В пользу того предположения, что пророк разумеет разгром Навуходоносора, выставляют следующее основание: в ст. 2–3 явно проводится мысль, что в то время как Иаков, по любви к нему Иеговы, успел оправиться от поражение при Навуходоносоре, – Исав, по ненависти Иеговы, от этого-же, т. е. Навуходоносорова, поражения не оправится, и страна его остается в развалинах 596 . Указывают, затем, на то, что, по пророчеству Иеремии, Навуходоносор был покорителем Идумеи (25:21; 27:2–7; 49:7–22) 597 . Но что касается того, будто ст. 2–3 содержат мысль об одинаковом первоначальном поражении Эдома и Израиля. – это совершенно произвольное утверждение. Мы видели, что пример Эдома пророк приводит, просто как ближайший наглядный, можно сказать, первый попавшийся (в смысле иллюстрации любви Иеговы), а не видит в нем основной черты, характеризующей отношение Иеговы к Своему народу и нарочито поддерживаемой Промыслом параллельно со всей историей Израиля от начала плена. Ссылка же на пророчество Иеремии есть довольно двусмысленный аргумент: ведь пророк предсказывает будущие события; – разве нужно признать это за vaticinium post eventum?.. Против вероятности разгрома Идумеи Навуходоносором указывают на дружественное и сочувственное отношение Эдома к покорителю Иерусалима (ср. Пс.136 ; Иез.25:12; 35:15 ) 598 . Кеиль справедливо замечает, что это не сильное возражение, потому что неизвестно, добровольно ли покорилась Идумея Навуходоносору и была ли его союзницей 599 . Гораздо важнее то возражение, что от разгрома при Навуходоносоре ко времени Малахии Идумея уже успела бы оправиться 600 , между тем как, по пророку, она остается в разгроме и без надежды восстановления. Справедливо, затем, указывают и на то, что по Малахии судьба Эдома противопоставляется положению Иакова, что 6ыло бы непонятно, если бы разгром Идумеи произведен был Навуходоносором, который разгромил и Иудею 601 . Мнение, относящее разгром Идумеи ко времени Навуходоносора, но приписывающее его союзу Египтян, Аммонитян и Моавитян, основывается на сообщении Иосифа Флавия, что в пятый год после разорения Иерусалима, в двадцать третий год своего царствования, Навуходоносор воевал с Аммонитянами, Моавитянами и Египтянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Понятно, что такая многоступенчатая работа продвигалась довольно медленно. Но все же самые значительные задержки возникали по вине работников МСТ. Так, изготовление первоначальной корректуры первых двух листов книги, отправленных в Москву 5 ноября 1909 г., заняло пять месяцев. На получение их 6 апреля 1910 г. владыка Сергий откликнулся из Выборга в письме Здравомыслову: С великой радостию получил я сегодня первые листы нашей Триоди. Будем молиться, чтобы дожить нам и до последних 596 . Шестью днями позже он вновь писал тому же адресату: Все-таки, Московская Типография к Пасхе поднесла нам нечто вроде красного яичка 597 . Еще месяц ушел на внесение правки и почти полтора месяца – на печать беловой корректуры, которая в окончательно утвержденном виде вернулась в Москву лишь 18 июня 598 . Не менее четырех раз председатель Комиссии обращался в МСТ – лично и через К.Я. Здравомыслова – с просьбами ускорить работу 599 . Типография обыкновенно отвечала, что уж теперь-то «дело пойдет быстро и регулярно» 600 . О переживаниях владыки Сергия, связанных с задержками в работе, свидетельствуют его письма Здравомыслову из Выборга: 16 декабря 1910 г.: Вот уже две недели, как посланы листы к м(итрополиту) Антонию (...) и – ни слуху ни духу. Хорошо, если время уходит на проверку нашей работы. Но я боюсь, что посланные листы просто (нрзб) завалились в кабинете среди старых газет, а еще вероятнее – покоятся в канцелярии, так как секретарь не может тратить время на такие мелочи. Между тем, если и впредь утверждение пойдет таким темпом, тогда мы и в 1921 году не кончим Триоди. Нельзя ли сделать какого-ниб(удь) обходного движения для выручки злополучных листов? (...) Очень хотелось бы иметь своевременно хотя бы исправленный текст великого канона 601 . 8 января 1911 г. [вслед за поздравлением с Новым годом]: Да даст нам Бог увидеть в продолжение его напечатанной нашу «Триодь». Что-то она очень не торопится расстаться с нашей Комиссией 602 . 3 марта 1911 г.: Очень у нас медленно дело идет. Просто отчаяние берет 603 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1 июня 1832 года Если жалуемся на леность и холодность, надобно поискать, не впал ли в душу какой из тех помыслов, кои тяготят долу, а не воспаряют горе; а это помыслы, в коих что-либо присвояется или приписывается себе, успех дела, похвала, замечание недостатков ближних с перевесом в нашу пользу. Искуси мя, Господи, и испытай мя, и виждь, аще есть путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен 595 . 