Следовательно, у Майстера Экхарта нет в собственном смысле никакого различия между essentia и esse (=«существованием»): то, за чем мы напрасно гонимся в этих латинских текстах о тварных quod est и quo est, – не более чем томистский мираж. В самом деле, в случае тварного quod est речь идет о сущем (ens), которое не есть вполне, потому что зависит от аналогической Причины, в силу которой оно существует в качестве ens. Что же касается quo est творений, их Причины, или Начала, им является Сущее во всей полноте этого слова: IpsumEns [Само Сущее] 595 , субсидирующее через себя и позволяющее субсидировать всем вещам. Отношение между абсолютным Ens и entia устанавливается посредством esse, бытия, которое представляет собой абстрактное определение ens, ту причину, в силу которой оно есть «сущее», подобно тому как белизна есть причина, или абстрактное качество, выступающее определением конкретного «белого сущего» 596 . Быть сущим, ens, означает, следовательно, иметь наиболее общую сущностную причину: быть чем-то, обладать причастностью к эссенциальности, то есть к esse. Если божественное Esse есть Quo est, определяющее творения в той мере, в какой они суть entia, то в не меньшей степени тварные сущие остаются в своем quod est отличными от абсолютного Esse, с которым все причастное к нему соотносится внешним образом 597 . Однако нельзя забывать о том, что Esse, то есть Бог, сущностная причина и Quo est, от коего творения именуются по аналогии entia, – вовсе не внутреннее самоопределение, в силу которого Бог, или абсолютное Ens, был бы тем, что Он есть. Бог не имеет quo est – «того, через что» Он есть, но Сам является Своим Esse, Своей собственной причиной бытия. Если в отношении тварных сущих Бог есть не что иное, как Quo est 598 , то в Самом Себе Он, напротив, есть исключительно Quod est. Таково, согласно Иоанну Дамаскину , первое имя Бога. Тексты Писания – Ego sum qui sum [Я есмь Сущий] ( Исх. 3:14 ) и Tu qui solus es [Ты, единственный, кто есть 599 ] ( Иов 14:4 ) – свидетельствуют о том, что только Бог есть Ens в собственном смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

752 Fr. Spiegel, Eränische Alterthumskunde, 3 in – 8 °, Лейпциг, 1871–1878, т. III , стр. 718. 753 James Darmestetor, Le Zend Avesta, 3 in-4 °, Paris, 1892–1893, t. III , (t. XXIV Annales du Musee Guimet), p. VI. 755 Для лучшего понимания пяти книг Пятокнижия каждый, читая их по тексту, должен постоянно иметь пред глазами деления, которые сейчас будут показаны: они послужат для него путеводною нитью. Мы не можем, по ндостатку места, в своем „Руководстве“ воспроизводить и развивать эти деления; но мы всегда предполагаем, что читатели пользовались текстом по этим указаниям, с большим старанием и вниманием. 756 Этот первый отдел – вовсе не сокращенное повторение предисловия, как склонны думать некоторые на основании поверхностного исследования. 1-я глава говорит о действиях Бога Творца; первый отдел передает не о родословиях Елогима (слово, которого избегает Моисей, по крайней мере, в предисловии, по причине пантеистического смысла, какой оно могло иметь, хотя аналогия вынуждала его к употреблению этого слова), но историю происхождения человечества. В первой главе творения пассивны; во второй и следующих они активны: они производят. Дело идет уже не о Первопричине, которая, одна только действует, но о вторых причинах и в особенности о человеке. 757 Смысл „истории“, соединяемый с словом tholedoth, родословия, доказан Гезениусом, Thesaurus linguae hebraeae, p. 596. Св. Ефрем Сирин уже указал это значение, Opera syriaca, t. I, p. 21. Сл. J. Lamy, Comm, in Gen., 1883, t. I, p. 176. 758 Этот процесс исключения очень заметен на всем протяжении кн. Бытия. Первый отдел обнимает небо и землю, но небо здесь опущено. История Адама исключает потомство Каина; история Ноя опускает линию Сифа, за исключением Ноя; история детей Ноя исключает Хама и Иафета; история Сима исключает всех тех из его сыновей, которые не составляют части семейства Фарры; история Фарры исключает всех тех, которые не составляют части семейства Авраама; история Измаила исключает потомство этого сына Авраама; история Исаака приготовляет опущение потомства Исава, пополняемое в главе, специально ему посвященной и оставляет также семейство Иакова, история которого составляет предмет других книг Пятокнижия и Ветхого Завета. Сама первая глава Бытия опускает историю происхождения, прежде всего неба, потом различных земных существ, занимаясь лишь человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Бохаирские рукописи, представленные в издании Хорнера (см. ниже) как единая родственная группа, обозначенная одной буквой без уточнения, рассматриваются в качестве одного источника, они оцениваются как несколько источников лишь тогда, когда Хорнер указывает на их различия. bo – bo: в тех случаях, когда bo или bo охватывают лишь часть бохаирских источников, они обозначаются символом bo. В тех случаях, когда определенное чтение имеет поддержку со стороны bo , остальные свидетели также обозначаются bo . Sa – sa – саидская традиция в общем представлена довольно ограниченным кругом свидетелей. В тех случаях, когда sams или samss охватывает лишь часть рукописей саидской традиции, оставшиеся источники также обозначаются sams или samss. ( ) – когда перевод приводится в круглых скобках, это значит, что он поддерживает данное греческое чтение, однако с небольшим отличием. Чтобы показать сравнительную степень вероятности, в редких случаях используются следующие обозначения: sa? bo? етс. – вероятно, но не очевидно, что перевод подтверждает данное чтение; sa? – sa?/bo? – bo? етс. – перевод может поддерживать любой из двух вариантов данного чтения при наличии также третьего варианта (ср. Мт 5,32г). Такая форма не используется в тех случаях, когда в круглых скобках указываются незначительные отклонения от основного варианта. Ср., например, Мк 1,1 г txt, где переводы не перечислены со знаком вопроса среди источников того варианта, который указан в круглых скобках, хотя вполне вероятно, что они его поддерживают. Коптские переводы цитируются по следующим изданиям и рукописям. Саидский диалект: Horner G. The Coptic Version of the New Testament in the Southern Dialect, otherwise called Sahidic and Thebaic. Oxford, 1911–1924. 7 vols. Kasser R. Papyrus Bodmer XIX, Evangile de Mat– thieu XIV, 28–XXVIII, 20; Epitre aux Romains I,1–11,3 en sahidique. Geneve, 1962 (использовано для Mt, IV–V в.). Quecke H. Das Markusevangelium saidisch. Text der Handschrift PPalau Rib. Inv. Nr. 182 mit den Varianten der Handschrift M 596. Barcelona, 1972 (Mk, V в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Отсюда с полным правом можно сказать, что число, сохранившихся доселе, посланий Даниила представляет только часть из того числа, какое написано было митрополитом в то время. Могут возразить, что многочисленные ссылки Даниила на предшествовавшие наставления и послания подразумевают собой ни более ни менее, как только совокупность посланий доселе известных и сохранившихся в известных нам сборниках. Против этого решительнее всего говорит самый характер и содержание известных нам доселе посланий Даниила. Лица, к которым обращены послания, принадлежат к самым разнообразным слоям общества. Одно послание писано к знатному боярину, другое – епископу, третье – к игумену, четвертое – к простому иноку и т. дал. Как разнообразны лица, к которым адресованы известные нам послания Даниила, так же точно разнообразны и предметы, о которых они рассуждают. Одно послание посвящено рассуждению о видах человеческой жизни, о супружеской жизни и монашеской, в другом даются наставления о целомудрии и чистоте, в третьем различаются виды иноческой жизни, в четвертом говорится о страшном суде, в пятом излагаются обязанности епископа. Достаточно самого поверхностного взгляда, чтобы видеть, каким разнообразным иногда частным религиозно-нравственным потребностям удовлетворял в своих посланиях Даниил, и как разнородны были лица, которые нуждались в них. После этого трудно допустить, чтобы все разнообразие предметов, о которых рассуждается в посланиях, сосредоточивалось на двух, на трех личностях, соединявших в себе таким образом несколько самых разнообразных нравственных потребностей в одном и том же лице. Литературная деятельность митрополита Даниила не ограничивалась исключительно одною церковно-учительною областью. Внимание митрополита привлекали и канонически вопросы. Так, Даниил, еще в сане игумена, занимался составлением кормчей, к чему он, может быть, обратился не без влияния и даже указания Иосифа Волоцкого 596 . От митр. Даниила сохранился одни из памятников его церковно-административной деятельности, в котором он выступает пред нами и как представитель церкви и как в тоже время государственный деятель.