в) испросив митрополиту Сергию право на въезд в Москву, просить его пожаловать в ВЦС для совместной работы на благо Святой Православной Церкви. По моему глубокому убеждению, без этого неизбежен раскол среди иерархов Русской Православной Церкви, коему, по долгу архиерейской присяги, ни один из иерархов, входящих в состав ВЦС, разумеется, содействовать не может, и я вынужден буду просить ВЦС освободить меня от обязанностей члена оного Совета. 12(25) января 1926 г. г. Москва. Дамиан, епископ Переяславский, управляющий Владимирской епархией. [Приписка] Заслушав сей доклад, Высший Церковный Совет постановил согласиться с пунктом «в» моего предложения, испросив право выезда митрополиту Сергию и телеграфировал ему прибыть в Москву. Д [амиан Воскресенский] Е [пископ] П [ереяславский]. Архив составителя Телеграмма учредителей Временного Высшего Церковного Совета («григорианских раскольников») Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] с приглашением его прибыть в Москву для участия в работе этого Совета Нижний Новгород из Москвы. Митрополиту Сергию. 54–1–39–27–14–58. Уверившись через епископа Дамиана наличии возложения на Вас митрополитом Петром исполнения обязанностей Местоблюстителя, испросив Вам разрешение выезда, братски просим Вас пожаловать в Москву в ВВЦС для всестороннего выяснения вопросов положения церковных дел. Архиепископ Григорий [Яцковский]. 1. Второе письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия к архиепископу Екатеринбургскому Григорию и другим архипастырям – организаторам Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС) от 16(29) января 1926 г 2. Третье письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия архиепископу Екатеринбургскому Григорию и другим архипастырям – организаторам Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС) от 26 января (8 февраля) 1926 3. Архив составителя Второе письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к архиепископу Екатеринбургскому Григорию [Яцковскому] и другим архипастырям – организаторам Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Вернуться 123 Игумен Дамаскин (в миру Дамиан, 1795–1881) правил обителью 42 года (с 1839 г.). Во время его игуменства построено много церквей (особенно в скитах), часовен и других монастырских зданий. Обладал даром прозорливости; ему принадлежит ряд поучений для братии. Вернуться 124 Скит Всех Святых основан игуменом Назарием в конце XVIII b. Окончательно устроен в 1844 г. игуменом Дамаскиным. Храм каменный двухэтажный, воздвигнут в 1849 г. (нижняя церковь – во имя Всех Святых, освящена в 1849 г., верхняя – во имя Всех Небесных Сил Бесплотных, освящена в 1850 г. Женщинам вход в этот скит был разрешен только один раз в год – в праздник Всех Святых (первое воскресенье после Троицы). Упоминаемая ниже часовня во имя Крестных страданий Господа построена в 1842 г. по проекту К. Брандта. Вернуться 126 До 1855 г. остров назывался Монашеским (предположительно, по находившемуся на нем в древности скиту). В 1855 г. на нем была устроена небольшая часовня во имя св. Пророка и Предтечи Иоанна, и с тех пор остров стал называться Предтеченским. В 1858 г. часовня была заменена церковью. В этом скиту соблюдался строгий устав вечного поста; женщинам вход в него был запрещен круглый год. Вернуться 127 Воскресенский скит был основан почином в 10 тыс. руб. паломника И. М. Сибирякова (окончившего свою жизнь на Афоне) в 1896 г. Храм в скиту строился в 1901–1906 гг. Вернуться 128 Иеромонах Никон прожил в пустыне более 20 лет (в конце XVIII b.). Обновление этой местности в конце XIX – нач. ХХ в. связано со стремлением создать копию мест земной жизни Иисуса Христа (подобно Ново-Иерусалимскому монастырю под Москвой): Сионской и Елеонской горы, Кедронского потока, Гефсимании, Иерусалима. Вернуться 130 В начале февраля 1848 г. Н. В. Гоголь совершил паломничество в Иерусалим, во время которого посетил пещеру Гроба Господня. Вернуться 133 Гефсиманский скит состоял из двух церквей: Успенской (первоначально часовни; освящена в 1911 г.) и Вознесенской (освящена в 1912 г.). К этому же времени относится и упоминаемая ниже часовня «Моление о чаше».