Делегация Русской Церкви приняла участие в отпевании Антиохийского Патриарха 10 декабря 2012 г. 10:12 9 декабря 2012 года делегация Русской Православной Церкви во главе с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом приняла участие в траурных мероприятиях по случаю кончины Блаженнейшего Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Игнатия IV . Чин отпевания в соборе святителя Николая Чудотворца в бейрутском районе Ашрафия возглавили Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей , Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом , Блаженнейший Архиепископ Албанский Анастасий . В нем приняли также участие прибывшие в Бейрут на траурные мероприятия делегации Поместных Православных Церквей, возглавляемые митрополитом Гермопольским Николаем ( Александрийский Патриархат ), митрополитом Филадельфийским Венедиктом ( Иерусалимский Патриархат ), митрополитом Лентехским и Цагерским Стефаном ( Грузинский Патриархат ), епископом Моравичским Антонием ( Сербский Патриархат ), архиепископом Нижнедунайским Кассианом ( Румынский Патриархат ), митрополитом Лангадийским Иоанном ( Элладская Православная Церковь ), епископом Квебекским Иринеем ( Православная Церковь в Америке ). Молитвословия, включавшие, по обычаю Антиохийской Церкви, пасхальные песнопения, возносились на арабском, греческом, церковнославянском, сербском, грузинском и румынском языках. В храме также присутствовали: Президент Ливанской Республики М. Сулейман, Премьер-министр Ливана Н. Микати, главы и представители инославных конфессий, Посол Российской Федерации в Ливане А.С. Засыпкин, другие члены дипломатического корпуса, аккредитованные в Бейруте, многочисленные клирики и миряне Антиохийского Патриархата , представители общественности Ливана и Сирии. По окончании отпевания Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом и Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий обратились к членам Священного Синода Антиохийской Православной Церкви со словами соболезнования в связи с постигшей ее утратой.

http://patriarchia.ru/db/text/2643143.ht...

«Древние монашеские традиции в условиях современности» В Новоспасском монастыре начало работу направление XXIV Международных Рождественских образовательных чтений 27 января, 2016 В Новоспасском монастыре начало работу направление XXIV Международных Рождественских образовательных чтений 26 января 2016 года в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре Москвы Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност возглавил работу направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений. Открывая пленарное заседание, Его Высокопреосвященство передал участникам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, поблагодарил всех докладчиков и слушателей Чтений и пожелал им плодотворной работы. В президиуме присутствовали:  сопредседатель – епископ Воскресенский Савва, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы; куратор – игумения Иулиания (Каледа), Заместитель Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, Председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества; митрополит Саратовский и Вольский Лонгин; митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Элладская Православная Церковь); митрополит Алавердский Давид (Грузинская Православная Церковь). В докладе «Монашеское делание как обретение внутреннего Царствия Божия» митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий напомнил, что Царствие Божие есть благодатное состояние души, пребывающей с Богом, ради Которого стоит отказаться от самых дорогих сердцу вещей и привязанностей. Наиболее решительное и определенное отречение предполагается в принятии монашества. Ради самого главного в жизни – Бога – инок жертвует наиболее ценным в глазах людей мира сего – своеволием, плотским наслаждением и материальным богатством.

