Это – откровения, которые Адам открыл Сифу, своему сыну, и его сын сообщил их своему потомству. Это Гносис сокрытый Адама, который он дал Сифу. Это святое крещение тех, которые знают Гносис вечный от рожденных Логосом и Светил нетленных, тех, которые вышли из семени святого: Иессеус, Мазареус, Иесседекеус, вода живая. Апокалипсис Адама. 591 Впервые было произнесено слово. Здесь оно появляется после акта творения, и таким образом творение не является его функцией. Однако в последующем творение несколько раз осуществляется посредством произнесения слова. Примечательно, что при переводе с греческого слова λογος копты отличали слово как таковое, т. е. произносимое (в том числе и при акте творения), передавая его коптским эквивалентом «шадже», от «Слова» как персонифицированного образа в гностицизме; в этом значении они сохраняют термин «Логос». 593 В соответствии с числом дней недели. Пронойа имеет эпитет «семерка/неделя», греч. σαββατον (Самбафас)/ εβδομας. 594 Названия не дошедших до нас гностических сочинений. Норея упоминается в «Сущности Архонтов» (см.), ей посвящена также маленькая поэма (второе сочинение в IX кодексе). 595 Отзвук греческого мифа о Кроносе, отце Зевса, низвергнутом вместе с другими титанами в Тартар. В одном коптском заклинании бог Петбе (Кронос) описывается как прикованный в бездне за ноги, причем его голова возвышается до неба и он рождает гром. Землетрясения приписывались Кроносу, сотрясающемуся в тартаре. Ялдаваоф сотворял для своих шести детей шесть небес. На нижнем из них, шестом, был андрогин Астафайос – София. Потрясатель опрокинул небо и землю, находящиеся ниже шестого неба, а после усмирения Потрясателя София шестого неба вновь восстановила небо и землю. 596 Выше говорится, что нижнее из шести небес – шестое. Данное же, седьмое небо находится выше всех шести. 597 Саваоф находится на седьмом небе, непосредственно под завесой, отделяющей материальный мир от вышних областей. В материальном мире многое строится по образцу Огдоады (см. введение), для чего Зоя и информирует Саваофа о ней. Ниже, однако, говорится, что его поучает сама Пистис София.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

25 июня он двинулся из Слуцка к Варшаве 588 , перед отъездом дав приказание консистории разослать во все духовные правления строгое предложение о высылке детей духовенства в семинарию непременно к 1 сентября 589 . Всё это время преосвященный Виктор находился под строжайшим негласным надзором со стороны польсколатинской партии 590 и, окружённый целой цепью «надзирателей», не мог ступить шагу, чтобы это сейчас же не сделалось известно всем представителям польского латинства. Трусость латинян сделала то, что скромный варшавский капеллан, девять лет проживший в польской столице и всего два года как оттуда выбывший, превратился для них в какого-то неведомого и страшного гиганта, о котором рассказывались и принимались на веру разные небылицы. Известия латинских соглядатаев очень часто оказываются неверными до странности. Опоздав с известием о хиротонии преосвященного Виктора 591 , они быстро переносят его в Слуцк, с уверенностью, что он там сейчас же станет «устанавливать свои порядки», волнуются его свиданием со «старым Конисским», везут преосвященного Виктора в Петербург и ставят его здесь пред св. синодом, окружают его постоянной стражей из «трехсот москалей» и все печалуются о наступившей для унии беде: «остаётся только просить о целости религии (унии) in statu quo на Украине 592 . Учреждаемая при преосвященном Викторе семинария была для латинян предметом сильного беспокойства. «Но что всего хуже», – пишут они: «слышно, что тот же Виктор имеет заложить семинарию в Слуцке или в Варшаве, где императрица намерена купить какой-то плац – и, сохрани Боже, чтоб не Борховский! Вот бы имели мы тогда приятных соседей! Нунций пока живёт в том же палаце и боится этого бедствия...» 593 . Мирное вступление преосвященного Виктора в Слуцк не охладило распалённых страхом голов. Виктор проехал в Слуцк без сопровождения «москалей», но привёз с собой двадцать певчих – «и сегодня» – говорится в одном униатском письме 6 января: «наверное гучно отправляет иорданское богослужение» 594 . Новое, следовательно, беспокойство. Мир и спокойствие среди православных, не нарушившиеся с приездом в Слуцк преосвященного Виктора, казались возбужденным латинянам лишь затишьем, перед скорой бурей. Они ждали совершенно иного и им не хотелось верить благоприятной им действительности. Преосвященнный Виктор долго не выезжал из Слуцка. – «Чего он медлит?» – с тревогой страшивали они у самих себя, начиная опасаться, что он совсем не явится в Варшаву за привилегием и лишит латинскую партию возможности навязать ему при этом случае различные ограничения 595 . Прослышав о тяжкой болезни митрополита Киевскаго Самуила, они жадно ждут смерти этого маститого старца, в надежде, что Виктор после того не останется в Слуцке 596 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

