В процессе воспитания в себе страха Божия усилиям человеческого ума доступно частое держание в сознании библейских мыслей о страшном величии Небесного Бога Отца, Который есть и Любовь, и в то же время нелицеприятный праведный Судия человека, воздающий каждому по делам его 587 . От здравомыслия о святом Боге прямой путь к благоговейному страху пред Ним, открывающим на земле Свои праведные суды и творящим возмездие рабам Своим 588 . В связи с идеей страха Божия библейские писатели ясно начертывают образ божественных действий в мире, возбуждающих богобоязненность в сердце человека. Библейские мысли в Боге есть вместе с тем переживания Бога. 1 Господь всевышний страшен, – читаем в Библии. – Он великий Царь над всею землею 589 , великий силою, судом и полнотою правосудия. Свято и страшно имя Его 590 как Владыки видимой природы и всевышнего Судии людей. Держава и страх у Бога 591 Вседержителя твари. Он... повелевает молниям, сокрытым в дланях Его, кого разить 592 . Его могущества на облаках трепещет вся тварь 593 , Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его 594 . Он призирает на землю, и она трясется... дрожит 595 . В страхе пред лицем Его море бежит и обнажает сушу дна, как при переходе евреев через Чермное море и Иордан, возвращается назад 596 . Если бы Он расторг небеса и сошел, горы растаяли бы от лица Его, как от плавящего огня, как от кипятящего воду 597 . Во время Всемирного потопа Господь потоками рассек землю. Увидевши Его, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои 598 . Грозный в явлениях природы Бог нелицеприятен и страшен в судах над каждым человеком и целыми народами. Яростный грозный вихрь идет от Него... на голову нечестивых 599 , и они не могут выдержать негодования Божия 600 . Очи Его обращены на праведников... но лице Его против делающих беззаконие, чтобы истребить с земли память их 601 . Для них Он огнь поядающий 602 Господь не убоится человеческого лица и не устрашится величия 603 земного. Он Сам страшен более всех богов 604 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Вот и еще тайная, чудная подвижница палестинская того же времени. «На расстоянии около 20 тысяч шагов (40 верст) от Иерусалима, — говорит блаж. Иоанн Мосх, — есть монастырь, так называемый Сапсас. Из этого монастыря двое отцов ходили поклониться на гору Синай. Возвратись в монастырь, они рассказывали нам следующее. «Поклонившись на святой горе и возвращаясь обратно (так случилось с нами), мы заплутали в пустыне и долго носились по ней, как по морю. В один день, увидев вдали маленькую пещерку, пошли мы к ней. Приближаясь к пещере, увидели небольшой источник, около него несколько травы и след человеческий; верно, сказали мы себе, здесь живет раб Божий. Входя в пещеру, мы никого не видали, только слышали, что кто-то плачет. Осмотрев тщательно, мы нашли что-то вроде яслей, и в них кто-то лежит. Подойдя к рабу Божию, мы просили его сказать нам что-нибудь. Но как он ничего не отвечал, мы взяли его. Тело его еще было тепло, но душа отошла ко Господу. Тут узнали мы, что в то самое время, как входили мы в пещеру, раб Божий скончался. Взяв тело его из того места, в котором лежал, вырыли могилу в той же пещере; один из нас скинул мантию, в которой был, и мы стали завертывать в нее тело; тогда нашли, что это была жена, прославили Бога и, совершив над ней правило, похоронили». Кончина последовала, вероятно, в 596 г. Дабы примеры ревностных подвижниц были более сильны для нас, повторим для себя следующие наставления Св. Писания: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 6, 24). Носите бремена друг друга и таким образом исполняйте закон Христов (Гал. 6, 2). Да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи (Евр. 4, 16)».     IV. СИРСКИЕ ПОДВИЖНИЦЫ Свв. Платонида, Вриенна, Феврония, Иерия и Фомаида   Во второй Сирии, иначе — в Месопотамии, отшельническая жизнь явилась рано. В горах, соседних с Низибиею, называемых Синьджар (у греков Сигорон), пещеры служили жилищами для отшельников и отшельниц. К числу подвижников принадлежал св. Иаков, епископ Низибийский (314–350 гг.), известный как подвигами отшельничества, так и великим даром учения. Он уже писал наставления «Чадам обета» и «О девстве». Древнейший из мужеских монастырей Низибии находился под управлением пр. Маркела в 300 г. В то же время тут же была община 50 девственниц.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=854...