http://pravmir.ru/drevnie-monasheskie-tr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Македонцы домогаются томоса от Константинополя Разворачивается интрига вокруг предполагаемого посещения Скопье патриархом Варфоломеем 17.03.2023 303 Время на чтение 3 минуты Источник: Независимая Газета Встреча патриарха Варфоломея и президента Северной Македонии в патриаршей резиденции 11 марта 2023 года. Фото сайта ec-patr.org На греческом ресурсе «Orthodox Times”, поддерживающем Константинопольский патриархат, 9 марта появилось объявление: «Патриарх Вселенский Варфоломей не посетит Скопье» и, следовательно, не предоставит томос, столь ожидаемый недавно легализованной и получившей автокефалию Македонской церковью (Охридской архиепископией). Поводом для опровержения стали утверждения со стороны некоторых СМИ Северной Македонии о том, что в этом году глава Константинопольского патриархата (КП) собирается посетить Скопье. Газеты ссылались на представителя КП митрополита Имбросского и Тенедосского Кирилла Драгуниса, который рассказал об этом при посещении македонского Свято-Бигорского монастыря. Мол, греческий архиерей заверил, что в этом году патриарх Варфоломей посетит Северную Македонию и лично передаст архиепископу Охридскому и Македонскому Стефану (Веляновскому) «ожидаемый Вселенским патриархатом объем автокефалии», приводит цитату издание «Нова Makeдohuja». На сайте обители действительно имеется информация о том, что 18 февраля Драгунис посещал монастырь. Однако он не заявлял, что Варфоломей уже вовсю готовится к поездке, а лишь выразил надежду, что когда-нибудь такое случится, Охридская архиепископия получит томос об автокефалии из его рук. Очевидно, что в Северной Македонии до сих пор не могут смириться с тем, что духовную независимость они получили не от Вселенского, а от Сербского патриархата. Напомним, что Македонская православная церковь (МПЦ) в своем нынешнем виде существует начиная с 1967 года, когда была учреждена решением III церковно-народного собора в городе Охрид как автокефальная. До этого времени она находилась в юрисдикции Сербской православной церкви (СПЦ). До мая 2022 года МПЦ не имела общения ни с одной поместной православной церковью. 9 мая Синод Константинопольской церкви восстановил каноническое общение с македонцами. 5 июня Стефан (Веляновский) получил томос об автокефалии из рук Сербского патриарха Порфирия. На сегодняшний день Охридскую архиепископию помимо Константинопольского и Сербского патриархато, признали Русская, Болгарская, Элладская, Антиохийская, Румынская, Грузинская, Албанская церкви, а также Православная церковь Чешских Земель и Словакии.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/17/makedo...

Закрыть «Преподобный Сергий Радонежский - не только молитвенник, но и выдающийся государственный и общественный деятель» 700-летие своего небесного покровителя отпраздновала Троице-Сергиева Приморская пустынь 09.10.2014 229 Время на чтение 4 минуты 8 октября в Троице-Сергиевой Приморской пустыни состоялись главные петербургские торжества в честь 700-летнего юбилея преподобного Сергия Радонежского. Более 8000 тысяч паломников во главе с епископом Царскосельским Маркеллом прошли к обители Крестным ходом от железнодорожной платформы Сергиево (Володарская). В колонне крестоходцев находились первые лица Администрации Санкт-Петербурга, в том числе вице-губернатор Василий Николаевич Кичеджи. В возрожденной обители большую часть паломников принял храм во имя преподобного Сергия Радонежского, богослужение в котором возглавил архиепископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии. Ему сослужили архиепископ Сурожский Елисей (Русская Православная Церковь в Великобритании и Ирландии), епископ Бобруйский и Быховский Серафим (Белорусская Православная Церковь), епископ Глазовский и Игринский Виктор, епископ Армавирский и Лабинский Игнатий, представители Грузинской, Греческой, Украинс кой и Финской Православных Церквей, духовенство Санкт-Петербургской митрополии. Перед началом литургии за помощь в организации в городе на Неве празднования в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского Василий Николаевич Кичеджи был награжден медалью апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Он поздравил паломников от имени губернатора Санкт-Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко. В этот день праздничная служба в Троице-Сергиевой пустыни, по примеру Троице-Сергиевой Лавры, проводилась одновременно во всех действующих храмах монастыря, которых насчитывается пять. В недавно отреставрированном храме святого мученика Валериана в Зубовском корпусе богослужение возглавил епископ Царскосельский Маркелл. Обращаясь к прихожанам, он напомнил, что задача христианина: « стремиться к Богу, каждый выполняя свою миссию здесь, на земле. Преподобный Сергий Радонежский для нас не только памятник исторических событий, а светильник, свидетель того, что можно сделать, превратив свое собственное сердце в обитель Пресвятой Троицы ».

