Кирион (Садзагелов Георгий Иеронимович), архп. Мцхетский и Тбилисский Католикос-Патриарх всея Грузии Родился 10 ноября 1854 года в семье священника Грузинской епархии. В 1876 году окончил Тифлисскую духовную семинарию и в 1880 году – Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и I августа назначен помощником инспектора Одесской духовной семинарии. С 1883 г. – помощник смотрителя Телавского духовного училища. В 1865 г. перешел на ту же должность в Горийское духовное училище. В 1890 г. назначен преподавателем Кутаисского духовного училища и епархиального женского училища. В 1891 г. переведен в Тифлисское духовное училище. 2 ноября 1896 г. пострижен в монашество Московским митрополитом Владимиром б. Экзархом Грузии, 6 ноября рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Квабтахевского Успенского монастыря с возведением в сан игумена, а с 31 декабря – благочинным монастырей Грузинской епархии и инспектором школ «Общества восстановления Православного Христианства на Кавказе”. 10 мая 1898 года возведен в сан архимандрита. 23 авг.1898 года хиротонисан во епископа Алавердского, вик. Грузинской епархии. Хиротонию совершали в Тифлисском Сионском кафедральном соборе: Экзарх Грузии Флавиан, епископы: Гурийско-Мингрельский Александр, Имеретинский Виссарион и Горийский Леонид. С 12 авг. 1900 года – епископ Горийский, вик. Грузинской епархии. С 10 марта 1902 года – епископ Балтский, вик. Подольской епархии. С 3 мая 1903 года – епископ Новомиргородский, вик. Херсонской епархии. С 23 апреля 1904 года – епископ Орловский и Севский. С 3 февр.1906 года – епископ Сухумский, переведен на эту кафедру по собственному желанию. С 25 янв.1907 года – епископ Ковенский, вик. Литовской епархии. С 15 февр. 1908 года уволен на покой. Будучи на покое, проживал в Куряжском монастыре (Харьковской епархии), затем в Санаксарской пустыни (Тамбовской епархии), и, наконец, в Херсонесском св. Владимира монастыре близ Севастополя (Таврической епархии). С 10 янв.1915 года – епископ Полоцкий и Витебский.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1881-1886 годах занимал Гурийскую кафедру. В 1886-1898 годах вновь епископ Горийский, а с 20 марта 1898 года перемещен на Гурийско-Мингрельскую кафедру. Был почетным членом Казанской духовной академии. 4 ноября 1903 года уволен на покой. Скончался 9 ноября 1907 года и похоронен в соборном храме Шио-Мгвимского монастыря. Был прославлен в лике святителей в сентябре 1996 года на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви, в акте канонизации поименован вместе со святителем Гавриилом (Кикодзе) " вторым апостолом Абхазии " Его мощи почивают в Шио-Мгвимском монастыре. Оценки деятельности Биограф преосвященного указывает на то, что епископ Александр принадлежал к тем " избранным, отмеченным благодатью свыше, натурам, которые, служа украшением своего звания, вместе с тем украшают и всю страну " . Своей простой жизнью и христианским смирением преосвященный напоминает тех древних иерархов и пастыре-учителей, для которых как бы не существовало потребностей тела. Преосвященный все свои средства употреблял на дела благотворительности. Щедрость его давно была известна всем в Грузии. Не мало сирот и бедняков получало на его средства воспитание и образование. Щедрые пожертвования делал епископ Александр на монастыри. Так, Шио-Мгвимская пустынь, возведенная потом в нештатный необщежительный мужской монастырь, содержалась на проценты с капитала в 21.100 рублей, пожертвованного епископом Горийским Александром. Иоанно-Зедазнийский нештатный необщежительный мужской монастырь содержался на проценты с капитала в 10.000 рублей, пожертвованного епископом Горийским Александром. Кроме этих пожертвований Преосв. Александр делал пожертвования в пользу Абхазского и Кутаисского духовных училищ и на школу при Илорской церкви, в пользу героев защитников Севастополя и их семейств. На свой личный счет возобновил древний каменный храм, находящийся на берегу моря в двух верстах от Сухуми и древний храм в самом Сухуми. Владыка всячески старался о приумножении и распространении монашества в Грузии и о содействии, таким образом, подъему нравственности и религиозности в народе.