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Вместе с владыкой здесь находились архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов), архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский) , епископ Звенигородский Николай (Добронравов) , епископ Вязниковский Корнилий (Соболев), епископ Переяславский Дамиан (Воскресенский) и епископ Суздальский Василий (Зуммер), ряд известных священников. Можно сказать, собрался цвет Православия, малый «Собор». Велись оживленные беседы об этом празднике, о самой службе, об иконе, о храме во имя праздника, и было положено начало нового пересмотра, исправления и дополнения службы, текст которой был напечатан в 1918 году. Тогда же была поддержана очень важная мысль владыки Афанасия о желательности дополнить службу так, чтобы ее можно было совершать не только во вторую Неделю по Пятидесятнице, но также и в другое время и не обязательно в воскресный день. Владыка полагал, что совпадение этого праздника с воскресным днем было причиной того, что составленная в 1918 году для него служба не так полна, как того заслуживает праздник, имеющий огромное значение для Русской Церкви и русского народа. Другим доводом стало то, что если празднование многим святым, даже не из числа великих, совершается дважды, иногда и трижды в год, то тем более подобает, чтобы общий праздник Всех русских святых праздновался не однажды. Кроме того, во вторую Неделю по Пятидесятнице во многих церквах отмечаются празднования местным святым, и присоединение праздника Всех русских святых ослабляет и то, и другое празднование, а это недопустимо с точки зрения церковного устава, поскольку происходит «утеснение в стихирах и канонах». В первый раз празднование Всем святым русским не в воскресный день и по исправленной службе было совершено там же, в 17-й камере владимирской тюрьмы, 10 ноября 1922 года, в день преставления святителя Димитрия Ростовского . Для нас сейчас проясняются удивительные вещи! Новая полная служба. Кому? Всем русским святым. Обсуждается где? В тюрьме. И состоялась впервые она там же. Значит, не существует преград и для нас молиться нашим святым в полной мере, обращаться к ним за помощью и защитой в наших «лютых обстояниях».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Григорий Богослов (329–389), святитель, архиепископ Константинопольский, один из трех вселенских учителей Церкви. Губонин Ефим Семенович († 1924), отец М. Е. Губонина. Губонина Зоя Петровна, жена М. Е. Губонина. Гулевич Поликарп, протоиерей см. Порфирий (Гулевич), священномученик, епископ Гурий (Степанов Алексей Иванович; 1880–1938), архиепископ. Член Св. Собора 1917–1918 гг. В 1920 г. хиротонисан во епископа Алатырского, викария Симбирской епархии, вскоре был арестован, находился в заключении до 1922 г. В 1923 и 1924 гг. подвергался арестам. С 1924 г. архиепископ Иркутский. Арестован в 1925 г. по «делу митрополита Петра». Осужден на три года высылки в Сибирь. С 1930 г. архиепископ Суздальский, викарий Владимирской епархии. В 1932 г. вновь арестован и до конца жизни находился в заключении. Расстрелян