Груз. общественность, еще во 2-й пол. XIX в. поднявшая вопрос о восстановлении автокефалии ГПЦ, возлагала большие надежды на Февральскую революцию. Однако, когда стало ясно, что Временное правительство, обещавшее восстановление независимости ГПЦ, сохранило Г. Э. и все права экзарха, груз. духовенство приняло решение объявить о неподчинении Временному правительству (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 15. Ед. хр. 3238. Л. 52; Оп. 27. Ед. хр. 4671. Л. 31; Ед. хр. 5412. Л. 3; Ф. 488. Ед. хр. 26429. Л. 3; Иверия. 1906. 4. С. 12; Цагарели. 1912. С. 324-327; Закавказье. 1907. 188. С. 3). Мцхетский Собор и провозглашение восстановления автокефалии ГПЦ 12 марта 1917 г. в мцхетском патриаршем соборе Светицховели был проведен Собор духовенства всей Грузии, где была провозглашена автокефалия ГПЦ. В Постановлении Мцхетского Собора, зачитанном в тот же день в Светицховели в присутствии 10 тыс. чел., говорилось: «Приняв во внимание, что 1) в Грузинской Церкви, имевшей, согласно с канонами Вселенских Соборов, автокефальное существование, уничтожение или упразднение которого не подлежало компетенции никакой силы, за исключением Вселенского Собора, совершенно антиканонически приостановлено было автокефальное управление и что 2) в России установилась новая форма государственного управления, с которой не гармонирует бесправное существование Грузинской Церкви, признали необходимым и единогласно и единодушно постановили: с этого момента считать восстановленным автокефальное церковное управление в Грузии и, пока произведены будут канонические выборы Католикоса Грузинской Церкви, местоблюстителем его назначить преосвященного Леонида (Окропиридзе), епископа Гурийско-Мингрельского, и при нем для управления Церковью, под его председательством, учредить Временное Управление Грузинской Церкви в составе духовных и светских лиц» ( Егоров. 1917. С. 9). Во Временное управление (ВУ) ГПЦ вошли: епископы Антоний (Гиоргадзе), Леонид (Окропиридзе), протоиереи Н. Талаквадзе, К. Кекелидзе, свящ. Василий и прот. Полиевкт Карбелашвили, миряне И. Вартагава, В. Барнов, С. Георгадзе, Т. Сахокия, Г. Кипшидзе, С. Мгалоблишвили, Д. Давидов-Давиташвили, А. Натрошвили (Сакартвело. 1917. 59. С. 4). ВУ должно было разработать необходимую документацию для передачи ее во Временное правительство, Положение об управлении ГПЦ, а также взять на себя подготовку груз. Архиерейского Собора, к-рый должен был подтвердить акт восстановления автокефалии ГПЦ и избрать Католикоса-Патриарха всей Грузии. Кавказский Экзархат (1917-1920)

