Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Илия: Противостояние между нашими государствами может перерасти в глобальный конфликт Грузинский Первоиерарх поблагодарил Русскую Церковь за признание юрисдикции Грузинской Церкви в Абхазии и Южной Осетии 22.11.2016 1033 «Ваше Святейшество, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл! От лица Грузинской Православной Церкви и от себя лично сердечно поздравляю Вас с семидесятилетним юбилеем! Отмечая такие даты, мы всегда анализируем пройденный путь и внимательно всматриваемся в будущее. Помню, в день моей интронизации ко мне подошел один мудрый человек и сказал: " Господь возложил на Вас тяжелый крест, и для того, чтобы облегчить его, поминайте ваших Царей и Патриархов – они помогут в несении этой непосильной ноши " . С тех пор я исполняю это и всегда ощущаю их помощь. Да помогут и Вам, Ваше Святейшество, Цари и Патриархи земли Русской!» - восклицает Грузинский Патриарх. «Почти сорокалетний опыт моего скромного Патриаршего служения Церкви показал, что хороший результат достигается умением выслушивать друг друга, прислушиваться к мнениям других. Поэтому еще раз хочу поделиться с Вами проблемами, которые касаются Цхинвалской и Сухумо-Абхазской епархии. Как вы знаете, в течение одиннадцати лет я был епископом и митрополитом Сухумо-Абхазским, и там конфликтов никогда не было; всегда мирно жили у нас и осетины. Мы ценим позицию Русской Православной Церкви, которая неоднократно заявляла, что признает юрисдикцию Грузинской Православной Церкви в этих регионах. То же самое было засвидетельствовано и на нашей встрече 19 ноября», - отметил Предстоятель Грузинской Церкви. «Урегулирование взаимоотношений между Россией и Грузией имеет огромное значение для обеих стран. Мы нужны друг другу. Думаю, что Грузия должна быть местом мирного сотрудничества между Востоком и Западом, местом добрососедства. Противостояние же между нашими государствами очень опасно и может перерасти в глобальный конфликт. Однако мы не политики, и нам не по силам предпринимать в этой области серьезные шаги. Но с Божией помощью повлиять на процессы все-таки возможно», - продолжил он.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/11/22/pa...

поиск:   разделы   рассылка Журналы заседания Священного Синода от 30 января 2013 года 30 января 2013 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое в 2013 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр Митрополит Среднеазиатский Викентий Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Омский и Таврический Владимир Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Вениамин Архиепископ Хустский и Виноградовский Марк Архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон Епископ Тираспольский и Дубоссарский Савва Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии ЖУРНАЛ 1 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся визите в Русскую Православную Церковь Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. Справка: С 20 по 26 января 2013 года в пределах Русской Православной Церкви находился Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, прибывший в Москву для вручения ему премии Международного общественного фонда единства православных народов " За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества " имени Патриарха Алексия II. Его Святейшество и Блаженство сопровождала делегация Грузинской Православной Церкви, в состав которой, в частности, вошли викарий Католикоса-Патриарха митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор, митрополит Батумский и Лазский Димитрий, председатель Иностранного отдела Грузинской Патриархии митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим.

