Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ [Грузинский Экзархат Святейшего Синода Православной Российской Церкви] (30 июня 1811 - 10 июля 1917; до 21 февр. 1920 - Кавказский Экзархат РПЦ), правосл. Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи и упразднения автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), а также на территории совр. Армении и Азербайджана. Территория В 1811 г. Г. Э. охватил территорию груз. исторических областей Картли и Кахети в Вост. Грузии (Грузинская губ.; с 1846 Тифлисская губ. без Джаро-Белоканского, позже Закатальского окр.), к-рые вошли в состав Мцхетско-Карталинской и Алавердско-Кахетинской епархий. В 1815 г. в состав Г. Э. была включена Церковь на территории Имерети в Зап. Грузии (Имеретинская обл.; с 1846 Рачинский, Шорапанский, Кутаисский уезды Кутаисской губ.; Имеретинская епархия); в 1828 г.- Гурии в Зап. Грузии (Озургетский у.; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1829 г. с вхождением в состав Российской империи Юж. Грузии (Самцхе-Саатабаго) в Карталинско-Кахетинскую епархию Г. Э. вошли Ахалкалакский и Ахалцихский уезды. В 1830 г. был присоединен Саингило в Вост. Грузии (Джаро-Белоканская обл.; Карталинско-Кахетинская епархия); в 1857 г.- Сванети и Одиши в Зап. Грузии (Лечхумский, Зугдидский и Сенакский уезды; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1851 г. была образована Абхазская епархия (с 1885 Сухумская; Сухумский и Черноморский округа). В 1878 г. в состав Г. Э. вошли территории Юго-Зап. Грузии (Аджария, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Кола, Артаани, Олтиси; Артвинский, Батумский и Ольтинский округа; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1912 г. в Г. Э. помимо территории Грузии входили также территории Вост. и Зап. Армении (Карсская обл. и Эриванская губ.; Эриванское вик-ство Карталинско-Кахетинской епархии) и совр. Азербайджана (Бакинская и Елизаветпольская губернии; Бакинское вик-ство Карталинско-Кахетинской епархии). Состояние ГПЦ в нач. XIX в. и в первые годы после вхождения Вост. Грузии в состав Российской империи

http://pravenc.ru/text/168201.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИМЕРЕТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Имеретинская епархия [груз. ] (19 нояб. 1821 - 17 сент. 1917) Грузинского Экзархата РПЦ . Территория При образовании И. е. в ее состав вошли древние епархии (Кутаисская, Гаенатская (Гелатская), Хонская и Никорцминдская (Рачинская)), подчинявшиеся Абхазскому (Западногрузинскому) Католикосату (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) и занимавшие территории западногруз. царства Имерети (с вхождением в состав Российской империи - Имеретинская обл.; с 1846 - Рачинский, Шорапанский, Кутаисский уезды Кутаисской губ.). В 1829 г., с присоединением к России Ахалцихского края, территории, до завоевания турками в XVII в. Юж. Грузии находившиеся в юрисдикции Ацкурской и Кумурдойской епархий ГПЦ, вошли в И. е. В составе И. е. находились также территории: Гурии, с 1833 по 1 апр. 1844 г. (затем вошли в возобновленную в 1844 Гурийскую, с 1885 - в Гурийско-Мингрельскую епархию); Абхазии, до 1851 г. (вошли в образованную в 1851 Абхазскую епархию) и с 30 мая 1869 по 12 июля 1885 г. (вошли в образованную в 1885 Сухумскую епархию); некоторые области Мегрелии (Мингрелии) - районы Сенакского и Зугдидского уездов Кутаисской губ., с 16 мая 1874 по 12 июля 1885 г. (вошли в Гурийско-Мингрельскую епархию). История В нач. XIX в. груз. территории постепенно утрачивали независимость. В 1811 г. была упразднена автокефалия Церкви Вост. Грузии - Мцхетского Католикосата, территории к-рого были включены в состав новообразованного (30 июня 1811) Грузинского Экзархата РПЦ. Встал вопрос об отмене автокефалии Церкви на территории Зап. Грузии - Абхазского (Западногрузинского) Католикосата. 30 авг. 1814 г., с образованием Грузино-Имеретинской синодальной конторы , в юрисдикцию РПЦ номинально вошли и епархии на присоединенных к России территориях Зап. Грузии. Экзарх Грузии митр. Варлаам (Эристави; 30 авг. 1814 - 14 мая 1817) должен был провести в Зап. Грузии те же адм. преобразования, к-рые были осуществлены в Вост. Грузии: открыть духовную дикастерию в Кутаисе, уменьшить число епархий и духовенства, произвести опись и секуляризацию церковного имущества, перевести церковных дворян, крестьян и их земельные владения в казенное ведомство и др. Однако из-за массовых выступлений населения и духовенства Имерети власти на данном этапе не смогли этого осуществить (АКавАК. 1874. Т. 6. С. 369). 17 окт. 1814 г. вместо дикастерии в Кутаисе была открыта епархиальная канцелярия Имерети (утверждена имп. Александром I 19 нояб. 1821) ( Вачридзе. 1999. С. 233). Изменения были произведены в составе Грузино-Имеретинской синодальной конторы: из 3 архимандритов Вост. Грузию представляли 2, Западную - 1 (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 780. Л. 1).

