Крит. изд. готовится Д. М. Сирби в серии: Thomas de Aquino a Byzantinis receptus. Vol. 1: Demetrii Cydonis Defensio Sancti Thomae Aquinatis adversus Nilum Cabasilam. О соч. см.: Rackl M . Die ungedruckte Verteidigungsschrift des Demetrios Kydones für Thomas von Aquin gegen Neilos Kabasilas//Divus Thomas. Ser. 2. Freiburg, 1920. Bd. 7. S. 303-317 (анализ сочинения); Fyrigos. 2004. P. 27-72 (здесь: P. 60 sqq.); Podskalsky. 1977. S. 196-206. Фрагменты в нем. пер. см.: Rackl M. Der hl. Thomas von Aquin und das trinitarische Grundgesetz in byzantinischer Beleuchtung//Xenia Thomistica. Vol. 3: Tractatus historico-criticos continens. R., 1925. P. 363-389 (здесь: P. 380-389). Составлено против трактата Нилы Кавасилы (в 3 ч., изд. см.: ИАБ, 6. 1355-1356). Длинное опровержение этого сочинения К. написано Димитрием Хрисолором (PLP, N 31156) между 1425 и 1439 гг. в форме разговора Фомы Аквинского, Нила Кавасилы, К. и самого автора (о сочинении см.: Pasiourtides. 2012; Searby. 2012). Издание сочинения Хрисолора готовит В. Пасиуртидис в серии: Thomas de Aquino a Byzantinis receptus. Vol. 2: Demetrii Chrysolorae Refutatio operis Demetrii Cydonis «Contra Nilum Cabasilam» sub forma dialogi, in quo auctor ipse cum personis Thomae Aquinatis, Nili Cabasilae et Demetrii Cydonis loquitur. Предварительно текст опубликован в составе диссертации: Pasiourtides V. An Annotated Critical Edition of Demetrios Chrysoloras " Dialogue on Demetrios Kydones " Antirrhetic against Neilos Kabasilas: Diss. L., 2013. P. 189-397. 2. «К некоему другу об исхождении Святого Духа» (Ες τς λσεις τν παγομνων τπων τος παρ Πατρς κα Υο λγουσι τ Αγιον Πνεμα κπορεεσθαι; De processione Spiritus Sancti ad amicum quendam); не издано. Трактат с похожим названием (PG. 154. Col. 863-958), иногда приписываемый К., ему не принадлежит. Опровержение этого сочинения К. написано Иосифом Филагрием (PLP, N 29730; ИАБ, 6. 1610-1613). 3. «К господину Константину Асаню об апории, выдвигаемой паламитами, об ипостасных особенностях Троицы» (Πρς τν Ασν κρ Κωνσταντνον περ τς π τν Παλαμιτν προτεινομνης πορας π τος ποστατικος διμασι τς Τριδος; De personarum proprietatibus in Trinitate ad Constantinum Asanem); изд.: Candal M.

