связана с именем основоположницы монашеской жизни в мон-ре Теклати мон. Саломии (Тавдгиридзе) († 1879), происходившей из княжеского гурийского рода. Она получила домашнее образование, обладала поэтическим даром ( Шио (Муджири). Из истории жен. мон-ря Теклати. 2014. С. 12, 13). Овдовев после 10-летнего замужества, совершила паломничество на Св. землю (1864), посетила св. места Вост. Грузии. В 1865 г. поселилась на пустующем в то время «Острове Архангелов» в сопровождении монахини и служанки (Женский мон-рь Теклати. 1891. С. 11; Истинная монахиня Саломе Тавдгиридзе. 1897. С. 3; Хецуриани. 1914. С. 17; Алексий (Шушания). 2003. С. 390, 391; Шио (Муджири). Из истории жен. мон-ря Теклати. 2014. С. 13). В этот период жен. мон-рей и зарегистрированных жен. общин в Мегрелии не было. В рапорте в Грузино-Имеретинскую синодальную контору от 27 янв. 1866 г. еп. Мингрельский Тарасий (Елиава) спрашивал священноначалие, «дозволить ли таковым (свободным женщинам крестьянского происхождения.- Авт.) находиться при монастырях... или по неимении женского монастыря в Мингрелии отказывать просительницам» (ЦГИАГ. Ф. 489. Д. 24598. Л. 1; Алексий (Шушания). 2003. С. 390-391). Численность сестер в новооснованной обители постепенно росла и со временем достигла примерно 10. Сестрам удалось возвести каменное строение для келий. Материальной помощи в то время они ни от кого не получали, труды сестер сопровождались мн. скорбями и лишениями. Сохранились сведения о том, что в этот период многие из них были удостоены чудесных явлений. Поскольку вершина холма, на к-рой располагалась обитель, была мала и неудобна для устройства на ней большого мон-ря, настоятельница стала искать для обители др. место ( Хецуриани. 1914. С. 17; Алексий (Шушания). 2003. С. 378-381, 391). Послушница Агафия Салакая (настоятельница мон-ря Теклати в 1878-1903) и одна из сестер обнаружили в 2 верстах от «Острова Архангелов», близ сел. Сахарбедио, небольшую заброшенную базилику во имя вмч. Георгия и решили вести там подвижническую жизнь. Пустынник схим. Онисифор (Пачулия), к к-рому монахини обратились за благословением, посоветовал им не отделяться от общины, а продолжать строить обитель. Мон. Саломия осмотрела выбранное Агафией место и приняла решение о строительстве здесь обители, т. о. в 1873 г. был основан мон-рь Теклати (Женский мон-рь Теклати. 1891. С. 11-13; Алексий (Шушания). 2003. С. 382). Ок. 1873 г. прп. Алексий (Шушания) привез в мон-рь свою сестру Софию. Сведения о жизни прп. Алексия (Шушании)

