7 янв. 1926 г. из сообщения в газ. «Известия» о создании ВВЦС стало известно митр. Сергию. 14 янв. он направил архиеп. Григорию письмо с предложением дать канонические основания образованию ВВЦС при наличии законного Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В ответном письме от 22 янв. архиеп. Григорий заявил, что не признает митр. Сергия законным преемником высшей церковной власти, сославшись на то, что передача митр. Петром патриарших полномочий не была утверждена соборным решением епископов. Вместе с тем митр. Сергию было сделано предложение войти в состав ВВЦС. 23 янв. в Н. Новгород прибыл еп. Дамиан (Воскресенский). На встрече с ним митр. Сергий представил завещательное распоряжение митр. Петра, передающее ему обязанности заместителя Патриаршего Местоблюстителя, и отказался признать ВВЦС канонически законным органом управления Церкви. Вернувшись в Москву, еп. Дамиан предложил признать за митр. Сергием его законные права Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и объединить с ним усилия в совместной работе по решению насущных проблем Церкви. В противном случае еп. Дамиан предупреждал о возможности раскола среди иерархов РПЦ и выразил готовность выйти из состава ВВЦС. 27 янв. архиеп. Григорий (Яцковский) послал митр. Сергию телеграмму: «Уверившись через епископа Дамиана наличии возложения на Вас митрополитом Петром исполнения обязанностей Местоблюстителя, испросив Вам разрешение выезда, братски просим Вас пожаловать в Москву в ВВЦС для всестороннего выяснения вопросов положения церковных дел» (Акты свт. Тихона. С. 431). 29 янв. митр. Сергий направил архиеп. Григорию второе письмо, в к-ром расценил образование ВВЦС как «дерзость похитителей, подлежащую наказанию по правилам Церкви». 7 архиереев, вошедших в состав ВВЦС и самочинно присвоивших себе высшую власть в РПЦ, были запрещены митр. Сергием в служении и устранены от управления своими епархиями и вик-ствами впредь до раскаяния или до церковного суда. Члены ВВЦС попытались обосновать каноничность своих действий, получив благословение от находившегося в заключении Патриаршего Местоблюстителя митр. Петра. Для него был составлен и передан в тюрьму доклад, описывавший ситуацию в Церкви после ареста Местоблюстителя как наступление полного безвластия, для преодоления к-рого якобы и было собрано епископское собрание. ВВЦС ставил себе в заслугу полученный им легальный статус, чего не имел митр. Сергий. Его деятельность в качестве Заместителя Патриаршего Местоблюстителя в докладе характеризовалась как вносящая «путаницу в церковные дела и смущение в души верных». По заявлению ВВЦС, оставаясь под руководством митр. Сергия, Церковь была бы по-прежнему лишена легального управления. Поэтому митр. Петру предлагалось благословить и утвердить ВВЦС и аннулировать полномочия митр. Сергия.

http://pravenc.ru/text/166503.html

Получив известие о кончине патриарха свт. Тихона, в день его погребения (12 апр. 1925), еп. сщмч. Дамиан в сослужении 12 священников совершил панихиду по почившему. В течение 40 дней имя патриарха возносилось за литургией во всех храмах П.-З. в. на «особой заупокойной эктении». Вскоре архиерея вызвали в местное отделение ОГПУ, где сообщили, что заупокойное поминовение патриарха «рассматривается как демонстративное». Еп. сщмч. Дамиан попросил предоставить ему письменное распоряжение о запрете поминовения патриарха, однако получил отказ. 30 нояб. 1925 г. в Москве был арестован Владимирский архиеп. сщмч. Николай (Добронравов). 1 дек. того же года викарий Владимирской епархии Ковровский еп. священноисп. Афанасий (Сахаров) доложил об аресте Владимирского архиерея патриаршему местоблюстителю Крутицкому митр. сщмч. Петру (Полянскому). Местоблюститель предложил еп. священноисп. Афанасию принять временное управление Владимирской епархией, однако по просьбе Ковровского епископа последнему было вверено духовное окормление приходов Владимирского и Ковровского уездов, а Переславскому еп. сщмч. Дамиану (Воскресенскому) поручено временное управление приходами на остальной территории Владимирской епархии. 22 дек. 1925 г. еп. сщмч. Дамиан участвовал в собрании архиереев в Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре под председательством Свердловского архиеп. Григория (Яцковского). Переславль-Залесский епископ не знал, что Нижегородский митр. Сергий (Страгородский) принял на себя временное исполнение обязанностей патриаршего местоблюстителя, поэтому вошел в состав Временного высшего церковного совета (ВВЦС; см. также ст. Григорианский раскол ). Ковровский еп. священноисп. Афанасий (Сахаров), узнав об уклонении Переславского епископа в раскол, принял на себя временное управление всеми приходами Владимирской епархии. 15 янв. 1926 г., в день своего ареста, еп. священноисп. Афанасий оставил для православных Владимирской епархии письменное разъяснение о григорианском расколе, призвал их «воздержаться от общения» с еп. сщмч. Дамианом, а за духовным руководством, если не будет в епархии правосл. епископа, обращаться к правосл. архиереям др. епархий.

