы на Спасской башне , 5 июля — на Никольской . 24 августа состоялось заседание комиссии по реставрации надвратных икон Московского Кремля, на котором работы по реставрации надвратной иконы на Спасской башне были признаны завершенными. 28 августа 2010 года состоялась торжественная церемония открытия надвратной иконы на Спасской башне Кремля. Чин освящения отреставрированной иконы совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В церемонии принял участие Президент РФ Д.А. Медведев . 4 ноября 2010 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, по окончании Божественной литургии в Казанском соборе на Красной площади Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения отреставрированной надвратной иконы Николы Можайского на Никольской башне. В дальнейшем планируется продолжить исследовательскую работу на предмет возможности восстановления икон и на других башнях Кремля.   Икона Христа Спасителя на Спасской башне Московского Кремля Надвратный образ Христа Спасителя на Спасской башне Московского Кремля представляет собой иконографический тип «Спас Смоленский». Спаситель изображен стоящим. Правой рукой Он благословляет, в левой держит Евангелие, открытое на словах: «Придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). К ногам Спасителя припадают коленопреклоненные святые: преподобный Сергий Радонежский и преподобный Варлаам Хутынский. Техника исполнения: темперная живопись. Размер иконы: 2,2 х 1,5 метра. Существующие сейчас красочные слои относятся реставраторами к первой половине — середине XVII века; икона поновлялась в 1738 и 1868 годах. Возникновение иконы Спасителя на Спасской башне датируется началом XVI века. Считается, что первый образ был написан в 1514 году в благодарность за взятие Смоленска. Как повествует предание, при нашествии хана Мехмет-Гирея в 1521 году пожилой старице Вознесенского монастыря, находившегося в Кремле, было видение, в котором молитвами преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского Москва была избавлена от разорения иноверцами. С этим преданием связывается появление изображений преподобных Сергия и Варлаама у ног Спасителя на иконе.

http://patriarchia.ru/db/text/1259438.ht...

52. Под Деисусом имеется в виду иконостас. 53. Патриаршая или Никоновская летопись.//ПСРЛ. Т. 13. М., 1965, с 153. В пожаре же 1476 г. распался совсем придел Петропавловский. 54. Борисова Т.С. О датировке древнейшей из сохранившихся Описей Успенского собора.//Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1985, с. 246-259. Ibid. 55. РИБ. Т. III. СПб., 1876. Стб. 365. 56. Там же. Стб. 366. 57. Там же. 58. Там же. Стб. 440 59. На первом этаже располагалась соборная ризница. 60. Щенникова Л.А. Иконостас Дмитриевского придела Успенского собора и " антикварная " реставрация начала XX века.//Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1985. С. 161-164. 61. Есть некоторые исторические основания полагать, что у " гробной доски " солунского мученика преследуемые люди могли искать зашиты. Так, в событиях бурных классовых столкновений в 1547 г. ненавистный временщик Ю.В. Глинский пытался спрятаться от толпы именно в приделе великомученика Дмитрия Солунского, но народ " изынав его " отттуда и бесчеловечно убил в самом храме близ митрополичьего места (характерно, что не в приделе). - См. Корецкий В.И. Успенский собор как памятник идейно-политической жизни Москвы конца XV - начала XVII века.//Государственные Музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. VI. История и реставрация памятников Московского Кремля. М., 1989, с. 72. 62. Э. С. Смирнова. Указ. соч., с 246; Qircic S. Proxkynetaria Icons. Sainf s Tombs and the Development of the Icoirosfcasis.//Тезисы конференции " Иконостас Происхождение. Развитие. Символика. " Спб., 1995. С 8. 63. Там же. 64. Забелин И.Е. История города Москвы. М, 1902, с 74. 65. Шеляпина Н.С К истории изучения Успенского собора Московского Кремля.//СА, 1972, 1, с 200-202. 66. Рындина А. В. О литургической символике древнерусских серебряных панагий.//Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. Спб., 1994. С. 204-219. 67. Ovearov N. Sur l " iconogarphie de St. Georges aux Xl-XIIe siecles.//Byzantinoslavica. LIL Prague, 1991. P. 129.