http://pravenc.ru/text/2562970.html

Все говорило за то что, в лице преосвященного Вениамина Церковь наша получит иерарха высших умственных и нравственных дарований и административных выдающихся способностей. Но Господь судил иначе. С молодых лет здоровье владыки было слабо, а в год священнической службы в нем обнаружился роковой недуг – чахотка. Вся дальнейшая жизнь была постепенным и медленным угасанием, и только необыкновенно правильной жизнью и воздержанием объясняется то, что преосвященный боролся с недугом так долго. В октябре минувшего года владыка почувствовал себя совсем худо и слег в постель. К обычному недугу присоединилась болезнь почек, вследствие поражения их туберкулезом; началась водянка. Болезнь тянулась, то усиливаясь, то ослабевая. На праздник Рождества Христова владыка не мог встать с постели; этим он воспользовался для доброй исповеди и причащения Св. Таин; в праздник он мог даже принять близких, пришедших его поздравить. Затем опять наступило ухудшение; пришлось выпускать воду. Тяжелая болезнь усиливалась нравственными удручениями: владыка получал известие о смерти одного за другим его родных; последнее известие, незадолго до смерти им полученное, о кончине его родной горячо любимой сестры произвело на него особенно тягостное впечатление: он сразу осунулся и сильно загрустил. В последний день жизни он рано встал с постели, обошел квартиру, кое-что прибрал на письменном столе, постоял у окна и даже мог ласково поклониться на приветствие одного из соборян. Затем он почувствовал сильное утомление и лег в постель; пришедшему, по обычаю, доктору он заметил, что, не послушавшись докторского совета, он вставал, немного походил, и поэтому чувствует себя хуже. Вскоре после этого владыке сделалось крайне тяжело; дыхание стало тяжким и мучительным; видимо, приближался конец земного жития. На вопрос, можно ли войти к нему одному из близких и любимых им лиц, умирающий ответил: «после; я молюсь». Действительно, уста его шептали молитвы; дыхание становилось стесненным; сознание стало покидать страдальца. В эти минуты вошел к умирающему архипастырю его близкий и любимый друг преосвященный Димитрий, епископ Гурийско-Мингрельский, поспешивший к больному при известии об его тяжком положении. Преосвященный Димитрий стал читать отходные молитвы и покаянный канон, и под звуки молитв, прерываемых слезами окружающих, страдалец-архипастырь предал дух свой Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Л. вернулся в Тифлис и 20 окт. 1888 г. был назначен инспектором школ Общества восстановления правосл. христианства на Кавказе (до 1896). В его ведении находились школы в регионах Вост. Грузии: Мтианети, Пшав-Хевсурети, Мтиулет-Гудамакари, Ардон-Алагирском ущелье и Саингило. 1 нояб. 1892 г. Л. был возведен в сан игумена и назначен настоятелем мон-ря Зедазени , 24 нояб. 1893 г.- мон-ря Хирса с возведением в сан архимандрита. 24 сент. 1896 г. утвержден членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы (до 1897) и председателем Комитета по правке духовных книг. В 1897 г. назначен настоятелем мон-ря Натлисмцемели (во имя св. Иоанна Предтечи) в пуст. Гареджи . 19 апр. 1898 г. хиротонисан во епископа Горийского, 1-го викария экзарха Грузии. Чин хиротонии совершили в тифлисском кафедральном соборе Сиони (в честь Успения Пресв. Богородицы) экзарх Грузии архиеп. Флавиан (Городецкий) , еп. Гурийско-Мингрельский свт. Александр (Окропиридзе), еп. Алавердский Виссарион (Дадиани) и др. С 12 авг. 1900 г. епископ Имеретинский. В первый же год архипастырского служения Л. проехал по всей епархии, занимаясь восстановлением храмов и содействуя открытию церковных школ. Леонид (Окропиридзе), еп. Имеретинский. Фотография. 1906 г. Леонид (Окропиридзе), еп. Имеретинский. Фотография. 1906 г. Л. был активным сторонником восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). В периодике того времени он размещал исследования, касающиеся истории и устройства ГПЦ до ее вхождения в состав РПЦ, печатал полемические письма, обличал антигруз. направленность политики некоторых экзархов Грузии («Отче, редактор!» 1906. С. 15-16; Ошибкав вопросе об автокефалии Груз. Церкви. 1906. С. 6-8 и др.). Его т. зр. оказала значительное влияние на груз. общественность. В 1906 г. участвовал в проходивших в С.-Петербурге заседаниях 2-го отдела Предсоборного присутствия РПЦ , на которых в т. ч. решался вопрос об автокефалии ГПЦ (2 июня - 13 дек.). Выступая 2 июня, он аргументированно доказал правомочность восстановления автокефалии (Журналы и заседания. С. 1-2). Также Л. был сторонником идей движения «Тергдалеулеби», возникшего в 60-х гг. XIX в. среди части груз. интеллигенции, получившей образование в России. Оно ставило такие задачи как служение Родине, защита интересов груз. народа и др. (подробнее см. в статьях Грузия , Илия Чавчавадзе ).

