А.В. Слесарев Глава V. Распространение греческого старостильного раскола вне пределов Элладской Православной Церкви Возникновение и развитие греческого старостильного раскола уже изначально не являлось только лишь внутренней проблемой Элладской Православной Церкви. Протест сторонников юлианского исчисления в самом своем зарождении питался субъективно истолкованным пафосом ревности о хранении неизменности православных устоев и неповрежденности церковной традиции. Иерархическое оформление старокалендарной схизмы в 1935 г. повлекло за собой не просто создание альтернативной церковной структуры, но и провозглашение ущербности благодатной жизни в канонических Поместных Церквях, а то и вовсе ее абсолютное отсутствие. Такая экклезиологическая позиция имела своим естественным следствием активное стремление раскольников к учреждению параллельных церковных структур на канонических территориях других Автокефальных Церквей. В итоге своего почти восьмидесятилетнего исторического существования греческая старокалендарная схизма, с большей или меньшей степенью актуальности, затронула интересы Константинопольского, Александрийского, Московского, Грузинского, Сербского, Румынского и Болгарского Патриархатов. Помимо Элладской Церкви, с проблематикой старостильного раскола соприкоснулись Кипрская, Польская, Чехословацкая и Американская Православные Церкви. Таким образом, раскол греческих старокалендаристов давно утратил свой локальный характер и в той или иной мере затрагивает интересы двенадцати Поместных Православных Церквей. V.1. Старостильный раскол и Константинопольский Патриархат V.1.1. Старостильный раскол и Святая гора Афон Календарная реформа в Константинопольской и Элладской Церквях, проведенная в 1924 г., вызвала негодование не только со стороны группы мирян материковой Греции, но, в гораздо большей степени, породила смуту в среде монашествующих Святой Афонской Горы. Одновременно с образованием «Общества Православных», насельниками монашеской республики был учрежден «Священный Союз Монахов Зилотов» («Ιερς Συνδεσμσ των Ζηλωτων Μοναχων»), опубликовавший в 1926 г. программный документ под характерным названием «Якорь Православия» («Н γκυρα της Ορθοδοξας»). В 1927 г. афонская старостильническая организация была запрещена, а девятнадцать наиболее активных и непокорных ее членов постигла участь изгнания со Святой Горы 741 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До начала XI века обращение в ислам в целом шло медленно, постепенно и могло продолжаться столетиями даже в тех областях, где переход на сторону противника и исламизация хорошо известны по источникам. Вопрос о том, какой стадии достиг этот неравномерный процесс обращения в ислам в большинстве регионов Ближнего Востока, действительно спорный, и точного ответа, наверное, не даст никто. С другой стороны, можно предположить. что примерно через два века после арабского нашествия цикл исламизации не достиг и половинной отметки, как, например, в Египте. Иерусалим к концу X века, вероятно, также оставался по преимуществу христианским городом. Равным образом некоторые области Сирии и Палестины были плотно населены христианами, которые даже в начале XI века составляли большинство. Есть основания полагать, что на территории сиро–палестинского региона все христианские общины вместе взятые составляли большинство населения; во всяком случае, современный, преимущественно суннитский характер регион стал приобретать лишь после ухода крестоносцев в XIII столетии 211 . Когда крестоносцы прибыли сюда, христианский элемент преобладал среди населения ряда городов (например, Антиохии и Эдессы); вероятно, такая же ситуация была и в сельской местности 212 . На юге Сирии и Палестины процент христиан, безусловно, был не столь велик. Большинство составляли мусульмане – шииты и сунниты. Однако даже здесь численность нескольких христианских общин была значительной. Это касается также православных жителей самого Иерусалима, имевших явное численное превосходство. Подтверждение тому мы находим в различных источниках, включая литературные памятники того времени, часть которых еще сохранилась в библиотеке Иерусалимского патриархата. В этой коллекции манускриптов, куда вошли рукописные собрания нескольких монастырей (в том числе обители Св. Саввы и ряда грузинских монастырей), имеются труды XII и XIII веков 213 . Конечно, установить точное число христиан на юге региона не представляется возможным, в частности потому, что латинские источники нередко путают местных арабоговорящих христиан, так называемых сирийцев (которые были православными с сирийским языком богослужения), яковитскими монофизитами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Грузинская Церковь отказалась участвовать во Всеправославном Соборе Соответствующее решение принял Священный Синод ГПЦ 10.06.2016 1765 Представители Грузинской Православной Церкви заявили, что не будут принимать участие во Всеправославном Соборе на Крите из-за игнорирования Константинопольским Патриархатом многих важных для нее вопросов, сообщает РИА Новости. «Для нас был важным вопрос диптиха. Грузинская Церковь, согласно греческому диптиху, не занимает присущее ей место. Собор обошел стороной такие важные для нас вопросы, как церковный календарь, вопрос заключения брака — который Грузинская Церковь активно поставила. Мы посчитали, что будет правильно воздержаться от участия», — заявил митрополит Цилканский и Душетский Зосима (Шиощвили) журналистам после заседания Священного Синода в Тбилиси. По словам митрополита, «если те документы, которые примет Собор, будут приемлемыми, то Грузинская Церковь их примет». «Результаты Собора покажут, насколько каноническими будут принятые им решения. Мы рассмотрим, и если их воспримет Всемирная Церковь, то они будут законными, а если нет, то они не будут обязательными для выполнения», — добавил митрополит. Митрополит Местия-Земо Сванетской епархии Иларион (Китиашвили), в свою очередь заявил журналистам, что «главный принцип единодушия, который лежит в основании проведения Собора, на данном этапе не выполняется, поэтому было принято решение, что Грузинская Церковь воздержится от участия». По его словам, были еще другие аргументы, которые позже будут отмечены в акте Священного Синода. «Наша Церковь не примет участие в Соборе… Есть такие фундаментальные вопросы, которые должны быть учтены Константинопольским Патриархатом и не учитываются. Конкретно о каких вопросах идет речь, Грузинская Патриархия сделает заявление позже», — добавил он. На следующей неделе пройдет заседание Священного Синода Русской Православной Церкви по этому же поводу, рассказал «Ъ» секретарь Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/10/gr...