http://religare.ru/2_99391.html

В. Колокольцев Утром, 8 июля настоящего года, после тяжелой и продолжительной болезни скончался заслуженный ординарный профессор Александр Федорович Гусев. В лице почившего Казанская Академия потеряла одного из видных и талантливых работников в области богословия. Его имя было известно не только духовной школе, но и обществу, потому что А. Ф. не был кабинетным богословом, а писателем, внимательно следящим за течением современной ему общественной жизни. Долго болел А. Ф., но никто не ожидал скорой развязки: все думали, что покойный „переутомился“, надеялись на летний каникулярный отдых, да и самому А. Ф. не хотелось умирать в глухую академическую пору, когда в академии не осталось ни одного студента, большинство сослуживцев тоже уехало из Казани. Благодаря последнему обстоятельству отпевание не могло состояться в академической церкви, а происходило в приходской во имя Грузинской Божией Матери. Заупокойную литургию совершал Преосвященнейший Хрисант, Епископ Чебоксарский, второй викарий Казанской епархии, в сослужении протоиереев: ординарного профессора академии Е. А. Малова, ректора семинарии А. Ф. Зеленецкого, инспектора академии Н. П. Виноградова , настоятеля Грузинской церкви В. В. Приклонского, священников: М. К. Источникова и о. Четаева – духовника усопшего. Вместо запричастного стиха э.-ординарный профессор академии священник А. И. Дружинин произнес слово, в котором охарактеризовал нравственно-духовные качества почившего, как профессора и как человека вообще. Блажени мертвии, умирающии о Господе. Ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих ( Апок.14:13 ). Великое таинство смерти еще раз совершилось пред нами, возлюбленные братия и сестры. Смерть снова лишила нас одного из ярких светильников высшей богословской науки. На веки замолкли уста, еще так недавно поражавши всех нас силою красноречивого, убежденного, мудрого слова; неподвижна рука, без устали трудившаяся во славу Божию и во благо Святой церкви Великую, невознаградимую утрату понесла в лице почившего собрата и учителя нашего и академическая семья нашего города, потерявшая в нем крупную научную силу, и православная богословская наука, лишившаяся в лице его видного деятеля, давно уже пользующегося вполне заслуженною известностью среди весьма обширного круга читателей, и православная церковь , имевшая в нем горячего, убежденного и могучего защитника, до конца дней своих мужественно боровшегося против врагов Ее учения, Ее уставов и учреждений

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Никорцминда. Фотография. XX в [Груз. ] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (в 1534-1822 в составе Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ; восстановлена в 1917), с кафедрой Никорцминдского архиерея (никорцминдели, николаосцминдели) в мон-ре Никорцминда . География Н. е. включала в себя всю территорию грузинской исторической пров. Рача. Ее юго-зап. и юго-вост. границы проходили «по [селу] Накалоеби по эту сторону горы Окриби и по ту сторону горы Мухури», сев. и сев.-вост. границы - через села «Квешелва, Эрцо, Саджваре, Двалети по ту сторону горы, а также деревни Гебса и Глола» (Грамота 1544 г. царя Имерети Баграта III (1510-1565)// Какабадзе. 1912. С. 8). С запада граница проходила по р. Аскисцкали. Границы епархии не менялись, в XVIII в. груз. историк царевич Вахушти Багратиони писал: «Вверху от Хотеви воды его реки проходят через Агарское ущелье. Над этим ущельем есть Николацминда, купольная церковь, добротно выстроенная. Сидит там епископ, наставник Глолы и всей области Рача внизу от Глолы» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 764). Н. е. принадлежали селения и за пределами епархии: в частности, в источниках упоминается дер. Рцхилати в Аргвети, к-рую вместе с жителями, представителями семей Габисадзе, Чапидзе и Гамезардашвили, пожертвовал Н. е. царь Имерети Баграт III ( Какабадзе. 1912. С. 10). История. До нач. XIX в. После распада в 60-х гг. XV в. единой Грузии на 3 царства и неск. княжеств нек-рые феодалы для расширения своих владений предприняли захват церковных земель. Т. о. в их руках оказалась часть территорий, принадлежавших Кутаисской епархии , распространявшей свою юрисдикцию на царство Имерети, в частности на груз. исторические провинции Имерети и Рача. Кутаисский архиерей не мог противодействовать захвату земель, поэтому молодой и энергичный царь Имерети Баграт III с целью защиты церковных владений и для обеспечения себе политической опоры в лице Церкви после соглашения с католикосом-патриархом Зап. Грузии (Абхазским) Малахией I (Абашидзе) решил основать в Имерети новые кафедры. В 1529 г. из Кутаисской епархии были выделены Гелатская и Хонская епархии, в 1534 г.- Н. е.

