Церковно-приходские попечительства существуют при 178 церквах Рижской епархии. Попечительства, состоящие при городских церквах, и имеющие в своем распоряжении более или менее значительные средства, оказывали, по мере своих средств, вспомоществование бедным семействам, сиротам, больным, престарелым и детям школьного возраста, не имеющим средств для платы за обучение в школах, и заботились о поддержании своих церквей; сельские же попечительства заботились большей частью о сборе пожертвований на церковные нужды и о содержании в порядке приходских кладбищ. Положение православия в Грузинском экзархате Грузинский экзархат состоит из 4 епархий: Грузинской, Имеретинской, Гурийско-Мингрельской и Сухумской. Православных приходов в Экзархате к концу отчетного периода состояло 1497. Всех церквей было 2390. В 1897 г. окончен, между прочим, постройкой Александро-Невский собор в г. Баку, на сооружение которого было ассигновано 300,000 рублей из казны. Недостатка в церквах в Грузинском экзархате, и в особенности в Грузинской епархии, не замечается, скорее чувствуется в них даже избыток, который объясняется тем, что в большинстве приходов указанной епархии, кроме штатных церквей имеется по нескольку приписных. Исключение в этом отношении представляет Сухумская епархия, где вследствие разбросанности населения, ежегодно увеличивающегося переселенцами из внутренних губерний России, начинает ощущаться недостаток в церквах. Большинство церквей Грузинского экзархата мало поместительны, не отличаются ни изяществом архитектуры, ни внутренним убранством, и вообще бедны. Эта бедность приходских церквей, по сообщению преосвященного экзарха Грузии, обусловливается разными причинами, главным же образом бедностью самих прихожан, отсутствием доброго навыка к благотворительности на устройство храмов Божиих и полным небрежением к духовным интересам. Православное население четырех епархий Грузинского Экзархата в 1897 г. состояло из 1.315.180 душ, в том числе мужеского пола было 702.267 и женского 612.913, разных национальностей, различающихся между собою и житейским бытом и умственно-религиозным складом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Перенесение архиерейских кафедр из уездных городов в губернские Отделение VII. Число православных епархий и викариатств в последний год царствования Императора Николая I Отделение VIII. Хронологический перечень епархиальных и викарных архиереев всех епархий 1) Киевская епархия 2) Новгородская и с.-петербургская 3) Московская 4) Казанская 5) Астраханская 6) Тобольская 7) Ярославская 8) Псковская 9) Рязанская 10) Тверская Херсонская Литовская Варшавская Рижская 15) Могилевская 16) Черниговская 17) Минская 18) Каменец-Подольская 19) Кишиневская Олонецкая Донская 22) Иркутская 23) Екатеринославская 24) Калужская 25) Смоленская 26) Нижегородская 27) Курская 28) Владимирская Полоцкая 30) Вологодская 31) Тульская 32) Вятская 33) Архангельская 34) Воронежская 35) Костромская 36) Тамбовская 37) Орловская 38) Полтавская 39) Волыно-Житомирская 40) Пермская Томская 42) Пензенская Саратовская 44) Харьковская 45) Оренбургская Симбирская Кавказская Камчатская Самарская 50) Карталинская 51) Имеретинская 52) Мингрельская Гурийская Абхазская Викарные епископы Викарные епископы викариатств, открытых в царствование Николая I, но потом или обращенных в самостоятельные кафедры, или закрытых Отделение IX. Изменения, происшедшие в правах иерархов в царствование Николая I 1) Ограничение права произносить речи в присутствии Государя 2) Ограничение, права архиереев принимать лиц податного состояния в духовное звание и на гражданские места, подведомые епархиальным архиереям 3) Ограничение права отпуска лиц духовного звания для сбора подаяний 4) Ограничение права награждения лиц духовного звания некоторыми преимуществами и отличиями и права аттестации чиновников, служащих по духовному ведомству 5) Ограничение права разрешать браки со вдовами лицам, давшим обязательство на принятие духовного сана Отделение X. Новые права, предоставленные иерархам в царствование Императора Николая I 1) Право увольнения воспитанников из духовных училищ в военное и другие ведомства 2) Право разрешать браки в известных степенях родства 3) Право окончательно решать бракоразводные дела нижних чинов казачьего звания и людей податного сословия Отделение XI.