http://pravenc.ru/text/389493.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИНГРЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви (основана 23 июня 1829; с 16 мая 1874 - вик-ство; с 12 июля 1885 в составе Гурийско-Мингрельской епархии Грузинского Экзархата). Охватывала территории княжества Мегрелия (Самегрело, в рус. традиции XIX в.- Мингрелия) в Зап. Грузии (Зугдидский, Сенакский, Лечхумский уезды Кутаисской губ.), на которые в древности распространяли юрисдикцию Чкондидская, Цаишская и Цагерская епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Образование М. е. связано с политическими процессами, происходившими на территории Грузии в 1-й пол. XIX в., когда отдельные грузинские царства и княжества входили в состав Российской империи. В 1803 г. владетельный князь (мтавар) Мегрелии, находившейся в составе царства Имерети, не согласовав с имеретинским царем вопрос о присоединении к России, вступил под покровительство Российской империи. После упразднения Имерети в 1810 г. Мегрелия до 60-х гг. XIX в. сохраняла автономные права. Епархии с входившими в их состав церквами и мон-рями оставались в юрисдикции Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ. После его упразднения в 1814 г. мегрельские епархии нек-рое время оставались вне церковных реформ, к-рые осуществляла РПЦ на вошедших в ее состав территориях. Опираясь на решение Синода РПЦ от 28 дек. 1818 г., экзарх Грузии архиеп. Феофилакт (Русанов) пытался провести в Зап. Грузии церковные реформы, в рамках чего послал в Мегрелию архимандрита мон-ря Кватахеви Афанасия (Петриашвили). В Имерети вспыхнул т. н. церковный бунт, к-рый поддержало население Гурии и Мегрелии. Мегрельский мтавар Леван V Дадиани (1805-1840), несмотря на то что признавал подданство Российской империи, противился описи имущества церквей и мон-рей на территории княжества. Реорганизацию церковных ведомств, запланированную экзархом Грузии на территории Мегрелии, он считал вмешательством во внутренние дела автономного княжества. Вопрос о церковной реорганизации в Мегрелии был отложен.

http://pravenc.ru/text/2563254.html

ред. Н.Ф. Дубровин Часть вторая. Местное управление Отделение I. Число епархий в последний год царствования Александра I. Умножение епархий и викариатств в последующее царствование. Общий взгляд на причины этого явления В последний год царствования Александра I церковь российская заключала в себе 4 епархии первого класса, 13 второго, 20 третьего и, сверх того, 5 грузинских, составлявших тамошний экзархат, а именно: карталинскую, сигнахскую, имеретинскую, мингрельскую и гурийскую. Кроме самостоятельных епархий, существовало в это время пять викариатств: четыре русских у первоклассных архиереев или митрополитов и одно грузинское у тамошнего экзарха. В царствование Николая I число епархий было умножено новыми кафедрами в Петрозаводске, Саратове, Новочеркасске, Симбирске, Полоцке, Томске, Херсоне, Варшаве, Камчатке, на Кавказе, в Гурии (восстановленная из упраздненной), Риге, Самаре и в Абхазии. Сверх того, воссоединены из унии епархия литовская и белорусская. Было также открыто и несколько новых викариатств, а именно в Екатеринбурге, Твери, Виннице, Остроге, Острогожске, Ковно, Волгске, Казани и Херсоне. Один взгляд на топографию епархий, вновь открытых в царствование Николая I, уже достаточно объясняет те причины и побуждения, которыми руководилось правительство в этом деле. Эти епархии учреждались преимущественно или в местах, слишком удаленных от местного центра духовного управления и лишенных должного влияния и надзора со стороны духовного начальства, а от того нередко наполненных раскольническими толками и сектаторскими обществами, или в местах, окруженных плотною массою народонаселения язычествующего и магометанского, или же там, где православие, при преобладании католицизма, лютеранизма и унии, нуждалось в поддержке и ободрении. Следовательно, главным, руководящим началом правительства при образовании новых епархий было: или ослабить раскол, или распространить христианское учение между идолопоклонниками и магометанами, или, наконец, возвысить православие там, где господствовали иноверные христианские вероисповедания. Что же касается викариатств, то при учреждении их имелось в виду, с одной стороны, дать помощников архиереям заслуженным и несшим на себе, кроме епархиальных, еще обязанности по должности членов синода, или престарелым и имевшим в своем управлении слишком обширные епархии, а с другой, приготовить опытных и уже знакомых с епархиальными делами пастыреначальников на самостоятельные кафедры. Впрочем, этим не исключались и другие цели, соответственные имевшимся в виду при учреждении новых епархий, как, напр., надзор за раскольниками, или распространение православия между иноверными. Отделение II. Подробное описание открытия каждой епархии и викариатства в хронологическом порядке