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Кратко говоря, клады предметов древности, открываемые в России и относящиеся к великокняжескому периоду, представляют к этому наилучший повод и случай. Большинство предметов, сохранённых в земле от истребления, принадлежит к разряду драгоценных уборов и украшений, а большинство кладов принадлежит Киеву, и немногие городищам Рязани, Владимира, т. е. центров древнерусской истории. Если нам удастся, после обзора кладов, анализом важнейших или типических предметов установить принцип внутренней исторической связи древнерусского народа с его культурными соседями, мы будем считать свою задачу достигнутою. Рис. 41. Миниатюра из греч. рукоп. I. Скилицы Куропалата в Нац. Библ. Мадрида. Переговоры I. Цимисхия со Святославом, 1 Составляет первую часть его соч. Handbuch der deutechen Alterthumekunde in 3Theilen,1880–9. 7 Древний образец рога, с серебряною оправою, описанный в отчете И. Арх. Коми, за 1691 г., стр. 76 – 9 и здесь издаваемый в рисунках 5 и 6, представляет знаменательное сходство с Черниговскими рогами: оправа имеет, однако, ширину не более 1 вершка; серебряная пластинка на месте укрепления ножки была вызолочена, но оказалась раздавленною. Рог найден в кургане, в 7 верстах от Симферополя. При прахе были железные дротики, топор, которого деревянная рукоять была обвита золотою лентою; у пояса точильный брусок, с рукоятью в золотой оправе; на шее была золотая гривна с наглавниками в виде львиных головок; на правой руке золотое кольцо змейкою, на левой–серебряное с печатью; в гробнице найдена вазочка чёрного лаку, глиняный кувшин и амфора. Древности относятся к эпохе до Г. X. 8 В изд. О. Монтелиуса, Antiguites Suedoises, 1875, рис. 516, 522, 524, 552, 553, 567, 596, 607. 10 На том же приеме освован анализ отдельных стилей в недавнем труде г. Алоиса Ригля, Stilfragen. Grundlegungen su einer Geschichte der Ornamentik, 1893, сочинении прекрасном в частностях н чрезвычайно полезном, но погрешающем в этих анализах см. гл. IV, стр. 272 – 346. 11 См. наше Путешествие на Синай в 1881 г., Одесса, 1882, стр. 125 – 9, атлас, листы 79 – 85. Ср. такжеВ. В. Стасова, Слав. и восточ. орнамент, атлас, таб. 121 – 125.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Неблагодарный Иуда не только приняв Тело и Кровь Христову, не очувствовался, не познал любви Христовой и не раскаялся, не только, увидев Христа умывающа ему нозе, не исправился; ибо «Иисус Христос, востав с вечери, и положи ризы, и прием лентион препоясася; потом влия воду во умывальницу, умы ноги всем ученикам и отре лентием; умы всем и самоиму Иуде, показуя величайшее снисхождение Свое, являя безпримерное незлобие, и впечатлевая чрез сие в них смирение и уничижение Свое; умы всем ноги, во изъявление нечистоты Иудиной, так как и сказал Господь, Петру, отговаривавшемуся от умовения ног недостоинством своим: измовенный, правда, не требует измовения, есть бо весь чист; и вы чисти, есте, но не вси, – под чем разумел предающаго Его» 596 . Ожесточенный, говорю, Иуда не только сим обличением не исправился, но не исправился и явным открытием предания Его. Иисус Христос, всячески предостерегая его от сего, всячески отвлекая его от предания, в смущении духа свидетельствовал, что Он знает предателя Своего, и говорил ученикам Своим: аминь аминь глаголю вам, яко един от вас предаст Мя; омочивый со Мною в солило руку, той Мя предаст; емуже Аз омочив хлеб подам, той Мя предаст; и не обинуяся самому Иуде рече: еже твориши, сотвори скоро 597 . Но Иуда бесстыдный и сим не пришел в чувство; он, как бы не зная и не чувствуя сего, как бы не к нему речь была, с прочими учениками, сомневавшимися о предателе и вопрошавшими – еда аз? и другий – еда аз? вопросил такожде Господа – еда аз? И Господь откровенно сказал, ты рече, то есть, ты сам признаешься, что ты 598 . Однако и сие не поразило ожесточенного предателя; он, оставив Господа и братию свою, пошел на погибель свою, пошел ко Архиереям сказать, когда можно взять Его. Грешный, ожесточенный человек всегда такого свойства, что он ни милосердием Божиим; ни благодеяниями Его, ни обличениями Его, ни угрожениями не трогается, не приводится в истинное покаяние; и когда слышит обличения, не чувствует их, в такое бесстыдство впадает, как бы не к нему говорится, и тако дерзновенно и добровольно к вечной погибели своей несется.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

