1927–1929: 10(23).01.1929–30.06(13.07).1930: Иоанн Георгиевский 09(22).10.1932–18.06(01.07).1933: Иоанникий Чанцев 11(24).08.1933–17(30).01.1935: Владимир Горьковский 17(30).01.1935–03(?). 1935: Леонид Антощенко 03(16).04.1935–14(27).01.1937: Пётр Савельев Кунгурская (обн.) 06(19).12.1922–11(24).04.1925: Николай Ашихмин 23 .03(05.04).1925–1925: Серафим Коровин –1934: 1934–: Николай Ашихмин, паки Купянская (обн.) Владимир Дубчук Иоасаф 1929–1930: Гавриил Киперман Курганская 1924–03(16).09.1927: Алексий Орлов 03(16).09.1927–02(15).01.1928: Георгий Анисимов 02(15).01.1928–1928; Иаков Маскаев 1928–1928: Сергий Анисимов 01(14).03.1929–1929: Пётр Гасилов 30 .08(12.09).1930–10(23).10.1931: Иоанн Братолюбов 1931–06(19).11.1933; Мелхиседек Аверченко 06(19).11.1933–22.11 (05.12). 1934: Ираклий Попов 1934–1950: Курганская (обн.) 1922–1923: Иоанн Туторский 13(26).11.1923–30.09(13.10).1925: Константин Прокофьев 1925–1925: Михаил Фивейский 27 .09(10.10).1925–12.1925: Аристарх Николаевский 1926–13(26).08.1927: Василий Бехтерев, в. у. 08(21).09.1927–04(17).10.1927: Николай Шумовский 1927–: Филарет Домрачев –1929: 1929–09.1929: Сергий Волков 1929–1934: Сергий Баженов 04 .1931–1932: Димитрий Крылов Курская 11(24).07.1914–15(28).05.1917: Тихон Василевский 1917–1920: Феофан Гаврилов 1920–1923: Назарий Кириллов 04(17).10.1923–1928: Иувеналий Масловский 1925–19.06(02.07).1927: Назарий Кириллов, в. у. 1927–1928: Нектарий Трезвинский 02 .1927–04.1928: Алексий Готовцев, в. у. 12(25).04.1928–09(22).11.1932: Дамиан Воскресенский 23 .11(06.12).1932–11(24).08.1933: Памфил Лясковский, в. у. 29 .07(11.08).1933–09(22).11.1933: Онуфрий Гагалюк , в. у. 22 .11(05.12).1933–02(15).12.1935: Онуфрий Гагалюк 17(30).09.1935–1935: Александр Щукин 1935–1935: Хрисогон Ивановский 02(15).12.1935–1937: Артемон Евстратов 23 .05(05.06).1937–13(26).08.1937: Феодосий Кирика 01(14).09.1937–13(26).10.1937: Ефрем Ефремов – 1943: 1943–31.12(13.01).1946: Питирим Свиридов Курская (обн.) 1923–03.1923: Иннокентий Пустынский 03 .1923–17 (30) .03.1924: Никон Пурлевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

3306 С 03.06.1902 пребывал в Пекине, в должности Начальника Российской Духовной Миссии в Китае, с титулом Переславль-Залесского, каковым именовался до 12(25)04.1918, когда на Переславль-Залесскую кафедру был назначен Дамиан (Воскресенский). Архиепископ с 30.04(13.05)1921 по указу Свт. Тихона. Митрополит с 1928 г. Вторая дата – дата кончины. «...Знаток китайского языка. Знал 62 тысячи китайских иероглифов. К нему обращались китайские профессора за разъяснением непонятных иероглифов...» (ММЛ РПИ). 3311 Епископ Шанхайский. После кончины епископа Василия (Шуана) делами епархии занимался протоиерей Николай Ли, а «за Богослужением после имени Патриарха стали поминать имя епископа Симеона» (Поздняев Д., свящ. Православие в Китае (1900–1997 гг.). М„ 1998. С. 159). 3312 Первая дата – дата определения Священного Синода о временном (до избрания епископа на Пекинскую кафедру) окормлении Китайской автономной Церкви Патриархом Московским и Всея Руси. 3324 Епископ Краснослободский, викарий Пензенской епархии; во время отпуска Митрофана Симашкевича. 3325 Возведен в сан архиепископа «весной 1917 года». По ММЛ РПИ, нашумевшее в свое время дело бывшего Пензенского архиепископа Владимира (Путяты) воспроизводится недостоверно. Судная Комиссия Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. под председательством старейшего митрополита Владимира (Богоявленского) лишила Путяту архиерейского сана не «...