Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ I [Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь; груз. ], Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении. Современное положение ГПЦ является неотъемлемой частью Вселенской Православной Церкви. Начало ее автокефалии относится к V в. Ее духовно-адм. центром и кафедрой Католикоса-Патриарха является Мцхета, патриаршие кафедры расположены также в Тбилиси и Пицунде. ГПЦ находится в догматическом, вероисповедном и литургическом единении, а также в молитвенно-каноническом общении со всеми Поместными Православными Церквами. Паству ГПЦ в большинстве составляют грузины, а также в нее входят русские, греки, армяне-халкидониты, осетины, абхазы, ассирийцы. Верховным Главой и Правителем ГПЦ в межсоборный период является Католикос-Патриарх всей Грузии, носящий титул «Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский». Его избирает Архиерейский Собор ГПЦ. Интронизация Католикоса-Патриарха проходит в патриаршем кафедральном соборе во имя Двенадцати апостолов Светицховели (груз., букв.- Животворящего Столпа) в древней столице Грузии Мцхете. Знаками отличия Католикоса-Патриарха являются мантия багряного (порфирного) цвета, черный патриарший куколь с крестом и изображениями серафимов на обоих воскрыльях, 2 панагии и наперсный крест. В юрисдикции Католикоса-Патриарха находятся кафедральные соборы Светицховели, Тбилисский Сиони (Успения Пресв. Богородицы), пицундский Успенский собор, Успенский собор мон-ря Гелати, тбилисский Самеба (Св. Троицы) и ставропигиальные мон-ри. Католикос-Патриарх назначает заседания Синода ГПЦ, созывает Церковные Соборы и председательствует на них. Он подписывает постановления Синода ГПЦ и общецерковные документы, устанавливает связи с Предстоятелями и др. Поместных Православных Церквей, а также с главами др. христ. конфессий и иных вероисповеданий.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Виктор Саулкин: Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Сегодня наша церковь вспоминала память благоверных князей Федора Смоленского и  Давида и Константина Ярославских чудотворцев, преподобного Алексея Зосимовского а третьего октября, во вторник, мы с вами чтим память,  молимся князю Михаилу Черниговскому и боярину его Федору - воину и  верному другу святого благоверного князя - мученикам-исповедникам, пострадавшим в Орде за веру христианскую. В те годы, Владимир Леонидович, еще один православный народ стонал под игом иноплеменных - это были единоверные наши братья грузины. А сегодня мы с вами с болью переживаем то, что происходит в эти дни в Тбилиси, в Грузии. Я думаю, что это не просто огорчает, это доставляет нам настоящую боль, как православным людям, которые любят грузинских святых, любят наших единоверных братьев. У нас очень много знакомых среди грузин живущих в Москве, замечательных православных людей, добрых, открытых, искренних. Я думаю, мы можем сказать не только о слушателях " Радонежа " , наверное, большинство русских людей любит  грузинскую культуру. Древняя культура Грузии за  годы совместной жизни в Российской империи, затем в Советском Союзе  ощущается всеми частью нашей единой великой  культуры. Я думаю, никто не может представить наш кинематограф без великого Серго Закариадзе, без его грузинского крестьянина в фильме " Отец солдата " . Блистательных Верико Анджапаридзе, Софико Чаурели, многих грузинских актеров, режиссеров в России  искренне любят. Мы все  любим грузинскую музыку, удивительное грузинское многоголосное пение. И, поэтому то, что сегодня происходит, воспринимаем с болью. Вы знаете, что России несколько дней назад  было нанесено серьезное оскорбление. Скандальный, вызывающий арест наших офицеров, которых объявили шпионами. Офицеров, занимавшихся выводом российских военных баз из Грузии. . И дело не в том, что в Грузии разведывать, особенно, нечего. Те же, кого представили как завербованных русскими  агентов, сапожник, мелкий ресторатор - люди не обладающие доступом к государственным тайнам. Но,  ГРУ, Внешняя разведка - это очень серьезные все-таки организации, чтобы устраивать такой дешевый фарс. Россию явно провоцировали. Саакашвили и его компания сознательно провоцировали Россию на силовые действия. Как иначе можно, Владимир Леонидович,  расценить  слова министра МВД Грузии: - «Россия еще никогда не была такой беспомощной и слабой. Мы всему миру показали слабость России». Целью подобных высказываний и всего спектакля, устроенного в Тбилиси было вывести русских из себя, в надежде на столкновение России с " большим дядей " - Соединенными Штатами Америки. Это напоминает то, как маленький хулиган провоцирует мирного, добропорядочного человека, зная, что за спиной у него стоит банда.

http://radonezh.ru/text/vladimir-makhnac...