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кончина и погребение Преосвященного Вениамина, епископа Кинешемского, викария Костромской епархии Источник 1-го июля 1905 года. Год XIX. 13. Костромские епархиальные ведомости Отдел I. Часть официальная Указ Святейшего Синода Костромской дух. консистории По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: Высочайше утвержденный, в 16-й день сего июня, всеподданнейший доклад Святейшего Синода о бытии викарию Подольской епархии, Преосвященному Балтскому Тихону Епископом Костромским и Галичским и Преосвященному Гурийско-Мингрельскому Димитрию Епископом Балтским, викарием Подольской епархии. Приказали: Об изъясненном Высочайше утвержденном докладе Святейшего Синода объявить указом Костромской духовной консистории, с предписанием, чтобы, уведомив о новоопределенном Архипастыре местные гражданские начальства, дала знать ведомства своего учреждениям и лицам о возглашении имени Преосвященного Тихона при священнослужениях по чиноположению. Июня 23 дня 1905 г. Отдел II. Часть неофициальная Кончина и погребение Преосвященного Вениамина, Епископа Кинешемского, Викария Костромской епархии Чрез две недели после кончины Преосвященнейшего Виссариона, Епископа Костромского, Кострома и Костромская епархия услышали новую скорбную весть – о кончине викарного епископа Преосвященного Вениамина Кинешемского, начавшего было управлять епархией за смертью епархиального архиерея. Кончина Преосвященного Вениамина не была столь неожиданною для костромичей, как кончина Преосвященнейшего Виссариона. Преосвященный Вениамин был старше Преосвященнейшего Виссариона на пять лет и немощнее: ему было уже 87 лет, и он последние три года по старческой слабости никуда не выходил уже из своих покоев, даже в храм Божий. Тем не менее не предполагалась столь скорая, почти одновременная с Преосвященнейшим Виссарионом, кончина его. Лица, близко стоявшие к почившему Викарию, не без основания говорят, что кончину его ускорила кончина Преосвященнейшего Виссариона. Он слишком глубоко чтил Преосвященнейшего Виссариона и был крайне благодарен ему за братское снисхождение к его старческой слабости, не позволявшей ему помогать епархиальному архиерею в управлении обширной епархией. Потому неожиданная кончина Преосвященнейшего Виссариона вызвала в нем душевное потрясение, а потрясение в свою очередь ускорило начавшееся уже разложение старческого и болезненного организма. Я был у него на другой день кончины Преосвященнейшего Виссариона за благословением начать нужныя распоряжения по приготовлению к погребению Епископа Виссариона. Он благословил меня, сказав: «делайте все необходимое, распоряжайтесь, как знаете, без меня, я уже не могу участвовать в этом скорбном деле, хотя бы и должен».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙСКО-МИНГРЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинского Экзархата РПЦ с кафедрой в ц. свт. Николая в Поти. Образована путем слияния территорий Гурийской и Мингрельской епархий Грузинского Экзархата в 1885 г. Охватывала территории западногруз. исторических провинций: Мегрелии (Мингрелии) (в 1829-1873 в составе Мингрельской епархии, в 1873-1885 - Имеретинской), Гурии (Озургетский у.; в 1844-1885 в составе Гурийской епархии), Сванети и Одиши (Лечхумский, Зугдидский и Сенакский уезды; в 1857-1885 в составе Гурийской епархии), Аджарии, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Колы, Артаани, Олтиси (Артвинский, Батумский и Ольтинский округа; в 1878-1885 в составе Гурийской епархии). В 1901 г. в Г.-М. е. насчитывалось ок. 322 тыс. исповедующих Православие, 352 прихода (358 причтов), 458 церквей (4 собора, 352 приходские, 90 приписных, 2 кладбищенские, 8 домовых, 2 при учебных заведениях), где служили 8 протоиереев, 425 иереев, 90 диаконов, 375 псаломщиков. Действовали: Джуматский ( Джумати ) муж. мон-рь во имя арх. Михаила (с. Джумати, Озургетский у.); Иоанно-Крестительская муж. пуст. (с. Амаглеба, Озургетский у.); Мартвильский ( Мартвили ) муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы (с. Мартвили, Сенакский у.); Нахаребовский муж. мон-рь в честь Благовещения (с. Нахаребо, Сенакский у.); Хопский ( Хоби ) муж. монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы (с. Хопи, Зугдидский у.); Шемокмедский ( Шемокмеди ) Спасский муж. мон-рь (с. Шемокмеди, Озургетский у.); Теклатский жен. общежительный мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы (с. Теклати, Озургетский у.); Джихетская жен. община (мест. Джихети, Озургетский у.). На территории Г.-М. е. были открыты 2 муж. ДУ (Мингрельское и Озургетское), 141 церковноприходское попечительство, 7 церковных б-к, 135 церковноприходских школ и 16 школ грамоты (9633 учащихся), 4 монастырские школы. Действовали епархиальные канцелярия и попечительство о бедных духовного звания. Григорий (Дадиани), еп. Гурийско-Мингрельский. Фотография. Кон. XIX в. (РГИА)