по совокупности с жалобами духовенства и верующих Донской и Пензенской епархий...» и не за близость с кн. Долгоруковой в г. Новочеркасске – эти административные шероховатости архиерейского управления и личные грехи и падения подсудимого Соборная Судная Комиссия не рассматривала, поскольку создавалась для решения церковно-канонических вопросов. В первый раз суд рассматривал дело по обвинению Путяты в сожительстве с некоей Толстой, тенденциозно представленное производившим следствие архиепископом Симбирским (Ульяновским) Вениамином (Муратовским) (бывшим личным недругом Путяты) и, по тщательном и надлежащем (вплоть до привлечения медицинской экспертизы) рассмотрении обвинительного материала, был вынесен оправдательный приговор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 . Имея долг печалования пред государственной властью, ВВЦС возбуждает. где следует, ходатайства по делам Церкви. 8 . ВВЦС отчётом о своей деятельности обязан Собору и занимается текущими делами впредь до избрания Собором нового церковного управления. 9 . ВВЦС может кооптировать в нужных случаях в свой состав представителей духовенства и мирян. Архиепископ Григорий [Яцковский] Екатеринбургский. Дамиан [Воскресенский], епископ Переяславский. Архиепископ Константин [Булычев]. Виссарион [Зорин], епископ Ульяновский. Тихон [Русинов], епископ Усть-Медведицкий. Борис (Рукин], епископ Можайский. Епископ Вассиан [Пятницкий]. Иннокентий [Бусыгин], епископ Каменский. Митрофан [Русинов], епископ Уразовский. Епископ Иоанникий [Соколовский 168 ]. Православный Церковный календарь на 1927 г. Изд. Е. Н. Львова Послание Временного Высшего Церковного Совета ко всем верным чадам Святой Православной Церкви «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами» ( Флп.4:23 ). Пророк Божий Исаия, изображая состояние современного ему мира, пишет: «Мятежем возметется земля и скудостью оскудеет земля. Преклонися и потрясеся земля, аки овощное хранилище, и аки пьян и шумен падет и не возможет восстати, преодоле бо на ней беззаконие» ( Ис.24:19–20 ). Жизнь течёт, и умножаются отбросы жизни – сор её, и, как рачительный хозяин от времени до времени пересматривает своё хозяйство, очищает грязь и вытряхивает пыль, так и Творец и Промыслитель наш Господь от времени до времени потрясает землю и живущие на ней народы, очищая их от грехов их, кои суть отбросы и сор жизни. В сознании этой истины верующие пастыри и пасомые в самом начале революции собрались на церковный Собор в 1917 г. с тем, чтобы упорядочить жизнь церковную. С тою же целью они возглавили Русскую Церковь Святейшим Патриархом Тихоном. Но суетны сынове человечестии, и деяние их оказалось не концом, а лишь началом болезни. Патриарх Тихон был человек и как человек не мог не ошибаться, особенно среди бурного течения революции. Естественно было искать исправления ошибок.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

8) Евангелие малое, в сребропозлащенном окладе с финифтяными изображениями, украшенное бриллиантами, изумрудами и стразами. Дар игумена Амвросия, жившего в Александроневской лавре. 9) Евангелие малое, в сребропозлащениом окладе с финифт. изображениями, унизанными стразами, подаренное киевским митрополитом Филаретом тульскому почетному гражданину Михаилу Ивановичу Сушкину, нынешнему игумену русского Пантелеймонова монастыря архимандриту Макарию. 10) Евангелие, печатанное в Москве во время царя Феодора Алексеевича. 11) Икона Казанской Божией Матери, в серебряной ризе, дарованная великим князем Алексием Александровичем покойному иеромонаху сей обители о. Арсению лично в С.-Петербурге. 12) Древняя икона Иверской Божией Матери, шитая по фольге стеклярусом, принадлежавшая Наталье Кирилловне Нарышкиной, матери Петра великого. Пожертвована в монастырь ее дальними родственниками. 