8 августа 1832 года Не надобно по лености делать меньше, нежели требуют, но не надобно делать и больше по произволу. В келлии можно молиться сколько угодно, для церкви есть порядок более строгий. Как могут спросить: зачем не молятся? Так могут спросить: зачем молятся? Может быть, я Вам сказывал, что в 1821 году я просил у покойного государя позволения по всей России совершить панихиду по убиенном патриархе Григории, но не позволено. Прекратите то, что не предписано. 27 января 1833 года Мир вам, о[тец] наместник, и братии. Мир свыше да подается вам, как насущный хлеб души, на всякий день; да умножится вам и да не отымется от вас. […] Вчера один младенец сказал мне, что любит митрополита, и заставил меня сказать ему подобное. Не быв заставлен, я не сказал бы ему сего, а любил бы его так же. Не любим, сказано, словом или языком, но делом и истиною 596 . Итак, любовь не теряет от молчания. Истина не престает, когда престает слово 597 . Будем доверять молчанию друг друга, как доверяем слову. […] 8 мая 1833 года Слава дел Божиих идет сама собой, а человеки из самих благодеяний Божиих иногда делают себе искушение. Посему и Господь иногда глаголал: Возвратися в дом твой, к твоим, и поведай, елика ти сотвори Бог 598 , а в другое время повеле никомуже поведати бывшее 599 . […] Употреблять силу молитвы – вот христианское дело! И это никому не опасно. Употреблять силу воли – это значит идти в лабиринт натуры. Да знаем ли мы путь и выход? Мне случалось слышать, что одна ясновидящая человеку, действовавшему на нее благотворно, велела иногда употреблять отражательное действие воли, поставляя в причину сего требования то, что иначе, пробудясь, она чувствовала бы к нему слишком много привязанности. Подумайте, какое предостережение дает сонная женщина! А неспящий не догадывается. […]

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Посмотрим теперь на жизнь супруги в доме богача. Мы на улице Еврейского города и пред нами возвышается глухая каменная стена 595 , сквозь которую есть вход внутрь; чрез этот вход мы вступаем во двор, во глубине которого возвышается каменный дом, окрашенный в красный цвет 596 ; мы, впрочем, ошиблись бы, если бы предположили, что дом теперь обращен к нам своею лицевою стороною; пред нами опять только стены, хотя и выше стен, выходящих на улицу, и опять со входом внутрь, чрез который мы вступаем во внутренний двор, образуемый четырьмя корпусами здания; на этот-то двор дом выходит своею лицевою стороною своими окнами, дверьми и своими галереями; среди этого двора находится колодезь или цитерна 597 , впоследствии замененная фонтаном; комнаты дома обиты панелями из кедра 598 ; приемные залы, покрытые коврами 599 , вокруг стен снабжены диванами; в спальных комнатах мы найдем кровати, украшенные слоновою костью; здесь есть комнаты для зимы и комнаты для лета 600 ; по лестнице мы можем подняться наверх, на плоскую крышу дома, образующую род платформы или террасы, на которой мы найдем верхнюю комнату, или горницу, куда Еврей уединяется для размышлений и молитвы, куда уединялась Иудифь; в этой горнице заботливая хозяйка дома ставила постель, стол, стул и светильник, чтобы доставить в ней покойное убежище человеку Божию, в эту-то горницу Сунемитянка принимала пророка Елисея 601 . Войдем же в комнаты этого дома в самое раннее утро. При свете светильника о семи рожках, поставленного на полу одной из этих комнат, ходит женщина, одетая в тунику из льняной материи и пурпур. Она раздает хлеб своим домашним и урочную работу своим служанкам. Поручая и наблюдая за работами своих служанок, она служит им примером: она сама с веселой энергией садится к прялке, берет веретено и под ее гибкими пальцами крутятся волокна льна. Пущенный в тканье, выпряденные ею, нитки дадут ей драгоценные материи, которые будут одевать ее саму, прикроют от зимнего холода членов ее фамилии, дадут ковры, которые она расстелет под ногами своих гостей, – полотна и пояса, которые она продаст купцам Финикии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Увидев у себя в приёмной рано утром караулящих его приход «трёх мушкетёров» и двух «леди», Демичев был несказанно удивлён. – Чем я обязан столь раннему визиту артистов Большого театра? Первым выступил тенор – Атлантов, – хватив сразу с высокой фальшивой ноты: – Пётр Нилыч, мы пришли к Вам по чрезвычайно важному