Скачать epub pdf Содержание От автора Введение Глава I. Грузинская Православная Церковь История Грузинской Православной Церкви 1. Древнейший период истории Грузинской Православной Церкви 2. Грузинский Экзархат в составе Русской Православной Церкви 3. Восстановление автокефалии 4. Католикосы-Патриархи после восстановления автокефалии 5. Духовная жизнь: древнейшие храмы и их святыни; монашество; подвижники, мученики 6. Современное положение Грузинской Православной Церкви 7. Отношения между Грузинской и Русской Православными Церквами в прошлом и настоящем Монастыри Грузинской Православной Церкви Епархии Грузинской Православной Церкви Предстоятели Грузинской Православной Церкви Библиография к главе I «Грузинская Православная Церковь» Глава II. Сербская Православная Церковь Исторический очерк Сербской Православной Церкви 1. Православная Церковь в королевстве Сербском, Османской империи и в восстановленной Сербии 2. Митрополия-Патриархат в Австро-Венгрии 3. Положение церковных дел в Далмации, Боснии и Герцеговине 4. Черногорская митрополия 5. Церковная письменность и виднейшие сербские церковные писатели прошлого 6. Сербская Православная Церковь в XX веке 7. Современное положение Сербской Православной Церкви 8. Сношения Сербской и Русской Православных Церквей 9. Участие в экуменической и миротворческом движениях Македонская Православная Церковь 1. Краткая история с древнейших времен 2. Обстоятельства провозглашения автономии и «автокефалии» 3. Современное положение Епархии Сербской Православной Церкви Епархии Македонской Православной Церкви Предстоятели Сербской Православной Церкви IV. Предстоятели Македонской Правосланой Церкви Библиография к главе II «Сербская Православная Церковь» Глава III. Румынская Православная Церковь Исторический очерк Румынской Православной Церкви 1. Период раннего христианства на территории современной Румынии 2. Церковь в румынских княжествах до турецкого порабощения 3. Румынская Православная Церковь при османском владычестве 4. Православная Церковь в Валахии и Молдове, объединенных в единое государство Румынию 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Вахитовский район. Церковь Грузинской иконы Божией Матери. Грузинская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Теплая, кирпичная, трехпрестольная церковь. Главный престол – Грузинской иконы Божией Матери, приделы - с правой стороны – святителя Митрофана Воронежского, с левой – Живоначальной Троицы. Первая церковь, освященная в 1702 году, была сожжена в 1774 году повстанцами Е. Пугачева. Заново отстроена в 1838 году. Через четыре года в 1842 вновь уничтожена пожаром. Восстановлена в 1852 году из некачественного кирпича, в результате наружные стены пришлось обшить кровельным железом. В 1908 году по проекту Ф. Бечко-Друзина храм был обнесен художественной решеткой. В начале 1930-х годов церковь была уничтожена и на ее месте в 1936 году построен жилой дом 44 по ул. К. Маркса с отделением связи. По материалам книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани» составитель Г.В.Фролов, - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г. Закрытие общины Грузинской иконы Божией Матери и самой церкви проходило в отличие от других православных приходов города в спокойной обыденной обстановке. На 10 февраля 1927 г. община Грузинской церкви староцерковного течения насчитывала почти 500 верующих. В мае 1929 года в общину Грузинской церкви обратилась община бывшего Феодоровского монастыря с просьбой о слиянии. В июне просьба была удовлетворена, а ровно через месяц Управление Адмнадзора ТНКВД распорядилось, чтобы Госфонд ТНКФина передал Грузинской церкви и кое-что из имущества бывшего Феодоровского монастыря – лампады, подсвечники, Евангелия, два антиминса, кресты, иконы, зимние рамы. Среди икон, переданных в Грузинскую церковь, были: чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, копия с нее, чтимый образ вмч. Феодора Стратилата, икона Святой Троицы, икона св. прор. Божия Илии, икона Б. М. «Троеручица» и местные иконы Казанской Божией Матери и Нерукотворного Спаса с их киотами. Но уже в феврале 1930 г. на заседании Президиум КГСа утвердили закрытие церквей по их «добровольном» слиянии, : «…ввиду материальной несостоятельности, в целях поддержания и укрепления других, ликвидируются религиозные общины… 2. Грузинская… переходит в Петропавловский собор». Столь непопулярная, но необходимая мера верующими Грузинской церкви была воспринята с пониманием, и через день община заявила в ЦИК об оставлении за собой икон, подсвечников, сосудов и прочей церковной утвари и передачи ее по акту церковному совету Петропавловской общины. Опустевшей и опечатанной церкви суждено было стоять довольно долго. 4 марта состоялось заседание Секретариата ТЦИК, где решалась дальнейшая судьба храма. Постановили: «на основании ходатайства закрытие санкционировать, предложить КГСу разработать проект по приспособлению зданий под культучреждения».

