В 1832 году Виленская губерния отошла от Минской к новоучрежденной епархии Полоцкой, а в 1840 году, после второго воссоединения униатов, Минская епархия вошла в границы Минской губернии. По сообщению Дурново " ... Минские архиепископы до сентября 1840 г. имели большей частью пребывание в Слуцком Свято-Троицком монастыре... " . С 1922 года Минская кафедра является митрополичьей. Во второй половине советского периода занимала территорию всей Белорусской ССР. 6 июля 1989 года из Минской епархии были выделены Могилевская, Пинская и Полоцкая епархии, после чего в ведении Минской кафедры остались Минская и Гродненская области. 18 февраля 1992 года были также выделены Гродненская и Новогрудская епархии, после чего границы Минской епархии совпали с границами Минской области. Епархия в 1990-х годах разделялась на 12 благочиннических округов: Минский городской, Минский районный, Вилейский, Мядельский, Воложинский, Борисовский, Слуцкий, Клецкий, Столбцовский, Молодечненский, Солигорский, Логойский. К концу 2000-х число благочиний достигло 25. Настоящее время [ править править код ] 23 октября 2014 года из состава Минской епархии были выделены самостоятельные Борисовская, Молодечненская и Слуцкая епархии, вследствие чего в ведении Минской кафедры остались город Минск и Минский район. Одновременно Минская епархия вошла в состав новообразованной Минской митрополии. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Иконы с частицами мощей святых Божиих угодников: свт. Николая, прп. Серафима Саровского, прп. Евфросинии Полоцкой, мч. Гавриила Белостокского, св. прав. Симеона Верхотурского (храм в честь святителя Николая) Иконы с частицами мощей святых Божиих угодников вв. прмцц. Елисаветы и Варвары, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Екатерины, свт. Тихона Задонского, свт. Луки Крымского, прпп. старцев Оптинских, прп. Иова Почаевского и других святых (храм в честь прмц. Елисаветы) Иконы с частицами мощей святых Божиих угодников св. Пророка, св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, св. апп. Петра и Павла, св. ап. Андрея Первозванного, св. Евангелиста Марка, св. ап. Варфоломея, свт. Иоанна Златоуста и многих других святых (храм в честь иконы Божией Матери " Державная " ) Монастыри [ править править код ] Минский Свято-Елисаветинский женский монастырь [ править править код ] Минский Свято-Елисаветинский женский монастырь

http://azbyka.ru/palomnik/Минск

К нач. 30-х гг. XIX в. большинство населения Виленской губ. были греко-католиками. По утверждению Полоцкого архиеп. Смарагда (Крыжановского) , жителей правосл. вероисповедания в губернии насчитывалось ок. 1 тыс. В Вильне не было ни одной правосл. приходской церкви, действовал только Свято-Духов монастырский храм, в 1838 г. была освящена приписная к нему кладбищенская ц. во имя прп. Евфросинии Полоцкой. 12 февр. 1839 г. в Полоцке состоялся собор епископов униатских Полоцкой и Витебской епархий, к-рый вынес решение о воссоединении с правосл. Церковью (см. Полоцкий собор ), в том же году была образована правосл. Литовская епархия, к-рую возглавил архиеп. Иосиф (Семашко ; с 1852 митрополит), принятый в общение с правосл. Церковью вместе с паствой. В 1840 г. здание католич. костела св. Казимира было обращено в правосл. церковь, освященную во имя свт. Николая Чудотворца. 9 мая 1845 г. кафедра Литовского архиерея, в 1839-1845 гг. находившаяся в жировицком в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , была перенесена в Вильну, кафедральным собором стала ц. свт. Николая. В 1840 г. было создано Брестское вик-ство Литовской епархии для управления приходами на территории Гродненской губ. В 1843 г. в Литовскую епархию вошла территория новообразованной Ковенской губ. и было учреждено Ковенское викариатство . Литовская епархия во 2-й пол. XIX - нач. XX в. Церковь во имя прп. Евфросинии Полоцкой в Вильнюсе. Фотография. 2003 г. Церковь во имя прп. Евфросинии Полоцкой в Вильнюсе. Фотография. 2003 г. До нач. 60-х гг. XIX в. епархия практически не получала средств из российской казны на строительство храмов, местные ресурсы не позволяли осуществлять его в нужном объеме. Положение в корне изменилось после подавления польск. восстания 1863-1864 гг., когда мн. костелы и католич. мон-ри «за содействие мятежникам» главным начальником края М. Н. Муравьёвым были переданы в распоряжение правосл. епархии или закрыты. В 60-х гг. российская казна выделила 500 тыс. р. на строительство 57 храмов в Литовской епархии, кроме того, со всех концов России в край поступали пожертвования. В 1865-1869 гг. были восстановлены древние храмы Вильны, построенные в XIV в.: Успенский митрополичий собор (Пречистенский), ц. вмц. Параскевы Пятницы, ц. свт. Николая, к к-рой пристроили часовню в честь арх. Михаила, в 1851 г. в Свято-Духове мон-ре в существовавшей ранее пещере была оборудована ц. во имя Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия , где поместили мощи этих святых, вновь обретенные в 1814 г. К кон. 60-х гг. XIX в. на территории епархии действовало более 450 правосл. храмов.

