Церковно-государственные отношения в 20-30-е годы правильнее обозначить как отношение новой государственной власти, представляющей новое социально-политическое устройство на территории бывшей Российской империи, к Русской Право славной Церкви и религии как таковой. Декрет советской власти от 23 января 1918 г. " Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви " лишь на бумаге отделял Церковь от государственной власти, на деле она как духовный противник коммунистической идеологии была лишена гарантий правовой защищенности. Достаточно вспомнить о кощунственной акции вскрытия святых мощей в 1919 г., о кампании 1921 г. по изъятию церковных ценностей, о вмешательстве государства во внутрицерковные канонические вопросы (требование ОГПУ в августе 1930 г. к митрополиту Петру отказаться от патриаршего местоблюстительства) Но даже формальное отделение Церкви от государства было перечеркнуто Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. " О религиозных объединениях " . Церковь как единый организм, а в правовом отношении как юридическое лицо для советского государства не существо вала; существовали " общины верующих " , отношения с которыми определяла власть на местах, а политику - Отдел по делам религий при Совнаркоме. Атеизм был возведен в ранг государственной политики. Задача советского государства - планомерное уничтожение " религиозных предрассудков " - завершается ликвидацией в 1935 г. Отдела по делам религий при Совнаркоме после тотального разгрома Церкви в период с 1929 по 1934 гг. Хаос революции и гражданской войны, гонения на Русскую Православную Церковь (по масштабу превзошедшие трехвековое гонение в Римской империи) усугублялись церковными разделениями. Главной причиной их в 20-е годы было отношение к безбожной власти, к историческому катаклизму, который раз рушил традиционные политические, социально-экономические, правовые, религиозно-нравственные устои общественного бытия. До 1921 г. церковными разделениями были самопровозглашенные в нарушение церковного канона автокефалии. Так в 1917 г. образовалась Грузинская автокефалия, в 1918 г. - Украинская, в 1920 г. - Белорусская. Мотивом их образования было установление независимости от централизованного управления в пределах революционной России.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/430/...

поиск:   разделы   рассылка Константинопольский патриарх не имеет связи с украинскими раскольниками В конце июля в столицу Украины на торжества, посвященные 20-летию служения на Киевской кафедре Блаженнейшего митрополита Владимира, прибыли делегации Поместных Православных Церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Польской, Православной Церкви Чешских земель и Словакии, Православной Церкви в Америке. В день памяти святого равноапостольного князя Владимира члены делегаций вместе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром, постоянными членами Священного Синода Русской Православной Церкви и другими иерархами сослужили Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за Божественной литургией на Соборной площади Успенской Киево-Печерской лавры. В ходе пребывания в Киеве ряд представителей Поместных Церквей в интервью порталу " Православие в Украине " высказали свое отношение к проблеме церковного раскола на Украине. В частности, глава делегации Константинопольского Патриархата митрополит Галльский Эммануил выразил убеждение, что к восстановлению церковного единства есть " единственный путь – это возвращение раскольников в Православную Церковь, которую возглавляет митрополит Владимир " . " Считаем, что сам образ, личность и деятельность митрополита Владимира как Предстоятеля Украинской Православной Церкви на протяжении последних 20 лет были и остаются главными факторами стабильности церковной жизни в Украине " , – отметил иерарх. При этом митрополит Эммануил напомнил, что " Константинопольский Патриархат не имеет связей с раскольниками, он их не признаёт и не признáет. И Константинопольская Церковь не имеет другой линии, кроме той, которая присуща всем православным. Не может быть даже и речи об одностороннем признании раскольников " . Говоря о том, что звучащие время от времени утверждения о возможности такого признания никоим образом не связаны с реальностью, он сравнил их с известным произведением У. Шекспира: " Как Шекспир написал " Сон в летнюю ночь " , так и Филарет пытается написать свой " Сон в летнюю ночь " " .

