КИРОВОГРАДСКАЯ и Александрийская Вдовствующая с 1926 г. Одесская и Измаильская Н икандр (Ф еноменов), митр . (Каменец)-ПОДОЛЬ­СКАЯ и Брацлавская Викариатства: Винницкое Проскуровское Амвросий (Полянский), еп. (ссылк.) Феодосий (Вощанский/Ващинский), еп. (ссылк.) Димитрий (Галицкий), еп. ПОЛТАВСКАЯ и Переяславская Викариатства: Лубенское Пирятинское Прилуцкое Роменское Дамиан (Воскресенский), архиеп. Аркадий (Остальский), еп. (ссылк.) Вдовствующая Василий (Зеленцов), еп. (закл.) Николай (Пирский), еп. ХАРЬКОВСКАЯ и Ахтырская Викариатство: Сумское Нафанаил (Троицкий), митр. (закл.?) Константин (Дьяков), еп. ХЕРСОНСКАЯ и Николаевская Прокопий (Титов), архиеп. (закл.) ЧЕРНИГОВСКАЯ и Нежинская Викариатства: Глуховское Городнянское Козелецкое Конотопское Стародубское Пахомий (Кедров), архиеп. (ссылк.) Дамаскин (Цедрик), еп. (ссылк.) Матфей (Храмцев), еп. Стефан (Проценко), еп . Иоанн (Доброславин), еп. (ссылк.?) Памфил (Лясковский), еп. (ссылк.?) Епархии и епископат Белоруссии к 29 июля 1927 года 70 МИНСКАЯ и Туровская Викариатства: Борисовское/Бобруйское(?) Мозырское Слуцкое Мелхиседек (Паевский), еп. (закл.) Филарет (Раменский), еп. Иоанн (Пашин), еп. (ссылк.) Николай (Шеметило), еп. МОГИЛЕВСКАЯ и Мстиславская Викариатства: Гомельское Оршанское Никон (Дегтяренко), еп. (ссылк.) Тихон (Шарапов), еп. (закл.) Стефан (Виноградов), еп. ПОЛОЦКАЯ и Витебская Викариатство: Велижское Павлин (Крошечкин), еп. Иона (Лазарев), еп. (закл.?) Епархии и епископат Казахстана и Средней Азии к 29 июля 1927 года Казахстан 73 АЛМА-АТИНСКАЯ и Тур­­­­­ке­станская (Вернен­ская) Лев (Черепанов), еп. УРАЛЬСКАЯ и Покровская Викариатство: Пугачевское Павел (Павловский), еп. Павел (Флоринский), еп. (ссылк.?) Средняя Азия 75 Туркестанская и ТАШКЕНТСКАЯ Викариатство: Пишпекское и Семиреченское Лука (Войно-Ясенецкий), еп. Мелхиседек (Аверченко), еп. 1 Ср., например: Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 235–236. 2 Протоиерей Владислав Цыпин. О ситуации в церковной жизни 20–30-х годов//Альфа и Омега. 2002. 3(33). С. 109–110.

http://pravmir.ru/eparhii-i-episkopyi-ro...

