На фоне общего кризиса империи греч. население со 2-й пол. XVII в. вступило в полосу экономического подъема. В результате экспансии в Средиземноморский регион под контролем османов оказались важнейшие морские торговые пути, связывавшие Европу, Сев. Африку и Ближ. Восток. Греки, контролировавшие ряд направлений в османской торговле, сумели воспользоваться этим преимуществом. Дополнительные выгоды при ведении внешнеторговых операций греки получили по условиям нек-рых договоров, завершавших войны Османской империи с европ. гос-вами: Карловицкий мир (1699) предоставил османским купцам право ведения торговли на территории Австрийской империи, Кючюк-Кайнарджийский договор (1774) разрешил торговым судам христ. подданных султана ходить под рус. флагом и т. п. Мощную подпитку греч. торговле дала Французская революция 1789-1799 гг., в результате к-рой франц. левантийская торговля оказалась практически уничтоженной, а освободившиеся рынки заняли греки. В посл. четв. XVIII в. греч. купцам удалось взять в свои руки практически все поставки хлеба из портов Египта и Чёрного м. в Вост. и Зап. Средиземноморье. Быстрыми темпами развивалось судостроение, наибольшего размаха оно достигло на о-вах Идра, Спеце и Псара, где уже в нач. XIX в. применялись капиталистические принципы организации труда. К этому времени грекам принадлежало уже ок. 5 тыс. торговых судов с 90 тыс. матросов. Наличие такого количества транспорта в значительной степени способствовало развитию торговли и расширению слоя купечества, постепенно превращавшегося в торговую буржуазию. Важным фактором, способствовавшим расширению слоя купечества среди греков, было возрастание в XVIII в. греч. эмиграции из Османской империи. Бегство на Запад греч. интеллектуалов и представителей знати началось уже в поздневизант. время. Среди греч. книжников, обосновавшихся в Европе в кон. XIV-XV в., были Мануил Хрисолор, Виссарион Никейский, Андроник Каллист, Иоанн Аргиропулос, Димитрий Халкокондил, Янос Ласкарис и др. Большинство из них поселились в Риме, Милане и Флоренции. С их именами связано начало преподавания греч. языка в Европе и возрастание интереса к древнегреч. истории и культуре. В результате неск. волн греч. эмиграции в целом ряде европ. городов сформировались крупные и хорошо организованные общины греков. Одной из них была община в Венеции, где в кон. XV в. было основано изд-во Альда Мануция, почти 100 лет публиковавшее большое количество греч. текстов. С ним сотрудничал греч. филолог Марк Мусурос. В XVI-XVII вв. крупнейшие греч. центры располагались в гос-вах Апеннинского п-ова, в XVII-XVIII вв. наиболее активно действовали греч. общины в Российской и Австрийской империях. Греч. общины в европ. городах имели свои храмы и пользовались правами религ. автономии. Общинные храмы были центрами не только религ., но и общественной жизни.