13) Икона-складни, пожертвованная бывшим начальником константинопольской миссии, a ныне наместником Свято-Троицкой Сергиевской лавры архимандритом Леонидом, посещавшим св. гору. На иконе надпись такая:: «Икона престольных праздников церквей и параклисов стараго русского Афонскаго монастыря св. Пантелеймона целителя, устроенная и пожертвованная настоятелем Воскресенскаго, Новый иерусалим именуемаго, монастыря, Архимандритом Леонидом в 1874 году, в знак его усердия и в память начатаго возобновления сей древней обители. Да будет же мир в силе ея, и обилие в столпостенах ея от ныне и до века». На иконе изображены: 1) св. великомученик Пантелеимон, 2) Св. Троица, 3) Рождество Богородицы, 4) Рождество св. Иоанна Предтечи, 5) св. великомученик Георгий, 6) св. безсребренники Козма и Дамиан, 7) св. Николай мирликийский и 8) св. архидиакон Стефан. 14) Архиерейское облачение, присланное в дар обители, блаженной памяти, Антонием, архиепископом воронежским. 15) Архиерейское облачение, пожертвованное преосвященным Александром епископом полтавским, в бытность его на Афоне. 16) Мантия киевского митрополита Филарета, дарованная им обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

АЛЕКСИЙ. Божией милостию Патриарх Московский и всея Руси ЧЛЕНЫ ОСВЯЩЕННОГО APXIEPEЙCKOГO СОБОРА Собор новомучеников и исповедников Российских Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, исповедник (†1925; память 25 марта и 26 сентября). Царственные страстотерпцы: Император Российский Николай II Александрович, Императрица Российская Александра Феодоровна, Царевич Алексий, Великие Княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия (†1918; память 4 июля). Священномученики: Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский (†1938; память 10 января). Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский (†1922; память 31 июля). Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский (†1918; память 25 января). Евгений (Зернов), митрополит Горьковский (†1937; память 7 сентября). Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский (†1937; память 7 ноября). Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего престола (†1937; память 27 сентября). Серафим (Чичагов), митрополит (†1937; память 28 ноября). Августин (Беляев), архиепископ Калужский (†1937; память 10 ноября). Александр (Петровский), архиепископ Харьковский (†1940; память 11 мая). Александр (Трапицын), архиепископ Самарский (†1938; память 1 января). Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский (†1937; память 17 октября). Алексий (Бельковский), архиепископ Великоустюжский (†1937). Алексий (Орлов), архиепископ Омский (†1937; память 22 августа). Андроник (Никольский), архиепископ Пермский (†1918; память 7 июня). Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский (†1918; память 14 августа). Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский (†1937; память 21 октября). Димитрий (Добросердов), архиепископ Можайский (†1937; память 8 октября). Захария (Лобов), архиепископ Воронежский (†1937; память 9 сентября). Иаков (Маекаев), архиепископ Барнаульский (†1937; память 16 июля). Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (†1929; память 27 апреля (прославление); 11 июля (обретение мощей); 15 декабря). Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский (†1934; память 29 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Борис [Рукин], епископ Можайский. Симеон [Михайлов], епископ Чебоксарский, управляющий Вятской епархией. Николай [Покровский], архиепископ Псковский. Иоанн [Братолюбов], епископ Боткинский. Петр [Гасилов], епископ Осинский. Иннокентий [Летяев], епископ Ставропольский. Александр [Раевский], епископ Керченский. Виссарион [Зорнин], епископ Симбирский. Дамиан [Воскресенский], епископ Переславский. Алексий [Готовцев], епископ Серпуховской. Иринарх [Синеоков], епископ Тюменский. Григорий [Козырев], епископ Вольский. Серафим [Звездинский], епископ Дмитровский. Арсений [Соколовский], епископ Прикаспийский. Феодор [Маковецкий], епископ Мосальский. Алексий [Буй], епископ Петропавловский. Григорий [Яцковский], архиепископ Екатеринбургский. Тихон [Шарапов], епископ Гомельский. Всецело покоряясь воле Премудрого и Благого Промысла, без коего, верю, ничто в жизни