http://pravenc.ru/text/2577595.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИШХАНИ [груз. , от арм. главный], муж. мон-рь (30-40-е гг. IX в.- не ранее XVI в. и до XVIII в. с перерывами) и кафедра Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), культурно-лит. центр груз. исторической юго-зап. пров. Тао. Основан прп. Григорием Хандзтийским (Ханцтели) и свт. Саввой Ишхнели в Кларджетской пуст. Расположен в Тортумском ущелье, на правом берегу р. Олту (Олтиси), в т. н. Грузинской долине (близ Юсуфели, иль Артвин, Сев. Турция). Мон-рь воздвигнут на высоком плато, сохранились 2 церкви. На востоке от И. находится одноименная турецкая деревня Ишхан, на северо-востоке от нее - руинированная Ишханская крепость. Ишханское плато с 3 сторон окружено горами: на севере и востоке - Карьол (Кариели), на юге - Арафек, на юго-востоке - Ургюндюз. История Сведения об И. содержатся в груз. средневек. исторических материалах, а также в многочисленных эпиграфических памятниках кафоликона И. Об истории постройки кафоликона И. и об основании здесь обители и епархиальной кафедры стало известно после публикации Жития прп. Григория Ханцтели, осуществленной Н. Я. Марром в 1911 г. Житие было создано Георгием Мерчуле в 951 г. (Hieros. Patr. 2, XI в.- Георгий Мерчуле. 1911; 1963. Т. 1. С. 248-319; Он же. 1982. С. 107, 204; Он же. 1999. С. 253, 324). Прп. Григорий, считающийся возобновителем монашества в Грузии, в VIII-IX вв. подвизался в Тао-Кларджети, где он и его ученики основали много монастырей; прп. Григорий стал архимандритом 12 обителей Кларджетской пуст. В Житии рассказывается, что 1-я церковь в И. была построена в 30-х гг. VII в. арм. епископом-халкидонитом св. Нерсесом III Таеци (католикос Армении в 641-661/2). По мнению В. Джобадзе, этот храм был разрушен в 30-х гг. VIII в., во время нашествия на Грузию арабов под рук. полководца Мервана ибн Мухаммада (Мурвана Глухого) ( Djobadze. 1992. P. 192). Кафоликон мон-ря Ишхани. Общий вид Кафоликон мон-ря Ишхани.

http://pravenc.ru/text/1237981.html

Митрополит Николай: происходящее на Украине – трагедия для всех То, что сегодня происходит на Украине, я могу назвать только одним именем — братоубийственная война. 20 мая, 2015 То, что сегодня происходит на Украине, я могу назвать только одним именем — братоубийственная война. Может ли физик верить в Бога, каким должен быть современный кинематограф, почему Господь допускает войны и гонения на христиан и каким опытом может поделиться с Россией и Украиной Грузия, рассказал в интервью РИА Новости архиерей Грузинской православной церкви митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай (Пачуашвили). О том, может ли физик верить в Бога, каким должен быть современный кинематограф, почему Господь допускает войны и гонения на христиан, а также каким опытом может поделиться с Россией и Украиной Грузия, рассказал в интервью РИА Новости архиерей Грузинской православной церкви митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай (Пачуашвили). Беседовала Милена Фаустова. — События на Украине вызывают активную реакцию мирового сообщества. Церковь, оказавшись заложницей межгосударственного конфликта, также имеет свое отношение к этой трагедии. Иногда из-за разных политических взглядов даже рушатся семьи — родственники, проживающие на Украине и в России, перестают общаться… — То, что сегодня происходит на Украине, я могу назвать только одним именем — братоубийственная война. Мы также пережили и переживаем ее тяжесть — и на уровне межгосударственного конфликта, политических процессов, и на уровне общегражданских, бытовых проявлений. До сих пор в нашем обществе существуют примеры, когда члены одной семьи, разделяющие разные политические убеждения, с напряжением, недоверием и чуть ли не враждой относятся друг к другу. К сожалению, это общая человеческая беда. А самая главная проблема состоит в том, что у людей сегодня не хватает веры. Было бы правильно посмотреть на все происходящее с позиции своего вероисповедания. Могу сказать, что чем больше человек разбирается в истоках своего вероисповедания, тем менее агрессивно он настроен к другому человеку. Общаясь с грузинами, русскими, абхазами, осетинами, я всегда к ним обращался как к христианам, даже если они христианами не были. Ведь независимо от вероисповедания, если люди найдут в себе религиозную мотивацию, если они чаще будут обращаться к своим религиозным истокам, выход из конфликтных ситуаций наверняка будет найден без кровопролитий.