http://pravenc.ru/text/597843.html

Подобная деятельность не могла не вызвать критику со стороны консервативно настроенной части византийского общества. Однако «новые византийские» интеллектуалы в своём большинстве уже были недоступны для своих критиков. Они находились в другом, параллельном семиотическом пространстве «византийской реальности». Для них на первое место выходит не внутривизантийская полемика с идеологическими противниками, а активизация контактов со своими западными коллегами. Это часто давало повод для обвинений их в ренегатстве и культуртрегерстве, однако это не могло помешать наращиванию греко-латинскому интеллектульному взаимообмену. Имя византийской философии состоит в акте массовой эмиграцией своих представителей в Италию, как бы это не выглядело иронично на фоне другой эмиграции, которая произошла почти тысячу лет назад с афинскими философами из Академии. В университетах Падуи, Флоренции, Милане, Павии и Риме можно было встретить византийских мыслителей, преподающих философию, греческий язык и прочие дисциплины. Учителя таких выдающихся итальянских деятелей Возрождения как Петрарка, Боккачо, Подтино, Ауриста, Лоренцо Валла, Флавио Биондо были византийские полигисторы: Мануил Хрисолор, Висарион Никейский, Иоанн Векк и Димитрий Кидонис. Такой итог философии в Византии был неслучаен, так как в это же время на уровне государственной идеологии в империи господствовала мистическая теория исихазма, черпающая свои теоретические положения из новозаветного интуитивизма. В третьей главе «Византийская цивилизация в пространстве «большого» времени» исследуются особенности философско-исторических взглядов византийских авторов, сущность и природа такого явления как византизм, а так же анализируется комплекс проблем, связанных с определением византийской цивилизации в системе координат Восток – Запад. В первом параграфе обосновывается идея об особой философской нагрузке византийского исторического текста. Это явление имеет под собой глубокие корни: во-первых, становление новой христианской идеологической системы, кардинально изменившей облик всего мира и трагическая гибель части (имеется ввиду Заподно-римской империи) культурного ареала значительно расширили мировоззренческие горизонты историка; во-вторых, официальный запрет на занятие традиционной философией, вынудил её переместиться в параллельное пространство истории. Именно там, в период между 5 и 10 веками, формируются оригинальные философско-исторические концепции. Не случайно византийский историк Феофилакт Симокатта начинает писать свою «Историю» с символического диалога между философией и историей, где первая нарекается громкими именами «царица всех наук», «океан безбрежного знания и мудрости». Однако, именно история характеризуется как «... самое главное, что создано разумом», так как «... мужу даёт она многостороннее удовольствие, для души же она лучшая школа и воспитание, ведь для людей любознательных нет ничего более привлекательнее чем история»/99:24/.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закинтос; роспись плафонов в ц. вмч. Мины на о-ве Лефкада (1762) - под записью). Живопись Яннакиса Кораиса, прозванного Кастриносом († 1799), близка к произведениям раннего Возрождения. «Литания» (изображение крестного хода) для ц. сщмч. Харалампия в г. Закинтос (1756) длиной ок. 7,5 м была выполнена по образцу полотна Дж. Беллини «Крестный ход на площади св. Марка» (1494), известного благодаря сделанной с него гравюре. К ранним работам Николаоса Кутузиса (1741-1813), ученика Н. Доксараса, относится многофигурная «Литания» (в соборе мон-ря свт. Дионисия Закинфского). Впосл. Кутузис обучался в Венеции в мастерской Дж. Б. Тьеполо и стал продолжателем живописных экспериментов М. Караваджо. Сохранились 4 его картины со сценами из жития Пресв. Богородицы, написанные для ц. свт. Спиридона (Агиос-Спиридон ту Флабуриари), где Кутузис был приходским священником, а также «Распятие с предстоящими» (в наст. время в Византийском музее г. Закинтос), портреты и др. В той же манере работал закинфский худож., ученик Кораиса и член «Филики Этерии» Николаос Кадунис (1768-1834), в творчестве к-рого прослеживается влияние маньеристов Понтормо и Россо Фьорентино ( Παπανικολου. 