http://pravenc.ru/text/168201.html

По статистическим данным, в 1901 г. в пределах Г. Э. насчитывалось 1 278 500 чел. правосл. населения и 50 тыс. сектантов (молокан - 32 тыс., духоборов - 7 тыс., прыгунов - 6 тыс., субботников - 4 тыс., баптистов - 2 тыс., жидовствующих - 2 тыс. и т. д.); действующих церквей - 2455, приходов - 1527 в составе 101 благочиния. Мон-рей - 28 муж. и 7 жен., где подвизались 615 монахов, 118 монахинь, 573 послушника и 163 послушницы. В Грузинской епархии 16 мон-рей: Ахтальский (Ахтала) (муж.); Бетанийский (Бетаниа) Рождества Пресв. Богородицы (муж.); Бодбийский (Бодбе) св. Нины (жен., общежительный); Вардзийский (Вардзиа) Успения Пресв. Богородицы (муж., общежительный); Давидгареджийский (Давидгареджи) (муж., общежительный); Зарзмский (Зарзма) (муж.); Иоанно-Зедазенский (Зедазени) (муж.); Иоанно-Крестительская (Натлисмцемели) пуст. (муж.); Кватахевский (Кватахеви) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Марткопский (Марткопи) прп. Антония (муж.- под управлением экзарха); мцхетский Самтаврский (Самтавро) св. Нины (жен.); Сафарский (Сафара, Сапара) св. Саввы (муж., общежительный); тифлисский Преображения Господня (муж., первоклассный); Хирсский (Хирса) св. Стефана Первомученика (муж.); Шиомгвимский (Шиомгвиме) (муж.); Шуамтинский (Ахали-Шуамта) Рождества Пресв. Богородицы (муж., общежительный). В Сухумской епархии 3 мон-ря: Василиско-Златоустовский (жен., общежительный); Драндский (Дранда) (муж., общежительный, возобновлен в 1885); Новоафонский ап. Симона Кананита (муж., общежительный). В Имеретинской епархии 7 мон-рей: Гаенатский (Гелати) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Джручский (Джручи) вмч. Георгия (муж.); Кацхский (Кацхи) Вознесения Господня (муж.); Мгвимский (Мгвимеви) Спасский (жен.); Моцаметский (Моцамета) святых мучеников Давида и Константина Аргветских (муж.); Намарневский Иоанна Крестителя (муж.); Челишский (Челиши) Успения Пресв. Богородицы (муж.). В Гурийско-Мингрельской епархии 8 мон-рей: Джихетская (Джихети) община (жен.); Джуматский (Джумати) св. Архангелов (муж.); Иоанно-Крестительская пуст. (муж.); Мартвильский (Мартвили) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Нахаребовский (Нахареби) Благовещения Пресв. Богородицы (муж.); Теклатский (Теклати) Рождества Пресв. Богородицы (жен., общежительный); Хопский (Хопи) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Шемокмедский (Шемокмеди) Спасский (муж.). Духовенство Г. Э. составляли 62 протоиерея, 1647 иереев, 231 диакон и 1805 псаломщиков ( Рункевич. 1903. Стб. 736-750).

http://pravenc.ru/text/168201.html

Другое дело, культурно-национальная автономия» ( Павлиашвили. 2000. С. 14-15). Т. о., считают груз. исследователи, светскими властями было узаконено существование на территории Грузии 2 независимых Церквей, о чем 30 марта 1917 г. в Тифлис была направлена телеграмма за подписью министра Временного правительства, обер-прокурора кн. Львова, 8 министров и управляющего делами Временного правительства В. Д. Набокова (ЦГИАГ. Ф. 2080. Оп. 1. Ед. хр. 149. Л. 113; Грузия. 1917. 319. С. 4; Егоров. 1917. С. 17-18). Закавказский комиссариат положительно отнесся к решению Синода и Временного правительства и призвал груз. духовенство к покорности. Однако груз. сторона вновь обращалась в Святейший Синод, к главам Временного правительства кн. Г. Е. Львову и Гос. думы М. В. Родзянко. В апр. 1917 г. Синод направил в Грузию для изучения церковного вопроса на месте проф. С.-Петербургского ун-та В. Н. Бенешевича, к-рый представил Гурийско-Мингрельскому еп. Леониду (Окропиридзе) декларацию о соблюдении принципа экстерриториальности ГПЦ (Сакартвело. 1917. 851. С. 1). В новом составе Святейший Синод под председательством архиеп. Платона, вскоре возведенного в сан митрополита, попытался наладить отношения с Львовым и правительством. 29 апр. 1917 г. Синод опубликовал обращение к клиру и пастве «О мероприятиях высшей церковной власти в связи с предстоящим созывом Всероссийского Поместного Собора и спешным проведением в жизнь некоторых изменений в области церковного управления», где сообщалось о созыве Поместного Собора Российской Православной Церкви (см. Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. ), на к-ром должны были быть решены все остро стоящие церковные вопросы, в т. ч. и о Церкви в Грузии. 25 мая 1917 г. на очередном заседании учрежденного 22 марта Исполнительного комитета рус. духовенства и паствы обсуждались вопросы о защите правовых и материальных интересов РПЦ в Закавказье, об отношении рус. паствы в Закавказье к гос-ву, а также о защите закавк. Православия от др. религий и сектантских направлений.