На всех алтарях древнего мира мы видим изображения зверей, птиц, рыб, пресмыкающихся. Даже в храме Иерусалимском были помещены изваяния быков. Следовательно, то, что некий древний четвероногий Змей заговорил с Женщиной, могло представляться для того времени вполне естественным. Ибо сам Змей казался сверхъестественным. Итак, Нахаш соблазняет Еву, нарушив запрет. Их беседа передана с такой неподражаемой живостью, с таким тонким знанием человеческой психологии, что остается на века типичным образом соблазна и падения. Змей заставляет Женщину усомниться в истинности того, что сказал Творец. И она делает выбор, доверяя больше Змею, чем Богу. То, что люди, согрешив, познали стыд, свидетельствует о какой-то связи между падением и чувственностью. Это опять приводит нас к Змею как символу магического, сексуального культа. То, что проводником искушения стала Женщина, тоже может рассматриваться как намек на этот культ. Магические обряды Сирии были тесно связаны с поклонением богине, которая была воплощением Вожделения, Размножения и Материнства. Таким образом, если мы сопоставим эти звенья: запретный плод. Змей, женщина и стыд, то принуждены будем согласиться с богословом, утверждающим, что «Ягвист описал падение человека в терминах своего времени и своей цивилизации, как нечто идентичное культу плодородия» [ 595 ]. Это становится еще очевиднее, если мы обращаемся к первобытным религиям и религиозной истории самого Израиля. Подобно тому, как в доисторическом мире начало язычеству положил культ Богини-Матери, так и в Израиле главным религиозным соблазном были сирийские верования, связанные с женщиной, змеем и изменой своему Богу.   Отныне Эдемский сад закрыт для людей. Херувим и огненный меч охраняют доступ к Древу Жизни. Мы уже знаем, что херувимы были олицетворением бури и статуи их ставились как стражи дворцов и святилищ. Точно так же и «огненный меч» обозначает атмосферный огонь, охраняющий запретные сферы [ 596 ]. Эти древневосточные образы должны означать лишь то, что человек был лишен богообщения и вечной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Вопрос 594. Отчего не должно принимать в общежитие праздношатающихся? Ответ. Так как они, входя в общежитие, наносят лишь скорбь, то лучше (не принимать их), а дать им благословение и отпустить. Вопрос 595. Что делать, когда они усильно домогаются войти? Принять ли их или нет? Ответ. Кого не должно принять, хотя он и весьма домогается, не принимай, как сказали старцы, но если нужно дать ему что-либо малое, дай больше и отпусти: это полезно. Вопрос 596. А когда мы вовсе не знаем, кто он, не знаем также, каков он: принять ли его или нет? Ответ. Неизвестного на первый раз прими, и узнаешь, что он за человек; не оставляй же никого скоро на ночлег, чтобы не последовало от него искушения, и (тогда), не в силах будучи потерпеть сего, вы будете скорбеть. Вопрос 597. Некоторый священноинок, приходя иногда в общежитие, вредит братии, говоря и делая соблазнительное, и желает жить вблизи, поприща за два от обители, в таком месте, где случается проходить братии. Как повелишь: допустить ли его приходить в общежитие и жить вблизи на упомянутом месте, или нет? Ответ. Воспрети ему приходить в общежитие, говоря: «Господин авва, ты соблазнил братию, и не следует тебе входить сюда, чтобы снова не подать им соблазна. Не подумай, что мы отвергаем тебя по ненависти, ибо ненавидяй брата своего человекоубийца есть (1 Ин. 3, 15), но по причине соблазна. А также не можешь жить и вблизи нас, потому что это приносит вред братии». Скажи ему сие немедленно и лично сам, чтобы не посрамить его через другого, ибо он клирик. Вопрос 598. Некто иной, придя в общежитие, поступил обманчиво и непристойно: взял вещи именем блаженного аввы, без его дозволения. Узнав это, авва повелел воспретить ему вход в общежитие. А он, услышав о сем, обманом вошел в притвор. Увидавший его привратник дал знать о сем авве. Тот сказал ему: «Выведи его вон». Привратник вывел его, и он был совершенно удален оттуда. Если он придет опять: дозволить ли ему войти, или нет? Ответ. Тебе нет нужды принимать его, ибо сие не полезно тебе; но когда придет он, скажи ему через другого: ты не можешь войти сюда, ибо это не принесет душевной пользы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