2002. Σ. 42). Кисти Кадуниса принадлежат «Литании», значительное число икон и портретов. Ученики Кадуниса - Герасимос Пидзаманос, Дионисиос Калливокас, Антониос Рифиос и Дионисиос Цокос - работали уже в эпоху классицизма. С созданием в 1805 г. на Керкире учениками А. Кановы Павлосом Просалендисом (1784-1837) и Димитриосом Пиерисом (1785-1809) художественной школы (в 1808-1815 преобразована в академию) Г. получила собственную базу для подготовки художников академического стиля живописи. Христос Пантократор. Икона. Мастер иером. Дионисий Фурноаграфиот. 1-я пол. XVIII в. Христос Пантократор. Икона. Мастер иером. Дионисий Фурноаграфиот. 1-я пол. XVIII в. Среди художников, представителей ионической школы, известны также: на Керкире - Георгиос Хрисолорас (1723-1761) и Ангелос Димисианос (упом. в 1794-1802), на Кефалинии - Леон Ласкарис Лихудис (упом. в 1734), Андреас Карадинос (1703-1740) и Евстафиос Карусос (1756-1818), на Лефкаде - Спиридонас Марадзос († 1769), на Закинфе - Стилианос (1732-1786) и Андреас († 1785) Ставракисы.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Кузмичев, Сергей Димитр., Моск. куп. Кукин, Конст. Кирил., пот. поч. граж. Кутырин, Михаил Дим., Моск. купец Куфаев, Ник. Ал-еев., свящ. Ворон. губ. Лапенский, Ив. Ив., Инспект. Виф. дух. сим. Ласточкин, Мих. Павлин., Моск. свящ. Ласточкин, Петр Иванович Лебедев, Ал-ий Ал-ндр., свящ. Моск. Лебедев, Ник. Конст., свящ. Моск. Лепешкин, Серг. Ник., пот. поч. гр. Ливанский, Илья Вас., свящ., законоуч. Орл. реал. уч. Линеровский, Ник. Дм., свящ. Моск. Липягов, Серг. Сем., пом. смотр. Вятс. д. уч. Лучинин, Вас. Петр., лектор М. Д. Академии Любецкий, Дим. Ив., Смотр. Петрозав. д. уч. Любимов, Ал-др Иоанн., прот. Моск. Лямина, Елизавета Сем., вдова Действ. Стат. Сов. Лямин, Серг. Ив., пот. поч. гр., инжен.-мех. Малиновский, Ник. Плат., свящ., Инсп. Ставр. д. сем. Малютина П. С-вей Т-во Мальярд, Емельян Самойл., Моск. мещ. Марков, Вас. Мих., свящ. Моск. Марков, Конст. Мих., свящ. Моск. Марков, Серг. Мих., Моск. свящ. Мартынов, Ал-др Вас., прот., проф. бог. в Москов. Сельск.– хоз. инст. Менандр, архим., Ректор Костр. дух. сем. Мещерский, Ив. Вас., князь, Д. Ст. Сов. Михайлов, Макс. Дм., Моск. куп. Модестов, Ал-др Вас., свящ. Моск. Модестов, Мих. Вас., свящ. Моск. Модестов, Ник. Ал-др., свящ. Моск. Модестов, Серг. Серг., прот. Моск. Мозолевский, Григ. Димитр., свящ. Седл. губ. Молчанов, Ал-др Илар., свящ. Моск. Молчанов, Ник. Иоан., свящ. Моск. Молчанов, Ник. Петр., Моск. куп. сын Морозов, Ефим Конст., Моск. куп. Моск. Гор. Кредит. Общество Муретов, Митр. Димитр., проф. М. Д. Академии Мышцын, Вас. Никанор., доцент М. Д. Академии Мякишев, Ал-др Феодор., пот. поч. гр. Мячин, Ник. Иоан., свящ. Моск. Найденов, Мих. Степ., Моск. 2-й г. куп. Найденов, Пав. Степ., Моск. 1-й г. куп. —28— 295. Некрасов, Вас. Ильич, свящ. г. Твери Некрасов, Дим. Петр., свящ. Моск. Некрасов, Илья Феод., прот. Моск. Неокладнов, Ал-др Бор., Моск. куп. Низовцев, Пав. Ив., преп. Том. дух. учил. Никитин, Ив. Семенов. Николин, Иван Петр., преп. Виф. д. сем Никольский, Мих. Димитр., прот. Моск. Орлов, Ал-др Евфим., прот., Рект. Арханг. д. сем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Былов, Ник. Ник., преподаватель Пенз. д. сем. Быстровидов, Ал-др Мих., преп. Ставр. еп. ж. уч. Бычков, Антон Феодор., Моск. куп. Белкин, Серг. Ив., пот. поч. граж. Белокуров, Серг. Ал-еев Белоусов, Иван Иван. Бельский, Сергей Дим. прот. г. Кирсанова Беляев, Андр. Андр., преп. Виф. д. сем. Беляев, Ал-др