http://pravenc.ru/text/1684325.html

Мон-рь Пресв. Богородицы Палеокастрицы. XIII, XVI вв., о-в Корфу В декорации храмов столицы острова участвовали видные представители ионической школы, творчество которых в основном было связано с Закинфом: свящ. Николай Кутузис (1741-1813, ученик П. Доксараса и Дж. Б. Тьеполо) выполнил плафоны свода ц. Пресв. Богородицы «тон Ксенон» и иконы иконостаса собора Платитеры Пресв. Богородицы мон-ря , свящ. Николай Кадунис (1768-1834, в творчестве которого прослеживается влияние маньеризма) также писал иконы для монастыря Пресв. Богородицы Платитеры. К ионической школе принадлежат работавшие на Керкире художники: Георгиос Хрисолорас (1700-1760), Панагиотис Парамифиотис (работал в 1-й пол. XVIII в., упом. в 1724), Стефанос Пазигетис (упом. в сер. XVIII в.), Спиридонас Сперанцас (1733-1818), Ангелос Димисианос (упом. в 1794-1802), Спиридонас Вентурас (1761-1835) и др. С нач. XIX в. господствующее положение в светском и церковном искусстве Керкиры занял неоклассицизм. Основоположником этого направления на Керкире был свящ. Павел Просалендис (1784-1837), скульптор, ученик А. Кановы. Написанные им иконы великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского хранятся в монастыре Пресв. Богородицы Платитеры. На Керкире работали кефалинийцы Герасимос Пидзаманос (архитектор, скульптор, художник; 1787-1825) и Дионисиос Вегиас (гравер и художник; 1819-1884). Пидзаманос в 1821 г. был приглашен по рекомендации Каподистрии в Россию и назначен придворным архитектором. Его иконы сохранились гл. обр. на Кефалинии, для митрополичьего собора Керкиры им было написано «Снятие с креста». Вегиас, ученик П. Просалендиса, окончил Академию Сан-Лука в Риме. Он участвовал в декорации ц. свт. Спиридона Тримифунтского в Аргостоли и вмч. Георгия Победоносца в Старой крепости в г. Керкира, написал иконы местного ряда иконостаса для ц. Пресв. Богородицы «тон Ксенон» в Керкире (1870). Сын П. Просалендиса, С. Просалендис (1830-1895), обучавшийся в Академии изящных искусств в Венеции, писал в итал. академическом стиле (напр., иконы иконостаса храма свт. Спиридона Тримифунтского). В 1870 г. по приглашению кор. Георгия I он переселился в Афины, где расписал церковь Старого дворца. Работы дочерей С. Просалендиса - Е. Просаленди (между 1870 и 1874-1910 или 1911) и О. Просаленди-Пападимаки (1870/72-1945) - находятся как в Афинах, так и на Керкире (иконы для ц. Пресв. Богородицы «тон Ксенон» и ц. великомучеников Феодоров в с. Магуладес). Профессиональное занятие женщин иконописанием было редким явлением в ту эпоху.

http://pravenc.ru/text/1684241.html

Особый интерес к догматическому содержанию писем И. П. прослеживается в VI в. в сочинениях участников христологических споров, как сторонников, так и противников Халкидонского Собора, к-рые использовали письма И. П. свт. Кириллу Александрийскому. Большинство полемистов VI в. (Леонтий Византийский, свт. Ефрем Антиохийский, диак. Рустик, Факунд Гермианский и др.) заимствовали письма И. П. из сборника мон-ря акимитов, горячих противников монофизитства. Эти же письма находились в центре внимания в ходе полемики (ок. 513-518) Севира Антиохийского с Иоанном Кесарийским (Грамматиком). Ридингер при подготовке критического издания «Вопросоответов», приписывавшихся некоему Кесарию (VI в.), компиляции выдержек догматического содержания из писаний отцов II-V вв. (CPG, N 7482), идентифицировал не менее 32 случаев использования в этом произведении писем И. П. (гл. обр. Ep. 1-300). Используя письма И. П., компилятор следует порядку сборника акимитов: из 32 заимствований 16 взяты из Ep. 1-100; 11 - из Ep. 100-230; 3 - из Ep. 230-300 ( Riedinger. 1960. S. 156, 169 (таблица)). Ученый выдвинул гипотезу о том, что письма И. П. являются лит. фикцией и были составлены неизвестным компилятором «Вопросоответов» (Ibid. S. 158). В 532 г. к-польский диак. Агапит составил «Увещательные главы», адресованные имп. Юстиниану I, которые содержат ряд наставлений, касающихся нравственности, религии, политики и лит-ры. Текст сопровождается ссылками на Свящ. Писание, труды св. отцов и древних языческих авторов. Среди святоотеческих цитат многие заимствованы из писем И. П., к-рые, по мнению Р. Фроне, не обязательно восходят к сборнику акимитов ( Frohne R. Agapetus Diaconus: Untersuchungen zu den Quellen und zur Wirkungsgeschichte des ersten byzantinischen Fürstenspiegels. Tüb., 1985. S. 10). Включение писем в Главы Агапита является одним из первых примеров использования их в качестве дидактического материала, полезного не только содержанием, но и формой (как образец эпистолярного жанра). Поздним примером заимствования из писем И. П. являются «Сто писем» византийского писателя Димитрия Хрисолора († после 1416), произведение, разделенное на 100 глав и адресованное имп. Мануилу II Палеологу (1350-1425). Приводя множество цитат из писем И. П., Хрисолор рисует портрет идеального правителя ( Demetrio Crisolora. Cento epistole a Manuele II Paleologo/Ed. F. C. Bizzarro. Napoli, 1984).