http://pravenc.ru/text/158622.html

Кафедральный собор арх. Михаила в г. Лида. 1797 г. Фотография. 2015 г. Кафедральный собор арх. Михаила в г. Лида. 1797 г. Фотография. 2015 г. В Лидском повяте Новогрудского воеводства в кон. 30-х гг. XX в. особенно активно осуществлялась полонизация правосл. приходов. Власти требовали проповедовать Закон Божий по-польски, перейти на польский язык в делопроизводстве, в чем их поддерживал Виленский и Лидский архиеп. Феодосий. Против таких мер выступил бывш. епархиальный миссионер Виленско-Лидской епархии, ставший в 1938 г. настоятелем собора в Лиде прот. Николай Рогальский. По его инициативе 18 мая 1938 г. в Лиде прошел съезд духовенства и псаломщиков Лидского благочиннического округа, к-рый принял резолюцию с осуждением распоряжения архиеп. Феодосия об обязательном преподавании Закона Божия на польск. языке (ГА Брестской обл. Ф. Р-1. Оп. 10. Д. 2824). В ответ на это новогрудский воевода 30 июля 1937 г. запретил прот. Н. Рогальскому деятельность на территории воеводства, после чего прот. Николай уехал из края. Был уволен благочинный Лидского округа прот. Николай Богаткевич, выступивший в поддержку решений собрания духовенства. В период Великой Отечественной войны проявил мужество свящ. Николай Устинович, спасший жителей дер. Гончары Лидского р-на от уничтожения фашистами из-за связей с советскими партизанами. Священник добровольно обрек себя на многомесячное заключение в нем. лагерях в качестве заложника, что, однако, не спасло его от ареста в СССР в 1950 г. по обвинению в антисоветской деятельности. В 1944-1960 гг. половина совр. территории епархии (Сморгонский, Ошмянский, Островецкий и бывш. Юратишковский р-ны) входила в Молодечненскую обл. БССР, с нояб. 1960 г. указанные территории находятся в составе Гродненской обл. В 1948 г. Лида стала 2-й кафедрой Гродненской епархии, новый управляющий которой еп. Паисий (Образцов) при назначении на кафедру получил титул «Гродненский и Лидский»; такой же титул имел следующий архиерей - архиеп. Сергий (Ларин), служивший в Гродно с 1950 г. до упразднения кафедры в февр. 1951 г., когда Гродненская епархия была присоединена к Минской.