Дим., проф. М. А. Академии Васильев, Никита Вас., Моск куп. Введенский, Ал-ей Ив., проф. М. Д. Академии Веригина, Татьяна Ив., жена свящ. Веселовский, Мих. Андр., свящ., инс. классов Влад. еп. ж. уч. Викторсон, Анна Дим. Виноградов, Ник. Ив., ст. сов. Виноградов, Ник. Пав., дворян. Вишняков, Вас. Павл., свящ. Моск. Владимиров, Ал-др Ефим., поч. граж. Воздвиженский, Вас. Димитр., диак. Моск. Воздвиженский, Мих. Мих., прот. Моск. Воздвиженский, Петр. Дим. свящ. Моск. Волконский, Петр Григ., светл. князь. Воронцов, Влад. Вас., священ. Моск. Воропанова, Елиз. Мих., дворянка. Воскресенский, Григ. Александр., проф. М. Д. Академии Воскресенский, Ник. Матв., свящ. Моск. Всехсвятский, Ник. Дим., секретарь М. Д. А. Вяземская, Ольга Мих., княгиня. Гаврилова, Варвара Никол. Голикопский, Митрофан Яковл., прот. Моск. Герасимов, Евлампий Петрович. Гильдебрандт, Яков Аполл., адмирал Гинцбург, Ал-др Димитр. Глаголев, Матв. Димитр., прот. Моск. Глаголев, Сергий Серг., доц. Моск. Д. А. Годнев, Генн. Вас., прот., Рект. Ниж. д. с. Головин, Иаков Егоров., прот., Смотр. Ряз. д. уч. Голубев, Павел Ал-др., ст. сов. Голубинский, Дим. Феодор., проф. М. Д. А. Голубцов, Ал-др Петр., проф. М. Д. А. Голышев, Иван Петр. Горбова, Софья Ник., вдова пот. поч. гр. Гречанинов, Серг. Степ., свящ., пом. смотр. Волокол. д. учил. Громогласов, Илья Михайл., доц. М. Д. А. Грузов, Арк. Феод., смот. Сум. Д. уч. Гюбнер Т-во. Демидов, Конст. Вас., священ., законоуч. Новоб. уч. сем. Димитревский, Ник. Вас., священ. Моск. Добров, Серг. Степ., учит. Шацк. д. уч. Доброгорский, Ал-др Арк., прот. Моск. Добролюбов, Ал-др Феод., свящ. Моск. Добронравов, Дим. Феод., свящ. Моск. Донской, Ал-др Варсон., помощ. инсп. Костр. д. с.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Действительно, мой отец через некоторое время женился на моей матери. В 1958–1959 году он работал шофером в еврейском посольстве. Однажды, когда он мыл машину, во двор вошел человек и спросил о Димитре, т. е. назвал имя моего отца. Времена были смутные и мой отец, так как не был знаком с посетителем, сказал, что Димитр отсутствует, но спросил, для чего ищут его. Человек (Петр Данаилов – впоследствии на протяжении долгих лет наш друг) сказал, что его послала Ванга встретиться с человеком, обутым в сапоги, и что по тому он узнает, что это Димитр. Мой отец на тот момент был в сапогах, потому что мыл машину. Как увидел, что его раскрыли, признался, что он и есть то лицо, которого ищут. Посетитель сказал, что послан Вангой с поручением передать, что она знает, что у Димитра несколько дней тому назад родился ребенок – мальчик, и ждет чтобы его покрестить, как она в свое время уже предложила . В этом рассказе есть несколько моментов – видения на расстоянии событий, происходящих в настоящем; Ванга хорошо знала (с помощью “сил”), что происходит вблизи или вдалеке от нее, как зовут человека перед ее дверью, кто его подруга, впоследствии она “видела”, что у него родился ребенок, “видела” как одет Димитр на данный момент и т.д. Как мы уже объяснили, демоны имеют полное знание о настоящих событиях. С точки зрения духовной, Ванга и ее силы “обвязывали”, “подчиняли” таких людей, и хотя иногда гадалка давала им и духовные советы (принимать Крещение, читать Библию и т.д.), это было только благовидным поводом, за которым скрывалась невидимая, но реальная бесовская обвязанность. Любопытно как продолжает дальше рассказ того же человека, Л. Георгиева: “Моя семья, семья Петра Данаилова и Ванги стали близкими. Мои родные ходили к ней в гости время от времени, даже ночевали в ее доме. Однажды вечером пришлось ночевать в одной комнате Вангиного дома и четверым вместе, но ночью они проснулись в испуге, потому что почувствовали, что что-то прошлось по их ногам, а потом послышался топот. В испуге, они позвали Вангу, а она им сказала, чтоб не боялись, потому что это – Святая Богородица.”