http://religare.ru/2_96163.html

Святейший Патриарх Кирилл встретился с Предстоятелем Грузинской Православной Церкви 21 января 2013 г. 22:46 21 января 2013 года в Патриаршей резиденции Данилова монастыря прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II и делегацией Грузинской Православной Церкви . У входа в Патриаршую резиденцию Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илию встречали председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук. Затем в крестовом храме Патриаршей резиденции Предстоятель Грузинской Церкви совершил молебен. В алтаре храма молился Святейший Патриарх Кирилл. На молебне присутствовали иерархи, священнослужители и миряне Русской и Грузинской Православных Церквей. По окончании службы с амвона храма к Святейшему и Блаженнейшему Католикосу-Патриарху всея Грузии Илии II и присутствующим со словами приветствия обратился Святейший Патриарх Кирилл: «Ваше Святейшество и Блаженство, возлюбленный о Господе собрат и сослужитель Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия! Позвольте мне особым образом приветствовать Вас сегодня в этом храме духовного и административного центра Русской Православной Церкви, ибо Ваш визит, связанный с вручением Вам премии Фонда единства православных народов , по своему значению намного превышает то, что обычно связано с получением премии. Мы приветствуем Вас как Предстоятеля братской, дружественной Грузинской Православной Церкви, с которой Русская Церковь сохраняет духовное, каноническое единство, поддержанное братским сотрудничеством и взаимодействием на протяжении многих лет нашей истории. Мы приветствуем Вас как духовного лидера Вашего народа, особо много потрудившегося в трудные годы становления Грузии в качестве независимого государства. Мы знаем Вашу роль в укреплении и возрождении православной веры в стране, также знаем и Вашу роль в сохранении мира, взаимопонимания и сотрудничества людей разных политических взглядов внутри грузинского общества.

http://patriarchia.ru/db/text/2740075.ht...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Выступление митрополита Илариона на презентации сборника «Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. 1676-1686 г. Исследования и документы»   Презентация прошла 16 сентября 2021 года в Храме Христа Спасителя.  Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сёстры! Сегодня мы предлагаем вниманию собравшихся здесь архипастырей, пастырей, ученых, богословов из разных стран и разных Поместных Православных Церквей наиболее полное собрание документов по истории воссоединения Киевской митрополии с Русской Православной Церковью в 1686 году. Этот коллективный труд объединен высокой идеей: на примере одной важной, но частной проблемы церковных и дипломатических взаимоотношений продемонстрировать единство Русской Церкви, а также духовное, цивилизационное и историческое единство народов Святой Руси в объективном свете документов и исторических фактов. Как Мцхета для Грузинской Церкви, а Печ для Сербской, для Русской Церкви её исторической колыбелью и первенствующей кафедрой был древний Киев. Его наши летописцы и духовные писатели с любовью называли «Матерью городов русских». Перемещение митрополичьей кафедры во Владимир, а потом в Москву в XIII-XIV веках было вызвано историческими потрясениями монгольского нашествия и разорением Киевской Руси. Но и во Владимире, и в Москве Предстоятели Русской Церкви помнили о своей исторической кафедре и сохраняли её именование в своём титуле. Помнила об этом единстве и строго блюла его Святая Константинопольская Церковь, в юрисдикцию которой в те века ещё входила Церковь Русская. Истории известны факты, когда Патриархи Константинопольские выступали против попыток удельных князей разделить Киевскую митрополию, защищали и утверждали её границы как границы нераздельного целого, невзирая на перемены границ политических и образование новых государств. Ещё в 1354 г. святитель Филофей, Патриарх Константинопольский и знаменитый наставник исихастов, рукоположил в святителя Алексия Чудотворца и направил его в Москву как митрополита «Киева и всея Руси», о чём есть соответствующее соборное деяние. В конце XIV – начале XV века святители Киприан и Фотий также проживали в Москве, но по-прежнему объединяли под своим началом кафедры Киева и Москвы, несмотря на сложный, порой напряжённый характер политических взаимоотношений между Московским и Литовским княжествами.

