Видимы достоинство сочинения и на общей разработке темы его и целом выполнении задачи... На всем сочинении автора отражается зрелость его суждений, опытность в авторской работе и выработанность приемов деятельного учено-литературного изложения» 10 . Таким образом, эта диссертация является весьма ценным и капитальным вкладом в сокровищницу нашей церковно-исторической науки, особенно если принять во внимание, что остальными своими учено-литературными трудами по разработке и освящению истории родного края автор ее в значительной мере восполняет обозрение этой истории, тем более, что такие, например, лица, как архиепископ Димитрий Сулима 11 , выше упомянутый, был в свое время одним из деятельных сотрудников митрополита Гавриила по устройству и управление епархией Кишиневской. Наречение архимандрита Арсения во епископа Волоколамского происходило в четверг на сырной неделе 25 февраля в присутсвенной палате Московской Синодальной конторы, в кремле. Присутствие конторы, на этот раз, составили: высокопреосвященнейший Владимир, митрополит Московский и Коломенский, преосвященные – Нестор епископ Дмитровский, первый викарий Московской митрополии, за тем – Анатолий, пребывающий в Новоспасском монастыре, Григорий, епископ бывший Гурийско-Мингрельский, Тихон епископ Можайский, второй викарий Московский, настоятель Спасо-Андрониева монастыря епископ Нафанаил и пребывающий в Донском монастыре епископ Антоний и архимандрит Никон. настоятель Симонова монастыря. В конторе присутствовал также прокурор ее кпязь А. А. Ширинский-Шихматов. Палату наполняли, сверх того, в большом количестве сторонние лица, духовные и светские, в том числе многие профессора Московской Духовной Академии. После того как присутствующие в конторе члены ее облачились в мантии, а владыка-митрополит, сверх того, и в малый омофор, и возсели на свои места, ректор Академии архимандрит Арсений, облаченный также в мантию, выведен был из соседственной Мироварной палаты архимандритами – Парфением, ректором Московской и – Трифоном, ректором Вифанской духовных семинарий (облаченными также в мантии) и введен в контору.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

После образования в Москве " живоцерковного управления " митр. Сергий был одним из первых, кто признал его законность. В 4-5 журнала " Живая церковь " за 1922 г. появился документ, датированный 3/16 июня: " Мы, Сергий, митрополит Владимирский и Шуйский, Евдоким, архиепископ Нижегороский и Арзамасский, и Серафим, архиепископ Костромской и Галичский, рассмотрев платформу Высшего церковного управления и каноническую законность Управления, заявляем, что целиком разделяем мероприятия Высшего церковного управления, считаем его единственной, канонической, законной, верховной церковной властью и все распоряжения, исходящие от него, считаем вполне законными и обязательными. Мы призываем последовать нашему примеру всех истинных пастырей и верующих сынов Церкви, как вверенных нам, так и других епархий " . Митр. Сергий находился в обновленческом расколе 14 месяцев. После выхода Патриарха из заключения принес ему публичное церковное покаяние в день праздника Успения Божией Матери перед Литургией на 3-м часе в Донском монастыре. 11 Хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии 10/23.2.1919, в воскресенье в Покровском соборе г. Симферополя. 12 Схиархиепископ Антоний (князь Давид Ильич Абашидзе, 12.10.1867 + дек. 1943) - родился в Тифлисской губернии. После окончания Новороссийского университета (1891) принял монашество с именем Димитрий; иеродиакон. Окончил Киевскую Духовную академию (1896) со степенью кандидата богословия; рукоположен во иеромонаха. Ректор Александровской миссионерской Духовной семинарии, архимандрит. Хиротонисан во епископа Алавердского. Позднее епископ: Гурийско-Мингрельский (1903), Туркестанский и Ташкентский (1906), Таврический и Симферопольский (1912). С 1914 г. добровольно в качестве рядового священнослужителя в составе Черноморской эскадры участвовал в Германской войне. Архиепископ Симферопольский и Таврический (1915). Участник Поместного Собора 1917-1918 гг. Состоял во Временном Высшем Церковном Управлении Юго-Востока России и в организации Юго-Восточного Церковного Собора в Ставрополе (май 1919). В 1920-х гг. проживал в Киеве; был наместником Киево-Печерской Лавры. Принял схиму с именем Антония, пребывал в затворе, старчествовал. Погребен на территории Киево-Печерской Лавры, у входа в Ближние пещеры. В настоящее время готовится его канонизация. 13