http://pravenc.ru/text/2580006.html

В 1926 году власти арестовали ревностного епископа. На допросе он заявил следователям: «Я, как человек сильных и твердых убеждений религиозных и как епископ, вел работу в пределах установленных властью законов». 26 марта 1926 года владыка был лишен права жить в области, где был архипастырем. В Великий четверг он в последний раз отслужил Божественную Литургию и, испросив прощения у богомольцев, вышел из собора. Люди провожали епископа Иоанна до пристани, а затем еще долго шли в холодной воде за баржей, на которой увозили владыку. 18 сентября епископ Иоанн был приговорен к трем годам ссылки в Зырянский край, по окончании которой он был лишен права проживать в некоторых городах, и за ним был установлен административный надзор. Заместитель патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) назначил его епископом Рыльским, викарием Курской епархии, где в то время правящим архиереем был священномученик Дамиан (Воскресенский). В конце 20-х — начале 30-х годов советская власть усилила гонения на Русскую Православную Церковь; в это время она приступила к уничтожению традиционного крестьянского быта под видом организации колхозов, во главе которых стала ставить подчиненных центральному аппарату партийных чиновников. Крестьяне не приняли этих перемен и стали оказывать сопротивление, отстаивая естественную для себя форму жизни и хозяйствования. Власти обвинили в агитации против колхозов членов Русской Православной Церкви. На территории Курской и Орловской областей почти одновременно было арестовано тогда более трехсот человек — епископов, священников и православных мирян, в их числе архиепископ Курский Дамиан (Воскресенский) и епископы Орловский Николай (Могилевский) и Рыльский Иоанн (Пашин). 7 декабря 1932 года Особое совещание при коллегии ОГПУ приговорило владыку Иоанна к 10 годам заключения в концлагерь; с этого времени начался его последний скорбный путь через лагеря страны. Люди учились в духовных училищах, семинариях и академиях, готовились послужить Церкви и Родине на поприще духовного просвещения — богословскими трудами, миссионерской и пастырской деятельностью, самоотверженным служением ближним, чтобы быть всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых, но как будто ударили ранние заморозки, захватив все в цвету, — и вместо богословских и научных трудов пришлось им ограничиться перепиской с близкими людьми да беседами с единомысленниками. Вместо богословских и проповеднических трудов они оставили нам драгоценную повесть о своих злоключениях — прошедшие через тюремную цензуру письма, в которых звучит тихий, но дорогой голос исповедников и молитвенников, а вскоре и мучеников, сохранивших среди суровых испытаний не только человеческое достоинство, но и верность высоким христианским идеалам, и христианское отношение к ближним, несмотря на стремление тогда многих людей превратить в ад этот видимый мир.

http://foma.ru/brigada-lesorubov-tri-epi...