http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/09/pr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вид на Метехи в Тбилиси. Фотография. XIX в. [Груз. ], ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XIII в.; в XIII-XVII вв.- муж. мон-рь) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположена на отроге Метехской горы, на левом берегу р. Куры, в Исани (ныне Авлабари), исторической части г. Тбилиси. Метехская скала, М. и памятник основателю Тбилиси царю Картли св. Вахтангу Горгасали (2-я пол. V в.), поставленный на площадке у церкви (1967), являются важными элементами силуэта Ст. Тбилиси, это один из символов города. По сведению груз. ученого XIX в. П. И. Иоселиани , храмовый праздник М. (очевидно, Метехской иконы Божией Матери) отмечали в субботу на 5-й седмице Великого поста ( Иоселиани. 1866. С. 23). Этимология названия Этимологию названия церкви возводят к груз. слову «техва» ( - «ломить», «разбивать» в значении «побеждать»). Согласно народным преданиям, на этом месте царь св. Вахтанг Горгасали разгромил вторгшихся в пределы царства овсов и воскликнул: «Я разбил врага!» (груз.: !). По другой версии, - нарушение слова, клятвы, мира. Французские путешественники XVIII и XIX вв. Ж. Шарден и Ф. Дюбуа де Монпере пересказывают следующее предание: некий груз. царь нарушил мир (rompu la paix) с соседним князем и во искупление грехов выстроил церковь Rupture (с франц.- «сломанный, нарушенный») ( Шарден. 1975. С. 320; Dubois de Montp é reux. 1839. P. 228). В научной лит-ре бытуют 2 т. зр.: этимология наименования церкви связана с обрывистым скалистым берегом Куры, на котором она стоит (А. Н. Муравьёв, З. Чумбуридзе, И. Майсурадзе); название происходит от греч. слова μετοχ (подворье) (Иоселиани, Д. З. Бакрадзе, Н. Чубинашвили). История Согласно исторической традиции, М. была воздвигнута в сер. V в. св. Вахтангом Горгасали ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 336; Brosset. 1851 . P. 43; Иоселиани. 1866. С. 11, 23). Муравьёв ошибочно считал, что при царе Вахтанге церковь называлась «Голгофа» ( Муравьёв. 1848. С. 36). У Метехской скалы, в месте, где р. Кура резко сужается, со времен основания города был перекинут деревянный мост, на к-ром стоял большой «Честной крест моста». Недалеко от него в 786 г. арабы сожгли останки мч. Або Тбилисского . Высказано предположение, что на этом месте уже в IX-X вв. действовал монастырь во имя Пресв. Богородицы, где в 1013 г. было переписано Четвероевангелие (Кут. 363; Джоджуа. 2002. С. 54-60), в пространной приписке к которому (Кут. 363. Л. 40-44 об.) обитель именуется «лаврой св. Богородицы Сагодебели» (груз. - место плача, городское кладбище). Так же в древности называли и район Исани (Авлабари). Упомянуты также заказчик рукописи - мать крупного феодала Гургена Бери, и переписчик - мамасахлиси (т. е. настоятель) Афанасий Цибнаури ( Джоджуа. 2002. С. 50-51).

http://pravenc.ru/text/2563070.html

поиск:   разделы   рассылка Станислав Минин Рождественский пикет – лучший подарок " братьям по вере " Или как дьякон Кураев собирался поздравлять католиков с праздником Источник:  НГ-Религии Необычный рождественский подарок начиная с середины декабря готовил " братьям-католикам " известный православный проповедник, дьякон Андрей Кураев. Свежей идеей он поспешил поделиться с посетителями своего интернет-форума на сайте www.kuraev.ru. Отец Андрей – большой оригинал. Пикет возле храма – это же настоящий сюрприз для католиков, идущих на рождественскую мессу! Планировалось следующее: примерно в 12 часов дня 24 декабря, в канун Рождества по григорианскому календарю, православная молодежь с " добрым, а не протестно-возмущенным выражением лиц " должна была собраться в православном храме святого Иоанна Предтечи на Красной Пресне. Предполагалось, что борцы за святую Русь подготовят плакаты со следующими лозунгами: " Русское Рождество – 7 января! " , " Прекратить шельмование Русской Православной Церкви! " , " Православная Церковь не отстала! Она верна! " Из храма пикетчики под предводительством самого дьякона Андрея Кураева должны были двинуться в направлении католического собора Непорочного Зачатия, что на Малой Грузинской улице, здесь же на Красной Пресне. Что это, антикатолическая акция, спросите вы? " Нет! " – заявил Андрей Кураев, логика рассуждений которого понимается с большим трудом. Дьякона, а вместе с ним и православную молодежь, готовую откликнуться на призыв проповедника, беспокоит, что каждый год накануне Рождества по григорианскому календарю российские журналисты " причитают " по поводу " ретроградности " Русской Православной Церкви (РПЦ), которая и сегодня пользуется юлианским календарем. Именно против " шельм-журналистов " и предполагалось выступить. " Хватит тыкать нас примером западной прогрессивной новостильности! " – возмущался Кураев. Возникает вопрос: может быть, всем возмущенным существующими тенденциями в современной российской журналистике стоило бы собраться возле Дома Союза журналистов? Может, пикетировать следовало бы редакцию одного из изданий, позволяющего себе " отказывать " РПЦ в ее праве отмечать Рождество 7 января по григорианскому календарю? В действительности, в прошедшем году никто из журналистов не успел обличить " ретроградный " юлианский календарь, во всяком случае, никто в этом явно замечен не был. Впрочем, может быть, сработал страх прогневить " господствующую Церковь " ?