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

6 . Монастырь св. патриарха Авраама, где он приносил в жертву Исаака, возобновлен по разрушении Георгием, Львовым сыном, князем Абашидзе в 1700 году. 7 . Монастырь св. Василия выстроен Амирандом и Такою, князьями Амилаяровыми, и обращен в женский монастырь. 8 . Другая церковь св. Николая, при монастыре Креста, выстроена Паатою и Кейхосроем князьями Сулукидзевыми. 9 . Монастырь св. Феодора выстроен архимандритом Крестова монастыря Христофором и родственниками его Зедгинидзевыми. 10 . Монастырь св. Георгия в слободе евреев, выстроен князьями Дадиановыми, и там находится памятник их. 11 . Монастырь св. Димитрия выстроен князем Еристовым Ксанским и Иваном Виршельским. 12 . Женский монастырь св. Екатерины выстроен Амилгабаром Цициановым Фанаскентским и князьями Мачабеловыми. 13 . Сретенский монастырь выстроен князем Еристовым Рачинским, и ныне занят он грузинскими монахинями: игуменья их грузинка Харитина, урожденная Анчапова, две из них Кахетинки, одна русская, одна имеритинка, и одна Гурийская. В Вифлееме и в Гефсимании также есть пределы, пристроенные грузинами; а также и в Иерусалиме есть монастыри, ими же выстроенные, но я не мог дознать кем именно. В прочих же вышепоименованных монастырях поминаются имена созидателей их, а во храме Св. гроба в Голгофы возжигаются за них лампады. В Назарете четыре церкви построены были при царе Вахтанге Гург-Арслане. В монастыре Св. Креста собрана библиотечка из многих грузинских рукописей, и находится рака преподобного Прохора с его изображением. На стенах же обители написаны: Благочестивый и приснопамятный царь Мириан Хозровиан. Благочестивый и именитый царь Вахтанг Гург-Арслан, завоевавший Иерусалим и Палестину, который с согласия греческого царя установил во Мцхете первенствующего католикоса и выстроил Мцхетский кафедральный собор. Царь Баграт III Куропалат Багратион, созидатель Кутайского собора и монастыря Св. креста. Карталинская царица Мария, урожденная княжна Дадианова. Шота Рустовел. Дадиан Мингрельский владетель с супругой.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Кирион «старается уничтожить все, что сделано в епархии русскими архиереями... Я полагал бы необходимым переместить его в другую епархию вне Экзархата именно за то, на что у наместника имеются доказательства, но отнюдь не за деятельность его в пользу автокефалии Грузинской Церкви, чтобы чрез это не сделать его мучеником за идею, столь дорогую грузинскому духовенству» (НА Грузии. Ф. 94. Оп. 1. Д. 85. Л. 151-151 об.; Гамахария. 2011. С. 12-26). 25 янв. 1907 г. сщмч. Кирион был переведен на Ковенскую кафедру, что фактически означало его высылку из Грузии. В янв.-мае 1907 г. в газ. «Русский стяг» вышла серия статей «Судьбы Грузинской Церкви» (в том же году изданы отдельно), авторство к-рых приписывается свящ. Н. Дурново. В них было высказано неск. идей обустройства Церкви в Закавказье; в частности, предлагалось удалить из Грузии Н. и на его место определить сщмч. Кириона. Опальный архиерей поддерживал связь с Грузией и продолжал руководить автокефалистами. 1 февр. 1908 г. Н. перевел еп. сщмч. Леонида (Окропиридзе) на Гурийско-Мингрельскую кафедру, из Грузии также был выслан один из активистов об-ва автокефалистов свящ. И. Джаши. Однако, по данным полиции, священномученики Кирион и Леонид тайным образом регулярно приезжали в Тифлис на совещания автокефалистов. В февр. 1908 г. было решено любыми средствами убрать Н.; на заседаниях 17-18 апр. также обсуждалось убийство экзарха ( Мельникова. 2009. С. 401, 402). В апр. Н., заручившись поддержкой министра внутренних дел П. А. Столыпина , послал в Синод проект переустройства груз. епархий. В Тифлисе ходили слухи, что экзарх намерен выслать из Тифлиса всех автокефалистов; обстановка накалялась. Н. был убит 28 мая 1908 г. В 11 ч. 30 мин. он пришел в Грузино-Имеретинскую синодальную контору, чтобы уладить дела перед предстоящей поездкой в С.-Петербург на заседание Синода. Убийцы, двое молодых людей, встретили его на лестнице у кабинета прокурора: один подал просительную записку, и Н. остановился, чтобы просмотреть ее, другой 8 раз выстрелил в экзарха.