http://sedmitza.ru/text/514948.html

804 Акт от 5/V 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 20. В Патриаршую ризницу покров был передан в 1890-х гг. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 21, 1893–1989 гг., д. 28, л. 51). 805 Акт от 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 6 об. Покров был передан из собора в Патриаршую ризницу в 1890-х гг. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 21, 1893–1898 гг., д. 28, л. 54). 806 Покров «Митрополит Иона», кат. «Митрополит Филипп», кат. «Царевич Димитрий», кат. 808 Крышка от древней раки хранится в Музеях Московского Кремля инв. МР-9989; размер 152х60 (см.: Ненарокомова, Сизов 1978. С. 52, ил. на с. 53). В 1812 г. серебряный оклад древней раки, за исключением крышки, вероятно спрятанной, был похищен солдатами Наполеона, и в 1813 г. была сделана новая рака. 811 В Описи Оружейной палаты сказано: «Прорывы ткани и под-кладки от разрыва снаряда в помещении 6. Патриаршей ризницы в октябре 1917 г.». 813 Так называет ткань В. К. Клейн в своем очерке о древних тканях (см.: Клейн 1925. С. 47, рис. 31 на с. 46). Архиепископ Савва отмечает, что «этот саккос относился к числу дорогих облачений и употреблялся только по праздникам» и что «приклад снят с Евдокимовского саккоса» (Савва 1883. С. 22). 818 См., например, их изображения на пелене первой половины XVI в. в ГИМ, инв. РБ-4 (Маясова 1971 (1). Ил. 41). 820 См.: Сергиево-Посадский музей, инв. 2429 (деталь надписи на покрове см.: Свирин 1963. Ил. на с. 132). Это дало нам основание вначале предположить, что палица вышла из этой мастерской (см.: Маясова. 1997). 822 См.: Соломина 1982. С. 44–47, и Другие произведения, вложенные им в этот монастырь, см.: Там же 10. 823 Акт от 1927 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1927 г., д. 20, л. 41 об., 13 (назван подвесной пеленой). 824 Содержание надписи устанавливается по сохранившимся фрагментам. В современном прочтении: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго ти сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Являйся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе» (Минея. Январь 6 часть первая. М., 1983. С. 236, 6 января).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Ростовский кремль окружен крепостной стеной с 11 башнями. В комплекс кремля также входят: Успенский собор, Звонница Успенского собора, Святые ворота, церковь Воскресения, церковь Иоанна Богослова, церковь Спаса на Сенях, церковь Одигитрии, церковь Григория Богослова, Красная палата, «Дом на погребах», Самуилов корпус, Белая палата, пруд, Митрополичий сад. Успенский собор и Звонница Успенского собора находятся внутри кирпичной стены, однако они вынесены за основную крепостную стену Ростовского кремля. Рядом с ними находятся северные Святые ворота в кремль, над которыми стоит церковь Воскресения. Успенский собор — бывший кафедральный собор Ростово-Ярославской епархии. Он был построен на месте древнего храма приблизительно в 1508–1512 годах. При митрополите Ионе собор был перестроен и образовал единый архитектурный ансамбль вместе с Ростовским кремлем. Звонница Успенского собора вытянута корпусом с севера на юг и расположена рядом с Успенским собором. Она была построена по заказу митрополиты Ионы. Именно с нее началась знаменитая традиция ростовских колокольных звонов. Благодаря тому, что звонница расположена рядом с озером Неро, звучание колоколов слышно на расстоянии нескольких километров. Святые ворота ведут внутрь Ростовского кремля. Сейчас они используются как один из входов на территорию комплекса. Здесь можно купить билет на осмотр зданий ансамбля. Однако главный вход в музей расположен с западной стороны кремля. Там находится касса, где продаются билеты на осмотр росписей храмов и музейных экспозиций. В центре внутреннего двора Ростовского кремля расположен пруд, символизирующий, по замыслу митрополита Ионы, воды священной реки Иордан. Вокруг него, вдоль стен, располагаются (если двигаться взглядом против часовой стрелки): надвратная церковь Воскресения, расположенная над северными Святыми воротами и являющаяся входом в экспозицию «Переходы по стенам кремля» с осмотром интерьеров церквей; церковь Одигитрии; церковь Иоанна Богослова, расположенная над главным музейным входом; Красная палата; вход в Митрополичий сад; лестница, ведущая наверх, к церкви Спаса на Сенях и Белой палате; Самуилов корпус; вход в княжеские терема; Водяная башня со смотровой площадкой; Дом на погребах, где размещены гостиница и кафе.