Названный здесь архиепископ Владимирский Николай, согласно его показаниям, об этом завещании Местоблюстителя ничего (или почти ничего) не знал. 14 декабря 1925 г. на вопрос следователя: «Когда и каким порядком была выдвинута Ваша кандидатура на заместительство Петра?» – ответил: «Я по этому поводу ничего не знаю, но в конце ноября у меня на квартире был епископ Дамиан Переяславский, являющийся в данное время моим помощником по делам службы, причем уже во время частного разговора назвал меня заместителем или наместником Петра, точно не помню, но я это принял в шутку и никакого значения сказанному не придавал» 826 . Стоит обратить внимание на упоминание епископа Переяславского Дамиана (Воскресенского), вскоре он себя еще проявит (следователя, как видно, информация о нем тоже заинтересовала, отсюда подчеркивание в протоколе). Сам же архиепископ Николай был арестован 30 ноября 1925 г., и это побудило митрополита Петра заменить его в своем последнем завещании на другого иерарха. Составлено это последнее завещание было 6 декабря 1925 г., за три дня до ареста Местоблюстителя, и гласило: «В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам отправлять мне обязанности Патриаршего Местоблюстителя временно поручаю исправление таковых обязанностей Высокопреосвященнейшему Сергию, митрополиту Нижегородскому. Если же сему митрополиту не представится возможным осуществить это, то во временное исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя вступит Высокопреосвященнейший Михаил, Экзарх Украины, или Высоко- преосвященнейший Иосиф, архиепископ Ростовский, если митрополит Михаил будет лишен возможности выполнить это мое распоряжение» 827 . В свете подробно рассмотренной выше осенней коллизии митрополитов Петра и Михаила появление второго в завещательном распоряжении Местоблюстителя особенно примечательно. Тот факт, что митрополит Петр указал украинского Экзарха следующим после митрополита Сергия кандидатом на исполнение местоблюстительских обязанностей, ясно показывает, что он против митрополита Михаила никаких личных предубеждений не имел и при решении вопроса о Киевской кафедре исходил из сугубо принципиальных соображений.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Наконец, и греческая печать занялась обсуждением этого вопроса и отнеслась к иерусалимскому намерению, большею частью, отрицательно. Мотивы такого отношения аналогичны с теми, которые указаны патриархом Иоакимом III. Можно было ожидать, что после этого в Иерусалиме откажутся от своего намерения продать буковинские имения. Но ожидания не оправдались. Несмотря на многочисленные авторитетные протесты, иерусалимский патриарх Дамиан и святогробское братство считают это дело (продажу) законным и необходимым в интересах патриархии. В буковинских газетах, немецких и еврейских, появилось в начала 1906 года объявление адвоката Морица Блаукопфа, как уполномоченного —452— православного патриарха в Иерусалиме, о том, что предназначены к продаже преклоненные Святому Гробу имения – Волчинец, Вашковцы, Багринештье, Трестиана или Дымка и Драчинец, и лица, желающие их купить, должны обращаться за необходимыми справками к означенному адвокату в Черновцы, а иерусалимский греческий журнал «Новый Сион» (1906, IV, стр. 446) сообщает следующее: «Священный синод церкви иерусалимской, собравшись на экстренное заседание в великий четверг и рассмотрев предложение уполномоченных общества Волчинец в Буковине о покупке имений Святого Гроба, о чем ходатайствовал митрополит Буковины Владимир, решил продать означенному обществу находящиеся близ села имения за 1.600.000 корон (франков), имея в виду платить этими деньгами долг венскому банку. Для исполнения всех формальностей по отчуждению командирован первый секретарь синода архимандрит Мелетий " … 1977 О дальнейшем ходе дела сведений пока не имеем. Г. Воскресенский (Окончание следует). —453— Н.В. [=Высоцкий Н.Г.] Из периодической печати: [О внутренней миссии]//Богословский вестник 1907. Т. 2. 