И. П. был женат 3 раза. В 1414 (по др. сведениям, в 1411) г. женился на кнж. Анне Васильевне (1393 - авг. 1417), дочери вел. кн. Московского Василия I Димитриевича . Анна умерла через 3 года от чумы. 19 янв. 1421 г. в храме Св. Софии И. П. венчался с Софией, дочерью Теодора II Палеолога, маркиза Монферратского, союзника Византии в Италии. Однако, по сообщению историка Дуки, И. П. оставил супругу в 1426 г., вскоре после вступления на престол. София вернулась в Монферрат, жила в монастыре, умерла 21 авг. 1434 г. В 3-й брак И. П. вступил в сент. 1427 г. с царевной Марией Комниной, дочерью трапезундского имп. Алексея IV Василия Великого Комнина . Мария умерла 17 дек. 1439 г. в К-поле от чумы. Детей ни в одном браке не было. Иконография Сохранился ряд изображений И. П. Наиболее раннее - на миниатюре из греч. рукописи «Ареопагитик» (Louvre. MR 416. Fol. 2r. К-поль, между 1403 и 1405), преподнесенной монахиням аббатства Сен-Дени визант. богословом Мануилом Хрисолором в память о посещении обители имп. Мануилом II. На миниатюре изображена имп. семья (Мануил II, его супруга Елена и трое сыновей: И. П., Феодор и Андроник) под покровительством Богородицы с Младенцем Христом, показанными вверху листа. Изображение И. П. есть на т. н. Большом саккосе митр. Фотия (ГММК ОП), изготовленном в 1414-1417 гг. в Византии,- И. П. представлен с 1-й супругой Анной, оба в богатых одеяниях, с золотыми нимбами. Неск. портретов И. П. связано с его пребыванием в Италии и с участием в Ферраро-Флорентийском Соборе. Наиболее известны медаль в честь И. П., выполненная Антонио Пизанелло, и предварительные наброски к ней (Лувр, Париж; очевидно, под влиянием медали Пьеро делла Франческа написал профильное изображение имп. Константина на фреске «Победа Константина над Максенцием» в ц. Сан-Франческо в Ареццо, между 1452 и 1459). Веронский живописец Джованни Бадиле, воспользовавшись в качестве моделей медалями Пизанелло, изобразил И. П. и маркиза Феррарского Лионелло д " Эсте на фреске ц. Санта-Мария делла Скала (1443). В связи с еще неск. произведениями существуют легенды о том, что на них представлены И. П. и др. исторические лица, принимавшие участие в Ферраро-Флорентийском Соборе. Среди этих произведений - тондо с «Поклонением волхвов» (Гос. музеи Берлина, Берлин-Далем), написанное в 1438-1439 гг. Доменико Венециано, и фреска Беноццо Гоццоли «Шествие волхвов» в капелле в Палаццо Медичи-Риккарди на Виа Ларга во Флоренции, 1459-1461 гг. Однако некоторые историки искусства (В. Н. Гращенков) отрицают документальную достоверность этих изображений.

http://pravenc.ru/text/469766.html

Святое миро, истекающее от мощей великомученика Димитрия, обладало свойством исцелять любые болезни. Уже в XIV веке историк Димитрий Хрисолог писал об этой святыне: «Это удивительнее всех благовоний, не только приготовленных искусством, но и по естеству созданных Богом». По предивному чуду, проистекшему от его честных мощей, Церковь именует святого Димитрия мироточивым и воспевает ему: Твоего проливаются мира источницы приснотекущии. Горячо любивший земное отечество, святой Димитрий по кончине своей стал могущественным небесным стражем родного города. Не раз неприятельские войска в ужасе бежали от стен Солуни, гонимые огненным сияющим мужем на белом коне в белоснежной одежде, святым великомучеником Димитрием. Во время грозного нашествия аваров один благочестивый солунянин сподобился в видении узреть святого Димитрия, молящегося ко Спасителю: Знаю я щедроты Твои, Человеколюбивый Владыко Господи; даже беззакония всего мира не могут превзойти милосердия Твоего. Ради грешных Ты пролил Свою Святую Кровь, Ты положил за нас душу Свою. Ты Сам поставил Меня стражем сего города. Позволь мне подражать Тебе, моему Владыке: дай мне положить душу за жителей сего города. Если город спасешь и людей, с ними и я спасен буду, если погубишь — с ними и я погибну. На следующий день после этого видения стотысячное аварское воинство без всякой явной причины обратилось в беспорядочное бегство, бросил приготовленные для штурма метательные орудия. В середине VI века, когда в Солуни свирепствовал голод, на кораблях и пристанях стал являться Небесный воин в пернатых латах, повелевающий везти в Солунь пшеницу. Так святой Димитрий избавил свою родину от бедствия. Он спасал солунян и от чужеземного рабства: многие из тех, кто попадал в плен к врагу, взывали к любимому заступнику Солунскому и чудесной силой мгновенно переносились в родные края. Святой великомученик Димитрий воспрещал своим поклонникам выносить из Солуни даже частицу своих мощей. Так, в VI веке византийский император Юстиниан послал гонцов, чтобы они перенесли в Константинополь часть святых останков Солунского страстотерпца, но когда те приблизились к его усыпальнице, оттуда вырвался столб пламени, осыпавший их целым снопом искр, и среди огня раздался голос: Стойте и не осмеливайтесь. Но одну из дивных святынь, связанных с его именем, великомученик Димитрий Солунский даровал России – то была доска от его гроба с чудотворной иконой святого.