По представлениям индо-иранцев, огонь находился во всем сущем – в тучах, в дереве, в кресалах, в камне (Овсянико-Куликовский Д. Н., 1962, с. 149). Его считали посредником между людьми и богами (Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф., 1969, с. 183). Огню придавалась главенствующая роль при жертвоприношениях, он пожирал жертвы и доставлял дары богам (Невелева С. Л., 1975, с. 85). С таким посредничеством связан и обряд трупосожжения. По словам руса, «мы сжигаем (покойника) во мгновения ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас» (Ибн Фадлан, 1939, с. 83). По мнению Н. Н. Белецкой, прыжок через костер на празднике Ивана Купалы символизировал приобщение к предкам, принесение им жертвы (1978, с. 95). В Густынской летописи об этом обряде сказано: «через оный огнь прескакують оному бесу жертву себе приносяще» (ПСРЛ, т. 40, с. 44). Такое же действие, совершаемое во время праздников по всей Европе, воспринималось как очищение и способ гадания. Огню повсеместно придавали значение очищающей силы, уничтожающей все вредное на земле. Сжигали на кострах ведьм, колдунов, вампиров, чтобы избавиться от их вредоносной силы, сжигали чучело Масленицы как символ зимы и смерти. Огонь разжигали во время бедствий и несчастий для очищения и защиты (Фрезер, 1986, с. 596). В Полесье верили, что огонь ограждает от нечистой силы (Иванов В. В., Топоров В. Н., 1974, с. 220). Остатки костра – пепел, уголь – также обладали магической силой, являлись целебными, защищали от молнии, способствовали плодородию (Фрезер Д., 1986, с. 576; Иванова Ю. В., 1983, с. 119). Огню молились на очаге, под овином, у костра, ему приносили жертвы. Во всем мире в огонь полагалось бросать пищу, «кормить» его (Календарные обычаи..., 1977, с. 100). В Индии в огонь кидали мясо и хлебные зерна (Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф., 1969, с. 190). В Шотландии до XIX в. во время праздников на круглой площадке, окруженной канавой, крестьяне разжигали огонь, пекли на нем большой пирог и куски его бросали в огонь (Фрезер Д., 1986, с. 577–578).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

594 Она была названа Сириусом, потому что ее знали лучше других звезд. На самом деле, по-гречески σεριος – жгучий, палящий. Сириус ( α Большого Пса) – самая яркая звезда нашего неба, не считая Солнца. Он имеет блеск –1,58т и удален от нас всего на 2,67 пк. В Египте он восходил во время летнего солнцестояния и знаменовал начало разлива Нила, а его подъем совпадал со временем наибольшей летней жары, откуда и название – «палящий». В науке эта звезда прославилась тем, что оказалась двойной: в 1862 г. н. э. по расчетам математика Бесселя был открыт белый карлик, названный Сириусом В. Кроме того, в «Четверокнижьи» и «Альмагесте» Птолемей отмечал, что Сириус временами имеет красный цвет наподобие Марса. Сегодня предполагают, что это были вспышки Сириуса В, находящегося в критической фазе свой эволюции. 595 Кометы. О них в древности было мало что известно: их считали то аномальными планетами, то атмосферными явлениями. Суеверные люди полагали, что они приносят бедствия. 596 Среди прочих звезд несет больше света. Это совершенно справедливо. Венера является самым ярким светилом нашего неба после Солнца и Луны – ее блеск колеблется в пределах от –3,7m до –4,2m (звездной величины). Вообще Светоносцем или Утренней звездой называли Венеру в период утренней видимости. 597 Они распространяют свои лучи в виде гривы. Речь идет об эффекте дифракции лучей света, исходящих от некоего источника, в хрусталике человеческого глаза. Благодаря этому эффекту звезды имеют вид не светящихся точек, а как бы «звездочек» () или, в терминологии Исидора, гривы (iuba). Поэтому в латинском языке iubar – это блеск, сияние, но не всякое, а именно такое, «гривастое». Этот эффект довольно заметен для такого яркого светила, как Венера. 598 Геспер, сын титанида Атланта (или его брат) и Эос. Жил, как и его дочери, Гес- периды, на далеком Западе. См. Diod. Sic., III, 60; IV, 27. 599 Открытие того, что Утренняя и Вечерняя звезды – это одна и та же планета (Венера), приписывают Пифагору. Римлянам это было известно уже во времена Катулла (LXII, 34 sqq.) и Цицерона (Cic., Nat. deor., II, 20, 53).