http://sobory.ru/article/?object=03271

467 Это песнопение обычно сопровождает произведения иной иконографии. Так, оно приведено на иконе Рогожского кладбища середины XVI в. и на левой нижней части так называемой «Четырехчастмой» иконы Благовещенского собора Кремля (1547–1554). Здесь над толпами молящихся изображены Ветхий деньми и воплощение Единородного сына в трех сценах – «Благовещение», «Рождество» и «Богоявление» (см.: Подобедова 1972. Ил. 8 и 1). 472 Хоругвь была вложена в новгородскую церковь Никиты Великомученика, возможно, также Исааком Шаховым. Хранится в ГРМ, инв. ДРТ-20 и ДРТ-30 (см.: Лихачева 1979. С. 406–412; автор относит хоругвь, на наш взгляд ошибочно, к первой половине XVI в.). 480 Акт от 29/VIII 1931 г. и опись передаваемых вещей – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, д. 14, л. 26. 482 Акт от 29/VIII-1931 г. и опись передаваемых вещей – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1931 г., д. 14, л. 26. 483 См. кат. 25, 31. По трактовке образа близка к пелене с таким же изображением в Сергиево-Посадском музее (Инв. 596). 484 Акт от 21/V1I 1925 г., согласно которому числилась как икона в Большом Кремлевском дворце «в опочивальне их величества» – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 1, оп. 3, д. 4, л. 320. 487 Примеры изображений «Богоматери Воплощение»: «Неопалимая Купина» (тип «Воплощение») на пелене с избранными снятыми конца XV в. из Кирилло-Белозерского монастыря («Пречистому образу Твоему поклоняемся...» 1994. Кат. 155), в медальоне с четырьмя херувимами (неверно назван «Знамение») на пелене второй половины XV в. (Лихачева 1980. Кат. 43, ил. нас. 62), на пелене середины XVI в. (неверно назван «Знамение») (Искусство Рязанских земель. 1993. Кат. 3, ил. 84, 85, кат. 5, ил. 88), на сударе 1598 г. из Архангельского собора Московского Кремля (см.: кат. 67). 490 Акт от 29/VIII 1931 г. и опись передаваемых вещей – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1931 г., д. 14, л. 20. 491 Икона хранится в ГТГ, инв. 12767 (см.: Древнерусское искусство [ГГГ]. 1995. Кат. 47, а также ил. 4 в настоящем издании).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

В 1929 г. Вознесенский монастырь был уничтожен. На этой территории в 1932-1934 гг. была построена Военная школа имени ВЦИК. В 1950-х гг. здание было передано Верховному Совету СССР, в 1958 г. его часть перестроена под Кремлевский театр на 1,2 тысячи мест. В последнее время в корпусе размещались административные службы администрации президента и комендатуры Кремля. Президент России Владимир Путин предложил план преобразований территории внутри Московского Кремля, в частности, восстановить два монастыря и церковь, находившиеся на месте 14-го корпуса Кремля до 1930 года. http://ria.ru/spravka/20140731/1018344553.html Вознесенский женский монастырь в Московском Кремле принадлежал к числу древнейших монастырей Москвы и наиболее почитаемых обителей России. Его основание связано с именем великой княгини Евдокии Дмитриевны, жены великого князя Дмитрия Донского. Брак Евдокии Дмитриевны, дочери великого князя Суздальского и Нижегородского, с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем стал не только важным политическим союзом, но и образцом супружеского благочестия. Евдокия прославилась праведной жизнью и благотворительностью. В 1407 году в основанном ею ранее Вознесенском монастыре великая княгиня заложила белокаменный храм во имя Вознесения Господня. Вскоре она приняла постриг с именем Ефросинии и после кончины была погребена в оснванной ею церкви. С этого времени на протяжении более трёх столетий Вознесенский храм являлся местом упокоения великих княгинь и цариц, крупнейшим великокняжеским и царским некрополем Кремля. Под его сводами были похоронены Софья Витовтовна, жена великого князя Василия I, Софья Палеолог, жена великого князя Ивана III, Анастасия Романовна, первая жена царя Ивана IV Грозного, Ирина Годунова, жена царя Фёдора Иоанновича, Наталья Кирилловна, мать императора Петра I, и другие русские государыни. Вознесенский монастырь располагался у Спасской (Фроловской) башни Кремля. К началу XX века на его территории находились три храма - Вознесенский собор, церковь Святого Михаила Малеина XVII века и церковь Святой Екатерины, построенная по проекту архитектора К.И. Росси в начале XIX века. Собор во имя Вознесения Господня, заложенный княгиней Евдокией, несколько раз горел и перестраивался. Окончательный облик он принял в конце XVI века при царе Фёдоре Иоанновиче, образцом для него послужил Архангельсий собор Кремля, усыпальница великих московских князей и царей.