http://pravicon.com/info-3627

В течении 1896–7 годов учреждены вновь следующие монастыри: мужских два 1) Алексеевский штатный, 2 класса, при Алексеевской церкви города Риги и 2) миссионерский Свято-Николаевский близ Бымовского и Югокнауфского заводов, Осинского у., Пермской епархии, в местности именуемой «Белая Гора» и 1 женский Спасо-Преображенский при древнем храме близ села Сенты, Кубанской области. Восстановление Смоленско-Зосимовской пустыни В 1896 году близ станции Арсаки Московско-Ярославской железной дороги, в пределах Владимирской епархии, при церкви над могилой подвизавшегося в конце XVII и начале XVIII столетий схимонаха Зосимы, восстановлена общежительная мужская пустынь с наименованием ее «Смоленской Зосимовской» и с подчинением ее Свято-Троицкой Сергиевой лавре, на тех же условиях, на коих состоят находящиеся в ведении лавры другие обители. Возведение женских общин в монастыри В 1896 и 1897 гг. возведены в общежительные монастыри следующие женския общины: 1) Лукояновская Тихоновская в Нижегородской епархии, 2) Кинешемская, Костромской епархии, Вознесенская, 3) Николаевская, Старорусского уезда, Новгородской епархии, 4) Успенская Валдайского у., той же епархии, 5) Теклатская, Сенакского у., Гурийско-Мингрельской епархии. Вновь учрежденные женския общины Вновь учреждены следующие женские общины: 1) Воскресенско-Мироносицкая при деревне Барановке, Черноярского у., Астраханской епархии, 2) Свято-Троицкая, при хуторе Ново-Харинском (Писаревка тоже), Острогожского у., Воронежской епархии, 3) Владимирская, в имении Муромской купеческой дочери Александры Тягуновой при Дмитриевском поселке, Ковровского y., 4) Падаяская, близ Винницкой приходской церкви, Лодейно-Польского у., Олонецкой спархии, 5) Казанская, в имении священника Псковской епархии Павла Симанского – селе Екатериненском, Островского y., 6) Успенская, в Алешковской слободке, Днепровского y., Таврической епархии, 7) Введенская Черемисская, близ села Пернягаш, Козмодемьяновского у., Казанской епархии. 8) Свято-Троицкая, при сельце Иванькове, Корчевского у., Тверской епархии, 9) близ деревни Кимляй, Краснослободского у., Пензенской епархии, и 10) Покровская, близ города Верхнеуральска, Оренбургской епархии. Обращение в женскую общину существующего в Харьковской епархии приюта

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

С 1 февр. 1908 г. епископ Гурийско-Мингрельский. Л. не одобрял русификацию образования в Грузии. Большое внимание уделял вопросу изучения груз. языка и груз. церковного пения в духовных школах. Под его председательством была учреждена комиссия, которая разработала новую программу обучения груз. языку; также Л. создал хор под упр. А. Кавсадзе, к-рый исполнял грузинские церковные песнопения на богослужениях в тифлисских церквах. Л. имел попечение о груз. монахах, изгнанных из некогда принадлежавшего грузинам Иверского монастыря на Афоне, он предоставил им место в мон-рях в пуст. Гареджи. На Соборе ГПЦ, прошедшем 12 марта 1917 г. в патриаршем кафедральном соборе Светицховели в Мцхете под председательством Л., он зачитал решение о восстановлении автокефалии ГПЦ. Л. был назначен председателем Временного управления ГПЦ, в состав к-рого вошли еп. Горийский Антоний (Гиоргадзе) , протоиереи Н. Талаквадзе, К. Кекелидзе , св. Полиевкт Карбелашвили, свящ. Василий Карбелашвили (см. в ст. Карбелашвили ) и др. На следующий день Л. оповестил о принятом постановлении представителя Особого Закавказского комитета (высший орган Временного управления в Закавказье) Б. Хатисова и экзарха Грузии архиеп. Платона (Рождественского) (Тбилисский гос. музей литературы Грузии им. Г. Леонидзе. Ф. прот. Н. Талаквадзе. Ед. хр. 25995. Л. 7-8). Церковная власть в Закавказье была разделена: грузинские приходы отошли в юрисдикцию ГПЦ, признанной Временным правительством, негрузинские, в т. ч. и русские - в ведение новообразованного Кавказского Экзархата РПЦ (подробнее см. в ст. Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви ). 15 авг. 1917 г. Л. был избран митрополитом Тифлисским ГПЦ и местоблюстителем престола католикоса-патриарха всей Грузии. 23 авг. 1917 г. митр. Платон покинул Тифлис, его дворец заняли члены Временного управления ГПЦ во главе с Л. 8-17 сент. в Тифлисе прошел Собор ГПЦ и была утверждена автокефалия Церкви, избраны католикос-патриарх всей Грузии свт. Кирион III (II) (Садзаглишвили) и архиереи, учреждены новые епархии. С 17 сент. 1917 до 23 февр. 1919 г. Л. занимал должность временно исполняющего обязанности главы Церкви в период ее вдовства. 8 июня 1918 г. была образована Грузинская демократическая республика, социал-демократическое правительство отделило Церковь от гос-ва, в школах были отменены уроки Закона Божиего.