в лагере под Новосибирском. Гурьев Петр Викторович (1863–1943), управляющий делами Святейшего Синода. Член Св. Собора 1917–1918 гг. С 1918 г. управляющий делами Св. Синода и Высшего Церковного Совета. В 1922 г. был арестован и привлечен к суду вместе с Патриархом Тихоном. Сослан в Бухару, где находился в ссылке до 1934 г. В 1934–1943 гг. проживал в г. Можайске. Д’Эрбиньи Мишель, кардинал см. Эрбиньи Мишель-Жозеф Бургиньон, католический епископ Дамаскин (Орловский), иеромонах, игумен. Дамаскин (Цедрик Дмитрий Дмитриевич; 1878–1937), священномученик, епископ. В 1923 г. хиротонисан во епископа Глуховского, викария Черниговской епархии. Арестован в 1925 г. по «делу митрополита Петра». Осужден на три года высылки в Сибирь. С 1929 г. в Соловецком лагере; с 1933 г. на свободе; с 1934 г. в ссылке; с 1936 г. в Карагандинском лагере. Расстрелян. Дамиан (Воскресенский Дмитрий Григорьевич; 1873–1937), священномученик. архиепископ. В 1918 г. хиротонисан во епископа Переяславского, викария Владимирской епархии. Несколько раз арестован в начале 1920-х гг. До 1925 г. в ссылке в пос. Теджен, Туркмения. С 1925 г. временно управляющий Владимирской епархией. В 1925 г. перешел в григорианский раскол. В 1926 г. по покаянии принят в общение с Русской Православной Церковью. С 1928 г. архиепископ Курский и Обоянский. Был арестован в 1930 и в 1932 гг.; с 1932 г. в Соловецком лагере. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Гурий, игумен Рождественского монастыря Шалотского, иже на Мо логе реце близ Устюжны Железныя. Об упраздненном монастыре, который находился в Устюженском уезде Новгородской губернии, см. в Ист. Uep. III, 760 и VI, 720. Так как монастырь назывался Гуриевой пустыней (Шалацкой), то наш Гурий должен быть считаем за его основателя; когда жил, остается неизвестным. Давид Святославич, князь Черниговский, скончавшийся в 1123-м году. О чудесах, сопровождавших его кончину, см. в Степ. кн. I, 284 (Карамз. II, прим. 228). Нужно: Каневский; см. об этом епископе, жившем в половине XII века, моей Истории русской церкви т. I, полов. 1, изд. 1 стр. 568, изд. 2 стр. 689. Дамиан, в схиме Диодор, пустынник Соловецкий, скончавшийся 27-го Ноября 1683-го года, – Патерик Соловецкий, стр. 76 Даниил Черный. См. Андрей Рублев. Димитрии Всеволодовичу князь. Сын вел. князя Всеволода Юрьевича, по прозванию Большое Гнездо, скончавшийся 6-го Января 1227-го года и положенный во Владимирском Успенском соборе (см. Лаврент. лет. под 1227-м годом). Димитрий, по прозванию Красный (что значит красивый, красавец), сын Галичского князя Юрия Дмитриевича, скончавшийся в Галиче 22-го Сентября 1440-го года и погребенный в Московском Архангельском соборе (Воскресенск. лет. в Собр лет. VIII. 109–111, Kapaмз. V, 160 и прим. 291). Димитрий. См. Григорий. Димитрии Иванович Донской, вел. князь Московский, скончавшийся 19-го (в каталогах ошибочно: 9-го) Мая 1389-го года. Димитрий трудник, инок блаженный, преставившийся в Нижнем Новгороде и положенный на верхнем посаде у церкви пресвятые Богородицы Казанския по левую страну. – Неизвестно когда живший. Димитрий, другой, игумен у Спаса на Хутыни, 11-го Февраля («другой» значит: особый от Димитрия Прилудкого, который также 11-го Февраля. У преосв. Сергия). Неизвестный, ибо в списке игуменов Хутынского монастыря нет ни одного игумена с именем Димитрия. Дионисий, митрополит Московский, скончавшийся в изгнании из Москвы от Бориса Годунова в Новгороде, в Хутыне монастыре, в лето 7092 (1583), Октября в 15 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Гурий [Степанов], архиепископ Иркутский. Александр, епископ Павловский. Борис [Соколов], архиепископ Рязанский. Иоасаф [Шешковский], епископ Малоярославецкий, управляющий Калужской епархией. Серафим [Протопопов], епископ Рыбинский. Амвросий, епископ Сызранский. Амвросий, епископ бывший Брянский. Иоасаф [Удалов], епископ Чистопольский. Герман [Коккель], епископ Ибресинский. Парфений [Брянских], епископ Ананьевский. Константин [Дьяков], епископ Сумский, управляющий Харьковской епархией. Митрофан [Русинов епископ Бутурлиновский. Пётр [Зверев], епископ Старицкий. Вассиан [Пятницкий], епископ бывший Егорьевский. Аверкий [Кедров епископ Житомирский. Иннокентий [Тихонов], епископ Ладожский. Амвросий [Полянский], епископ Каменец-Подольский. Вениамин [Глебов], епископ Рославльский. Иов [Рагожин], епископ Пятигорский. Борис [Рукин], епископ Можайский. Симеон [Михайлов], епископ Чебоксарский, управляющий Вятской епархией. Николай [Покровский], архиепископ Псковский. Иоанн [Братолюбов], епископ Воткинский. Пётр [Гасилов], епископ Осинский, Иннокентий [Летяев], епископ Ставропольский. Александр [Раевский], епископ Керченский. Виссарион [Зорин], епископ Симбирский. Дамиан [Воскресенский], епископ Переяславский. Алексий [Готовцев], епископ Серпуховской. Иринарх [Синеоков], епископ Тюменский. Григорий [Козырев], епископ Вольский. Серафим [Звездинский], епископ Дмитровский. Арсений [Соколовский], епископ Прикаспийский. Феодор [Маковицкий], епископ Мосальский. Алексий [Буй], епископ Петропавловский. Григорий [Яцковский], архиепископ Екатеринбургский. Тихон [Шарапов], епископ Гомельский. Всецело покоряясь воле Премудрого и Благого Промысла, без коего, верю, ничто в жизни не совершается, сыновне подчиняясь велению нашего Святейшего Патриарха и согласуясь с пониманием его веления Архипастырями Русской Церкви, Я, смиренный Пётр, Митрополит Крутицкий, выразил согласие вступить со дня оглашения завещания почившего Первосвятителя в отправление обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. Доводя о сем до сведения Архипастырей, пастырей и верных чад Православной Русской Церкви, прошу всех вознести ко Господу молитвы, чтобы Он упокоил со святыми НАШЕГО ОТЦА, а мне даровал силы и мудрость достойно проходить возложенное на меня служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

ДАМИАН (Воскресенский Дмитрий Григорьевич), архиепископ Курский. 1873 г., 23 октября – родился в Курской губ., в семье священника. 1894 г. – окончил Курскую духовную семинарию 1897 г. – рукоположен во иерея. 1904 г. – принял монашество. 1905 г. – окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и назначен преподавателем Смоленской духовной семинарии. 1907 г. – смотритель Старо-Оскольского духовного училища, смотритель Обоянского духовного училища. 1911–1918 гг. – ректор Смоленской духовной семинарии, архимандрит. 1918 г., 29 апреля (12 мая) – хиротонисан во Владимире во епископа Переяславского (первая архиерейская хиротония, совершенная по благословению Патриарха Тихона). 1918–1927 гг. – епископ Переяславский. 1920–1921 гг. – во Владимирской тюрьме. 1922–1925 гг. – в ссылке в Средней Азии (Теджен). 1925 г. – в числе первых организаторов григорианства. Покаялся и принят митрополитом Сергием в сущем сане. 1926–1927 гг. – временно управляющий Владимирской епархией. 1927–1928 гг. – архиепископ Полтавский и Переяславский. 1927–1928 гг. – временно управляющий Екатеринославской (Днепропетровской) епархией. 1928–1932 гг. – архиепископ Курский и Обоянский. 1932 г. – арестован. Последующие годы провёл в концлагере. Конец 1940-х гг. – скончался в лагере. ДИМИТРИЙ (князь Абашидзе Давид Ильич), в схиме Антоний, архиепископ Симферопольский и Таврический. 