http://pravoslavie.ru/49729.html

10 сент. 1904 г. Н. Э. в сопровождении 3 буд. монахинь прибыл на Эгину. Когда пароход с владыкой показался на горизонте, стоявший у пристани 15-летний юноша Спирос Алифандис упал наземь и, корчась, стал кричать о прибытии пентапольца, «который спасет Эгину». Сойдя на берег и узнав о случившемся, Н. Э. исцелил одержимого ( Димитракопулос. 2012. С. 228). Утром владыка вместе с мэром Эгины Н. Паппасом и Феодосием, игум. мон-ря Хрисолеондисса, осмотрел свою буд. обитель, к-рая находилась в полуразрушенном состоянии. По преданию, здесь подвизалась прп. Афанасия Эгинская († 850). Монастырь был официально упразднен в период правления баварцев. От средневек. ансамбля уцелели наружная стена, храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и 2 кельи, где в 1904 г. проживали на подаяния верующих 3 монахини. В то время по молитвам Н. Э. жители Эгины избавились от засухи, которая до прибытия святого продолжалась 3 года. В окт. 1904 г. Н. Э. встретился с Афинским митр. Феоклитом и, получив его согласие, благословил своих духовных чад поселиться на Эгине. «Духовная община дев» (Τ Ιερν Παρθενν) была устроена на началах общежития. Первыми на остров прибыли Хрисанфа и Екатерина (впосл. монахини Ксения, ставшая 1-й игуменией мон-ря, и Касиана). Насельниц ожидали трудности и лишения: они спали на голой земле; чтобы заработать денег на пропитание занимались рукоделием (вязали чулки). Н. Э., как мог, финансово помогал буд. монахиням, заботился об их здоровье. Он снабдил общину частицами Честного Креста и мощей святых, богослужебными и душеполезными книгами. Церковные службы в общине совершались приходскими иереями и иеромонахами мон-ря Хрисолеондисса. В нач. 1908 г. самочувствие Н. Э. значительно ухудшилось. 7 февр. того же года он подал прошение об отставке с поста директора Ризарийской семинарии. Прошение было подписано 24 марта, однако Н. Э. занимал должность до назначения нового директора (16 апр.). С кон. апр. того же года жил на Эгине, 12 лет окормлял обитель. Между 1904 и 1920 гг.