Священник Владимир Русин: Ваше Преосвященство, позвольте передать Вам поклон от земляков священномученика Дамиана (Воскресенского) – одного из Ваших предшественников на Переславской кафедре. Владыка Дамиан отдал Переславлю несколько лет своей жизни: с 1918 по 1927 годы. (С перерывами на тюремные заключения и ссылки). Вспоминают ли сейчас владыку Дамиана в Переславле, или личность новопрославленного святого затерялась на фоне других церковных и исторических деятелей, прославивших центральный город «Золотого кольца»? Епископ Феоктист: К сожалению, я не могу похвастаться тем, что мы проводим широкую просветительскую работу, исследуем жизнь всех святых, которые связаны с нашим краем. Наших сил на это пока что не хватает. Имена нескольких десятков святых связаны с нашим краем. Более того, довольно трудно найти русского святого, «классического», так сказать, периода святости с XII по XVII или даже по XVIII век, который не был бы связан, так или иначе, с Переславлем. Я вынужден признать, что мы немного не дорабатываем. Память новомучеников, конечно, мы чтим. Конечно, мы их помним. У нас есть перечень их имен, мы поминаем их за каждым богослужением. Но внутренних сил на глубокую исследовательскую работу по этому направлению нам не хватает. Священник Владимир Русин: Возможно, изданная в Курске книга священномученика Дамиана «Духовное наследие. Проповеди. Очерки. Письма. Протоколы допросов» поможет переславцам лучше узнать этого святого и крепче полюбить его. Епископ Феоктист: Очень радует, что есть люди, которые занимаются нашими общими святыми. Хорошо, что в Курске находятся ресурсы, которых не хватает у нас. Я Вас благодарю, что Вы занимаетесь этой работой и делитесь своими находками с нами. Священник Владимир Русин: Может ли курский паломник, посетивший Переславль-Залесский, представить, каким увидел город священномученик Дамиан в 1918 году? Что напоминает о том времени, а что не удалось уберечь? Или Переславль за минувший век стал совсем другим городом? Епископ Феоктист: Я бы не был столь категоричен, утверждая, что Переславль стал совсем другим.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/03/nashi_...

Сщмч. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Курский. Фотография. Нач. XX в. 24 сент. 1920 г. Владимирским губернским ревтрибуналом «за хранение рукописей контрреволюционного характера» Д. был приговорен к тюремному заключению «на все время гражданской войны». 4 июля 1921 г. предписанием ВЦИК бессрочное заключение заменено на 3 года лишения свободы. Амнистирован и досрочно освобожден 13 янв. 1922 г. Вернулся в переславль-залесский Данилов мон-рь, выразил протест в связи с изъятием церковных ценностей из мон-ря. В июне того же года Д. вслед за Владимирским митр. Сергием (Страгородским) формально признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). По словам Д., он «шел за Сергием в порядке иерархического подчинения и личного доверия к нему» (Архив УФСБ по Владимирской обл. Д. П-6401. Л. 198 об.), соглашаясь с ограничениями, поставленными митр. Сергием условием своего признания ВЦУ. Обращенные к нему распоряжения ВЦУ по церковно-адм. вопросам Д. игнорировал, не скрывал своего мнения, что с программой «Живой церкви» правосл. сознание мириться не может. В церквах Переславля-Залесского и Александрова продолжалось поминовение во время богослужений имени Патриарха Тихона, что вызывало доносы на Д. местных священников-обновленцев. 5 дек. 1922 г. Д. был арестован Владимирским отделом ГПУ по обвинению в «будировании масс на религиозной почве». Виновным себя не признал. В обвинительном заключении был назван «ярым реакционным элементом» и «сторонником Тихона». 23 февр. 1923 г. Комиссией НКВД по адм. высылкам приговорен к 2 годам ссылки, к-рую отбывал в пос. Теджен (ныне город в Туркмении). После отбытия срока вернулся в Переславль-Залесский. В нояб. 1925 г. назначен временно управляющим Владимирской епархией. 22 дек. 1925 г. участвовал в собрании архиереев в Донской иконы Божией Матери московском муж. мон-ре во главе со Свердловским архиеп. Григорием (Яцковским) и, не зная о принятии Нижегородским митр. Сергием (Страгородским) временного исполнения обязанностей Патриаршего Местоблюстителя, вошел в состав Временного высшего церковного совета (ВВЦС), тем самым невольно стал одним из инициаторов григорианского раскола .