http://pravenc.ru/text/2110493.html

План Малого храма в Белгородке. Кон. XII в. План Малого храма в Белгородке. Кон. XII в. Малый храм (кон. XII в.; во имя арх. Михаила?), четырехстолпный, одноапсидный, со скошенными внешними углами, построен, возможно, мастером гродненской архитектурной школы. Оба храма имели полы из поливных плиток «под мрамор», причем пол деревянной церкви на месте Малого храма был также вымощен поливными плитками и шифером. Б. А. Рыбаковым под Малым храмом открыто погребение в белокаменном саркофаге романского стиля с чешуйчатой кровлей, что позволило ему предположить, что церковь возвели над кельей и погребением еп. Максима. Работами 2-й пол. XX в. (Г. Г. Мезенцева и др.) доказано, что в X в. было построено на месте более древнего мысового слав. городища. Открыто множество жилых и хозяйственных построек домонг. времени, гончарные и кузнечные мастерские; за валами изучен дружинный некрополь X - нач. XI в.; среди находок свинцовые вислые княжеские и митрополичьи печати-буллы. Работы на городище в наст. время продолжаются. Лит.: Раппопорт П. А. Русская архитектура X-XIII вв. Л., 1982. С. 28-29; Линёва Е. А. Вопросы развития и типологии Белгорода Киевского//Древнерусский город. К., 1984; Пуцко В. Г. Бiлropoдcьka гривна//Cmapoжumhocmi Pyci-Ykpaïhu. К., 1994. С. 193-198. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: КИЕВ столица Украины, административно-территориальная единица, политический, социально-экономический, культурный, научный и правительственный центр страны, кафедра Киевской митрополии УПЦ АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ ЕПАРХИЯ основана в древнерус. время с центром в г. Владимире-Волынском на р. Луге, правом притоке Зап. Буга

http://pravenc.ru/text/77864.html

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Вильне. Гравюра. Кон. XIX в. (РГБ) Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Вильне. Гравюра. Кон. XIX в. (РГБ) При архиеп. Макарии (Булгакове ; 1868-1879), сменившем на кафедре митр. Иосифа, в епархии были построены и переделаны в православные 293 приходские церкви. Архиеп. Макарий ввел выборность благочинных, при нем регулярно проходили епархиальные, благочиннические и училищные съезды. В 1898 г. Литовскую кафедру занял архиеп. Иувеналий (Половцев) , придававший большое значение устроению монашеской жизни. По его ходатайству перед Синодом в 1901 г. был возрожден Березвечский в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь, значительно увеличилось число насельников виленского Свято-Духова мон-ря, священноархимандритами к-рого являлись Виленские архиереи. В 1909 г. при виленском православном Свято-Духовском братстве был учрежден церковно-строительный комитет, к-рый взял на себя заботу по организации сбора средств на храмоздательство в епархии. В 1899 г. в связи с учреждением Гродненской кафедры (см. Гродненская и Волковысская епархия ) территория Гродненской губ. была исключена из Литовской епархии, прекратило существование Брестское вик-ство. Церковь во имя арх. Михаила с церковноприходской школой в Вильнюсе. 1895 г. Фотография. 2003 г. Церковь во имя арх. Михаила с церковноприходской школой в Вильнюсе. 1895 г. Фотография. 2003 г. Во время управления Литовской епархией архиеп. св. Тихоном (Белавиным ; дек. 1913 - июнь 1917; впосл. Патриарх Московский и всея России) была открыта церковь при штабе военного корпуса в Вильне, заложена ц. во имя ап. Андрея Первозванного в с. Андроны Дисненского у., построены храмы в Дисне и в мест. Угорско-Богинское (Богино). Представители имп. семьи в разные годы неоднократно посещали Вильну, участвовали в богослужениях в местных храмах, 24-25 сент. 1914 г. по пути на фронт Вильну посетил почетный председатель Виленского братства имп. св. Николай II Александрович . Духовные учебные заведения Вильна. План части города с показанием существоваших и ныне находящихся в нем православных храмов, монастырей и часовен " . Литография. 1874 г. (ГИМ)