http://mospat.ru/ru/news/88050/

26 февраля 2019 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Для участия в зимней сессии (сентябрь-февраль) приглашены: митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука; митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий; епископ Нарвский и Причудский Лазарь; епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин; епископ Находкинский и Преображенский Николай. ЖУРНАЛ 1 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, управляющего делами Московской Патриархии, председателя организационного комитета празднования десятилетия Поместного Собора Русской Православной Церкви и интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, о состоявшихся торжествах. Справка: С 27 января по 1 февраля 2019 года в Москве проходили торжества, посвященные десятилетию Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года и интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Для участия в праздничных мероприятиях прибыли 301 архиерей Русской Православной Церкви, а также официальные делегации Поместных Православных Церквей: Александрийской во главе с митрополитом Триполийским Феофилактом; Антиохийской во главе с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном Х; Грузинской во главе с митрополитом Горийским и Атенским Андреем; Сербской во главе со Святейшим Патриархом Сербским Иринеем; Румынской во главе с митрополитом Тырговиштским Нифоном; Болгарской во главе с митрополитом Старозагорским Киприаном; Польской во главе с архиепископом Люблинским и Холмским Авелем; Чешских земель и Словакии во главе с Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Ростиславом; Православной Церкви в Америке во главе с Блаженнейшим Митрополитом всей Америки и Канады Тихоном. Иерусалимская Церковь была представлена настоятелем Подворья Иерусалимской Православной Церкви в Москве архимандритом Стефаном (Диспиракисом).

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Интронизация Патриарха Сербского Иринея — фоторепортаж «Мы молимся, чтобы этой страной завладел мир, единство и любовь между народами и затянулись раны ненависти и злобы», — сказал патриарх 3 октября, 2010 «Мы молимся, чтобы этой страной завладел мир, единство и любовь между народами и затянулись раны ненависти и злобы», — сказал патриарх 3 октября 2010 года в Печской Патриархии (Косово и Метохия) в храме Св. Апостолов в Печской патриархии в Косово, в присутствии нескольких тысяч верующих и гостей (по оценкам местной полиции, более 2500) состоялась официальная интронизация Святейшего Патриарха Сербского Иринея. По сложившейся в Сербской Православной Церкви традиции, в Печской Патриархии проводится официальная Патриаршая интронизация с участием представителей Православных Поместных Церквей. Святейший Патриарх Сербский Ириней избран Предстоятелем Сербской Православной Церкви на Архиерейском Соборе 22 января 2010 года. Его первая интронизация была совершена 23 января в соборе Святых Архангелов в Белграде. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в торжествах приняла участие официальная делегация делегация Русской Православной Церкви в составе председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, заместителя председателя ОВЦС протоиерея Николая Балашова, настоятеля Подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерея Виталия Тарасьева и секретаря ОВЦС по межправославным отношениям священника Игоря Якимчука. На интронизацию также прибыл епископ Кливлендский Петр (Русская Зарубежная Церковь). 3 октября 2010 года в храме Святых Апостолов в Печской Патриархии была совершена Божественная литургия с торжественным чином интронизации Святейшего Патриарха Сербского Иринея. Святейшему Патриарху Сербскому Иринею сослужили Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, архиереи Сербской Православной Церкви а также представители других Православных Поместных Церквей: Константинопольской – митрополит Галльский Эммануил, Александрийской – митрополит Пилусийский Каллиник, Антиохийской – архиепископ Филиппопольский Нифон, Иерусалимской – архиепископ Иорданский Феофилакт, Русской – митрополит Волоколамский Иларион, Грузинской – митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, Румынской –  митрополит Ольтенийский и архиепископ Крайовский Ириней, Болгарской – митрополит Видинский Дометиан, Элладской – митрополит Серресский и Нигритский Феологос, Албанской – митрополит Вератийский, Авлонский и Канинский Игнатий, Польской – архиепископ Люблинский и Холмский Авель, Православной Церкви в Америке – епископ Питтсбургский и Западно-Пенсильванский Мелхиседек.

http://pravmir.ru/intronizaciya-patriarx...

поиск:   разделы   рассылка Наталья Горенок Митрополит Лонгин: Я надеюсь, что новые архиереи будут ощущать поддержку своей паствы Источник:  Православие и современность 12 октября в пресс-центре газеты " Комсомольская правда – Саратов " прошла пресс-конференция Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина. В ходе встречи Владыка рассказал о решениях Священного Синода Русской Православной Церкви – об образовании двух новых епархий на территории Саратовской области и создании Саратовской митрополии, и ответил на вопросы журналистов саратовских печатных и электронных СМИ. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 5–6 октября этого года в Москве, из состава Саратовской епархии было выделено еще две канонические структурные единицы, две епархии – Покровская и Николаевская, Балашовская и Ртищевская. Были определены также кандидаты в архиереи, которые были представлены мной, утверждены на заседании Священного Синода, и в ближайшее время состоится их хиротония – возведение в сан епископа. Всего на Синоде было учреждено 10 новых митрополий: в Мордовии, Приморье, в Свердловской, Ростовской, Оренбургской, Рязанской и Иркутской областях, в Хабаровском и Красноярском краях. Таким образом епархии в этих регионах были и разукрупнены, и в то же время объединены в особую структуру, которая в общем не нова для Православной Церкви, поскольку митрополии (это промежуточное территориальное объединение нескольких епархий в составе Патриархата) существовали еще в первые века церковной истории, и вопрос о возвращении подобной практики в Русской Церкви поднимался неоднократно, начиная с XVII столетия. Последний раз – на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в 1917–1918 годах XX века, когда было принято решение о том, что епархии Русской Православной Церкви нуждаются в разукрупнении. Действительно, ни в одной Поместной Православной Церкви нет епархий, протяженность границ которых составляет несколько сотен, а порой и тысяч километров, и население которых может составлять не только сотни тысяч, но и миллионы человек. Для сравнения могу сказать, что самые большие епархии в православных странах, таких, как Румыния и Болгария, насчитывают не более 100 – 200 тысяч человек, а епархии в Греции по нашим меркам просто крошечные: там есть епархии, в которых проживает 10 – 20, максимум 30 тысяч человек. Можно привести в пример также Грузинскую Православную Церковь. Вы знаете, что в Грузии живет сегодня совсем не так много людей – чуть больше трех миллионов, то есть население этой страны приблизительно равно населению Саратовской области. А в Грузии сегодня 38 епархий.

http://religare.ru/2_89600.html

     Общее количество акафистов в мире сегодня насчитывает более двух тысяч. В мире в течение года в среднем появляется около сотни новых акафистов, посвященных преимущественно святым. Почему этот жанр так популярен среди верующих, какому святому написано больше всего акафистов и зачем переводить акафист с другого языка, если он уже написан по-славянски? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал участник рабочей группы по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества, клирик Саратовской и Вольской епархии священник Максим Плякин. Интервью опубликовано в 7, 2019 Всемирное молитвенное творчество — Ваше Преподобие, насколько сегодня развито акафистное творчество в нашей и других Поместных Православных Церквах? — В нашей базе данных новый акафист появляется в среднем каждые 2-3 дня. Примерно 70% этого прироста обеспечивает Русская Православная Церковь (на всей своей канонической территории). За нами следует Румынская Православная Церковь, где за последние десятилетия также зафиксированы десятки новых акафистов. Интересно, что на Украине акафисты пишут не только православные. Там очень активны и греко-католики (униаты). Они составляют акафисты также и своим, католическим, святым, прославленным после разделения Церквей, в том числе и в наше время. Кроме того, известны современные акафисты, созданные латинскими католиками. Наша рабочая группа ведет учет всех существующих в мире акафистов, на любых языках и из любых конфессий. На сегодняшний день в мире написано более 2 100 акафистов. Мы зафиксировали акафистное творчество на 14 языках: церковнославянском, греческом, украинском, польском, английском, французском, финском, чешском, грузинском и др. Поэтому не будет преувеличением сказать, что сегодня акафисты пишут во всем мире. — Насколько акафистное творчество было развито до революции и в советский период? — Автор фундаментального исследования о дореволюционных акафистах А.В. Попов , работая в архиве Святейшего Синода, писал, что на каждый акафист, одобренный цензурой к печати, приходилось еще два-три акафиста, цензурой не одобренных.