http://sobory.ru/article/?object=32425

Как Церковь защищала мир в Южной Осетии «Августовская война» 2008 года не смогла разделить православных Кавказа 8 августа, 2018 «Августовская война» 2008 года не смогла разделить православных Кавказа 8 августа 2008 года – ровно десять лет назад – на Кавказе началась «пятидневная война». В Грузии ее называли вторжением, а в России считали миротворческой операцией по защите Южной Осетии и Абхазии. Конфликт не смог разделить закавказских православных: с самого начала боевых действий церковь пыталась примирить враждующие стороны. «Правмир» вспоминает, как это было. 90-е и 2000-е годы Очаги межнациональной напряженности в Южной Осетии и Абхазии возникли вскоре после развала Советского Союза. В начале 90-х годов две автономные республики объявили о независимости от нового грузинского государства. Грузия не признала отделения двух регионов, что привело к вооруженным конфликтам, завершившимся фактическим отделением непризнанных государств от метрополии. С середины 90-х годов мир в регионе обеспечивали миротворческие контингенты СНГ, в основном состоящие из российских военнослужащих. Ситуация обострилась после прихода к власти в Грузии в 2004 году президента Михаила Саакашвили, объявившего о намерении восстановить контроль центрального правительства над двумя автономными регионами. К 2008 году напряжение достигла максимальной точки: обе стороны обвиняли друг друга в провокациях и попытках нарушить договоренности 90-х годов. 8 августа 2008 года Ранним утром 8 августа части 58-й российской армии вошли на территорию Южной Осетии. Они были призваны защитить миротворческий контингент в республике и жителей столичного Цхинвала и прилегающих сел. По российской версии, грузинские войска накануне обстреливали осетинские села и столицу республики из тяжелого вооружения. По версии Грузии, операции в регионе были ответом на нападения осетинских формирований на грузинские населенные пункты и несанкционированное проникновение через границу российских войск. Утром 8 августа начались бои с применением танков и авиации.

http://pravmir.ru/kak-tserkov-zashhishha...

Интернет-сайт " Грузия Online " оболгал Русскую Церковь РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_77874.html 22 июля 2010 Виктор Малухин Интернет-сайт " Грузия Online " оболгал Русскую Церковь Источник:  http://www.georgiatimes.info/analysis/38758.html Грузия сегодня В Тбилиси по адресу улица Костава, 38 расположена редакция русскоязычного информационно-аналитического портала " Грузия Online " , являющегося одним из инструментов в пропагандистской войне против России, Абхазии и Южной Осетии. Многим памятна попытка экономической диверсии, предпринятой в Москве этим сайтом в конце октября 2008 года. Тогда " сенсационная " информация о якобы грядущем обвале курса российского рубля спровоцировала кратковременную панику в ряде столичных обменных пунктов валюты. Как показало журналистское расследование по горячим следам, " утка " была запущена в Интернет порталом " Грузия online " со ссылкой на респектабельное британское агентство " Рейтер " . Однако сотрудники московского бюро " Рейтер " решительно опровергли сам факт распространения ими подобной провокационной информации. В связи с этой историей в прессе высказывалась догадка о соучастии схваченного за руку тбилисского сайта в антироссийской операции грузинских спецслужб. Недавняя публикация Давида Картвешвили под нравоучительным заголовком " Ересь к храму не ведёт " , появившаяся на сайте " Грузия online " , решает на другом материале всё те же антироссийские задачи всё теми же провокационными методами. И потому достойна внимательного прочтения и анализа, если только адресат новой фальшивки не желает быть вновь грубо обманутым и не хочет стать объектом очередной манипуляции со стороны грузинских спецов по чёрным пиар-технологиям. Итак, тбилисский интернет-портал, определяющий сферу своих профессиональных интересов как распространение " новостей Грузии " , а также экспертных и аналитических оценок по таким проблемам, как " конфликты " , " экономика и финансы Грузии " , " геополитика Кавказа " , " Грузия на пути в НАТО " , неожиданно озаботился вопросом... сохранения чистоты православной веры Русской Церковью.