http://pravenc.ru/text/158622.html

Одним из результатов воссоединения униатов с Православием на Полоцком Соборе стало образование на белорусско-лит. землях правосл. епархий. 22 янв. 1840 г. было учреждено Брестское вик-ство Литовской епархии, в 1900 г. преобразованное в Гродненскую епархию . В 1921-1939 гг. территория совр. Б. и К. е., являвшаяся частью Польши, входила в Полесскую епархию Польской Православной Церкви. После присоединения Зап. Белоруссии к СССР указом Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) в марте 1941 г. было создано Брестское вик-ство Гродненской епархии, к-рым до марта 1942 г. управлял еп. Венедикт (Бобковский) , живший в Жировицком мон-ре . В 1942-1944 гг. Брестскую викарную кафедру занимал еп. (с 1943 архиепископ) Иоанн (Лавриненко). Нем. оккупационными властями Брестщина была включена в состав рейхскомиссариата «Украина»; самопровозглашенная неканоническая Украинская автокефальная Православная Церковь открыла в Бресте викарную кафедру, к-рую занимал лжеепископ Георгий (Коренников). 1944 г.- нач. XXI в. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на освящении церкви в честь Воскресения Христова. Фотография. 2001 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на освящении церкви в честь Воскресения Христова. Фотография. 2001 г. Б. и К. е. была учреждена в 1944 г., после освобождения Белоруссии от нем. войск. 8 сент. того же года во епископа Брестского был хиротонисан Паисий (Образцов) , вскоре переведенный на Саратовскую кафедру. 26 февр. 1945 г. во епископа Брестского и Кобринского хиротонисали Онисифора (Пономарёва) , в окт. 1945 г. назначенного на Калужскую кафедру. В 1946 г. епархией управлял Минский и Белорусский архиеп. Василий (Ратмиров) . 3 июня 1948 г. епископом Брестским и Кобринским был вновь назначен еп. Паисий (Образцов), 18 нояб. 1948 г. переведенный на Гродненскую кафедру, после чего территория Б. и К. е. вошла в Гродненскую, а в 1952 г.- в Минскую епархию.

http://pravenc.ru/text/153417.html

В период оккупации ряд священнослужителей пострадали как от нем. властей, так и от советских партизан. В 1943 г. в застенках гестапо принял мученическую кончину клирик Спасо-Преображенского собора в Слониме свящ. Василий Малишевский. В этом же году в концентрационном лагере в Колдычеве под Барановичами был замучен со своей супругой настоятель храма Рождества Пресв. Богородицы в с. Ятра свящ. Борис Кирик. Отец Борис и его супруга были убиты за оказание помощи партизанам. В 1942 г. в праздник Воздвижения Креста Господня был убит партизанами настоятель Петропавловской ц. в с. Валевка Новогрудского р-на свящ. Антоний Калиновский. Батюшку расстреляли за то, что в проповеди он обличил партизан за мародерство и грабеж местных жителей. В 1944 г. бойцами польск. Армии Крайовой был убит настоятель Александро-Невской ц. в дер. Крево прот. Михаил Левончук вместе с дочерью и племянницей. Причиной расправы стало выступление священника в защиту Православия, против «ополячивания» правосл. белорусов. После окончания Великой Отечественной войны территория Новогрудской епархии входила в состав Гродненской епархии (упразднена в 1952), затем Минской епархии. В 1954 г. на территории Дятловского, Кореличского, Новогрудского и Слонимского районов насчитывалось 47 церквей, служение совершал 31 священник. В 1957 г. имелось 77 церквей, служили 43 священника. Согласно отчетам уполномоченных Совета по делам РПЦ по Гродненской обл., в Слонимском и Дятловском районах совершалось большое количество таинств Крещения и Брака. Так, во всех храмах Гродненской обл. в 1958-1959 гг. было совершено 1551 крещение, из них 753 крещения (48%) отмечено в храмах на территории Слонимского и Дятловского районов. Из 330 таинств Брака по области 155 (46%) было совершено в храмах Слонимского и Дятловского районов. В 1959 г. в ходе нового этапа гонений на Церковь началось массовое закрытие храмов. В 1961 г. на территории Дятловского, Кореличского, Новогрудского и Слонимского районов действовали 49 церквей, служили 40 священников и 2 диакона. В Слониме был взорван величественный Спасо-Преображенский собор, в Сморгони разрушен Спасо-Преображенский храм, обращена в склад Воскресенская ц. в Ошмянах, переоборудован под архив Борисоглебский собор в Новогрудке. К 1 янв. 1965 г. на территории названных районов, составлявших Новогрудское благочиние Минской епархии, действовали 33 храма. Прихожане ц. прор. Илии в дер. Суринке Слонимского р-на на протяжении 28 лет боролись за сохранение храма. Власти сняли настоятеля прихода с регистрации, закрыли церковь и пытались превратить ее в склад. Однако жители Суринки стояли на защите своей святыни. До открытия храма в 1988 г. суринцы оберегали его и даже сумели отремонтировать. В 1991 г. на территории 4 районов, ныне образующих Н. и С. е., действовали 24 храма, совершали служение 26 священников.