http://religare.ru/2_24952.html

Сестра Васса (Ларина): «Так же, как моя Церковь, я испытала, что мы прошли через совершенно уникальные изменения» Христос призывал всех нас «Идти и учить все народы». 1 октября, 2014 Христос призывал всех нас «Идти и учить все народы». Сестра Васса (Ларина), православная христианка, в течение двадцати пяти лет жила монашеской жизнью. Она получила степень магистра в православной теологии в Мюнхенском Университете Людвига Максимилиана. Там же в 2008 году она получила докторскую степень под научным руководством Роберта Тафта. С января 2009 года она преподает литургическую науку в Венском Университете. Также сестра Васса ведет популярное видеошоу на ютубе, «Кофе с сестрой Вассой», где она обсуждает литургические, церковные и духовные вопросы. — Что значит для Вас как для монахини и ученого общаться с широкой всемирной аудиторией посредством Вашего канала на YouTube? — Я считаю, что такой вид общения – это мое «послушание», как мы говорим по-русски, и значит – моя обязанность. Мой духовный отец, архиепископ Берлина и Германии, владыка Марк, не только отправил меня получать ученую степень и позже благословил меня преподавать в Венском Университете. Также он благословил меня делать эти видеозаписи, в рамках моих научных трудов. Он не отправлял меня получать докторскую степень просто ради того, чтобы стимулировать клетки моего головного мозга или чтобы украсить мое резюме. Меня благословили на получение теологического образования, чтобы я могла служить другим людям, делиться этим даром с другими. Сегодня в академических кругах становится все более популярным формат профессорских курсов в Интернете, поскольку они доступны более широкой публике. Однако я, православная христианка, являюсь не только членом академического сообщества, но также и частью Церкви. И поэтому я стараюсь быть полезной, как могу, как и другие люди, принадлежащие Церкви. Что же касается широкой аудитории, я благодарна за то, что она есть. Я никогда не ожидала, что добровольцы из рядов моих зрителей будут переводить мои видеозаписи на разные языки. У нас теперь есть субтитры на русском, греческом, сербском, испанском, румынском, болгарском, украинском, словацком, и раз от раза добавляются субтитры на японском, португальском, грузинском, венгерском, финском и даже арабском. Мы получаем благодарственные письма из раздираемой войной Сирии, из Южной Африки, и очень много писем из России, Сербии и Греции, даже с горы Афон. Христос призывал всех нас «Идти и учить все народы». И мужчины и женщины во времена ранней Церкви откликнулись на этот призыв с великим энтузиазмом. Даже грешная самаритянка, о которой говорит Евангелие,  сумела обратить целую деревню в христианскую веру, распространяя Слово о Нем. Итак, если сегодня мы можем распространять Слово о Нем через Интернет, а также слова о Его святых, то, я считаю, мы можем быть исключительно благодарны за эту возможность – откликнуться на призыв Христа.

http://pravmir.ru/sestra-vassa-larina-ta...

     Младенцы, рожденные в результате использования не благословляемых Церковью биомедицинских технологий, требуют особой заботы и любви, заявили в РПЦ. Общественная дискуссия о суррогатном материнстве на днях вновь разгорелась в связи с рождением двойни у Аллы Пугачевой и Максима Галкина. Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда пояснил в комментарии " РГ " , что Церковь четко и недвусмысленно сформировала свою официальную позицию по вопросу суррогатного материнства в Основах социальной концепции, принятых еще в 2000 году: - В тексте этого документа говорится, что " вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка " заказчикам " , противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе " . А также, что такая методика " предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя " . Другие Православные церкви (Сербская, Болгарская, Грузинская и проч.) в данном вопросе согласны с Русской. Церковная традиция рассматривает суррогатное материнство как вмешательство в таинство брака, которое строится исключительно на отношениях одного мужчины и одной женщины, независимо от их способности к рождению детей. Важно подчеркнуть, что бездетность никогда не рассматривалась Церковью как свидетельство неполноценности брачного союза. Конечно, отцовство и материнство, желание воспитывать детей - все это заложено в сердце человека Самим Богом, а отсутствие подобных чувств может свидетельствовать об эгоизме. В то же время исполнение даже самых естественных желаний любой ценой и любыми средствами может вредить целостности души человека. Кроме того, в России множество сирот лишены материнской и отцовской заботы, и их усыновление может стать достойным признания подвигом бездетных пар. К совершению этого подвига Церковь призывает всех, для кого неспособность иметь детей очевидна.