http://pravenc.ru/text/2577561.html

Среди евр. рукописей следует отметить Лайлашскую Библию, Пятикнижие Моисея X в.- это самый полный список текста из всех существующих в мире подобных рукописей (в б-ках и музеях России (С.-Петербург), Великобритании, Сирии (Халеб) и США); в нем отсутствует всего 15 листов; здесь же хранятся напечатанные на пергамене в Фессалонике т. н. Бретская Библия (1514) и Псалтирь (1522). Среди греч. рукописей наиболее интересны переписанные в IX в. Коридетское Четвероевангелие (Gr. 28) и Четвероевангелие (Gr. 27), в к-ром сохранился лист из Четвероевангелия X в., написанного литургическим унциалом и украшенного экфонетическими знаками. На полях рукописи Коридетского Четвероевангелия помещены приписки на груз. (X-XII вв.) и греч. (XIV-XVII вв.) языках. Сборник сочинений свт. Василия Великого (Gr. 48, XI в.) украшен заставками и инициалами, текст написан строчным письмом. В большом количестве представлены русскоязычные варианты переписки груз. и российских царей и членов царских семей XVI-XIX вв., среди них есть и такие рукописи, грузинские оригиналы к-рых утрачены. В рус. коллекцию также входят поздние церковные рукописи духовного содержания: молитвенник (Ros. 740, XVI в.), Псалтирь (Ros. 735, XVIII в.), сборник речей св. отцов (Ros. 743, XVIII в.), сборник богослужебных песнопений (Ros. 746, XVII-XVIII вв.), сборник песнопений с нотными знаками XIX в. и др. Также здесь хранятся письмо Л. Н. Толстого (автограф) толстовцу Илье Накашидзе, датированное 1 февр. 1905 г. (Ros. 124), рукописные ноты песни П. И. Чайковского «Ночевала тучка золотая» на слова М. Ю. Лермонтова, записанные 5 июля 1887 г. в Боржоми (Ros. 330), неполный текст (отсутствуют часть 3-го действия и 4-е) поэмы «Горе от ума» А. Грибоедова (Ros. 195). В личных архивных фондах общественных деятелей хранятся автографические списки произведений груз. писателей-классиков прав. Илии Чавчавадзе, Акакия Церетели, Важи Пшавелы; личные архивы Католикосов-Патриархов всей Грузии: Каллистрата (Цинцадзе; 1932-1952), сщмч. Амвросия (Хелая) и сщмч. Кириона III (Садзаглишвили), святителей еп. Имеретинского Гавриила (Кикодзе; † 1896), еп. Гурийско-Мингрельского Александра (Окропиридзе; † 1907) и др., а также архивы живших на Кавказе рус. общественных деятелей и ученых, напр., этнографа Е. Г. Вейденбаума, содержащие материалы по истории Кавказа XIX в. Также фонд располагает биобиблиографической картотекой фамилий тех, кто служили на Кавказе в XIX - нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/468825.html