http://pravenc.ru/text/2577813.html

20 марта 2023 г. Константинопольский патриарх Варфоломей прибыл с визитом в Литовскую Республику. На следующий день – 21 марта – он провел встречи с представителями литовского правительства, руководством Католической Церкви в Литве, а также с 5-ю бывшими священниками Литовской епархии РПЦ, в начале 2023 г. перешедшими в Константинопольский патриархат, членами литовской, украинской, белорусской и греческой православных сообществ, которые проживают в Литве. Патриарх Варфоломей подписал совместно с премьер-министром Литовского правительства Ингридой Шимоните соглашение о создании в этой стране структуры Константинопольского патриархата – епархии. Соглашение предусматривает строительство и безвозмездную аренду у государства храмовых помещений, осуществление миссионерской, просветительской и благотворительной деятельности. Клирики Константинопольского патриархата получат такой же правовой статус, как и священнослужители других традиционных для Литвы христианских конфессий. Во время подписания соглашения Ингрида Шимоните, помимо прочего, заявила, что епархия Константинопольского патриархата позволит белорусам, «которые переехали в Литву из-за репрессий на родине», «исповедовать православную веру без конфликта с совестью». Без сомнения, речь идет о формировании в новосоздаваемой епархии, так сказать, белорусского отделения, призванного проецировать на БПЦ фанарское влияние и тем раскалывать ее со всеми вытекающими каноническими, духовными и политическими последствиями. Первые плоды действий патриарха Варфоломея в Литве уже появились. Два священника Белорусского Экзархата – Александр Кухта (Минская епархия) и Георгий Рой (Гродненская епархия) – объявили о переходе во Вселенский патриархат, мотивировав свой поступок неудовлетворенностью церковной жизнью в РПЦ и несогласием с деятельностью ее священноначалия. Первую службу на белорусском языке эти священники провели на Пасху 16 апреля. По итогам визита патриарха Варфоломея в Литву приходится ожидать с оздания Литовским правительством условий, при которых продолжение деятельности Литовской епархии РПЦ будет затруднено. БПЦ стоит готовиться к тому, что среди белорусского духовенства и мирян будет активно распространяться пропаганда, направленная против Русской Церкви и правительственных кругов Республики Беларусь.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/19/beloru...