6. С. 453–475 (2я пагин.) Наша внутренняя миссия в настоящее время переживает довольно тяжелое положение. Усиливается пропаганда старообрядчества и сектантства, учащаются случаи отпадения от православной церкви. О печальном положении миссионерского дела открыто заявляют православные миссионеры, это же отмечает и печать, призванная быть на страже интересов нашей внутренней миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Неудивительно, что и результаты Вашего выступления оказались поистине плачевными. На Ваш зов собралось всего девять архиереев, из них два бесправных (архиепископ Константин Булычев и епископ Вассиан Пятницкий, находящиеся в отставке по постановлению III Вселенского Собора), три неполноправных (викарные епископы Борис Рукин, Митрофан Русинов и Иннокентий Бусыгин), два временно неполноправных (епископы Дамиан Воскресенский и Тихон Русинов, управляющие временно епархиями) и только два вполне полноправных (епархиальные – архиепископы Григорий Яцковский и Виссарион Зорнин). И с такими сомнительными средствами Вы решились составить Всероссийский Церковный Синод! Девять человек избрали из своей среды семь и признали себя Высшим Управлением Русской Церковью. Это уже не смелость ревнителей, а дерзость похитителей, подлежащая наказанию по правилам Церкви. В своем первом к Вам обращении ставя вопрос о том, не хотите ли Вы образовать отдельную от Православной Церкви группу, не намерены ли Вы прервать общение с нашей православной иерархией, я хотел напомнить Вам о той опасности, в какую завлекает Вас Ваше начинание. К сожалению, мое напоминание осталось бесплодным; Вы и Ваши соучастники не только не пришли к мысли оставить свое начинание, распустить “Всероссийский Церковный Синод», но и меня самого приглашаете и в письме, и в телеграмме принять участие во “Всероссийском Церковном Синоде». Усматривая в этом вполне и окончательно назревшее решение, учитывая крайнюю опасность Ваших действий для церковного мира и единства, сознавая, наконец, и свою великую ответственность за бездействие, когда нельзя оставаться бездеятельным, я признаю необходимым именем Господа нашего Иисуса Христа и от имени единомышленной со мной православной русской иерархии принять нижеследующие меры: Преосвященных: архиепископа Екатеринбургского Григория, архиепископа Константина, епископов: Ульяновского Виссариона, Переславского Дамиана, Усть-Медведицкого Тихона, Можайского Бориса, Уразовского Митрофана, Каменского Иннокентия и епископа Вассиана, участвовавших в организации ВЦС, вошедших в его состав и самочинно присвоивших себе высшую власть в Русской Православной Церкви – предать соборному суду архиереев за нарушение правил Апостольских 34 и 35, и Антиохийского Собора 10 и 11 и др., аналогичных приведенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Неудивительно, что результаты Вашего выступления оказались поистине плачевными. На Ваш зов собралось всего девять архиереев, из них два бесправных (архиепископ Константин Булычев и епископ Вассиан Пятницкий, находящиеся в отставке, по постановлению 3 Вселенского Собора), три неполноправных (викарные епископы Борис Рукин, Митрофан Русинов и Иннокентий Бусыгин), два временно неполноправных (епископы Дамиан Воскресенский и Тихон Русинов, управляющие временно епархиями) и только два вполне полноправных (епархиальные архиепископы Григорий Яцковский и Виссарион Зорин). И с такими сомнительными средствами Вы решились составить Всероссийский Церковный Синод! Девять человек избрали из своей среды семь и признали себя Высшим Управлением Русской Церковью. Это уже не смелость ревнителей, а дерзость похитителей, подлежащая наказанию по правилам Церкви. В своём первом к Вам обращении, ставя вопрос о том, не хотите ли Вы образовать отдельную от Православной Церкви группу, не намерены ли Вы прервать общение с нашей православной иерархией, я хотел напомнить Вам о той опасности, в какую завлекает Вас Ваше начинание. К сожалению, моё напоминание осталось бесплодным; Вы и Ваши соучастники не только не пришли к мысли оставить своё начинание, распустить Всероссийский Церковный Синод, но и меня самого приглашаете и в письме, и в телеграмме принять участие во Всероссийском Церковном Синоде. Усматривая в этом вполне и окончательное созревшее решение, учитывая крайнюю опасность Ваших действий