Протокол заседания Священного Синода Грузинской Православной Церкви от 10 июня 2016 года      10 июня 2016 года в Патриархии прошло очередное заседание Священного Синода Грузинской Православной Церкви. Председательствовал на заседании Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. Секретарём заседания был избран митрополит Сенакский и Чкороцкуйский Шио (Муджири). Католикос-Патриарх Илия II в общих чертах обозрел сложившуюся в связи с проведением Великого и Святого собора ситуацию и затем передал слово представителю Грузинской Церкви в секретариате Великого и Святого собора митрополиту Горийскому и Атенскому Андрею (Гвазава). Митрополит Андрей изложил развитие событий после проведения заседания Священного синода Грузинской Церкви 25 мая с.г. и заявил: «Главной целью созыва будущего собора является демонстрация православного единства перед мировым сообществом и выражение единой позиции Православной Церкви по злободневным вопросам современности. Сегодня же мы с болью в сердце вынуждены сказать, что, исходя из сложившихся реалий, эта цель недостижима ввиду следующих обстоятельств: 1) Несмотря на неоднократные попытки, между Антиохийской и Иерусалимской Церквами по сей день не удалось восстановить евхаристическое общение, хотя надежда на его восстановление сохранялась до последнего времени; 2) Антиохийская Церковь, помимо вышеозначенных причин, ввиду существующих серьёзных проблем в отношении подлежащих рассмотрению вопросов, отказалась от участия в работе собора; 3) Антиохийская Церковь не поставила своей подписи под постановлением предстоятелей Церквей 2016 года, согласно которому было решено созвать Великий и Святой собор, определены дата и место его проведения, а также перечень вопросов, подлежащих рассмотрению. Она также не поставила свою подпись под регламентом работы Великого и Святого собора, ввиду чего этот документ нельзя считать утверждённым. 4) Болгарская Церковь отказалась от участия в соборе и представила свою позицию по ряду тем; 5) Также и Сербская Церковь считает проблематичным участие в соборе и просит перенести его в целях более тщательной подготовки;

http://pravoslavie.ru/94224.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Завершилось пребывание Предстоятеля Грузинской Православной Церкви на украинской земле С 25 по 30 июля 2011 года по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II совершил визит в Киев. 25 июля в аэропорту «Борисполь» Предстоятеля Грузинской Православной Церкви встречал Блаженнейший митрополит Владимир, иерархи Украинской Православной Церкви, епископ Якутский и Ленский Роман, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата  по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, клирики Киевской митрополии. Торжественная встреча Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии состоялась в Успенской Киево-Печерской Лавре, где его приветствовал Предстоятель Украинской Православной Церкви. На площади перед Успенским собором обители Патриарх Илия II совершил благодарственный молебен. На следующий день Предстоятель Грузинской Церкви возглавил открытие в Киево-Печерском заповеднике экспозиции «Иверия и Киево-Печерская Лавра. Благодатные угодья Пресвятой Богородицы». В церемонии также приняли участие  секретарь Предстоятеля Украинской Православной Церкви, глава Отдела внешних церковных связей УПЦ архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр, председатель Синодального отдела УПЦ «Церковь и культура» игумения Серафима (Шевчик), директор Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Мария Громова. Святейший Патриарх Илия осмотрел представленную экспозицию. Выставка проводится по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, она приурочена к первому визиту в Украину Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. Предстоятель Грузинской Православной Церкви также посетил Свято-Ильинский храм на Подоле.  Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх  Илия II ознакомился с жизнью древнейшего храма города Киева, совершил молитву у храмовых святынь.

http://mospat.ru/ru/2011/08/01/news46141...