6) Что касается вопроса, которые из прописанных выше статей содержания пожалованы лично, я не могу сего определить, так как в правительственных распоряжениях это слово не употреблено. Но если слово лично означает содержание, дарованное лицу, а не месту, то, кажется, все в предыдущих пунктах указанные статьи содержания есть личные, кроме пункта 2, так как преосвященный Михаил от фундуша управляемого им монастыря, кроме собственного содержания, обязан содержать и Бытенский монастырь. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 21 января за 84, с мнением о возведении в классы монастырей Литовской епархии и касательно оставления некоторых за штатом Отношением, от 17 сего января за 346, ваше сиятельство требуете моего мнения: которые из монастырей Литовской епархии оставить штатными и в каких классах, равно не окажется ли удобным и возможным по неполному комплекту иноков в сих монастырях, некоторые из них приписать к другим монастырям, и сии приписные монастыри поддерживать пособием монастырей штатных. По Литовской епархии считается 9 мужских и 2 женских монастыря. Если принять в уважение пространство сей епархии в двух губерниях и одной области, то означенные 9 монастырей можно сравнить с 3 монастырями, оставляемыми для епархии, заключающихся в пределах одной губернии. Посему необходимо, кажется, поддержать все монастыри Литовской епархии, тем более, что сии, так сказать, твердыни Православия нужнее, нежели где-либо, в Литве, среди иноверного населения. Монастыри сии, со взятием в казну фундушей, не могут иметь здесь никакого или почти никакого стороннего дохода, так как местное население всё, или по крайней мере зажиточнейшее, состоит из иноверцев, и потому оставление их заштатными будет равносильно упразднению. Нельзя забывать ещё, что в пределах Литовской епархии цена продовольствия вдвое, а в иных местах втрое дороже против других епархий. Кроме того, все монастыри Литовской епархии, за исключением Сурдецкого и Гродненского, имеют огромные церкви и монастырские здания, коих приличное поддержание обойдётся весьма дорого. Обе сии статьи не могут быть приведены в сравнительное положение с монастырями других епархий иначе, как остатками от неполного числа монашествующих, по смыслу 3 примечания к штатам, в 1 день сего января Высочайше утверждённым. Посему, кажется невозможным возлагать содержание заштатных монастырей на монастыри, которые получат штатное содержание. Излишние монашеские вакансии по монастырям заняты будут полезнейшим образом: временным назначением на оные причётников для образования дьячков, в которых Литовская епархия особенно нуждается, помещением духовных, подвергаемых исправлению, иногда призрением престарелых или беспомощных увечных священно и церковнослужителей, а в монастырях женских – призрением сирот женского пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

XV - кон. XVI в. были периодом активного участия русско-литов. правосл. магнатов и горожан в жизни гродненских правосл. храмов и мон-рей. Материальное благосостояние мн. правосл. храмов и мон-рей поддерживали данные им властями привилегии в торговле солью и воском, а также земельные пожалования (в частности, в 1529 кор. Сигизмунд I выделил часть доходов с королевских имений для содержания богадельни при Борисоглебской (Коложской) ц., одновременно Пречистенская, Воскресенская, Троицкая и Крестовоздвиженская церкви Гродно получили земельные пожалования в Ольшанском урочище). В нач. XVI в. в Гродно существовали правосл. церкви: монастырская Борисоглебская (XII в.), Воскресенская каменная (XIII - нач. XIV в.), входившая в замковый комплекс (после пожара в 1613 отстроена на территории города), Пречистенская соборная (XII в.), при к-рой с 1565 г. существовали госпиталь и богадельня, а также Николаевский костел. В 1558-1560 гг. королевские ревизоры С. Дыбовский и Л. Война при инвентарном описании Гродненской экономии назвали в Гродно 5 церквей, 2 костела и синагогу (Писцовая книга Гродненской экономии. Ч. 2. Вильна, 1882. С. 87, 88). Кроме Пречистенской соборной и Борисоглебской монастырской церквей существовали Крестовоздвиженская на Подоле, отданная в 1674 г. кармелитам, Троицкая (на Немецком рынке, известна с 1511), Николаевская (на юж. окраине). Упоминаются также Симеоновская (позже на ее месте построен иезуитский костел) и Малая Коложская. В кон. XVI в. в Гродно и пригороде действовало 9 правосл. церквей, Коложский муж. мон-рь во имя св. князей Бориса и Глеба, а также 3 костела, 2 католич. монашеских ордена. В 1591 г. в Гродно было учреждено правосл. братство с типографией и школой для обучения детей «письму греческому и русскому, арифметике». С 1536 г. известен правосл. Пречистенский храм в Волковыске. В XVI в. были возведены правосл. церкви в честь Рождества Пресв. Богородицы в Мурованке (совр. Щучинский р-н) и во имя арх. Михаила в Сынковичах (совр. Зельвенский р-н).

http://pravenc.ru/text/168161.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010