107 Далее, среди предметов предпочтительных иные предпочтительны сами по себе, иные – ради других, иные – как сами по себе, так и ради других. Сами по себе предпочтительны дарование, совершенствование и прочее; ради других – богатство, знатность и прочее; как сами по себе, так и ради других – сила, здоровые чувства, безущербность. Само по себе предпочтительно то, что оказывает многие услуги. Точно так же и предметы избегаемые избегаются по причинам, противоположным вышеназванным. 108 Надлежащее, по словам стоиков, – это такое дело, которое имеет разумное оправдание: например, последование жизни; таков, например, рост растений и животных, ибо здесь тоже можно усматривать надлежание. Название надлежащему первым дал Зенон, произведя его от слова «налегать» на что-то сверху 596 . Это – действие, свойственное устроениям природы. Из всех поступков, совершенных по побуждению, иные бывают надлежащими, иные – ненадлежащими, . Стало быть, надлежащие поступки – это те, на которые толкает нас разум: например, чтить родителей, братьев, отечество, любить друзей. Ненадлежащие поступки – это те, на которые разум не толкает: например, пренебрегать родителями, не заботиться о братьях, не водиться с друзьями, презирать отечество и прочее. Ни те ни другие – это такие, к которым разум не толкает и от которых не отвращает: например, собирать хворост, владеть пером, скребницей и прочее. 109, 110 Иные надлежащие поступки являются безусловно надлежащими, иные – по обстоятельствам. Безусловно надлежит, например, заботиться о здоровье, об органах чувств и т. и.; по обстоятельствам надлежит, например, ослепить себя 597 и раздать имущество. То же относится и к ненадлежащим поступкам. Далее, иные надлежащие поступки являются постоянно надлежащими, иные – непостоянно. Постоянно надлежит, например, вести добродетельную жизнь, а непостоянно – задавать вопросы, давать ответы, прогуливаться и т. и. То же самое относится и ко всему ненадлежащему. Надлежащие действия имеются и среди промежуточных: например, детям надлежит слушаться наставников.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Когда подогреваемое Кайсом недовольство стало вырываться наружу, Кайс пригласил своих товарищей по заговору обсудить, какие меры надо принять против волнений. Прибывший первым Дадавайх был убит, а Файруз случайно узнал об этом, повернул назад и бежал в горы к бану хаулан, находившимся с ним в родстве. Теперь Кайс, не скрываясь, стал во главе восстания, захватил Сан " а и, чтобы кардинально решить проблему, решил выслать в Иран семьи персов, бежавших с Файрузом, – одних через Аден по морю, других по сухопутной дороге через всю Аравию. Союзникам Файруза удалось перехватить оба каравана и освободить пленников, укрыв их до времени в своих селениях. К сожалению, наши источники в зависимости от принадлежности информаторов излагают действия Файруза и мединских войск, по существу, независимо друг от друга. С одной стороны, мы знаем, что Файруз нанес Кайсу поражение под Сан " а и тот отступил в сторону Наджрана, с другой – что от Наджрана против Кайса двигался отряд ал-Мухаджира, который как будто бы и занял Сан " а 593 . Увидев, что дело приобретает дурной оборот, Амр б. Мадикариб сам явился с повинной к ал-Му-хаджиру 594 . Через некоторое время был пленен и Кайс б. ал-Макшух. Оба были отправлены к Абу Бакру и получили помилование. Такое изложение событий позволяет думать, что после подавления мятежа Кайса ал-Мухаджир из Йемена отправился на помощь Зийаду в Хадрамаут, однако мы узнаем, что Икрима, опоздавший к взятию ан-Нуджайра, появился в Абйане (районе к востоку от Адена) до сдачи Амра б. Мадикариба 595 , а по другим сведениям, перед походом в Хадрамаут из Абйана прошел в Мариб и, соединившись там с ал-Мухаджиром, двинулся через пустыню на Хадрамаут 596 . Поскольку участие ал-Мухаджира в подавлении мятежа в Йемене не вызывает сомненья, то мы можем считать, что события в Йемене происходили до сдачи ал-Аш " аса, а упоминание появления Икримы в Абйане отнести за счет какого-то недоразумения. Возвращаясь к нашей реконструкции хронологии событий в Южной Аравии, мы можем только сказать, что покорение Омана и подавление восстания Кайса б. ал-Макшуха происходили примерно одновременно, в последние месяцы 11 г. х., т. е. зимой 632–33 г. Усмирение Хадрамаута скорее всего приходится на начало 12 г. х. ПЕРВОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ С ИРАНОМ

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