делу, и не как артисты, а как коммунисты. Мы просим отстранить Ростроповича (Мстислав Ростропович – муж Галины Вишневской – прим. ред.) от оркестра театра. – А разве он плохой дирижёр? Вы имеете что-нибудь против него как музыканта? И он в отдельности каждому задал этот вопрос, на что каждый ответил, что музыкант Ростропович великий и дирижёр то же самое. – Так чем же он вас не устраивает? Тенор, баритон, бас, сопрано и меццо-сопрано, не считаясь со слаженностью ансамбля, заголосили, каждый желал выделиться, кто как может. «Он поддержал Солженицына своим письмом и тем самым выступил против линии нашей партии... И теперь, когда по иностранному радио передают »Архипелаг ГУЛАГ«, мы от имени коллектива и коммунистов Большого театра требуем не допускать Ростроповича к оркестру театра. (Ай, как не повезло им, что был уже не 37-й год!»). Тут уж даже видавший виды секретарь ЦК по идеологии разинул рот от столь блестящего и хитрого хода и долго пребывал в таком состоянии. Когда же опомнился, то понял, что оставить сей великолепный донос без внимания нельзя: бравая пятёрка, имея на руках «козырный туз» – не допустить к оркестру Большого театра врага народа, – побежит в другой кабинет по соседству, уже с доносом на него, что у него отсутствует чувство бдительности... Всю эту историю рассказал нам на другой день, зайдя к нам вечером, министр внутренних дел Н.А. Щёлоков, закончив её вопросом: – А что же ваша протеже Образцова? Ей-то что было нужно? 596 В Московской патриархии таких «инициативницов», к счастью, не было, но кто-то должен был подписать бумагу в стиле: «Мы, как и весь советский народ...» Однако «Старая площадь» решила не тревожить ни Святейшего, ни Высокопреосвященнейшего. Подобное письмо от Московской патриархии было опубликовано в тогдашней прессе за подписью престарелого митрополита Крутицкого и Коломенского Серафима. Того самого Серафима, который, будучи ранее архиепископом Курским, предписал исключить из месяцеслова празднование иконы Божией Матери Курской Коренной. Вот текст этого «исторического документа».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Древнейшим переводом Септуагинты на другой язык является старолатинская версия Библии (Vetus Latina, другое название Vetus Itala 593 ). По всей видимости, она изначально не была единым целым, но представляла собой совокупность предпринимавшихся в разное время переводов различных библейских книг, объединенных общим первоисточником – Септуагинтой. Разнообразие текстуального материала объясняется, вероятнее всего, тем, что долгое время (еще и в III в.) греческий язык оставался богослужебным языком Римской Церкви 594 , так что латынь оказывалась востребованной ситуативно – как язык разъяснения, а не фиксирования священного текста. Ранние латинские переводы относят ко II в. 595 Местом их появления, возможно, был Карфаген, где греческая образованность распространилась не так сильно, как в других регионах. VL цитируется такими ранними писателями, как Тертуллиан (ум. 220 г.) и св. Киприан Карфагенский (ум. 258 г.); ее древнейшие кодексы датируются серединой I тыс., но позднейшие переписывались еще и в XVII в. 596 , т.е. после Тридентского Собора, который в 1546 г. окончательно признал нормативным текстом Вульгату. Таким образом, влияние древнейшей латинской версии Писания на западный мир было велико. То, что ни в одном собрании она не сохранилась полностью, связано с дороговизной полных изданий Библии, которые предпринимались всегда централизованно. Наиболее долговечной из канонических книг в этой версии оказалась Псалтирь, старолатинский перевод которой, сверенный самим Иеронимом с критическим изданием Оригена , так никогда и не был вытеснен из церковного употребления его же переводом с еврейского 597 . Кроме того, книги, для которых Иероним не нашел оригинала на еврейском или арамейском языке, остались в старолатинской версии: это Премудрость Соломона, Сирах, Варух и 1–2 Маккавейские. Этапы создания Вульгаты хорошо датированы: Иероним начал свой труд редакцией Евангелий в 382 г. в Риме, продолжил исправлением старой Псалтири после 386 г. в Вифлееме, между 390 и 405 г. перевел исторические книги, еврейские псалмы, книги пророков, Пятикнижие и следующие за ним до Руфи включительно; замыкали список Есфирь, Тофит и Иудифь, переведенные к 407 г. 598 Такой порядок отражал градацию церковной востребованности разных священных книг, а отчасти также требования друзей и духовных руководителей Иеронима. Подразделение Вульгаты на главы произвел в 1228 г. Стефан Лангтон, архиепископ Кентерберийский. Нумерация стихов появилась у Пагини в 1528 г. и Роберта Стефена в 1555 г. 599 Именно эта цифровая разметка используется в современных изданиях Библии, что нередко приводит читателя в недоумение, когда он пытается выстроить по ней, например, логику славянского текста Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Теперь: почему протестанты признают только одно покаяние-исповедь 596 , а не исповедуются постоянно, как православные? Пожалуй, важнейшая тому внутренняя причина (кроме внешне-богословской, заключающейся в отвержении Таинства Исповеди как такового) заключается в глубокой прелести (обольщения) протестантов, в их убеждённости в своей святости и спасённости. То есть, даже если бы у протестантов и была возможность исповеди, то мало бы кто из них исповедовался, потому что протестанты искренне считают себя святыми, или признают за собой только какие-нибудь незначительные согрешения. На самом же деле, если бы они только начали настоящую, а не свою «игрушечную» суррогатную духовную жизнь, они бы могли познать, какими на самом деле огромными страстями и грехами наполнена их душа. Этого тезиса нельзя доказать протестантам математически, нельзя привести убедительные свидетельства 597 . Это может душа сама осознать и самой себе признаться, если только по настоящему решиться жить духовной жизнью, чистосердечно попросит Бога показать ей саму себя 598 , и начнёт вникать в православную духовность. Я могу только засвидетельствовать лично за себя, что самое сильное и яркое моё впечатление после обращения в Православие было ощущение себя великим грешником, в душе которого (оказывается!) есть сочувствие ко всем грехам! От этого чувства приходило даже отчаяние. И это переживают, как я вижу, все протестанты, обратившиеся в Православие. Этот опыт неизбежен, ибо для того, чтобы начать православный, истинный путь освящения, Бог прежде всего показывает человеку истинное убогое состояние его души, чтобы вывести человека из состояния прелести и самообольщения, и дать ему возможность понять, насколько он нуждается в Спасителе и благодати. И вот тогда, мой протестантский читатель, когда вы переживёте это на себе, вам, поверьте, станет намного понятнее то, почему и для чего настоящие православные не один раз, а регулярно исповедуются. Теперь следует сказать о епитимиях – важной составляющей Таинства Исповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

исторический материал 592 . Здравые дидактологи, однако, не позволяют себе вдаваться в соблазн. Этого мало – они, даже те из них, которые, как Диттес 593 , по своему воззрению, прямо наклонны к означенному заменителю св. истории, настолько уверены в превосходствах последней, что, совсем даже, не считают нужным входить в полемику, а просто говорят категорически, что один материал близок и понятен, а другой совсем не годится 594 . И, конечно, такая безапелляционность навеяна не простым лишь показанием опыта (полной пригодности св. исторического питания для религиозного детей), да и не обычным характером религиозных рассмотрений, которые отличаются деланностью, излишним количеством сентиментальный и не сентиментальной воды, и, совсем не всегда, далеки от чистой «болтовни» 595 . Уже самое непосредственное соображение показывает нам, что исторический интерес, например, было бы странно питать арифметическим материалом, что всякий интерес и всякое чувство сообразнее удовлетворять таким питанием, которое специально назначено для него именно, и, если она есть налицо, то ничего, без нужды, искать подходящего на стороне. Так что остается прибавить лишь нечто в виду тех хороших тенденций, которые могут иногда скрываться в обсуждаемых «рассмотрениях». Прочитать, например, своеобразный образчик их у Беринга … . Он наговорил о великом значении первых религиозных впечатлений, о том, что нельзя удовлетворительных, заложить старым абстрактным путем катехизиса, нельзя и св. историями, надо, чтобы к последним, ученик подошел подготовленный ценить слово Откровения; и такое начало представляет рассмотрение мира 596 . Теперь дальше, когда начинает последнее самым делом, то идет 10 параграфов рассмотрения, из коих, одна часть, озаглавленная общей рубрикой – «к глазам!», указывает на одни свойства Божия, познаваемые из мира; другая, озаглавленная общей рубрикой – «к ушам!», подводит к другим Его свойствам 597 . Что это такое? Не позволять ли сказать, что здесь, в сущности, идет христианизация внешних чувств – приразвитие к ним, кроме других элементов, еще религиозного, так, чтобы о «все в Боге», об идее панентеизма (которою так увлекается Беринг в другом сочинении), говорили сами внешние чувства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