http://pravmir.ru/mitropolit-nikolay-pro...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Словарь понятий и терминов 319 АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ (от греч. αυτς – сам и κεφαλ – голова – самовозглавление) – юрисдикционно и административно независимые правосл. церкви, организованные по национально-территориальному принципу, имеющие собственного предстоятеля (патриарха, митрополита или архиепископа). В настоящее время насчитывается 15 А. ц. В официальном списке (диптихе) они представлены следующим образом: Александрийская; Антиохийская; Иерусалимская; Русская (с 1448); Грузинская (после вхождения Грузии в состав России Грузинская церковь потеряла свою автокефалию и снова обрела ее лишь после Февральской революции 1917); Сербская (с 1219, затем в течение различных периодов истории находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата, последний раз автокефалия была восстановлена в 1879); Румынская (с 1865); Болгарская (с 919, затем в течение различных периодов истории находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата до 1879); Кипрская (с 431); Элладская (с 1833); Албанская (с 1922); Польская (с 1948); Чехословацкая (с 1951); Американская (с 1971). Первым шагом к автокефалии Русской церкви было самостоятельное соборное избрание в 1448 г. митрополитом Московским и всея Руси Ионы (св., память 15 июня). В 1589 г. Константинопольский патриарх Иеремия II возвел в сан Патриарха Московского и всея Руси Иова (причислен к лику святых в 1989 г.). В грамоте, присланной позднее и подписанной всеми восточными патриархами, Московскому патриарху определялось 5-е место после Иерусалимского и устанавливалось право избирать патриарха собором епископов Русской церкви. АВТОНОМНЫЕ ЦЕРКВИЦеркви относительно или частично независимые по отношению к более крупным и более самостоятельным Автокефальным церквам. А. ц. могут быть установлены на уровне епархии, архиепископии, митрополии. А. ц. являются: Синайская архиепископия, Финляндская православн. и Японская автономная правосл. церкви. Автономия устанавливается решением Собора или Синода Церкви-Матери. Догматические решения Церкви-Матери обязательны для А. ц.; глава А. ц. не может канонизировать святых, устанавливать праздники, менять календарь без согласования с Церковью-Матерью; он получает от предстоятеля Церкви-Матери миро. Сегодня в Русской Православной церкви помимо Автономной Японской церкви некоторые экзархаты (Белорусский, Украинский) имеют права автономий.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Первым, кому русский Патриарх протянул руку помощи, был грузинский народ. Еще в конце XV в. Иверский князь просил помощи у великого князя Московского в его борьбе с персами. В те времена Московскому князю еще трудно было оказать действенную помощь единоверному народу Грузии. К середине XVI в. положение грузинского народа еще более ухудшилось: находясь под владычеством Персии, постоянно испытывая набеги турок, перенося от тех и других врагов гонения за христианскую веру, он утратил древнюю чистоту ее. Доведенный жестокими врагами до скорбного состояния, грузинский царь Александр в конце 1586 г. обратился к царю Феодору Иоанновичу с тем, чтобы он принял Грузию под свое покровительство. Царь Феодор дал свое согласие, и тогда в 1588 г. Александр вновь обратился в Москву, на этот раз к Предстоятелю Русской Церкви Святителю Иову, с просьбой ходатайствовать перед русским государем о поддержке Грузии и Грузинской Православной Церкви. Он просил Митрополита Иова прислать в Грузию «для исправления православный веры христианский учительных людей» . В ответ Преосвященный Иов писал, что русский царь «землю твою Иверскую взял в свое царское достояние под свою руку. Мы же царю усердно, с желанием, о тебе вспоминали. И благочестивый царь по твоему прошению и молению тебя пожаловал» . Митрополит Иов обратил внимание Феодора Иоанновича на внутреннее расстройство Грузинской Церкви. Ссылаясь на рассказы грузинских послов, он обрисовал царю бедственное положение их Церкви: духовенство забыло уставы Вселенских Соборов и святые обряды богослужения, храмы запустели и лишились своего благолепия . Русская Церковь отозвалась на призыв братьев по вере: в Грузию были отправлены два монаха Троице-Сергиева монастыря — соборный старец Закхей и иеромонах Иосиф, а также два священнослужителя из московского Чудова монастыря. Им было поручено заняться исправлением обрядовой стороны Грузинской Церкви. Дополнительно были посланы еще и три иконописца для воссоздания благолепия древних грузинских храмов. С ними Предстоятель Русской Церкви отправил в подарок братской Церкви несколько икон, которые, по словам царя Александра, были приняты в Грузии, «как Моисей принимал богописанный закон» .