В 1888 г. возник замысел постройки кафедрального храма Гурийско-Мингрельской епархии в г. Поти. Разработка окончательного варианта на основе проекта гражданского инженера А. У. Зеленко (1904) была поручена М.; переработанный проект был утвержден 20 дек. 1905 г. На работу зодчих оказали влияние проекты крупнейших храмов нач. ХХ в. в визант. стиле: Александро-Невского собора в Софии (архит. Померанцев; 1897, 1904-1912) и прежде всего Никольского Морского собора в Кронштадте (архит. В. А. Косяков; 1902-1913). Местоположение собора в древнем городе на берегу Чёрного м. определило визант. стиль постройки. Строительством (сент. 1906 - май 1907) руководил инженер А. А. Полевицкий. Авторы стремились передать формы и конструкции к-польской Св. Софии, только в меньшем размере (длина без портала 36 м, ширина 32 м, высота до купола 32 м, рассчитан на 2400 чел.). Находясь на площади с радиально отходящими от нее улицами (ныне пл. Руставели), храм играет важную градостроительную роль. Он стал первой в России полностью выстроенной из железобетона крупной церковью. Его образу свойственны динамизм и внутреннее напряжение, лаконичный характер отделки, в значительной степени продиктованные материалом. Собор представляет собой купольную базилику с планом, близким к овалу. С востока к основному объему примыкает 3-частная алтарная апсида сложной формы, с запада - развитый притвор с 3 арками портала и звонницей, завершенный главкой. Необычную кривизну имеют массивный центральный барабан и сам купол, а также примыкающие к нему с востока и запада полукупола, к к-рым в свою очередь с севера и юга примыкают малые полукупола. Они, как и общий силуэт здания, напоминают о стилистике модерна. Чашеобразная форма «перетекающих» друг в друга куполов и плоские перекрытия помимо эстетического эффекта предотвращали распор конструкции. Из-за слабости грунтов при постройке был применен сплошной каменный фундамент. Ребристый купол не давал большой нагрузки. Наружные стены и лопатки с целью улучшения отопления и вентиляции, а также акустики здания сделаны двойными, с воздушной прослойкой. Северную и южную 2-этажные галереи с востока замыкали 2 придела. Через аркады, поддерживаемые колоннами, они открывались в просторное подкупольное пространство. Две лестницы, фланкирующие главный вход, вели на хоры. Декоративные своды были подвешены к плоским перекрытиям. Алтарная конха прорезана 4 рядами окон. Новаторский характер архитектуры собора более свойствен творчеству Зеленко, чем М. К 1908 г. были завершены росписи (худож. В. И. Думитрашко, не сохр.). Собор закрыт в 1932 г., восстанавливается с 2005 г.