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Следующим институтом образования является школа. Святитель пишет, что в школе формируется «преимущественно душа». И поэтому школьное образование надо организовать так, «чтобы душа не сохла от скудости, не сделалась больной от порчи и уродом от неполноты. Душа не мёртвое влагалище, а живой приёмник. Можно набить её, хоть бы даже и добром, но то, что не усвоено, не есть её» 594 . Ещё более важно правильно понимать само требование развития ученика. Святитель отмечает: «Многим кажется достаточным для этого – развивать: развивай, говорят, природу – человек выйдет совершенным, если развить все сокрытое в естестве его. По видимому, что может быть разумнее и основательнее такого положения? А выходит совсем не то, что чается. Например, приучают и к разного рода предприимчивости и деятельности, и в этом бывает успех, но не с меньшим успехом вырастают корыстность и безжалостность. Так и во всем. Что ж это значит? Не доброе ли семя сеется, отчего же плевелы?». 595 И вот здесь очень важен ответ святителя, который но сит принципиально важный характер для всей педагогики: «Оттого, что семя естества нашего повреждено падением и много привилось к нему неестественного и противоестественного, что, однако ж, наряду с естественным, выказывает право на удовлетворение, прикрываясь видом естественности. Оттого там, где без разбора развивают все, что ни находят в человеке. Значит, не все надобно развивать, а иное развивать, иное же подавлять и искоренять. Так вот в чем вся трудность воспитания и образования!» 596 И святитель сетует: «Нет у нас очей, чтобы различать тонкие, сплётшиеся нити естественного и неестественного, а если б и была возможность различить, то нет орудия или анатомического ножа для отделения одного от другого. Но если б это и было – нет сил подкрепить и оживить сродное и заглушить несродное нам. Стало быть, пока мы одни, с своими только средствами, то нельзя ожидать прочного успеха в образовании сердца». 597 В чем же видит святитель выход? Основная идея школьного образования, по мысли Феофана Затворника , состоит в том, чтобы в школе давать не только знания, не только развивать и обогащать ум, но, развивая душевные способности ученика, воспитывать и облагораживать его нравственно и духовно. «Пусть обучение будет так расположено, чтобы видно было, что главное и что подчинённое. Одобрения должна заслуживать не одна успешность в науках, а также вера и добронравие». 598

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Теперь обратимся к рассмотрению главы 36-й книги Бытия, где содержится повествование о «толедот» Исава. 31-й стих этой главы: вот цари, царствовавшие в земле Едома, прежде царствования царей у сынов Израилевых для отрицательной критики служит одним из самых ясных и неопровержимых доказательств происхождения Пятикнижия после Моисея. Защитники подлинности Пятикнижия, в объяснение этого стиха, обыкновенно говорят, что «замечание бытописателя о более раннем существовании царей в земле Эдома, чем у сынов израилевых, имеет отношение не к последующему фактическому установлению царской власти у евреев, а к предшествующему обетованию патриархам о происхождении от них царей, и что, с точки зрения этого обетования, он сопоставляет между собой существование царей у потомков Исава с несуществованием царей у потомков Иакова, которому именно повторено было обетование, данное Аврааму, что и цари произойдут от чресл твоих ( Быт.35:11 ). В связи с этим обетованием рассматриваемые слова... имеют тот смысл», что Идумеи находились уже под управлением царей прежде, чем исполнилось обетование Аврааму и Иакову относительно народа Израильского (Христ. Чт. 1872, II, 596). Но если даже принять, что Бытописатель, ближайшим образом, имеет в виду обетования патриархам Еврейского народа, и тогда неизбежно видеть здесь указание на фактическое появление царской власти у Израиля. Вот цари, царствовавшие в земле Едома, прежде чем исполнилось обетование о царях у сынов Израилевых: очевидно, ряд царей Едома в нижеприведенном списке должен оканчиваться в одно время с тем, как начинается ряд царей Израильских; и ссылка на обетование ничуть не разрешает затруднений. Необходимо допустить, что 31 стих и дальнейшие написаны значительно после Моисея, и мало того: подобное же заключение нужно распространить почти на все содержание 36-й главы, за исключением, может быть, некоторых элементов, принадлежащих Моисею, выделить которые не представляется возможности. В самом деле: в первых трех стихах 36 й главы поименованы три жены Исава: Ада, дочь Елона Хеттеянина, Оливема, дочь Аны, сына Цивеона Евеянина, и Васемафа, дочь Измаила, сестра Наваиофа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