http://pravenc.ru/text/674914.html

Плифона нельзя назвать христианином; тем более что он сам противопоставлялся христианским понятиям, часто говоря о Боге как Зевсе и о «богах» во множественном числе. Но его книга «Законы», в которой он излагает свои богословские взгляды, никогда не была известна широкой аудитории; его современники по большей части не понимали, насколько он стал иноверцем. Если бы он остался в Константинополе, то, несомненно, вызвал бы меры против себя. Однако в Мистре он имел возможность руководить своей Платоновской академией без препятствий, и там у него учились многие благочестивые молодые ученые. Когда он отправился на Флорентийский собор, многие из его коллег-делегатов уверяли, что были потрясены его обращением. Последователь Аристотеля Георгий Трапезундский обвинял его в проповеди абсолютно новой языческой религии. Сам он не одобрял собор, который казался ему торговлей по духовным вопросам для сохранения материальных выгод. Похоже, что в спорах он не сочувствовал ни той, ни другой стороне, хотя немного склонялся к восточной точке зрения. В Италии он, однако, пользовался исключительным успехом. Мануил Хрисолор, который был одним из его учеников, уже успешно читал лекции по Платону во Флоренции. Приезд же самого Учителя и его собственные лекции произвели глубокое впечатление на слушателей. Именно в его честь Козимо ди Медичи основал во Флоренции Платоновскую академию. Он был действительно настоящим основателем изучения Платона на Западе. Через несколько лет он умер и был похоронен в одной церкви в Мистре, а итальянский наемник Сигизмондо Малатеста, который был в Мистре по временным делам, перенес его останки в одну церковь в Римини, где они находятся по сей день. 181 В Византии его ожидала другая судьба. Вскоре после его смерти и после падения Константинополя деспот Морей Димитрий обнаружил рукопись «Законов» и послал ее в Константинополь Георгию Схоларию, который теперь стал патриархом. Георгий, который был его учеником и другом, прочел ее с великим восхищением и ужасом и, вероятно, приказал сжечь ее. Если учитывать время, когда у греков мало что осталось, кроме их веры, мы не можем вменить ему это в вину. В результате сохранились только фрагменты этого сочинения, которые были опубликованы в другом месте. По ним вполне можно судить о степени того ужаса, который охватил патриарха. Мы не можем сказать, какие другие беззакония содержались на тех страницах, которые погибли. 182

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сей остался тверд, за то сечен жестоко и заключен в темницу; после него по порядку возраста допрашиваемы были Феликс, Филипп, Силван, Александр, Виталий и Марциал и осталась непреклонны. После донесения о сем императору он приказал отдать их разными судьям на пытки. Один судья умертвил первого сына свинцовыми прутнями; другой забил второго и третьего палками; третий погубил четвертого, низвергнув с высоты; четвертый осудил пятого и шестого на смертную казнь; пятый обезглавил мат. Еще прежде Григория Двоеслова сих Мучеников восхваляет Петр Хрисолов († 450) в 134 беседе. Издатели Деяния относят мучение их вообще ко 2 веку, не решаясь определит года и даже царствования, ибо в актах сказано, что это было при императоре Антонине, а Антонин был не один во 2 веке. Вернее относить в Антонину 1, как-то и делают другие. Мощи муч. Филицаты находятся в Риме В церкви муч. Сосанны девы (11 авг.), а части мощей детей ее в церкви св. Маркелла папы (7 июня.) В Рим. мартирологе память Филициты 23 ноября, а детей ее 10 июля; посему полагают, что она усечена спустя 4 месяца по смерти детей; но вероятно, и дети пострадали не в один день у разных судей. 