http://pravenc.ru/text/2463431.html

был передан фамилии Церетели (Кавказский календарь. 1854. С. 498). Монашеская жизнь в Д. была возрождена, храм отреставрирован, возведены хозяйственные постройки. 14 сент. 1804 г. архимандритом Д. был назначен Давид (Церетели). 24 апр. 1805 г. за обустройство мон-ря он был хиротонисан во епископа с возведением в сан архиепископа и в том же году возведен в сан митрополита. Митр. Давид управлял Д. до 1829 г., после чего был назначен митрополитом Мингрельским. 9 июня 1834 г. митр. Давид был уволен на покой в Д., там же скончался (18 февр. 1853) и погребен. При нем в монастыре были произведены значительные восстановительные работы и расширены владения. Митрополит и члены его семьи делали значительные пожертвования мон-рю, в частности 58 крестьянских семей. В XIX в. Д., как и мон-рь Кацхи , стал фамильным склепом рода Церетели. В храме сохранились могильные плиты с эпитафиями Кайхосро Церетели († 1828) и его сыновьям: генерал-майору Зурабу († 1823) с супругой Тамарой († 1823) и дочерью Кетеван († 1823) и Григорию († 1845); здесь похоронены супруга Гиго Церетели Васаси (дата отсутствует) и Григорий Церетели († 1895). Описания XIX в., сделанные Г. Церетели, Д. З. Бакрадзе , позволяют установить, что монастырь, входивший в это время в Гурийско-Мингрельскую епархию Грузинского Экзархата РПЦ , занимал достаточно большую территорию и представлял собой огороженный комплекс, состоявший из размещенных вокруг храма келий, высокой колокольни, хозяйственных построек и др. сооружений. Во 2-й пол. XIX в. Д. принадлежало 220 крестьянских семей, обширные пахотные земли, многочисленные стада, ульи. С 20 марта 1860 по 7 дек. 1865 г. настоятелем Д. был архим. Виссарион (Дадиани; впосл. епископ Имеретинский). В 70-х гг. XIX в. князья Церетели овладели монастырским имуществом, и еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе) подал на них жалобу в Грузино-Имеретинскую синодальную контору . Святейший Синод удовлетворил ходатайство и обязал Церетели выплачивать мон-рю ежегодную компенсацию в размере 700 р.