http://pravenc.ru/text/168392.html

Именным указом имп. Александра III Александровича от 16 июля 1882 г. П. был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии, постоянным членом Синода. 10 авг. П. выехал в Одессу, чтобы попрощаться с другом - архиеп. Херсонским Димитрием (Муретовым), 12 авг. посетил Новонямецкий в честь Вознесения Господня мужской монастырь . При прощании с паствой П. отметил, что, возможно, в его «деятельности обрелось нечто погрешительное, одностороннее, несовершенное», поэтому «Господь призывает сюда иного деятеля для исправления погрешительно мною сделанного» (Слово. 1882. С. 847). Его преемником на Кишинёвской кафедре стал архиеп. Сергий (Ляпидевский) . Одним из последних деяний П. на Кишинёвской кафедре стало освящение 16 авг. нового здания жен. гимназии. 18 авг. 1882 г. он выехал из Кишинёва. Д. Б. К. 2 окт. 1882 г. П. прибыл в Тифлис, духовенство города встретило его в церкви Квашвети. В кафедральном соборе Сиони (см. Тбилисский Сиони ) был отслужен молебен, П. произнес приветственное слово, в к-ром «выразил готовность полюбить и защитить новую паству» (Дроеба (Времена): Газ. Тифлис. 1882. 208. С. 1). При П. изменилась структура Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви : из его состава было выведено Владикавказское викариатство , преобразованное в 1885 г. во Владикавказскую и Моздокскую епархию ; в Зап. Грузии учреждены 2 епархии - Сухумская (см.: Сухумо-Абхазская епархия ), территория которой была выделена из состава Имеретинской епархии (1885), и Гурийско-Мингрельская епархия (путем слияния Мингрельской и Гурийской епархий, 1886); в составе Карталино-Кахетинской (Грузинской) епархии образовано Алавердское викариатство (1886). Также был изменен устав Общества восстановления православного христианства на Кавказе , председателем к-рого стал экзарх (1885). В 1883 г. под редакцией прот. Д. Гамбашидзе стал выходить правосл. ж. «Мцкемси» (Пастырь). По инициативе П. были куплены здание для Тифлисского жен. епархиального училища имени равноап. Нины (за 40 тыс. р.), дом с землей для Озургетского ДУ (за 30 тыс. р.), земля для Горийского ДУ, а также возобновлено Телавское ДУ, для которого построены здания. В с. Ардон (ныне город, Сев. Осетия) открыто Александровское ДУ, готовившее священнослужителей для осет. приходов (в 1895 преобразовано в семинарию). Архиерей учредил братство Пресв. Богородицы, «имеющее целью утверждение православной веры в народе» ( Невзоров. 1892. С. 696). Считается, что при П. из Успенского храма Метехи исчезла чтимая икона Божией Матери, из Сиони - чудотворная икона равноап. Нины.