http://pravenc.ru/text/2562516.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Джумати. Фотография. Кон. XIX в. [груз. ], муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен в Юго-Зап. Грузии, в 14 км от г. Озургети, на правом берегу р. Супса, на одной из вершин Чохатаурского кряжа, откуда открывается панорама Гурии и Аджарии. Граница владений Д. в период позднего средневековья на севере проходила по рекам Леса и Пичора до оз. Палиастоми, на юге - по рекам Рухмула и Супса до Чёрного м. В Д. находилась кафедра Джуматской епархии (вероятно, со времени основания монастыря до упразднения епархии в 1833) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата . В 1844 г. Д. вошел в состав новообразованной Гурийской епархии Грузинского Экзархата РПЦ , с 1885 г.- Гурийско-Мингрельской . В нач. XIX в. Д. владел землями в селах Чибати, Чочхати, Шухути, Акети, Ланчхути, Аскана и Гурианта, ему принадлежало 235 крестьянских домов (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 1851. Л. 21, 21 об., 64). В 1873 г. Д. по инициативе АН посетил и описал историк Д. З. Бакрадзе . Его исследования содержали сведения об архитектуре и росписи Д., о хранящихся в мон-ре немногочисленных, но ценных иконах. В 80-х гг. XIX в. Бакрадзе и Н. П. Кондаков составили опись сохранившихся памятников Д. В XIX в. доход мон-ря составляли подати с леса и рыбы: у р. Малтаква была сооружена башня, где производился сбор 1/10 части пойманного зверя или рыбы. Джуматскому епископу принадлежала также 1/10 часть рыбы оз. Палиастоми. В монастыре дважды в год проводились торги, и купцы выплачивали налоги в виде пошлин до 2 червонцев. Проходившие по р. Супса суда платили Д. также по 2 червонца в год. Половина этих доходов отходила в гос. казну. Д. являлся крупным культурным центром. Здесь была переписана Джуматская Минея (не сохр.), в ризнице мон-ря хранились мн. святыни и предметы чеканного искусства. В 1921 г. органами советской власти была произведена опись ризницы Д., в сент. все иконы и церковная утварь были реквизированы. В советский период братия монастыря значительно сократилась, в послевоенные годы здесь подвизался только иером. Иоанн (Гогуа) († 1959). На территории монастыря была размещена военная часть, выстрелом из пушки была разрушена колокольня. Позже в Д. был организован пионерский лагерь.

http://pravenc.ru/text/171875.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД Архим. Леонид (Окропиридзе), преподаватель Тифлисской ДС. Фотография. 1895 г. Архим. Леонид (Окропиридзе), преподаватель Тифлисской ДС. Фотография. 1895 г. [Груз. ] (Окропиридзе Лонгин Соломонович) (15.02.1861, с. Дисеви Горийского у. Тифлисской губ.- 11.06.1921, Тифлис), католикос-патриарх всей Грузии (14 окт. 1918 - 11 июня 1921). Л. род. в христ. семье; его дед, Давид, был священником в с. Дисеви, крупном христ. центре Шида-Картли. В селе сохранилось более 35 церквей, самые известные Дзелицховели (в честь Животворящего Древа Господня) (IX в.) и во имя Пресв. Богородицы (XI в.). Благотворное влияние на формирование христ. мировоззрения Л. оказал его дядя, еп. Абхазский (позже Гурийско-Мингрельский) свт. Александр (Окропиридзе) , занимавшийся образованием племянника. В 1867 г. Лонгин был зачислен в Горийское ДУ и находился под непосредственным присмотром свт. Александра. Мальчик часто прислуживал дяде во время архиерейских богослужений. Согласно воспоминаниям Л., однажды он услышал внутренний голос, зовущий его на служение Церкви в сане священника. По словам Л., с этого момента «голос в нем не умолкал, а все более и более побуждал к решительному шагу». Лонгин решил сначала получить высшее богословское образование, затем принять священный сан. В 1879 г. юноша поступил в Ставропольскую ДС, затем учился в Киевской ДА (1884-1888), к-рую окончил со степенью кандидата богословия. Значительное влияние на него во время учебы оказывал ректор академии еп. Каневский Сильвестр (Малеванский) . 29 июня 1887 г. в пещерах Киево-Печерской лавры Лонгин принял постриг, имя Леонид выбрал себе сам. Из письма Лонгина свт. Александру, написанного за неск. недель до пострига, известно, что юношу в этот период по протекции наместника лавры архим. Иувеналия (Половцева) (впосл. архиепископ Литовский и Виленский) окормлял «один монах-отшельник» из Киево-Печерской лавры. 2 мая 1888 г. Л. был рукоположен во иерея.