http://pravenc.ru/text/2463431.html

В первые же годы своего епископского служения Преосвященный Димитрий проявил замечательную ревность о Церкви. Деятельность его была обширна и многообразна. Он занимался делами духовного образования, был Председателем Грузинского Епархиального училищного Совета. Он являлся главой Комитета по изданию грузинского церковного обихода, возглавлял Археологический музей Грузинского Экзархата и организовал пополнение его собрания. Одновременно был настоятелем Тифлисского Спасо-Преображенского монастыря, завоевав такую любовь иноков, что при вести о его отъезде «вся братия рыдала в голос». В 1903 г. Преосвященный Димитрий был назначен епископом Гурийско-Мингрельским Грузинского Экзархата. Одновременно он — настоятель древнего Мартвильского Успенского мужского монастыря, основанного в X в. На туркестанской кафедре В 1906 г. епископ Димитрий получает назначение в Ташкентскую и Туркестанскую епархию. В то время она считалась самой дальней и самой бедной в Русской Церкви: приходы были разбросаны на огромной территории, охватывавшей нынешние Узбекистан, Киргизстан, Туркменистан, Казахстан. Священников не хватало — духовенство крайне неохотно ехало в этот далекий незнакомый край с тяжелым климатом, где обитали не знающие Христа народы. С первых шагов на Туркестанской кафедре владыка Димитрий завоевал симпатии во всех слоях общества. Многообразные познания, неподдельный интерес ко всякому человеку помогали ему находить общий язык с самыми разными людьми. В его обращении с дворянами, чиновниками, офицерами проявлялось его благородное происхождение и воспитание; они знали о его княжеском достоинстве и видели в архиерее «человека своего круга», благодаря чему ему удалось растопить ту стену отчуждения, которая подчас разделяла имперскую и духовную власть в Туркестане. Управляющие краем чиновники часто грубо вмешивались в церковные дела, такие как открытие приходов и назначение на них пастырей. Это болезненно отражалось на церковной жизни. Духовенство, почувствовав поддержку и заботу нового архиерея, воспрянуло. Становление церковной жизни, строительство храмов и укрепление приходов в Средней Азии совершалось во многом благодаря православной ревности и пожертвованиям переселившихся сюда русских промышленников, купцов, крестьян. Епископ Димитрий радушно приглашал их к себе, угощал и часами беседовал с благотворителями, которым было очень приятно такое внимание архипастыря. Он посещал сельские приходы, умея найти простые и проникновенные слова о православной вере, вызывавшие отклик в сердцах крестьян, среди которых в то время сеяли смуту разного рода сектанты и революционеры-­безбожники. Ведь в Туркестан, как и в Сибирь, ссылали революционеров, сюда бежали из Центральной России различного рода сектанты. Владыка Димитрий непримиримо относился к посягательствам на веру и нравственность народа и много усилий приложил для ограждения своей паствы от «волков в овечьей