http://pravenc.ru/text/168758.html

Утром первого дня, проведенного нами в Иерусалиме, мы, зайдя в храм Воскресения и приложившись к Гробу Господню, отправились в патриархию в сопровождении о. Начальника миссии арх. Александра и Н. Г. Михайлова 31 . Резиденция патриарха находится в греческом монастыре св. Георгия, приютившемся среди массы других зданий, недалеко от Воскресенского храма. Здание патриархии затерялось среди других окружающих его и снаружи мало чем обращает на себя внимание. Но внутри оно поместительно и обставлено роскошно. Широкая лестница ведет вверх, где чрез устланную мраморными плитами площадку мы вошли в большой светлый и прекрасно убранный зал с длинным рядом диванов и кресел, обитых яркой шелковой материей. Между ними расположены небольшие разукрашенные столики. Стены увешаны портретами Государя, Государыни, особ Греческого царствующего дома, большим портретом Султана, Великих князей Сергия и Павла Александровичей и Великой княгини Елизаветы Феодоровны. Сюда вскоре из-за тяжелой драпировки, отделяющей приемную от внутренних комнат, вышел «блаженнейший и Святейший Отец и Патриарх св. града Иерусалима и всей Палестины, Сирии и Аравии за Иорданом, Каны Галилейской и Св. Сиона» Дамиан. Он был в черной, разрезанной по бокам снизу, рясе и в камилавке с расширяющимся дном. Его Блаженство встретил нас очень приветливо. После того как Его Преосвященство представил нас ему, он всех благословил, со всеми облобызался и усадил всех около себя. Затем нам предложено было обычное восточное угощение. Патриарх Дамиан хорошо говорит по-русски и объясняется без переводчика. Он еще не старый, бодрый, представительный мужчина, с седоватой бородой, круглым и очень симпатичным лицом, на котором словно застыла улыбка 32 . Он очень интересовался нашим путешествием и желал ему полного успеха в виду его благой цели и исключительности. Его Блаженство высказал даже надежду, что благой пример путешествия к величайшей святыне Востока воспитанников духовной школы не останется без последствий. Он подробно расспрашивал о нашем путешествии до Иерусалима, о предполагаемом распределении времени в Иерусалиме и вообще в Палестине, обещав содействовать успеху нашего путешествия, поскольку он может быть нам полезен; благословил Преосвященного и сопутствующее ему духовенство служить во всех греческих храмах и даже совершить у Гроба Господня и на Голгофе «исключительно русское» служение, – что очень утешительно и знаменательно, особенно если обратить внимание на недавнее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Находясь под стражей, вместе с большой группой священнослужителей и мирян проходил по делу т. н. контрреволюционной церковно-монархической организации «Ревнители Церкви». По этому делу было осуждено 413 чел., в т. ч. архиеп. Дамиан (Воскресенский), Орловский еп. сщмч. Николай (Могилёвский; впосл. митрополит) и Рыльский еп. сщмч. Иоанн (Пашин) . П. обвинялся в том, что он «объединил вокруг себя наиболее реакционные элементы церковников». 26 дек. 1932 г. особое совещание при Коллегии ОГПУ СССР повторно приговорило П. к 10 годам концлагерей. В июле 1933 г. срок заключения был сокращен на 1 год и 8 месяцев - до 24 нояб. 1939 г. В лагере работал водомером - наблюдателем изыскательской партии при оз. Колозеро, ст. Оленья (ныне г. Оленегорск Мурманской обл.), жил один в 30 км от станции. Священник находил возможность наставлять нуждающихся, исповедовать, причащать и совершать водосвятие. 17 авг. 1933 г. на П. было заведено новое следственное дело. В 1935-1936 гг. священников в лагере выделили в особую группу - «Православное духовенство» для наблюдения и отселили от других заключенных. В янв. 1937 г. П. перевели в Волголаг в Ярославской обл. В лагере работал чертежником при начальнике работ 7-го строительного участка. В том же году арестован в лагере, проходил по групповому делу вместе со свящ. сщмч. Глебом Апухтиным. Обвинялся в «систематической контрреволюционной агитации и организации коллективного чтения молитв». Категорически отверг все обвинения. Постановлением Особой тройки УНКВД по Ярославской обл. от 22 сент. 1937 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян, погребен на лагерном кладбище. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп. 1. Д. С-3698; Архив УФСБ по Курской обл. Д. П-61; П-11015; П-12372; Архив УФСБ по Ярославской обл. Д. С-12076. Лит.: Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Тутаев, 2000. Ч. 3. Священнослужители и миряне. С. 110-111; Русин В., свящ. Претерпевший до конца: Священномученик Петр Григорьев и обоянская «контрреволюционная церковно-монархическая организация». С. Кунье Курской обл., 2011; Все мы Христовы, 1918-1953: Кр. биогр. сведения. Рыбинск, 2017. Ч. 2.