http://pravenc.ru/text/171863.html

Всехсвятский скит при Драндском Успенском монастырь. Скит этом расположен в 8 в. от Драндского монастыря и основан на месте, где находились развалины древнего храма, построенного в XIII и веке. Храм этот возобновлен и освящен в 1899 г. во имя Всех Святых. Пантелеимоновский скит при Драндском Успенском монастыре. Паителеймоновский скит находится в 2 в. от Успенской Драндской обители, на берегу речки Малого Кодора, вверх по ее течению. Здесь долгое время стоял в запустении храм, построенный в XIII веке. В 1892 г. он был возобновлен на средства псаломщика Ф.И.Даниленко и освящен в 1893 г. во имя вмч. и целителя Пантелеимона и Св. Феодора Стратилата. Иоанно-Крестительская пустынь в Озургетском уезде. Второклассная Иоанно-Крестительская необщежительная пустынь находится в селении Амаглеба, в 25 в. от уездного города Озургети. Управляет ею архимандрит. Кацхский Спасо-Вознесенский монастырь, в Шаропанском уезде. Эта третьеклассная необщежительная обитель расположена в селении Кадхи, в 50 в. от Кутаиса. Храм ее освящен в честь Вознесения Христова. Управляет игумен. Мартвильский Успенский монастырь в Сенакском уезде. Мартвильский первоклассный необщежитльный монастырь находится при селении Мартвили в 12 в. от местечка Хопи, в 30 в. от ст. Закавказ. ж. д. «Абаша» и «Ново-Сенаки» и в 30 в. от Кутаиса. Основана обитель в X веке, между 921–976 годами. Основателем монастыря считается абхазский царь Георий. Храм, построенный основателем монастыря, перенес много тяжелых повреждений. В 1840 г. он заново реставрирован и сделан кафедральным собором, а в 1888 г. обращен в ныне существующий монастырь. Он имеет два придела, один из которых освящен во имя Свв. апп. Петра и Павла. Управляет гурийско-мингрельский епископ. Моцаметский Давидо-Константинов монастырь в Кутаисском уезде. Эта второклассная необщежительная обитель находится в селении Моцамети, в 2 в. от селенья Голати и в 6 в. от Кутаиса. Основана она в 1040 г. грузинским царем Багратом IV (1027–1072). В монастыре один храм, освященный во имя Свв. мчч. Давида и Константина, с приделом, построенным в 1900       году. Храм этот построен в XI в. II обновлен в 1863 году. В нем на вскрытии покоятся мощи Свв. мчч. Давида и Константина, князей аргветских (память их 2 октября). Здесь же находится древняя чудотворная икона Благовещения Богоматери, написанная в X веке. Управляет Моцаметским монастырем архимандрит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Виною всех зол была новая Гофолия или Мессалина позднейших времен, вторая жена Александрова, Нестар-Дареджань, дочь кахетинского царя Александра. Она начала с кровосмешения, женив пятнадцатилетнего пасынка Баграта, на родной своей племяннице Кетевани, дочери Теймураза, и потом, забыв всякий стыд, предложила юноше расторгнуть брак сей, чтобы обвенчаться с нею самой. Отринувший ее царь был ослеплен мачехой, лишился и жены, и царства; сама она овладела престолом и разделила его с избранным ею в супруги, из подвластных князей, Вахтангом. Раздраженные имеретины призвали на помощь Вамека Дадиана, который ослепил Вахтанга: как вороны на труп налетели все сильные соседи на потрясенное царство. Атабеки уже не существовали; но Аслан-Паша Ахалцихский вмешался вместо них в дела имеретинские, восстановил слепого Баграта и взял с собою в плен его неистовую мачеху, с мужем и племянницею, хотя она была супругою царя. Тем не окончились его бедствия, ибо слепому владыке суждено было делаться непрестанным игралищем столь же слепой судьбы. Шах-Наваз царь Грузии, будучи зятем великого Дадиана Левана, которого род отрешил от престола отец Багратов, двинулся против Вамека и мимоходом низложил Баграта. Он поставил на его место своего сына Арчила, которого также перебрасывала судьба с одного престола на другой, из Имеретии в Кахетию, минуя всегда прямое наследие его Грузию. Взаимные условия Порты Оттоманской с Персией, заставили шах-Наваза вызвать сына Арчила из Кутаиса, где в третий раз воцарился Баграт. Казалось он мог бы оставаться покойным, но вот вспыхнула война с новым Дадианом, заступившим место Вамека, и победитель Баграт, по коварному совету епископа Гелагского, взял за себя жену пленника Левана, выдав за него собственную сестру. Советником и распорядителем дел царственных является некто Сехния-Чекадзе, человек закоснелый в злодействах, выдавший сперва царя Вахтанга Вамеку, а потом крепость Кутаиса туркам, на краткое, однако, время, ибо весь их гарнизон вырезан был имеретинами. Коварная Дареджань не преставала строить новые ковы в Ахалцихе; богатыми дарами убедила она султана, возвратить ей царство и отмстить за честь своих воинов в Кутаисе. С мечем в руках проникла царица в бывшую область, окруженная дружинами турецкими, мингрельскими и гурийскими, и опять выдала вышгород туркам. Баграт бежал, но сами имеретины, возбужденные Сехнией, отмстили царице за все её ужасы. Как некогда Гофолил в преддверии Соломонова храма, так во вратах крепости, в виду собора, умерщвлена была нечестивая жена.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

1965. Т. 5. С. 91). Его призыв подхватила вся Грузия, проявившая живое участие к судьбе новоприсоединенного к исторической родине исламизированного населения Юго-Зап. Грузии. В нояб. 1878 г. по приглашению груз. общественности в Тифлис прибыла делегация грузин-мусульман из 12 чел. Самым актуальным обсуждавшимся вопросом был вопрос о вероисповедании. Газ. «Дроеба» (Времена) писала в те дни, что в этом деликатном вопросе недопустимо не только насилие, но и прямая пропаганда Православия: «Хорошо, если они сами поймут преимущества христианского вероисповедания и примут его, если же нет, пусть все остается как есть. Разность вероисповеданий не помешает нашему единству» (Дроеба. 1878. 146). И светская общественность, и представители правосл. духовенства, святители Александр (Окропиридзе) и Гавриил (Кикодзе), заверили аджарцев: «Мы, грузинские христиане, всегда будем покровительствовать вашей вере» и «никогда не посягнем на вашу веру, семейные нравы и обычаи» (Мица. 1920. 10. С. 3). В 1883 г. решением экзарха в Батуме на базе Мингрельской епархии было создано Миссионерское отд-ние, подчиненное Особому комитету, членами к-рого стали известные в Аджарии люди: помощник кутаисского губернатора Р. Эристави, Г. Гуриели, помощник по Батумскому окр. Д. Лорткипанидзе. Для миссионерской проповеди были выбраны груз. священники С. Кикодзе, Т. Джохтаберидзе, Г. Каландадзе и др. Единственным действующим храмом в Батуме был основанный в 1865 г. храм во имя свт. Николая Мирликийского. В 1885 г. в ознаменование присоединения Юго-Зап. Грузии в Батуме был возведен еще один рус. правосл. храм - во имя Св. Троицы. Несмотря на активную миссионерскую деятельность, христианизация аджарцев проходила медленно и не привела к заметным успехам. 21 февр. 1890 г. Миссионерское отд-ние приняло решение на время отказаться от проповеднической деятельности и заняться культурно-просветительской работой (Обзор. 1910. С. 45). Для изучения обстановки в Батумский окр. были направлены свящ. Озургетского у. Евфимий Талаквадзе и член Гурийско-Мингрельского миссионерского отд-ния Иона Меунаргия с поручением составить список подлежащих восстановлению церквей и мон-рей, а также указать места для открытия школ.