1867 г., 12 октября – родился в Тифлисской губ. 1891 г. – окончил Новороссийский университет (Одесса); принял монашество, иеродиакон. 1896 г. – окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия; рукоположен в иеромонаха. 1900 г. – ректор Александровской миссионерской духовной семинарии, архимандрит. 1902 г. – епископ Алавердский. 1903 г. – епископ Гурийско- Мингрельский. 1906 г. – епископ Туркестанский и Ташкентский. 1912 г. – епископ Таврический и Симферопольский. 1914 г. – рядовой священнослужитель Черноморской эскадры. 1915 г. – архиепископ Симферопольский и Таврический. 1917–1918 гг. – участник Собора Российской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Дамиан (Касатос; 1848–1931), Патриарх Иерусалимской Церкви. Служил в России, был настоятелем Иерусалимского Александро-Невского монастыря в Таганроге, управлял имением Святогробского монастыря на Кавказе. С 1897 г. Патриарх Иерусалимский и всея Палестины. Даниил (Шерстенников Дмитрий Константинович; 1871–1932), епископ. С 1917 г. в сане протоиерея служил на Камчатке, был настоятелем Камчатского кафедрального собора и благочинным камчатских церквей. В сентябре 1922 г., когда была образована самостоятельная Камчатская епархия и при ней Охотское викариатство, хиротонисан во епископа Охотского, викария Камчатской епархии. Хиротонию совершали епископ Владивостокский и Приморский Михаил (Богданов) и епископ Камчатский и Петропавловский Нестор. В 1924 г. привлекался к ответственности «за укрытие церковных ценностей и денег». Выслан в г. Читу. Служил в различных городах Дальнего Востока. Управляющий Иркутской епархией. В 1927 г. арестован. Находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения. С июля 1928 г. по 1932 г. епископ Охотский, викарий Владивостокской епархии. Даниил (Юзьвюк Николай Порфирьевич; 1880–1965), архиепископ. В 1939 г. секретарь митрополита Литовского и Виленского Елевферия (Богоявленского). В 1942 г. хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской митрополии. После убийства Экзарха Прибалтики митрополита Сергия (Воскресенского) (25 апреля 1944 г.) вступил в управление Экзархатом в сане архиепископа. Во время ухода немецких войск насильно эвакуирован. В конце войны находился в лагере перемещенных лиц в Чехословакии. В октябре 1945 г. восстановил общение с Московской Патриархией, прерванное во время войны, вернулся в СССР. В 1946 г. назначен на кафедру Пинскую и Брестскую. В декабре 1948 г. переименован в архиепископа Пинского и Полесского. В 1949 г. арестован. В 1955 г. освобожден. В 1956 г. утратил зрение. По благословению Святейшего Патриарха Алексия пребывал на покое в Одесском Успенском монастыре. С конца 1956 г. постоянно проживал в Измаиле, в ноябре 1964 г. переехал в Св.-Михайловский женский монастырь в с. Александровка под Одессой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Иеромонах Варфоломей, в мире Василий Яковлевич Останенков, был сын казака города Переволочны, принял монашество в Мгарском Монастыре в 1712-м году, во иеродиакона посвящен в 1714-м году, во иеромонаха в 1725-м году в том же Монастыре. В 1735-м году, как сказавший за собою «слово и дело», отослан к следствию в Святейший Синод 1987 . Иеромонах Дамиан Новинский, сын священника погоста Воскресенского, что на Волге реке, Ржевского уезда, Алексея Максимова, в мире Дорофей, был с 1701-го года диаконом в Московском Зачатиевском (Зачатенском) девичьем Монастыре, пострижен в Московском Новинском Монастыре в 1702-м году, во иеромонаха посвящен в 1709-м году 1988 . Иеромоиах Иаков, в мире Иван Максимович Коропец, был сын