http://sueverie.net/vanga-portret-sovrem...

Передайте, Валериан Викторович, мою благодарность Гг. —541— Любимову 809 и Охотину 810 за их поздравление меня с праздником Пасхи. К Вам первому пишу в Казань. Потому Вы не поставьте себе тягость – исполните мои поручения и вне Академии. Начните с ближайших к Вам. Передайте мои поклоны достойным всякого уважения Александру Львовичу и Софье Димитриевне 811 с благословением Божиим им и детям их Димитрию Александровичу и Вере Александровне, или лучше, Верочке. Я узнал уже обоих братьев Софьи Дмитриевны – Павла Дмитриевича 812 уже месяца два (он и —542— у меня бывает), а Константина Дмитр. 813 только вчера увидел у Преосв. Агафангела 814 . Константин Димитриевич живо напоминает мне Софью Дмитр., а Павел Дмитр. напоминает мне более Верочку. Сотруднице Вашей в руководительстве детей – Наталье Ивановне и ее сестрицам Антонине Ивановне, Александре Ивановне , Ольге Ивановне и Анне Ивановне и маминьке их Христине Ивановне 815 также свидетельствуйте мое искреннее, участие во всем, что их касается. Александру Ивановну и Ольгу Ивановну 816 благодарю особенно за их письмо, и прошу их терпения ко мне, что доселе не писал ответа. Вы, Валериан Викторович, прочитайте им и Софье Димитриевне 817 также, если будет угодно, и кто пожелает из нижепоименованных все мое письмо до уроков педагогики, а если кто будет требовать, то и последние листки прочтите. Все они, включая в то число и Варвару Васильевну Любимову 818 , Екатерину Васильевну 819 с Александрой Васильевной 820 , Марью —543— Дмитриевну с Димитр. Станиславичем 821 , Ивана Димитр. Леонтьева 822 , Марью Михайловну 823 , Владимира Петр., с Парасковьей Андреевной 824 (которым справить мои поклоны любви и благодарности поручите Антонине Ив. 825 , также Горталовых 826 – Гаврила Ив., Пелагею Ив. и Петра Ив. с семейством 827 (которым, мои поклоны передать попросите также кого-нибудь из сестриц Дубровиных), равно и Лукошковых 828 Петра Васильича с семейством (которым мои поклоны нужно пере- —544— дать чрез г. Ивана Знаменского 829 отцу Стефану Ив. Покровскому священнику 830 , с поклонами и ему самому с Софьей Викт. и семейством, также О. протоиерею Викт. Петр. 831 , Ивану

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Орлов, Ал-ей Иван., преп. Тамб. д. сем. Орлов, Ник. Димитр., свящ., законоуч. Холм. Мар. уч. Орлов, Ник. Никит., преп. Тамб. дух. сем. Орлов, Петр Кирилл., свящ. Моск. Озеров, Сим. Сим., прот. Моск. Орехов, Феодор Артемьев. Остроумов, Валент. Васил., Моск. прот. Пальчиков, Ник. Вас., Стат. Сов. Парадоксов, Феод. Вас., свящ. Никольской ц. г. Сызрани. Парусников. Ал-ей Серг., свящ. Моск. Парфений, архим., Ректор Вифан. дух. сем. Пашутин, Ал-ей Сем., Моск. куп. Петропавловский, Иоан. Димитр., прот. Моск Покровский, Ал-др Григ., пом. смотр. Сумск. д. уч. Покровский, Викт. Тим., прот. Моск. Покровский, Иоанн Иосиф., свящ. Моск., законоуч. Коммерч. уч. Поляков, Ал-др Яковл., пот. поч. гражд. Поляков, Вас. Григ., инсп. клас. Устюж. Еп. жен. уч. Полянский Петр Феодор., пом. инсп. М. Д. Академии Попов Ив. Вас., доцент М. Д. Академии