43), потребовал от кор. Лотаря II отдать его сестре отнятое у нее имущество (Ep. 44). Н. приложил усилия для примирения кор. Карла Лысого с его дочерью Юдифью, к-рая после династических браков с англосакс. королями Этельвульфом и Этельбальдом вопреки воле отца вышла замуж за Балдуина, гр. Фландрии. По указанию Карла Лысого Балдуин и Юдифь были отлучены от Церкви, после чего они обратились за поддержкой к папе Римскому. В нояб. 862 г. Н. попросил короля и его супругу Эрментруду простить дочь и т. о. предотвратить междоусобный конфликт (Ep. 7-8). Весной 863 г. понтифик вновь обратился к Карлу Лысому с этой просьбой (Ep. 60) и тогда же велел западнофранк. епископам оказать давление на короля (Ep. 57). По настоянию Н. король одобрил брак Юдифи и Балдуина (Annales Bertiniani. 1883. P. 66; ср.: Ep. 78), хотя это вызвало недовольство архиеп. Гинкмара Реймсского (MGH. Epp. T. 8. Pars 1. P. 144-145). Вопреки желанию Карла Лысого понтифик признал действительным брак королевского сына Карла Дитяти со вдовой гр. Гумберта, заключенный без разрешения отца (Ep. 9). Эти действия Н. были продиктованы не только его миротворческой политикой, но и вниманием к проблеме христ. брака, связанной с тенденцией к сакрализации семейно-брачных отношений в западноевроп. обществе. Так, узнав о том, что правители («судьи») Сардинии нередко заключали брачные союзы с близкими родственниками, Н. послал на остров легатов, чтобы устранить нарушения (LP. T. 2. P. 162; ср.: MGH. Epp. T. 5. P. 596). 2. В 60-х гг. IX в. развод (аннулирование брака) кор. Лотаря II и его супруги Теутберги привел к противостоянию между монархами и прелатами франк. королевств, а также спровоцировал дискуссию о церковном понимании брака и о долге правителя-христианина. В ходе конфликта папа Римский заявил о своем праве контролировать поведение монархов, судить митрополитов и отменять решения региональных Соборов. Вопрос о расторжении королевского брака выявил противоречия между понтификом и франками, к-рые опасались усиления политического влияния папы Римского, однако не решались открыто противостоять ему.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

По поводу удаления христиан от гражданской и военной службы Цельс говорит: если бы все поступали таким же образом, как и христиане, то ничто не воспрепятствовало бы тому, что император остался бы один, всеми покинутый. Все вещи на этой земле поступили бы в обладание беззаконнейших и диких варваров, так что между людьми не могло бы уже быть и речи ни о богопочитании, ни об истинной мудрости 596 ). Поэтому не говори ты (христианин) о том, что если бы римляне, поверив тебе, презрели все существующие у них установления по отношению к богам и людям и стали бы почитать твоего Всевышнего, или как там ты Его хочешь называть, то Он сошел бы на землю за них сражаться, и не было бы надобности ни в какой другой помощи. И раньше этот Бог обещал последователям своим (т.-е. иудеям) как это, так и еще большее, как вы сами говорите, но вы видите, как много в действительности принес Он пользы и им и вам. Иудеи, вместо того чтобы быть владыками вселенной, не имеют ни клочка, ни уголка собственной земли; а вы тайным образом скитаетесь туда и сюда, но вас отыскивают и предают смерти 597 ). Для оправдания христиан от обвинения в удалении от обязанностей военной службы Ориген стремится представить христианское общество как особый избранный класс людей, которых задача по отношению к гражданскому обществу совсем особенная. Противникам нашей веры, которые требуют от нас, чтобы мы выходили на поле (на войну) и убивали людей для общественного блага, мы могли бы отвечать таким образом: ваши собственные жрецы содержат руки свои чистыми от крови. Они не приносят жертв вашим ботам окровавленными руками, и вы не требуете от них военной службы, когда угрожает война. И если это совершенно справедливо, то еще более справедливо было бы, если бы, между тем как другие сражаются (внешним образом), христиане воевали духовно, как служители и жрецы Бога, сохраняя руки свои незапятнанными, но сражаясь в молитвах к Богу за тех, которые ведут действительную войну, а равно и за тех, кои законно царствуют... Охотно оказываем мы, когда настанет в том надобность, свою помощь императору, но помощь духовную, облеченные во всеоружие Божие 598 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/sochine...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010