хорунжего, – «то есть прапорщика», – Нежинского полка, родился в городе Короле в 1694-м голу, учился «в школах Славянского диалекта», по смерти отца фельдмаршал Борис Петрович Шереметьев взял его к себе в певчие, пострижен в мантию в Московском Донском Монастыре в 1721-м году 1989 . Иеромонах Иоанникий, в Mipe Иаков Федорович Соколовский, сын Виленского мещанина, проживавшего в городе Дорогобуже, родился в 1694-м, году, в монашество пострижен в Москве, в Симонове Монастыре, архимандритом Петром, в 1714-м году 1990 . Иеромонах Леонид Троицкий, в мире Лев Михайлович Страшков, сын слуги Калязииа Монастыря, родился в 1682-м году, монашество принял в 1705-м году в Калязиие Монастыре и был рукоположен во иеродиакона, во иеромонаха посвящен в Троицкий Сергиев Монастырь в 1719-м году 1991 . Иеромонах Серафим Сретенский, в мире Стефан Онисимович Второв, сын священника села Георгиевского, что на валу, Галицкого уезда, родился в 1686-м году, был с 1710-го года диаконом при церкви села Остолопова, Казанского уезда, монашество принял в 1714-м году в Казанском Кизическом Монастыре, во иеромонаха рукоположен в 1722-м году в Москве в Новгородок Северский, в Сретенский Монастырь. Он в юности был несколько обучен иконному писанию 1992 . Иеромонах Филарет Златоустовский, в мире Феодор, был сын священника Нижнего Новгорода Василия Симеонова, родился в 1674-м голу, принял монашество в Оранской Пустыни в 1715-м году, до поступления в монахи был в Нижнем диаконом и священником 1993 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Импровизированный хор состоял из местного священника Феофана Букетова и его брата псаломщика Константина Букетова 841 , также иереев Венедикта Туркевича и Петра Попова (из Пассайка 842 ). 8/21 ноября 1905 г. Праздничную литургию собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных преосвящ. Тихон отстоял в алтаре временной церкви. В 15 ч. архипастырь выехал из Анзонии в Нью-Йорк. 13/26 ноября 1905 г. «В воскресенье 13 Ноября Его Высокопреосвященство совершал Божественную литургию в кафедральном Соборе в Нью-Йорке в сослужении о. Архимандрита Севастьяна, начальника Сербской православной миссии в Америке, кафедрального протоиерея А. Хотовицкого, ключаря о. И. Зотикова, эконома иеромонаха Иоанникия и американского миссионера о. Н.И. Ирвина. За литургией был рукоположен во иподиакона, а после во диакона монах Дамиан, причисленный к Сербской миссии. Вечером того же дня была совершена соборне торжественная вечерня с проповедью на английском языке» 843 . 20 ноября/3 декабря 1905 г. В неделю 24-ю по Пятидесятнице в Нью-Йорке архиеп. Тихон рукоположил во диакона псаломщика Павла Радосавльевича (Radosavljevic 844 ). Вечером архипастырь отправил бдение накануне праздника Введения во храм Пресвятой Девы Марии. 21 ноября/4 декабря 1905 г. Божественная литургия двунадесятого праздника была в кафедральном соборе соединена с хиротонией диак. Павла Радосавльевича во пресвитера 845 к Воскресенской домовой церкви в Чикаго. 26 ноября/9 декабря 1905 г. В день памяти св. Иннокентия Иркутского глава Североамериканской епархии отслужил в своем храме молебен с возношением молитвословий о епископе Аляскинском, с возглашением многолетия преосвящ. имениннику. 5/18 декабря 1905 г. «5 Декабря вечером накануне храмового праздника кафедрального Нью-Иоркского Собора, а также именинного дня Православного Общества Взаимопомощи, вверенного молитвенному попечению Святителя Николая, Его Высокопреосвященство в сослужении наличного соборного причта совершил всенощное бдение...» 846 . 6/19 декабря 1905 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010