Поройков, Ал-др Павл., свящ. Моск. Портнов, Вал. Петр., Моск. куп. Порфирий, архим., Ректор Тавр. дух. сем. Поспелов, Иоанн Григор., каф. прот. г. Костромы Последов, Филарет Никит., свящ. Моск. Постников, Вас. Иоан., свящ. Моск. Потапов, Ал-др Ник., свящ. Моск. Преображенский. Феод. Петр., свящ. Моск. Приклонский, Иоанн Иоан., прот. Моск. Приклонский, Петр Вас., прот. Моск. Прокофьев, Ив. Ал-др., пот. поч. гражд. Пронин, Ник. Петр., Моск. куп. Прорубников, Фед. Феод. Прусаков, Серг. Семен. Пшеничников, Вас. Никиф., прот. Моск. Петухов, Иван Никол. Раввинов, Ник. Никан., преп. Виф. дух. сем. Разумихин, Арс. Иоан., свящ. Моск. Ремов, Феод. Георг., свящ. Моск. Рождественский, Иоан. Вас., свящ. Моск. Рождественский, Серг. Дим., преп. Моск. д. сем. Розанов, Евл. Григ., преп. Нижег. д. сем. Рубин, Петр Вас., прот. Моск. Рудаков, Влад. Аи-еев., шт.-ротм. в отс. Руднев, Мих. Иоан., прот. Моск. Румянцев, Феод. Иоан., прот. Моск. Рыбакова, В. П. г-жа. Садковский, Серг. Макс., свящ. Моск. Сапожников, Влад. Григ., Мануф.-Сов. Сатина, Ксения Фаддеевна Сахаров, Серг. Христоф., пом. инсп. Псков. д. сем. Семенов, Егор Семен., пот. п. гр. Сергиевский Вас. Филар., свящ. Моск.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Феодор чтец ; «Констанций царствовал двадцать четыре года и пять дней. В его время принесены в Константинополь останки святых апостолов – Тимофея (за восемь дней до июльских календ), Андрея и Луки (за пять дней до мартовских нон), и положены в освященном им великом храме святых апостолов». Филостор. и Феодор. чтец. Истор. церк. стр. 331, 533. Спб. 1853. 27 Похвала святому и всехвальному апостолу Андрею. Patrol. curs. compl. t. CV. p. 53–80. Paris. 1862. 28 Сказание о снятом апостоле Христовом Андрее, между учениками первозванном. Combefis. Biblioth. patr. concionator. tom. VI. pag. 44–50. Paris. 1662. Снес. Fabric. Biblioth. graec. vol. IX. pag. 54. Hamburg. 1737. 30 Зилот и Кананит суть проименования одного и того же Симона ( Мф. 10:4 ; Лк. 6:15 ), апостола из двенадцати, а то и другое проименование означает ревнителя и, вероятно, члена секты зилотов, к которой Симон принадлежал, может быть, до апостольства (Филарет. Начерт. церковно-библейск. истор. стр. 587. Москва. 1844 г.). Так как другого Симона, прозываемого Зилотом или Кананитом, нет и в числе семидесяти апостолов (св. Димитр. рост. Чет. мин. январ. лист. 45–52. Москва. 1856 г.); то надобно полагать, что таковой Симон, по прозванию Зилот или Кананит, отличный от Симона, Зилота же или Кананита, что из двенадцати, был из числа тех апостолов, о которых говорит Евсевий: «легко усмотришь, что у Спасителя было учеников более семидесяти, если обратишь внимание на свидетельство Павла, который говорит, что по воскресении из мертвых Спаситель явился сперва Кифе, потом двенадцати апостолам, затем более пятисот братиям единою ( 1Кор. 15:6 ), из которых иные, по его словам, уже умерли, а большая часть еще жила в то время, когда он писал это» (Евсев. Истор. церк. кн. 1, гл. 12, стр. 49. Спб. 1848 г.). К числу таковых апостолов принадлежат например: Лазарь четверодневный, Максимиан, Иосиф аримафейский, Никодим, Гамалиил и проч. (св. Димитр. рост. Чет. мин. январ. л. 52 на обор.