http://pravoslavie.ru/48151.html

В мае 1883 г. П. принимал участие в торжестве коронования имп. Александра III и имп. Марии Феодоровны , был награжден орденом св. кн. Александра Невского. В 1886 г. «за неутомимые труды по управлению церковными делами Закавказского края и, вообще, достойную и отличную деятельность» ему был пожалован бриллиантовый крест для ношения на клобуке. 25 марта 1886 г. П. совершил хиротонию настоятеля мон-ря Давидгареджи архим. Григория (Дадиани) во епископа Гурийско-Мингрельского (см. речь при вручении жезла - ПО. 1886. Т. 1. 4. С. 814-817). Принимал участие в заседаниях Синода в 1886 и 1887 гг. В февр. 1887 г. П., находясь в С.-Петербурге, участвовал в отпевании и погребении в Александро-Невской лавре товарища по СПбДА магистра богословия И. Т. Осинина . Воспоминания о П. оставил католикос-патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе) к-рый в 1883-1886 гг., будучи студентом Тифлисской ДС, прислуживал ему на богослужениях и был его посошником. Он писал об экзархе как о добром (напр., на рождественские и пасхальные праздники П. дарил помогавшим ему семинаристам по 2-3 р.), но вспыльчивом архипастыре (в частности, католикос-патриарх вспоминал случай, когда экзарх во время службы прилюдно обозвал архидиак. М. Давиташвили ослом за то, что тому не хватило дыхания произнести длинное многолетствие) ( Каллистрат (Цинцадзе). 1994. С. 207-208). При П. проводилась непопулярная в грузинской среде реформа по русифицированию образования. В 1885 г. решением попечителя Кавказского учебного округа К. П. Яновского груз. язык был полностью запрещен во всех учебных заведениях - даже как вспомогательный для объяснения рус. слов. Это породило волнения в среде семинаристов, активно вступавших в народнические и марксистские орг-ции. 24 мая 1886 г. исключенный из Тифлисской ДС И. Лагиашвили смертельно ранил ректора прот. П. И. Чудецкого. Во время его похорон экзарх произнес эмоциональную речь (опубл. с купюрами в газ. «Кавказ» 139)), вызвавшую протесты груз. общественности (по одной из версий, он сказал: «Проклят народ, проклята страна, которые породили такого злодея»; по другой: «Несчастен народ, несчастна страна...»).

http://pravenc.ru/text/Павел ...

По инициативе грузинских ученых Д. З. Бакрадзе , прав. Евфимия Такаишвили , Ф. Жордании и при содействии П. в 1888 г. в Тифлисе был открыт Церковный музей, ставший древлехранилищем груз. рукописей и предметов церковного искусства (подробнее см. в ст. Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе ). При П. усилилась миссионерская деятельность «Общества восстановления православного христианства на Кавказе» , председателем которого он стал: были учреждены 4 новые миссионерские должности; открыт миссионерский отдел в Гурийско-Мингрельской епархии ; обновлены многие древнегруз. монастыри и храмы, находившиеся в плохом состоянии (Светицховели, Бодбе, Тбилисский Сиони , Никози , Самтависи , Кацарети , Сапара , Успенский собор в Телави, церкви в Курмухи, Цунари, Местиа, Тигви, Нузале, Супи и др.); разработаны проекты реорганизации Владикавказской жен. школы (привлечение к обучению природных осетинок, а не дочерей местного рус. священства) и организации в Сухуме (Абхазия) ДУ по образцу Александровского Ардонского ДУ в Сев. Осетии; открыты новые приходы в Шида-Картли (Юж. Осетия) и Эриванской губ. 4 июня 1888 г. в с. Салугардон в Сев. Осетии состоялся съезд учителей школ общества. Во время управления П. Экзархатом число церковноприходских школ в Карталино-Кахетинской епархии выросло с 20 до 100, по его ходатайству средства на их содержание (9900 р. ежегодно) стало отчислять губ. земство. В Тифлисе в р-не Пески, где компактно проживали сектанты, был устроен правосл. молитвенный дом с церковной школой; в апр. 1892 г. дом был освящен как ц. Покрова Пресв. Богородицы (названа 1-й миссионерской). В тот же период в Тифлисе на Андреевской пл. была устроена 2-я миссионерская церковь ( Гортинский. 1892. С. 52-56, 65). П. основал ж. «Духовный вестник Грузинского Экзархата» (1890) , где помимо офиц. хроники публиковали статьи, посвященные истории Грузии и Грузинской Православной Церкви. По ходатайству П. в 1890 г. в Тифлисской ДС впервые было введено изучение истории Грузинской Церкви (в 4-м и 5-м классах). Современники также отмечали, что П. был ценителем церковного пения. 18 дек. 1891 г. в Тифлисе пышно отмечали 25-летие его епископского служения (ДВГЭ. 1892. 2. С. 31-35).