http://pravenc.ru/text/2463431.html

Более ста лет прошло с тех пор, как единоверная Грузия, как в государственном, так и в церковном отношении, соединилась с Россией под одною общею и гражданскою и церковною властью. И такое присоединение Грузии к России в течение целого столетия не вызывало никаких возражений, особенно в отношении высшей церковной власти, бесспорно принадлежавшей Российскому Святейшему Синоду. Напротив, в распоряжении Святейшего Синода имеется много данных, исходящих и от грузинского народа, для доказательства благоплодности его управления в епархиях Закавказья. Самим Грузинским духовенством, в лице Преосвяшенного Кириона, ныне «грузинского католикоса»; в его «Краткой Истории Грузинской Церкви в XIX столетии» засвидетельствовано, что присоединение Грузии к России послужило источником возрождения находившейся в упадке церковной жизни в Грузии. Лишь в 1905 г. обнаружились попытки к восстановлению автокефалии Грузинской церкви, и вам, Преосвященные Епископы, хорошо известно, что в 1906 г. Святейший Синод постановил перенести на обсуждение предстоявшего Поместного Собора Русской Церкви, наряду со многими предметами из области высшего церковного управления, и вопрос о грузинской автокефалии, который, по каноническому порядку, и должен быть решен только Собором Православной Русской Церкви. Но в путях Божественного Промысла время созвания Поместного Собора Русской Церкви было предначертано лишь в 1917 году. И слава и благодарение Господу! – Священный Собор Русской Церкви в составе целого сонма иерархов, представителей клира и мирян от всех епархий собрался и совершил, с помощью Божией, многие важные деяния и, в частности, восстановил патриаршество в Русской Церкви и совершил наше избрание на патриарший престол Московский и всея России. На сей Священный Всероссийский Собор, по силе обнародованного положения о его созыве, приглашались и епископы Гурийско-Мингрельский и Имеретинский вместе с другими представителями Кавказских епархий, но, к великому нашему сожалению, они уклонились от участия в деяниях Собора, как и вообще все вы, Преосвященные Епископы, вместо того, чтобы принести свои пожелания и стремления к самостоятельности в церковном отношении на суд Всероссийского Священного Собора и, оставаясь в единении веры и любви с Православною Русскою Церковью , ожидать ее соборного решения, порвали с нею всякие сношения вопреки каноническим правилам и совершили целый ряд самочинных деяний.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Скачать epub pdf ГЛАВА II. Русская Церковь при Святейшем Патриархе Тихоне (1917–1925) Извещая Церковь о восшествии на престол, Патриарх Тихон обратился к пастве с посланием: «В дни многоскорбные и многотрудные, вступили мы на древлее место патриаршее. Испытания изнурительной войны и гибельная смута терзают Родину нашу, скорби и от нашествия иноплеменных и междоусобные брани. Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная. Затемнились в совести народной христианские начала строительства государственного и общественного, ослабела и самая вера, неистовствует безбожный дух мира сего» 77 . В слове, произнесенном перед новогодним молебном 1 января 1918 г. в храме Христа Спасителя, Патриарх Тихон сравнил февральские и октябрьские государственные перевороты с печальным опытом Вавилонского строительства. Слова и проповеди первосвятителя, его послания воспринимались верующими как голос церковного разума среди охватившей страну гражданской войны и возобновившихся военных действий на фронтах первой мировой. Революционные преобразования коснулись всех сторон жизни России, а для националистов явились толчком к сепаратистским выступлениям. В Киеве Центральная рада, добивавшаяся при Временном правительстве автономии, теперь торопилась утвердить «самостийную Украинскую народную республику», отделились Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия, Финляндия, оккупированная Германией Польша, Прибалтика. Это повлекло за собой раскольнические действия и в церковных кругах. Еще в марте 1917 г. без согласия кириархальной Церкви, против воли экзарха Грузии архиепископа Платона группа епископов провозгласила автокефалию Грузинской Церкви. Местоблюстителем Католикосом поставлен был Леонид (Окропиридзе), епископ Гурийско-Мингрельский. Не возражая в принципе против независимости Грузинской Церкви, Святейший Патриарх Тихон выразил сожаление о неканоничности отделения, о непослушании грузинских архиереев Поместному Собору и своему кириарху владыке Платону, которого они самочинно объявили лишенным звания экзарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010