Сортировать по Исключить новости Такое решение было принято Синодом, на котором обсуждался этот вопрос 10 июня. ПРАВМИР. Грузинская православная церковь (ГПЦ) не примет участие во Всеправославном Соборе, такое решение было принято Синодом, на котором обсуждался этот вопрос. Грузинская Православная Церковь на заседании Священного Синода 10 июня приняла решение не участвовать во Всеправославном Соборе на Крите, передает  РИА Новости со ссылкой на грузинскую телекомпанию «Имеди». Официальные заявления об этом на сайте Церкви на эту минуту отсутствуют, но сообщается о проведении в пятницу заседания Священного Синода. Грузинская церковь и поправки к документам Всеправославного Собора Ранее Синод Грузинской Церкви предложил ряд поправок к документам Всеправославного Собора. 25 мая 2016 года в Патриархии Грузии состоялось очередное заседание Священного Синода Грузинской Православной Церкви. На заседании председательствовал Католикос-Патриарх всея Грузии Святейший и Блаженнейший Илья II. Cbящehhый Синод постановил, что в тексте документа «Таинство Брака и препятствия к нему» следует изменить два пункта. В частности, в 1 части 10 пункта документа «Таинства Брака» и подпункт «А» 5-го пункта «препятствия к браку». 1) 10-тый пункт 1 части документа «Таинство Брака и препятствия к нему» гласит: «Церковь не признает возможным для своих членов заключение однополых союзов, а также вступление во всякую иную форму сожительства, кроме брака. Церковь прилагает все возможные пастырские усилия, чтобы те из ее членов, кто вступает в такие союзы, достигли истинного покаяния и любви, благословенной Церковью». Он должен быть изменен следующим образом: «Церковь не приемлет сексуальный союз между лицами одного пола, а также любую иную форму сожительства, отличимую от христианского брака и осуждает этот грех. Церковь печалится о вечной участи бессмертных душ людей, живущих в этом грехе и направляет все свое пастырское усилие на то, чтобы они осознали всю крайность тяжести этого греха и удалились от него путем истинного покаяния».

http://pravmir.ru/gruzinskaya-tserkov-ne...

Грузинская/Публикации Конституционное соглашение между грузинским государством и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церковью HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Перевод с грузинского: Православие.Ru Конституционное соглашение между грузинским государством и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церковью Грузинское государство (далее Государство), представленное Президентом Грузии, и Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь (далее Церковь), представленная Католикосом-Патриархом всея Грузии, заключают конституционное соглашение. - Грузия восстановила свое историческое место в цивилизованном мире как независимое и демократическое государство. - Грузинская Автокефальная Православная Церковь представляет собой апостольский престол и неотделимую часть Вселенской Православной Церкви. Она автокефальна с V века и ее духовно-административным центром и кафедрой является Мцхета, патриаршие кафедры также в Тбилиси и Пицунде; - Православие, одно из традиционных вероисповеданий Европы, исторически было в Грузии государственной религией, которая сформировала многовековую грузинскую культуру, национальное мировоззрение и ценности; Подавляющее большинство населения Грузииправославные христиане; - Конституция Грузии признает особую роль Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви в истории страны и ее независимость от государства. В соответствии со статьей 9 Конституции Грузии Грузинское государство (далее Государство), представленное Президентом Грузии, и Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь (далее Церковь), представленная Католикосом-Патриархом всея Грузии, заключают конституционное соглашение (далее соглашение): Статья 1 1. Государство и Церковь подтверждают свою готовность сотрудничать, с учетом принципа взаимной независимости, на благо населения страны. 2. Государство и Церковь имеют право заключать соглашения в различных сферах совместных интересов, с целью реализации которых сторонами принимаются соответствующие акты.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Глава I. Грузинская Православная Церковь/ Содержание История Грузинской Православной Церкви 1. Древнейший период истории Грузинской Православной Церкви: крещение грузин, заботы правителей Грузии об устройстве Церкви; вопрос об автокефалии; разорение Церкви магометанами и персами; заступники православного народа — духовенство и монашество; католическая пропаганда; учреждение Абхазского Католикосата; обращение за помощью к единоверной России 2. Грузинский Экзархат в составе Русской Православной Церкви 3. Восстановление автокефалии 4. Католикосы-Патриархи после восстановления автокефалии 5. Духовная жизнь: древнейшие храмы и их святыни; монашество; подвижники, мученики 6. Современное положение Грузинской Православной Церкви: высшая церковная власть; приходское управление; обязанности священника; духовное просвещение и богослужение; пастырское служение среди заключенных; борьба за мир; экуменическая деятельность; Грузинская Православная Церковь и Всеправославные Совещания 7.Отношения между Грузинской и Русской Православными Церквами в прошлом и настоящем Монастыри Грузинской Православной Церкви Епархии Грузинской Православной Церкви Предстоятели Грузинской Православной Церкви Библиография к главе I «Грузинская Православная Церковь» Юрисдикция Грузинской Православной Церкви распространяется на Грузию. Однако «в Грузинской Церкви принято считать, — свидетельствует митрополит Сухумо-Абхазский (ныне Католикос-Патриарх) Илия в своем ответе от 18 августа 1973 года на письмо-запрос автора данного труда, — что юрисдикция Грузинской Церкви распространяется не только на пределы Грузии, но на всех грузин, где бы они ни проживали. Указанием на это нужно считать присутствие в титуле Первосвятителя слова «Католикос». Грузия — государство, расположенное между Черным и Каспийским морями. С запада омывается водами Черного моря, имеет общие границы с Россией, Азербайджаном, Арменией и Турцией. Площадь — 69.700 кв.км. Население — 5.201.000 (на 1985 г.). Столица Грузии — Тбилиси (1.158.000 жителей на 1985 г.). История Грузинской Православной Церкви 1. Древнейший период истории Грузинской Православной Церкви:

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

А. Л. Дворкин Скачать epub pdf XVII. Грузинская Церковь в эпоху позднего средневековья Литература: Papadakis; Meyendorff, The Orthodox Church. 1. Евангелизация и обращение Грузии в IV в. были событиями чрезвычайной важности. Со стороны грузинского народа принятие христианства было целенаправленным и сознательным отказом от персидского зороастризма. Впоследствии этот шаг стал означать и отказ от ислама. И, конечно, обе эти религии никогда не могли примириться с распространением христианства в Закавказье. Несмотря на то что Грузия лежала на перепутье культур и религий и испытывала на себе самые разные влияния, средневековая грузинская культура в целом была направлена в сторону Средиземноморья и Православия и соответственно от арабско-персидского мира и исламской цивилизации. Политические связи Грузии с Византией были весьма тесными и часто подкреплялись династическими браками. Как уже неоднократно подчеркивалось, византийская правящая элита не была этнически однородной. В том числе мы знаем о многих аристократах грузинского происхождения, занимавших самые высокие посты в византийской армии и обществе. Григорий Пакуриан, имперский дука, впоследствии в правление Алексия I Комнена ставший великим доместиком Запада, лишь один пример из многих. Лишь после латинской оккупации империи в 1204 г. и монгольских набегов на христианский Кавказ связи Византии с Грузией начали немного сокращаться. Так же как и другие восточные Церкви, Грузинская Церковь сделалась главным национальным символом народа: ее история неотрывна от истории страны, и она поистине стала «национальной» Церковью. Ее развитие помогло поддерживать и сохранять политический идентитет и самосознание Грузии. Она создала неповторимую грузинскую христианскую культуру и цивилизацию. При том, что городская цивилизация в стране долгое время оставалась неразвитой (даже монархия долгое время существовала без столицы), Грузия смогла создать собственные уникальные литературу и архитектуру. Но, с другой стороны, «национализация» грузинского христианства принципиально отличалась от тех же процессов в других восточных Церквах. В отличие от Армении, коптского Египта или яковитской Сирии, Грузия отказалась отходить от Вселенской Кафолической Церкви Христовой. С начала VII в. Грузия находилась в непрерывном общении со всей полнотой Православной Церкви. С тех пор грузинско-византийские связи приобрели ровность и стабильность и не прекращались уже до самого конца существования Империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним II: Кормление голодных – самая трудная задача, которую взяла на себя Церковь в Греции. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 26 марта – 15 мая Фестиваль «Весна Духовная. На пути к Пасхе». Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 3 апреля Заседание литературно-философских собраний «Отражения»: «История одной дружбы. Переписка епископа Афанасия (Сахарова) с П.Н. Савицким». Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 6 апреля Лекция Левона Нерсесяна: «Мир, озаренный светом рая: надежда в русской иконе эпохи преп. Сергия Радонежского». Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва Май Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним II: Кормление голодных – самая трудная задача, которую взяла на себя Церковь в Греции 02.02.2012 19:46 Версия для печати 26 января Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил о том, что во всех храмах Русской Православной Церкви будут собраны пожертвования в помощь нуждающимся в Греции. Эта православная страна переживает один из самых тяжелых кризисов за всю свою историю: уровень безработицы превышает 17%, многим людям не на что жить. Кормлением голодных занимается Греческая Церковь: в день распределяется около 12 тысяч порций горячей еды, но накормить всех нуждающихся все равно не удается.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010