http://pravenc.ru/text/2578737.html

Когда Н. предложил ему поехать раньше, прот. Антоний ответил, что имеет разрешение служить с экзархом только в Сиони. Н. не стал настаивать, не желая подвергать неприятностям ключаря, у которого были дети, а попросил, чтобы в Дидубе его сопроводил член Грузино-Имеретинской синодальной конторы архим. исп. Амвросий (Хелая; впосл. католикос-патриарх всей Грузии), но также получил отказ. Н. воскликнул, что тогда поедет со своим «свечником» Платоном, и спросил у исп. Амвросия: «Как Вы думаете, дидубийцы пустят меня в церковь?» Исп. Амвросий ответил, что Н. помимо духовной «вооружен» также гражданской властью, «а мы разве можем противостоять гражданской власти. Мы подчиняемся внешней силе. Мы бессильны перед физической силой!» ( Каллистрат (Цинцадзе). 2001. С. 86). Стремясь установить мирные отношения с местным духовенством, Н. действовал с осторожностью, делая вид, что ничего не замечает. Экзарх выписал из б-ки Тифлисской ДС все книги, к-рые касались церковной и гражданской истории Грузии, а также потребовал найти для него учебники, с помощью которых он смог бы выучить груз. язык. Он составил собственное мнение о буд. устройстве автокефалии ГПЦ, считая, что проживающее в Грузии негруз. население должно остаться в юрисдикции РПЦ, а груз. части Экзархата, выделив Бакинскую (с Карским вик-ством для армян) и Абхазо-Сухумскую епархии, следует предоставить известную долю самостоятельности. По его мнению, реорганизацию Церкви на Кавказе нужно производить с большой осторожностью, чтобы непредвиденные последствия не вызвали раскол в Церкви. 12-14 окт. 1906 г. еп. Сухумский сщмч. Кирион (Садзаглишвили) (впосл. католикос-патриарх Грузии сщмч. Кирион III (II) ) собрал в Тифлисе совещание, где присутствовали епископы Имеретинский сщмч. Леонид (Окропиридзе), Гурийско-Мингрельский Георгий (Аладашвили), Алавердский Петр (Кончошвили) и несколько священников, на котором было решено, что, пока вопрос об автокефалии является актуальным, они и их последователи будут иметь с Н. лишь административно-служебные отношения.