http://pravenc.ru/text/2580148.html

Особое значение эта проблема имеет для периода Большого террора. Два его года — это около семисот тысяч расстрелянных, десятки тысяч погибших в лагерях. Но до сих пор мы не знаем, где покоится значительная доля из их числа. Удивляться, к сожалению, здесь нечему. До 1937 года захоронения казненных происходили тайно, а совершенно секретным приказом 00447 наркома внутренних дел Николая Ежова от 30 июля 1937 года подобную информацию разглашать вовсе запрещалось: «Приговора по первой категории приводятся в исполнение в местах и порядком по указанию наркомов внутренних дел, начальников управления и областных отделов НКВД с обязательным полным сохранением в тайне времени и места приведения приговора в Нарушителей же этой ведомственной нормы строго карали за отсутствие конспирации, несколько подобных эпизодов мы находим в уголовной практике тех лет. Отсюда становится понятным, к примеру, почему мы до сих пор не знаем, где захоронены две сотни казненных третьего этапа на Большом Соловецком острове 17 февраля 1938 года. Некоторые заключенные видели приговоренных, но где именно их расстреляли, неизвестно. Вопрос изучали несколько экспедиций; сам остров, не такой большой, пытались исследовать, но до сих пор это загадка. На этом фоне оказалась хорошо изучена судьба первого этапа соловецких узников из 1111 человек, казненных осенью 1937 года в урочище Сандармох. В той партии было много духовенства (даже несколько архиереев), в том числе священномученик архиепископ Дамиан (Воскресенский) и канонизированный Русской Православной Церковью Заграницей епископ Алексий (Буй). В феврале будущего года исполнится 85 лет исчезновению второго Соловецкого этапа. В конце 1937 года 504 заключенных под конвоем покинули Соловецкий кремль на баржах и... пропали. Сейчас известно только, что их расстреляли, — но где? В Лодейном Поле, а может быть, где-то еще? Не обнародованы места захоронений казненных жертв Большого террора в Кеми, в Ловозере, на водоразделе Беломорканала. Причем ошибается тот, кто полагает, что эти секреты сопутствуют лишь затерянным в таежной глуши небольшим поселениям. Под покровом тайны остаются места захоронений умерших в ленинградских тюрьмах в 1937-1938 годах. Почти случайно несколько лет назад удалось установить, что некоторых из них хоронили на Богословском и Северном кладбищах, но это явно не все погибшие. Не обнародованы места захоронений жертв Большого террора во многих крупных городах. Например, из документов известно: массовые расстрелы случались в Боровичах (Новгородская область). Среди прочих проходивших по делу «контрреволюционного духовенства» там были казнены архиепископ Полоцкий и Витебский Гавриил (Воеводин), а также новомученицы Кира Оболенская и Екатерина Арская, и места их захоронений до сих пор неизвестны.

http://patriarchia.ru/db/text/5975946.ht...