http://religare.ru/2_77874_1_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Народные обычаи, связанные с церковным календарем Мн. груз. сказания и обычаи были зафиксированы лишь в XIX-XX вв. Трудно определить время возникновения. В наст. время большая часть обычаев, не связанных с церковной традицией, не сохранилась. Историографы отмечали синкретический характер их содержания. Одни ученые (Н. Я. Марр, И. Джавахишвили, В. Бардавелидзе, Т. Очиаури, Дж. Рухадзе, А. Цанава, И. Сургуладзе и др.) уделяли больше внимания языческим пластам древних религ. верований и культов, другие (З. Кикнадзе, А. Лекиашвили и др.) считали их результатом вторичной мифологизации христ. верований, когда изменялись христ., а не дохрист. верования. ГПЦ не принимает распространенные в нек-рых районах Грузии народные представления и обычаи, к-рые противоречат правосл. вероучению, чину богослужения и церковной традиции. В ряде районов Грузии эти традиции сохраняются в виде народных праздников и обычаев. Джвар-хати в Грузии (джвари (груз.- крест) в Хевсурети, Картли, Лечхуми, Раче, хати (груз.- икона) в Пшави и Тушети) называли общинные святилища, позже - престолы христ. церквей, что воспринималось как место пребывания икон и ангелов. Джвари могли называться и небесные патроны церквей (Троица, арх. Михаил, Богоматерь, св. Георгий и др.): Самебис джвари (Троицын крест), Самебис хати (образ Троицы), Мтаварангелозис джвари (крест архангела), Мтаварангелозис хати (образ архангела) и т. д. В горной части Вост. Грузии покровителей общин, а также прихожан называют еще Гвтисшвили (груз.- Сын Божий), Гвтиснабадеби (рожденный Богом), Гвтиснасахи (зачатый Богом). Прихожане назывались также джвариони, т. е. крестовые. Джвар-хати обычно огораживали, внутри помимо храма находились «башня знамени», колокольня, амбар (бегели) и др. хозяйственные постройки. Своеобразной святыней джвар-хати было знамя (дроша), представляющее собой длинный деревянный шест, к вершине к-рого за один конец крепили неск. цветных 4-угольных платков, колокольчик и копье; венчалось знамя металлическим крестом на серебряном шарике (иногда без него). В разобранном виде дроша хранили в храме или бегели, прикасаться к нему могли только знаменосец и священнослужители. В большие церковные праздники знамя, каждый раз сооружаемое заново в полном безмолвии, с крестным ходом выносили во двор и прислоняли к «башне знамени».