Страшно, страшно быть уловлену кознями диавола. Тогда душа уже запутывается как бы в сетях, и как нечистое животное, валяясь в грязи, услаждается этим, так и она, предавшись греховной привычке, уже не чувствует зловония грехов. Поэтому нужно трезвиться и бодрствовать, чтобы с самого начала не дать лукавому никакого доступа (к нам), чтобы он, омрачив наш ум и ослепив душевное око, не заставил нас, не могущих взирать на свет солнца правды, подобно лишенным солнечного света, стремиться в пропасть, что и случилось с этими людьми» 596 . Другая же часть человечества, представленная лишь Ноем и его семейством, вела жизнь, исполненную добродетелей, как бы давая пример тем, кому через века сказал Христос: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» ( Лк. 12, 32 ). Наблюдая перипетии существования рода человеческого в эти времена, Господь, как сказал бытописатель, «раскаялся, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем». Нет причины думать, что раскаяние это было сродни тому, что испытывает каждый человек (как хотелось бы, чтобы – именно каждый, и не на словах, а на деле!), осознавая свои грехи перед тем, как подойти к духовнику, чтобы исповедать их. Прежде всего, потому, что Господь – это Сущность, абсолютно чуждая греха, ибо «грех и зло... полностью противоположны Его существу, Его бытию, Его природе» 597 . И раскаяние Его, и скорбь Его – не о том, чему причина – в Нем Самом, а о том, причина чего – вне Его, и она не может быть упразднена Его всемо?щью потому, что эта всемо?щь не имеет целью ограничить свободу воли, данную человеку от момента его сотворения, она не может встать на пути свободы выбора, потому что от этого выбора зависит спасение, а спасти – даже в человеческом ограниченном понимании! – можно только того, кто желает этого сам. Господь не ведет насильно, не принуждает, Он только просит: «Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих» ( Втор. 30, 19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

3 . Вера в ангелов была заимствована иудеями из персидской религии зороастризма во время вавилонского пленения. В действительности это не так, ведь пленение произошло в VI столетии до P. X., а Пятикнижие Моисея и большая часть Книг пророческих, как это засвидетельствовано современной наукой, были написаны до вавилонского плена, и вера в ангелов в них уже присутствует. Утверждать, что все тексты, где говорится об ангелах, являются позднейшими интерполяциями, несерьезно. Между учением об ангелах в Священном Писании и учением об ангелах в зороастризме имеются существенные различия. Во-первых, для зороастризма в учении об ангелах характерен дуализм: добрые ангелы сотворены добрым богом Ормуздом, злые ангелы происходят от злого бога Аримана. По учению Священного Писания, все ангелы являются по природе добрыми, все они сотворены единым благим Богом, а существование среди них ангелов злых обусловлено падением последних. Во-вторых, в зороастризме ангелы являются существами двуполыми, которые даже вступают в брачные отношения. В Священном Писании ангелы предстают как бесполые. Наконец, у иудеев не было культа ангелов, не было практики поклонения ангелам, что имело место в зороастризме 596 . Для христиан главным основанием уверенности в реальном существовании ангелов является то, что об ангелах говорил Сам Господь Иисус Христос. 3.3. Сотворение ангелов Богом В Священном Писании несколько раз прямо говорится о сотворении ангелов: Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их ( Неем.9:6 ). Под воинством здесь следует понимать ангелов. Ты творишь ангелами Твоими духов... ( Пс.103:4 , Евр.1:7 ). Об этом говорит ап. Павел и в Кол.1:16 : Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано. Престолы, господства, начальства и власти – это названия ангельских чинов. О сотворении ангелов Богом свидетельствуют и свв. отцы 597 . 