http://pravoslavie.ru/65050.html

В 145 году – 7145 от сотворения мира, т.е. в сентябре-августе 1636–1637г. от Рождества Христова, старец Арсений Суханов , будучи архидиаконом Чудова монастыря и в то же время патриаршим, был послан в числе посольства, отправлявшегося в Грузию «для исправления православные храстианские веры». Так как об этом посольстве нам нигде не попадалось никаких сведений, которых мы не нашли и в истории преосв. Макария, то мы сообщим все – по возможности сведения, которые нам удалось собрать об этом посольстве. Членами этого посольства были князь Федор Волвонский, дьяк. Артемий Хватов, от Живоначальной Троицы Сергиева монастыря соборный старец бывший Ипацкий архимандрит Иосиф, да черный поп Алексей, да из Чудова монастыря черный дьякон, что был в соборе – архидьякон Арсений (наш старец Арсений Суханов) , церкви Покрова Пресв. Богородицы с Покровки священник Григорий (умерший на дороге в Грузию) 1  и дьякон Антоний «от святого Георгия из за Москвы-реки» (теперешняя Георгиевская, в Яндовах, церковь ). Это посольство было отправлено в Грузию по поводу заявленного грузинским царем Теймуразом желания присоединить свое царство к московскому государству, вступить в вассальные отношения к московскому царю. В это посольство входило как бы два посольства – посольство светское, светских чинов, и посольство духовное, посольство особ духовного чина, посланное по поводу посылки в Грузию первого. Целью первого посольства было заключить с царем Теймуразом договор о верном подданстве его московскому государству и привести его и ближних людей его к крестному целованию в верности исполнения этого договора. Тогда как это первое посольство как бы принимало грузинское царство со светской, так сказать, стороны, второе посольство – как бы принимало его с духовной стороны, принимало грузинскую церковь , и целью его было поставлено – осмотрение и исправление православной христианской веры в Грузии; оно было послано, как выражается Арсений Суханов , «для рассмотрения Иверского царства народа веры, как они веруют и нет ли у них каких прибылых статей иных вер, да будет у них есть что не справчиво и нам велено им о том говорит, чтоб он в том исправилися» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В тосте, произнесенном в четверг вечером накануне открытия Святого и Великого собора, Вселенский Патриарх Варфоломей Константинопольский – первый среди равных епископов Православной Церкви – выразил сочувствие Антиохийской Церкви, страдающей от воинствующего исламизма. Он выразил огорчение в связи с «острыми и сложными проблемами, с которыми сталкиваются братья-предстоятели поместных Православных Церквей в плане нетерпимости и религиозного фанатизма, – в первую очередь древний Антиохийский патриархат и к наш возлюбленный предстоятель, Патриарх Иоанн Антиохийский». Однако когда Его Всесвятейшество поднимал свой бокал, эти слова могли быть восприняты как  горькая чаша Антиохийской Церковью, отсутствия которой на соборе Варфоломей мог бы не допустить. Более того, присутствие Антиохии могло бы стать ключевым моментом в том, чтобы собор стал выражением единства и братства вселенского православия – на которое так надеялся Вселенский Патриарх и которое представляется все менее достижимым. Святой и Великий собор Православной Церкви, проходящий в эти дни на Крите, готовился около пяти десятилетий. Вопреки тому, что пишут СМИ, Православная Церковь неоднократно собиралась на такие соборы в период после VIII и даже XI века, хотя некоторые и считают, что конец соборной эпохи ознаменовался Седьмым вселенским собором (787) или Великой схизмой (1054). Еще одно отступление от правды, неоднократно повторявшееся в заявлениях и докладах (в особенности – официальных представителей Вселенского патриархата) заключается в том, что решение о созыве собора было принято единодушно и подписано всеми четырнадцатью общепризнанными автокефальными Православными Церквами. Это не соответствует истине: Антиохия никогда не подписывала документы, относящиеся к созыву собора. Почему Антиохия отсутствует? И каковы будут последствия ее отсутствия для Православных Церквей? Чтобы понять, почему Антиохия никогда не ставила вою подпись «за собор», нужно провести различие между ее возражениями и другими возражениями, которые появились в последнее время. Некоторые соборные документы содержат фразы или темы, которые стали объектом критики. Именно по этой причине две Церкви – Болгарская и Грузинская – приняли решение не присутствовать на соборе. А поскольку настоящего православного консенсуса уже не получалось, от участия также отказалась Русская Церковь.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010