для церковного мира и единства, сознавая, наконец, и свою великую ответственность за бездействие, когда нельзя оставаться бездеятельным, я признаю необходимым именем Господа нашего Иисуса Христа и от имени единомышленной со мной православной русской иерархии, принять нижеследующие меры: 1 . Преосвященных: архиепископа Екатеринбургского Григория [Яцковского], архиепископа Константина [Булычева], епископов Ульяновского Виссариона [Зорина], Переяславского Дамиана [Воскресенского], Усть-Медведицкого Тихона [Русинова], Каменского Иннокентия [Бусыгина] и епископа Вассиана [Пятницкого], участвовавших в организации ВЦС, вошедших в его состав и самочинно присвоивших себе высшую власть в Русской Православной Церкви, – предать соборному суду архиереев за нарушение правил Апостолов 34 и 35 и Антиохийского Собора 10 и 11 и др., аналогичных приведённым.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Но григориане решили не сдаваться. С разрешения властей они 1 Февраля посетили в тюрьме митрополита Петра и, введя в заблуждение последнего, добились резолюции об отстранении митрополита Сергия от заместительства якобы «ввиду невозможности управлять Церковью». Временное же управление передавалось коллегии из архиепископов Владимирского Николая, Томского Димитрия и Екатеринбургского Григория. 417 При этом необходимо отметить, что григориане вновь пошли на подлог, скрыв от Местоблюстителя факт действительной невозможности для первых двух иерархов приступить к своим обязанностям. Впрочем, митрополит Сергий отказался подчиниться этой резолюции, сославшись на ее условность и на неосведомлённость митрополита Петра о состоянии текущих Церковных дел. Между тем иерархи и клирики, а также Церковные общины начали выражать митрополиту Сергию свою поддержку в его борьбе с григорианами. Некоторые из деятелей ВВЦС также стали осознавать ошибочность своей позиции и приносить покаяние Заместителю Патриаршего Местоблюстителя. Первым ещё в Феврале 1926 г. это сделал епископ Переяславский Дамиан (Воскресенский), оказавшийся фактическим преемником митрополита Сергия по управлению Владимирской епархией. Этот процесс продолжался и далее. Григориане делали попытки склонить к сотрудничеству с ними иерархов, пользовавшихся авторитетом в церковном обществе. Так, в Апреле 1926 г. архиепископ Иларион (Троицкий) был переведён из Соловков в ярославскую тюрьму, где сотрудники ГПУ пытались склонить его к признанию ВВЦС, однако эти усилия оказались тщетными, и Преосвященный Иларион был вновь отправлен на Соловки. 418 ВВЦС не получил сколько-нибудь широкого церковного признания. Григориане оказались перед лицом полного провала. Пытаясь спасти своё положение, они на совещании, проходившем в занятом ими помещении в Донском монастыре 11–13 Мая 1927 г. (в это время как раз подготавливалась легализация Церковного управления, возглавляемого митрополитом Сергием), приняли программу своего второго съезда, намеченного на Ноябрь, и разослали во все епархии приглашения принять Епископам- " староцерковникам» с представителями от клира и мирян участие в этом мероприятии, которому они надеялись придать авторитет Поместного Собора. На этот призыв Церковь ответила молчанием. А в некоторых епархиях архиереи выступили с обращением к пастве не поддаваться посулам похитителей церковной власти. Съезд получился довольно малочисленный. С 1928 г. их движение резко сошло на нет и, продолжая агонизировать ещё около десятилетия, практически не оказывало влияния на ход Церковной жизни. 419

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Осведомившись об этом новом церковном расколе (отныне именуемом по имени его творца – «григорианским»), Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий вступает в переписку с архиепископом Григорием, призывая последнего и его единомышленников оставить своё беззаконное начинание и выразить послушание законному священноначалию. Однако никакие увещания и доводы не оказывают надлежащего действия на самочинников. 