http://pravenc.ru/text/2577561.html

Да это будет почти естественным последствием. В государстве назрела потребность в таких переменах, которые ведут к децентрализации власти, к увеличению прав лиц низшего положения и к облегчению ответственности лиц и учреждений, обременённых властью свыше возможной их компетенции. Если такие реформы признаны для внешней жизни, для общественного строя, то в деле религиозно-нравственного усовершенствования, в жизни духа, в делах веры и любви, они являются не только удовлетворением исторически назревшей потребности, но восстановлением единственно возможного в церковной жизни порядка, устранением следствий печально сложившихся для нашей церкви обстоятельств, возвращением к забытому во многом Евангелию и канонам церковным. В подражание общественному строю наш церковный строй проникнут чрезмерной централизацией духовной власти. Все источники церковной жизни идут из духовного сословия, а в нём из органов управления. Низы, т. е. миряне и даже низшее духовенство, только слушают, но почти ничего не говорят; да их и не спрашивают. Все-дела вершат верхи по своему усмотрению. Организм, в котором кровь перестала возвращаться назад, начинает сохнуть, мертветь. Первое средство к его оздоровлению – это открыть родники, таящиеся в низах, вернуть мирянам и пастырям их законные права. Необходимая децентрализация церковной власти должна выразиться в предоставлении мирянам большего участия в церковной жизни и в уве- —405— личении полномочий, в уравнении прав, как священников, так и епископов. Первое требует восстановления прихода с правом участия прихожан в выборах духовенства, второе – соборного церковного управления. В следующих книжках журнала мы будем говорить об этом подробнее. Предварительно же считаем полезным несколько ознакомиться с наличным состоянием церковной жизни. Предложение преосв. Димитрия. Епархиальный съезд духовенства Гурийско-Мингрельской епархии, рассматривая причины заметного в последнее время ослабления религиозно-нравственной жизни в приходах, некоторого охлаждения пасомых к посещению храма Божия и исполнению ими религиозных обязанностей, признал необходимым усилить церковное и внецерковное учительство приходских пастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Грузинская церковь . В 1783 г. грузинская – иверская – церковь поступила в ведение Св. Снода и католикос ея Антоний II, брат последнего грузинского царя Георгия, с 1795 г. управлявший также духовными делами Имеретии, Мингрелии и Гурии, был членом Снода. В 1801 г. Грузия вошла в состав Российской империи, в 1803 г. – Мингрелия, в 1810 г. – Гурия-Абхазия, в 1814 г. – Имеретия. В 1810 г. католикос Антоний отпросился на покой. В 1811 г. был Высочайше утвержден доклад Снода об образовании из 13 епархий двух: мцхетской-карталинской и алавердской-кахетинской; мцхетскому митрополиту присвоялось именование экзарха Св. Снода. В 1814 году учреждена была в Тифлисе под председательством экзарха грузино-имеретинская снодальная контора. Первым экзархом был назначен в 1811 г. архиепископ Варлаам (князь Эрнстов). В 1817 г. его заменил владыка Феофилакт (Русанов) , род. в 1765 г., окончивший главную александро-невскую семинарию, по принятии монашества законоучительствовавший в греческом кадетском корпусе в Петербурге, тогда уже выделившийся в качестве выдающегося «ученого проповедника»; в сане архимандрита он настоятельствовал в Сергиевой пустыни и в 1799 г. хиротонисан в Гатчине во епископа калужского. Митр. Платон о нем отзывался: «человек молодой и не по сану отважный». Он до конца дней своих отличался решительностью, твердой волею и редкой энергией. В 1806 г. владыка Феофилакт вызван был к присутствованию в Сноде, где принимал деятельное участие в разработке духовно-училищной реформы. В 1808 г. он назначен был членом Снода и возведен во архиепископа, в 1809 г. переведен в Рязань, оставаясь в столице. Пользуясь доверием кн. Голицына и Сперанского, архиеп. Феофилакт имел большое значение в духовных кругах. После окончания Отечественной войны он с успехом восстановил церковное благоустройство в разоренных епархиях. В 1814 г. он отпущен в свою епархию, через три года назначен экзархом. Снова проявлена была им кипучая деятельность, при чем ему приходилось бороться с местными условиями и традициями. В 1818 г. по его представлению преобразовано была церковное устройство Грузии. Вводились им русские церковные порядки, открыта семинария в Тифлисе и приходские училища в нескольких городах. В 1819 г. он получил сан митрополита. Реформы, им вводимые, вызвали большое неудовольствие. Владыка Феофилакт скончался 19 июля 1820 г., при обозрении епархии, в бодбийском сигнахском мон. Из преемников его наиболее известны: заместивший его мит. Иона (Васильевский), владыки: Евгений (Баженов или Бажанов), митр. Исидор (Никольский) , Евсевий (Ильинский) . Экзарх, управлявший карталинской и кахетинской епархией, имел викарных епископов горийского и алавердского. Существовали еще епархии экзархата имеретинская, гурийско-мингрельская и сухумская.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010