не совершается, сыновне подчиняясь велению нашего Святейшего Патриарха и согласуясь с пониманием его веления Архипастырями Русской Церкви, Я, смиренный Петр, митрополит Крутицкий, выразил согласие вступить со дня оглашения завещания почившего Первосвятителя в отправление обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. Доводя о сем до сведения Архипастырей, пастырей и верных чад Православной Русской Церкви, прошу всех вознести ко Господу молитвы, чтобы Он упокоил со святыми Святейшего нашего Отца, а мне даровал силы и мудрость достойно проходить возложенное на меня служение. Божие благословение да будет со всеми нами. 30 марта (12 апреля) 1925 г. Москва. Донской монастырь. Патриарший Местоблюститель Петр, митрополит Крутицкий». (Подписи двух последних Архипастырей поставлены под актом значительно позже, так как в день погребения Святейшего Патриарха Тихона они не находились в Москве) 14 . Так, в Донском монастыре, с митрополитом Петром происходит то же самое явление, которое имело место и при избрании Святейшего Патриарха Тихона на Соборе 1917−1918 гг.; как там, так и здесь, из трех намеченных кандидатов всеобщее утверждение получает лицо, по человеческим понятиям наименее «популярное». Однако, как покажет будущее, именно оно явится наиболее стойким и преданным делу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В авг.-сент. 1923 г. обитель и храмы были закрыты, имущество разграблено, монастырские помещения заняли различные учреждения и жилуправление. В 1923-1925 гг. в К. м. размещались Музей искусств и историко-археологический и кустарный музей, к-рые в 1925 г. объединились в Курский губ. краеведческий музей. В 1930-1984 гг. на территории мон-ря размещался архив Октябрьской революции, позже переименованный в ГАКО, с 1984 г.- Научно-методический центр Управления культуры и б-ка для слепых. Однако, по нек-рым сведениям, монашеская община при К. м. продолжала существовать. По воспоминаниям, монахини проживали в Курске, зарабатывая на жизнь тем, что стегали одеяла. Часть сестер в 1932 г. проходила по уголовно-политическому делу т. н. Контрреволюционной церковно-монархической орг-ции «Ревнители Церкви», которую возглавлял архиеп. Курский и Обоянский сщмч. Дамиан (Воскресенский) . В 1942 г. К. м. был открыт, к 1947 г. в обители числились 25 монахинь и 130 рясофорных послушниц. 8 июня 1947 г. указом Святейшего патриарха Алексия I настоятельницей К. м. с возведением в сан игумении была утверждена бывш. казначея мон. Агния (Меленина). В июле 1950 г. К. м. был закрыт, имущество по распоряжению Курского еп. Нестора (Сидорука) передано в нижний Троицкий храм. В том же году купол над св. воротами был разобран, здание храма реставрировалось как исторический памятник республиканского значения. Летом 1993 г. часть храмового комплекса была передана Курской и Белгородской епархии. В здании церкви разместились классы и церковь Курской ДС. 26 авг. 1993 г. состоялось архиерейское освящение церкви, возобновились богослужения. В семинарский Троицкий храм была передана монастырская святыня - чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». 26 февр. 1994 г. решением Синода К. м. был открыт. Мон-рь возглавляла мон. Серафима (Коноваленко), с 26 дек. 2002 по 24 дек. 2004 г.- мон. Нина (Бодяк; в схиме Иоанна; † 2005). 14 авг. 2004 г. по благословению Святейшего патриарха Алексия II (Ридигера) в К. м. была переведена жен. община, сложившаяся при Иосифовом Волоколамском (Волоцком) в честь Успения Пресв. Богородицы монастыре под духовным рук. схим. Антонии (Сухих). 17 авг. 2004 г. указом митр. Курского и Рыльского Ювеналия (Тарасова) схим. Антония была назначена благочинной мон-ря. С 11 апр. 2006 г. настоятельницей являлась мон. Сусанна (Барыкина; с 2012 игумения). 14 окт. 2006 г. часть сестер переехала в Алексия, человека Божия, женский монастырь в пос. Золотухино.