И Розанов энергично протестует, что эмигранты «полутрупы». По его мнению, это все «женихи», которые ищут богатых невест, чтобы, «развалившись в креслах, проповедовать свои замечательные идеи то у банкира, то у богачки-помещицы, то у многотысячного инженера» ( 647). Приструнив эмигрантов: «чего расхвастались. Сидите смирно» (стр. 649), Розанов заканчивает следующим образом: «Выбор нужно сделать такой: чтобы Россия отвернулась от своих тысячелетних хранителей и оберегателей, проливших за нее кровь, и уж воистину перерядившись в мачеху, в парадную кокотку, вдруг поклонилась Плеханову, Кропоткину и “женатому” Морозову с “Грозой и бурей” 593 в кармане». «Не будет. Не будет гадостей, и эмигранты не вернутся. Дом их сожжен ими самими. Сожжен ими в сердце своем. Нет у них родной земли. Нет им ни жизни, ни могилы, в проклятой (ими) “отреченной” земле. Отреклись, – пусть отречение будет полным». С точки зрения «свободы слова» нельзя бороться с Розановым. Он проявляет свое святое право на свободу мнений. Но такая свобода – нам кажется мерзостью из мерзостей, потому что это издевательство насильника, потому что эти слова ежедневно переходят в дело, потому что во имя насилия здесь привлечено имя Христа, который, будто бы, миловать не указал. И заметьте. Статья помещена в «Богословском вестнике», органе Московской духовной академии; ей как бы дана санкция Церкви. Конечно, богословский журнал не есть голос Церкви, но, разрешаемый духовной цензурой, он впредь, до дальнейших опровержений, все-таки выражает этот голос, и статья Розанова не могла быть понята читателями иначе, как руководственное мнение правящих кругов Церкви, как мнение редактора, П.А. Флоренского 594 , который состоит профессором Академии, готовит русских юношей к пастырской деятельности. О, мы, по мнению отвлеченных поклонников свободы слова и терпимости, низко пали: в наши мирные, отвлеченные рассуждения врывается политика. А вот «Богословский вестник» политикой, и притом погромной, заниматься вправе, – это Христос указал; и когда «душа» Петербургского Религиозно-философского общества (выражение Кассия из «Нов вр » 595 ) отводит свою душу на страницах богословского журнала, мы должны молчать, твердо следуя доводу: «Не судите, да не судимы будете» 596 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Воспринявший все наше, чтобы дать нам взамен Свое, восприял болезни и смерть… не для того, чтобы Самому иметь, что принял, но чтобы очистить от сего естество человека, уничтожив в Божестве непорочном подобные качества, принадлежащие нам (19,196). Добрый Пастырь (Христос) служит всем и злаком для питания, и водою упоения, и пищею, и кущею, и стезею, и водительством, распределяя Свою благодать соответственно каждой нужде (21,93). Для того было и Пришествие Господа, чтобы изгнать диавола и возвратить Себе собственный Свой дом и храм – человека (30,8). Христос один совершил великое и спасительное Искупление и уврачевание души (30,172). Христос пришел и взял грех мира, то есть иссушил нечистый источник душевных помышлений (30,172). Христос освободил душу от рабства и извел ее из тьмы, прославив ее собственным светом Своим (30,172). Для того и Пришествие и Промышление Господне, чтобы нас, порабощенных, повинных и подчинившихся пороку, освободить и соделать победителями смерти и греха (30,204). Творец, сжалившись над нашим родом, послал нам Врача душ и телес, воздвигнув от Отеческих недр Единородного Сына Своего, Который благоволил принять образ раба ( Флп. 2,7 ) и родиться от Девы, жить вместе с нами и претерпеть все наши нужды, дабы нашу природу, лежащую долу от множества грехов, возвести от земли на Небо ( Ин. 3,13 ) (35,269). Бог Слово… облекся плотию, чтобы явившись людям в Своем Божестве без покрова, не погубить всех их (39,52). Христос есть самый Источник, самый Корень всех благ; самосущая Жизнь, самобытный Свет; самосовершенная Истина; Он не удерживает обилия благ в Себе Самом, но изливает их на всех… (39,90). Во Христе мы были освобождены от наказания, совлекшись всякого зла; были возрождены свыше, воскресли после погребения ветхого человека; были искуплены, освящены, приведены в усыновление, оправданы, сделались братьями Единородного, стали Его сонаследниками и сотелесными с Ним; вошли в состав Его плоти и соединились с Ним так, как тело с головою… Мы получили не только врачевство, соответствующее нашей язве, но и здоровье, красоту, честь и славу, и такие достоинства, которые гораздо выше нашей природы. Каждый из этих даров мог бы сам по себе истребить смерть. А когда они все открыто стекаются вместе, тогда смерть истребляется с корнем и не может уже появиться ни следа ее, ни тени… Итак, не сомневайся, человек, видя такое богатство благ, не спрашивай, как потушена искра смерти и греха, как скоро излито на нее целое море благодатных даров (40,596).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010