http://pravenc.ru/text/2564898.html

P. 193). Во время освобождения Болгарии от визант. господства и создания Второго Болгарского царства братья Петр и Асень предприняли попытку перенести центр почитания Д. С. в Тырнове и сделать святого покровителем Болгарии. Они заявили, что после захвата Фессалоники норманнами в 1185 г. Д. С. оставил свой город и переместился в Тырново, где была построена церковь в его честь (см. в разд. «Почитание Д. С. у южных славян и на Руси»). Изображение Д. С. появляется на монетах болг. царей. На «узурпацию» Д. С. болгарами последовала визант. реакция: была создана легенда об убийстве в 1207 г. великомучеником царя Калояна, к-рая появилась в сочинении Иоанна Ставракия, а затем получила широкое распространение в литературе и живописи ( Тъпкова- Заимова. 1979. С. 11-12). В XIII-XIV вв., в период культурного расцвета Византии при Палеологах, отмечено самое широкое почитание Д. С. В это время было написано наибольшее количество Похвальных слов и гомилий. Визант. историк Никифор Григора даже посетовал, что он вряд ли сможет добавить что-то новое о Д. С. Свт. Григорий Палама создал образ молодого Д. С., приближенный к идеалу монахов-исихастов. Георгий Палеолог построил мон-рь во имя Д. С. в К-поле, а Михаил VIII Палеолог (1259-1282) восстановил его после разрушения латинянами. Деспот Фессалоники Димитрий Палеолог (1322-1340) заказал для себя украшенный миниатюрами Минологий (Оксфорд. Bodl. gr. th. F. 1), в к-ром есть иллюстрации к «Мученичеству» Д. С., небесного патрона деспота: кроме традиц. портрета, в образе мученика с крестом в руке и на фоне Фессалоники, имеется еще 6 сцен: святой перед императором, Д. С. умерщвляет скорпиона, бой Нестора с Лием, смерть Нестора, убийство Д. С. в темнице и погребение его ( Walter. 1973. Pl. 13). С VII в. визант. писателями было создано большое количество Похвальных слов (энкомиев), поучений (гомилий) и близких им по жанру сочинений в честь Д. С. (BHG, N 534-547). Значительная часть их написана для произнесения в день памяти святого. Авторами этих сочинений в основном были фессалоникийские архиереи: Иоанн (кон. VI - нач. VII в.), Фотий (VII в.), Плотин (время жизни точно не установлено: VII, IX и нач. Х в.), свт. Иосиф Студит Исповедник (807-809, 811-815), Никита (кон. XI - нач. XII в.), Евстафий (1175-1195/96), свт. Григорий Палама (1347-1357), Исидор Глава (1380-1396), Гавриил (1397-1425), Симеон (1416/17-1429), уроженцы или жители города: Константин Арменопул (сер. XIV в.), свт. Филофей Коккин, патриарх К-польский (1353-1354, 1364-1376), Макарий Хумн (2-я пол. XIV в.), свт. Николай Кавасила († после 1391) и Димитрий Хрисолор († после 1416).

http://pravenc.ru/text/178231.html

Что бы ни говорили о случае братьев Кидонисов, воздействие их переводов оказалось намного более обширным, чем вопрос об их личных убеждениях или о выборе, который приходилось делать каждому из братьев лично. Это воздействие, к примеру, привело некоторых греков к принятию самым прямым образом римско–католической веры, а кое–кто даже вступил в орден доминиканцев. Именно так поступили Мануил Каликос (ум. в 1410 г.) и Максим Хрисоверг (ок. 1430 г.), причем в их обращении греческий гуманизм сыграл меньшую роль, чем в случае Димитрия. Другие, как, например, ученый муж Мануил Хрисолор (ум. в 1415 г.), находили у св. Фомы не столько богословскую «истину», сколько доказательства интеллектуального авторитета латинян. Мануил принял предложение преподавать греческий язык во Флоренции, а позднее сыграл одну из ведущих ролей на Соборе в Констанце, где его даже выдвигали кандидатом на Папский престол. Из представителей следующего поколения прославился кардинал Виссарион, сделавший очень похожую интеллектуальную и личную карьеру. Для всех этих интеллектуалов, пропитанных «греческой мудростью», паламизм символизировал отвержение светского гуманизма. Именно Прохор Кидонис стал тем, кто впервые написал опровержение паламизма, используя томистские доводы: томизм и «латинофрония» стали, следовательно, очевидным решением для небольшой кучки интеллектуалов, не принимавших паламитского стиля мышления. Но и богословы–паламиты тоже выиграли от появления переводов с латыни. Были среди них даже такие, которые пробовали преодолеть дилемму между паламизмом и томизмом. Нил Кавасила, который был предшественником Григория Паламы на кафедре архиепископа Фессалоникского (ум. в 1363 г.), а ранее бывший наставником Димитрия Кидониса, по словам Димитрия, выражал «страстный восторг по поводу книг Фомы»  . Нил Кавасила стал среди греков первым писателем, не только обладавшим полнотой знания о латинском богословии, но и прибегавшим к этим знаниям в своих писаниях в пользу паламизма и против «Филиокве». То же самое, хотя и в несколько меньшей мере, верно и в отношении Иосифа Вриенния (ум. в 1439 г.), просвещенного «наставника», сведущего в латыни, посла на Соборе в Констанце и, несмотря на все это, яростного противника любого доктринального компромисса с латинянами. Еще один томист–паламит, Георгий–Геннадий Схоларий, действовал во Флоренции до того, как стал первым Патриархом под властью турецких оккупантов. 3. Богословы–паламиты: Николай Кавасила