http://pravenc.ru/text/2578489.html

После упразднения княжества (1857) в 1861 г. было утверждено новое штатное расписание, согласно которому в распоряжение М. е. предоставлялась сумма в 2 тыс. р. серебром в год (зарплата церковно-священнослужителям, нужды администрации епархии), канцелярии М. е.- 950 р. серебром, духовным учебным заведениям - 5,7 тыс. р. в год (КутЦИА. Ф. 172. Д. 72. Л. 5-6). Упразднение автономии Мегрелии ускорило процесс церковной реорганизации. Была ликвидирована церковная казна князя, церковный доход Мегрелии был объявлен собственностью гос. казны. В нач. 70-х гг. XIX в. территории Мегрелии вошли в состав Кутаисской губ. 16 мая 1874 г. М. е. была упразднена и присоединена к Имеретинской епархии Грузинского Экзархата как вик-ство, викарным архиереем стал еп. Виссарион (Дадиани). Кафедрой остался кафоликон Мартвили. Архиерею было назначено жалованье 1900 р. в год. Кроме того, ему было разрешено собирать налоги с бывш. имений М. е. В 1880 г. была проведена секуляризация церковных земель (Дроеба. 1880. 164. С. 2). 12 июля 1885 г. М. е. и Гурийская епархия были объединены в Гурийско-Мегрельскую епархию, правящим архиереем стал еп. Георгий (Дадиани). Управляющие М. е. Митр. Давид (Церетели; 23 июня 1829 - 9 июня 1834), архим. Георгий (Кухалашвили; 9 июня 1834 - 19 мая 1935; в сане епископа 19 мая 1835 - † 3 апр. 1842), еп. Антоний (Дадиани; 14 февр. 1843 - † 9 дек. 1852), архим. Тарасий (Тариэль) (Элиава; 10 дек. 1852 - 1 июня 1853; март 1854 - 1 сент. 1854; 3 июня - 16 нояб. 1859; 15 дек. 1864 - 17 авг. 1865; в сане епископа: 30 авг. 1865 - † 4 янв. 1871), еп. Захария (Дгебуадзе; 7 июня 1853 - † 5 марта 1854), еп. Феофан (Габуния; 8 сент. 1854 - † 1 июня 1859), еп. Геронтий (Папиташвили; 16 нояб. 1859 - 19 мая 1862), еп. Виссарион (Чичуа; 1 янв. 1863 - † 15 дек. 1864), архим. Григорий (Дадиани; 22 окт. 1871 - 30 авг. 1873), еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе ; 30 авг. 1873 - дек. 1874), викарный архиерей: еп. Виссарион (Дадиани; 12 янв. 1875 - 12 июня 1885) (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 4251. Л. 1, 3; Д. 14774; Д. 17928. Л. 7; Д. 18526. Л. 1-2, 4; Д. 28866. Л. 1, 2).