http://pravoslavie.ru/123045.html

Архиепископ Волоколамский Иларион: Межцерковные отношения строятся на протяжении многих столетий 9 июля 2009 г. 12:00 Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион ответил на вопросы корреспондента газеты «Персона». — Владыка, как Вам удалось окончить Оксфордский университет? Бесплатно ли Вы там учились? — Я был направлен в Оксфорд по благословению митрополита, ныне Святейшего Патриарха. Мое обучение финансировал Международный христианский фонд св. Андрея, который оплачивал учебу в зарубежных университетах для русских студентов, выезжавших по линии Православной Церкви. — Расскажите о новых функциях отдела, который Вы теперь возглавляете. — Отдел сохранился как церковное учреждение, председатель которого является постоянным членом Священного Синода. Это, кстати, единственный Синодальный отдел, чей председатель имеет такой высокий статус. Из семи постоянных членов Священного Синода пять по кафедрам (митрополиты Киевский, Санкт-Петербургский, Минский, Крутицкий и Кишиневский), и только два по должности — я и управляющий делами Московской Патриархии. Что касается структурных изменений, то Святейший Патриарх произвел административную реформу, которая направлена на то, чтобы сделать систему управления Церковью более эффективной, без дублирования функций разными подразделениями. Наша задача — выстраивание внешней церковной политики, то есть, вся сфера ее взаимоотношений с внешним миром, включая православные церкви, католиков, протестантов, представителей других религий, соотечественников за рубежом, международные организации и правительства стран дальнего зарубежья. Отделу добавлен существенный сегмент — работа с соотечественниками за рубежом. — Владыка, а насколько влияют взаимоотношения между странами на взаимоотношения Церквей? — Межцерковные отношения строятся на протяжении многих столетий. И они не должны ухудшаться из-за политических событий, происходящих в тот или иной конкретный момент истории. Более того, нередко добрые отношения между Церквами помогают решать проблемы, возникающие между государствами или народами. Например, мы признаем территориальную целостность Грузинской Церкви, включая ставшие независимыми Абхазию и Южную Осетию. То есть, мы считаем, что изменение политических границ не должно затрагивать границы Церквей. Это может стать возможным только в случае, если механизм межцерковных переговоров приведет к тому, что будут изменены церковные границы. Сейчас же в Абхазии существует определенная пастырская проблема, которая заключается в том, что Грузинская Церковь , осуществляя церковную юрисдикцию над Абхазией, де-факто туда не может послать ни одного священнослужителя, потому что абхазы не принимают грузинских священников. Поэтому в Абхазии сейчас действуют в основном священники из Русской Православной Церкви, которые находятся там, скажем так, на полулегальном положении, поскольку Русская Церковь не имеет там прямой юрисдикции.

http://patriarchia.ru/db/text/689841.htm...

Грузинская Православная Церковь в 1997 году и Болгарская Православная Церковь в 1998 году прекратили официальное членство во Всемирном Совете Церквей, самом представительном мировом экуменическом форуме, ставшем дискуссионной площадкой для более чем трехсот церквей мира, исповедующих веру в Святую Троицу и в Иисуса Христа как Господа и Спасителя. Выход Болгарской Церкви из ВСЦ произошел в канун не только пятидесятилетия основания Совета на учредительной конференции в Амстердаме в августе 1948 года, но и пятидесятилетия Совещания глав и представителей Православных Церквей мира, состоявшегося в коммунистической Москве несколькими месяцами ранее. В послевоенные годы многим казалось, что в Амстердаме может исполниться мечта многих христиан мира о единстве, мечта, об исполнении которой Православные Церкви постоянно молятся, прося Господа «...о мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех». Отрицательное отношение к контактам с инославными христианами имело и имеет место в православной среде, но, наряду с этим, многие православные иерархи, святые и подвижники высказывали мысли о насущной необходимости общения разделенных Церквей, что стало называться позднее экуменизмом, вселенским церковным мышлением. Священник Павел Флоренский рассказывал о старце Исидоре Гефсиманского скита: «Всю жизнь лелеял о. Исидор эту мысль о необходимости соединить Церкви, и церковное разделение было для него личною болью и личною обидою. " Все мы дети Матери одной, не можем видеть страданий Матери родной " , — скорбно приводил он на память какие-то стихи, и делал это очень, очень часто, — видно, мысль о разделении Церквей сильно беспокоила его» . Преподобный Макарий Глухарев мечтал о постройке в Москве общего храма с тремя отделами для православных, католиков и протестантов как одном из шагов на пути к единству. Местоблюститель Патриаршего престола Константинополя митрополит Дорофей в январе 1920 года в энциклике под названием «К Христовым Церквам всего мира» предложил взаимное сближение и общение различных «Христианских Церквей», несмотря на различия между ними. Эти Церкви названы в энциклике Константинопольского Патриархата даже «сонаследниками, составляющими одно тело». Он предложил основать «Общество Церквей» и в качестве первого шага для сближения принять «единый календарь для одновременного празднования главных христианских праздников». Подобных примеров множество.

http://bogoslov.ru/article/571168

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010