3.4. Время сотворения ангелов Точных указаний на время сотворения ангелов Священное Писание не дает. В святоотеческих текстах встречаются различные мнения о времени сотворения ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Вот и еще тайная, чудная подвижница Палестинская того же времени. В расстоянии около 20 тысяч шагов (40 верст) от Иерусалима, говорит блаженный Иоанн Мосх , есть монастырь, так называемый Сапсас. Из этого монастыря двое отцов ходили поклониться на гору Синай. Возвратясь в монастырь, они рассказали нам следующее: «Поклонив­шись на святой горе и возвращаясь обратно (так случилось с нами), мы заплутались в пустыне и долго носились по ней, как по морю. В один день, увидя вдали маленькую пещерку, пошли мы к ней. Приближаясь к пещере, увидали небольшой источник, около него несколько травы и след человеческий; верно, сказали мы себе, здесь живет раб Божий. Входя в пещеру, мы никого не видали, только слышали, что кто-то плачет. Осмотрев тщательно, мы нашли что-то в роде яслей и в них кто-то лежит. Подошедши к рабу Божиему, мы просили его сказать нам что-нибудь. Но как он ничего не отвечал, мы взяли его. Тело его еще было тепло, но душа отошла ко Господу. Тут узнали мы, что в то самое время, как входили мы в пещеру, раб Божий скончался. Взяв тело его из того места, в котором лежал, вырыли могилу в той же пещере; один из нас скинул мантию, в которой был, и мы стали завертывать в нее тело; тогда нашли, что это была жена: прославили Бога и, совершив над нею правило, похоронили» 206 . Кончина последовала, вероятно, в 596 году. Дабы примеры ревностных подвижниц были более сильны для нас, повторим для себя следующие наставления Священного Писания: Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями ( Гал. 5, 24 ). Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов ( Гал. 6, 2 ). Посему да приступаем с дерзновением к пре­столу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи ( Евр. 4, 16 ). День восьмой. Память святого пророка Захарии Серповидца Современник пророка Аггея, вместе с ним он возбуждал князя Зоровавеля и первосвященника Иисуса ускорить постройку храма ие­русалимского; пророчествовал о Христе, о торжественном вшествии Его в Иерусалим на жребяти осли, о предании за тридцать сребренников, о прободении ребра Его, о вознесении на небо. Называется же Серповид- цем от видения им серпа (см.: Зах. 5, 1–4 ), то есть проклятия Божиего на воров и клятвопреступников. Скончался около 520 года до Р. Х. Преставление святого Саввы Второго, архиепископа Сербского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Аскеза определяет сверхсознание, а сверхсознание характеризует собою аскезу. Интеллектуальную аскезу йоги характеризует ограниченное головное сверхсознание, духовную аскезу умного делания характеризует сердечное сверхсознание, вмещающее все Бытие. В древнецерковной науке нет понятия сверхсознания, а есть божественное сознание. Вселение силы Говоря о «принятии силы», Исаак имеет в виду принятие Божественной силы человеком. Земля прокляла Каина за пролитие крови брата и перестала давать ему «свою силу» для возделывания ( Быт. 4, 11–12 ). Человек оказался лишенным и Божественной силы. Она приходит лишь после обращения, не обнаруживая себя в начале, остается латентной и только в редкие минуты жизни дает о себе знать. У избранников Божьих она всегда налицо и проявляется в актах прозрения, чудотворения и «вещания Слова». Принятие силы есть акт пророческий, апостольский, избраннический. Но и преданный Богу и Христу рядовой верующий ощущает в себе явно действующую силу. «С нами Бог» – таково выражение ощущения Божественной силы. Вся история Израиля есть прямое подтверждение действенности силы, как в тех случаях, когда Израиль был верен своему Богу, так и в случаях измены, когда сила покидала народ. В первые века христианства сила проявлялась в мученичестве, победившем Древний мир. Принявший силу становится победителем, вместе с победителем Христом. Иисус Христос предваряет учеников: «Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» ( Лк. 24, 49 ). А в другом месте Он говорит: «Если бы в Тире и Сидоне были явлены силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись» ( Мф. 11, 21 ). О Самом Иисусе говорится, что Он «Возвратился в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране» ( Лк.4, 14 ). Ап. Павел говорит: «Бог… иным дал силы (чудодейственные)» ( 1Кор. 12. 