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Грузинская церковь первоначально делилась на две части, – восточную и западную, под главным управлением двоих католикосов, одного в Грузии (в Тифлисе), другого в Имеретии и Мингрелии (в Кутайсе); потом с 1795 г. ею управлял один католикос Антоний II, сын предпоследнего царя Карталинии и Кахетии Ираклия, числившийся членом св. Синода. В 1809 г. он был уволен от управления, вместо сана католикоса учрежден сан экзарха Грузии и Имеретии, соединенный с званием члена св. Синода, каковой в 1811 г. и получил заседавший доселе в Синоде грузинский архиерей Варлаам из рода князей Эристовых. Для епархиального управления при нем учреждена была дикастерия, преобразованная в 1814 г. в грузино-имеретинскую контору св. Синода, с правами московской синодальной конторы, под председательством экзарха. В 1817 г. Варлаам снова был вызван в Петербург для заседания в св. Синоде, а экзархом вместо него назначен рязанский архиепископ Феофилакт Русанов , оставивший после себя память деятельного устроителя грузинской церкви, по крайней мере в собственной епархии, введены штаты приходских, церквей и открыта для образования тамошнего крайне невежественного духовенства семинария (пока до риторического класса, при его преемнике Ионе Васильевском доведена до философии) и 4 училища. Ему же пришлось вводить более правильное деление епархий по всему своему экзархату. До 1811 г. всех епархий здесь считалось до 13; оне были очень небольшие, с нетвердо намеченными границами и не устроенные; с того же времени число их положено сократить до 4: карталинская и кахетинская (епархия экзарха с горийским викариатством), имеретинская, мингрельская и гурийская; положение это приводилось в исполнение не скоро и большей частью уже в 1818 г. Полное устройству края в церковном отношении при импер. в вологодской, псковской, ярославской и костромской епархиях, вышло высочайшее распоряжение, по которому для усиления надзора над духовенством назначение благочинных предоставлялось повсюду уже самим архиереям, поскольку «благочинные суть оком архиереев во всех делах, касающихся церковного надзора». Через 5 лет после этого до государя в бытность его в Москве дошло сильно взволновавшее его известие о скоропостижной смерти одного приезжего дьякона от пьянства, и вопрос об усилений благочиннического надзора поднялся снова, м. Евгению поручено было составить об этом предмете нужные соображения. Знаменитый иерарх не нашел для этой цели лучшего средства, как обратиться при назначении благочинных снова к восстановлению выборного начала, которое даже и ввел уже в своей киевской епархии. Но последовавшая вскоре кончина императора оставила проект Евгения без исполнения, последующее же царствование было неблагоприятно для развития всяких вообще выборов и самоуправления.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

1-я Чкондидская, состоящая в управлении Преосвященного Митрополита Виссариона; в ней соборных и приходских церквей – 102. Архимандритов – 2. Монашествующих – 17. 2-я Цагерейская, бывшая в управлении Преосвященного Митрополита Иоанна, скончавшегося в исходе 182З года; в ней, Соборных и приходских церквей считается до 70-ти, и одца пустыня, называемая, Саирме. Монашествующих – 28. 3-я Чаишская, которою управлял Преосвященный Епископ Григорий, скончавшийся в исходе 182З года; в ней монастырей нет; Соборная церковь – 1. Приходских церквей около 60, Монашествующих – 4. За смертью Преосвященных сих двух Епархий Цагерейской и Чаишской, управляет оными вышеозначенный Митрополит Виссарион Чкондидский, который происходит из роду владетельного Мингрельского дома Ордена Св. Анны 1-го класса Кавалер. 