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

1794 . Nellas Ρ. Εσαγωγικ στ Μελτη το γου Νικολου Καβσιλα// Πρακτικ. 1984. 6 .1643). 68–86. 1795 . Papadopoulos Α. Νικλαος Καβασιλας: Φιλομναρχος κα Φιλομρτυς// Πρακτικ. 1984. 6 .1643). 173–188. 1796 . Podskalsky G. Bemerkungen zur Struktur und zum Verstandnis der ersten griechischen Naum-Vita (BHG 1316z)//AB 1991. 109:1–2. 109–116. 1797 . Polemis I. D. Notes on a short treatise of Nicolas Cabasilas//REB 1993. 51. 155–160. 1798 . Stoyannos В. Р. λευθερα κατ τ Νικλαο Καβσιλα// Πρακτικ. 1984. 6 .1643). 189–202. 1799 . Vona C. I discorsi di Nicola Cabasilas. Riflesci popolari, patristici, bizantini//Lateranum 1964. 30. же·. Miscellanea A. Piolanti. Roma 1964. 2. 115–189. См. также 13 .203 Димитрий Кидонис CSGL 07283; PG109 и 154; PMA (Demetrius Thessalonicensis Cydones [Cydonius]); TLG 3197; DHGE 14, 205–208; PLP 13876; ThEE 7. 1075–1079; TRE 21 (1990). 359–362 Ок. 1324 – ок. 1398. Ученик Нила Кавасилы и Исидора Вухиры. Антипаламит (с 1348?), брат Прохора Кидониса. Томист, переводчик обеих Сумм Фомы Аквината. Учитель Мануила Калеки, Мануила Хрисолора, Максима Хрисоверга и Георгия Плифона. Месазон Иоанна VI Кантакузина и Иоанна V Палеолога. Сторонник унии и католик (после 1357). Сочинения и переводы Перечень сочинений и изданий: PG 154 (2001), κγ– μγ. Богословско-философские соч. Ες τς λσεις τν παγομνων τ πων τος παρ Πατρς κα Yο λγουσι τ γιον Πνεμα κπορεεσθαι (неизд.). Πρς τν σν κρ Κωνσταντνον περ τς π τν Παλαμιτν προτεινομνης πορας π τος ποστατικος διμασι τς Τριδος. Ср.: 1800 . Candal Μ. Demetrio Cidonio у el problema trinitario palamitico//OCP 1962. 28. 75–120. [Текст соч. против паламитов: 76–110]. О подлинности латинских отцов (неизд.) Слово о нелепости боязни смерти De contemnenda morte. Ed. princeps 1553. Крит. изд.: 1801 . Deckelmann H. Demetrii Cydonii De Contemnenda Morte. Leipzig 1901. 1987. [Текст: 1 –44=TLG 3197/3]. Пер.: Димитрий Кидонис. О презрении к смерти: 1) пер. о. И. Красовского СПб. 1796; 2) нов. пер. А. Иващенко. СПб. 1900; 3) Поляковская М. А. Портреты 6 .485). 1998. 283–319. пер.: Demetrius Kydones. Über die Verachtung des Todes/Übers. Blum W. Furcht vor dem Tod... Münster 1973. Chadwick H.//JThS 1974. 25. 254.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