Участники собрания, игнорируя поступавшие в Москву сведения о переходе высшей церковной власти к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию, образовали ВВЦС, председателем к-рого стал архиеп. Григорий. Провозглашалось, что этот коллегиальный орган церковного управления РПЦ находится в каноническом и молитвенном общении с Патриаршим Местоблюстителем и имеет ближайшей задачей подготовку «канонически правильного» Собора РПЦ. Заявлялось о решимости не вступать ни в какие отношения ни с одним из течений обновленцев и твердо соблюдать каноны правосл. Церкви. Образование ВВЦС объяснялось его создателями желанием исправить «нестроения и бедствия», появившиеся при единоличном управлении Патриаршего Местоблюстителя митр. Петра, когда «вся воля Святой Церкви как бы затмилась единой человеческою волей». В состав ВВЦС кроме архиеп. Григория вошли присутствовавшие на совещании в Донском мон-ре архиеп. бывш. Могилёвский Константин (Булычёв) , Ульяновский еп. Виссарион (Зорнин) , викарные епископы Можайский Борис (Рукин) и Каменский Иннокентий (Бусыгин) , временно управлявшие епархиями епископы Переяславский сщмч. Дамиан (Воскресенский) и Усть-Медведицкий Тихон (Русинов) . На совещании также присутствовали и подписались под принятыми документами епископы бывш. Омский Иоанникий (Соколовский) , бывш. Егорьевский сщисп. Вассиан (Пятницкий) и Уразовский Митрофан (Русинов) . В кон. 1925 - нач. 1926 г. ВВЦС признали Донской митр. Митрофан (Симашкевич) , Екатеринославский архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) , Минский еп. Мелхиседек (Паевский) , Чебоксарский еп. Симеон (Михайлов) и Елабужский еп. Ириней (Шульмин) . ВВЦС, заявивший о полной лояльности к советской власти и законопослушности, при содействии ОГПУ 2 янв. 1926 г. получил в НКВД РСФСР разрешение на деятельность. Офиц. регистрация была представлена организаторами ВВЦС как долгожданное установление нормальных отношений Церкви с гос. властями. Однако создание группой епископов при активной поддержке ОГПУ органа, претендующего на управление РПЦ, а также обращение к властям с просьбой о его регистрации без ведома и согласия самой Церкви и ее иерархии являлось прямым нарушением церковных канонов и содействием усилиям врагов веры.

http://pravenc.ru/text/166503.html

Миссионерский монастырь В декабре 1893 года на имя архиепископа Новгородского и Старорусского Феогноста поступило прошение за подписью нескольких тысяч лиц о ходатайстве перед Святейшим Синодом о возобновлении Макарьевой пустыни и обращении ее в миссионерский монастырь. Ходатайство было удовлетворено. 17 (29) октября 1894 года состоялось торжество открытия «Воскресенского практически-миссионерского монастыря», настоятелем которого был назначен известный синодальный миссионер иеромонах Арсений (Алексеев). На станции Любань было устроено подворье монастыря, которое торжественно освящено 5 (17) августа 1894 года. Была проложена дорога до деревни Вериговщина. Предполагалось, что будет возведен новый соборный храм, который станет копией Иерусалимского собора, а сам монастырь будет устроен в соответствии с топографией Иерусалима. Кроме того, планировался ремонт старого Успенского собора и устройство зала для собеседований. Однако планы нарушил пожар, уничтоживший почти всю обитель. Вскоре после пожара на месте сгоревшего храма был устроен новый деревянный, над мощами преподобного появилась новая рака. Жертвователей на восстановление обители было много. Среди них Иерусалимский патриарх Дамиан, передавший в 1900 году монастырю икону Воскресения Христова. Были построены колокольня, братский корпус, гостиница, рига, мастерские, хлебопекарня. На островке в русле реки Лезны сложили модель святой горы Афон. Часовня на месте последних подвигов преподобного Макария была обращена в небольшой храм в честь «подвижников и подвижниц, просиявших подвигом пощения, воспоминаемых Святою Церковью в субботу Сырной недели». В 1902 году в обители было 80 монахов. Монашеская жизнь в Макариевой пустыни продолжалась до февраля 1932 года, когда её братия во главе со схиепископом Макарием (Васильевым) была арестована и репрессирована. Период ликвидации В закрытом монастыре разместили ремесленную школу с интернатом, потом совхоз, ещё позже − отделение Свирьлага. Во время Великой Отечественной войны пустынь оказалась на оккупированной фашистами территории. В 1942 году, в ходе неудачного наступления советских войск на Любань, все монастырские строения были разрушены.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенска...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010