http://sedmitza.ru/lib/text/439788/

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   14 липня 2008 р. 11:37 14 июля память святых мучеников, чудотворцев и бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших [Стаття] Святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан родные братья, родом из Рима, врачи по профессии, приняли мученическую кончину в Риме при императоре Карине (283-284). Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они вели строгую, целомудренную жизнь и были удостоены от Бога благодатного дара исцеления болезней. Своим добрым и бескорыстным отношением к людям, соединенным с исключительным милосердием, братья многих обращали ко Христу. 16 червня 2008 р. 12:25 16 июня День Святого Духа [Стаття] В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим. 5 травня 2008 р. 11:59 Радоница день особого поминовения усопших [Стаття] Во вторник второй недели по Пасхе (в 2008-м году 6 мая), которая называется неделей Фомы, Православная Церковь отмечает Радоницу день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. 18 2008 р. 14:19 О Лазаревой субботе [Стаття] С субботы шестой недели Великого поста до Пасхи богослужения Православной Церкви посвящены событиям, предварявшим спасительные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа, самим Его страданиям и смерти. 8 лютого 2008 р. 12:33 8 февраля — день памяти святого благоверного царя Давида IV Строителя [Стаття] Сегодня отмечается память блаженной кончины одного из наиболее почитаемых грузинских святых — святого благоверного царя Давида IV Строителя, крупного государственного деятеля, способствовавшего объединению грузинских княжеств в единое централизованное государство.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

еп. Марк (Головков) Приложение 4 Словарь церковных терминов А Автокефалия ( от греч, αυτς – сам и κεφαλ – голова) – самоглавенствующая, иначе Поместная Церковь . А. – канонический термин, обозначающий Православную Церковь, административно не зависящую от других Церквей. На 2006 год имеется пятнадцать Автокефальных Церквей. Согласно русскому диптиху чести и древности, они расположены в следующей последовательности: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская (Московская), Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Под юрисдикцией Иерусалимской Церкви находится Автономная Синайская Церковь , Константинопольской – Финляндская Автономная Церковь и Русской (Московской) – Японская Автономная Церковь. Каждая Поместная Православная Церковь составляет часть Церкви Вселенской, каждая Автономная Церковь – часть Автокефальной. Поместные Церкви по единству веры и основным началам устройства и управления пребывают во взаимном общении. Автономия Церкви ( греч. αυτονομα) – понятие церковного права, означающее такое положение, при котором некоторая Поместная Церковь , входящая в состав Автокефальной Церкви, получает от Церкви–Матери право самостоятельно решать ряд административно – канонических вопросов. Эта зависимость на языке церковно – канонического права выражается словами: «Автономная Церковь входит в юрисдикцию Автокефальной Церкви». Так, например, Русская Православная Церковь предоставила А. Японской Православной Церкви, которая была создана благодаря миссионерской деятельности русских священнослужителей, в особенности просветителя Японии св. равноап. Николая. Основанием для провозглашения А. чаще всего является нахождение данной Церкви в пределах иного государства, чем кириархальная Церковь. Самостоятельность Автономных Церквей ограничена, в частности, ее архиереи поставляются архиереями кириархальной Церкви, ею же утверждается ее статус и Устав, от нее же автономная Церковь получает святое миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010