590. Какие добродетели соответствуют восьмой заповеди? Когда запрещаются эти грехи, то предписываются следующие добродетели: бескорыстие ; верность ; правосудие ; милосердие к бедным. 591. Немилосердие к бедным является ли грехом против восьмой заповеди? Немилосердный к бедным грешит против восьмой заповеди, если у него есть, чем помогать им. Все, что мы имеем, принадлежит Богу, и избыток дается нам по провидению Божию для помощи бедным; а потому, если не уделяем им от нашего избытка, то этим похищаем или скрываем их собственность и дар Божий. 592. Какая добродетель противоположна грехам против восьмой заповеди? Добродетель, предлагаемая Евангелием не как обязанность для всех, но как совет ревнующим о подвигах благочестия, есть совершенное нестяжание , или добровольный отказ от всякой собственности. «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» ( Мф. 19:21 ). О девятой заповеди 593. Что запрещается девятой заповедью? Девятой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего, а также всякая ложь . 594. Какие бывают виды ложного свидетельства? Запрещается под наименованием ложного свидетельства: ложное свидетельство судебное, когда на кого-либо в суде ложно доносят, жалуются, или о чём-либо лжесвидетельствуют; ложное свидетельство помимо суда, когда на кого-либо клевещут заочно, или кого-то в лицо порицают несправедливо. 595. Можно ли укорять людей, если в них есть пороки? Непозволительно укорять других за их пороки. Евангелие не позволяет нам судить о пороках или недостатках ближних, если мы не призваны к обличению их особой обязанностью, а исправлять ближних примером кротости: «Не судите, да не судимы будете» ( Мф. 7:1 ). 596. Является ли грехом ложь без желания навредить ближнему? Непозволительна также ложь, при которой нет намерения вредить ближнему. Потому что всякая ложь противоречит любви и уважению к ближнему и недостойна человека, тем более христианина, созданного для истины и любви. «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему; потому что мы члены друг друга» ( Еф. 4:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В начале нравственного развития к области нравственного относится много такого, что к ней вовсе не должно принадлежат и что не имеет нравственной ценности. Для примера возьмем изречения семи древних греческих мудрецов. В числе этих изречений, изобилующих тонкими нравственными сентенциями, мы встретим множество правил простого житейского благоразумия. Например, в числе изречений, приписываемых Фалесу Милетскому, записаны такие: «отдавай деньги в верные руки, иначе понесешь убыток», «благополучие скрывай ради устранения зависти» 590 . Подобные же изречения встречаются и у других мудрецов. «К другу не учащай ходить, дабы, пресыщенный тобою, он не возненавидел тебя». «Над сыном и дочерью не подсмеивайся, чтобы после не заплакать» (Солон) 591 .«Не злословь ближних, иначе услышишь то, чем будешь огорчен». «Брак устрояй с возможно меньшими издержками» 592 . «Истрачивая деньги на то, что не нужно, ты мало будешь иметь их и на то, что необходимо». «Толпе угождай» (Хилон Лекедемонянин) 593 . «Что ты намерен делать, о том не говори наперед, ибо в случае неудачи будешь осмеян» 594 . «Вступай в брак с равною тебе, ибо если женишься на той, которая из высших тебя, то приобретет себе господ, а не родственников» (Питтак Митиленский) 595 . «Избегай поспешности в разговоре, чтобы не ошибиться, ибо после будешь раскаиваться» (Виас Приенский) 596 . «Несчастия свои скрывай, чтобы не обрадовать врагов своих» 597 . «Старайся всем нравиться» 598 . «Усердствуй другим без ущерба для самого себя» (Периандр Коринфский) 599 . Все эти правила житейского благоразумия переплетаются с подлинно – нравственными правилами и замечаниями, которые могли бы сделать честь даже нашему времени. Соответственно такому смешению действительно–нравственного с полезным и приятным, и мотивы нравственности у древних народов не всегда отличались чистотою. Остановимся на Греции и Риме, так как нравы и понятия этих народов стоят ближе к нам и более известны. Грекам далеко не были чужды чистые мотивы нравственной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/es...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010