3. Итак, был назначен день, в который все собрались в храме Святых Апостолов. Императором были посланы месадзон Гудель, кир Димитрий Хрисолор 38 и кир Димитрий Ангел Филомат 39 . Когда все расселись для исследования, то некоторые из архиереев сказали, что «хорошо было бы нам знать до рассмотрения вопросов, имеем ли мы право собираться на Собор и рассматривать соборные вопросы без первого из нас?» На это ответили архонты и некоторые из архиереев, что «император имеет право созывать Собор и проводить его, когда он хочет, и нет ничего нового в том, что вы собрались здесь по божественному царскому повелению. Пусть не мешает вам никакое помышление, но обратитесь к тому, что вам предстоит». Итак, были начаты рассмотрения, и было сказано о них много слов, при том что архонты сражались за императора, а некоторые из архиереев стояли за Церковь . Однако все пришли к согласию и постановили почитать искомое как законное. Когда об этом было доложено, император предписал великому хартофилаку, чтобы это было записано его заботами и попечением, а архиереи подписали. И после того, как это было сделано, он издал приказ об избрании Патриарха. 4. Что касается меня, то я восхищаюсь всеми делами удивительного императора и не считаю себя достойным восхвалить его, но в одном лишь этом деле похвалить я его не могу: я считаю недостойным его доблести и мудрости и его сокрушенного сердца подвергать рабству Церковь Христову и передавать ее потомкам, находящуюся в таком состоянии. Когда архиереи выбрали, по обычаю, трех, в присутствии также и [митрополита] Медийского, не участвовавшего в предшествовавших событиях, то император избрал кира Иосифа Эфесского и предложил его в Патриархи. Тот, будучи введен в Патриархат в тот самый день праздника Константина Великого в девятый индикт, совершил божественное таинство и был возведен на священный престол святейшей Великой Церкви 40 . Император, возвратившись с Пелопоннеса и устроив, как было показано, церковные дела, снарядив упоминавшегося митрополита к отправлению в Молдовлахию с патриаршими грамотами, и занялся по-императорски императорскими делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Марией (Сперанский М. Н. Сербское житие Литовских мучеников//Чтения в ОИДР. 1909. Кн. 1. С. 30; Огицкий Д. П. К истории Виленских мучеников//БТ. 1984. Сб. 25. С. 241). На месте кончины новых мучеников была возведена церковь в честь Святой Троицы. Канонизация свв. Антония, Евстафия и Иоанна Виленских состоялась в 1374 г. по инициативе вел. кн. Ольгерда и тогдашнего митр. Киевского и Малой Руси Киприана в Константинополе, куда последний привез частицы их мощей. Этому событию придавалось большое значение в столице Византии и особенно в окружении патр. Филофея Коккина, поскольку в канонизации видели пролог к обращению последней европейской языческой державы в христианство — православие. Житие Виленских мучеников было написано греком или южным славянином, служба была составлена первоначально на греческом языке неким Димитрием (Огицкий. К истории Виленских мучеников. С. 236–238), возможно Димитрием Хрисолором, императорским приближенным и известным писателем-полемистом рубежа XIV–XV вв. Похвальное Слово новомученикам на греческом языке написал и произнес «ритор великой церкви» (св. Софии Константинопольской) Михаил Вальсамон, вероятно, в начале 1390-х гг. (Огицкий. К истории Виленских мучеников. С. 238–239). Имеется и славянский перевод этой похвалы, дошедший в рукописи 1438 г. молдавского происхождения — Бухарест. Библиотека АН Румынии. Слав. 164. Л. 170 об.— 203 об. (Panaitesku P. P. Manuscrisele slave din biblioteca Academiei RPR. Bucureºti, 1959. V. 1. P. 245–246). Наиболее ранние источники, неизвестные в сер. XIX в. (московские летописные известия XIV в., отразившиеся в сокращенных летописных сводах 1493 и 1495 гг.), свидетельствуют, что Дмитрий—Корибут был сыном Ольгерда от второго брака, пятым же сыном Ольгерда от первой жены был Феодор (ПСРЛ. М., 1962. Т. 27. С. 248, 300; Wasilewski T. Daty urodzin Jagelly i Witolda//Przegl¹d Wschodni. Warszawa—München. 1991. 1. S. 30). Как надежно установлено к настоящему времени на основании сопоставительного анализа источников, сыновья Ольгерда от второй жены появились на свет в следующей очередности: 1) Скиригайло—Иоанн (1354 или 1355); 2) Корибут—Дмитрий (1358 или 1359); 3) Ягайло—Иаков (Владислав) — 1362 или 1363; 4) Лугвень—Симеон (1364 или 1365); 5) Вигант—Александр (1367 или 1368); 6) Коригайло—Константин (Казимир) — 1369 или 1370; 7) Минигайло (1370 или 1371), умер в детстве; 8) Свидригайло—Лев (Болеслав) — 1375 или 1376 (Wasilewski.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