–54. Москва. 1856 г). К числу таковых же апостолов, надобно, говорим, полагать, принадлежал и другой из Симонов Зилотов или Кананитов, раздельно упоминаемых под этими проименованиями в настоящем сказании. 33 О перенесении мощей св. ап. Андрея, также Луки и Тимофея, Артемием, по повелению Констанция, в Византию говорит Метафраст и в описании мученичества Артемия. Метафр. Opp. t. II р. 1164. Paris. 1864. Снес. Никифор. каллист. Ecclesiast. histor. lib. II cap. 43 p. 142. Francof. 1588. Смотр. также выше. 34 О жизни, деяниях и кончине святого всехвального первозванного апостола Андрея. Patrolog. curs. compl. t. CXX. p. 216–260. Paris. 1864. 35 Т. е. при Константине Копрониме, которого называли в свое время предтечею антихриста. Кедрин. Histor. compendium; орр. t. 1 p. 868. Paris. 1864.

http://azbyka.ru/otechnik/books/21760-sk...

На Руси по-видимому были масоны православные. Тако- —77— вым покойный В.О. Ключевский вслед за митрополитом Платоном считал Новикова. И несомненно, что у нас были и есть глубоко православные люди, симпатизировавшие и симпатизирующие масонам. Проф. М.Д. Академии П.С. Казанский в одной статье назвал масоном своего учителя и старшего товарища Ф.А. Голубинского. Сын Ф. А-ча Димитр. Феодорович показывал мне эту статью и говорил, что Казанский написал это „так“, т. е. попросту говоря, не подумавши. Но вместе с этим Димитр. Ф-ч не скрывал ни симпатий своего отца к масонам, ни своих собственных. Он показывал мне письмо одного и ныне здравствующего, и известного своим глубоким православием человека, который возмущался моим, по его мнению, легкомысленным отношением к масонству (в статье „Ф.А. Голубинский“) и который своё масонство утверждал на послании к Ефесянам ( Еф.2:19–22 ), видя во Христе краеугольный камень, а в каждом масоне – один из камней или кирпичей, из которых слагается церковь . Если масоны всего земного шара представляют собой единую координированную силу, а не совокупность различных, даже взаимно противоборствующих направлений, тогда мы можем выяснить эту силу, лишь узнавши эсотерическое учение в её высшей ступени. История религий учит нас, что были тайные секты, представлявшие право адептам низших ступеней держаться каких-угодно религиозных воззрений и форм, но на высших отрицавшие всякие религиозные требования (праведнику закон не лежит). Такие секты имели место в браманизме и в исламе. Несомненно, что подобные секты возникали и в христианстве. Представляет ли собой масонство подобное явление или оно есть нечто иное? Очень может быть, что учение масонов выяснится вполне лишь тогда, когда масонство перестанет существовать. Но если масонство и не есть мировая сила, то всё-таки оно – некоторая сила, и если его нельзя вполне выяснить, то можно выяснять отчасти и должно выяснять. С тридцатых годов XVIII столетия в России явились масоны, и вместе с тем стали появляться статьи и книги о масонах. Были периоды, когда о масонах говорилось много;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010