28 ) и о том, чтобы «вера утверждалась не на мудрости человеческой, а на силе Божьей» ( 1Кор. 2, 5 ). Исаак говорит о силе, «какая действовала во святых» 596 , и о силе, дававшей мужество мученикам 597 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Я говорю вам не с целью злословия. Но [скажи], несчастный: то, что у тебя было прежде, не достаточно ли было только для того, чтобы тебе жить или дышать воздухом? Не вспоминаешь ли ты бремя своих грехов, которое Господь рассеял или рассеет, если ты станешь хорошо жить? Ты требуешь от меня соответствующего доказательства? Некоторые прежде совсем не пили вина, а если иногда и пили, то весьма немного; теперь же, когда они должны пить воду, наблюдают разницу в вине. Некогда больные совсем не пользовались врачебной помощью и даже не имели возможности видеть врача, а ныне они добиваются делать выбор [врача], и когда он является, они отказываются [от его помощи]. Увы, какая заносчивость! «Некогда я не имел и плохой обуви и одежды, – говоришь ты, – но в настоящее время я не желаю встречать никакого в этом затруднения. В прежнее время меня часто оскорбляли и даже били, а теперь, если кто-либо из братьев обидит меня, я становлюсь жестоким». И я еще не говорю о всем, что происходит ежедневно, но вы из малого можете понять многое. Не дивитесь, чада, если я все это изобразил от своего собственного лица, но я сделал это для того, чтобы не думали о себе больше, чем следует мыслить. А ты – зачем надулся самомнением, как пузырь? «Потому что я, – говорит, – родился от такого-то лица, происхожу из такого-то рода, а по матери принадлежу вот к такому-то роду, и у меня было вот столько-то плефров 596 земли, усадьбы и разное другое имущество; пища моя была изысканная и одежда у меня была очень красивая и самая тонкая». Ты рассуждаешь об этом как человек бессмысленный и неразумный. Избегай даже и произносить это своими устами. Тебе дарована великая благость в том, что ты получил освобождение от всего того, чем ты в прежнее время во вред себе пользовался, потому что ты жил в распутстве. Размышляй лучше о том, куда ты пришел, а равно о том, что ты состоишь из одинакового с другими естества. Один есть у всех Отец; прежде всего – Бог, а потом и мое смирение, вы же все – братия и сочада. Если бы вы были не таковы, то не родились бы Духом и не сделались бы чадами Бога и меня,

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

И Моисею сказал Бог: взойди к Господу ты и Аарон, Надав и Авгуд, и семьдесят из старейшин Израилевых и поклонитесь (Господу) издали. (Гл. XXIV, 1). Как надобно, дополнить смысл сего стиха? После того, как Иегова изложил Моисею на горе Синае свои законы, содержащиеся в XXI–XXIII главах, он заповедует Моисею, перед его возвращением с горы к народу, чтобы он, объявив все сии законы вслух народа и взяв с него обязательство в повиновении 592 ; снова взошёл на гору с братом своим Аароном, с двумя старшими его сыновьями и семьюдесятью избранными старейшинами для поклонения Иегове, а потом для принятия скрижалей закона, как бы некоторого внешнего знака или печати заключённого союза между Богом Израильским и Его народом 593 . И написал Моисей все слова Господни, и, вставь рано поутру, поставил под горой жертвенник, и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых. (Ст. 4) Мнения толковников разделяются насчёт построения сего жертвенника. Одни полагают, что построен был Моисеем один только алтарь, состоявший из двенадцати камней: другие же, гораздо основательнее и ближе к еврейскому подлиннику, думают, что построено было двенадцать жертвенников около одного главного алтаря. Сей последний сооружён был как бы во имя самого Иеговы. а те – от 12-ти колен Израилевых, заключивших союз с Иеговою. И послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения,... (Ст. 5). Кто сии юноши, принесшие всесожжения? В халдейском переводе они называются первенцами сынов Израилевых; ибо, до учреждения священства по чину Ааронову, сии первенцы были священниками по праву естественному, – особенно после того, как усвоены были самим Богом. Замечательно, что впоследствии левиты определены были Богом на служение скинии вместо всех первенцев из сынов Израилевых, а скот левитов вместо всего первородного скота сынов Израилевых 594 . Моисей, взяв половину крови, влил в чаши; а другою половиною окропил жертвенник. (Ст. 6). Как дополняет сие событие Ап. Павел? К тельцам, принесённым во всесожжение, он присоединяет ещё козлов, а в крови их воду, червлёную шерсть и иссоп, и говорит, что Моисей окропил жертвенной кровью не только народ, но и самую книгу закона 595 . Сии дополнения сделаны им частью по внушению Св. Духа, частью заимствованы из обычной обрядовой практики, соблюдавшейся при подобного рода очистительных жертвах: ибо весьма многие обряды жертвенные существовали уже в обычае, прежде чем узаконены были впоследствии самим Богом – через того же Моисея. Например, при окроплениях жертвенной кровью всегда употреблялась вода, как для разжижения крови, так и для увеличения её количества; иссоп же и шерсть червлёная употреблялись при окроплениях потому, что они весьма хорошо вбирали в себя жидкость и удерживали её в себе, подобно грецкой губке, и следовательно могли служить весьма удобным кропилом 596 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