http://sobory.ru/article/?object=21397

Чудов монастырь. XIX, XX и … XXI века? Разрушение монастыря — очень тяжёлая архитектурная рана Кремля, наверное, самая тяжёлая его утрата в XX веке. 31 июля, 2014 Разрушение монастыря — очень тяжёлая архитектурная рана Кремля, наверное, самая тяжёлая его утрата в XX веке. 31 июля Президент России Владимир Путин на встрече с мэром Москвы Сергеем Собяниным, комендантом Кремля Сергеем Хлебниковым и архитекторами обсудил планы по развитию Кремля. В ходе разговора глава государства предложил вместо 14-ого корпуса Кремля восстановить снесенные при советской власти два монастыря и церковь. Владимир Путин подчеркнул, что такой план может быть реализован только после одобрения общественностью и ЮНЕСКО, сообщает  «Интерфакс» . «Нужно обсудить этот вопрос с московской архитектурной общественностью, согласовать этот вопрос с ЮНЕСКО», — сказал он. Президент полагает необходимым «проработать этот вопрос, чтобы спокойно, основательно подойти к решению этой задачи, если ее сочтут целесообразной». Владимир Путин добавил, что знает, насколько чувствительны подобные вопросы для архитекторов и специалистов. Комментируя предложение президента, мэр столицы Сергей Собянин отметил, что реализация этого проекта займет как минимум год, а «если делать какой-то проект специального сквера или парка — то еще больше времени». В свою очередь, вице-президент Российской академии художеств Дмитрий Швидковский заявил журналистам, что вопрос о восстановлении исторических зданий на месте бывшего 14-го корпуса пока еще находится в стадии решения. По его словам, проект необходимо разработать, согласовать с ЮНЕСКО, и это займет не меньше года — двух лет. Сергей Собянин также отметил, что решение о сносе 14-го корпуса и создании на его месте сквера с возможным последующим восстановлением существовавших здесь ранее памятников архитектуры находится «в одной логике решений, которые принимаются в последние годы». Мэр столицы пояснил, что «речь идет о том, что Красная площадь, дом 5 передан ФСО музеям Кремля, Зарядье отдано под парк, Никольская улица сделана пешеходной, Маросейка тоже становится практически пешеходной — все это создает огромную туристическую зону».

http://pravmir.ru/chudov-monastyir-xix-x...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вид Московского Кремля архитектурно-исторический комплекс в центре Москвы . На территории Кремля располагаются: резиденция Президента Российской Федерации, Музеи Московского Кремля, театрально-концертный центр - Государственный Кремлевский дворец. На протяжении веков М. К. являлся средоточием политической власти России, ее духовным центром, ядром рус. Православия. После 70-летнего перерыва в Кремле возродилась церковная жизнь, были вновь освящены соборы и др. кремлевские храмы, где по престольным праздникам и иным праздничным дням совершается богослужение, как правило, при участии Патриарха Московского и всея Руси. Исторический очерк (до 3-й четв. XV в.) Ранний период (до XIV в.) в развитии Москвы, а соответственно и ее Кремля (что было равнозначным вплоть до нач. XVI в.), очень слабо отражен в письменных источниках. Анализ археологических находок на территории Кремля помогает несколько прояснить картину его развития в то время. Данные археологии свидетельствуют об освоении человеком Боровицкого холма с глубокой древности. Первые следы пребывания здесь людей относятся к бронзовому веку. Возле Спасских ворот и рядом с Архангельским собором найдены каменные топоры фатьяновской культуры (II тыс. до Р. Х.). С наступлением железного века связано появление на Боровицком холме укрепленного поселения. Археологами обнаружены остатки городища дьяковской культуры, существовавшего в VIII-III вв. до Р. Х. на месте Архангельского собора и вокруг него. Были найдены окружавшие городище валы и рвы, а также фрагменты керамических изделий. Второе подобное городище, возможно, находилось на склоне холма, близ Боровицких ворот. К моменту появления Москвы эти городища давно уже были заброшены. Новый город возник на территории, освоенной слав. племенем вятичей, известным летописцам еще с кон. IX в. Точное время появления поселения вятичей на Боровицком холме, а также конфигурацию последнего установить сложно. По мнению большинства исследователей, его укрепленная часть находилась у юго-зап. оконечности Боровицкого холма. На этой территории археологами были обнаружены осколки поливной керамики, височные кольца, гривны, перстень-печатка, отходы ремесленного производства, в т. ч. ювелирного, свинцовая печать, некогда скреплявшая грамоту Киевского митрополита, жившего на рубеже XI и XII вв. В этой части совр. Кремля размещалась, согласно преданию, относящемуся к XVII в., «первая на Москве» ц. Рождества св. Иоанна Предтечи под Бором. На месте Успенского собора находилось кладбище, где, вероятно, стояла деревянная церковь, предположительно освященная во имя вмч. Димитрия Солунского.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010