16(29) января 1926 г. определением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя организаторы ВВЦС – in corpore – запрещаются в священнослужении и предаются соборному суду архиереев на основе соответствующих канонических правил. Несколько позже епископ Дамиан [Воскресенский], братья-епископы Тихон и Митрофан [Русиновы] и некоторые другие выходят из раскола и принимаются по покаянии в общение с Церковью. Но зачинатели раскола: архиепископы Григорий [Яцковский], Константин [Булычев], епископ Борис [Рукин] и некоторые вновь примкнувшие к ним архиереи не только обосабливаются ещё более, но отваживаются даже на создание своей собственной лжеиерархии, насаждаемой ими по примеру обновленцев, параллельно православному епископату, находящемуся на вверенных ему кафедрах. Раздорническая деятельность архиепископа (в расколе «митрополита») Григория [Яцковского] ещё более обнаруживается в последующее время (см. 12–18). 12–18. Коллегия (номинально; фактически Церковью не управляла). 19.01(01.02).1926 г. Организатор ВВЦС архиепископ Григорий [Яцковский], игнорируя определение Заместителя митрополита Сергия [Страгородского] о запрещении в священнослужении и предании соборному суду архиереев-членов ВВЦС, при содействии гражданских властей является к заключённому Патриаршему Местоблюстителю и представляет ему доклад, в котором тенденциозно излагается течение церковной жизни за время удаления Местоблюстителя от управления Церковью и якобы полная бездеятельность митрополита Сергия, а также сообщается о невозможности его выезда из Нижнего Новгорода в Москву для руководства из центра церковными делами. По смыслу доклада, этой бездеятельностью Заместителя и вызывается необходимость создания коллективного органа высшего церковного управления – ВВЦС.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Печерская (в Эстонии) 25 .04(08.05) (?).1926–1933: Николай Булин, н у. 02(15).04.1933–1940: Николай Лейсман 25 .07(07.08).1943–1944: Пётр Пяхкель Пинежская 19 .03(01.04).1917–1920: Павел Павловский Василий Дохтуров Пинская 1918–1922: Пантелеймон Рожновский 1922–1922: Александр Иноземцев, в. у. 1922–: 1928–1931: Иоанн Пашин 1931–1941: 02(15).06.1941–08.1942: Вениамин Новицкий, в. у. 1942–1945: 14(27).02.1945–09.1945: Онисифор Пономарев. в. у. 17(30).12.1945–18(31).10.1950: Даниил Юзьвюк Пинская (обн.) Сергий Пирятинская 1925–1927: Димитрий Галицкий Питтсбургская 17(30).08.1916–30.04(13.05).1917: Стефан Дзюбай 30 .04(13.05).1917–1918: Евфимий Офейн Стефан Дзюбай, паки(?)] 1946–: Вениамин Басалыга Питтсбургская (заруб.) –1947: Вениамин Басалыга Пишпекская 10 .1926–17(30).10.1929: Мелхиседек Аверченко, в. у. Пишпекская (обн.) см. Фрунзенская (обн.) Повенецкая (обн.) 1922–: Михаил Рыболовлев Подольская 25 .09(08.10).1920–1923: Пётр Полянский 1923–1926: 1926–30.06(13.07).1927: Серафим Силичев 15(28).10.1927–18(31).05.1932: Иннокентий Летяев 19 .09(02.10).1932–20.10(02.11).1932: Александр Похвалинский 20 .10(02.11).1932–23.11(06.12).1932: Памфил Лясковский 1932–1934: 14(27).05.1934–04(17).09.1934: Иоанн Соколов Подольская (УССР) см. Каменец-Подольская Подольская (обн,) 29 .05(11.06).1922–1922: Иоанн Альбинский Покровская 03(16).05.1931–03(16).09.1931: Серафим Зборовский 03(16).09.1931–14(27).10.1940: Павел Флоринский Полесская (заруб.) 03(04).1918–1919: Дионисий Валединский, в. у. 1919–1919: Пантелеимон Рожновский, в. у. 1919–1922: 1922– 1941: Александр Иноземцев Полонская 1923–: Максим Руберовский Полоцкая и Витебская см. Витебская Полоцкая и Витебская (обн.) см. Витебская (обн.) Полтавская 08(21).03.1913–1919: Феофан Быстров 1920–1921: Парфений Левицкий, в. у. 1921–1923: 1923–04(17).03.1927: Григорий Лисовский 05 .1927–25.04(08.05).1928: Дамиан Воскресенский 05(18).05.1928–21.03(03.04).1932: Сергий Гришин 30 .04(13.05).1932–27.05(09.06).1935: Николай Пирский 27 .07(09.08).1935–09.1937: Тихон Русинов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Противостояние обновленчеству во В. е. возглавил свт. Афанасий, его ближайшими сподвижниками были настоятель Спасо-Преображенского храма и благочинный церквей Владимира прот. Алексий Владычин, настоятель Троицкого храма иером. Герман (Зацепин), игум. Княгинина мон-ря Олимпиада (Медведева). Свт. Афанасий запретил в служении уполномоченного обновленческого ВЦУ М. Тихонравова. После ареста святителя 30 марта 1922 г. центрами сопротивления расколу стали владимирские храмы Троицкий, Пятницкий и Спасо-Преображенский. Прот. Алексий Владычин отверг предложение обновленческого «Владимирского архиепископа» Серафима (Руженцева) организовать группу «Церковь возрождения», выступал против обновленцев в проповедях, отказался передать Тихонравову дела по Владимирскому благочинию. 