26 Пр. Ксенофонт и дружина . В Деяниях св. (Iann. Т. II, р. 725) житие, приписываемое Метафрасту. Греч. текст его в полном курсе Патрологии (Т. 114, р. 1014). «Повествование о пр. Ксенофонте и подружии его известно было и ранее Метафраста, как видно из того, что оно встречается между другими житиями, переведенными с греч. на арабский язык в рукописи 885 г. (Assemani Bibl. orient. Т. II р. 511). Обстоятельность описания дает повод думать, что оно близко ко времени случившегося. Древний греческий толкователь творений пр. Иоанна лествичника замечает, что, по мнению некоторых, сей преподобный был один из сынов Ксенофонта.» Св. Димитрий ростов. стр. 157. Никифор Каллист (кн. 14, гл. 52), вкратце передавая историю Ксенофонта, называет его современником Евфимия В., следовательно относит к 5 веку. О Симеоне Ветхом (ибо есть новый, после него бывший, Симеон 1 сент.) сведения достоверные в Истории Боголюбцев Феодорита.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Ясно, что эти представления и обычаи формировались в значительной мере под воздействием официальной идеологической пропаганды, выражали волю господствующего класса феодалов-землевладельцев, освящались церковью и фактически не оставляли места для гражданских прав и свобод. Возникает законный вопрос: каким образом, какими источниками пользуясь, исследователь может воссоздать эту неписанную конституцию, осуществить ее реконструкцию, да и возможно ли такое? Тем более что, следуя вышеизложенному рецепту Бека, мы должны исключить из круга источников такой богатый пласт византийской политической литературы, как панегирическая и паренетическая литература, всевозможные «княжеские зерцала» – жанр, восходящий ко второй речи Исократа к Никоклесу и нашедший в Византии таких адептов, как Синесий Киренский, Агапит, Псевдо-Василий I, Кекавмен, Феофилакт Охридский, Алексей I Комнин, Никифор Влеммид, Фома Магистр, Феодор II Ласкарис, Мануил II Палеолог, Димитрий Хрисолора и многие другие, – в которых авторы, выражая свой политический идеал в форме биографии или очерка деятельности какого-либо суверена, причем неважно, историческая ли эта личность или выдуманная, допускали риторическое преувеличение, идеализацию своих героев. 43 Сам Бек продемонстрировал нам, как из обычных нарративных исторических источников можно вычленять и собирать по крупицам данные о публичном правосознании, народном суверенитете, проявления которого существовали помимо Kaiseridee и в скрытом соревновании с ней, ставя всякий раз под вопрос любую попытку придать общезначимый характер императорскому «государство – это я». Показательна в этом отношении позиция историка XII в. Иоанна Зонары: он объявил действия императора Романа IV Диогена, раздававшего ссуды должникам с целью привлечения к себе сторонников, незаконными, так как казна, из которой выплачивались денежные суммы, принадлежала не императору, но государству, и критиковал императора Алексея I Комнина за то, что тот «вел государственные дела так, как если бы это были его частные дела, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Деятельность его протекала на рубеже XIV-XV вв. Его не следует путать с Максимом (Мануилом) Оловолом. Мануил Поф – судья, который принадлежал к группировке противников Григория Паламы при царском дворе. В 1391 г. прислал множество писем вступившему на трон василевсу Мануилу II Палеологу (1391–1425 гг.). Жил еще в 1408 г. Мануил Фил (ок. 1270 – ок. 1350 гг.) – в начале XIV в. автор эпиграмм, имевших успех. Жил в Эфесе, ездил к персам, в Аравию, Индию, выполнял дипломатическую миссию на Руси. Около 1320 г. написал пространную поэму «О свойствах животных», описывающую разнообразных четвероногих, птиц и рыб, включая диковинных, фантастических – единорога, ослокентавра и злого чудовища катовлепта, похожего на льва и быка, всегда смотрящего вниз. Мануил Хрисолара (1350/51–1415 гг.) – византийский интеллектуал, писатель, ритор, философ, автор 13 писем. Не был братом Димитрия Хрисолара. Манускрипт – дословно с лат. «пишу рукой», так называется любой