http://pravenc.ru/text/168201.html

К прискорбию, священники, встречавшиеся на пути, все были из числа не получивших образования и совершенно не владеющие русским языком. Дети в школах хоть немного говорили по-русски, старшины и многие из почетных крестьян объяснялись с владыкой на русском языке, а священники оказывались в этом отношении гораздо ниже своей паствы. Образованных иереев в Гурийско-Мингрельской епархии очень мало: из 442 едва только 40 получили образование. Этот факт, весьма печальный, и объясняет то явление, что в Гурии и Мингрелии в школах законоучители по большей части только числятся, потому что не могут исполнять программ и руководить занятиями. Этим же объясняется и то удивительное на первый взгляд явление, что некоторые священники, вопреки общему народному желанию, иногда являются противниками открытия в их приходах церковных школ. Особенно многолюдное собрание встретило архипастыря в сел. Мерия, где собрались представители Хварбетского общества, учащиеся в двухклассной министерской и в одноклассной церковной школах, духовенство, многочисленные представители местных дворян и крестьяне. Владыка обратился к многочисленному собранию с одушевленной и убежденной речью. В селении Эцери (Дуабзийского сельского общества) владыку встретили русские поселенцы из отставных солдат, поселенные здесь после минувшей русско-турецкой войны. Они просили об устроении у них церкви и школы для детей; богослужения на русском языке они не слышат и чувствуют, что одичали. Въезд архипастыря в гор. Озургеты совершился с необыкновенной торжественностью. При входе в собор настоятель его священник Василий Думбадзе приветствовал высокого посетителя речью. Из собора архипастырь проследовал в военную церковь , где также был приветствуем священником Думбадзе, а затем проехал в духовное училище. Здесь в домовой церкви было совершено молебствие; пели ученики училища по-церковнославянски и по-грузински. Владыка сказал слово, в котором указал, что здесь, под сенью этого храма, учат детей, в училище, которое является единственным духовно-учебным заведением в обширном крае, граничащем с Турцией и с десятками тысяч единоплеменного народа – в Артвинском округе и Аджарии, – прежде православного, а ныне исповедующего мусульманство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