10 июля 1923 г. прот. Алексий был арестован. В Суздале защитниками Православия явились игум. Евфимиева Спасо-Преображенского мон-ря преподобноисп. Леонтий (Стасевич) и игум. Покровского мон-ря Мария (Либеровская). В сводках ОГПУ отмечалось, что обновленческое движение во В. е. развивается слабо. 27 марта 1923 г. во Владимире состоялся 1-й губ. обновленческий съезд духовенства и мирян, одобривший кампанию по вскрытию мощей и постановивший изъять все мощи из мест их церковного хранения и передать музею в Успенском соборе. Кроме того, съезд постановил «закрыть храмы историко-археологического и художественного значения через местную власть и срочно передать их в ведение Главмузея как памятники исторического прошлого». Председателем епархиального комитета «Живой церкви» был избран Тихонравов. Обновленческой Владимирской епархией управляли: митр. Сергий (Страгородский; 1922-1923), Серафим (Руженцев; 1922-1924), Иоанн Альбинский (1923), Дмитрий Рождественский (1924), Александр Лавров и Алексий Рождественский в 1925 г., Герасим Строганов (1925-1926), Геронтий Шевлягин (1928), Алексий Рождественский (1928), Мелхиседек Николин (Николев) (1928), Николай Орлов (1929-1931), Виктор Путята, Николай Гиляровский в 1931 г., Александр Рябцовский (1931-1933), Николай Поспелов (1933), Петр Горбатов (1935, в. у.), Александр Лавров (1935), Александр Авдентов (1935-1936), Софония Яскевич (1936). В 1925 - нач. 1926 г. во Владимирском крае действовал также григорианский раскол , когда в нем пребывал управляющий епархией Переславский еп. Дамиан (Воскресенский) .

http://pravenc.ru/text/154964.html

прошла волна массовых арестов в 1932 г. Были арестованы Курский архиеп. сщмч. Дамиан (Воскресенский) , Рыльский еп. сщмч. Иоанн (Пашин) и еп. исп. Николай (Могилёвский) , живший на покое в Орле. Архиереи, 127 священнослужителей, 106 монашествующих и 67 мирян проходили по делу «контрреволюционной церковно-монархической орг-ции «Ревнители церкви»», большинство были признаны виновными. В 1933-1934 г. курские чекисты ликвидировали «группу освобождения церкви», якобы занимавшуюся антисоветской агитацией на территории Конышёвского, Михайловского и Дмитриевского районов. Главой группы был признан иером. Исидор (Шендриков) из Дмитриева, его соратниками - свящ. Александр Булгаков из Курска и игум. Серафим (Дементьев), всего проходило более 100 клириков и мирян. В дек. 1937 г. в рамках группового дела «О фашистской организации И. А. Городетского и других» были расстреляны проживавшие в Курской обл. Курский еп. Артемон (Евстратов) , Орловский еп. Иннокентий (Никифоров) и живший на покое в Белгороде заштатный еп. Иоасаф (Жевахов), а также управляющий делами Московской Патриархии прот. Александр Лебедев. 23 июля 1935 г. по групповому делу были арестованы занимавший Курскую кафедру еп. сщмч. Онуфрий (Гагалюк) и 5 священников. В нач. 1937 г. курские чекисты отправили в НКВД докладную записку о проделанной работе, где был представлен сравнительный анализ. До 1917 г. Курская епархия насчитывала ок. 1700 храмов, 18 монастырей, ок. 1 тыс. священнослужителей и 4 тыс. монашествующих. На 1 янв. 1937 г. в Курской обл. имелось действующих храмов: 385 православных и 82 обновленческих, мон-ри были закрыты все, священнослужителей осталось ок. 1 тыс. чел. и ок. 700 монашествующих. В отчетах 1937-1939 гг. мн. храмы указаны как «не используемые церковниками, но официально не закрытые» или как «бездействующие за неимением попов или по технической причине». К 1940 г. в Курске были закрыты все правосл. храмы. В области осталось всего 3 действующих молитвенных здания. Последним довоенным Курским епископом был Артемон (Евстратов).

http://pravenc.ru/text/2462311.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010