http://pravenc.ru/text/2563254.html

Его преемником стал Николай (Манвелашвили; 40-е гг. XVII в.), далее Джуматскими епископами были Малахия II, сын гурийского кн. Кайхосро I Гуриели (50-е гг. XVII в.); Максим I (Мачутадзе; 60-е гг. XVII в.- 1676), впосл. занявший Болнисскую кафедру; Максим II (Шарвашидзе; 1677-1685); Иоанн (Беридзе; 80-е гг. XVII в.); Гавриил (Чиковани; нач. XVIII в.), одновременно занимавший также Чкондидскую и Гелатскую кафедры; Максим III (Шарвашидзе; 40-50-е гг. XVIII в.), восстановивший храм Эркети; Евфимий (Шарвашидзе; 50-60-е гг. XVIII в.) ( Бакрадзе. 1878. С. 152; Такаишвили. 1909. Т. 2. С. 522). В результате русско-тур. войны 1768-1774 гг. епархии на территории Гурии были упразднены, в т. ч. и Д. е. В 1777 г. Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх Максим II (Абашидзе ; 1776-1795) с согласия гурийского кн. Георгия V Гуриели (1776-1788) восстановил Д. е. и поставил епископом Симеона II (Абашидзе; 1777-1778). В 1780 г., после захвата турками территорий Хиноцминдской епархии, еп. Хиноцминдский Иоанн (Цуцунава) перешел на Джуматскую кафедру (ПГП. Т. 6. С. 722), в 1788 г. Д. е. возглавил также преследуемый турками митр. Шемокмедский Иосиф (Такаишвили), именовавшийся митрополитом Шемокмедско-Джуматским ( Бакрадзе. 1878. С. 318, 321). Впосл. эта титулатура закрепилась и за остальными архиереями Д. е. В 1794 г. митр. Иосифа сменил митр. Максим IV (Нижарадзе), в 1811 г.- митр. Николай II (Шарвашидзе), после смерти к-рого с 1827 г. кафедрой управлял архим. мон-ря Шемокмеди Арсений (Мгалоблишвили) (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 1854. Л. 17). В 1833 г. Д. е. была упразднена и ее территории вошли в состав Имеретинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ . В 1844 г. епархия была восстановлена как Гурийская с кафедрой в Джумати. В 1878 г. Гурийской епархии были подчинены территории, перешедшие от Турции России по Берлинскому миру. 12 июня 1885 г. Гурийская и Мингрельская епархии были объединены в Гурийско-Мингрельскую . После восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (1917) территории Д. е. вошли в состав Батумской, а в 1920 г.- Батумско-Шемокмедской епархии. С 1995 г. территории исторической Д. е. находятся в юрисдикции Шемокмедской епархии.

http://pravenc.ru/text/171877.html

Кафедра в Чкондиди (Мартвили) Виссарион (Дадиани) митрополит Мингрельская С 23 июня 1829 года Кафедра в Мартвили Давид (Церетели) митрополит, бывший митр. без кафедры (Никоцминдский) с 23.06.1829 по 9.06.1834 на покое, с 7.08.1843 митр. Имеретинский Георгий (Кухулашвили) епископ, рукоположен с 19.05.1835 † 2.04.1842 Антоний (Дадиани, кн.) епископ, рукоположен с 14.02.1843 † 9.12.1852 Захария (Дгебуадзе, кн.) епископ, рукоположен с 8.09.1853 † 5.03.1854 Феофан (Габуния) епископ, рукоположен с 8.09.1854 † 1.06.1859 Геронтий (Папиташвили) епископ, бывший еп. Абхазский с 16.11.1859 по 19.05.1862 en. Горийский, викарий Карталинской епархии Виссарион (Чичуа, кн.) епископ, рукоположен с 1.01.1863 † 15.12.1864 (15.01.1865) Тарасий (Елиава Тариел) епископ, рукоположен 30.08.1865 † 4.01.1874 (с 1852 по 1864 год управлял епархией в разные периоды примерно по полгода 4 раза) С 16 мая 1874 года по 12 июля 1885 года Мингрельские епископы находились в подчинении Имеретинскому архиерею, Виссарион (Дадиани) епископ, рукоположен с 29.12.1874/12.01.1875 по 1.03.1886 еп. Алавердский, викарий Грузинской епархии; † 4.08.1900 12 июня 1885 года епархия соединена с Гурийской и стала называться Гурийско-Мингрельская. Карталинская и Кахетинская митрополия (Католикосы-патриархи Восточной Грузии) Антоний I (Багратиони, царевич Карталинский) митрополит Кутаисский, рукоположен с 1740 католикос-патриарх Восточной Грузии с 1744 по 16.12.1755 отстранен от управления, с 1757 архиеп. Владимирский Антоний I (Багратиони, царевич Карталинский) католикос-патриарх Восточной Грузии, бывший архиеп. Владимирский повторно) † 1.03.1788 Антоний II (Багратиони) последний католикос-патриарх Мцхетский и всея Грузии с 1789 по 30.01.1811 на покое; † 21.12. 1827 с 8.07.1811 по 30.08.1814 переименован митр. Мцхетский, Тифлисский и Карталинский, экзарх Имеретинский Мцхетская, Тифлисская и Карталинская (Грузинская) С 30 августа 1814 года Кафедра в Мцхете и в Тифлисе Варлаам (Эристов) митрополит, экзарх Грузии и Имеретии с 30.08.1814 по 14.05.1817

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005