До присоединения Грузии к России Грузинская Православная Церковь насчитывала 13 епархий, 7 архиереев, 799 храмов, 746 священников, 146 диаконов, 75 монахов. В начале ХХ в. в Грузинском Экзархате имелось: 4 епархии (Грузинская, Имеретинская, Гурийско-Мингрельская и Сухумская), 1.278.397 человек православного вероисповедания, 2354 храма, 26 мужских и 5 женских монастырей, 1716 священников, 231 диакон, 526 монахов, 100 монахинь, 179 церковных библиотек, 590 церковно-приходских школ и 13 монастырских училищ. Кроме того, насчитывалось большое количество послушников, послушниц, приходских опекунов и монастырских больниц. В то же время происходило вытеснение грузинского языка из богослужения, преподавание в семинариях также велось на русском языке. Сократилось число епархий, церковное имущество оказалось в распоряжении русских властей, экзархами назначались архиереи русской национальности. Внутреннее духовное развитие Экзархата ограничивалось условиями Синодального управления Русской Православной Церкви. Бюрократическая опека со стороны светских властей, прямое вмешательство их в церковные дела, стремление превратить Церковь в одно из звеньев государственного аппарата — все это было и печальной действительностью, и реальной преградой для нормальной жизнедеятельности Церкви. Это вызывало многочисленные протесты. В конце XIX — начале XX в.в. существовало ясно выраженное стремление православных грузин к автокефалии. Особенно усилились автокефалистские устремления в ходе работы Предсоборного Присутствия (1906–1907), созванного с целью подготовки и изучения проекта предстоящих реформ в Русской Православной Церкви. В феврале 1917 г. в России произошла революция, а 12 марта в древней столице Грузии Мцхета было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви без согласия всей полноты Церкви. Законный экзарх Грузии архиепископ Платон был насильственно отстранен от своих обязанностей. Автокефалию Грузинской Церкви признало лишь Временное Правительство, что еще больше разожгло внутрицерковный конфликт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Тб., 2000. 6(18). С. 4). 12 марта 1917 г. в патриаршем соборе Светицховели была самопровозглашена автокефалия ГПЦ. 5 мая настоятель Н. архим. сщмч. Назарий (Лежава) был поставлен настоятелем мон-ря Гелати . Причт выбрал на должность настоятеля Н. игум. Иоанна (Карселадзе), управлявшего мон-рем Зедазени , однако местоблюститель Патриаршего престола еп. Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе) не утвердил его. 23 авг. 1917 г. временно управляющим Н. был назначен архим. исп. Амвросий (Хелая) (НА Грузии. Ф. 1. Д. 505. С. 1-2; Д. 523. С. 1). 8-17 сент. 1917 г. на Первом церковном Соборе ГПЦ был избран католикос-патриарх сщмч. Кирион III (II) (Садзаглишвили) , назначивший настоятелем Н. свое доверенное лицо - иером. Тарасия (Канделаки), с возведением его в сан архимандрита. Н. после 1917 г. В мае 1918 г. меньшевистское правительство Грузии произвело секуляризацию церковного имущества, в результате чего экономическое положение мон-рей и в целом Церкви значительно ухудшилось. 12 нояб. 1918 г. митр. Тифлисский Леонид (Окропиридзе) писал в Католикосский Совет, что архим. Тарасий уже полгода как по своей воле оставил пустынь и никто не знает, где он находится. Братия Н. рассеялась, остались только двое монахов, к-рые на тот момент проживали в с. Хашми. Один из них за неделю до этого приходил к митр. Леониду и жаловался, что жители Хашми отняли у них все монастырское имущество (виноградники, мельницы, дома, скот). Митр. Леонид писал, что ввиду этих обстоятельств он освобождает архим. Тарасия от должности управления мон-рем и просит Совет ходатайствовать о возвращении монастырского имущества. Известно, что на тот момент Н. официально принадлежало в Тифлисском у. 3584 десятины (2779 десятин - пастбища, пашня и др., 695 десятин - непригодные места, десятина - двор мон-ря, 10 десятин - виноградники в с. Хашми) (НА Грузии. Ф. 1. Оп. 1. Д. 343. С. 80-81). Эти земли за Н. утвердила в нояб. 1886 г., при архим. Макарии (Мататашвили), Генеральная комиссия размежевания земель (Иверия. 1886. 264. С. 2). Последний настоятель Н. иером. Михаил (Мандария) приложил все усилия для восстановления в обители монастырской жизни, но это оказалось невозможным. Положение усугубляли неоднократные разбои татар. пастухов и др. грабителей. В 1921 г. груз. историк прав. Евфимий Такаишвили писал о том, что ученые неоднократно обращались в правительство и МВД с просьбой выделить охрану главным церквам и мон-рям Гареджи, разъясняли властям значение Н. и лавры Давидгареджи «не только в религиозном и культурном смысле, но и политическом», писали, что «эти монастыри являются аванпостами грузинской колонии и населения на границе с татарами, и если их не будет, богатое и красивейшее место останется толпе татаров» (Сакартвело (Грузия): Газ. Тифлис, 1921. 34. С. 3-4). Однако меры по сохранению мон-рей приняты не были, в скором времени (до лета 1923) в Н. прекратилось богослужение.

http://pravenc.ru/text/2564744.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010