http://pravenc.ru/text/2462325.html

В данной ситуации, где митрополит Петр являлся представителем идеи, а Е. А. Тучков – грубой силы, нашла, как говорится, коса на камень, и первый из них, несмотря на свое внешнее «крушение», не мог не оказаться победителем сил зла, так как с твердостью стоял на непреоборимой истине слов Христовых: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф. 10, 28 ). Жизнь это и подтвердила. Воспроизводя же минувшие события, видим, что заблаговременно созданная Е. А. Тучковым группа менее чем через две недели после ареста Местоблюстителя уже обнаруживает себя на церковной поверхности следующим образом. 9(22) декабря 1925 года под предлогом отсутствия в Москве фактической высшей власти и, «не зная [будто бы. – Сост.] о данных митрополитом Петром митрополиту Сергию полномочиях на управление Церковью», в бывших покоях Святейшего Патриарха Тихона Московского Донского монастыря (очевидно для придания большего авторитета своему бесчинному начинанию) собирается никем (кроме Тучкова) не уполномоченная группа архиереев в составе девяти человек, обсуждает «создавшееся положение», вырабатывает послание «ко всем верующим», образует из своей среды самозванный Временный Высший Церковный Совет («ВВЦС»), который и начинает законодательствовать и «править» Церковью, полностью игнорируя канонического Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, пришитого в Нижнем Новгороде, благодаря подписке о невыезде, заботливо предусмотренной Тучковым, чтобы всецело развязать руки новым смутьянам в их начинающейся погромной деятельности. В эту группу самочинников тогда вошли: архиепископ Могилевский Константин (Булычев), только что недавно каявшийся перед Патриаршим Местоблюстителем в этом же самом Донском монастыре (в старом соборе) в своем отпадении в обновленческий раскол; епископ Симбирский Виссарион (Зорнин), из «чадолюбивых» (как говорили) архипастырей; епископ Переславльский Дамиан (Воскресенский), втянутый в группу талантливым Е. А. Тучковым не без влияния последствий гражданской войны; епископ бывший Егорьевский Вассиан (Пятницкий), уклонявшийся, – хотя и кратковременно, – в обновленческий раскол; епископ Можайский Борис (Рукин), интриган и морфинист; епископ Усть-Медведицкий Тихон (Русинов), бывший обновленец; епископ Каменский Иннокентий (Бусыгин), совершенно бесцветная личность, и епископ Уразовский Митрофан (Русинов, брат Тихона), бывший обновленец.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В заключение, зная, надо думать, о существовании подписки о невыезде из Нижнего Новгорода, архиепископ Григорий приглашает Заместителя в Москву. «Высоко ценя Вашу мудрость и опытность в церковных делах на протяжении многих лет присутствования в Св. Синоде, мы были бы счастливы иметь Вас в своей среде в ВВЦС и пользоваться Вашими советами, о чем Вас и просим» 283 . В этот же день (9(22) января 1926 года) только что цитированное письмо вместе с другими организационными документами ВВЦС со специальным посланником, епископом Переславльским Дамианом (Воскресенским), направляются в Нижний Новгород и вручаются (10(23) января 1926 года) Заместителю. 