http://pravenc.ru/text/168199.html

Блохин В. С. Раздел II. Православие на территории Закавказья Глава 7. Грузинская Православная Церковь 7.1. Возникновение грузинской Церкви. Христианство в Грузии I -V вв. Проблема автокефалии Первыми проповедниками христианства на территории Грузии (Иверии) были святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Поскольку Черноморское побережье часто служило местом ссылки многих неугодных лиц в Римской империи, то проповедь Евангелия осуществлялась здесь ссыльными представителями духовенства, в частности, одним из таких был свт. Климент, епископ Римский, сосланный императором Траяном. Свт. Климент проповедовал христианство в Херсонесе Таврическом. В последующее время христианство распространялось миссионерами, выходившими из пограничных христианских провинций (главным образом, малоазийских), а также через контакты через столкновения грузин с греками-христианами. Массовое крещение грузин произошло в 20-е гг. IV в. благодаря деятельности св. равноапостольной Нины (ум. 335), которая по праву считается просветительницей Грузии. Прибыв в Грузию, она прославила себя святой жизнью и многими чудесами. В 326 г. при царе Мириане христианство было провозглашено государственной религией страны. Мириан построил храм во имя Спаса в столице Иверии – Мцхете, и по совету св. Нины отправил послов к императору Константину Великому , прося прислать епископа и клир. Император Константин прислал в Грузию епископа Иоанна и греческие священники продолжили обращение грузин. Необходимо заметить, что вплоть до своей независимости Грузинская Церковь находилась в каноническом подчинении не Константинопольской, а Антиохийской Православной Церкви. Во второй половине IV в. с греческого языка на грузинский была переведена часть богослужебных книг. При иверском царе Вахтанге I Горгаслане (446 – 499) Грузия достигла своего могущества. В 455 г. он перенес столицу государства из Мцхеты в Тифлис и в новой столице заложил основание знаменитого Сионского Собора. С древних пор и поныне Сионский Собор является кафедральным собором Грузинского Предстоятеля. Среди святынь Собора наибольшей известностью пользуется крест св. Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы и связанный волосами просветительницы Грузии. При Вахтанге в Грузии открылось 12 епископских кафедр, и были переведены на грузинский язык книги Священного Писания Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поиск:   разделы   рассылка Виктор Малухин Интернет-сайт " Грузия Online " оболгал Русскую Церковь Источник:  Грузия сегодня В Тбилиси по адресу улица Костава, 38 расположена редакция русскоязычного информационно-аналитического портала " Грузия Online " , являющегося одним из инструментов в пропагандистской войне против России, Абхазии и Южной Осетии. Многим памятна попытка экономической диверсии, предпринятой в Москве этим сайтом в конце октября 2008 года. Тогда " сенсационная " информация о якобы грядущем обвале курса российского рубля спровоцировала кратковременную панику в ряде столичных обменных пунктов валюты. Как показало журналистское расследование по горячим следам, " утка " была запущена в Интернет порталом " Грузия online " со ссылкой на респектабельное британское агентство " Рейтер " . Однако сотрудники московского бюро " Рейтер " решительно опровергли сам факт распространения ими подобной провокационной информации. В связи с этой историей в прессе высказывалась догадка о соучастии схваченного за руку тбилисского сайта в антироссийской операции грузинских спецслужб. Недавняя публикация Давида Картвешвили под нравоучительным заголовком " Ересь к храму не ведёт " , появившаяся на сайте " Грузия online " , решает на другом материале всё те же антироссийские задачи всё теми же провокационными методами. И потому достойна внимательного прочтения и анализа, если только адресат новой фальшивки не желает быть вновь грубо обманутым и не хочет стать объектом очередной манипуляции со стороны грузинских спецов по чёрным пиар-технологиям. Итак, тбилисский интернет-портал, определяющий сферу своих профессиональных интересов как распространение " новостей Грузии " , а также экспертных и аналитических оценок по таким проблемам, как " конфликты " , " экономика и финансы Грузии " , " геополитика Кавказа " , " Грузия на пути в НАТО " , неожиданно озаботился вопросом... сохранения чистоты православной веры Русской Церковью. Пространный этот опус изобилует, подобно многим иным публикациям портала, довольно комичными для русского глаза стилистическими огрехами и курьёзными нелепицами. Но что совершенно беспрецедентно для жанра журналистского комментария, так это огромное приложение, превышающее по объёму сам авторский текст и представляющее собой ученическое собрание обширных выписок из Апостольских правил и Деяний Вселенских Соборов.

http://religare.ru/2_77874.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_99391.html 31 января 2013 Журналы заседания Священного Синода от 30 января 2013 года Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/2758598.html Официальный сайт РПЦ МП 30 января 2013 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое в 2013 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр Митрополит Среднеазиатский Викентий Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Омский и Таврический Владимир Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Вениамин Архиепископ Хустский и Виноградовский Марк Архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон Епископ Тираспольский и Дубоссарский Савва Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии ЖУРНАЛ 1 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся визите в Русскую Православную Церковь Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. Справка: С 20 по 26 января 2013 года в пределах Русской Православной Церкви находился Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, прибывший в Москву для вручения ему премии Международного общественного фонда единства православных народов " За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества " имени Патриарха Алексия II. Его Святейшество и Блаженство сопровождала делегация Грузинской Православной Церкви, в состав которой, в частности, вошли викарий Католикоса-Патриарха митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор, митрополит Батумский и Лазский Димитрий, председатель Иностранного отдела Грузинской Патриархии митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим.

http://religare.ru/2_99391_1_21.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010