рукописный документ, рукописная книга. Манцикерт – хорошо укрепленный ромейский кастрон в северной Армении, снабженный большими военными запасами и продовольствием; находился в бассейне восточного истока верхнего Евфрата, неподалеку от армянского города Карса. В 1053 г. гарнизон М. во главе с патрикием Василием Апокавком выдержал осаду сельджуков с применением мощных стенобитных и метательных машин (одна из них приводилась в действие прислугой из 400 человек). В 1071 г. около этого города-крепости, незадолго перед тем все же захваченном сельджуками, в местности Зохра ромеи потерпели сокрушительное поражение от армии сельджукского султана Алп-Арслана. Маппа – платок пурпурного цвета. Наряду с римским скипетром, М. являлась инсигнией консула, которой он подавал знак к началу забега на ипподроме. Мардаиты – этническая общность, сложившаяся в VII а. (первое упоминание относится к 676 г.) на почве борьбы с арабами. М. в основном вели полупартизанскую войну в горах Ливана и вдоль всей восточной византийской границы до Мопсуестии. В 685 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

византийский историк Халкокондил оказался первым издателем поэм Гомера (в Милане, типографским способом). В XV в. Виссарион перевел Демосфена, Ксенофонта, «Метафизику» Аристотеля. Правда, художественная ценность этих переводов была невысокой, многие из них служили только пособиями для обучения греческому языку на Западе и латинскому на Востоке (в частности, переводы Максима Плануда и Мануила Хрисолора), а перевод Гомера Леонтием Пилатом не удовлетворял даже его современников. Все же некоторые из этих переводов сохранились до настоящего времени, например, прозаический перевод «Героид» Овидия, выполненный Планудом 415 . Увлечение античностью дало большие положительные результаты в области филологии. Комментирование античных авторов (особенно следует выделить труды Метохита, чьи комментарии к Аристотелю считались лучшими в Византии, Мануила Мосхопула, Фомы Магистра, Димитрия Триклиния), критические этюды об античных авторах Никифора Хумна, Феодора Метохита, Никифора Григоры, Плифона, составление многочисленных словарей, грамматик древнегреческого языка (Планудом, Мосхопулом), собирание античных книг и рукописей, – все это было весьма ценным не только благодаря бережному отношению к великому наследию прошлого, но и тем, что в этом сказывалось свое, оригинальное отношение византийцев к памятникам древней литературы. Византия именно в эти века сохранила культуре последующих веков богатейшие сокровища античной литературы, и на этом поприще немало потрудились многочисленные переписчики древних рукописей, объединявшиеся в целые школы либо светские (например, в Спарте в XIV в.), либо духовные (в монастырях Афона, Патмоса, Лесбоса, Андроса и др.). Но в оригинальном творчестве византийцы XIV–XV вв. не смогли дать много новых значительных произведений; одна из причин – их чрезмерное стремление к подражательству идеям и словесному мастерству авторов, живших двумя тысячелетиями ранее в совершенно иных исторических условиях. Так, в области поэзии времени двух первых Палеологов (1261–1328 гг.) мы располагаем образцами далекого от жизни творчества Мануила Фила и Мануила Оловола; их стихи, испещренные античными реминисценциями, типичны для светской придворной поэзии того времени, отличавшейся неискренним, подчас льстивым содержанием и вычурной формой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Димитрий Хрисолара – современник Мануила II Палеолога (1391–1425 гг.), автор 100 писем этому василевсу и 192 посланий. Димократ – глава дима. Принимал участие в церемониях вместе со своими димотами. Иногда роль Д. доставалась доместикам схол и экскувитов (3). Димоты – члены димов. Как представители народа, зажиточных граждан, занятых развлечениями, были членами партий ипподрома (факций). К концу VII в. перестали