http://pravenc.ru/text/168201.html

1962. С. 132). Церковь в Долискане. 937–958 гг. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в Церковь в Долискане. 937–958 гг. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в После увольнения Гогебашвили и др. груз. педагогов Кувшинский ужесточил режим семинарии: учащимся было запрещено разговаривать по-грузински, из б-ки была частично изъята лит-ра, под строжайший запрет попала и груз. периодика, расцвело доносительство. В кон. 70-х гг. XIX в. за чтение запрещенной лит-ры из семинарии было исключено неск. десятков человек ( Хундадзе. Очерки. 1951. С. 243). В стенах ДС был организован тайный кружок, где читали запрещенную лит-ру из нелегальной б-ки народников, т. н. б-ки Иванова, издавали рукописный журнал, нек-рые из студентов примкнули к народническому движению. После вмешательства жандармерии кружок был запрещен, а его участники арестованы. Многое для просвещения народа и возвращения в образование груз. языка сделали причисленные в кон. XX в. к лику святых груз. архиереи святители Гавриил (Кикодзе; в 1859-1860 еп. Горийский, в 1860-1896 еп. Имеретинский, в 1869-1886 управлял Абхазской епархией) и Александр (Окропиридзе; в 1862-1869 еп. Абхазский, в 1869-1881 еп. Горийский, в 1881-1886 еп. Гурийский, в 1886-1898 еп. Горийский, в 1898-1903 еп. Гурийско-Мингрельский). С детства приобщенные к рус. культуре и получившие образование на рус. языке, они горячо отстаивали национальные вероисповедные права грузин. По инициативе и на личные средства свт. Гавриила было открыто более 100 приходских школ и б-к, в 1890 г. в г. Кутаис основано жен. епархиальное уч-ще, а в 1894 г.- ДС. Благодаря его материальной помощи неск. человек получили высшее образование, он помогал вдовам, сиротам и одиноким людям. За большие заслуги в сфере просвещения он был избран почетным членом Об-ва по распространению грамотности среди грузин (1879). Благодаря ему 18 тыс. абхазов приняли Православие, при его материальной помощи были построены и отремонтированы десятки церквей и мон-рей (Гелатский, Моцаметский, Джручский и др.). Отрицательно он отнесся к увольнению груз. преподавателей после доноса Керского. В письме на имя экзарха архиеп. Евсевия он указывал, что увольнение груз. педагогов, отстаивающих национальные интересы, наносит вред самой идее многонациональности Российского гос-ва (Джвари Вазиса. 1906. 7. С. 14).

http://pravenc.ru/text/168201.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Aлekcahдp Гурийский и Мингрельский (Окропиридзе), свт. Описания иконы Александр Гурийский и Мингрельский (Окропиридзе), свт. - житие Александр (Окропиридзе) (1824 - 1907), епископ Гурийско-Мингрельский, святитель. Память 26 октября В миру Окропиридзе Алексей Давидович, родился в 1824 году в семье священника в селе Дисеви Горийского уезда, Тифлисской губернии. 8 июля 1845 году окончил Тифлисскую духовную семинарию и в этом же году 8 июля был пострижен в монашество в Тифлисском Преображенском монастыре и причислен к братии этого монастыря. В 1846 году в сане иеродиакона поступил в Казанскую духовную академию, где в 1849 году 6 октября был рукоположен во иеромонаха. В 1850 году окончил академию со степенью кандидата богословия. 15 февраля 1851 года назначен преподавателем Тифлисской духовной семинарии, а потом последовательно смотрителем Абхазского и Кутаисского духовных училищ. В 1854 и 1855 годах исполнял должность настоятеля первоклассного Гаенатского монастыря. 12 февраля 1855 года возведен в сан игумена при Абхазской архиерейской кафедре, а в следующем 1856 году 16 февраля - в сан архимандрита, с пра[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-3225