12(25) января 1926 года вернувшийся из командировки Преосвященный Дамиан (Воскресенский; хиротонисан в 1918 году во Владимире митрополитом Сергием Страгородским ; первая архиерейская хиротония при Патриархе Тихоне) в своем докладе от того же числа ВВЦСовету – об итогах переговоров с Заместителем (которые приводятся в довольно подробном изложении), в конце концов советует своим собратьям-раскольникам «испросив митрополиту Сергию право на въезд в Москву, просить его пожаловать в ВЦС для совместной работы на благо Св. Православной Церкви. По моему глубокому убеждению [заключает он. – Сост.] без этого неизбежен раскол среди иерархов Русской Православной Церкви, коему, по долгу архиерейской присяги, ни один из иерархов, входящих в состав ВЦС, разумеется, содействовать не может, и я вынужден буду просить ВЦС освободить меня от обязанностей члена оного Совета» 284 . ВВЦС, учтя содержание этого доклада и, очевидно, еще более того – содержание устных комментарий к нему, а также видя, что подавляющее большинство наличного на свободе епископата явно стоит на стороне митрополита Сергия и всемерно сторонится от какого-либо участия в ВВЦС и общения с ним, – приходит к выводу о совершенной неизбежности приглашения в свои ряды Заместителя. Переговоры на эту тему с «соответствующими инстанциями» приводят к благоприятному результату (так как при этой комбинации Тучков ничего решительно не терял), и в итоге 14(27) января 1926 года в Нижний Новгород направляется следующая телеграмма:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В записках Рос. Ист., изданных 1794 г. (VI. 270), неизвестно с чего взято, что тело Ярослава привезено в Тверь в 1272 году. Но в Троицк. Летоп. сказано, что «Ярослав преставился зимою 1271 года и везоша его на Тверь епископ Симеон, игумени и попове» (Ист. Рос. Госуд. Карамз. IV. прим. 137). В Летописи Львова II. 57, в Воскр. Лет. II. 264 под летом 1285 (6793) сказано: «тоеж весны князь Михайло Ярославич заложил на Твери церковь каменну св. Спаса на месте, идеже прежде бывали Косма и Дамиан при епископе Симеоне». В Летоп. Львова, в древ. лет. 1775 (II. 62) и лет. по Никон. сп. (111. 86) сказано, что в лето 1287 (6795) этот Симеон святил деревянную церковь в Твери св. Спаса внутри церкви, тогда строящейся каменной. Это подробнее описано в той же летописи ниже, на стр. 307, именно что тут перед этим была соборная церковь Космы и Дамиана, вел. княгиня тверская Ксения Ярослава Ярославича с сыном своим князем Михаилом на переименование этого собора в Преображенский испросила благословение митрополита всея России Максима. Тоже в Лет. и по Никон. списку IV. 285. При этой повести в обеих летописях помещены имена тверских епископов, служивших в том соборе в течение ста лет. В этом перечне Симеон назван первым епископом. Смерть епископа Симеона в летописях, как то изданной 1775. II. 63, по Никон. списку Ш. 86, показана под летом 1288 (6796) с присовокуплением ему похвалы: «бяше добродетелен и учителен, силен в книгах Божественного писания, князей не стыдясь, всем неправду творящим воспрещающи, честен и смыслен зело, по премногу чтяще иерей и монашеский чин, нищия и сироты жаловаше, обидимых заступише, и бысть страшен всем неправду творящим. Положиша его в церкви св. Спаса на правой стороне февраля в 3 день». Но в Продолжении Нестора стр. 54, в Новогор. 4 Летоп. в Собрании русск. лет. IV. 44, Летописи Львова II. 58, Воскресенск. II. 265 и Софийск. стр. 241 без похвалы смерть Симеона показана под летом 1289 (6797). К сему году кончину его отнес и киевский митрополит Евгений в 2-х изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010