4-я Гурийская Епархия В Епархии сей также предположено было приступить к приведению в устройство духовной части в 1819 году; но поскольку посыланный туда для собрания сведений о числе церквей, духовенства и крестьян церковных, Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы Прокурор Г. Чилаев донес Экзарху, что Владетель Гуриельский Князь Мамий Гуриель, хотя и расположен без всякого сопротивления ко введению во владении его того порядка по части духовной, который предположено было ввести; но к исполнению сего дела в тогдашнее время препятствовали ему как внешние беспокойства частыми набегами Турок на владения его, с коим они граничат, так и внутренние раздоры между знатнейшими вельможами его: то приведение в известность количества церквей, монастырей, духовенства, церковных крестьян, и собрание других сведений, потребных для улучшения дел духовных, приостановлено. – О чем Святейшему Правительствующему Синоду от покойного Экзарха Грузии Преосвященного Митрополита Феофилакта донесено 8 Июля, 1819 года. Гурийской Епархией управляет Преосвященный Николай, Архиепископ Джуматский. История обращения в Христианство Осетии и других горских народов I. О начале просвещения Осетинцев и других горских народов Святым Крением

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Афанасий отправился в Мингрелию, Чилаев в Гурию. Ермолов дал им копии с отношений его к тамошним владетельным князьям, а экзарх – письма к архиереям. 7 Июня Афанасий прибыл в Мартвили. С ним был князь Григорий Церетель. Владетельный князь Мингрельский Дадиан сказал им, что готов содействовать им в исполнении поручения, но не ручается за народ и дворянство и боится даже за собственную жизнь. Афанасий сообщил об этом экзарху и писал, что, хотя князь указывает на сопротивление дворянства и простого народа, но, по его мнению, всё происходит от происков духовной власти и от превратных внушений только неблагонамеренных дворян. В Мингрелии на 200 с небольшим церквей было три епархии; первыми двумя Чкондидской и Цагерейской управляли митрополиты Виссарион и Иоанн – оба из владетельного мингрельского дома, дядья владетельного князя и между собой двоюродные братья; третьего, Чаишской – управлял престарелый архиепископ Григорий из рода князей Чикуанов. Епископы содержались ежегодной денежной податью со священников, диаконов и приходских домов по «марчилу», а также сбором за проступки и за разрешение вступления во 2-й и 3-й браки, в разных количествах, смотря по состоянию и обстоятельствам. Чкондидская епархия более других и доходы её могли бы быть значительные, но они истощались на угощение владетельного князя и его свиты и прочих дворян, которые, по давнему обычаю, все собираются у митрополита для совещаний об общественных делах. Чилаеву в Гурии князь сказал, что до времени не может исполнить его требования. Князья – однофамильцы его и прочие удельные князья из его подданных совершенно отказываются от повиновения ему, укрывают у себя воров и разбойников, захватывают у него разного пола людей и продают туркам и разным другим соседственным татарам, а те, обращая их в магометанство, перепродают во внутренние турецкие области. Когда он наказывает их за эти злодейства, они жалуются на него главнокомандующему в Грузии, а главнокомандующий делает ему замечания и даже подтверждает о воздержании от насилий. При таком обессилении его власти со стороны русского правительства, он, будто бы, просил Ермолова взять от него звание Гурийского владетеля и в Гурии ввести русское правительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Гурийская Основана в 1425 г. (запад Грузии). Присоединена в 1814 г. В составе Грузинского Экзархата (см.). Упразднена в 1833 г. (присоединена к Имеретинской епархии). Возобновлена 01.04.1844. 12 .06.1885 присоединена Мингрельская епархия. с 12.06.1885 – Гурийская и Мингрельская; С 1917 г. – в составе Грузинской Церкви. Именовалась: Джуматская; Гурийская; Гуриальская. (1795)1814 29.06.1844 11.04.1853 Евфимий, кн. Цулукидзе 08.09.1853 19.08.1858 25.03.1859 01.08.1881 25.03.1886 20.03.1898 20.03.1898 04.11.1903 04.11.1903 16.06.1905 24.09.1905 01.02.1908 Георгий II Аладов 01.02.1908 12.03.1917 Леонид Окропиридзе 1272 Митрополит Джуматский. На кафедре с 1795 г. Вторая дата – дата кончины. Шестью лет годами позже епархия была упразднена. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имеретинская Основана ок. 1027–1072 гг. Древняя Кутаисская митрополия. В 1455–1795 гг. существовала Имеретинская и Абхазская Католикосия. «...По смерти Имеретинского Католикоса Максима, скончавшегося в 1795 г. в Киеве, вакансия сия осталась праздной; а потому уже заведовал делами, касающимися до Церкви Грузинской и Имеретинской, один Католикос Карталинский и Кахетинский Антоний...» (История Грузинской иерархии с присовокуплением обращения в христианство осетин и других горских народов по 1-е генваря 1825 г. M., 1853. С. 15). Присоединена в 1814 г. В составе Грузинского Экзархата (см.). Упразднена в 1820 г. (присоединена к Никорцминдской епархии). Возобновлена 19.11.1821 (с присоединенной, в свою очередь, Никорцминдской). Местопребывание – в г. Кутаис. 16 .07.1828 присоединена Хонская епархия. Хонская епархия вскоре была возобновлена, переименована в Мингрельскую, после чего соединена с Гурийской, и вместе они составили отдельную, самостоятельную Гурийско-Мингрельскую епархию (см.). С 1917 г. – в составе Грузинской Церкви. Викарные кафедры: Сухумская, Мингрельская. 30.08.1814 08.03.1820 Досифей, кн. Церетели 19.11.1821 08.11.1841 07.08.1843 18.01.1853 11.04.1853 04.04.1856 02.09.1856 02.07.1860 02.07.1860 25.01.1896 06.06.1898 04.08.1900 12.08.1900 01.02.1908 Леонид Окропиридзе 01.02.1908 03.1917 Георгий Аладов Инсарская, пенз. Основана в 1919 г. (?) Именование – по г. Инсар (Пензенская губерния, Мордовская АССР). Пензенское викариатство. 1919 (или 1922) 1637 Ставленник Владимира (Путяты), лишенного архиерейского сана определением Судной Комиссии Поместного Собора 1917–1918 гг. Путята «хиротонисал» его единолично. Ставленник был в брачном состоянии. По ММЛ Каталог... первая дата иная: 1922 г. Позднее пытался примкнуть к обновленцам, но те его почему-то не приняли. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После упразднения княжества (1857) в 1861 г. было утверждено новое штатное расписание, согласно которому в распоряжение М. е. предоставлялась сумма в 2 тыс. р. серебром в год (зарплата церковно-священнослужителям, нужды администрации епархии), канцелярии М. е.- 950 р. серебром, духовным учебным заведениям - 5,7 тыс. р. в год (КутЦИА. Ф. 172. Д. 72. Л. 5-6). Упразднение автономии Мегрелии ускорило процесс церковной реорганизации. Была ликвидирована церковная казна князя, церковный доход Мегрелии был объявлен собственностью гос. казны. В нач. 70-х гг. XIX в. территории Мегрелии вошли в состав Кутаисской губ. 16 мая 1874 г. М. е. была упразднена и присоединена к Имеретинской епархии Грузинского Экзархата как вик-ство, викарным архиереем стал еп. Виссарион (Дадиани). Кафедрой остался кафоликон Мартвили. Архиерею было назначено жалованье 1900 р. в год. Кроме того, ему было разрешено собирать налоги с бывш. имений М. е. В 1880 г. была проведена секуляризация церковных земель (Дроеба. 1880. 164. С. 2). 12 июля 1885 г. М. е. и Гурийская епархия были объединены в Гурийско-Мегрельскую епархию, правящим архиереем стал еп. Георгий (Дадиани). Управляющие М. е. Митр. Давид (Церетели; 23 июня 1829 - 9 июня 1834), архим. Георгий (Кухалашвили; 9 июня 1834 - 19 мая 1935; в сане епископа 19 мая 1835 - † 3 апр. 1842), еп. Антоний (Дадиани; 14 февр. 1843 - † 9 дек. 1852), архим. Тарасий (Тариэль) (Элиава; 10 дек. 1852 - 1 июня 1853; март 1854 - 1 сент. 1854; 3 июня - 16 нояб. 1859; 15 дек. 1864 - 17 авг. 1865; в сане епископа: 30 авг. 1865 - † 4 янв. 1871), еп. Захария (Дгебуадзе; 7 июня 1853 - † 5 марта 1854), еп. Феофан (Габуния; 8 сент. 1854 - † 1 июня 1859), еп. Геронтий (Папиташвили; 16 нояб. 1859 - 19 мая 1862), еп. Виссарион (Чичуа; 1 янв. 1863 - † 15 дек. 1864), архим. Григорий (Дадиани; 22 окт. 1871 - 30 авг. 1873), еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе ; 30 авг. 1873 - дек. 1874), викарный архиерей: еп. Виссарион (Дадиани; 12 янв. 1875 - 12 июня 1885) (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 4251. Л. 1, 3; Д. 14774; Д. 17928. Л. 7; Д. 18526. Л. 1-2, 4; Д. 28866. Л. 1, 2).