Мало понимают по-грузински также мингрельцы, проживающее в Ново-Сенакском и Зугдидском уездах, Кутаисской губернии, и самурзаканцы, проживающие около Абхазии в Сухумском округе; богослужение здесь совершается, однако, по-грузински и до последнего времени и обучение в школах велось также по-грузински. Мингрельских и самурзаканских школ насчитывается около 20. Вопрос о языке преподавания в этих школах в последнее время очень обострился. Самурзаканцы – это смесь абхазцев мингрельцев, с грузинами они не имеют ничего общего и по-грузински совершенно не понимают. Здесь и богослужение, и обучение, конечно, должно совершаться прямо по-русски, за неимением самурзаканской письменности и своего богослужебного языка. Мингрельцы же – племя, несомненно, грузинское, но язык их далеко отошел от грузинского и относится к нему, как литовский к русскому: так говорят ученые исследователи. Поэтому и детям-мингрельцам, в случае допущения грузинского языка в преподавание, приходится изучать сразу два новых языка: грузинский и русский. Вот почему в мингрельских школах теперь допускается только преподавание церковно-грузинского языка, на котором совершается в Мингрелии богослужение, преподавание же языка грузинского разговорного исключено из мингрельских школ. Мингрельцы, подобно имеретинам и гурийцам, по характеру живы и подвижны, очень способны к учению, любят школы, хотя так же, как имеретины, после школьного учения стремятся более в города. Они исповедуют православие, но сильно подвержены всяким суевериям, имеют знахарей и колдунов и им доверяют. Особенно поражает в мингрельцах легкое отношение к клятве и присяге; ложная клятва – для них обычное явление. Впрочем, имеется в Мингрелии несколько особо чтимых икон, по преимуществу св. Георгия; поклявшийся пред такой иконой уже ни за что не позволит клятвопреступление. Не все грузины остались верны древнему православию. С XVII века, под напором Турции, Персии и горских племен Кавказа, многие грузины приняли мусульманство. В Закатальском крае, граничащем с Кахетией, эти грузины известны под именем ингилойцев, что в переводе с турецкого означает – новообращенные. В Ахалцыхском и Ахалкалакском уездах, где прежде проживало самое способное племя грузин – месхи, из которого вышли выдающееся грузинские писатели и поэты, пастыри и проповедники, где процветали монастыри и выстроены чудные храмы, ныне находящиеся в развалинах, в настоящее время огромное большинство грузин – мусульмане, и очень фанатичные мусульмане. Православных сохранилось только 38 000; это в двух обширных уездах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Князь Давид обещал приехать осенью в Россию и утешительна была надежда на скорое свидание. Опять потянулись до самого моря роскошные леса мингрельские, обвитые виноградинками. Дикое обилие природы ничего не требовало от рук человеческих, кроме направления лоз по ветвям древесным, и то лишь от времени до времени. Малые ручьи, через которые еще накануне можно было свободно перейти, обратились от сильного дождя в бурные потоки и задерживали нас, переправою на утлых челноках. Нагие мингрельцы, верхом на наших лошадях, пускали их вплавь. На половине дороги до Анаклии, подступил с левой стороны широкий Ингур, отделяющий Мингрелию от буйной Самурзахани, и провожал нас, в тени вековой дубравы, до самого устья. По его мутным кипящим волнам, я уже видел, что нельзя было ожидать свидания с владетелем Абхазии. Все было пусто вокруг; мне казалось по описаниям, что я в девственных лесах Америки, где еще природа не испытала над собою руки человеческой, и пустынные реки, как змеи, широко ходят по дремучим лесам. Так мы достигли Анаклии, и здесь изменилась картина. Эго малая речная пристань, населенная отчасти турками, где процветала некогда торговля. Еще издали услышали мы песни: пришельцы Анатолии, в своих нарядных одеждах, составив кружок, плясали на базаре, под монотонный звук родного инструмента. Несколько судов стояли у берега реки, под стенами развалившейся крепости; вдали шумело море. Грустно взглянул я на Дадиана, при виде шумной стихии, которая должна была разлучить нас на следующее утро; молча отвечал он тем же взглядом, ибо без слов мы поняли друг друга и продолжали путь наш к Редут-Кале, отстоявшему еще на 15 верст от Анаклии. Мы приглядывались к дальним ветрилам в пустоте моря; мы прислушивались к бурному реву валов, которые набегали, один за другим, на низменный берег, гонимые девятым пенистым валом, и шумно расстилались пред нами, у самых конских ног. Кони мингрельские, не привыкшие к сей чуждой для них стихии, храпели и с ужасом отскакивали от напора волн, как Ипполитовы кони, при появлении морского чудовища.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