106 Сама заповедь имеет глубоко нравственное значение. Проблема морально- нравственного звучания, когда за понятием свободы стоит христианская заповедь: «возлюби ближнего своего….». По сути – это ядро нравственности в христианстве. Категория и понятие любви является психологически-нравственным нервом вероучения. 107 Иоанн Постник в 582–596 гг. был патриархом Константинопольским. Им составлен покаянный номоканон, или епитимийник, который отличается значительными послаблениями епитимий, в сравнении с теми, что налагались по рекомендациям Отцов Церкви. Вопросы Кирика отражают заинтересованное внимание древнерусских духовников к заповедям этого автора. Епитимийник Иоанна Постника вошел в состав «Устюжской Кормчей» XIII в. 109 Повторное возвращение к теме прелюбодеяния и согрешения в Великий пост . Прежде ответ на это уже был дан. Попущается супругам, а в отношении других более строгое регулирование. Запрещение усложняется другими запретами. Перечисляется, что надо исполнять, чтобы очистить свой нрав перед Церковью, чтобы вместо греховных проявлений появилась любовь к ближнему. Вот в чем нравственный резон по отношению к согрешающему. 110 Нравственная установка здесь базируется на заповедях Св. Писания, освящающих брак: Ср.: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» ( Быт. 2, 24 ); «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Матф. 19, 6 ); «И прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» ( Мк. 10,8 ); «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» ( Еф. 5, 31 ). 111 Если нарушается норма церковных установлений, то это блуд. Но если есть разрешение духовника, послабляющего строгие установления для супругов, – это морально допустимо. 112 Продолжение темы о супружеской морали, но в приложение к субботним и воскресным дням, как дням воспоминания о бескровной жертве Христа и его воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Итак, не сомневайся, человек, видя такое богатство благ, не спрашивай, как потушена искра смерти и греха, когда на нее излито целое море благодатных даров (Беседы на послание к Римлянам, стр. 596). Насколько я понимаю Писание, блага искупления принадлежат нам в силу того, что мы принадлежим Ему, а не в силу каких-то наших собственных достоинств. Мы " оправданы Кровию Его " (Рим. 5:9), а не чем-либо своим. Ибо Христос сделался " жертвою за грех " (2 Кор. 5:21) и " клятвою " (проклятием) (Гал. 3:13) за нас, не имея никакого Своего греха, так же и " мы в Нем сделались праведными пред Богом " (2 Кор. 5:21), не имея каких-либо своих собственных добродетелей. Более того, искупление во Христе Иисусе означает, что в нас, самих по себе, нет решительно никаких достоинств, с которыми мы могли бы связывать нашу надежду. Рассмотрим это подробнее. Апостолы описывают искупление как Личное. Христос искупил лично каждого конкретного грешника: Павла (Гал. 2:20, 1 Тим. 1:15), немощного брата (1 Кор. 8:11), членов конкретных христианских общин (Еф. 1:7; Гал. 3:13). Он по имени знает каждую из овец, за которых полагает Свою жизнь (Ин. 10:3). В Писании говорится об искупительном служении Христа как о направленном на конкретных людей, с конкретными именами и лицами, живущих в конкретных городах. Нравственные обязательства христианина неразрывно связаны с тем, что Христос умер за него лично. Как-то я рассказывал об этом одной женщине, и она сказала то, что я навсегда запомню: " Да, но ведь если я поверю, что Христос умер за меня лично, то я больше никогда в жизни не смогу солгать " . Неверующие считают, что осознание человеком того, что все его грехи уже искуплены на Голгофе, побудит его небоязненно грешить; верующих, напротив, это сознание побуждает с великим тщанием избегать греха. Заместительное. В смерти Христа совершился Божий суд над нашим грехом: ...Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех, и осудил грех во плоти (Рим. 8:3). На Него было возложено наше проклятие: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, — ибо написано: " проклят всяк, висящий на древе " (Гал. 3:13). На Него были возложены наши грехи: Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас (Ис. 53:5-6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010