быть элементом политической жизни, окончательно став только организаторами и участниками торжественных дворцовых церемоний, во время которых они выражали верноподданические чувства василевсу. См.: димы, димарх. Димосион – византийская государственная казна. Димосиос канон – основной прямой земельный государственный налог, размеры которого зависели от вида выращиваемых культур и качества обрабатываемой земли (первой, второй категории, с ирригацией или без). Включал аннону – поставки зерном, которую с VI в. заменили сначала хрисотелией, а в IX-X вв. синоной – уплатой за это денег; энномион – «пастбищный» сбор, подать на домашний скот, которая зависела от количества животных; капникон – подать с дома, семьи, очага, а также дополнительные налоги – параколутемата. Димы (от греч. димос – «народ») – самоуправляемые общественные организации в Константинополе и некоторых ранневизантийских крупных городах, объединявшие население кварталов вокруг команд наездников- гениохов на городских ипподромах. Были четыре основные цвета факций – партий (в одежде этих цветов выступали возницы на ристаниях) – венеты (голубые), прасины (зеленые), русины (красные) и левки (белые) (последние две в VI в. слились с венетами и прасинами). В ранней Византии, до VII в. включительно, Д. следили за городским благоустройством, организацией городских праздников, формировали народное ополчение, несли гарнизонную службу и защищали свой город. Во время социальных и религиозных кризисов участвовали в восстаниях (см.: Ника) и церковных распрях, представляя народ перед лицом власти. Сохраняли известное политическое значение вплоть до IX в. Во главе Д. стояли димархи или димократы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На самом деле анафема К. была внесена в Синодик в Неделю Православия уже после его смерти, как видно из самого текста анафемы: «Димитрию, именуемому Кидонис, безумно и безбожно в течение жизни болезновавшему заблуждением и развращением Варлаама и Акиндина, лаявшему (φρυαξαμν) на божественное действие и нетварный свет, воссиявший на Фаворе; ему, дерзкой душой и языком учившему (δογματσαντι), что божественная сущность или бездейственна, или имеет тварное действие, согласно эллинскому мифотворчеству; и часто увещавшемуся отеческими советами со стороны Церкви Христовой и тогдашних ее предстоятелей отступить от сей гибельной ереси, но смежившему очи разума пред сиянием истины и сражавшемуся в защиту лжемонаха, скорее же богоборца, Прохора Кидониса, брата его, который и стал для него виновником таковой ереси; подвигшемуся мерзким умом и рукой хулить священных отцов, просиявших тогда в богодухновенных догматах, как стало очевидным и из обнаруженных после его смерти гнусных сочинений, которые он скрывал всю свою жизнь как достойные мрака и написанные им против защитников истины; и отсекшему себя от Бога, своей Церкви, родины и божественных догматов и священных писаний и позорно и безбожно закончившему жизнь на чужбине, анафема» ( Gouillard. Synodikon. P. 87. 666 - 89. 682; впервые текст опубликован: Mercati. 1931. P. 61). Анафема К., внесенная в солунский синодик между 1397 и 1404 гг., сохранилась только в 2 более поздних рукописях (Vallic. gr. 87 и Vat. gr. 172), датируемых 1421-1425 и 1439 гг. Она не попала в первую греческую печатную Постную триодь 1522 г. и в слав. перевод, впервые напечатанный в Киеве в 1627 г. Вскоре после прибытия К. в Италию Мануил Хрисолор уехал во Флоренцию в качестве учителя греческого языка и лит-ры (1397-1400), и его деятельность имела огромное значение в истории Ренессанса. К. покинул Венецию и, согласно одному позднему (1506) и не вполне надежному источнику, побывав также в Милане, прибыл на о-в Крит, где и умер в кон. 1397 г. (время смерти уточнено в: Ganchou.

http://pravenc.ru/text/1684325.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010