Оканчивая свой труд, даю такой совет: Если хочешь легче и скорее составить проповедь на погребение, читай мои проповеди, которые могут быть сказаны на погребении всякого человека; что здесь говорят правила, там все то нагляднее показывают и объясняют примеры. Эта наука составления проповедей труднейшая. Кроме нее, есть еще у Галятовского наука другая, легчайшая, или способ составления проповеди а) на праздники Господни и Богородичные и иные; и б) на недели. Она состоит в указании, как пользоваться готовыми проповедями Галятовского, находящимися в Ключе разумения. Читая проповеди на св. великомуч. Георгия, по образцу их можешь составить другие проповеди и на св. Димитрия, Прокопия, Евстафия и иных муч., или теже самые проповеди, написанные на день Георгия, не много изменивши, можешь сказать и в день иного мученика. Легко это сделаешь, когда захочешь; обе мои проповеди на день великом. Георгия можешь сказать в день иного мученика. Пусть будет та же тема, той приступ, та же наррация, тоже заключение. Только в том пусть будет изменение: где я называю св. Георгия, там ты именуй св. Димитрия, или св. Прокопия, или св. Евстафия или иного мученика, которого прославляешь. Тоже самое и по отношению к проповедям в честь апостолов, святителей, пророков с изменением только имен. Если же одна проповедь в день апостола не соответствует другому апостолу, или пророку, или какому-либо святому, то не тяни ее туда силою; можешь взять другую проповедь, которая служит другому святому. Когда из моей проповеди возьмешь наррацию и из нее составишь свою на неделю, или на праздник, возьми и екзордиум и конклюзию и приложи к своей проповеди, если они могут быть приданы твоей проповеди; если же они не идут к твоей проповеди, то силою не тяни туда; можешь свой екзордиум и свою конклюзию к своей проповеди составить. Проповеди на праздники Господские и Богородичные, изменивши, можешь сказать в день какого-нибудь святого. Напр., во второй моей проповеди на Сретение находятся разные драгоценные камни, которыми называется Христос; из тех дорогих камней можешь устроить св. Николаю архиерейскую корону. Тема будет: положил еси на главе его венец от камене честна ( Ис.20 ). В наррации выхваляй те дорогие камни — Карбункул, Иаспис, Шефер, Хрисолит, Берилл, Агат, Аметист, Измарагд, Топаз, Магнит, которые находятся в короне св. Николая, и природу, свойства и значение каждого камня прилагай к св. Николаю так, как я прилагал ко Христу. В первой моей проповеди на Успение Пресв. Богородицы находятся нитки, из которых соткала себе ризу Пречистая Дева. Из тех ниток можешь ты сделать ризу св. Онуфрию, которого изображают нагим.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Таким образом, в антилатинских трактатах св. Нил одним из первых среди византийских авторов стал полемизировать с фи-лиоквистскими аргументами Фомы Аквинского. Наряду с этим Кавасила полемизировал по вопросу о Filioque и с латиномыслящими среди византийцев. Здесь традиционной мишенью являлись Иоанн Векк 1647 и Константин Мелитениот (осужденные на Влахерн-ском соборе 1285 г.). В то же время, как пишет о. Феофил Кис-лас 1648 , св. Нил спорит и с некоторыми высказываниями Никифора Влеммида, а именно с цитатой из Слова 1, О Святом Духе (PG 142, 533–566). Этот факт интересно отметить, поскольку, по мнению ряда современных исследователей, учение Никифора Влеммида является православным 1649 . Вероятно на полемике Кавасилы с Влем-мидом сказалось то понимание богословия Влеммида, которое было у Иоанна Векка. Впрочем вопрос об отношении к наследию Влеммида в позднем византийском богословии требует дальнейшего изучения. Как бы то ни было, наряду с собственными, «доморощенными» латинофилами, св. Нил подробно критикует и собственно Фому Аквинского (в частности, в своем главном труде «Пяти словах об исхождении Святого Духа» – одном из наиболее авторитетных после св. Фотия византийских сочинений на эту тему 1650 ). Димитрий Кидонис, как известно, ответил св. Нилу на его критику аргументов Фомы. Наконец, Димитрий Хрисолор (XV в.) написал сочинение, где вывел спорящими по вопросу о Filioque всех троих: Фому Аквинского, Нила Кавасилу и Димитрия Кидониса. В этом сочинении он явно становится на сторону Кавасилы против Кидониса 1651 . Таким образом, полемика св. Нила с Фомой стала заметным явлением для византийского богословия и интеллектуальной жизни. Само же монументальное сочинение св. Нила «Пять слов о Святом Духе» датируется Кисласом периодом с 1358 по 1361 гг. В 1358 г. Кидонис закончил перевод «Суммы теологии», а в 1361 г. св. Нил занял Фессалоникийскую кафедру. Другим важнейшим сочинением св. Нила, посвященным полемике с латинянами, является трактат «О том, что нельзя латинянам, пользуясь силлогизмами, доказать, что Святой Дух исходит от Сына» 1652 (другое название: «Опровержение пятнадцато силлогизмов латинян»), где дан подробный разбор сочинений томистов. Следуя Кисласу 1653 , остановимся кратко на этом сочинении, поскольку оно затрагивает до сих пор актуальные проблемы полемического богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010