По смыслу указаний этого плана в школах Мингрелии введены некоторые изменения относительно предметов обучения. Доселе учащихся-мингрельцев сначала учили по-грузински, а потом уже, при помощи вновь изученного языка грузинского, учили языку переводным способом, причем для переводов прибегали опять-таки к языку грузинскому. Антипедагогические приемы такого рода давно уже выведены в министерских училищах, и только как ненужный пережиток удерживались в церковных школах. Теперь по новому учебному плану русскому языку в школах приказано обучать непосредственно при помощи родного, т. е. для мингрельцевмингрельского языка. Не представляя ничего нового, такое распоряжение вызвало, однако, много толков и неудовольствия, причем возражающие против этой меры, всегда указывали на то, что мингрельский и грузинский языки почти тождественны и настолько близки, что мингрелец без труда понимает грузина. Справки научные, специальные сочинения по этому вопросу говорят совершенно другое: мингрельский язык, правда, картвельского корня, но отстоит от грузинского, как литовский от русского; простой мингрелец не понимает грузина; особенно это нужно сказать, конечно, о мингрельских детях. Владыка пожелал услышать от сопровождающих его знатоков края мнение по этому вопросу: оказалось, что научные сведения совершенно верны. Долго владыке сами туземцы перечисляли ряд слов грузинских и мингрельских, обозначающих одни и те же предметы, и притом предметы бытовые, из ежедневного обихода, но в словесном выражении звучащие совершенно различно. Даже слово «Бог», оказывалось, выражается различно. Действительно, еще в начале XIX века, когда, конечно, вопрос не обострялся, из Мингрелии писали и просили, чтобы к ним не назначали учителей-грузин, которых мингрельцы не понимают. Церковно-школьная инспекция не раз получала жалобы учителей-имеретин, попавших в церковные школы Мингрелии, и просьбы их о переводе в другое место, в виду полного непонимания языка детей и населения. Пишущему эти строки пришлось быть свидетелем такого факта, весьма ясно освещающего данный вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Мингрельская. Церковь Димитрия Солунского (старая). /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Димитрия Солунского , Феодосия Черниговского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1871. Год утраты:1937 (разобрана) Адрес: Россия, Краснодарский край, Абинский район, ст. Мингрельская Координаты: 45.01646, 38.349443 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ст. Мингрельская, Таманского отдела. Основана в 1863 г. при общей колонизации западного Кавказа. Расположена в равнинной полосе Закубанского края на речке Сухой Аушед. Южная часть станичного юрта лесиста, северная болотиста. Главное занятие жителей — земледелие. Общественной земли 21597 дес. (леса и куст. 2500 д., плавн. 1000 д.). Стан. подвержена наводнениям. Весной 1911 г. был затоплен разлившимся Аушедом почти весь станичный юрт. Ближайший врач — в ст. Крымской (28 в.). Расстояние: до г. Екатеринодара 60 в., до ст. Славянской 36 в., до ж. дор. (ст. Линейная) 15 в., до ст. Троицкой 22 в., Холмской 19 в., Марьянской 27 вер., Ахтырской 20 вер., Абинской 22 в., Мерчанского 19 вер. и прямо 17 вер., до Красного леса 15 вер. Корреспонденция через местное почт. отд.; телеграф — на станции Линейной. Димитриевская церковь постр. в 1871 г. на средства войска (9150 р.) и прихожан (7350 р.), в 1884 г. значительно расширена; деревянная. Придел — во имя св. Феодосия Черниг. Состав причта (с 1901 г.): 2 свящ., 1 диакон и 2 псаломщ. Войсковое жалованье: первому свящ. 200 р. 70 к., обоим псаломщикам по 51 р. 42 к. Причтовой земли 133 дес., не вся удобна благодаря кустарникам; на участке — 5 домов, небольшой сад и огород. Оба священника и один псаломщик помещаются в церковных домах; диакон имеет квартиру при церковно-приходской школе (мужской). Министерские училища: 2-классное и одноклассное иногороднее. Церковно-приходских школ 2: мужская и женская. Помещаются обе в церковных зданиях. В женской школе две классных комнаты и квартира для учителя о 2-х комн. Жалованье учителю — 300 р. от Учил. Совета. Население (ц. д.): 7235 (новоизраильцев 16). Население (стат. ком.): 14378 д., 1812 дв. Рождений 758, браков 115, смертей 276. Источник: Справочник по Ставропольской епархии/Сост. свящ. Н.Т. Михайлов. - Екатеринодар : тип. Кубан. обл. правл., 1910. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=51621

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010