http://pravenc.ru/text/2563254.html

Примечание. По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 12 Июня 1885 г. штату епархиальных управлений: имеретинского, гурийско-мингрельского и сухумского на содержание архиерейских домов положено: а) имеретинского – на жалованье архиерею 3000 р. и на различные потребности по дому – 1200 р., всего – 4200 р., б) гурийско-имеретинского – на жалованье архиерею – 3000 р. и на разные потребности по дому – 1200 р., всего 4200 р., и в) сухумского – на жалованье архиерею – 3000 р., и на разные потребности по дому – 800 р., всего – 3800 р. (Ц. В. 1885 г. 34.) Ст. 257. Примечание 2 и ст. 264. По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 23 Апреля 1885 г. мнению Государственного Совета положено: взамен викариатства владикавказского учредить в городе Владикавказе самостоятельную епархию, со включением в состав ее Терской области и северной Осетии и с подчинением этой епархии грузино-имеретинской конторе на одинаковых основаниях с прочими епархиями экзархата. (Ц. В. 1885 г. 24.) Примечание. По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 23 Апреля 1885 г. штату владикавказского епархиального управления на содержание архиерейского дома назначено: на жалованье архиерею – 3000 р., на жалованье эконому архиерейского дома – 200 р., на наем 4 человек прислуги с довольствием их пищей – 720 р., на ремонт дома и мебели, отопление, освещение, водоснабжение, содержание эконома и лошадей и прочие хозяйственные расходы. 1200 р., итого – 5120 р. (Ц. В. 1885 г. 24.) Ст. 265 – 267. По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 12 Июня 1885 г. штату епархиальных управлений: имеретинского, гурийско-мингрельского и сухумского, в составе епархиальных канцелярий положены: а) имеретинской – секретарь канцелярии – на содержание 970 р., по должности и мундиру в 8 классе, по пенсии – 6 разряда; помощник секретаря – с содержанием 600 р., по должности и мундиру 9 класса, по пенсии 8 разряда; на плату писцам – 730 р.; на канцелярские и другие расходы – 480 р., всего – 2770 р.; б) гурийско-мингрельской – секретарь канцелярии – на содержание – 970 р.; по должности и мундиру – 8 класса, по пенсии 6 разряда; помощник секретаря, с содержанием 600 р., по должности и мундиру 9 класса, по пенсии 8 разряда; на плату писцам – 480 р.; на канцелярские и другие расходы – 450 р., всего – 2590 р., и в) сухумской – письмоводитель с содержанием – 600 р., по должности и мундиру – 9 класса, по пенсии 8 разряда; на наем писцов, канцелярские и другие расходы – 500 р., всего – 1100 р. (Ц. В. 1885 г. 34.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Если мы упомянем, что в 1898 году в церквах той же епархии было израсходовано 604 пуда 30 фунтов готовых свечей, а в 1899 году 691 пуд 31 фунт, то увидим, что отпуск из завода свечей за последнее время в епархии этой значительно усилился, а, следовательно, возросли и епархиальные доходы от этой статьи 229 . Свечной завод в Гурийско-мингрельской епархии Мысль об основании свечного завода в Гурийско-мингрелской епархии впервые возникла среди духовенства этой епархии на съезде его, бывшем в мае месяце 1893 года, когда на сей предмет и было ассигновано 2600 рублей, внесенные духовенством Мингрелии и Лечхума; духовенство же Озургетского уезда тогда не приняло участия в денежном пособии. По учреждении комитета и закупке на указанную сумму воска, был приглашен мастер и таким образом завод начал действовать с 1894 года. Но так как в епархии этой было много минеральных свечей, раньше выписанных епархиальным ведомством, при чем не только народ, но даже сами священники и благочинные покупали свечи у частных торговцев, то благодаря этому, операции свечного завода на первых порах не могли приносить желательных результатов. Это и было причиною того, что новый завод в 1894 и 1895 годах выпустил для церковных нужд не более 200 пудов свечей. С течением же времени, по мере изъятия из продажи минерального воска и свечей, дела завода улучшились и в следующие годы он начал выпускать до 350 и более пудов свечей из чистого пчелиного воска. В 1900 же году из завода было забрано для церквей Гурийско-мингрельской епархии уже 438 пудов готовых свечей 230 . Духовная журналистика В пределах грузинского экзархата начали издаваться разные светские журналы и газеты на русском, грузинском и армянском языках с давних пор, духовной же журналистики не было до самих 1860-х годов, хотя потребность в епархиальном органе, посвященном церковно-общественным интересам экзархата, ощущалась давным-давно. И это вполне понятно, так как за отсутствием такого органа, духовное начальство нашего края лишено было возможности иметь общение с подведомственным ему духовенством и паствою чрез свой литературный орган, а духовенство грузинского экзархата оставалось в неведении касательно дел экзархата и распоряжений своего начальства, а также относительно успехов детей в духовно-учебных заведениях, состояния церковно-приходских школ и школ грамоты, о деятельности общества восстановления православного христианства на Кавказе, решении различных затруднений и недоумений, встречающихся в церковной практике, обозрении церквей епархиальным начальством и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010